Рабочая программа по математике 1 класс ФГОС УМК «Школа России»
рабочая программа по математике (1 класс)

Горбунова Людмила Николаевна

Рабочая программа по математике для 1 класса разработана на основе Примерной программы общего образования по математике, соответствующей Федеральному государственному стандарту (ФГОС), и авторской программы авторов М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой УМК "Школа России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

E:\Титул ГОР\Scan10016.JPG

Статус документа

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по математике, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) и авторской программы авторов Моро М.И, Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В, Волковой С.И., Степановой С.В, УМК «Школа России». Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2020 год.

Программа соответствует ООП НОО и учебному плану МОУ «Средняя школа № 41» г. Саранска Республики Мордовия 2020-2021 учебного года.

     Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта

и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов математики с учётом межпредметных связей, логики представления учебного материала, возрастных особенностей учащихся.

Структура документа:

I. Пояснительная записка:

1. Нормативная база

2. Описание цели данного курса

3. Основные задачи курса

4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

5. Описание учебно-методического комплекта

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса:

1. Личностные;

2. Предметные;

3. Метапредметные.

III. Содержание учебного предмета, курса:

1. Названия тем (разделов) курса и их краткое содержание;

2. Характеристика  основных содержательных линий и тем (понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в данной теме);

3. Планируемые контрольные, практические, лабораторные работы, экскурсии, направления проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся.

IV. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса:

1. Тематическое планирование

2. Календарно-тематическое планирование:

1) дата проведения урока (планируемая и фактическая);

2) название разделов;

3) название тем уроков;

4) количество часов, отводимых на освоение каждой темы;

5) домашнее задание.

I. Пояснительная записка

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены  к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

1. Нормативная база

1. Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями и дополнениями от 23.06.2015 г.;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт Министерство образования и науки Российской Федерации Приказ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Зарегистрировано в Минюсте РФ от 22.12.2009  г. № 15785 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357);

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Принят Государственной Думой 21.12.2012 г, одобрен Советом Федерации 26.12.2012 г.;

4. Постановление от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

6. «Примерная основная образовательная программа начального общего образования» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015); 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования»;

7. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО,

утвержденный приказом МОиН РФ от 06.10.2009 г. № 373»;

8. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. N 413»;

9. Приказ Министерства Просвещения РФ от 28.12.2018 г. № 345 «О федеральном перечне

учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

10. Устава образовательного учреждения МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия;

11. Базисный учебный план общеобразовательного учреждения МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия на 2019-2020 учебный год;

12. Положение о рабочей программе МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия;

13. Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия.

2. Описание цели данного курса

Цели, для достижения которых направлено изучение предмета «Математика» в начальной школе:

  • развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
  • освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
  • воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

3. Основные задачи курса

Задачи, в процессе осуществления которых реализуется цель рабочей программы по предмету «Математика»:

  • развитие числовой грамотности обучающихся путём постепенного перехода от непосредственного восприятия количества к «культурной арифметике», т. е. арифметике, опосредствованной символами и знаками;
  • формирование прочных вычислительных навыков на основе освоения рациональных способов действий и повышения интеллектуальной ёмкости арифметического материала;
  • формирование умений переводить текст задач, выраженный в словесной форме, на язык математических понятий, символов, знаков и отношений;
  • развитие умений измерять величины (длину, время) и проводить вычисления, связанные с величинами (длина, время, масса);
  • знакомство с начальными геометрическими фигурами и их свойствами (на основе широкого круга геометрических представлений и развития пространственного мышления);
  • математическое развитие обучающихся, включая способность наблюдать, сравнивать, отличать главное от второстепенного, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • освоение эвристических приёмов рассуждений и интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуаций, сопоставлением данных и т. п.;
  • развитие речевой культуры обучающихся как важнейшего компонента мыслительной деятельности и средства развития личности обучающихся;
  • расширение и уточнение представлений об окружающем мире средствами учебного предмета «Математика», развитие умений применять математические знания в повседневной практике;
  • развитие логического и символического мышления, математической речи, пространственного воображения;
  • формирование  интеллектуальных познавательных учебных действий, которые постепенно принимают характер универсальных (сопоставление, классификация, сравнение, рассуждение, доказательство и др.).

