Методическая разработка по использованию мнемотаблиц на логопедических занятиях по развитию связной речи.
методическая разработка по логопедии (2,3,4 класс) по теме

Данный методический материал используется мною на логопедических занятиях по развитию связной письменной и устной речи младших школьников. Здесь представлены некоторые советы и рекомендации учетелям-логопедам и учителям начальных классов, которые могут обеспечить более успешное развитие устной и письменной речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по использованию мнемотаблиц на логопедических занятиях по развитию связной речи.

(по Д.И. и С.В. Бойковым)

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. В их речи существуют множество проблем.

  1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
  2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас;
  3. Употребление нелитературных слов и выражений;
  4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
  5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
  6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
  7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.;
  8. Плохая дикция.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи детей – очень сложное дело. Необходимо научить ребенка связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. В решении данной задачи на протяжении доброго десятка лет успешно применяется методика мнемотехники.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Цель обучения - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Основа обучения – развитие творческого познания. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Общие задачи для всех мнемотаблиц:

  1. Развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания);
  2. Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое; умение систематизировать;
  3. Развитие логики;
  4. Развитие образного мышления;
  5. Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию;
  6. Решение дидактических общеобразовательных задач;
  7. Содержание: информации по всем направлениям учебной программы;
  8. Развитие смекалки;
  9. Тренировка внимания;
  10. Навык правильно воспроизвести графически.

Принцип работы с обучающими мнемотаблицами несколько иной, чем с развивающими, поскольку они содержат обучающую информацию, т.е. информацию, как правило, еще не знакомую детям. Поэтому в этом случае основную задачу берет на себя педагог, особенно если это первая (пробная) мнемотаблица в определенном направлении.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:

  1. обогащения словарного запаса,
  2. при обучении составлению рассказов,
  3. при пересказах художественной литературы,
  4. при отгадывании и загадывании загадок,
  5. при заучивании стихов.

Опираясь на опыт педагогов, я разра ботала  ряд заданий с использованием  мнемотаблиц  для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Ниже мною будут представлены варианты заданий  по лексической теме «Семья».

Лексика

Слова-предметы: дом, имена детей и взрослых, родители, родственники, дедушка, бабушка, домашний любимец.

Слова-действия: жить, расти, любить, уважать, заботиться, помогать, обедать, читать, играть.

Слова-признаки: взрослые, родные, заботливые, младшие, любимые, старшие, знакомые.


Формирование грамматического строя речи

"НЕВИДИМКА"

Цель игры: Учить детей образовывать формы глагола второго лица единственного и множественного числа.

Материалы: Кукла, шапка-невидимка, ширма, музыкальные инструменты (игрушки),   мебель.

Организация занятия.  Воспитатель сообщает детям, что к ним в гости пришел Невидимка (его роль исполняет кто-либо из детей), у которого есть шапка-невидимка (показывает). Когда Невидимка надевает эту шапку, никто его уже не видит. В подтверждение этих слов Невидимка надевает шапку и прячется за ширму, а затем, выйдя из-за ширмы и сняв шапку, рассказывает детям, что любит и умеет делать (показывает: танцует, поет, читает стихи, бегает, прыгает, играет на музыкальных инструментах, сидит, спит, ходит и т. д.), вновь надевает шапку (прячется за ширму) и выполняет одно из названных действий. Дети, задавая ему вопросы, угадывают, что он делает: "Ты спишь?", "Ты делаешь зарядку?" и т. д. Тот, кто угадал первым, получает право быть Невидимкой. Когда игра хорошо знакома, можно выбрать двух Невидимок. Тогда дети будут образовывать множественное число глаголов.

Фонематический анализ и синтез

Педагог спрашивает ребенка, сколько гласных звуков и букв в словах: «бабушка», «дом», «собака», какого ряда все эти гласные, просит определить местоположение звуков «а», «о» и «у» в слове ( в начале, в середине, в конце), определить место этих звуков по отношению к другим звукам; затем педагог, называет слова по отдельным звукам, а ребенок должен их повторить. Слова: п-а-п-а, в-н-у-к, п-о-п-у-г-а-й.

Мнемотехника

Разучивание стихотворения с опорой на зрительное восприятие по мнемотаблице (приложение 1).

Мама – конь идет домой,

Папа – конь на водопой,

А ребята – жеребята

Пьют из миски голубой.

