РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математические представления» для 1 (дополнительного) класса 2020 - 2021 учебный год
календарно-тематическое планирование по математике (1 класс)
Адаптированная рабочая программа по курсу коррекционно-развивающих занятий по математике для 1 (дополнительного) класса на 2020-2021 учебный год, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). (Вариант 2)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1micro1.doc | 115.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования села Амгуэмы»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Протокол от 15.05.2020г. № 5 | УТВЕРЖДЕНО Приказ от 10.08.2020 г № 01-10/204 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Математические представления»
для 1 (дополнительного) класса
2020 - 2021 учебный год
Количество часов: 2 часа в неделю, 66 часов в год
Составитель: Ерискина Л.В.., учитель начальных классов
Рабочая программа разработана на основании:
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22.12.2015 N 4/1).
- Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) МБОУ «ЦО с. Амгуэмы» (утв. от 31.08.2020 г. № 01–10/227).
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Общая характеристика учебного предмета:
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с РАС и умеренной и тяжелой умственной отсталостью нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол, необходимо поставить тарелки и столовые приборы по количеству обедающих и др.
Дети не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.
В 1 (дополнительном) классе обучается один учащийся, который относится, ко второй группе.
Краткая характеристика
2 группа
Показатели | |
Физическое развитие | Грубые отклонения в физическом развитии. |
Двигательная сфера | Общая моторика грубо нарушена. Недоразвитие дифференцированных движений пальцев рук. |
Бытовые навыки | При обслуживании себя полная зависимость от других. |
Социальный опыт | Не ориентируется в окружающем. |
Способность к общению | Контакт крайне затруднен из-за непонимания обращенной речи. |
Способность к деятельности | Интерес к действиям взрослого активно не проявляется. |
Сформированность высших психических функций Восприятие | Восприятие знакомых предметов возможно при условии максимальной направляющей помощи взрослого. |
Память | Опосредованное запоминание недоступно. |
Мышление | Обобщение, абстрагирование недоступны. |
Речь | Понимание обращенной речи недоступно. |
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта математические представления обозначено как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 66 часов, 2часа в неделю, 33 учебные недели.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша), с помощью определяет принадлежность к определенной возрастной группе близких родственников и знакомых.
«Чувства, желания, взгляды»
- различает эмоции людей на картинках;
- показывает эмоции людей по инструкции с опорой на картинки.
«Социальные навыки»
- учится устанавливать и поддерживать контакты;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- принимает новые знания (на начальном уровне);
- отзывается на просьбы о помощи.
Биологический уровень
- формирование социально-приемлемого поведения по информированию окружающих о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- формирование социально-приемлемого поведения по информированию окружающих об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- формирует представление о себе, как об участнике семейно – бытовых отношений;
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
- стремление к формированию мотивации к обучению через социальную похвалу.
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- формирование причинно-следственных связей в отношении собственного поведения;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги;
- цветной бумаги;
- пластилина.
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
Планируемые результаты изучения курса:
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги; карандаша, мела
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
Планируемые результаты коррекционной работы:
- Называет (показывает) конструкцию.
- Воспроизводит комбинаций из двух-трех элементов полифункционального мягкого модульного материала или деревянного (пластмассового) строительного набора
- Сопоставляет два объекта по величине (большой — маленький мяч, большая — маленькая пирамида).
- Ищет руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину (по два предмета одного наименования, но разной величины, например, пластмассовые мишки — большой и маленький, ведерки, лопатки, куклы).
- Конструирует большие и маленькие пирамидки, напольного мягкого модуля «Пирамида». Показывает пространственные отношения руками совместно с учителем или по подражанию: Катай, катай самое большое (маленькое) кольцо и т. п.
- Играет в сухом бассейне: ищет руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину.
- играет в игры на величину (совместно с учителем и по подражанию его действиям)
- Использует вербальные и не вербальные средства (большой — разводит руки в стороны, ладони, как бы обхватывает большой предмет, демонстрирует объем, маленький — имитирует захват маленького предмета).
- Рассматривает объемную фигуру — кубом. Играет с Монтессори-материалами: «Розовая башня» (3-5 больших куба), с разноцветными кубиками из строительных наборов (раскладывает в ряд, строит домик).
- Играет в игры: «Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «Лоток с шарами и кубиками» и т. п.
- Играет со сборно-разборными игрушками и детским строительным материалом
- Умеет рассматривать вместе с учащимися постройку из строительного материала, которую выполняет учитель, прибегая к помощи учеников (дай куб, дай еще фигуру),
- Наблюдает за действиями со строительным материалом (постройка простых конструкций, сборка дидактической игрушки из деталей).
