Научно методическая разработка «Система работы воспитателя в группе продленного дня по развитию связной речи у обучающихся»
методическая разработка (2 класс) по теме

Нукало Ольга Владимировна

 Данная научно-методическая работа  раскрывает роль работы по развитию речи у обучающихся с нарушением зрения. Включает в себя ситему работы по диагностике и развитию связной речи детей в группе продленного дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchno_metodicheskaya_razrabotka.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Начальная школа-детский сад компенсирующего вида»№1

Научно методическая разработка

«Система работы воспитателя в группе продленного дня

 по развитию связной речи у обучающихся»

Подготовил:

Воспитатель в ГПД

О.В. Нукало

Воркута

2009 г.

Введение

Речь-средство человеческого общения. Общение - один из важнейших фактов общего психического развития ребенка. Только в контакте с взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Овладение родным языком как способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в школьном возрасте. Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении младших школьников. Актуальность данной проблемы заключается и не только в этом. Как известно, у детей с нарушенным зрительным восприятием, плохо развиты некоторые познавательные психические процессы, в том числе и мышление, являющееся в младшем школьном возрасте доминирующим процессом, влияющим непосредственно на развитие речевых функций и успеваемости детей вцелом.

Развитие речи младших школьников, как и человека в целом, всегда было и будет актуально.

Одной из главных задач педагогов, в том числе и для меня, является полноценное развитие всех психических процессов, и речи в частности, у каждого ребенка.

Исходя из этого, целью моей работы стало создание банка игр и игровых упражнений, способствующих развитию речи детей младшего школьного возраста.

Для   достижения   поставленной   цели   необходимо   реализовать следующие задачи:

1.  Изучение  психолого-педагогической  литературы  по  данной проблеме;

2. Выявить индивидуальные особенности речи у младшего школьника;

3. Выявление уровня развития речи учащихся моего класса для организации систематической, целенаправленной работы;

4. Сделать подборку игр и игровых упражнений, способствующих развитию речи у детей младшего школьного возраста.

Объектом исследования является познавательная сфера в структуре личности (т.е. речь).

Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития речи детей младшего школьного возраста.

Речь считается одним из сложных психических процессов, для развития, которых требуются большие усилия, использование различных средств и методов, а так же большое количество времени.

Теоретическая часть

Чтобы стать высокообразованным, человек должен владеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главных задач начальной школы - формирование правильной речи детей. Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Об одной из общих задач развития речи детей Тихеева Е.И. писала так: « Прежде всего, и главным образом надо заботится о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии их всего этого язык утрачивает свою цену и значение».

Приоритетным направлением в своей работе я выбрала тему: «Игры и игровые упражнения, как средства активизации речевой деятельности детей младшего школьного возраста». Свою работу я начала с повышения педагогического уровня путем самообразования. Изучила литературу по данной теме. Краткие очерки из изученной и переработанной литературы, (см. список литературы), по данной проблеме я внесла в свою работу.

Речь - сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком.

Для детской психологии представляет интерес прежде всего место речи в системе высших психических функций ребенка - в ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями и т. д.; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности. Большинство психологов рассматривает речь как речевую деятельность, выступающую или в виде целостного акта деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность.

Главная функция речи состоит в том, что она является инструментом мышления. Виды мышления ребенка, как и человека вцелом, связаны с необходимостью использования более или менее развернутых рассуждений Таким образом, речь- это сложная структура человеческой психики, основная форма выражения мысли, имеющая свою структуру, виды, особенности. Исключительно важная особенность речи - неразрывная связь с мышлением. Выделяя, что-то общее в предметах и явлениях окружающего мира, ребенок обозначает его словами. Через слово ребенок впервые узнает то, чего еще не видел. В системе языка за каждым, словом закреплено определенное значение. Значение слова - это всегда обобщение. Ребенок мыслит при помощи языка, пользуясь словами, таким образом, речь - есть форма мышления.

Содержание и форма речи человека зависят от его возраста, ситуации, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояний. С помощью речи обучаемые изучают учебный материал, общаются, влияют друг на друга и воздействуют на себя в процессе самовнушения. Чем активнее обучаемые совершенствуют устную, письменную и другие виды речи, пополняют свой словарь, тем лучше уровень их познавательных возможностей и культуры.

