ФОРМИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
консультация по математике

Шарандак Инна Борисовна

Материал будет полезен для учителей начального и среднего звена

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

3 апреля в нашей школе состоялись педагогические чтения по теме « Система оценивания образовательных результатов учащихся в контексте ФГОС по предметам учебного плана. Содержание и организация методической работы по совершенствованию  контрольно-оценочной деятельности учителя и учащихся» . где учителя математики, русского языка, информатики, иностранных языков представили опыт работыь в этом направлении. Я так же представила свой опыт работы. И хочу поделиться с вами наработками, которые могут пригодиться вам.

все учебные действия становятся произвольными и регулируемыми только при наличии самоокнтроля и самооценки в структуре учебной деятельности.

Самооценка и самоконтроль, чем эти понятия схожи?

  • ребенок делает сам
  • сам оценивает свои действия

В чем же отличие этих понятий?

САМОООЦЕНКА-   это оценка своих результатов на разных этапах.

  • что из изученного материала я знаю хорошо-а что недостаточно
  • мне многое удалось, но в этом вопросе Я не разобрался до конца
  • чтобы не испытывать затруднение, я должен повторить

САМОКОНТРОЛЬ – оценка собственных действий.

  • верно ли я сделал?
  • всё ли я сделал?

Самооценку надо развивать на каждом уроке, системтаически, начиная с 1 класа. Если это будет проходить от случая к  случаю, то эффективности не будет. Хвалить ребенка, что сумел увидеть незнание и определить способы преодоления этого незнания.

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле учащихся, его самостоятельной экспертизе собственной деятельности.

При формировании КОД каждый урок начинается с мотивации учебной деятельности. На этом этапе создаются условия для детского ХОЧУ, НАДО, МОГУ

Я хочу показать как я вводила   и как сейчас продолжаю работать , формирую КОД.

Например, тема «Порядок действий в выражении» 2 класс.

 На этапе актуализации знаний учащиеся воспроизводят и фиксируют ЗН   УМ   Н    достаточные для построения нового способа  действий   с помощью выполнения самостоятельной работы на карточке

карточка 1

15 – 6 + 1 =

15 – ( 6+1) =

Учащиеся владеют с 1 класса алгоритмом решений выражений первой ступени на порядок действий. В соответствии с этим учащимся предлагается оценить себя: умеют ли они решать выражения в два действия по шкале.

Учащиеся выполняют первое выражение без затруднений.

И тут же предлагаю оценить свою работу, на полях напротив задания (ПО ЦВЕТУ)

 Затем я предлагаю учащимся выражение из тех же чисел, знаков и действий, но уже появляются скобки.

Опять я предлагаю оценить по шкале: знаю-не знаю, могу-не могу.

После этого предлагаю решить данные выражения, ив ходе проверки видим, что результаты получаются разные.

Устанавливаем причину

Формулируем проблему

Работаем над алгоритмом

И получаем радость от открытия новых знаний, которые открыли сами.

В этом и заключается суть стандартов -  системно-деятельностный подход, где учащиеся открывают знания, а не получают в готовом виде.

На данную тему во 2 классе отводится два урока, значит натретьем уроке  я  осуществляю итоговый контроль.

Лист контроля.

Тема «Порядок действий в выражении»

1. найди значение выражений

13+ ( 6 -2) =

(25 – 14) + 21 =

75 - 7 – (5+14)

2. Вставь пропущенные знаки: больше, меньше, равно

(5+11) – 4      18-6 + 0  

42 +1 9 – 15     42 + (19 – 15)

17 – 12 + 25      6+8 + 16

Ребенок выполняет работу и оценивает в пустых квадратиках  себя  +   , если он уверен, что выполнил верно.

После учитель собирает работы на проверку и там где есть ошибка ставит во втором квадратике  ?.

Происходи формативное оценивание.

- Что это такое?

- Это процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и учителями для определения этапа, на котором находится ученики в процессе своего обучения, направления в котором следует развиваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня..

Благодаря формативному оцениванию учитель и ученик могут влиять на качество образования на самых ранних этапах обучения.

Я не ставлю отметку, я не исправляю ошибку.

После этой работы проводится работа над ошибками, где ученик должен определить свою ошибки, причину….При  проведении коррекционной работы ему дается возможность: проанализировать и  исправить свою ошибку

Для осуществления самоконтроля и взаимоконтроля я использую прием «Карточка для соседа». Карточка готовится дома на двух рабочих листах:1.- это само задание без ответов, а второй – это эталон-образец, по которому ребенок который готовит карточку и будет проверять работу товарища.  естественно, здесь мы привлекаем и семью, чтобы карточка была оформлена верно.

Такую работу целесообразно проводить вне зависимости в каком классе вы работаете.

Каждый ученик выполняет и получает отметку

РАССКАЗ КАК РАБОТАЕ М НА КАРТ ОЧКЕ , ПРОВЕРЯЕМ,

1- ЗНАНИЕ ПОРЯДКА ДЕЙСТВИЙ

2- УМЕНИЕ СКЛАДЫВАТЬ

3- УМЕНИЕ ВЫЧИТАТЬ

И еще познакомлю вас  с одним приемом оценки собственных действий- приемом  самоконтроля, так как приемов самооценки очень много, а самоконтроля мало…

Вы все знаете в ТРИЗ технологии есть прием: таблица: ЗНАЮ  УМЕЮ, я ее немного переработала и составила следующую. Покажу на примере:  темы «Порядок действий в выражении»

46 – (24 +13) =

Какие нам понадобятся знания и умения, чтобы решить этот пример, заполняем таблицу

- знание компонентов  сложения и вычитания  И умение записывать выражение на порядок действий под диктовку

-  алгоритма выполнения порядка действий  И умение определять порядок действий

- знание таблицы сложения в пределах 10 и 20 и умение письменно складывать в пределах 10 и 20

После того как заполнены две колонки мы приступаем к упражнению для проверки данных знаний и умений.

- Запишите  ИЗ 46 ВЫЧЕСТЬ СУММУ ЧИСЕЛ 24 И 13

- Проверяем по эталону, в колонке применяю ставлю:  + или –

- Расставьте порядок действий

- Проверяем по эталону, в колонке применяю ставлю:  + или –

- Находим  значение по действиям

- Проверяем по эталону, в колонке применяю ставлю:  + или –

Теперь анализируем (колонку ПРИМЕНЯЮ)

 С помощью данного приема легко у учащихся выявить проблемные зоны, таблица может применяться на уроках и в средней школе, а так же при осуществлении контроля и текущего контроля.

Возможно то, о чем я рассказала – вам знакомо. ноя думаю, что то новое вы для себя открыли.

Может быть, у вас есть какие то вопросы.

А  теперь проведем самооценку по КОД. Возьмите лист, обведите свою ладошку. В середине напишите Я, а на каждом пальчике напишите, что для вас КОД…..

Все пальцы заполнены? Всегда хоть 1 палец, да не заполнен, это показатель того, что в этой теме нами еще не всё изучено.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Механизмы формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования

Формирование УУД при обучении грамоте и письму в первом классе.Презентация....

программа формирования ууд у обучающихся на ступени начального общего образования.

Данный материал поможет учителям при подготовке по теме "Формирование УУД у школьников начальной школы"...

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности школьника на разных уровнях школьного образования.

        Современный учитель должен владеть различными методами и приемами, которые будут способствовать формированию орфографической зоркости, постоянно искать новые более э...