Вика Ивченко

  1. Мама
  2. Конь
  3. Идет домой
  4. Папа
  5. Конь
  6. На водопой
  7. А ребята
  8. Жеребята
  9. Пьют из миски голубой

Мнемотехника

Работа с первым вариантом сказки. Коллаж по сказке «Лягушки-подружки»

Вариант 1. Работа с иллюстрацией

СКАЗКА: «ЛЯГУШКИ-ПОДРУЖКИ»

(приложение 3)

Однажды солнечным летним днем две лягушки – подружки нашли воздушный шарик и стали с ним играть. Они подпрыгивали и перелетали с помощью шара с кочки на кочку. Вдруг на одну кочку упала бабочка. Она очень устала и не могла лететь дальше.

«Давай подарим бабочке наш воздушный шар, ведь ей надо выбраться на берег» - сказала первая лягушка.

«А как же я буду перелетать с кочки на кочку?» - спросила вторая.

В ходе обсуждения:

  1. формировать умение понимать чувства и желания других;
  2. откровенно делиться своими мыслями о решении сложных ситуаций;
  3. учить распознавать чувства другого, чтобы идентифицировать себя с другой личностью (персонажем);
  4. учить детей обмениваться эмоциями и мыслями;
  5. учить испытывать положительные чувства друг к другу;

Демонстрация готовых работ с их оценкой по следующим критериям:

  1. детализация и правильность соотнесения персонажей сказки с изображением иллюстрации;
  2. анализ настроения каждого из героев сказки;
  3. анализ цветов использованных для раскрашивания иллюстраций;
  4. анализ привнесенных детьми в изображение деталей;
  5. соответствие цвета настроению героев;
  6. обсуждение предложенных детьми вербальных реакций и способов поведения героев в данной ситуации;
  7. обсуждение вариантов поведения при использовании негативного ответа и позитивной реакции;
  8. соотнесение цвета с настроением персонажей в случае отрицательного и положительного ответов.

Мнемотехника

Составление графического плана рассказа «Моя семья»

Вариант 4.Связный рассказ по серии опорных картинок (пиктограмм) (приложение 2)

  1. семья

как зовут тебя, твоих родителей и других членов семьи.

  1. дом

где ты живешь (в доме, квартире), твой домашний адрес

  1. сердце

ты любишь своих родителей?

  1. мама

какая твоя мама, кем она работает

  1. папа

какой твой папа, кем он работает

  1. книга, игрушки

что вы делаете, когда собираетесь все вместе

Моя семья

(примерный рассказ по таблице)

Меня зовут Леша. У меня есть мама Наталья Александровна и папа Сергей Павлович. Мы все вместе дружно живем в большой квартире на пятом этаже. Я очень люблю своих родителей. Они у меня самые лучшие.  Мама моя красивая, добрая, ласковая. Она у меня работает логопедом. А папа мой сильный, строгий, но хороший. Он катает меня на машине. Он работает водителем. Мы любим семьей гулять в парке, смотреть кино и читать книжки. А еще мы здорово вместе играем!

Мнемотехника

Мнемотаблица по сказке «Лягушки-подружки» .

Вариант 2. Работа с мнемотаблицей

(приложение 4)

Содержание мнемотаблицы:

  1. солнце                                               солнечным днем
  2. лягушка                                             две лягушки - подружки
  3. воздушный шар                                нашли воздушный шар
  4. девочка, прыгающая на скакалке   подпрыгивали и летали при помощи шара
  5. болото                                                с кочки на кочку в болоте
  6. бабочка                                              упала бабочка
  7. грустное лицо                                   она смертельно устала
  8. подарки                                             «давай подарим шар»
  9. знак вопроса                                      придумай конец сказки

В ходе обсуждения:

  1. формировать понимание множества условий и причин возникновения конфликта, а также способов выхода из него;
  2. учить распознавать чувства другого, чтобы идентифицировать себя с другой личностью (персонажем);
  3. учить детей обмениваться эмоциями и мыслями;
  4. развивать способность отстаивать свои интересы.