С поступлением ребенка в школу в число ведущих наряду с общением и игрой выдвигается учебная деятельность. В развитии детей младшего школьного возраста этой деятельности принадлежит особая роль. Именно она определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой и общения. Расширяются сферы и содержание общения младших школьников с окружающими людьми.

Высказывания младшего школьника, как правило непосредственны. Часто это речь-повторение, речь-называние; преобладает сжатая, непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь. Однако школьный курс способствует формированию произвольной, развернутой речи, учит ее планировать.

Педагог ставит перед учащимися задачу научиться давать полные и развернутые ответы на вопрос, рассказывать по определенному плану, не повторяться, говорить правильно, законченными предложениями, связно пересказывать большой по объему материал. Реализация данных требований должна осуществляться в тесном взаимодействии с воспитателем в ГПД.

Дети в возрасте от 9 до 11 лет в среднем употребляют около 5000 новых слов. Ребенок школьного возраста употребляет слово точнее по его значению, семантические знания все лучше систематизируются и располагаются в иерархию. Взрослея, ребенок все лучше может объяснить значение слова. Например: в начале ребенок характеризует слово по его функциям или внешнему виду, позже характеризует более абстрактно, употребляет синонимы, разделяет предметы по категориям. Это означает, что дети более старшего возраста умеют абстрактно объяснять значение слов, переходить от значения, основанного на собственных ощущениях и опыте, к более обобщенному, полученному из информации других людей.

Заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что и слова, усваиваемые детьми, распадаются на два разряда. В первый из них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятся слова, которые человек понимает, связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием.

Каждое слово, выученное ребенком кажется ему важным. Часто новое слово имеет общий корень с уже знакомым словом, поэтому ребенку легче его запомнить. Если ребенку школьного возраста помочь понять, чем одни слова связанны с другими, их словарь быстро увеличивается.

Психолог И. Ю. Кулагина связывает развитие речи младших школьников и умения читать и писать с изменением мышления и понимания учащихся. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логического размышления школьник поднимается, до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Происходит усвоение и активное использование речи как средства мышления, для решения разнообразных задач. Развитие идет успешнее, если ребенка обучают вести рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мысли и называть полученный результат.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что речь детей в младшем школьном возрасте претерпевает различные изменения и всесторонне развивается под воздействием учебного процесса. Раскрывается все функции речи, а это значит, что ребенок учится планировать, высказывать свои замыслы языковыми средствами.

Главное различие между ребенком дошкольного возраста и школьником -это различие основных ведущих видов деятельности. В дошкольном возрасте -игра, в школьном - учение. Но в младшем школьном возрасте, игра детям более близка и понятна. Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу, выделив методы и принципы и средства развития речи (см. Приложение 1), я пришла к выводу, что развитие любого познавательного психического процесса у младшего школьника будет протекать более эффективно, если педагог будет использовать в своей работе наиболее интересные виды деятельности для данного возрастного периода, в том числе игру и игровые упражнения, вызывающие у детей интерес и мотивацию.

Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Игра - контрольное мерило проявления всех важнейших черт ребенка как личности. Ни в каких других видах деятельности ребенок не проявляется с такой отдачей своих психофизических, интеллектуальных ресурсов, как в игре.

К.Д. Ушинский говорил, что игра - своеобразный род деятельности, при этом свободной и обязательной сознательной деятельности. Для ребенка игра - действительность, гораздо более интересная, чем та, что его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее, а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание. Вся жизнь ребенка - игра, и поэтому игровое действие в процессе обучения для него естественно.

А так как одной из главной задачей педагога является не только формирование мотивации к учению, но полноценное развитие всех психических процессов (речь, мышление, памяти, восприятия, внимания), воспитателю в ГПД необходимо совершенствовать методы и примы работы, включать в индивидуальные и групповые занятия игры и игровые упражнения для развития всех психических процессов. Ведь игра- это не самоцель, а средство воздействия на ребенка, звено в общей системе его восприятия. Поэтому, игра, проводимая с целью развития речи, всегда  должна сохранять положительно воздействующий заряд, на все стороны психофизического развития ребенка.

