Развитие связной речи у обучающихся 1 класса ОНР III уровня посредством интерактивных заданий
статья по логопедии

Денисова Лариса Геннадьевна

В овладении речью, считает Л.С. Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее – к простой фразе, еще позже – к сложным предложениям…Конечным этапом является связанная речь, состоящая из ряда развернутых предложений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие связной речи у обучающихся 1 класса ОНР III уровня посредством интерактивных заданий

Денисова Л. Г., учитель-логопед

ГБУ ЦППМСП м.р. Борский

Актуальность. В овладении речью, считает Л.С. Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее – к простой фразе, еще позже – к сложным предложениям…Конечным этапом является связанная речь, состоящая из ряда развернутых предложений.

Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения связной речью.

Исследованиями А.В. Ястребовой и Т. П. Бессоновой установлено, что младшие школьники с  III уровнем ОНР (нарушены все речевые компоненты) значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной речи. У этих детей отмечаются трудности планирования развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, лексические затруднения, низкий уровень фразовой речи, большое число шибок в построение предложений.

Для того чтобы младшие школьники с общим недоразвитием речи научились не только связно, но и творчески излагать свои мысли, необходимо совершенствование традиционных приемов и методов, изучение и применение современных образовательных технологий.

Объект изменений процесс развития связной речи у младших школьников с ОНР III уровня.

Предмет изменений процесс развития связной речи у обучающихся 1 класса с ОНР III уровня посредством интерактивных заданий.

Понятийный аппарат: связная речь, ОНР, модули, интерактивные задания.

Анализ ресурсов кабинет логопеда, компьютер, программа HotPotatoes6, приложение LearningApps.org сервиса Web 2.0, веб – страницы.

Цель: развитие связной речи у обучающихся 1 класса ОНР III уровня посредством интерактивных заданий.

Задачи: 

1.Определить уровень развития связной речи у детей 1 класса.

2.Разработать комплекс интерактивных заданий по развитию связной речи для обучающихся 1 класса с ОНР III уровня.

3.Внедрить в практическую деятельность разработанный комплекс интерактивных заданий для детей 1 класса с ОНР и определить его эффективность.

Целевая аудитория: обучающиеся 1 класса

Сроки реализации проекта: сентябрь 20_года – май 20__года

Этапы реализации проекта

1.Подготовительный (01 -  15 сентября)

2.Основной (16 сентября – 15 мая)

3.Итоговый (16 – 30 мая)

Основные направления реализации проекта

- Диагностика уровня развития связной речи у детей 1 класса.

- Коррекция и развитие связной речи у обучающихся 1 класса с ОНР III уровня.

Механизмы, средства и способы реализации проекта

I. Подготовительный.

- Осуществляется входящая диагностика развития связной речи детей 1 класса.

- Разрабатывается комплекс интерактивных заданий по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста.

-Разрабатываются рекомендации будущим пользователям интерактивных приложений, веб - страниц. (Приложение 2)

При обследовании детей используется методика, разработанная Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В. «Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей». Процедура ее проведения и система оценки стандартизированы. Это позволяет наглядно представить картину речевого дефекта. Стандартизация также удобна для отслеживания динамики речевого развития ребенка и эффективности коррекционного воздействия.

Данные входящей диагностики позволяют точно спланировать коррекционно – развивающую работу.

Для повышения эффективности логопедического воздействия необходим постоянный поиск и внедрение новых педагогических технологий.

Создание оригинальных интерактивных заданий для детей младшего школьного возраста с ОНР в программе Hot Potatoes, в сервисе LearningApps.org, а затем их использование в логопедической работе поможет детям приобрести недостающие знания и навыки, а так же расширить их познавательные способности и доступ к специальным программным продуктам.

LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание коррекционной работы, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Обучающиеся выполняют задания в онлайн – режиме.

В модулях предусмотрена вставка визуальной информации (предметных и сюжетных картинок, текстов, графических изображений, символики), динамической информации (видео), аудио (записи звуков, слов, музыки, песен и др.). Интерактивные  задания предусматривают оценивание в баллах, процентах, словесно.