- Участвует в игре по постройке предложенной учителем элементарному сюжету (матрешка пришла в домик, села на стул, залезла под стол и т. п.).
- Умеет складывать шарики (мелкие игрушки, плоды: орехов, каштанов, шишек) в одну емкость и перекладывание их руками и с помощью столовой ложки в другую емкость.
- Умеет играть с мячами и шарами: играет в сухом бассейне с шариками, с мячиком (первый «Дар Фребеля»), катает и бросает мячи среднего размера — пластмассовые, резиновые, тряпичные.
- Умеет ходить по коврику, когда наступает на определенную фигуру, называет ее (если неговорящий, то показывает под ноги на фигуру).
– Катает кольца от дидактического модуля «Пирамида» по комнате с помощью взрослого.
- Умеет переливать воду, пересыпать песок, поливать песок водой; пересыпать различные плоды, крупы, определяет вместе с учителем и самостоятельно количество (много, мало, нет — пусто).
- Играет с бусами разной величины, разного цвета в разном сочетании; с набором мягких модулей; с дидактическим панно; с пузырьковой колонной с подсветкой.
- Складывает на место сборно-разборные игрушки, настольный и напольный конструктор.
- Перемещается в пространстве класса (держась за руки, за веревочку, за обруч и т. п.).
- Переносит с одного места на другое разных предметов.
- Поднимает руки, вытягивает их вперед, поднимает одну руку (по подражанию, по образцу).
- Перемещается в классе с предметами по заданию (по образцу и по словесной инструкции): принеси мишку, посади его на стул и т. п.
При планировании предполагаемых результатов (личностных, предметных, базовых учебных действий) предполагается использовать следующие формулировки:
- создавать предпосылки;
- будет иметь возможность;
- создать условия для формирования (чего либо);
- с помощью педагога выполняет действия;
- предоставить возможность;
- сформировать представление (о чем-либо);
- создать условия для формирования представления (о чем-либо).
Содержание учебного предмета состоит из следующих разделов:
- «Представления о форме»
- «Представления о величине»
- «Пространственные представления»
- «Временные представления»
- «Количественные представления»
Задачи и направления
- Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;
- Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
- Умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один - много;- Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежуткам, составлять и прослеживать последовательность событий.
Содержание учебного предмета
№ | Наименование разделов, тем программ | Кол-во часов по разделу |
1 модуль | ||
1 2 | «Формирование представлений о форме» «Круг» «Квадрат» | 2 |
3 4 | «Маленькие и большие квадраты» | 2 |
5 6 | «Предметы похожие на круг ,квадрат» | 2 |
7 8 | «Раскрашивание круга, квадрата» | 2 |
9 10 | «Обведение круга, квадрата по контуру» | 2 |
11 12 | «Штриховка круга, квадрата» | 2 |
Всего 12 часов | ||
2 модуль | ||
13 14 | «Формирование представлений о величине» «Большой-маленький «Длинный- короткий» | 2 |
15 16 | «Большие и маленькие игрушки» «Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный-короткий, используя приемы наложения и приложения». | 2 |
17 18 | «Я большая, а ты маленький» «Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента». | 2 |
19 20 | «Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы» «Подбери ленты для кукол» | 2 |
21 22 23 | «Постройка башни» «Длинный мост, короткий мостик» «Выделение «короткий - длинный» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности». | 3 |
Всего 11 часов | ||
3 модуль | ||
24 25 | «Формирование пространственных представлений» «Вверху-середина- внизу» | 2 |
26 27 | «Разложи игрушки по полкам» | 2 |
28 29 | «Разложи одежду по полкам» | 2 |
30 31 32 | «Ориентация на листе бумаги» | 3 |
33 34 35 | «Ориентация в классе» | 3 |
Всего 12 часа | ||
4 модуль | ||
36 37 | Формирование временных представлений «День-вечер-ночь» | 2 |
38 39 | «Части суток» «День-вечер-ночь» | 2 |
40 41 42 | «Режим дня» | 3 |
43 44 | «Ночной режим» | 2 |
45 46 | Закрепление по теме: «Покажи, что ты делал днем, вечером» «Покажи, что ты делал ночью» | 2 |
Всего 11 часов | ||
5 модуль | ||
47 48 | «Формирование количественных представлений» «Знакомство с понятием «один» и «много» «Знакомство с цифрой 1» | 2 |
49 50 | «Один-много» «Цифра 1» | 2 |
51 52 | «Много» «Выполнение различных действий: один — много хлопков». | 2 |
53 54 | «Мои игрушки» | 2 |
55 56 | «В гостях у Лесовичка в лесу» Посчитай сколько шишек, найди цифру 1» | 2 |
Всего 10 часов | ||
6 модуль | ||
57 58 | «Формирование пространственных представлений» «Поровну-больше» | 2 |
59 60 | «Разложи игрушки» | 2 |
61 62 | «Пространственные понятия: поровну - больше, к, от.» | 2 |
63 64 | «Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела». | 2 |
65 | «Игровые упражнения на перемещение в пространстве» | 1 |
66 | Закрепление тем: «Короткий длинный» «вверху- середина-внизу» «поровну-больше» | 1 |
Всего 10 часов | ||
Всего за год 66 часов |
Календарно-тематический план
Содержание работы | ||||||||||
Тема | ч а с ы | Планируемые результаты | ||||||||
1 модуль | Личностные | Коррекционные Задачи | БУД Базовые учебные действия | |||||||
1 группа | 2 группа | 3 группа | 1 группа | 2 группа | 3 группа | 1 группа | 2 группа | 3 группа | ||
«Формирование представлений о форме» «Круг» «Квадрат» 25.09 29.09 | 2 | Испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне) | Определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.) Осознание своей принадлежност и к определенному полу | Наблюдает за окружающими предмета ми | Сформированы представление о круге Умеет соотносить и дифференцировать круг, квадрат Узнает квадрат в окружающемпрост ранстве Умеет составлять целое из4-х частей. | Умеет работать с деревянными пазлами, вставляет в отверстие формы из круга, квадрата | Умеет дуть мыльные пузыри (большие, маленькие) | Последователь но выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность | Выполняет действие способом рука-в-руке; |
«Маленькие и | 2 | Проявляет | Испытывает | Проявляет | Умеет подбирать | Умеет | Умеет брать | Способен | Подражает | Фиксирует |
большие | любознательность, | потребность в | интерес к | предметы, | дифференцирова | монеты по | удерживать | действиям, | взгляд на лице | |
квадраты» 02.10 06.10 | расширяет опыт | новых знаниях | занятиям | ориентируясь на | ть, раскладывать | одной, | произвольное | выполняемы | педагога с | |
ориентировки в | (на начальном | цвет, по показу и по | маленькие | опускает | внимание на | педагогом | использование | |||
окружающем мире | уровне) | словесному | квадраты в | монеты в | выполнении | м | ||||
обозначению. | маленькую | копилку | посильного | утрированной | ||||||
коробку, | задания 3-4 | мимики | ||||||||
большие | мин. | |||||||||
квадраты в | ||||||||||
большую | ||||||||||
коробку | ||||||||||
«Предметы похожие на круг, квадрат» 09.10 13.10 | 2 | Проявляет любознательность, имеет опыт ориентировки в помещении школы. | Проявляет интерес окружающимпр едметам | Испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне) | Умеет узнавать и называть фигуру – круг Знает узнаёт квадрат в окружающем пространстве Умеет составлять целое из частей | Умеет соотносить и дифференцирова ть квадрат методом наложения Называет большой квадрат, маленький квадрат | Умеет находить в окружаю щей обстановке мяч, прокатывает мяч по столу. Умеет находить в окружаю щей обстановке кубик Находит разницу между предмета | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность | Последователь но выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Выполняет действие способом рука-в-руке; |
ми | ||||||||||||
«Раскрашивание круга, квадрата» 16.10 20.10 | 2 | Проявляет усидчивость умеет устанавливать и поддерживать контакт друг с другом | Проявляет терпение, доводить начатое дело до конца | Испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне) | Выбирает по требованию учителя соответствующий карандаш, раскрашивает форму квадрата не выходя за его контур | Умеет правильно держать карандаш, раскрашивает не выходя за контур Рассматривает объемную фигуру — кубом | Находить желтый круг, дорисовывает лучики (солнце) | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | Фиксирует взгляд на лице педагога с использование м утрированной мимики | Понимает жестовую инструкцию | ||
«Обведение квадрата по контуру» 23.10 27.10 | 2 | Проявляет аккуратность в работе | Проявляет интерес, усидчивость | Проявляет доверительный контакт к учителю через игровые упражнения. | Обводить форму квадрата по опорным точкам не отрывая руки при обводке | Обводить форму квадрата по контуру Рассматривает объемную фигуру — кубом | Захватывает и удерживает карандаш, производить черкательные действия | При организующей , направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца | Выполняет действие способом рука-в-руке; | Фиксирует взгляд на лице педагога с использование м утрированной мимики | ||
«Штриховка квадрата» 30.10 10.11 | 2 | Проявляеттворчески е способности- проявляет мотивацию благополучия (желание заслужить одобрение, получить хорошие отметки) | Проявляетинтер ес к занятию Испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне) | Проявляет навыки культурного поведения | Умеет выполнять штриховку квадрата в разных направлениях. Соблюдать правильную посадку при занятии. | Выполняетштри ховку геометрических фигур в разных направлениях, разноцветными карандашами Составляет композиции из разноцветных кружков, квадратов (светик-семи цветик) | Умеет нанизывать разноцветные кольца на стержень пирамидки | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | Выполняет последователь но организованны е движения | Переключает взгляд с одного предмета на другой | ||