Основная особенность дидактической игры определена их названием -это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательные занятия дидактической игры не выступает, открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму от той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности интеллектуальных операции, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задач учебного характера - обучающей задачи. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, а возможность проявить активность, добиться результата. Дидактическая игра побуждает ребенка быть внимательным, запоминать классифицировать, уточнять свои знания.

Таким образом, отличительная особенность дидактических игр, направленных на развитие речи - возможность обучать детей младшего школьного возраста посредством активной и интересной для них деятельности.

Так же существуют упражнения, направленные па развитие речи у детей младшего школьного возраста. Упражнения, среди практических методов, отличается наибольшей эффективностью. Упражнение представляет собой планомерно организованное выполнение действий с целью овладения ими, повышения их качества.

Постепенное и систематическое упражнение и как следствие -закрепляемые навыки - надежнейшее средство успешного и продуктивного труда. Достоинство данного метода состоит в том, что он обеспечивает эффективное формирование умений и навыков, недостаток - в слабом выполнении побуждающей функции, но несмотря на это упражнения продуктивно используются для развития речи у детей младшего школьного возраста.

Различают несколько видов упражнений;

Специальные - многократно повторяемые упражнения, направленных на формирование отдельных психических сторон, формирование учебных навыков;

Произвольные упражнения - способствуют повторению и закреплению ранее  сформированных  навыков;  заставляют рассуждать,  вспоминать, думать; Комментированные упражнения - смысл заключается в том, что учащиеся комментируют   выполняемые   действия,   вследствие   чего   они   лучше осознаются и усваиваются.

Устные упражнения так лее широко используются для развития речи. Они связаны с развитием культуры речи, логического мышления, познавательных возможностей учащихся.

Все выше перечисленные виды упражнений очень часто используются на уроках и занятиях в начальной школе, но чаще, особенно при групповой и индивидуальной работе, используются произвольные упражнения, заставляющие думать, вспоминать, рассуждать.

С этих позиций анализируются детские игры в работах русского педагога и психолога П.Ф. Каптерева. Особое внимание педагогов он обращает на значение игр в воспитании у школьников сосредоточения мышления и логических операций и вследствие чего речи (анализа, синтеза, индукции, дедукции и других), сосредоточения внимания, наблюдательности, сообразительности, творчества.

Анализ коррекционно-развивающих ресурсов детских игр приводит к выводу об их большой значимости и ценности в решении задач профилактики, диагностики и коррекции неблагополучий в познавательном развитии младших школьников и развитии речи.

Таким образом, для педагога начальной школы, игра и игровые упражнения могут стать одним из инструментов развития школьно-значимых психологических и психофизических функций учащихся, активизации их познавательных способностей, воспитания устойчивого интереса к интеллектуальной деятельности и потребности в ней посредством развития и активизации речи.

Практическая часть

В ходе воспитания и обучения детей существуют объективные условия, помогающие развивать речь младших школьников. Существует зависимость между развитием речи школьников с нарушением зрения и созданием специальных условий для их развития. Одним из основных приемов развития речи я выделила игры и игровые упражнения. Гипотеза, которую я выдвинула, звучит следующим образом: развитие речи младших школьников будет более эффективным, если систематически целенаправленно использовать специально подобранные игры и игровые упражнения, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, а также на активное включение каждого ребенка в деятельность.

Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в школе является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, вступать в речевое общение. Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу по речевому развитию детей с нарушением зрения, я пришла к выводу, что пребывание ребенка в группе продленного дня может помочь не только процессу становления личности, но и развитию изучаемого познавательного психического процесса.

Продленный день - неизмеримый потенциал развивающего и воспитательного воздействия на ребенка, но реализуется он лишь при условиях высокой организации работы группы продленного дня и максимального использования всех предоставляемых режимом продленного дня возможностей. Важнейшим требованием в режиме группы продленного дня является обеспечение урочной и внеурочной деятельности учащихся. Проблема была выявлена мною с помощью учителя класса.