Интерактивные упражнения дают обучающимся возможность:

-слышать любое написанное слово или рассказ;

-связывать картинку, написанное слово и записанное его звучание (угаданную связь всегда можно проверить);

-создавать (записывать) предложения словами, соединенными соответствующими картинками или сочетанием слов и картинок;

-реконструировать предложения, расставляя слова в правильном порядке;

-вводить (с помощью рисунков) новые картинки и составлять новые слова;

-играть со словами и фразами;

-записывать короткие тексты с помощью слов и картинок и т.д.

При использовании интерактивных технологий в образовании мы получаем высокий эмоциональный отклик, и выраженную заинтересованность со стороны детей в работе по развитию связной речи. Обучение детей становится более интересным и продуктивным с использованием интерактивных заданий, при условии их систематического использования в сочетании с традиционными методами образования.

Технические средства и программные продукты без сомнения необходимы для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Но эффективность обучения зависит, как ни странно, отнюдь не от них, а от того, насколько грамотно будут использоваться электронные образовательные ресурсы.

Занятия с использованием компьютера проводятся фрагментарно, с обязательным соблюдение СанПиНов (для сбережения здоровья воспитанника):

-работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребёнка, особенностей его нервной системы);

-проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд воспитанника с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.

II.Основной

Осуществляется внедрение в практическую деятельность разработанного комплекса интерактивных заданий по развитию связной речи у обучающихся 1 класса с ОНР III уровня.

Форма занятий – индивидуальная.

Занятия по развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю.

Продолжительность занятия в логопункте – 30 минут.

Логопедическая коррекционно - развивающая работа по развитию связной речи проводится в два этапа:

1.Работа над предложением.

2.Работа над устной связной речью.

На первом этапе проводится работа по формированию синтаксической структуры предложения. Задача данного этапа - научить детей логически стройно и законченно, точно по употреблению лексики и по содержанию, правильно по грамматическому оформлению, самостоятельно и свободно строить предложения.

При работе над предложением учитывается сложность его структуры, определена последовательность работы над предложением:

1. Распространенное предложение:

а) подлежащее — сказуемое — прямое дополнение (Кошка ест рыбу);

б) подлежащее — сказуемое — прямое дополнение — косвенное дополнение (дательный падеж существительного), например: Бабушка дает ленту внучке;

в) подлежащее — сказуемое — прямое дополнение — косвенное дополнение (творительный падеж со значением орудия действия), например: Карлсон рисует кистью;

г) подлежащее — сказуемое — обстоятельство места (предложно-падежная конструкция), например: В лесу растут грибы;

д) подлежащее — сказуемое — обстоятельство места, времени, образа действия, выраженное наречием (Солнце светит ярко).

2. Сложносочиненные предложения.

3. Сложноподчиненные предложения.

В работе по построению и совершенствованию предложений различных синтаксических конструкций используются интерактивные задания (см. Приложение 1)

-Назвать одним словом все предметы.

-Назвать овощи, фрукты и т.д.

-Придумать второе слово в паре по аналогии с образом: яблоко — фрукты

-Найти лишнее слово.

-Отгадывание загадок. Предлагаются загадки с использованием обобщающих слов.

-Угадать предмет по его признакам или действиям

-Описание предметов (по цвету, форме, величине и т.д.).

-Добавление прилагательных в предложение. Груша сладкая, а лимон ....

-Объяснить, какое из слов каждой строки употребляется чаще в разговорной речи, какое – в книжной речи. Указать слова, имеющие неодобрительный оттенок: отскочил, отпрянул, шарахнулся.

-Составить предложения, используя следующие словосочетания.

-Исправить предложения, если есть ошибки.

Коррекционно - развивающая работа по развитию связной речи предусматривает постепенное увеличение самостоятельности и проводится в следующей последовательности:

-пересказ с опорой на серию сюжетных картинок;

-пересказ по сюжетной картинке;

-пересказ без опоры на картинки;

-рассказ по серии сюжетных картинок;

-рассказ по сюжетной картинке;

-самостоятельный рассказ.

В процессе работы над семантической стороной текста ставятся следующие задачи:

1.Развивать умения анализировать наглядную ситуацию, выделять главное и второстепенное, основное и фоновое, а так же способности запоминать смысловые звенья.