Всего 12 часов | ||||||||||||
2 модуль | ||||||||||||
«Формирование представлений о величине» «Большой- маленький» «Длинный – короткий» 13.11 17.11 | 2 | Наблюдает за окружающими предметами | Проявляет желания работать совместно с учителем, принимает помощь от учителя | Проявляет доброжелательны е отношения к сверстникам. | Умеет различать предметы по величине: длинный - короткий. Умеет сравнивать совокупность предметов по количеству с помощью составления пар. | Умеет выделять большие и маленькие круги с помощью метода наложения умеет выделять и группировать предметы по величине | Умеет ориентировать ся на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов длинный - короткий | Понимает инструкцию по пиктограммам | Последователь но выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Последователь но выполняет отдельные операции действия по образцу педагога |
Выделяет признаки сходства и различия. | длинный - короткий. | |||||||||
«Большие и маленькие игрушки» «Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный короткий, использ уя приемы наложения и приложения». 20.11, 25.11 | 2 | Умеет адекватно оценивать свои действия, радоваться полученному результату | Проявляет бережное отношение к наглядным пособиям | Проявляет навыки сотрудничества с учителем, испытывает доверительное отношение к взрослым | Сформированы понятия большой- маленький.Умеет с помощью метода наложения определять величину длинный- короткий. | Умеет показатьжестом большие и маленькие предметы, длинный - короткий Играет со сборно- разборными игрушками и детским строительным материалом | Умеет показывать и выделять из ряда лент длинные и короткие. Производить манипуляции с лентами Переносит с одного места на другое бытовые предметы | Последователь но выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность | Последователь но выполняет отдельные операции действия по образцу педагога |
«Я большая, а ты маленький» 27.11 «Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента». 02.12 | 2 | Осознание своей принадлежности к определенному полу | Осознание своей принадлежност и к определенному полу | Проявляет усидчивость во время урока | Умеет сравнивать друг друга по росту. Активизирует в речи слова: Я- большая, а Денис маленький | Умеет видеть разницу в росте, сопровождает свою речь с жестами | Умеет удерживать карандаш, проводит большие и маленькие линии | Последователь но выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Подражает действиям, выполняемы педагогом | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. |
«Подбери одежду для большой куклы,для маленькой куклы» 04.12 09.12 | 2 | Проявлятьуважение к людям старшего возраста | Испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне) | Соотнесение себя со своим именем Наблюдает за окружающими предмета ми | Умеет выбирать и подбирать одежду для куклы в соответствии с её ростом. Определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.) | Умеет соотносить одежду с ростом Одевает на куклу кофту, штаны | Умеет натягивать колготки захватывать колготки обеими руками Находить свои личные вещи Определять свою половую принадлежнос ть (без обоснования) | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | Понимает жестовую инструкцию |
«Постройка башни» «Выделение «больших - маленьких» предметов в различных | 3 | Испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне) | Осознает бережное отношение к раздаточному материалу (не брать в рот, не грызть, не рвать, не ломать) | Проявляет доверительный контакт к учителю через игровые упражнения. | Умеет объединять одинаковые(по цвету, величине) предметы в предметные множества Умеет выделять один предмет из | Умеет выбирать из общих кубиков большие кубики, оречевляя речью-большие, жестом-разводит в разные | Умеет ставить кубик на кубик, захватывает кубики правой рукой. Складывает на место сборно- | Фиксирует взгляд на лице педагога с использование м утрированной мимики | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | Переключает взгляд с одного предмета на другой |
игровых ситуациях, в конструктивной деятельности». «Длинный мост,короткий мостик» | множества, отвечает на вопросы «сколько»? словами один много. сравниваетпострой ки (большая- маленькая) башня | стороны руки, ставить кубик на кубик, сравнивает большую с маленькой башней. | разборные игрушки, настольный и напольный конструктор | |||||||
Всего 11 часов | ||||||||||
3 модуль | ||||||||||
«Формирование пространственны х представлений» «Вверху-середина- внизу» | 2 | Умеет устанавливать и поддерживать контакт | Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов | Проявляет взаимоотношения между сверстниками | Сформированы пространственные отношения «вверху», «внизу» «середина» Умеет ориентироваться на листе бумаги | Сформированы понятия«вверху» «внизу « и Сравниваетпред меты по признакам сходство – различие (маленький, большой). Знает геометрической фигуры круг.(круг,квадр ат) | Умеет ориентировать ся в собственном теле. Умеет поднимать руки вверх, вниз. Я большая (руки вверх, я маленькая руки вниз с приседанием) | Последователь но выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | Выполняет последователь но организованны е движения |
«Разложи игрушки по полкам» | 2 | Проявляет радость от совместных действий, доброжелательность , уважительное отношение. | Проявляет интерес к математике посредством игры. | Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов | Сформированы пространственные понятия вверху,внизу,серед ина. Умеет ориентироваться в пространстве, использовать изученные понятия в речи (Пирамид ку я поставлю на вверх, мячик положу на низ полки) | Умеет раскладывать маленькие игрушки на верхнюю полку, большие игрушки на нижнюю полку Участвует в игре по постройке предложенной учителем эле- ментарному сюжету (матрешка пришла в домик, села на стул, за- лезла под стол и т. п.). | Умеет переносить игрушки разные по размеру с одного места на другое (Лиза возьми самый большой мяч, принеси его ко мне и т.д.) Показываетру ками какой мяч?-большой | Фиксирует взгляд на лице педагога с использование м утрированной мимики | Подражает действиям, выполняемы педагогом | Выполняет последователь но организованны е движения |
«Разложи одежду по полкам» | 2 | Воспитывать умение выражать своё мнение. | Воспитыватьвза имоотношения | Воспитывать дружеские взаимоотношения | Умеет размышлять, сравнивать противоположные | Складывает вещи по полкам. | Складывает вещи пополам, задействовав в | Последователь но выполняет отдельные | Переключает взгляд с одного | Выполняет действие |
Воспитывать чувство взаимовыручки, поддержки, ответственности. | между сверстника ми Испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне) | Уметь устанавливать и поддерживать контакты (учитель-ученик) | качества, (это кофточки, я положу на верхнюю полку,а штаны на нижнюю полочку) находить причинно – следственные связи. Умеет подбирать существительные к прилагательным. | Показывает верх-низ | работе обе руки одновременно | операции действия по образцу педагога | предмета на другой | способом рука-в-руке; | ||
«Ориентация на листе бумаги» | 3 | Испытывает интерес к математике посредством игры. Испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне) | Проявляет дружеские взаимоотношен ия Умеет устанавливать и поддерживать контакты | Проявляет бережное отношение к раздаточному материалу Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов | Умеет ориентироваться на листе бумаги. Знает цвета (желтый, зеленый) | Сформированы навыка ориентации на листе бумаги Выполняет последовательно организованные движения | Умеет брать листок бумаги, рвать его на мелкие кусочки, мять. | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | Понимает жестовую инструкцию | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность |
«Ориентация в классе» | 3 | Проявляет культуру поведения, дисциплинированно сть, интерес к математике, школе. | Проявляет доброе, уважительное отношение друг к другу | Проявляет интерес к занятиям, желания принимать совместное участие в игре | Умеет ориентироваться в пространстве в помещении класса Умеет передвигаться в заданном направлении. | Умеет находить по требованию учителя тот или иной предмет (с подсказкой учителя, где он находится) | Умеет брать и приносить предмет по требованию учителя. Понимает обращенную речь | Последователь но выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Выполняет действие способом рука-в-руке; | Переключает взгляд с одного предмета на другой |
Всего 12 часов | ||||||||||
4 модуль | ||||||||||
Формирование временных представлений «День,вечер,ночь » | 2 | Проявляет собственные чувства | Принимает участие в коллективных делах и играх | Проявляет интерес и желание к познанию окружающего мира. | Сформированызнан ия о частях суток, об их характерных особенностях .Сформированы представления о последовательност и частей суток ,называют и определяют части суток между днём и ночью, ориентирую тся во времени | Сформированы знания о частях суток, их отличительных особенностях (на основе деятельности детей, взрослых, объективных условий природы) Умеет имитировать действия | Участвует в игре по постройке предложенной учителем эле- ментарному сюжету (матрешка пришла в домик, села на стул, залезла под стол и т. п.). | Выполняет стереотипную инструкцию | Фиксирует взгляд на лице педагога с использование м голоса | Фиксирует взгляд на лице педагога с использование м голоса |
«Части суток» «День,вечер,ночь» | 2 | Проявляет желание быть отзывчивым.Наблюд ает за окружающими предметами | Выражает интерес и желание к познанию окружающего мира | Имеет интерес и желание заниматься | Видеть закономерности, имеет представления о частях суток (день, ночь), правильно употребляет термины в речи. | Определяет части суток по признакам: деятельность человека | Закрывает и открывает глаза по требованию учителя (Лиза спит. Лиза проснулась). Показывает как на себе глазки так и на дид.кукле | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | Понимает инструкцию по пиктограммам |
«Режим дня» | 3 | Проявляет культуру поведения | Имеет представления о правилах режима дня | Проявляет усидчивость на уроке | Используетсловарн ый запас за счет слов-действий. Умеет рассматривать картинки и рассказывать ,что делали дети дням (Маша качалась на качелях, играла с мячом, читала книгу, рисовала и т. д.) | Выполняет действия по опорным картинкам (читает книгу, пинает мяч, рисует, прыгает, бегает) | Выполняет действия в соответствии с режимом дня. | Последователь но выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность | Наблюдает за окружающими предметами |
«Ночной режим» | 2 | Проявляет уважительное отношениек режимныммоментам , имеет желания поддерживать правила бытового распорядка | Соблюдает правила режима в ночное время (ночью дети должны спать,а игрушки отдохнуть у себя на полочке) | Показывает положительные радостные эмоции от общения с детьми | Умеет выбирать из предложенных картинок где отображено части суток ночь. Умеет рассказывать по картинке с помощью наводящих вопросов учителем | Умеет выбирать соответствующу ю картинку где нарисована ночь. Ночью спать ложатся книжка и тетрадь, Куклы и игрушки тоже будут спать. | Умеет закрывать и открывать глаза по требованию учителя (Лиза спит. Лиза проснулась) Ночь придет, закрой же глазки. Ты уже почти что спишь. Ночь всегда приносит сказки, Те, что любишь ты, малыш | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | Понимает инструкцию по пиктограммам | Наблюдает за окружающими предметами |
Закрепление по теме: «Покажи,что ты делал днем,вечером» | 2 | Проявляет культуру поведения | Сформирован навык сотрудничества, взаимодействия | Вызывает положительные радостные эмоции от общения с детьми с учителем | Выбирает картинку с изображением время суток-день, вечер, | Находить картинки по частям суток | Катает кольца от дидактическог о модуля «Пирами | Последователь но выполняет отдельные операции действия по | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении | Наблюдает за окружающими предмета ми |
«Покажи,что ты делал ночью» | в игре и на занятии | время суток-ночь. Умеет раскладывать картинки с частями суток по порядку. | (Маша гуляла на улице. Каталась на карусели. Обедала.) Когда это было?- днем. Показывает картинку где Маша гуляет и т.д. Играет с бусами разной величины | да» по комнате с помощью взрослого. Выполняет действия по картинке (играет в мяч,катает машинку, укладывает куклу спать) Сопровождает игру речью. (Баю-бай, би-би) Днем мы играли, ночью мы спали | образцу педагога | посильного задания 3-4 мин. | ||||
Всего 11 часов | ||||||||||
5 модуль | ||||||||||
«Формирование количественных представлений» «Один» и «много» «Знакомство с цифрой 1» | 2 | Проявляет нравственные качества, бережное отношение к своим и чужим вещам | Выражает желания работать в паре | Проявляет усидчивость на уроке | Сформированы понятия «один», «много» Умеет согласовывать числительное «один» и «много» с существительными Один цветок,много цветов Одна ёлка, много ёлок | Умеет соотносить количество (один стул-сядет один мальчик. Много стульев- сядут много мальчиков) | Вынимает из коробки один предмет, ставить его на стол. Соотносить предмет с показом одного пальчика Играет с бусами разной величины | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность | Понимает инструкцию по пиктограммам | Последователь но выполняет отдельные операции действия по образцу педагога |
«Один-много» «Цифра 1» | 2 | Проявляет дружелюбные отношения, умеет чувствовать настроения другого | Проявляет доверительный контакт между детьми | Выражает эмоционально - положи тельный фон | Выбирает один предмет из предложенных картинок ,закрашивает его желтым цветом (Одно солнышко,много цветов. Одна птичка, много цветов и т.д.) соотносить с цифрой 1. | Соотносить отдельные единицы множества с пальцами, прикасается к предмету пальцем — пересчитав его количество. (Один зайчик, один мишка, одна белочка и т. д.) | Показывает на пальцах (один апельсин),мно го нас (жест руками) Умеет набрасывать кольца на стержень игрового мо- дуля «Набрось колечко»: одно – многоколец. | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | Понимает инструкцию по пиктограммам | Принимает помощь от учителя |
«Много» «Выполнение различных действий: один — много хлопков». | 2 | Проявляет интерес к учебе | Проявляет желания работать совместно с учителем, принимает помощь от учителя | Сформированы навыки сотрудничества с учителем, доверительного отношения к взрослым | Выбирает много предметов (много мячей, много листьев и т.д.) Активизирует в речи слова: Вот тебе зайка много листьев и т.д. Соотносит отдельные единицы множества с пальцами, другими предметами без пересчета (последовательно прикасается к каждому предмету пальцем | Соотносить отдельные единицы множества с пальцами, прикасается к предмету пальцем — много. Умеет показывать жестом (разводит руки широко в стороны –много листьев) | Показывает жестом (разводит руки широко в стороны – много) | Последователь но выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность | Наблюдает за окружающими предметами |
«Мои игрушки» «Цифра 1» | 2 | Установили положительный контакт между детьми | Умеет сосредоточиват ься на слуховой информации | Воспитание эмоционально положительного фона к занятиям Наблюдает за окружающими предметами | Находить в окружающей обстановке много однородных предметов и выделяет из нее один предмет Сформированы понятия «один», «много». Согласовывает числительное «один» с существительными в роде и падеже. | Сформированы понятия «правая» и «левая» рука. Играет со сборно- разборными игрушками и детским строительным материалом Участвует в играх с пальчиками на соотнесение количества: много, один пальчик | Умеет определять один и много предметов на основе предметно – практических действий Переносит с одного места на другое бытовые предметы | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | Последователь но выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Подражает действиям, выполняемы педагогом |
«В гостях у лесовика в лесу» «Посчитаем сколько шишек и найдем цифру 1» | 2 | Умеет поддерживать доверительный контакт между детьми Испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне) | Проявляет желание помочь герою сказки | Проявляет интерес к занятиям, Усидчивость | Угадывает на ощупь в каком мешке много шишек. А в каком одна шишка. Соотносит цифру с одним предметом | Умеет раскладывать по коробкам шишки с шишками, листья с листьями (классификация предметов) Участвует в играх с пальчиками на соотнесение | Умеет брать предметы правой рукой перекладывает предметы в коробку по одному. Выбирает предметы из множеств. Играет с предметами и | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | Понимает инструкцию по пиктограммам |
количества: много, один пальчик | объектами контрастного размера: большая шишка — маленькая шишка, полный стакан — пустой стакан (банка, миска и др.). | |||||||||
Всего 10 часов | ||||||||||
6 модуль | ||||||||||
«Формирование пространственны х представлений» «Поровну- больше» | 2 | Проявляет дружеские взаимоотношения. Умеет устанавливать и поддерживать контакты | Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов | Проявляет радость от совместных действий, доброжелательнос ть. | Ориентируется в пространстве с помощью игровых упражнений Использует в речипростые предложения «дале ко» стоит мишка, «близко» сидит белочка Видит отдаленные и приближенные предметы на картинках | Умеет раскладывать предметы от себя далеко, близкоВоспроизв одит комбинаций из двух-трех элементов полифункцио- нального мягкого модульного материала или деревянного (пластмассового) строительного набора | Умеет искать и доставать предметы из сухого бассейна Выполняет последователь но организованн ые движения | Подражает действиям, выполняемых педагогом | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | Переключает взгляд с одного предмета на другой |
«Разложи игрушки» | 2 | Проявляет дружеские взаимоотношения Умеет устанавливать и поддерживать контакты | Проявляет взаимоотношен ия между сверстниками | Проявляет доброе, уважительное отношение взрослым | Умеет раскладывать игрушки по инструкции учителя. Положи машинку далеко в шкаф. Поставь пирамидку близко к себе и т.д. | Сформирован навык ориентировки в пространстве (далеко - близко)Игра «Далеко - близко». Умеет использовать пространственн ые понятия в отношении собственного тела | Умеет подставлять игрушки в отношении собственного тела далеко от себя, близко к себе Участвует в игре по постройке предложенной учителем эле- ментарному сюжету (матрешка пришла в домик, села на стул, залезла | Выполняет последователь но организованны е движения | Фиксирует взгляд на лице педагога с использование м утрированной мимики | Выполняет действие способом рука-в-руке; |
под стол и т. п.). | ||||||||||||||||||
«Пространственны е понятия: поровну- больше ближе,к,от.» | 2 | Проявляет интерес к учению, умение слушать друг друга, культуру поведения на уроке Умеет поддерживать контакты | Выражает любознательнос ть | Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов | Сформированы пространственные понятия поровну- больше ближе, к, от. Умеет ориентироваться в пространстве, используетизученн ые понятия в речи | Умеет ориентироваться в пространстве, использовать изученные понятия в речи. Дид.игра «Накроем стол» Выполняет последовательно организованные движения | Умеет дотягиваться до предметов вставая на цыпочки,подн имая руки вверх. Умеет находить предмет по требованию учителя. | Переключает взгляд с одного предмета на другой | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность | Подражает действиям, выполняемы педагогом | ||||||||
«Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела». | 2 | Умеет поддерживать контакты | Проявляет коммуникативн ые навыки | Проявляет радость от совместных действий | Имеет представления о пространственном расположении частей тела (голова вверху, ноги внизу, правая рука, левая рука и т. д.) | Умеет определять расположение других детей(далеко и близко по отношению от себя). Выполняет последовательно организованные движения | Умеет определять расположение игрушек, предметов, (далеко и близко по отношению от себя). | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | Подражает действиям, выполняемы педагогом | Понимает жестовую инструкцию | ||||||||
«Игровые упражнения на перемещение в пространстве предметов поровну-больше» | 1 | Уметь устанавливать и поддерживать контакты | Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов | Проявляет положи тельные радостные эмоции от общения с детьми | Выполняет действия с предметами и игрушками различной величины, используетвеличин ы в практических действиях (пройти через большие воротики; поставить маленькую машину в маленький гараж, а большую машину - в большой гараж; Поставить машинки в один гараж больше в другой меньше. Поставь машинок поровну | Подбирает картинки на определенные пространственн ые представления поровну-больше Перемещается в классе с предметами по заданию (по образцу и по словесной инструкции): принеси мишку, посади его на стул и т. п. | Знает основных частей тела и лица как на себе так и на дид. игрушках Катает кукольные коляски с куклой, игрушки на палках и веревочках по инструкции учителя | Подражает действиям, выполняемы педагогом | Переключает взгляд с одного предмета на другой | Фиксирует взгляд на лице педагога с использование м утрированной мимики |
Закрепление тем «Короткий- длинный» «вверху-внизу по середине» «поровну – больше» | 1 | Проявляет любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки. | Умеет поддерживать контакты | Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов | Анализирует объекты и вычленяет из представленного ряда лишний по характерному признаку | Сформированы понятия : «короткий- длинный» «вверху-внизу по середине» «поровну- больше» | Умеет производить манипуляции с мячом (кидать,ловит ь,пинать,катат ь) с кубиками (строить башню) | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность | Подражает действиям, выполняемы педагогом | Переключает взгляд с одного предмета на другой | |||||
Всего 10 часов | |||||||||||||||
Всего за год 66 часов |
Учебно-методическое обеспечение
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
- наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);
- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей);
- пазлы вкладыши;
-мозаики;
- сухой бассейн;
- игрушки разных размеров;
- шнуровки;
- пирамидки разные по величине, высоте;
- пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;
- карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений) ;
- цветные карандаши;
- листы бумаги;
-рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой материал;
- презентации по темам;
- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Математические представления" для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2
Рабочая программа ...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математическое представление», 1 класс (СИПР)
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математическое представление» для индивидуального обучения на дому учащейся 1 класса (СИПР)....
Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 1 класса 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:
Пояснительная запискаРабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 1 класса 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:Федеральный Зако...
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:
1. пояснительная запискаРабочая программа по предмету «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:Феде...
Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 3 на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:
Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 3 на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:Федеральный Закон «Об о...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математические представления» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математические представления»для освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнительный п...
Адаптированная рабочая программа и КТП предмета «Математические представления» (5 класс)
Адаптированная рабочая программа и КТП предмета "Математические представления" (5 класс)...