Наблюдение в первом классе (2004 г.) выявило проблему -недостаточный уровень развития речи у детей. В классе зарегистрировано 13 учащихся (диагностика и эксперимент проводился с 12 детьми). Общий уровень развития учебных навыков довольно хорошо сформирован.

Особенностью данного класса является высокий интеллектуальный потенциал учащихся, стремление получать новые знания и новую информацию, очень плотный график учебы и посещение различных кружков. Но, несмотря на это наблюдается недостаточный уровень развития речи (особенно словарный запас). Поэтому я решила, что буду работать над развитием речи.

Вся работа по диагностированию и развитию осуществлялась в группе продленного дня.

В ходе работы мною были определены этапы, поставлены задачи на каждый этап.

Основная цель данной работы: выявление с помощью специальных игр и игровых упражнений особенностей речи и возможностей их развития.

Для реализации данной цели я определила 3 этапа деятельности:

1-й этап - диагностический;

2-й этап - формирующий;

3-й этап - контрольный.

Для проведения диагностического этапа была отобрана методика, состоящая из четырех субтестов по исследованию развития мышления (речи) у детей младшего школьного возраста.

Методика определения уровня умственного развития младших школьников предложена Э.Ф. Замбицявичене.

Тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания, подобранные с учетом программного материала начальных классов.

(Описание выбранной диагностики см. в Приложении 2).

В ходе диагностического этапа была проведена диагностика по методике Э.Ф. Замбицявичене, которая состоит из четырех субтестов, цель каждого из которых указана в Приложении 2.

Для выявления уровня развития речи (мышления каждого ученика) диагностика проводилась с каждым учеником индивидуально. В ходе исследования детям предлагались карточки с различными заданиями по каждому субтесту. При обработке результатов исследования для каждого    ребенка подсчитывалась сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов и общая бальная оценка за выполнение четырех субтестов вцелом. Результаты диагностического эксперимента были зафиксированы в круговой диаграмме (см. Приложение 3).

На основе анализа распределения индивидуальных данных были выбраны уровни успешности.

Таким образом, основываясь на предложенных уровнях успешности, можно сделать вывод, что в моем классе на начало работы: 18% детей с высоким уровнем развития речи, 18% со средним, 37% с низким и 27% с очень низким уровнем развития речи.

Изучив уровень развития речи детей всего класса (2005 г.), изучив условия сопутствующие учебной деятельности, я вышла на необходимость проведения целенаправленной работы по развитию речи.

Исходя из данных, полученных в результате диагностического этапа, мною была определена цель формирующей работы: повышение уровня развития речи посредством систематических групповых и индивидуальных занятий с использованием игр и игровых упражнений по развитию речи.

Работа по развитию речи была эффективной, так как мною был подобран соответствующий материал: игры по развитию речи, игровые упражнения (их источники), с учетом индивидуальных особенностей детей со зрительной патологией, (см. Приложение 4).

Все индивидуальные и подгрупповые занятия были построены в форме игры. В ходе игры ребенок забывается, что он специально обучается и процесс развития идет с наименьшими затратами.

Формирующая работа была направлена на повышение уровня речи на основе активности, самостоятельности и участия в процессе обучения каждого ребенка как субъекта деятельности. В процессе формирующей работы делала упор непосредственно на развитие устной речи.

Реализация целей формирующего этапа проводилась на протяжении всех режимных моментов в течение дня. Во время прогулки я использовала,  

  помимо игр и игровых упражнений, сопутствующий метод развития речи наблюдение. Наблюдение позволило детям не только обогатить словарный запас, но и научиться выделять существенные и несущественные признаки предметов и явлений. Например, наблюдение за изменениями в явлениях природы, временами года. В свободное от занятий время детям предлагались индивидуальные карточки и сопутствующие к ним инструкции. Эти карточки требовали от детей умения подбирать к словам синонимы, антонимы, подбирать по иллюстрации и фразеологизмы, крылатые выражения. Так же детям предлагались настольные игры и познавательные папки дидактического характера (например, из истории предметов). Они любимы детьми, так как содержат яркий иллюстративный ряд и доступный материал познавательного характера. ( См. Приложение 6).