Демонстрация готовых работ с их оценкой по следующим критериям:

  1. анализ настроения каждого из героев сказки;
  2. анализ цветов использованных в символах мнемотаблицы;
  3. обсуждение предложенных детьми вербальных реакций и способов поведения героев в данной ситуации;
  4. обсуждение вариантов поведения при использовании негативного ответа и позитивной реакции;
  5. соотнесение цвета с настроением персонажей в случае отрицательного и положительного ответов.
  6. Выявление понимания детьми пиктограмм, придуманных товарищами, без предварительного пояснения их смысла.

Связь с воспитателем

Рисование: портрет моей семьи»

Вариант 3. Драматизация

Цели и задачи:

  1. знакомство с героями сказки;
  2. знакомство с содержанием сказки;
  3. набор деталей костюмов героев;
  4. оформление сцены для данной сказки;
  5. развитие воображения путем поисков продолжения сказки;
  6. формирование умения предложить выход или способ поведения в потенциально конфликтной ситуации;
  7. прогноз развития конфликтной ситуации;
  8. развитие умения представлять себя в образе героев сказки;
  9. развитие умения использовать невербальные средства экспрессии (мимика, пантомимика, жесты).

СЦЕНКА

Роли: Автор, лягушка Зеленушка, лягушка Белобрюшка, Бабочка

Маски: две маски лягушек и бабочки

Действие

Автор: Однажды одним солнечным летним днем две лягушки, прогуливаясь по болоту, нашли воздушный шарик.

   Лягушки держаться за руки, идут вприпрыжку, смеются.  Вдруг одна увидела, что на земле лежит воздушный шар. Обрадовалась.

Автор: И стали подружки подпрыгивать и перелетать с кочки на кочку.

    Лягушки, держась за воздушный шар, высоко прыгают через подушки (кочки) и хохочут.

Автор: Вдруг на одну кочку упала бабочка, она была очень уставшей и не могла летать.

   На сцену вылетает бабочка, медленно маша своими крыльями, она ложится на одну из подушек. И вздыхает. Лягушки ее окружают.

Зеленушка: Давай подарим бабочке наш воздушный шар, ведь ей надо выбраться на берег!

Белобрюшка: А как же я буду перелетать с кочки на кочку?!

В ходе обсуждения:

  1. формировать умение понимать чувства и желания других;
  2. учить детей точно осознавать свое настроение;
  3. определять настроение каждого из героев сказки по мимике и жестам актера (с использованием стимульного материала «Настроение»);
  4. анализировать пропущенные и привнесенные детьми в костюм героя элементы и детали;
  5. обсуждать предложенные детьми вербальные реакции и способы поведения героев в данной ситуации;
  6. обсуждать варианты поведения в случае негативного ответа и позитивной реакции;
  7. проигрывать возможные варианты развития ситуации при использовании позитивного и негативного паттернов поведения;
  8. обязательно привлекать к участию в инсценировке детей, предлагающих деструктивные модели поведения, в качестве персонажа, чьи потребности блокируются ситуацией.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

     


ПРИЛОЖЕНИЕ 3


ПРИЛОЖЕНИЕ 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи младших школьников в 4 классе VII вида

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи младших школьников в 4 классе VII вида.Тема: Восстановление деформированного текста по серии картинок «Зимой». Цели ...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи по картине С.Я. Куприянова "Зима в лесу"

Материал конспекта может быть использован логопедами, учителями 1 классов по развитию связной речи детей, по обогащению словарного запаса, по развитию грамматически правильной речи. Дети научатся прав...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи по картине С.Я. Куприянова "Зима в лесу"

Материал конспекта может быть использован логопедами, учителями 1 классов по развитию связной речи детей, по обогащению словарного запаса, по развитию грамматически правильной речи. Дети научатся прав...

Групповое логопедическое занятие по развитию связной речи c группой НЧП, обусловленное НВОНР на тему «Обучение составлению рассказа- описания с опорой на картинку»

Цель: учить детей составлять рассказ-описание с опорой на картинку. Задачи:Коррекционно-образовательные:- способствовать актуализации и обогащению словаря по лексической теме «Времена года: весна...

Методическая разработка логопедического занятия по развитию связной речи детей

По логопедической теме "Дифференциация Д-Т" на лексическом материале "Дикие животные и птицы" представлена разработка логопедического занятия для учащихся 4-х классов. Целью данног...

Фронтальное логопедическое занятие по развитию связной речи по теме «День 8 Марта» с использованием конструктора «Тико»

Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи. Расширение представлений о празднике «8 марта»...