2.Формировать умения располагать смысловые звенья в определенной последовательности.

В процессе работы над языковым оформлением текста ставятся следующие задачи:

1.Развивать умения составлять грамматически правильную структуру предложения, связывать предложения в тексте.

2.Формировать умения располагать предложения в определенной последовательности.

В работе с сюжетными и предметными картинками рекомендуются следующие интерактивные задания (см. Приложение 1):

-подобрать к сюжетной картинке соответствующие предметные изображения, например: «Оденься по погоде»

-убери лишние предметные картинки, которые не соответствуют данной сюжетной картинке;

-на основе анализа сюжетной картинки определить, изображения каких предметов отсутствуют в серии предметных картинок;

Структура занятия по пересказу:

1.Организационная часть

2.Чтение текста (без установки на пересказ)

3.Разбор текста в вопросно-ответной форме (использование интерактивных заданий)

4.Повторное чтение текста с опорой на наглядный материал

5.Пересказ текста ребёнком (с опорой на интерактивные упражнения)

6.Упражнения на закрепление языкового материала.

7.Анализ детского рассказа (педагог должен отметить положительные моменты и недостатки, но необходимо поощрять старания ребенка

В структуру занятия вводятся интерактивные задания и работа с модулями и на усвоение и закрепление языкового материала.

Работа с серией сюжетных картинок.

Рекомендуются следующие виды заданий:

-восстановить последовательность картинок по памяти. Детям предлагается запомнить последовательность картинок, которая затем изменяется. Дается задание восстановить ее;

-отобрать среди других те картинки, которые имеют
отношение к рассказу на определенную тему;

-определить место «выпавшей» картинки среди других;

-расположить сюжетные картинки в определенной последовательности;

-найти лишнюю картинку в серии сюжетных картинок;

-определить ошибку в последовательности картинок после прочтения рассказа учителем;

-найти ошибку в читаемом тексте, сравнивая его с серией сюжетных картинок;

-«распутать» два события. Детям предлагаются вперемешку сюжетные картинки двух серий (например, три картинки серии «На снежной горке» и три картинки серии «Верный друг»).

Обучение пересказу подготавливает переход к самостоятельным связным высказываниям. Так как составление рассказа предполагает умение связно и последовательно отображать в речи те или иные события и, соответственно, такая работа представляет огромную трудность для первоклассников с общим недоразвитием речи. Поэтому при подготовке к составлению устных сочинений можно используются различного вида интерактивные задания: восстанови последовательность, заполни пропуски.

Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине работа начинается с приема фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Интерактивное задание «Пазл», «Подскажи слово», «Найди отличия», «Скажи наоборот», «Два предмета», «Чем похожи, чем отличаются».

Последовательности работы по составлению рассказа:

1.Составление рассказа по вопросам.

2.Составление рассказа по вопросам и картинке

3.Составление рассказа по опорным словам и картинкам.

4.Составление рассказа по серии картинок.

5.Составление рассказа по сюжетной картинке, с использованием опорных слов.

«Тематическое планирование по лексическим темам

для обучающихся 1 класса с ОНР III уровня»

Месяц

Неделя

Тема недели

сентябрь

1 неделя

Диагностика уровня развития связной речи

2 неделя

3 неделя

Наша школа. Пришкольный участок.

4 неделя

Осень. Труд людей осенью.

октябрь

1 неделя

Овощи, фрукты

2 неделя

Деревья, плоды

3 неделя

Грибы, ягоды

4 неделя

Будем, будем мы посуду и любить и уважать

ноябрь

1 неделя

Я и мои друзья

2 неделя

Береги платье смолоду

3 неделя

Головные уборы

4 неделя

Туфли, боты и сапожки, чтоб в комфорте были ножки

декабрь

1 неделя

Зимушка хрустальная

2 неделя

Любимые игрушки

3 неделя

Книжкина неделя

4 неделя

Елка новогодняя

январь

1 неделя

2 неделя

Труд людей зимой. Зимние забавы

3 неделя

Зимующие птицы

4 неделя

Домашние птицы

февраль

1 неделя

Дикие животные

2 неделя

Домашние животные

3 неделя

Наши защитники

4 неделя

Я и моя семья

март

1 неделя

Мамы разные важны

2 неделя

Дом, в котором я живу

3 неделя

Мебель

4 неделя

Жаворонки прилетите, весну красную принесите

апрель

1 неделя

Мой организм

2 неделя

Космические дали

3 неделя

Большая вода

4 неделя

Веснянка

май

1 неделя

Весенние хлопоты

2 неделя

Транспорт

3 неделя

4 неделя

Итоговое обследование

июнь

1 неделя

Луговое царство

2 неделя

Мое счастливое детство

3 неделя

Россия – родина моя

III.Итоговый

-Осуществляется итоговое диагностирование уровня развития связной речи детей 1 класса с ОНР по методике Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В. «Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей».

-Определяется эффективность применения разработанного комплекса интерактивных заданий по развитию связной речи для детей 1 класса с ОНР III уровня.

Ожидаемые результаты проекта

Уровень развития связной речи обучающихся 1класса соответствует возрасту.

Критерии оценки результатов реализации проекта

Увеличение доли числа обучающихся 1 класса с уровнем развития связной речи, соответствующим возрасту.

Способы предоставления результатов

- Разработанный комплекс интерактивных заданий по развитию связной речи для детей младшего школьного возраста с ОНР. (Приложение1)

- Общие рекомендации будущим пользователям (Приложение 2)

Ресурсное обеспечение реализация проекта не потребует дополнительных финансовых и материально – технических затрат.

Список использованных источников и литературы

1.Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей-олигофренов. – М.: Просвещение, 1970.

2.Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) учреждений: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений - М.: Просвещение, 2000.

3.Информационные технологии. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%ED%F4%EE%F0%EC%E0%F6%E8%EE%ED%ED%FB%E5_%F2%E5%F5%ED%EE%EB%EE%E3%E8%E8 07.10.2015.

4.Использование информационных технологий в образовании. [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/426448/ 10.10.2015.

5.Использование информационных технологий в коррекционной работе. [Электронный         ресурс].URL:http://logoportal.ru/ispolzovanie-ikt-v-korrektsionnoy-rabote-uchitelya-logopeda/.html 07.10.2015.

6.Логопедия. [Электронный ресурс]. URL: http://learningapps.org/ 08.10.2015.

7.Хабарова О. Г. Использование современных педагогических технологий как условие эффективного развития связной монологической речи у детей 7- 8 лет с общим недоразвитием речи III уровня. [Электронный ресурс]. URL: http://logoportal.ru/obrazovatelnaya-programma-razvitie-svyaznoy-rechi/.html

10.10.2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно методическая разработка «Система работы воспитателя в группе продленного дня по развитию связной речи у обучающихся»

Данная научно-методическая работа  раскрывает роль работы по развитию речи у обучающихся с нарушением зрения. Включает в себя ситему работы по диагностике и развитию связной речи детей в гр...

Упражнения на развитие связной речи младших школьников на уроках литературного чтения посредством заданий творческого характера.

Виды работы на развитие связной речи младших школьников на уроках литературного чтения посредством заданий творческого характера....

Упражнения на развитие связной речи младших школьников на уроках литературного чтения посредством заданий творческого характера.

В самом начале работы, когда у детей еще не сформированы читательские умения, техника чтения слаба и не развита связная речь и для того, чтобы активизировать умственную и практическую  деятельнос...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для обучающихся 3-4 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) на тему «Берёза – символ России»

В настоящее время, когда ребенок очень мало общается с природой, а в свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку уви...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для обучающихся 4 класса с ОВЗ (ЗПР) на тему «Леса и луга нашей Родины».

Сейчас, когда ребенок очень мало общается с природой, а в свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповт...

Сказка как средство развития связной речи у обучающихся с ЗПР

Сказка устно создавалась и устно передавалась из поколения в поколение....

Рекомендации педагогам и родителям по развитию связной речи у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Работа по развитию связной речи начинается с развития диалогической речи, как более легкой и являющейся основной формой речевого общения. Формирование диалога осуществляется параллельно с расширением ...