У детей с нарушением зрения скудный словарь признаков, поэтому в ходе формирующей работы я использовала игры и сопутствующие упражнения на развитие речи необходимые для обогащения словарного запаса детей. Например, такие игры как «Вопросы и ответы», «Общие свойства». «Поезд из слов», « Что можно добавить?», «Фраза по кругу» и т.д. (см. Приложение 4, 5). Цель этих игр: возможность обогатить словарь равномерно, сразу по всем направлениям; упорядочить словарь ребенка по основным группам лексика - грамматических слов и упражнений.

Также я использовала в своей работе упражнения по названию признаков отдельных предметов, действия, явлениях, признаков действий с целью обогатить речь детей, сделать ее более образной и выразительной, развить наблюдательность ребенка и уточнить представления о самих предметах и их особенностях.

Внеклассные мероприятия, проводимые мною в виде путешествий (см. Приложение 6), клубных часов, турниров (см. Приложение 11), устных журналов (см. Приложение 8), групповых занятий (см. Приложение 9,10) помогли детям активизировать и научиться применять полученные знания на практике.

 В продолжение учебного материала мною была проведена работа по обогащению и систематизации понятийных лексических групп детьми.

Обогащение словарного запаса детей и уточнение понимания значения тех или иных слов, невозможно было осуществлять без использования заданий в виде игры и игровых упражнений по работе с синонимами. ( см. Приложение 12).

Работа с синонимами обогатила словарный запас детей моего класса, улучшила понимание вносимых синонимами дополнительных оттенков значений слов, позволило овладеть синонимами, правильнее и точнее выражать свои мысли, избегать неудачных и даже неправильных выражений.

Также не менее важны были используемые задания по развитию понятия об антонимах. Эти упражнения развили у детей умение достаточно точно понимать значение слов, чувствовать противоположное значение слов, используемых в устной речи.

Упражнения и игры с использованием слов с переносным значением и фразеологических фраз были наиболее интересны детям. Эти игры и упражнения помогли детям разобраться в смысловом значении слов, позволили научиться предельно кратко и точно характеризовать предмет или явление.

Основные методы и приемы обогащения и систематизации лексического словаря, применяемые на занятиях по развитию речи с детьми младшего школьного возраста и их особенности, были занесены мною в (Приложение 12.)

По окончанию формирующей работы, в декабре 2006 г., для чистоты эксперимента и определения эффективности формирующей работы с детьми, мною был проведен тщательный контрольный анализ. Мною была использована та же диагностика, состоящая из четырех субтестов.

Цель эксперимента: выявить эффективность используемых игр и игровых упражнений как средства развития речи у данной группы детей моего класса.

 Задачи контрольного этапа:

1.     Определить уровень развития речи;

2.     Провести качественный и количественный анализ диагностического и контрольного этапов.

По итогам контрольного этапа я составила круговую диаграмму полученных результатов. ( См. Приложение 13.) По данной диаграмме можно судить, что в классе снизился процент детей, имеющих низкий и очень низкий уровни речи, дети перешли в последующие, более высокие уровни. Но, несмотря на это в классе также остались дети с очень низким (9%) и низким уровнями (9%). Я объясняю это индивидуальными психологическими особенностями данных детей, недостаточной систематичностью посещаемых занятий.

На представленных столбчатых диаграммах (см. Приложение 14) можно проследить уровень прироста успешности речи к моменту анализа полученных результатов.

В конце проведенной диагностики сделала вывод: проведенная работа дала результаты и выдвинутая гипотеза получила свое подтверждение.

 

Заключение

Вся жизнь человека проходит в общении с людьми. Речь является одним из обязательных и незаменимых компонентов общения и полноценного развития людей.

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, я пришла к выводу, что развитие речи у ребенка есть процесс овладения родным языком, умением пользоваться языком как средством познания окружающего.

Из опыта работы я увидела, что в младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование - одна из главных задач педагогов.

Я отметила, что огромное влияние в данном процессе оказывает учебная деятельность детей и воздействие речи педагога на учащихся. Именно от педагога зависит формирование и успешное развития речи детей в младшем школьном возрасте.

