Главные вкладки

    Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс
    рабочая программа по математике (1 класс)

    Болдина Ольга Николаевна

    Адаптированная

    рабочая программа по учебному предмету

    «Математические представления»

    для детей с тяжелой умственной отсталостью 

    1 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 1kl_matem._predstavleniya.docx45.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Санталовская средняя школа»

    Ясногорского района Тульской области

    Адаптированная

    рабочая программа по учебному предмету

    «Математические представления»

    для детей с тяжелой умственной отсталостью  

    1 класс

    2019

       

    Аннотация

    Наименование дисциплины

    Математические представления

    Краткое описание программы

    Рабочая программа по предмету:   математические представления составлена на основе ФГОС НОО ОВЗ обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями / Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г., № 1599.

    Примерной АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2017.

    Количество часов определено в соответствии с календарным учебным графиком на 2019-2020 учебный год.

      Класс

    Кол-во часов

    УМК предмета, курса

    Общее кол-во часов

    Контрольных работ

    Практических работ

    1

    66

    1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

    Личностные результаты

    - социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

    - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире,

    - формирование уважительного отношения к окружающим;

    - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

    - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

    - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

    - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    Метапредметные результаты

    - учиться работать по предложенному учителем плану.

    - принимать цели и произвольно включаться в деятельность

    - последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога

    - подражать действиям, выполняемыми педагогом

    Предметные результаты

    - уметь различать предметы по форме, величине;

    - умение различать части суток;

    - умение соотносить число с соответствующим количеством предметов;

    - умение пересчитывать предметы;

    - умение ориентироваться в схеме тела

    - умение ориентироваться в пространстве и на плоскости;

    - умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много)

    - умение соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, соотносить время с началом и концом деятельности;

    - умение соотносить число с соответствующим количеством предметов;

    - узнавать и называть геометрические фигуры – круг, квадрат;

    - умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой;

    - умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах.

    2.Содержание учебного предмета

    Количественные представления

    Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств

    («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).

    Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств).

    Представления о форме

    Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых геометрических тел. Соотнесение геометрических тел с

    названием («шар», «куб», «призма», «параллелепипед»). Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой(куб – квадрат, шар –

    круг, треугольная призма – треугольник, параллелепипед – прямоугольник). Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической

    фигурой. Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»).

    Представления о величине

    Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного

    ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине.

    Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте.

    Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки.

    Пространственные представления

    Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве

    («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном

    направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая

    сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление

    ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.

    Временные представления

    Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера»,

    «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Определение времени по часам (целого часа, с точностью до получаса,

    четверть часа, с точностью до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.

    3.Тематическое планирование

    № п/п

    Название темы

    Кол-во часов

    Планируемые предметные результаты

    Виды деятельности

    1. Формирование временных представлений (11ч)

    1

    День-вечер-ночь

    1

    Умение различать день-ночь

    Проявлять интерес и желание к познанию окружающего мира.

    2

    День-вечер-ночь

    1

    Умение различать день-ночь.

    Участвовать в игре по постройке предложенной учителем элементарному сюжету (матрешка пришла в домик, села на стул, залезла под стол и т. п.).

    3

    Части суток

    1

    Умение различать части суток

    Определять части суток по признакам: деятельность человека

    4

    День-вечер-ночь. Части суток

    1

    Умение различать части суток.

    Принимать цели и произвольно включаться в деятельность

    5

    Режим дня

    1

    Умение соотносить действие с временными промежутками

    Выполнять действия в соответствии с режимом дня.

    6

    Режим дня

    1

    Умение составлять и прослеживать последовательность событий

    Последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога

    7

    Комплекс утренней гимнастики. Режим дня

    1

    Умение соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий

    Удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

    8

    Ночной режим

    1

    Умение соотносить действие с временными промежутками

    Уметь раскладывать картинки с частями суток по порядку.

    9

    Ночной режим. Правила отхода ко сну.

    1

    Умение различать день-ночь. Умение соотносить время с началом и концом деятельности.

    Уметь выбирать соответствующую картинку, где нарисована ночь.

    10

    Закрепление по теме. Занятие «Покажи, что ты делал днем, вечером»

    1

    Умение соотносить время с началом и концом деятельности.

    Последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога

    11

    Закрепление по теме. «Покажи, что ты делал ночью»

    1

    Уумение соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий

    Последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога

    2. Формирование количественных представлений (10ч)

    1

    Знакомство с понятием «один» и «много»

    1

    Умение различать множества (один – много); умение пересчитывать предметы

    Уметь соотносить количество

    (один стул-сядет один мальчик.

    Много стульев-сядут много мальчиков)

    2

    Знакомство с цифрой 1

    1

    Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов.

    Уметь определять один и много предметов на основе предметно – практических действий

    3

    Один-много. Цифра 1.

    1

    Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.

    Участвовать в играх с пальчиками на соотнесение количества: много, один пальчик

    4

    Один-много. Цифра 1.

    1

    Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.

    Последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога

    5

    Много. Выполнение различных действий: один — много хлопков.

    1

    Умение различать множества (один – много);

    Уметь показывать жестом

    (разводит руки широко в стороны –много листьев)

    6

    Много. Выполнение различных действий: один — много хлопков.

    1

    Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов.

    Умеет набрасывать кольца на стержень игрового модуля «Набрось колечко»: одно –много колец.

    7

    Мои игрушки

    1

    Умение пересчитывать предметы

    Переносить с одного места на другое бытовые предметы

    8

    Мои игрушки. Цифра 1.

    1

    Умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах.

    Последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога

    9

    Счет предметов. В гостях  у лесовичка в лесу.

    1

    умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах.

    Выбирает предметы из множеств. Уметь брать предметы правой рукой перекладывать предметы в коробку по одному.

    10

    Посчитаем, сколько шишек и найдем цифру 1

    1

    Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.

    Играть с предметами и объектами контрастного размера: большая шишка — маленькая шишка, полный стакан — пустой стакан (банка, миска и др.).

    3. Формирование представлений о величине (11ч)

    1

    Большой-маленький

    1

    Умение сравнивать предметы по величине

    Уметь ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов

    2

    Длинный- короткий

    1

    Умение сравнивать предметы по длине

    Уметь различать предметы по величине: длинный - короткий.

    3

    Большие и маленькие игрушки

    1

    Уметь различать предметы по форме

    Умеет показывать и выделять из ряда предметов большие и маленькие.

    4

    Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный-короткий, используя приемы наложения и приложения

    1

    Уметь различать предметы по форме, величине

    Определять с помощью метода наложения величину длинный-короткий.

    5

    Я большая, а ты маленький

    1

    Уметь различать предметы по величине

    Уметь сравнивать друг друга по росту. Активизировать в речи слова:      Я-большая, а Денис маленький

    6

    Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента

    1

    Умение штриховать и обводить предметы

    Уметь удерживать карандаш, проводит большие и маленькие линии

    7

    Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы

    1

    Умение сравнивать предметы по размеру и росту

    Уметь выбирать и подбирать одежду для куклы в соответствии с её ростом.

    8

    Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы

    1

    Умение сравнивать предметы по размеру и росту

    Уметь выбирать и подбирать одежду для куклы в соответствии с её ростом.

    9

    Постройка башни

    1

    Умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах

    Уметь ставить кубик на кубик, захватывать кубики правой рукой.

    10

    Выделение «короткий - длинный» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности

    1

    Уметь различать предметы по форме, величине

    Уметь объединять одинаковые(по цвету, величине) предметы в предметные множества.

    11

    Длинный мост, короткий мостик

    1

    уметь различать предметы по длине

    Уметь выделять один предмет из множества, отвечает на вопросы «сколько»? словами один- много. Уметь сравнивать предметы по длине.

    4. Формирование представлений о форме (12ч)

    1

    Круг

    1

    Узнавать и называть геометрическую фигуру – круг

    Уметь соотносить и дифференцировать круг

    2

    Квадрат

    1

    Узнавать и называть геометрическую фигуру –квадрат;

    Узнавать квадрат в окружающем пространстве.

    3

    Маленькие и большие квадраты

    1

    Сравнивать геометрические фигуры по форме

    Уметь подбирать предметы, ориентируясь на цвет, по показу и по словесному обозначению.

    4

    Маленькие и большие квадраты

    1

    Сравнивать геометрические фигуры по форме

    Уметь подбирать предметы, ориентируясь на цвет, по показу и по словесному обозначению.

    5

    Предметы, похожие на круг, квадрат

    1

    Различать предметы, имеющие форму круга и квадрата

    Узнавать и называть фигуры –круг, квадрат.

    6

    Предметы, похожие на круг, квадрат

    1

    Различать предметы, имеющие форму круга и квадрата

    Уметь находить в окружаю щей обстановке мяч, прокатывать  мяч по столу.

    Уметь находить в окружаю щей обстановке кубик.

    7

    Раскрашивание круга, квадрата

    1

    Умение штриховать и закрашивать фигуры

    Находить желтый круг, дорисовывать лучики

    (солнце)

    8

    Раскрашивание круга, квадрата

    1

    Умение штриховать и закрашивать фигуры

    Выбирать по требованию учителя соответствующий карандаш, раскрашивать форму квадрата, не выходя за его контур.

    9

    Обведение квадрата по контуру

    1

    Обведение по контуру

    Обводить форму квадрата по опорным точкам,  не отрывая руки при обводке

    10

    Обведение квадрата по контуру

    1

    Обведение по контуру

    Обводить форму квадрата по опорным точкам,  не отрывая руки при обводке

    11

    Штриховка квадрата

    1

    Умение штриховать  предметы

    Уметь  выполнять штриховку квадрата в разных направлениях.

    12

    Штриховка квадрата

    1

    Умение штриховать  предметы

    Уметь  выполнять штриховку квадрата в разных направлениях.

    5. Формирование пространственных представлений (12ч)

    1

    Вверху-середина-внизу

    1

    Умение ориентироваться в пространстве

    Уметь поднимать руки вверх, вниз.         Я большая (руки вверх, я маленькая руки вниз  с приседанием)

    2

    Вверху-середина-внизу

    1

    Умение ориентироваться в пространстве

    Последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога

    3

    Разложи игрушки по полкам

    1

    Умение ориентироваться в пространстве

    Уметь ориентироваться в пространстве, использовать изученные понятия в речи

    4

    Разложи игрушки по полкам

    1

    Умение ориентироваться в пространстве

    Уметь ориентироваться в пространстве, использовать изученные понятия в речи

    5

    Разложи одежду по полкам

    1

    Умение ориентироваться в пространстве

    Складывать вещи по полкам.

    Показывать верх-низ

    6

    Разложи одежду по полкам

    1

    Умение ориентироваться на плоскости

    Складывать вещи по полкам.

    Показывать верх-низ

    7

    Ориентация на листе бумаги

    1

    Умение ориентироваться на плоскости

    Уметь ориентироваться на листе бумаги. Знать цвета (желтый, зеленый)

    8

    Ориентация на листе бумаги

    1

    Умение ориентироваться на плоскости

    Уметь ориентироваться на листе бумаги. Знать цвета (желтый, зеленый)

    9

    Ориентация на листе бумаги. Штриховка.

    1

    Умение ориентироваться на плоскости

    Уметь ориентироваться на листе бумаги

    10

    Ориентация в классе

    1

    Умение ориентироваться в помещении

    Уметь ориентироваться в пространстве (в помещении класса)

    11

    Игровые упражнения на ориентацию в классе

    1

    Умение ориентироваться в помещении

    Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога

    12

    Счет предметов

    1

    умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах.

    Пересчитывать предметы

    6.Формирование пространственных представлений (10ч)

    1

    Поровну- больше

    1

    Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества

    Уметь искать и доставать предметы из сухого бассейна Выполнять последовательно организованные движения.

    2

    Игровые упражнения «Поровну- больше».

    1

    Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов

    Ориентироваться в пространстве с помощью игровых упражнений

    3

    Разложи игрушки

    1

    Умение ориентироваться в помещении

    Выполнять  последовательно организованные движения.

    4

    Игровые упражнения «Разложи игрушки»

    1

    Умение различать, сравнивать и множества

    Умеет раскладывать игрушки по инструкции учителя.

    5

    Пространственные понятия: поровну- больше ближе, к, от.

    1

    Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества

    Ориентироваться в пространстве, используя изученные понятия в речи

    6

    Пространственные понятия: поровну- больше ближе, к, от.

    1

    Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов

    Уметь определять расположение игрушек, предметов, (далеко и близко по отношению от себя).

    7

    Игровые упражнения на перемещение в пространстве.

    1

    Умение ориентироваться в пространстве

    Ориентироваться в пространстве

    8

    Игровые упражнения на изменение положений частей тела.

    1

    Умение ориентироваться в схеме тела,

    Иметь представления о пространственном расположении частей тела (голова вверху, ноги внизу, правая рука, левая рука и т. д.)

    9

    Игровые упражнения на перемещение в пространстве предметов.

    1

    Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества

    Перемещаться в классе с предметами по заданию (по образцу и по словесной инструкции):

    10

    Игровые упражнения на перемещение в пространстве предметов, поровну-больше.

    1

    Умение ориентироваться в пространстве. Умение ориентироваться в пространстве

    Анализировать объекты и вычленять из представленного ряда лишний по характерному признаку.

    .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по предмету"Адаптивная физическая культура" 6 класса для детей с тяжелой умственной отсталостью

    Рабочая программапо предмету «Адаптивная физическая культура»6 класса для детей с тяжелой умственной отсталостью   Рабочая программа структурирована в виде тематических блоков:...

    Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями разв

    В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний....

    Рабочая программа по предмету: «Социально-бытовая ориентировка» 4 класс (для детей с тяжелой умственной отсталостью)

    В основу уроков по предмету положен интегративный подход, который предполагает освоение обучающимися системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание в ...

    Рабочая программа по учебному предмету "Математические представления" для детей с тяжелой УО первого года обучения

    Рабочая программа по учебному предмету "Математические представления" для детей с тяжелой УО  первого года обучения...

    Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс

    Адаптированнаярабочая программа по учебному предмету«Окружающий социальный мир»для детей с тяжелой умственной отсталостью  1 класс...

    Адаптированная рабочая программа по окружающему природному миру для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс

    Адаптированнаярабочая программа по окружающему природному мирудля детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс...