РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математические представления» для 1 (дополнительного) класса 2020 - 2021 учебный год
календарно-тематическое планирование по математике (1 класс)

Лариса Владимировна Ерискина

Адаптированная рабочая программа по курсу коррекционно-развивающих занятий по математике для 1 (дополнительного) класса на 2020-2021 учебный год, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). (Вариант 2)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1micro1.doc115.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования села Амгуэмы»

РАССМОТРЕНО  на заседании МО

учителей начальных классов

Протокол от 15.05.2020г. № 5

УТВЕРЖДЕНО

Приказ от 10.08.2020 г № 01-10/204

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Математические представления»

для 1 (дополнительного) класса

2020 - 2021 учебный год

Количество часов: 2 часа в неделю, 66 часов в год

Составитель: Ерискина Л.В.., учитель начальных классов

Рабочая программа разработана на основании:

  - Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

 - Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22.12.2015 N 4/1).

 - Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) МБОУ «ЦО с. Амгуэмы» (утв. от 31.08.2020 г. № 01–10/227).

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

Общая характеристика учебного предмета:

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с РАС и умеренной и тяжелой умственной отсталостью нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол, необходимо поставить тарелки и столовые приборы по количеству обедающих и др.

Дети не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.

В 1 (дополнительном) классе обучается один учащийся, который относится, ко второй группе.

Краткая характеристика

2 группа

Показатели

Физическое развитие

Грубые отклонения в физическом развитии.

Двигательная сфера

Общая моторика грубо нарушена. Недоразвитие дифференцированных движений пальцев рук.

Бытовые навыки

При обслуживании себя полная зависимость от других.

Социальный опыт

Не ориентируется в окружающем.

Способность к общению

Контакт крайне затруднен из-за непонимания обращенной речи.

Способность к деятельности

Интерес к действиям взрослого активно не проявляется.

Сформированность высших психических функций

Восприятие

Восприятие знакомых предметов возможно при условии максимальной направляющей помощи взрослого.

Память

Опосредованное запоминание недоступно.

Мышление

Обобщение, абстрагирование недоступны.

Речь

Понимание обращенной речи недоступно.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта математические представления обозначено как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 66 часов, 2часа в неделю, 33 учебные недели.

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Физические характеристики персональной идентификации:

 - определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

 - определяет состояние своего здоровья;

Гендерная идентичность

 - определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

 - определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша), с помощью определяет принадлежность к определенной возрастной группе близких родственников и знакомых.

 «Чувства, желания, взгляды»

 - различает эмоции людей на картинках;

 - показывает эмоции людей по инструкции с опорой на картинки.

«Социальные навыки»

 - учится устанавливать и поддерживать контакты;

 - пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

 - использует элементарные формы речевого этикета;

 - охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

Мотивационно – личностный блок

 - принимает новые знания (на начальном уровне);

 - отзывается на просьбы о помощи.

Биологический уровень

 - формирование социально-приемлемого поведения по информированию окружающих о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)

 - формирование социально-приемлемого поведения по информированию окружающих об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)

Осознает себя в следующих социальных ролях:

 - формирует представление о себе, как об участнике семейно – бытовых отношений;

Развитие мотивов учебной деятельности:

 - проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);

 - стремление к формированию мотивации к обучению через социальную похвалу.

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

 - формирование причинно-следственных связей в отношении собственного поведения;

Ответственность за собственные вещи

 - осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;

Экологическая ответственность

 - не мусорит на улице;

 - не ломает деревья;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

 - воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

 - принимает участие в коллективных делах и играх;

 - принимать и оказывать помощь.

Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

 - входить и выходить из учебного помещения со звонком;

 - ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

 - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

 - организовывать рабочее место;

 - принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

 - следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

 - передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

 - фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

 - фиксирует взгляд на яркой игрушке;

 - фиксирует взгляд на движущей игрушке;

 - переключает взгляд с одного предмета на другой;

 - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;

 - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

 - фиксирует взгляд на изображении;

 - фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

 - понимает жестовую инструкцию;

 - понимает инструкцию по инструкционным картам;

 - понимает инструкцию по пиктограммам;

 - выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

 - бумаги;

 - цветной бумаги;

 - пластилина.

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

 - выполняет действие способом рука-в-руке;

 - подражает действиям, выполняемы педагогом;

 - последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;

 - выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

 - способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

 - при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

3) с заданными качественными параметрами:

 - ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:

 - ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;

 - выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.

Планируемые результаты изучения курса:

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

 - фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

 - фиксирует взгляд на яркой игрушке;

 - фиксирует взгляд на движущей игрушке;

 - переключает взгляд с одного предмета на другой;

 - фиксирует взгляд на лице педагога;

 - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

 - фиксирует взгляд на изображении;

 - фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

 - понимает жестовую инструкцию;

 - понимает инструкцию по пиктограммам;

 - выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

 - бумаги; карандаша, мела

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

 - выполняет действие способом рука-в-руке;

 - подражает действиям, выполняемы педагогом;

 - последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Формирование умения выполнять задание:

 1) в течение определенного периода времени:

 - способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

 - при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

Планируемые результаты коррекционной работы:

 - Называет (показывает) конструкцию.

 - Воспроизводит комбинаций из двух-трех элементов полифункционального мягкого модульного материала или деревянного (пластмассового) строительного набора

 - Сопоставляет два объекта по величине (большой — маленький мяч, большая — маленькая пирамида).

 - Ищет руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину (по два предмета одного наименования, но разной величины, например, пластмассовые мишки — большой и маленький, ведерки, лопатки, куклы).

 - Конструирует большие и маленькие пирамидки, напольного мягкого модуля «Пирамида». Показывает пространственные отношения руками совместно с учителем или по подражанию: Катай, катай самое большое (маленькое) кольцо и т. п.

 - Играет в сухом бассейне: ищет руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину.

 - играет в игры на величину (совместно с учителем и по подражанию его действиям)

 - Использует вербальные и не вербальные средства (большой — разводит руки в стороны, ладони, как бы обхватывает большой предмет, демонстрирует объем, маленький — имитирует захват маленького предмета).

 - Рассматривает объемную фигуру — кубом. Играет с Монтессори-материалами: «Розовая башня» (3-5 больших куба), с разноцветными кубиками из строительных наборов (раскладывает в ряд, строит домик).

 - Играет в игры: «Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «Лоток с шарами и кубиками» и т. п.

 - Играет со сборно-разборными игрушками и детским строительным материалом

 - Умеет рассматривать вместе с учащимися постройку из строительного материала, которую выполняет учитель, прибегая к помощи учеников (дай куб, дай еще фигуру),

 - Наблюдает за действиями со строительным материалом (постройка простых конструкций, сборка дидактической игрушки из деталей).

 - Участвует в игре по постройке предложенной учителем элементарному сюжету (матрешка пришла в домик, села на стул, залезла под стол и т. п.).

 - Умеет складывать шарики (мелкие игрушки, плоды: орехов, каштанов, шишек) в одну емкость и перекладывание их руками и с помощью столовой ложки в другую емкость.

 - Умеет играть с мячами и шарами: играет в сухом бассейне с шариками, с мячиком (первый «Дар Фребеля»), катает и бросает мячи среднего размера — пластмассовые, резиновые, тряпичные.

- Умеет ходить по коврику, когда наступает на определенную фигуру, называет ее (если неговорящий, то показывает под ноги на фигуру).

 – Катает кольца от дидактического модуля «Пирамида» по комнате с помощью взрослого.

 - Умеет переливать воду, пересыпать песок, поливать песок водой; пересыпать различные плоды, крупы, определяет вместе с учителем и самостоятельно количество (много, мало, нет — пусто).

 - Играет с бусами разной величины, разного цвета в разном сочетании; с набором мягких модулей; с дидактическим панно; с пузырьковой колонной с подсветкой.

 - Складывает на место сборно-разборные игрушки, настольный и напольный конструктор.

 - Перемещается в пространстве класса (держась за руки, за веревочку, за обруч и т. п.).

 - Переносит с одного места на другое разных предметов.

 - Поднимает руки, вытягивает их вперед, поднимает одну руку (по подражанию, по образцу).

 - Перемещается в классе с предметами по заданию (по образцу и по словесной инструкции): принеси мишку, посади его на стул и т. п.

При планировании предполагаемых результатов (личностных, предметных, базовых учебных действий) предполагается использовать следующие формулировки:

 - создавать предпосылки;

 - будет иметь возможность;

 - создать условия для формирования (чего либо);

 - с помощью педагога выполняет действия;

 - предоставить возможность;

 - сформировать представление (о чем-либо);

 - создать условия для формирования представления (о чем-либо).

Содержание учебного предмета состоит из следующих разделов:

 - «Представления о форме»

 - «Представления о величине»

 - «Пространственные представления»

 - «Временные представления»

 - «Количественные представления»

Задачи и направления

 - Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;

 - Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;

 - Умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один - много;- Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежуткам, составлять и прослеживать последовательность событий.

Содержание учебного предмета

Наименование разделов, тем программ

Кол-во часов по разделу

1 модуль

1

2

«Формирование представлений о форме»

«Круг»

«Квадрат»

2

3

4

«Маленькие и большие квадраты»

2

5

6

«Предметы похожие на круг ,квадрат»

2

7

8

«Раскрашивание круга, квадрата»

2

9

10

«Обведение круга, квадрата по контуру»

2

11

12

«Штриховка круга, квадрата»

2

Всего 12 часов

2 модуль

13

14

«Формирование представлений о величине»

«Большой-маленький

«Длинный- короткий»

2

15

16

«Большие и маленькие игрушки»

«Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный-короткий, используя приемы наложения и приложения».

2

17

18

«Я большая, а ты маленький»

«Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента».

2

19

20

«Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы»

«Подбери ленты для кукол»

2

21

22

23

«Постройка башни»

«Длинный мост, короткий мостик»

«Выделение «короткий - длинный» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности».