Для того чтобы способствовать успешному развитию и совершенствованию речевых форм, я использовала методы, приемы, направленные на активизацию речевой деятельности. Этому способствовали различные игры и игровые упражнения, направленные на развитие речи. Преимущества этих методов состоит в том, что они способны разнообразить учебные занятия, активизировать речь учащихся на занятии, побудить детей к самостоятельной речевой и познавательной деятельности, ведь игра и игровые упражнения являются благоприятной системой для проявления не только речевой активности детей, но и личностного начала ребенка вцелом.

Игра и игровые упражнения, вводимые мною в учебный и воспитательный процесс, обеспечили реальные условия для активной речевой и мыслительной деятельности учащихся, способствовали формированию и развитию интеллектуальных умений, являющихся благоприятной почвой для реализации личностного потенциала школьников, актуализации их личностного роста.

Проведенная формирующая работа дала ожидаемые результаты. В своей дальнейшей работе планирую ввести новые формы работы с родителями.

По этой теме собираюсь работать дальше. Перспективу дальнейшей работы

вижу в следующем:

1. Повышение   педагогического   уровня   через   чтение   специальной литературы.

2.  Изучение литературы по данной проблеме.

3.  Использование новых форм работы с родителями.

4.  Сотрудничество с узкими специалистами.

5.  Участие в педагогических семинарах, практикумах, дискуссиях по данной проблеме.

Список литературы:

1.Т.Блонский П. Психология младшего школьника.- М.Л999.

2.   Возрастная  и  педагогическая   психология./  Под  ред.   Гамезо  М.В., Матюхиной М.В.- М.,1997.

3.    Волина В.П. Учимся, играя - М.,1994.

4.. Воспитание. Подготовительный класс: Учеб.- метод. Пособие для учителей и воспитателей/ М.П.Осипова, М.А. Бесова.- Мн.:ИП. « Экоперспектива»,2000. 5..Выгодский Л.С. Мышление и речь.- М.,2004.

6. Голуб И.Б. Дидактические материалы по русскому языку для 1-4 классов. Путешествие в страну слов.- М.,1997.

7.  Грабчикова Е.С. Сборник упражнений и тестов по развитию речи.- М..2002.

9.  Карпова С.Н. Психология речевого развития ребенка.- Ростов-нА Дону,2000.

10.  Касаткина П.А. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. Конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации,- Волгоград 2005.

И. Касаткина Н.А. Формы взаимодействия с родителями в начальной школе.-Волгоград 2005.

12. Новотернева Н.В. Развитие речи детей,- М.,1995.

13.  Парамонова Л.Г. Узнаю новые слова.- СПб.: Издательский Дом « Нева»; М.:2003.

14.  Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога.- М.,2000.

15. Симановский Л.Э. Развитие творческого мышления детей.- М.,2001.

16.  Шаповалова О.А. Русский язык. Фрагменты уроков.- Саратов 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по использованию мнемотаблиц на логопедических занятиях по развитию связной речи.

Данный методический материал используется мною на логопедических занятиях по развитию связной письменной и устной речи младших школьников. Здесь представлены некоторые советы и рекомендации учетелям-л...

Развитие связной речи у обучающихся 1 класса ОНР III уровня посредством интерактивных заданий

В овладении речью, считает Л.С. Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее – к простой фразе, еще позже – к сложным предложениям…Коне...

Методические рекомендации к работе воспитателя в группе продленного дня

Воспитатель должен заниматься самообразованием: Постоянно работать над темой по самообразованию. Пополнять свои знания по современной педагогике и психологии. Работать над расширением общеобразователь...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для обучающихся 3-4 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) на тему «Берёза – символ России»

В настоящее время, когда ребенок очень мало общается с природой, а в свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку уви...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для обучающихся 4 класса с ОВЗ (ЗПР) на тему «Леса и луга нашей Родины».

Сейчас, когда ребенок очень мало общается с природой, а в свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповт...

Сказка как средство развития связной речи у обучающихся с ЗПР

Сказка устно создавалась и устно передавалась из поколения в поколение....

Рекомендации педагогам и родителям по развитию связной речи у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Работа по развитию связной речи начинается с развития диалогической речи, как более легкой и являющейся основной формой речевого общения. Формирование диалога осуществляется параллельно с расширением ...