Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математическое представление», 1 класс (СИПР)
рабочая программа по математике (1 класс)

Фролова Наталья Яковлевна

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математическое представление» для индивидуального обучения на дому учащейся  1 класса  (СИПР).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_matematicheskie_predstavleniya_budygina.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

  Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету «Математическое представление»

для индивидуального обучения на дому учащейся  1 класса

(СИПР)

                 

Разработчик:  Фролова Наталья Яковлевна, учитель начальных классов,

высшей квалификационной  категории

  1. учебный год
  1. Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по предмету «Математические представления» для учащейся  1 класса с умственной отсталостью разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
  3. Приказ Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
  4. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  5. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями;
  6.    Приказ департамента образования ЯНАО от 23 марта 2017 года № 378 «Об утверждении Порядка организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому детей-инвалидов и детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации»;
  7. Приказ Минобрнауки России № 253 от 31 марта 2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; 
  8.    Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования учащихся с умственной отсталостью Гимназии г. Лабытнанги (1 – 4 класс) на 2017-2020 г.г. ;
  9. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 22 декабря  2015 г. № 4/15);
  10. Комплект примерных рабочих программ для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). – М. «Просвещение», 2017. Одобрен решением от 04.07.2017. Протокол №3/17.

Основанием для разработки  адаптированной рабочей программы для  индивидуального  обучения на дому является заключение муниципальной межведомственной психолого-медико-педагогической комиссии  от 19.05.2017 № 133.

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математические представления»  учитывает психолого-педагогическую характеристику учащейся 1 класса № 10 от 04.09.2017, выданную по результатам психолого-педагогического обследования педагогом-психологом Гимназии г. Лабытнанги.

Адаптированная рабочая программа отражает содержание обучения предмету «Математические представления»  с учетом особых образовательных потребностей учащейся с умственной отсталостью (вариант 2).

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.

Обучающей задачей является получение на занятиях представления о различных признаках предметов, обучение сравнивать и устанавливать взаимно однозначные соответствия, получение представлений о количестве и числе, элементарных математических представлений о форме, величине, количественных (дочисловых), пространственных, временных представлений и др.

Цель обучения – формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

«Математические  представления»  как  систематический  курс  начинается  с  1 дополнительного класса и представлен разделами:  «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».

Задачи:

  • формировать умение различать количество предметов;
  • выделять один предмет из группы и составлять группу из отдельных предметов;
  • сравнивать предметы по величине, форме;
  • продолжать учить различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много);
  • учить различать части суток, соотносить действие с временными промежутками;
  • определять время по часам;
  • учить соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой;
  • учить пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах;
  • решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.

Коррекционные задачи:

Через формирование учебных навыков корректировать недостатки внимания, памяти, мелкой моторики рук, развитие зрительно-слухового внимания, ориентировочных реакций, понимания элементарных инструкций.

  1. Общая характеристика учебного предмета

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.

В связи с особенностями психического развития детей с нарушением интеллекта все обучение носит наглядно-практический характер, т.е. математические представления они усваивают, наблюдая за действиями педагога, в процессе собственных практических действий с реальными предметами. Математическое развитие ребёнка с тяжёлыми и множественными нарушениями развития идёт в единстве с процессом развития, воспитания, овладения речью и развитием наглядных форм мышления. Осваивается на уровне, доступном индивидуально каждому ребёнку. Осуществляя действия по подражанию, дети видят каждый предмет, находящийся в руке педагога, и каждое выполняемое им действие: выбор необходимого предмета, способы деятельности с ним и последовательность выполнения действий – дается в готовом виде. Однако на первых порах даже выполнение заданий по подражанию может вызывать трудности, поэтому довольно часто приходится прибегать к совместным действиям: педагог берет руку ребенка в свою и совместно с ним выполняет нужное действие. (Совместные действия используются в самом начале обучения, а в дальнейшем – при формировании новых навыков и выполнении сложных заданий.) Совместные действия и действия по подражанию готовят ребенка к выполнению действий по образцу, а затем по словесной инструкции.

Первоначально все задания, предлагаемые на занятии, должны иметь как вербальную, так и невербальную форму выполнения: многие воспитанники специальных школьных учреждений недостаточно владеют речью или практически не владеют ею. Дети должны иметь возможность наблюдать речевое поведение взрослого и подражать ему. Выполняя какие-либо действия, педагог сопровождает их речью, а также дает словесный отчет о проделанных действиях. Кроме того, опыт действий ребенка вначале четко фиксируется в речи педагога, а затем и в собственных высказываниях ребенка. Используемый дефектологом прием комментирующей речи собственных действий и действий детей подготавливает их к овладению активной речью.

Знакомство с предметами, с их качественными или количественными признаками осуществляется последовательно. Вначале  педагог  устанавливает  связь  между  предметом,  качественным  или количественным признаком и их названием: указывает на предмет (или признак предмета) и ясно, четко произносит его название. (Это кубик. Большой мяч. Один гриб.) Далее педагог произносит название предмета (или признака), а ребенок должен показать или дать соответствующий предмет педагогу, выделив его среди других. (Дай мне кубик. Покажи большой мяч. Возьми один гриб.) И, наконец, педагог указывает на предмет (признак) и просит ребенка назвать его. Что это? (Это кубик?) Какого размера мяч? (Большой мяч.) Сколько грибов? (Один гриб.) Так пассивный словарь становится активным.

Выяснение математических свойств проводят на основе сравнения такими приемами, как наложение и приложение. При первичном выделении того или иного признака (качественного или количественного) сопоставляются контрастные предметы (количества предметов), отличающиеся только данным признаком. Например, чтобы сформировать понятия длинный - короткий, подбирают два предмета одного цвета, одинаковые по ширине и толщине, отличающиеся только длиной (разница в длине должна быть не менее 10-15 см). Чтобы дать представление о количестве один - много, используют абсолютно одинаковые предметы: кладут на стол много однородных предметов, выделяют из группы один предмет и говорят: «Здесь один, а здесь много» (пять-десять предметов).

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Математические представления» является основной частью предметной области «Математика».

Согласно Учебному плану Гимназии г. Лабытнанги на 2018 – 2019 учебный год адаптированная рабочая индивидуальная программа по учебному предмету «Математическое представление»  для учащейся 1 класса рассчитана на 2 часа в неделю,  66 часов в год. Продолжительность урока составляет 35 минут.

4.  Личностные и предметные результаты освоения предмета

«Математические представления»

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, с СНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.  

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Физические характеристики персональной идентификации:

  • определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
  • определяет состояние своего здоровья;

Гендерная идентичность

  • определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

  • определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
  • проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе»

  • осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

  • понимает эмоциональные состояния других людей;
  • понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
  • проявляет собственные чувства;

«Социальные навыки»

  • умеет устанавливать и поддерживать контакты; умеет кооперироваться и сотрудничать;
  • избегает конфликтных ситуаций;
  • пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
  • использует элементарные формы речевого этикета;
  • принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
  • охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

Мотивационно – личностный блок

  • испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
  • стремится помогать окружающим

Биологический уровень

  • сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
  • сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)

Осознает себя в следующих социальных ролях:

  • семейно – бытовых;

Развитие мотивов учебной деятельности:

  • проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

  • осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Ответственность за собственные вещи

  • осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;

Экологическая ответственность

  • не мусорит на улице;
  • не ломает деревья;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

  • воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;

Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по инструкционным картам;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги;

- цветной бумаги;

- пластилина.

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;

- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

3) с заданными качественными параметрами:

- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:

  • ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
  • выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.

5. Содержание учебного предмета  «Математические представления»

Содержание курса состоит из следующих разделов:

  1. «Количественные представления»

Знакомство с понятием «один», «много». Цифра 1. Место числа в изучаемом отрезке числового ряда

  1. «Представления о форме»

Круг, квадрат, маленькие и большие квадраты, штриховка.

  1. «Представления о величине»

Сравнение двух предметов, серии предметов.

Сравнение предметов, имеющих объём, площадь, по величине: большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине, равной, одинаковой, такой же величины.

Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче (шире, выше, уже, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, длине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины).

  1. «Пространственные представления»

Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно учащегося, по отношению друг к другу; впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, между, в середине, в центре.

Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый угол.

  1. «Временные представления»

Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро.

Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.

6. Тематическое планирование по учебному предмету

«Математические представления»  

Количество часов – 48 ч.

Тема

Коли-чество часов

Дата

Основные виды учебной деятельности

План

Кор-я

Формирование представлений о форме

1-2

Круг

Квадрат

2

Формировать представление о круге ,  соотносить и дифференцировать круг,

квадрат

3-4

Маленькие и большие квадраты

2

Дифференцировать, раскладывать маленькие квадраты в маленькую коробку, большие квадраты в большую коробку

5

Предметы похожие на круг, квадрат

2

Находить в окружаю щей обстановке мяч, прокатывать  мяч по столу.

Уметь находить в окружаю щей обстановке кубик

Находит разницу между предметами

6

Раскрашивание круга, квадрата

2

Уметь  правильно держать карандаш, раскрашивать не выходя за контур Рассматривать объемную фигуру — куб.

7

Обведение квадрата по контуру

2

Захватывать и удерживать карандаш, производить черкательные  действия.

Штриховка квадрата

2

Формирование представлений о величине

10-11

Большой-маленький

Длинный – короткий

2

Выделять большие и маленькие круги с помощью метода наложения,  выделять и группировать предметы по величине

длинный -короткий.

12-13

Большие и маленькие игрушки.

Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный короткий, используя приемы наложения и приложения.

2

Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный-короткий, используя приемы наложения и приложения

14-15

Я большая, а ты маленький.

Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента.

2

Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента

16-17

Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы

2

соотносить одежду с ростом

Одевает на куклу : кофту, штаны.

18-19

Постройка башни

Выделение «больших - маленьких» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности.

Длинный мост, короткий мостик

3

Выделение «короткий - длинный» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности

Формирование пространственных представлений

20-21

Вверху-середина-внизу

2

Соотносить одежду с ростом.

Одевать  на куклу кофту, штаны.

22-23

Разложи игрушки по полкам.

2

Переносить игрушки разные по размеру с одного места на другое (Лиза возьми самый большой мяч, принеси его ко мне и т.д.) Показывать руками какой мяч?-большой

24

Разложи одежду по полкам.

2

Находить свои личные вещи

Ориентация на листе бумаги

3

25-27

Ориентация в классе

3

Сформировать навыки ориентации на листе бумаги Выполнять последовательно организованные движения

Поровну-больше

2

Разложи игрушки

2

Пространственные понятия: поровну - больше, к, от

2

Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела

2

Инровые упражнения на перемещение в пространстве предметов поровну-больше.

2

Закрепление тем:

«Короткий длинный»

«вверху- середина-внизу»

«поровну-больше»

2

Формирование временных представлений

30-31

День-вечер-ночь

2

Формировать знания о частях суток, об их характерных особенностях

32

Части суток

День-вечер-ночь

2

Закрывать и открывать глаза по требованию учителя (Лиза спит. Лиза проснулась).

Показывать как на себе глазки так и на дид.кукле

33-34

Режим дня

2

Последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога

35

Ночной режим

1

Закрывать и открывать глаза по требованию учителя (Лиза спит. Лиза проснулась)

Ночь придет,

закрой же глазки.
Ты уже почти что спишь.
Ночь всегда приносит сказки.

36

Закрепление по теме: Покажи, что ты делал днем, вечером.

Покажи, что ты делал ночью

2

Находить картинки по частям суток (Маша гуляла на улице. Каталась на карусели.  Обедала.)

Когда это было?-днем. Показывает картинку,  где Маша гуляет и т.д.

 Играет с бусами разной величины

Формирование количественных представлений

37-38

Один» и «много»

«Знакомство с цифрой 1»

2

Вынимает из коробки один предмет, ставить его на стол. Соотносит предмет с показом одного пальчика  Играет с бусами разной величины

39-40

Один-много.

Цифра 1

2

Показывает на пальцах (один апельсин),много нас (жест руками)

Набрасывать кольца на стержень игрового модуля.

41

Много.

Выполнение различных действий: один — много хлопков

2

Показывает жестом (разводит руки широко в стороны –много)

42

Мои игрушки. Цифра 1.

2

Определять один и много предметов на основе предметно – практических действий Переносить с одного места стола на другое бытовые предметы

43

В гостях  у лесовичка в лесу.

Посчитай сколько шишек, найди цифру 1

2

Выбирать  предметы из множеств. Играть с предметами и объектами контрастного размера:  большая шишка — маленькая шишка, полный стакан — пустой стакан (банка, миска и др.).

7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Ввиду  отсутствия УМК для учащихся данной категории на заседании НМС (протокол №  04 от 24.03.2017) было принято решение использовать следующие учебные пособия:

1.Алышева Т.В. Математика. 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). В 2 частях. ОАО Издательство  «Просвещение».

2. Алышева Т.В. Математика. 1 класс. Рабочая тетрадь в 2-х частях.

3. Эк В.В. Обучение по математике. Пособие для учителя. Обучение математике учащихся младших классов. VIII вид.

4. Алышева Т.В. Методические рекомендации. Математика. 1-4 кл. специальных учреждений VIII вида.

Дидактический материал:

- различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);

- наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);

- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей);

- пазлы вкладыши;

-мозаики;

- сухой бассейн;

- игрушки разных размеров;

- шнуровки;

- пирамидки разные по величине, высоте;

- пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;

- карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений) ;

- цветные карандаши;

- листы бумаги;

-рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой материал;

- презентации по темам;

- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебной работе

_______________________Александрова Т.В.

«______» ____________________ 2017 год