3

Всего 11 часов

3 модуль

24

25

«Формирование пространственных представлений»

«Вверху-середина- внизу»

2

26

27

«Разложи игрушки по полкам»

2

28

29

«Разложи одежду по полкам»

2

30

31

32

«Ориентация        на листе бумаги»

3

33

34

35

«Ориентация в классе»

3

Всего 12 часа

4 модуль

36

37

Формирование временных представлений 

«День-вечер-ночь»

2

38

39

«Части суток»

«День-вечер-ночь»

2

40

41

42

«Режим дня»

3

43

44

«Ночной режим»

2

45

46

Закрепление по теме:

«Покажи, что ты делал днем, вечером»

«Покажи, что ты делал ночью»

2

Всего 11 часов

5 модуль

47

48

«Формирование количественных представлений»

«Знакомство с понятием «один» и «много»

«Знакомство с цифрой 1»

2

49

50

«Один-много»

«Цифра 1»

2

51

52

«Много»

«Выполнение различных действий: один — много хлопков».

2

53

54

«Мои игрушки»

2

55

56

«В гостях у Лесовичка в лесу»

Посчитай сколько шишек, найди цифру 1»

2

Всего 10 часов

6 модуль

57

58

«Формирование пространственных представлений»

«Поровну-больше»

2

59

60

«Разложи игрушки»

2

61

62

«Пространственные понятия: поровну - больше, к, от.»

2

63

64

«Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела».

2

65

«Игровые упражнения на перемещение в пространстве»

1

66

Закрепление тем: «Короткий длинный» «вверху- середина-внизу» «поровну-больше»

1

Всего 10 часов

Всего за год 66 часов

Календарно-тематический план

Содержание работы

Тема

ч а с ы

Планируемые результаты

1 модуль

Личностные

Коррекционные Задачи

БУД

Базовые учебные действия

1

группа

2

группа

3

группа

1

группа

2

группа

3

группа

1

группа

2

группа

3

группа

«Формирование представлений   о форме»

«Круг»

«Квадрат»

25.09

29.09

2

Испытывает потребность в новых знаниях        (на начальном уровне)

Определяет

свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.)

Осознание своей принадлежност

и        к

определенному полу

Наблюдает        за окружающими предмета

ми

Сформированы представление                о круге        Умеет соотносить                и дифференцировать круг,

квадрат

Узнает   квадрат   в окружающемпрост ранстве

Умеет        составлять целое из4-х частей.

Умеет работать с деревянными пазлами, вставляет        в отверстие формы из круга, квадрата

Умеет        дуть мыльные пузыри (большие, маленькие)

Последователь но   выполняет отдельные операции действия        по образцу педагога

Принимать цели        и

произвольно включаться    в деятельность

Выполняет действие способом рука-в-руке;

«Маленькие        и

2

Проявляет

Испытывает

Проявляет

Умеет        подбирать

Умеет

Умеет        брать

Способен

Подражает

Фиксирует

большие

любознательность,

потребность        в

интерес        к

предметы,

дифференцирова

монеты        по

удерживать

действиям,

взгляд на лице

квадраты»

02.10

06.10

расширяет        опыт

новых   знаниях

занятиям

ориентируясь        на

ть, раскладывать

одной,

произвольное

выполняемы

педагога        с

ориентировки        в

(на    начальном

цвет, по показу и по

маленькие

опускает

внимание        на

педагогом

использование

окружающем мире

уровне)

словесному

квадраты        в

монеты        в

выполнении

м

обозначению.

маленькую

копилку

посильного

утрированной

коробку,

задания        3-4

мимики

большие

мин.

квадраты        в

большую

коробку

«Предметы похожие        на круг, квадрат»

09.10

13.10

2

Проявляет любознательность, имеет        опыт ориентировки                в помещении школы.

Проявляет интерес окружающимпр едметам

Испытывает потребность        в новых знаниях (на начальном

уровне)

Умеет узнавать и называть фигуру – круг

Знает        узнаёт

квадрат        в

окружающем пространстве

Умеет составлять целое из частей

Умеет соотносить        и дифференцирова ть        квадрат методом наложения Называет большой

квадрат, маленький квадрат

Умеет находить        в окружаю  щей обстановке мяч, прокатывает мяч по столу. Умеет находить        в окружаю  щей обстановке кубик

Находит разницу между предмета

Принимать цели        и

произвольно включаться    в деятельность

Последователь но   выполняет отдельные операции действия        по образцу педагога

Выполняет действие способом рука-в-руке;

ми

«Раскрашивание круга, квадрата»

16.10

20.10

2

Проявляет усидчивость    умеет устанавливать        и поддерживать контакт        друг        с другом

Проявляет терпение, доводить начатое дело до конца

Испытывает потребность        в новых знаниях (на начальном

уровне)

Выбирает        по требованию

учителя соответствующий карандаш, раскрашивает форму  квадрата  не выходя        за        его контур

Умеет правильно держать карандаш, раскрашивает не выходя за контур Рассматривает объемную фигуру — кубом

Находить желтый   круг, дорисовывает лучики (солнце)

Способен удерживать произвольное внимание        на выполнении посильного задания        3-4 мин.

Фиксирует взгляд на лице педагога        с использование м утрированной мимики

Понимает жестовую инструкцию

«Обведение квадрата        по контуру»

23.10

27.10

2

Проявляет аккуратность        в работе

Проявляет интерес, усидчивость

Проявляет доверительный контакт к учителю через        игровые упражнения.

Обводить форму квадрата        по опорным точкам не отрывая руки при обводке

Обводить форму квадрата        по контуру Рассматривает объемную фигуру — кубом

Захватывает  и удерживает карандаш, производить черкательные действия

При организующей

,

направляющей помощи способен выполнить посильное задание        от

начала        до конца

Выполняет действие способом рука-в-руке;

Фиксирует взгляд на лице педагога        с использование м утрированной мимики

«Штриховка квадрата»

30.10

10.11

2

Проявляеттворчески е        способности- проявляет мотивацию благополучия (желание  заслужить одобрение, получить хорошие отметки)

Проявляетинтер ес к занятию Испытывает потребность        в новых   знаниях (на    начальном уровне)

Проявляет навыки культурного поведения

Умеет        выполнять штриховку

квадрата  в  разных направлениях.

Соблюдать правильную посадку        при занятии.

Выполняетштри ховку геометрических фигур  в  разных направлениях, разноцветными карандашами Составляет композиции    из разноцветных кружков, квадратов (светик-семи цветик)

Умеет нанизывать разноцветные кольца        на стержень пирамидки

Способен удерживать произвольное внимание        на выполнении посильного задания        3-4 мин.

Выполняет последователь но организованны е движения

Переключает взгляд        с

одного предмета        на другой

Всего 12 часов

2 модуль

«Формирование представлений   о величине»

«Большой- маленький»

«Длинный        – короткий»

13.11

17.11

2

Наблюдает        за окружающими предметами

Проявляет желания работать совместно        с учителем, принимает помощь        от учителя

Проявляет доброжелательны е    отношения    к сверстникам.

Умеет различать предметы        по величине:  длинный

- короткий.

Умеет    сравнивать совокупность предметов        по

количеству        с помощью составления пар.

Умеет  выделять большие        и маленькие круги с        помощью метода наложения умеет выделять        и группировать предметы        по величине

Умеет ориентировать ся на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов длинный        - короткий

Понимает инструкцию по пиктограммам

Последователь но   выполняет отдельные операции действия        по образцу педагога

Последователь но   выполняет отдельные операции действия        по образцу педагога

Выделяет  признаки сходства        и

различия.

длинный        - короткий.

«Большие        и маленькие игрушки»

«Игровые упражнения        на сопоставление

двух  объектов  по величине длинный короткий, использ уя        приемы наложения                и приложения».

20.11, 25.11

2

Умеет        адекватно оценивать                свои действия, радоваться полученному результату

Проявляет бережное отношение        к наглядным пособиям

Проявляет навыки

сотрудничества   с учителем, испытывает доверительное отношение

к взрослым

Сформированы понятия    большой- маленький.Умеет  с помощью        метода наложения определять величину длинный- короткий.

Умеет показатьжестом большие                и маленькие предметы, длинный                        - короткий  Играет со        сборно- разборными игрушками        и детским строительным материалом

Умеет показывать   и выделять        из

ряда лент длинные и короткие.

Производить манипуляции

с        лентами Переносит        с одного    места на                другое бытовые предметы

Последователь но   выполняет отдельные операции действия        по образцу педагога

Принимать цели        и

произвольно включаться    в деятельность

Последователь но   выполняет отдельные операции действия        по образцу педагога

«Я   большая, а   ты маленький»

27.11

«Штриховка предметов различной величины  длинная лента,        короткая лента».  02.12

2

Осознание своей принадлежности к определенному полу

Осознание своей принадлежност

и        к

определенному полу

Проявляет усидчивость        во время урока

Умеет сравнивать друг друга по росту. Активизирует        в

речи слова: Я- большая, а Денис маленький

Умеет                видеть разницу в росте, сопровождает свою        речь        с жестами

Умеет удерживать карандаш, проводит большие        и маленькие линии

Последователь но   выполняет отдельные операции действия        по образцу педагога

Подражает действиям, выполняемы педагогом

Способен удерживать произвольное внимание        на выполнении посильного задания        3-4 мин.

«Подбери   одежду для        большой куклы,для маленькой куклы»

04.12

09.12

2

Проявлятьуважение к   людям   старшего возраста

Испытывает потребность        в новых   знаниях (на    начальном уровне)

Соотнесение  себя со  своим  именем Наблюдает        за окружающими предмета

ми

Умеет выбирать и подбирать одежду для куклы в соответствии с её ростом.

Определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.)

Умеет соотносить одежду с ростом Одевает на куклу кофту, штаны

Умеет натягивать колготки захватывать колготки обеими руками

Находить свои личные   вещи Определять свою половую принадлежнос ть        (без

обоснования)

Принимать цели        и

произвольно включаться    в деятельность

Способен удерживать произвольное внимание        на выполнении посильного задания        3-4 мин.

Понимает жестовую инструкцию

«Постройка башни»

«Выделение

«больших        - маленьких» предметов        в различных

3

Испытывает потребность в новых знаниях        (на начальном уровне)

Осознает бережное отношение        к раздаточному материалу        (не брать  в  рот,  не грызть, не рвать, не ломать)

Проявляет доверительный контакт к учителю через        игровые упражнения.

Умеет    объединять одинаковые(по цвету,        величине) предметы                в предметные множества

Умеет        выделять один    предмет    из

Умеет выбирать из        общих кубиков

большие кубики, оречевляя

речью-большие, жестом-разводит в        разные

Умеет ставить кубик        на кубик, захватывает кубики правой рукой.

Складывает на место  сборно-

Фиксирует взгляд на лице педагога        с использование м утрированной мимики

Способен удерживать произвольное внимание        на выполнении посильного задания        3-4 мин.

Переключает взгляд        с

одного предмета        на другой

игровых

ситуациях,        в конструктивной деятельности».

«Длинный мост,короткий мостик»

множества,

отвечает        на вопросы

«сколько»? словами один        много. сравниваетпострой ки

(большая- маленькая) башня

стороны        руки, ставить кубик на кубик, сравнивает большую                с маленькой башней.

разборные игрушки, настольный   и напольный конструктор

Всего 11 часов

3 модуль

«Формирование пространственны х представлений»

«Вверху-середина- внизу»

2

Умеет устанавливать и поддерживать контакт

Пользуется речевыми        и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов

Проявляет взаимоотношения между сверстниками

Сформированы пространственные отношения

«вверху», «внизу»

«середина»

Умеет ориентироваться на листе бумаги

Сформированы понятия«вверху»

«внизу        «        и Сравниваетпред меты                по

признакам сходство        – различие (маленький, большой).

Знает геометрической фигуры круг.(круг,квадр ат)

Умеет ориентировать ся        в

собственном теле.        Умеет поднимать руки        вверх,

вниз.        Я

большая (руки вверх,        я

маленькая руки  вниз        с приседанием)

Последователь но   выполняет отдельные операции действия        по образцу педагога

Способен удерживать произвольное внимание        на выполнении посильного задания        3-4 мин.

Выполняет последователь но организованны е движения

«Разложи игрушки по полкам»

2

Проявляет    радость от        совместных действий, доброжелательность

,        уважительное отношение.

Проявляет интерес        к математике посредством игры.

Пользуется речевыми        и жестовыми формами взаимодействия для  установления контактов

Сформированы пространственные понятия вверху,внизу,серед ина.                        Умеет ориентироваться   в пространстве, использовать изученные  понятия в речи (Пирамид ку я        поставлю        на вверх,                мячик положу        на                низ полки)

Умеет раскладывать маленькие игрушки        на верхнюю  полку, большие игрушки        на нижнюю    полку Участвует в игре по        постройке предложенной учителем        эле- ментарному сюжету (матрешка пришла в домик, села на стул, за- лезла под стол и т. п.).

Умеет переносить игрушки разные        по

размеру                с одного   места на        другое (Лиза   возьми самый большой  мяч, принеси его ко мне    и    т.д.) Показываетру ками        какой мяч?-большой

Фиксирует взгляд на лице педагога        с использование м утрированной мимики

Подражает действиям, выполняемы педагогом

Выполняет последователь но организованны е движения

«Разложи    одежду по полкам»

2

Воспитывать умение выражать        своё мнение.

Воспитыватьвза имоотношения

Воспитывать дружеские взаимоотношения

Умеет размышлять, сравнивать противоположные

Складывает вещи по полкам.

Складывает вещи пополам, задействовав в

Последователь но выполняет отдельные

Переключает взгляд        с

одного

Выполняет действие

Воспитывать чувство взаимовыручки, поддержки, ответственности.

между сверстника ми Испытывает потребность        в новых   знаниях (на    начальном уровне)

Уметь устанавливать        и поддерживать контакты

(учитель-ученик)

качества,        (это кофточки, я положу на верхнюю полку,а штаны на нижнюю полочку) находить причинно                – следственные

связи.

Умеет подбирать существительные к прилагательным.

Показывает верх-низ

работе        обе руки одновременно

операции действия        по образцу педагога

предмета        на другой

способом рука-в-руке;

«Ориентация        на листе бумаги»

3

Испытывает интерес к        математике посредством игры. Испытывает потребность в новых знаниях                (на начальном уровне)

Проявляет дружеские взаимоотношен ия

Умеет устанавливать и поддерживать контакты

Проявляет бережное отношение        к раздаточному материалу

Пользуется речевыми        и жестовыми формами взаимодействия для  установления контактов

Умеет ориентироваться на листе бумаги. Знает цвета        (желтый, зеленый)

Сформированы навыка ориентации        на листе        бумаги Выполняет последовательно организованные движения

Умеет брать листок

бумаги, рвать его на мелкие кусочки, мять.

Способен удерживать произвольное внимание        на выполнении посильного задания        3-4 мин.

Понимает жестовую инструкцию

Принимать цели        и

произвольно включаться    в деятельность

«Ориентация        в классе»

3

Проявляет  культуру поведения, дисциплинированно сть,        интерес        к математике, школе.

Проявляет доброе, уважительное отношение друг к другу

Проявляет

интерес        к

занятиям, желания принимать совместное участие в игре

Умеет ориентироваться   в пространстве        в помещении   класса Умеет передвигаться        в заданном направлении.

Умеет   находить по    требованию учителя  тот  или иной предмет (с подсказкой учителя,  где  он находится)

Умеет брать и приносить предмет        по требованию учителя.

Понимает обращенную речь

Последователь но   выполняет отдельные операции действия        по образцу педагога

Выполняет действие способом рука-в-руке;

Переключает взгляд        с

одного предмета        на другой

Всего 12 часов

4 модуль

Формирование временных представлений

«День,вечер,ночь

»

2

Проявляет собственные чувства

Принимает участие        в коллективных делах и играх

Проявляет

интерес и желание к        познанию окружающего мира.

Сформированызнан ия о частях суток, об их характерных особенностях

.Сформированы представления        о последовательност и        частей

суток ,называют и определяют части суток между днём и ночью, ориентирую тся во времени

Сформированы знания  о  частях суток,        их

отличительных особенностях (на основе деятельности детей,  взрослых, объективных условий природы)

Умеет имитировать действия

Участвует        в

игре        по

постройке предложенной учителем   эле- ментарному сюжету (матрешка пришла        в домик, села на стул,    залезла под  стол  и  т. п.).

Выполняет стереотипную инструкцию

Фиксирует взгляд на лице педагога        с использование м голоса

Фиксирует взгляд на лице педагога        с использование м голоса

«Части суток»

«День,вечер,ночь»

2

Проявляет   желание быть отзывчивым.Наблюд ает за окружающими предметами

Выражает интерес        и

желание        к познанию окружающего мира

Имеет  интерес  и желание заниматься

Видеть закономерности, имеет представления        о частях суток (день, ночь),        правильно употребляет термины в речи.

Определяет

части   суток   по признакам: деятельность человека

Закрывает                и открывает глаза                по требованию учителя  (Лиза спит.        Лиза проснулась). Показывает как    на    себе глазки так и на дид.кукле

Принимать цели        и

произвольно включаться    в деятельность

Способен удерживать произвольное внимание        на выполнении посильного задания        3-4 мин.

Понимает инструкцию по пиктограммам

«Режим дня»

3

Проявляет

культуру поведения

Имеет представления о правилах режима дня

Проявляет усидчивость        на уроке

Используетсловарн ый запас за счет слов-действий.

Умеет рассматривать картинки                и рассказывать                ,что делали дети дням (Маша  качалась  на качелях,   играла   с мячом,        читала книгу, рисовала и т. д.)

Выполняет действия                по опорным картинкам (читает        книгу,

пинает мяч, рисует, прыгает, бегает)

Выполняет действия        в соответствии с режимом дня.

Последователь но   выполняет отдельные операции действия        по образцу педагога

Принимать цели        и

произвольно включаться    в деятельность

Наблюдает за окружающими предметами

«Ночной режим»

2

Проявляет уважительное отношениек режимныммоментам

,        имеет   желания поддерживать правила        бытового распорядка

Соблюдает правила режима в  ночное  время (ночью        дети должны  спать,а игрушки отдохнуть                у себя на полочке)

Показывает положительные радостные эмоции от        общения        с детьми

Умеет выбирать  из предложенных картинок        где отображено    части суток  ночь.  Умеет рассказывать        по

картинке        с помощью наводящих вопросов учителем

Умеет выбирать соответствующу ю картинку где нарисована ночь.

Ночью спать ложатся книжка и тетрадь,

Куклы        и

игрушки тоже будут спать.

Умеет закрывать                и открывать глаза                по требованию учителя  (Лиза спит.        Лиза проснулась)

Ночь

придет, закрой же    глазки. Ты уже почти что       спишь.

Ночь        всегда приносит сказки,

Те,        что

любишь        ты, малыш

Способен удерживать произвольное внимание        на выполнении посильного задания        3-4 мин.

Понимает инструкцию по пиктограммам

Наблюдает за окружающими предметами

Закрепление        по теме:

«Покажи,что        ты делал днем,вечером»

2

Проявляет  культуру поведения

Сформирован навык сотрудничества, взаимодействия

Вызывает положительные радостные эмоции от        общения        с детьми с учителем

Выбирает картинку с изображением время суток-день, вечер,

Находить картинки        по частям суток

Катает  кольца от дидактическог о        модуля

«Пирами

Последователь но   выполняет отдельные операции действия        по

Способен удерживать произвольное внимание        на выполнении

Наблюдает за окружающими предмета

ми

«Покажи,что        ты делал ночью»

в    игре    и    на занятии

время    суток-ночь.

Умеет раскладывать

картинки с частями суток по порядку.

(Маша гуляла на улице. Каталась на карусели.

Обедала.)

Когда это было?- днем.

Показывает картинку        где Маша   гуляет   и т.д.

Играет с бусами разной величины

да»        по

комнате        с помощью взрослого.

Выполняет действия        по картинке (играет                в мяч,катает машинку, укладывает куклу    спать) Сопровождает игру речью. (Баю-бай,

би-би)

Днем        мы играли, ночью мы спали

образцу педагога

посильного задания        3-4 мин.

Всего 11 часов

5 модуль

«Формирование количественных представлений»

«Один» и «много»

«Знакомство        с цифрой 1»

2

Проявляет нравственные качества,

бережное отношение к своим и чужим вещам

Выражает желания работать в паре

Проявляет усидчивость        на уроке

Сформированы понятия        «один»,

«много» Умеет согласовывать числительное

«один» и «много» с существительными Один  цветок,много цветов

Одна   ёлка,   много ёлок

Умеет соотносить количество

(один стул-сядет один мальчик.

Много стульев- сядут много мальчиков)

Вынимает    из коробки  один предмет, ставить его на стол.

Соотносить предмет        с показом одного пальчика Играет        с бусами разной величины

Принимать цели        и

произвольно включаться    в деятельность

Понимает инструкцию по пиктограммам

Последователь но   выполняет отдельные операции действия        по образцу педагога

«Один-много»

«Цифра 1»

2

Проявляет дружелюбные отношения,        умеет чувствовать настроения другого

Проявляет доверительный контакт   между детьми

Выражает эмоционально

- положи тельный фон

Выбирает        один

предмет        из предложенных картинок

,закрашивает                его желтым цветом (Одно солнышко,много цветов.        Одна

птичка,        много цветов

и т.д.) соотносить с цифрой 1.

Соотносить отдельные единицы множества                с пальцами, прикасается                к предмету пальцем                — пересчитав        его количество. (Один        зайчик,

один мишка, одна белочка и т. д.)

Показывает на пальцах (один апельсин),мно го нас (жест руками)

Умеет набрасывать кольца        на стержень игрового    мо- дуля «Набрось колечко»:

одно        –

многоколец.

Способен удерживать произвольное внимание        на выполнении посильного задания        3-4 мин.

Понимает инструкцию по пиктограммам

Принимает помощь        от учителя

«Много»

«Выполнение различных действий: один  — много хлопков».

2

Проявляет интерес к учебе

Проявляет желания работать совместно        с учителем, принимает помощь        от учителя

Сформированы навыки сотрудничества   с учителем, доверительного отношения

к взрослым

Выбирает        много предметов

(много                мячей, много    листьев    и т.д.)   Активизирует в  речи  слова:  Вот тебе   зайка   много листьев        и                т.д. Соотносит отдельные  единицы множества                                с пальцами,   другими предметами                        без пересчета (последовательно прикасается                        к каждому   предмету пальцем

Соотносить отдельные единицы множества                с пальцами, прикасается                к предмету пальцем        — много.

Умеет показывать жестом

(разводит руки широко        в стороны –много листьев)

Показывает жестом (разводит

руки широко в стороны – много)

Последователь но   выполняет отдельные операции действия        по образцу педагога

Принимать цели        и

произвольно включаться    в деятельность

Наблюдает за окружающими предметами

«Мои игрушки»

«Цифра 1»

2

Установили положительный контакт        между детьми

Умеет сосредоточиват ься на слуховой информации

Воспитание эмоционально положительного фона  к  занятиям Наблюдает        за окружающими предметами

Находить                                в окружающей обстановке                много однородных предметов                        и выделяет    из    нее один        предмет Сформированы понятия        «один»,

«много». Согласовывает числительное

«один»        с

существительными в роде и падеже.

Сформированы понятия

«правая»        и

«левая»        рука.

Играет        со сборно- разборными игрушками        и детским строительным материалом Участвует                в

играх        с

пальчиками                на соотнесение количества: много,        один пальчик

Умеет определять один  и  много предметов   на основе предметно        – практических действий Переносит        с одного    места на        другое бытовые предметы

Способен удерживать произвольное внимание        на выполнении посильного задания        3-4 мин.

Последователь но   выполняет отдельные операции действия        по образцу педагога

Подражает действиям, выполняемы педагогом

«В        гостях        у лесовика в лесу»

«Посчитаем сколько  шишек  и найдем цифру 1»

2

Умеет поддерживать доверительный контакт        между детьми

Испытывает потребность в новых знаниях        (на начальном уровне)

Проявляет желание помочь герою сказки

Проявляет

интерес        к

занятиям, Усидчивость

Угадывает                на ощупь в каком мешке        много шишек. А в каком одна шишка.

Соотносит цифру с одним предметом

Умеет раскладывать  по коробкам шишки с        шишками, листья                с

листьями (классификация предметов) Участвует        в

играх        с

пальчиками        на соотнесение

Умеет        брать предметы правой   рукой перекладывает предметы        в

коробку        по одному.

Выбирает предметы        из множеств.

Играет        с предметами   и

Принимать цели        и

произвольно включаться    в деятельность

Способен удерживать произвольное внимание        на выполнении посильного задания        3-4 мин.

Понимает инструкцию по пиктограммам

количества: много,        один пальчик

объектами контрастного размера: большая шишка        — маленькая шишка, полный стакан

— пустой стакан (банка, миска и др.).

Всего 10 часов

6 модуль

«Формирование пространственны х представлений»

«Поровну- больше»

2

Проявляет дружеские взаимоотношения. Умеет устанавливать и        поддерживать контакты

Пользуется речевыми        и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов

Проявляет

радость        от совместных действий, доброжелательнос ть.

Ориентируется        в пространстве        с помощью   игровых упражнений Использует        в речипростые предложения «дале ко»   стоит   мишка,

«близко»        сидит белочка

Видит отдаленные и приближенные предметы        на картинках

Умеет раскладывать предметы от себя далеко, близкоВоспроизв одит комбинаций из        двух-трех элементов полифункцио- нального мягкого модульного материала        или деревянного (пластмассового) строительного набора

Умеет   искать и        доставать предметы    из сухого бассейна Выполняет последователь но организованн ые движения

Подражает действиям, выполняемых педагогом

Способен удерживать произвольное внимание        на выполнении посильного задания        3-4 мин.

Переключает взгляд        с

одного предмета        на другой

«Разложи игрушки»

2

Проявляет дружеские взаимоотношения Умеет устанавливать и        поддерживать контакты

Проявляет взаимоотношен ия        между сверстниками

Проявляет доброе, уважительное отношение взрослым

Умеет раскладывать

игрушки                по инструкции учителя.        Положи машинку  далеко  в шкаф.        Поставь пирамидку близко к себе и т.д.

Сформирован навык ориентировки   в пространстве (далеко        -

близко)Игра

«Далеко        - близко».    Умеет использовать пространственн ые    понятия    в отношении собственного тела

Умеет подставлять игрушки        в отношении собственного тела далеко от себя,

близко  к  себе Участвует        в

игре        по

постройке предложенной учителем   эле- ментарному сюжету (матрешка пришла        в домик, села на стул,    залезла

Выполняет последователь но организованны е движения

Фиксирует взгляд на лице педагога        с использование м утрированной мимики

Выполняет действие способом рука-в-руке;

под  стол  и  т. п.).

«Пространственны е        понятия: поровну- больше ближе,к,от.»

2

Проявляет интерес к учению, умение слушать друг друга, культуру поведения на уроке

Умеет поддерживать контакты

Выражает любознательнос ть

Пользуется речевыми        и жестовыми формами взаимодействия для  установления контактов

Сформированы пространственные понятия        поровну- больше ближе, к, от. Умеет ориентироваться   в пространстве, используетизученн ые понятия в речи

Умеет ориентироваться в   пространстве, использовать изученные понятия  в  речи. Дид.игра

«Накроем   стол» Выполняет последовательно организованные движения

Умеет дотягиваться до   предметов вставая                на цыпочки,подн имая        руки вверх.    Умеет находить предмет                по требованию учителя.

Переключает взгляд        с

одного предмета        на другой

Принимать цели        и

произвольно включаться    в деятельность

Подражает действиям, выполняемы педагогом

«Игровые упражнения        на

перемещение        в пространстве,        на изменение положений  частей тела».

2

Умеет поддерживать контакты

Проявляет коммуникативн ые навыки

Проявляет

радость        от совместных действий

Имеет представления        о пространственном расположении частей тела (голова вверху, ноги внизу, правая  рука,  левая рука и т. д.)

Умеет определять расположение других детей(далеко    и близко        по отношению        от себя).

Выполняет последовательно организованные движения

Умеет определять расположение игрушек, предметов, (далеко        и

близко по отношению от себя).

Способен удерживать произвольное внимание        на выполнении посильного задания        3-4 мин.

Подражает действиям, выполняемы педагогом

Понимает жестовую инструкцию

«Игровые упражнения        на

перемещение        в пространстве предметов

поровну-больше»

1

Уметь устанавливать и поддерживать контакты

Пользуется речевыми        и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов

Проявляет положи тельные радостные эмоции от        общения        с детьми

Выполняет

действия        с

предметами        и игрушками различной величины, используетвеличин ы   в   практических действиях   (пройти через        большие воротики;

поставить маленькую машину в маленький гараж, а большую машину

- в большой гараж; Поставить машинки в один гараж больше в другой меньше.

Поставь    машинок поровну

Подбирает картинки        на определенные пространственн ые представления поровну-больше

Перемещается   в классе        с

предметами                по заданию        (по образцу    и                по словесной инструкции): принеси   мишку, посади    его    на стул и т. п.

Знает основных частей  тела  и лица   как   на себе  так  и  на дид. игрушках Катает кукольные коляски        с куклой, игрушки        на

палках        и веревочках  по инструкции учителя

Подражает действиям, выполняемы педагогом

Переключает взгляд        с

одного предмета        на другой

Фиксирует взгляд на лице педагога        с использование м утрированной мимики

Закрепление тем

«Короткий- длинный»

«вверху-внизу по середине»

«поровну        – больше»

1

Проявляет любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.

Умеет поддерживать контакты

Пользуется речевыми        и жестовыми формами взаимодействия для  установления контактов

Анализирует объекты        и

вычленяет        из представленного ряда    лишний    по характерному признаку

Сформированы понятия :

«короткий- длинный»

«вверху-внизу по

середине»

«поровну- больше»

Умеет производить манипуляции с мячом (кидать,ловит ь,пинать,катат

ь) с кубиками (строить башню)

Принимать цели        и

произвольно включаться    в деятельность

Подражает действиям, выполняемы педагогом

Переключает взгляд        с

одного предмета        на другой

Всего 10 часов

Всего за год 66 часов

 Учебно-методическое обеспечение

- различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);

- наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);

- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей);

- пазлы вкладыши;

-мозаики;

- сухой бассейн;

- игрушки разных размеров;

- шнуровки;

- пирамидки разные по величине, высоте;

- пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;

- карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений) ;

- цветные карандаши;

- листы бумаги;

-рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой материал;

- презентации по темам;

- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету "Математические представления" для детей с тяжелой УО первого года обучения

Рабочая программа по учебному предмету "Математические представления" для детей с тяжелой УО  первого года обучения...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математическое представление», 1 класс (СИПР)

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математическое представление» для индивидуального обучения на дому учащейся  1 класса  (СИПР)....

Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 1 класса 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:

Пояснительная запискаРабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 1 класса 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:Федеральный Зако...

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:

1. пояснительная запискаРабочая программа по предмету «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:Феде...

Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 3 на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:

Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 3   на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:Федеральный Закон «Об о...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс

Адаптированнаярабочая программа по учебному предмету«Математические представления»для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс...