Конспект внеклассного мероприятия по математике на тему : " Единицы времени"
план-конспект занятия по математике (4 класс)

Куртукова Ольга Александровна

Внеклассное мероприятие по математике в 4 классе  предполагает групповую работу. Учащиеся  в результате работы с текстами Википедии знакомятся с происхождением слов - названий единиц времени ( секунда, минута, час, сутки, названий месяцев, дней недели, ит.д.), выполняют задания на сравнение единиц времени, работают с пословицами  и отгадывают кроссворд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_meropriyatiya.docx35.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного мероприятия по математике в 4 классе

 Тема: Единицы времени

Цели:

1. Познакомить с происхождением названий единиц времени.

2.Способствовать развитию творческих и умственных способностей учащихся (логического мышления, смекалки, сообразительности и др.).

3.Способствовать закреплению умений и навыков, полученных на уроках математики.

4.Способствовать расширению кругозора учащихся.

5.Способствовать развитию коммуникативного общения; воспитанию коллективизма, сплоченности, воспитанию терпения, стремления преодолевать трудности, формирования дружного коллектива, умения работать в команде.

6.Способствовать привитию интереса к математике.

Планируемые результаты: 

Предметные результаты:

- знать происхождение названий единиц  времени;                                                                                                                                                                                            - уметь сравнивать единицы времени.

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к математическому содержанию;

- самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности;

- установка на здоровый образ жизни;

- проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

 Регулятивные УУД:

- определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем;  

- составление плана (алгоритма), решение учебной задачи совместно с одноклассниками;

- осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по образцу;

- оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем.  

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- построение знаково-символических моделей;

- поиск и выделение необходимой информации;

- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач;

- постановка и формулирование проблем.

Логические УУД:

- анализ, синтез, сравнение, классификация;

- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений;

- выдвижение гипотез, их обоснование и доказательства.

Коммуникативные УУД:

- определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем;

-умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению;

-понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

-умение договариваться, находить общее решение;

-умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

-способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

-рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями,   кроссворд, смайлики,  энциклопедический словарь, словарь иностранных слов, этимологический словарь, энциклопедия « Я познаю мир. Математика», планшеты.

                                                                                                        Ход занятия

Этапы

              Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1.Орг. момент

Проверка готовности к занятию

2.Самоопределение к деятельности

 Отгадайте загадку:

Оно не ждёт и не стоит,
Оно всегда вперёд бежит,
Все берегут его. Друзья, 
Его вернуть, увы, нельзя. (Время)

Что вы знаете о времени? Как вы думаете, о чем мы будем говорить на нашем занятии? В какой форме будет проходить занятие?

 (Слайд 1). Тема занятия: «Единицы времени». Что вы не знаете, а хотели бы узнать о единицах времени?  

(Слайд 2). Сформулируйте цели занятия.

 Цели:

  1. Познакомиться с ...
  2. Развивать….
  3. Совершенствовать умение работать в …

 ( Слайд 3). Давайте составим план работы, используя слова - помощники.

1.Подготовка сообщений по группам.

2.Выступление групп.

3. Применение полученных знаний.

Давайте вспомним правила работы в группе.

1.Распределите обязанности  (командир, чтец, докладчик, секретарь, ответственный за порядок).

2.Не разрешается говорить нескольким участникам одновременно.

3.Высказывания должны быть краткими.

4. Разрешается применять «конфликтные знаки» (! ?).

Личностные УУД:

-проявление устойчивого познавательного интереса к математическому содержанию.

Регулятивные УУД:

-определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем;  

- составление плана  учебного занятия совместно с одноклассниками и учителем.

Познавательные УУД:

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- постановка и формулирование проблем.

Коммуникативные УУД:

-определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем;

-понимание возможности различных позиций и точек зрения;

-умение договариваться, находить общее решение;

-умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

3.Самостоятельная работа в группах по поиску информации

Командиры подходят к столу и выбирают конверт с заданиями.

1 группа.

Объясните происхождение слов «секунда», «минута», «час», «сутки», «неделя».

2 группа.

Объясните происхождение названий дней недели.

3 группа.

Объясните происхождение названий зимних и весенних месяцев.

4 группа.

Объясните происхождение названий летних и осенних месяцев.

5 группа.

Объясните происхождение слов «месяц», «год», «век», «столетие», «тысячелетие».

 Для выполнения своего задания вы можете воспользоваться словарями, энциклопедиями, которые лежат на столе, и Википедией.

 Вы должны заполнить таблицу. (см. Приложение 1)

Единица времени

Из какого языка

Что означает

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к математическому содержанию;

- проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

- осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи;

Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации;

- умение структурировать знания;

- анализ, синтез, сравнение, классификация;

- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные УУД:

-умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению;

-понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

-умение договариваться, находить общее решение;

-умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

-способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

4.Презентация своей работы

  Во время презентации учащиеся докладывают о результатах своей работы, на интерактивной доске записывается необходимая информация. (Слайды 4-8).

Оцените работу команд с помощью смайликов.

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к математическому содержанию;

- самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности;

- проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности.

 Регулятивные УУД:

- оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем.  

Познавательные УУД:

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД:

-умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению;

-понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

-умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

-способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

5 Физминутка

 Игра на внимание « Класс»

Личностные УУД:

-установка на здоровый образ жизни.

6.Закрепление знаний

 Задания на карточках.

1. Найдите и исправьте ошибки:

3в.=180 л.           4 сут. > 100 ч

4 нед. =28 дн.     5мин = 500 с

3 ч 12 мин < 200  мин

6 ч 30 мин = 400 мин  

  1. мин  27 с >3387 c

 8 мес. 3 нед.= 27 нед.

 Проверяем на слайде 9 и оцениваем свою работу.

2.Допишите окончание  пословиц и поговорок на карточке и проверьте на слайде:

1 группа   ( Слайд 10)

    Январь – году начало,…

   В июле на дворе пусто,…

   Среда прошла – …

 Слова для справок: зиме середина, неделю унесла, в поле густо.

2 группа  ( Слайд 11)

 Март с водою, …

 Семь пятниц на …

Пришел июнь – разноцвет –…

 Слова для справок: неделе, отбоя от работы нет, апрель   с травою.

3 группа   ( Слайд 12)

Май леса наряжает –…                                      Октябрь – ложка воды, …                                      Кто в понедельник бездельник,…                        Слова для справок: тот и во вторник не работник, ведро грязи, лето в гости ожидает.                                  

 4 группа  ( Слайд 13)                                                 Вьюга да метели…                                             Ноябрь – сентябрю внук, …                                 Неделя средою крепка, … 

Слова для справок: а век – половиною, октябрю сын, зиме родной батюшка, под февраль налетели.                                          

  5 группа  ( Слайд 14)                                          Что в августе соберешь, …                              Декабрь год кончает….                               В субботу – на работу,…
Слова для справок: а в воскресенье – на веселье, зиму начинает,
  с тем и зиму проведешь.

3.Отгадайте кроссворд (Приложение 2). Проверим его (Слайд 15).

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к математическому содержанию;

- самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности;

- проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности.

 Регулятивные УУД:

- осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по образцу;

- оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем.  

Познавательные УУД:

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД:

-умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению;

-понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

-умение договариваться, находить общее решение;

-умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

-способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

7.Рефлексия

Что интересного узнали на занятии? Что вам запомнилось? Кто из одноклассников больше всех помогал вам? Все ли у вас получилось?  Что вызывало трудности? Какое настроение в конце занятия?

Возьмите подходящий смайлик, напишите на обратной стороне пожелания одноклассникам. Обменяйтесь смайликами.

Личностные УУД:

- самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности.

 Регулятивные УУД:

- оценивание успешности занятия по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем.  

Познавательные УУД:

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД:

- рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Единица времени

Из какого языка

Что означает

секунда

латинский

часть часа, уменьшенная вторая

минута

латинский

часть часа, уменьшенная первая

час

древне - русский

«чась»  - время

сутки

русский

« су + тька»  - стык дня и ночи

неделя

 старославянский

день, в который ничего не делают

понедельник

старославянский

день после не-делания

вторник

старославянский

«въторъ» - второй после праздника

среда

старославянский

середина недели

четверг

старославянский

четвертый день после дня не-делания

 пятница

старославянский

пятый день после дня не-делания

 суббота

иврит

«шаббат» - покой, отдых

 воскресенье

церковнославянский

по первому дню христианского праздника Пасхи — Светлому Христову Воскресению.

январь

латинский

«дверь в год» - в честь двуликого римского бога  Януса

февраль

латинский

«очистительный месяц»- в честь этрусского бога подземного царства Фебрууса

март

латинский

в честь древнеримского бога войны Марса

апрель

латинский

от  глагола  «открывать», подразумевалось, что этот открывает весну, в это время начинали цвести деревья и цветы

май

латинский

в честь римской богини плодородия Майи

июнь

латинский

от имени римской богини Юноны, жены Юпитера

июль

латинский

  в честь Юлия Цезаря

август

латинский

в честь императора Октавиана Августа

сентябрь

латинский

седьмой

октябрь

латинский

восьмой

ноябрь

латинский

девятый

декабрь

латинский

десятый

месяц

старославянский

луна- месяц – мера времени

год

праславянский

 «godь»  - время

век

праславянский

« vekos»  - жизнь

столетие

русский

сто +лето

тысячелетие

русский

тысяча +лето

 ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

                                                                   Кроссворд

 По вертикали:

1.Часть часа, уменьшенная вторая.

2. 12 месяцев.

3. 24 часа.

4. Зимний месяц, назван в честь бога Януса.

5.Летний месяц, назван в честь Юлия Цезаря.

6. День недели, которого согласно поговорке может быть 7 на неделе.

7. Прибор для измерения времени.

8. Четвертый день после дня не-делания.

9. Середина недели.

10. 100 лет.

11. Весенний месяц, который назван в честь бога Марса.

12. 7 суток.

13. Девятый месяц Древнего Рима.

14. 60 секунд.

  Прочитайте слова по горизонтали в выделенных клеточках.

Ответы:  По вертикали: 1.Секунда. 2. Год. 3. Сутки.4. Январь.5.Июнь. 6.Пятница.7. Часы.8. Четверг. 9.Среда.10. Век.11. Март. 12. Неделя.13. Ноябрь.14. Минута.

 По горизонтали: Единицы времени.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики по теме: "Единица времени - неделя." 3 класс (УМК "Школа 2100")

Урок построен с использованием проблемно - диалогической технологии, с использованием фронтальной и парной форм работы....

Конспект к уроку по математике 3 класс "Единицы времени. Сутки" Моро

Конспект к уроку математики в 3 классе по теме "Единицы времени. Сутки" Моро. УМК "Школа России"...

Внеклассное мероприятие по математике на тему: «Время. Единицы измерения времени»

Цели:1.     Содействовать активизации познавательной деятельности учащихся; развитию кругозора, процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения.2....

Конспект урока по математике на тему "Единицы времени. Час. Минута. Определение времени по часам”.

Конспект урока по математике на тему  "Единицы времени. Час. Минута. Определение времени по часам”.  2 класс...

Конспект урока математики по теме " Единицы времени – век. Таблица единиц времени"

Тема урока: Единицы времени – век. Таблица единиц времени. Цель урока:Систематизировать знания об известных единицах времени (сутки, неделя, месяц, год). Совершенствовать устные и письменные выч...