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Учебный предмет «Математика» относится к образовательной области «Математика и информатика».

В 1 классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, 33 учебные недели в год.

Согласно учебному плану МОУ «Средняя школа №41» г. Саранск Республики Мордовия на 2020-2021 учебный год на изучение курса «Математика» в 1 «Б» классе отводится 129 часов:

1. в I четверти – 31 час,

2. во II четверти – 29 часов,

3. в III четверти – 39 часов,

4. в IV четверти – 30 часов.

5. Описание учебно-методического комплекта

Реализация учебной программы по предмету «Математика» УМК «Школа России» для 1 класса обеспечивается комплектом, в который входят следующие издания:

Для учителя:

1. М.И. Моро и др. Математика. Рабочие программы: Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 - 4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2020.

2. С.И. Волкова, С.В. Степанова, М.А. Бантова и др. Математика. Методические рекомендации. 1 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2020.
Для учащегося:

1. М.И. Моро, М.А. Бантова и др. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2020.

2. С.И. Волкова. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2020.

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты

Личностными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

У обучающихся будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к урокам математики;
  • умение признавать собственные ошибки;
  • оценивать собственные успехи в освоении вычислительных навыков.

Обучающийся  получит возможность для формирования:

  • умение оценивать трудность заданий, предложенных для выполнения по выбору учащегося;
  • умение сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
  • восприятие математики как части общечеловеческой культуры.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;
  • понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
  • принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;
  • выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
  • осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;
  • осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий;
  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств, предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;
  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
  • проводить сравнение объектов с целью выделения их различных, различать существенные и несущественные признаки;
  • определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания;
  • выбирать основания классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: число, величина, геометрическая фигура;
  • находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио и видео материалы и др.);
  • выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
  • находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;
  • устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях;
  • применять полученные знания в измененных условиях;
  • объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);
  • выделять из предложенного текста информацию по заданному условию;
  • систематизировать собранную в результате расширенного поиска информацию и представлять ее в предложенной форме.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;
  • воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;
  • уважительно вести диалог с товарищами;
  • принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;
  • понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;
  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться;
  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
  • аргументировано выражать свое мнение;
  • совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
  • оказывать помощь товарищу в случаях затруднений;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.

Предметные результаты

Учащийся научится:

  • считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слоги, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счета;
  • читать, записывать, сравнивать (используя знаки сравнения «>», «<», «=», термины «равенство» и «неравенство») и упорядочивать числа в пределах 20;
  • объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0; объяснять, как образуются числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц, и что обозначает каждая цифра в их записи;
  • выполнять действия нумерационного характера: 15 + 1, 18 – 1, 10 + 6, 12 – 10, 14 – 4;
  • распознавать последовательность чисел, составленную по заданному правилу; устанавливать правило, по которому составлена заданная последовательность чисел (увеличение или уменьшение числа на несколько единиц в пределах 20) и продолжать ее;
  • выполнять классификацию чисел по заданному или самостоятельно установленному признаку;
  • читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр) и соотношение между ними: 1 дм = 10 см.

Учащийся получит возможность научиться:

  • вести счет десятками;
  • обобщать и распространять свойства натурального ряда чисел на числа, большие двадцати.

Арифметические действия. Сложение и вычитание

Учащийся научится:

  • понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание, отражать это на схемах и в математических записях с использованием знаков действий и знака равенства;
  • выполнять сложение и вычитание, используя общий прием прибавления (вычитания) по частям; выполнять сложение с применением переместительного свойства сложения;
  • выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах 10);
  • объяснять прием сложения (вычитания) с переходом через разряд в пределах 20.

Учащийся получит возможность научиться:

  • выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20;
  • называть числа и результат при сложении и вычитании, находить в записи сложения и вычитания значение неизвестного компонента;
  • проверять и исправлять выполненные действия.

Работа с текстовыми задачами

Учащийся научится:

  • решать задачи (в 1 действие), в том числе и задачи практического содержания;
  • составлять по серии рисунков рассказ с использованием математических терминов;
  • отличать текстовую задачу от рассказа; дополнять текст до задачи, вносить нужные изменения;
  • устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, отражать ее на моделях, выбирать и объяснять арифметическое действие для решения задачи;
  • составлять задачу по рисунку, по схеме, по решению.

Учащийся получит возможность научиться:

  • составлять различные задачи по предлагаемым схемам и записям решения;
  • находить несколько способов решения одной и той же задачи и объяснять их;
  • отмечать изменения в решении при изменении вопроса задачи или ее условия и отмечать изменения в задаче при изменении ее решения;
  • решать задачи в 2 действия;
  • проверять и исправлять неверное решение задачи.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Учащийся научится:

  • понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих положение предмета на плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положение предмета на плоскости;
  • описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: слева, справа (левее – правее), вверху, внизу (выше – ниже), перед, за, между и др.;
  • находить в окружающем мире предметы (части предметов), имеющие форму многоугольника (треугольника, четырехугольника и т.д., круга);
  • распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линии, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг);
  • находить сходство и различие геометрических фигур (прямая, отрезок, луч).

Учащийся получит возможность научиться:

  • выделять изученные фигуры в более сложных фигурах (количество отрезков, которые образуются, если на отрезке поставить одну точку (две точки), не совпадающие с его концами.

Геометрические величины

Учащийся научится:

  • измерять (с помощью линейки) и записывать длину (предмета, отрезка), используя изученные единицы длины сантиметр и дециметр и соотношения между ними;
  • чертить отрезки заданной длины с помощью оцифрованной линейки;
  • выбирать единицу длины, соответствующую измеряемому предмету.

Учащийся получит возможность научиться:

  • соотносить и сравнивать величины (например, расположить в порядке убывания (возрастания) длины: 1 д, 8 см, 13 см).

Работа с информацией

Учащийся научится:

  • читать небольшие готовые таблицы;
  • строить несложные цепочки логических рассуждений;
  • определять верные логические высказывания по отношению к конкретному рисунку.

Учащийся получит возможность научиться:

  • определять правило составления несложных таблиц и дополнять их недостающими элементами;
  • проводить логические рассуждения, устанавливая отношения между объектами и формулируя выводы.

Требования к уровню подготовки учащихся  

К концу первого класса учащийся научится:

  • назвать числа от 0 до 20; называть и обозначать действия сложения и вычитания;
  • называть результаты сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания;
  • называть результаты сложения чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания;
  • оценивать количество предметов числом и проверять результат подсчетом в пределах 20;
  • вести счет как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 20;
  • записывать и сравнивать числа в пределах 20;
  • находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 20 (без скобок);
  • решать задачи в 1-2 действия, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного;
  • проводить измерение длины отрезка и длины ломаной;
  • строить отрезок заданной длины.

К концу обучения в первом классе ученик получит возможность научиться:

  • сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, вместимости;
  • решать задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
  • оценивать величины предметов на глаз.

III. Содержание учебного предмета, курса

1. Названия тем (разделов) курса и их краткое содержание

1-й класс (129 ч)

Основные содержательные линии курса (разделы, структура)

  • Числа и величины
  • Арифметические действия
  • Работа с текстовыми задачами
  • Пространственные отношения. Геометрические фигуры
  • Геометрические величины
  • Работа с информацией

В структуре изучаемой программы выделяются следующие разделы:

Общие понятия

1. Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (7 ч)

Признаки предметов

Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.

Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с указанными свойствами.

Отношения

Сравнение групп предметов. Равно, не равно, столько же.

Числа и операции над ними

2. Числа от 1 до 10. Нумерация (24 ч)

Числа от 1 до 9. Натуральное число как результат счёта и мера величины.

Состав чисел от 2 до 9. Сравнение чисел, запись отношений между числами. Числовые равенства, неравенства. Последовательность чисел. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счёте.

Ноль. Число 10. Состав числа 10.

3. Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (60 ч)

Сложение и вычитание в пределах десяти

Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки + (плюс), - (минус), = (равно).

Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Компоненты сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания.

Переместительное свойство сложения. Приёмы сложения и вычитания.

Табличные случаи сложения однозначных чисел. Соответствующие случаи вычитания.

Понятия «увеличить на ...», «уменьшить на ...», «больше на ...», «меньше на ...».

4. Числа от 11 до 20. Нумерация (12 ч)

Устная и письменная нумерация чисел от 1 до 20. Десяток. Образование и название чисел от 1 до 20. Модели чисел.

Чтение и запись чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.

Сравнение чисел, их последовательность. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.

5. Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание (24 ч)

Сложение и вычитание чисел в пределах 20

Алгоритмы сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через разряд. Табличные случаи сложения и вычитания чисел в пределах 20. (Состав чисел от 11 до 19.)

Величины и их измерение

Величины: длина, масса, объём и их измерение. Общие свойства величин.

Единицы измерения величин: сантиметр,  килограмм, литр.

Текстовые задачи

Задача, её структура. Простые и составные текстовые задачи:

а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания;

б) задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на ...», «уменьшить на ...»;

Элементы геометрии

Точка. Линии: прямая, кривая. Отрезок. Ломаная. Многоугольники как замкнутые ломаные: треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. Круг, овал.

Вычисление длины ломаной как суммы длин её звеньев.

Вычисление суммы длин сторон прямоугольника и квадрата без использования термина «периметр».

Элементы алгебры

Равенства, неравенства, знаки «=», «>»; «<». Числовые выражения. Чтение, запись, нахождение значений выражений. Равенство и неравенство.

Занимательные и нестандартные задачи.

Числовые головоломки, арифметические ребусы. Арифметические лабиринты, математические фокусы. Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.

6. Итоговое повторение (2 ч)

Закрепление изученного.

Что узнали, чему научились в 1 классе.

2. Характеристика  основных содержательных линий и тем

 (понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в данной теме)

Числа и величины

Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).

Арифметические действия

Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначные, двузначные и трёхзначные числа. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).

Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида а±28, 8 • b , с : 2; с двумя переменными вида: a + b, a-b, a • b, с : d (d #О), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0(1 • а = а, 0 • с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).

Работа с текстовыми задачами

Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.

Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) ...», «меньше на (в) ...». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

Решение задач разными способами.

Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).

Свойства сторон прямоугольника.

Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).

Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).

Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.

Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.

Геометрические величины

Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).

Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).

Работа с информацией

Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.

Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.

Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.

Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что ...», «если ..., то ...», «все», «каждый» и др.).

3. Планируемые контрольные, практические, лабораторные работы, экскурсии, направления проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся

Виды контрольно-измерительных материалов

Вид работы

Тема работы

Дата проведения

план.

факт.

1

Проверочная работа

«Счет предметов. Сравнение групп предметов»

10.09

10.09

2

Проверочная работа

«Нумерация чисел от 1 до 10»

22.10

22.10

3

Проверочная работа

«Сложение и вычитание от 1 до 10»

22.12

4

Проверочная работа

«Сложение и вычитание в пределах 10»

10.03

5

Проверочная работа

«Нумерация чисел от 11 до 20»

24.03

6

Проверочная работа

«Табличное сложение и вычитание»

28.04

7

Контрольная работа

«Итоговый контроль»

20.05

Итого:

7

Особенности организации контроля по математике

Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения

сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).

Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др. Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.

Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания по геометрии и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий по геометрии, а затем выводится итоговая отметка за всю работу. При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.

Основанием для выставления итоговой оценки служат результаты систематических наблюдений учителя за повседневной работой учащихся, результаты устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ. Однако последним  придается наибольшее значение.

При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень теоретических знаний ученика, так и овладение практическими умениями и навыками. Однако ученику не может быть выставлена положительная итоговая оценка по математике, если большинство его текущих контрольных работ, а также итоговая контрольная работа оценены как неудовлетворительные, хотя его устные ответы оценивались положительно.

Оценивание устных ответов

В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.

Ошибки:

  • неправильный ответ на поставленный вопрос;
  • неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
  • при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.

Недочеты:

  • неточный или неполный ответ на поставленный вопрос; при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
  • неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
  • медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
  • неправильное произношение математических терминов.

Оценка письменных работ по математике

В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
  • неправильный выбор действий, операций;
  • неверные вычисления в случае, когда цель задания – проверка
  • вычислительных умений и навыков;
  • пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
  • несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
  • несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.

При оценке работ, включающих в себя решение выражений на порядок действий, считается ошибкой неправильно выбранный порядок действий, неправильно выполненное арифметическое действие.

При оценке работ, включающих в себя решение уравнений, считается ошибкой неверный ход решения, неправильно выполненное действие, а также, если не выполнена проверка.

При оценке заданий, связанных с геометрическим материалом, считается ошибкой, если ученик неверно построил геометрическую фигуру, если не соблюдал размеры, неверно перевел одни единицы измерения в другие, если не умеет использовать чертежный инструмент для измерения или построения геометрических фигур.

Грубые ошибки:

  • вычислительные ошибки в примерах и задачах;
  • ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий;
  • неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия);
  • не решена до конца задача или пример;
  • невыполненное задание.

Негрубые ошибки:

  • нерациональный прием вычислений;
  • неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи;
  • неверно сформулированный ответ задачи;
  • неправильное списывание данных (чисел, знаков);
  • не доведение до конца преобразований.

Недочеты:

  • неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин); 0 ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
  • неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
  • наличие записи действий;
  • отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.

Согласно нормам СанПиН 2.4.1178-02 учащимся 1 классов оценка (отметка) не выставляется.

IV. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса:

1. Тематическое планирование

Название разделов и подразделов

Кол-во часов

1

Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления

7

2

Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация

24

3

Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание

60

4

Числа от 11 до 20. Нумерация

12

5

Числа от 11 до 10. Число 0. Сложение и вычитание

24

6

Итоговое повторение

2

Итого:

129

2. Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема урока

Кол-во

часов

план.

факт.

I четверть

31

Подготовка к изучению чисел.

Пространственные и временные представления

7

1

01.09

01.09

Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества.

1

2

02.09

02.09

Счёт предметов.

1

3

03.09

03.09

Столько же. Больше. Меньше.

1

4

07.09

07.09

Отношения «Сверху». «Снизу». «Слева». «Справа».

1

5

08.09

08.09

Раньше. Позже. Потом.

1

6

09.09

09.09

На сколько больше? На сколько меньше?

1

7

10.09

10.09

Проверочная работа «Счет предметов. Сравнение групп предметов».

1

Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация

24

8

14.09

14.09

Много. Один.

1

9

15.09

15.09

Число и цифра 2.

1

10

16.09

16.09

Число и цифра 3.

1

11

17.09

17.09

Знаки «+», «–», «=».

1

12

21.09

21.09

Число и цифра 4.

1

13

22.09

22.09

Длиннее, короче.

1

14

23.09

23.09

Число и цифра 5.

1

15

24.09

24.09

Числа от 1 до 5. Состав числа 5.

1

16

28.09

28.09

Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч.

1

17

29.09

29.09

Ломаная линия.

1

18

30.09

30.09

Знаки «>», «<», «=».

1

19

01.10

01.10

Равенство. Неравенство.

1

20

05.10

05.10

Многоугольник.

1

21

06.10

06.10

Числа 6 и 7. Письмо цифры 6.

1

22

07.10

07.10

Числа 6 и 7. Письмо цифры 7.

1

23

08.10

08.10

Числа 8 и 9. Письмо цифры 8.

1

24

12.10

12.10

Числа 8 и 9. Письмо цифры 9.

1

25

13.10

13.10

Число 10.

1

26

14.10

14.10

Повторение и обобщение изученного по теме «Числа от 1 до 10».

1

27

15.10

15.10

Наши проекты. Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках.

1

28

19.10

19.10

Сантиметр.

1

29

20.10

20.10

Увеличить на… Уменьшить на…

1

30

21.10

21.10

Число 0.

1

31

22.10

22.10

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Проверочная работа «Нумерация чисел от 1 до 10».

1

II четверть

29

Числа от 1 до 10 Сложение и вычитание

60

32

05.11

Сложение и вычитание вида □ + 1,  □ – 1.

1

33

09.11

Сложение и вычитание вида + 1 + 1, – 1 - 1.

1

34

10.11

Сложение и вычитание вида+ 2, - 2.

1

35

11.11

Слагаемые. Сумма.

1

36

12.11

Задача.

1

37

16.11

Составление задач по рисунку.

1

38

17.11

Таблицы сложения и вычитания с числом 2.

1

39

18.11

Присчитывание и отсчитывание по 2.

1

40

19.11

Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц.

1

41

23.11

Угол. Прямой угол.

1

42

24.11

Странички для любознательных.

1

43

25.11

Что узнали. Чему научились.

1

44

26.11

Странички для любознательных.

1

45

30.11

Сложение и вычитание вида  + 3, -3.

1

46

01.12

Прибавление и вычитание числа 3.

1

47

02.12

Закрепление изученного. Сравнение длин отрезков.

1

48

03.12

Таблицы сложения и вычитания с числом 3.

1

49

07.12

Присчитывание и отсчитывание по 3.

1

50

08.12

Решение задач.

1

51

09.12

Решение задач.

1

52

10.12

Решение задач.

1

53

14.12

«Страничка для любознательных».

1

54

15.12

Что узнали. Чему научились.

1

55

16.12

Что узнали. Чему научились.

1

56

17.12

Закрепление изученного.

1

57

21.12

Закрепление изученного.

1

58

22.12

Проверочная работа «Сложение и вычитание от 1 до 10».

1

59

23.12

Закрепление изученного

1

60

24.12

Закрепление изученного

1

 III четверть

39

61

11.01

Сложение и вычитание чисел первого десятка.

1

62

12.01

Задачи на увеличения числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов).

1

63

13.01

Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов).

1

64

14.01

Сложение и вычитание вида  + 4, - 4.

1

65

18.01

Закрепление изученного.

1

66

19.01

На сколько больше? На сколько меньше?

1

67

20.01

Таблицы сложения и вычитания с числом 4.

1

68

21.01

Решение задач.

1

69

25.01

Перестановка слагаемых.

1

70

26.01

Применение переместительного свойства сложения для случаев вида  + 5, 6, 7, 8, 9.

1

71

27.01

Таблицы для случаев вида  + 5, 6, 7, 8, 9.

1

72

28.01

Состав чисел в пределах 10. Закрепление.

1

73

01.02

Состав чисел в пределах 10. Закрепление.

1

74

02.02

Закрепление изученного. Решение задач.

1

75

03.02

Прямоугольник. Квадрат.

1

76

04.02

Что узнали. Чему научились.

1

77

08.02

Закрепление изученного. Проверка знаний.

1

78

09.02

Связь между суммой и слагаемыми

1

79

10.02

Связь между суммой и слагаемыми. Решение задач.

1

80

11.02

Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.

1

81

15.02

Вычитание вида 6 – , 7 – .

1

82

16.02

Закрепление приема вычислений вида 6 – , 7 – .

1

83

17.02

Вычитание вида 8 – , 9 – .

1

84

18.02

Закрепление приема вычислений вида 8 – , 9 – .

1

85

01.03

Вычитание вида 10 – .

1

86

02.03

Закрепление изученного. Решение задач.

1

87

03.03

Килограмм.

1

88

04.03

Литр.

1

89

09.03

Что узнали. Чему научились.

1

90

10.03

Проверочная работа «Сложение и вычитание в пределах 10».

1

91

11.03

Закрепление пройденного.

1

Числа от 11 до 20. Нумерация

12

92

15.03

Название и последовательность чисел от 11 до 20.

1

93

16.03

Образование чисел второго десятка.

1

94

17.03

Запись и чтение чисел второго десятка.

1

95

18.03

Дециметр.

1

96

22.03

Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации:10 + 7, 17 - 7, 17 - 10.

1

97

23.03

Сложение и вычитание вида 7 + 8, 15 – 8.

1

98

24.03

Проверочная работа «Нумерация чисел от 11 до 20».

1

99

25.03

Что узнали. Чему научились.

1

IV четверть

30

100

05.04

Повторение. Подготовка к решению задач в два действия.

1

101

06.04

Повторение. Подготовка к решению задач в два действия.

1

102

07.04

Составная задача.

1

103

08.04

Составная задача.

1

Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание

24

104

12.04

Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

1

105

13.04

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток  + 2,  + 3.

1

106

14.04

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток  + 4.

1

107

15.04

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток  + 5.

1

108

19.04

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток  + 6.

1

109

20.04

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток  + 7.

1

110

21.04

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток  +8, + 9.

1

111

22.04

Таблица сложения.

1

112

26.04

Таблица сложения.

1

113

27.04

Страничка для любознательных.

1

114

28.04

Что узнали. Чему научились. Проверочная работа «Табличное сложение и вычитание».

1

115

29.04

Общие приемы табличного вычитания с переходом через десяток.

1

116

05.05

Вычитание вида 11 - □.

1

117

06.05

Вычитание вида 12 - □.

1

118

11.05

Вычитание вида 13 - □.

1

119

12.05

Вычитание вида 14 - □.

1

120

13.05

Вычитание вида 15 - □.

1

121

17.05

Вычитание вида 16 - □.

1

122

18.05

Вычитание вида 17 - , 18 - □.

1

123

19.05

Закрепление изученного.

1

124

20.05

Контрольная работа «Итоговый контроль».

1

125

24.05

Анализ контрольной работы.

1

126

25.05

«Страничка для любознательных».

1

127

26.05

Защита проектов.

1

Итоговое повторение

2

128

27.05

Закрепление изученного.

1

129

31.05

Что узнали, чему научились в 1 классе.

1

Итого:

129


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 2 класса (ФГОС) УМК "Школа России"

Рабочие программы даны в соответствии с требованиями ФГОС. Также разработано КТП по всем предметам....

рабочая программа по математике 2 кл УМК "Школа России" ФГОС с ууд

Рабочая программа по математике составлена для УМК "Школа России" и содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование и информационно-методическое обеспечение....

Рабочие программы для 1 класса (ФГОС, УМК "Школа России").

Рабочие программы разработаны на основе ФГОС (второго поколения) и авторских программ УМК "Школа России"....

Рабочая программа ИЗО 3 класс ФГОС УМК Школа России

Рабочая программа составлена на основеФГОС НОО 2009 г.;Сборника рабочих  программ по учебным предметам. «Школа России» 1-4 классы.. – М. : Просвещение, 2011. – 400 с. – (Стандарты второго поколен...

Рабочая программа по математике 3 кл. УМК "Школа России" ФГОС

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочие программы 1-4 классов (ФГОС. УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Рабочие программы 1-4 классы ФГОС (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Рабочая программа по математике 1-4 УМК "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по математике 1-4 УМК "Школа Росии" ФГОС...