Главные вкладки

    Рабочая программа по учебному предмету "Математические представления" для детей с тяжелой УО первого года обучения
    рабочая программа по математике (1, 2 класс)

    Чекменева Антонина Ивановна

    Рабочая программа по учебному предмету "Математические представления" для детей с тяжелой УО  первого года обучения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rab_pr_matem._2018-19_uch_g.docx44.62 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                            

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 24»

     

    Рассмотрена и рекомендована                                                                                              Утверждена приказом    

    педагогическим советом                                                                                                        МАОУ СОШ №24

    МАОУ СОШ №24                                                                                                                  №            от        .          .2018 г.  

    Протокол № 1 от        .       .2018 г.                                                                                       Директор школы ___________            

                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                         

    Рабочая программа  

    по предмету «Математические представления»

    для  1 класса «З» и 2 классов «З», «И»

    на 2018 – 2019  учебный год

    2018 г.

                                    

                    

    Элементы

    рабочей

    программы

    Содержание элементов рабочей программы

    Содержательные линии учебного предмета

    Материал курса «Математические представления» представлен в программе следующими содержательными линиями:

    Количественные представления.

    Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).

    Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств). Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Решение задач на увеличение на несколько единиц.

    Решение задач на уменьшение на несколько единиц.

    Представления о величине.

    Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу.

    Представление о форме.

    Различение круглых и некруглых геометрических фигур. Соотнесение геометрических фигур с названием. Соотнесение предмета с, геометрической фигурой. Составление геометрической фигур (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Обводка        геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии).

    Пространственные представления.

    Пространственные представления (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.

            Временные представления.

    Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Различение времён года. Сравнение людей по возрасту.

    Описание места учебного предмета в учебном плане

    На предмет «Математические представления» для 1 «З» класса / 2 «З» и 2 «И» класса Учебным планом муниципального автономного  общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная     школа     №24»,     реализующим  АООП (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отводится 33/34 часа (1 час в неделю; 33/34 учебных недели).

    Тематическое планирование

    пп    

    Модуль

    Количество часов

          1 «З»

      2 «З», 2 «И»

    1.

    Количественные представления

    19

    19

    2.

    Представления о величине

    6

    6

    3.

    Представление о форме

    2

    2

    4.

    Пространственные представления.

    4

    4

    5.

    Временные представления

    2

    3

    Итого:

    33

    34

    Требования к уровню подготовки.

    Планируемые результаты

    1. Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления
    • Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.
    • Умение ориентироваться в пространстве, на плоскости.
    • Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.
    1. Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
    • Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
    • Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.
    • Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 5-ти.
    • Умение обозначать арифметические действия знаками.
    • Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц.
    1. Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач.
    • Умение определять длину, вес, объем, время, пользуясь мерками и измерительными приборами.
    • Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия.
    • Умение распознавать цифры.
    • Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, соотносить время с началом и концом деятельности.

    Контроль предметных результатов

    Обучение ребенка с умеренной, выраженной умственной отсталостью или ТМНР (вариант 2) АООП не предполагает использование оценочной системы.

    Описание учебно- методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса

      Информационно-методическое обеспечение

    1. Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова. Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. – СПб.:2011
    2. Программы обучения   глубоко умственно отсталых детей НИИ    дефектологии АПН СССР.М., 1983.
    3. Е.Д. Худенко, Г.В. Дедюхина и др. «Развитие коммуникативных навыков и умений у школьников 8-14 лет, имеющих выраженную степень умственной отсталости».
    4. Кинаш Е.А. Игры и упражнения по формированию культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у глубоко умственно отсталых детей // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2000. – №1.
    5. Коррекционно – развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. Сборник научных трудов. – М.: МГПИ имени В.И.Ленина. – 1983.
    6. Маллер  А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии.
    7. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
    8. Наборы кукол «семья», представителей разных континентов (Families, изд.Miniland S.A.educational)

    1. Роль и место дисциплины

    Математика является важной составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение математическими знаниями и умениями является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.                                                                                                                             В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными  нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.

    У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.

    2.  Адресат

    Обучающиеся  1 «З» и 2 «З», 2 «И» классов (сформированы по возрасту. Все классы 1-го года обучения)

    3. Соответствие Государственному стандарту

    Рабочая программа учебного предмета «Математические представления» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки РФ № 1599 от 19.12.2014г.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у умственно отсталого ребенка базовых учебных действий.

    4. Целевые ориентиры освоения программы детьми:                                                                                                              

         Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

     Возможные достижения ребенка:

    обладает представлениями о форме, величине, пространственных отношениях элементов конструкции, умеет отражать их в речи;

    воссоздает целостный образ объекта из разрезных предметных и сюжетных картинок, сборно-разборных игрушек, иллюстрированных кубиков и пазлов;

    определяет времена года (весна, лето, осень, зима), части суток (утро, день, вечер, ночь);

    создает предметные и сюжетные композиции из строительного материала по образцу, схеме, теме, условиям.

    5. Специфика программы

             В связи с особенностями психического развития детей с нарушением интеллекта все обучение носит наглядно-практический характер, т.е. математические представления они усваивают, наблюдая за действиями педагога, в процессе собственных практических действий с реальными предметами. Математическое развитие ребёнка с тяжёлыми и множественными нарушениями развития идёт в единстве с процессом развития, воспитания, овладения речью и развитием наглядных форм мышления. Осваивается на уровне, доступном индивидуально каждому ребёнку. Осуществляя действия по подражанию, дети видят каждый предмет, находящийся в руке педагога, и каждое выполняемое им действие: выбор необходимого предмета, способы деятельности с ним и последовательность выполнения действий – дается в готовом виде. Однако на первых порах даже выполнение заданий по подражанию может вызывать трудности, поэтому довольно часто приходится прибегать к совместным действиям: педагог берет руку ребенка в свою и совместно с ним выполняет нужное действие. Совместные действия и действия по подражанию готовят ребенка к выполнению действий по образцу, а затем по словесной инструкции.

            Знакомство с предметами, с их качественными или количественными признаками осуществляется последовательно. Вначале педагог устанавливает связь между предметом, качественным или количественным признаком и их названием: указывает на предмет (или признак предмета) и ясно, четко произносит его название. (Это кубик. Большой мяч. Один гриб.) Далее педагог произносит название предмета (или признака), а ребенок должен показать или дать соответствующий предмет педагогу, выделив его среди других. (Дай мне кубик. Покажи большой мяч. Возьми один гриб.) И, наконец, педагог указывает на предмет (признак) и просит ребенка назвать его. Что это? (Это кубик?) Какого размера мяч? (Большой мяч.) Сколько грибов? (Один гриб.)

      Выяснение математических свойств проводят на основе сравнения такими приемами, как наложение и приложение. При первичном выделении того или иного признака (качественного или количественного) сопоставляются контрастные предметы (количества предметов), отличающиеся только данным признаком. Например, чтобы сформировать понятия длинный - короткий,  подбирают  два  предмета  одного  цвета,  одинаковые  по  ширине  и  толщине,

    отличающиеся только длиной (разница в длине должна быть не менее 10-15 см). Чтобы дать представление о количестве один - много, используют абсолютно одинаковые предметы: кладут на стол много однородных предметов, выделяют из группы один предмет и говорят: «Здесь один, а здесь много» (пять-десять предметов) и т.д.

    Базовые учебные действия формируются и реализуются в процессе изучения математики только в совместной деятельности педагога и обучающегося.

       

    6. Основные содержательные линии курса

    Материал курса «Математические представления» представлен в программе следующими содержательными линиями:

    Количественные представления;                                                                                                               Представления о величине;

    Представление о форме;

    Пространственные представления;

    Временные представления.

      Учебный материал призван сформировать на занятиях элементарные математические представления о различных признаках предметов, о количестве,  числе, о форме, величине, количественных (дочисловых), пространственных, временных представлениях; 

    навык сравнивать и устанавливать взаимно однозначные соответствия.

    7. Структура программы

    Материал курса «Математические представления» представлен в программе следующими содержательными линиями:

    Количественные представления - 19 ч

    Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).

    Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств). Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Решение задач на увеличение на несколько единиц.

    Решение задач на уменьшение на несколько единиц.

    Представления о величине – 6 ч

    Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу.

    Представление о форме – 2 ч

    Различение круглых и некруглых геометрических фигур. Соотнесение геометрических фигур с названием. Соотнесение предмета с, геометрической фигурой. Составление геометрической фигур (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Обводка        геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии).

    Пространственные представления -4 ч

    Пространственные представления (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.

            Временные представления – 2 ч / 3 ч (2 кл)

    Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Различение времён года. Сравнение людей по возрасту (2 кл.).

    8. Требования к результатам

       Планируемые результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития по курсу «Математические представления» к концу 1-го/ 2-го года обучения

    Содержательная линия «Количественные представления»

    Обучающийся получит возможность сформировать представление:

    • об  одинаковых предметах;
    • различении множеств («один», «много», «мало»);
    • числовой последовательности.

    Обучающийся получит возможность сформировать навыки:

    • нахождения одинаковых предметов;
    • разъединения множеств и объединения предметов в единое множество;
    • сравнения множеств (без пересчета, с пересчетом);
    • преобразования множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств);
    • пересчете предметов;
    • узнавания цифр;
    • соотнесения цифры с количеством предметов;
    • написания цифры;
    • решения задач на увеличение на несколько единиц;
    • решения задач на уменьшение на несколько единиц.

    Содержательная линия «Представления о величине»

    Обучающийся получит возможность сформировать представление:

    • о различении по величине однородных и разнородных предметов;
    • различении по длине однородных и разнородных предметов;
    • различении по ширине однородных и разнородных предметов;
    • различении предметов по высоте;
    • различении предметов по весу.

    Обучающийся получит возможность сформировать навыки:

    • сравнения предметов по величине;
    • составления упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию);
    • сравнения предметов по длине;
    • сравнения предметов по ширине;
    • сравнения предметов по высоте;
    • сравнении предметов по весу.

    Содержательная линия «Представление о форме»

    Обучающийся получит возможность сформировать представление:

    • о круглых и некруглых геометрических фигурах и их различении;
    • соотнесении геометрических фигур с названием;
    • соотнесении предмета с геометрической фигурой.

    Обучающийся получит возможность сформировать навыки:

    • составления геометрической фигур (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек;
    • штриховки геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник);
    • обводки        геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии).

    Содержательная линия «Пространственные представления»

    Обучающийся получит возможность сформировать пространственные представления (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево).

    Обучающийся получит возможность сформировать навыки:

    • определения месторасположения предметов в ряду;
    • составления предмета из двух и нескольких частей;
    • составления ряда из предметов, изображений;
    • ориентации на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»);
    • определения месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»);
    • перемещения в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»).

    Содержательная линия «Временные представления»

    Обучающийся получит возможность сформировать представление:

    • о частях суток («утро», «день», «вечер», «ночь»);
    • о временах года.

    Обучающийся получит возможность сформировать навыки:

    • соотнесения действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»);
    • сравнения людей по возрасту.

    Ожидаемые результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития по курсу «Математические представления» к концу 1-го / 2 года обучения

    В области формирования БУД (базовых учебных действий) 

                Обучающийся может быть готов к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся. Базовые учебные действия формируются и реализуются в процессе изучения математики только в совместной деятельности педагога и обучающегося.

    1. Личностные (личностные коммуникативные)

    В области личностных  БУД:

    Формирование личностных учебных действий у обучающихся может обеспечить:

    • принятие ребенком новой для него роли ученика;
    • включение в образовательную деятельность на основе интереса к ее содержанию и организации;
    • умение ориентироваться частично и с помощью педагога в помещении класса, коридора, школы;
    • осознание ребенком таких социальных ролей, как ученик, член семьи, одноклассник, друг;
    • осмысление социального окружения, своего места в нем;
    • принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
    • положительному отношению к окружающей действительности и готовности взаимодействия с ней.

    В области коммуникативных БУД:

    Обучающийся получает возможность научиться: 

    • вслушиваться в слова учителя и других учеников,

    говорящие дети:

    • повторять их;
    • отвечать на вопросы;
    • рассказывать о выполненном учителем, одноклассниками или самим ребенком действии и о том, что планируется сделать, и т.п.
    • пользоваться элементарной математической терминологией.

    2. Предметные (регулятивные, познавательные)

    В области регулятивных БУД:

    Обучающийся получает возможность научиться: 

    • соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
    • умение выполнять под руководством учителя учебные действия в практическом плане, на основе пошаговой инструкции по выполнению математической операции;
    •  соотносить совместно с учителем свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности;
    •  прислушиваться к мнению учителя, сверстников и корригировать в соответствии с этим свои действия при выполнении учебного задания;
    •  принимать оказываемую помощь в выполнении учебного задания;
    • (говорящие дети) рассказывать с помощью учителя о пошаговом выполнении учебного действия с использованием математической терминологии (в форме отчета о выполненном действии);
    •  оценке результатов своих действий по выполнению учебного задания (правильно – неправильно) и действий одноклассников, производимая совместно с учителем.

     

    В области познавательных БУД:

           Обучающийся получает возможность научиться:

    • выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
    •  делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
    •  пользоваться знаками (например, знаками арифметических действий, символами (цифрами), предметами-заместителями (например, при выполнении операций с предметными множествами);
    •  наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
    •  работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать устное высказывание, иллюстрацию, элементарное схематическое изображение, предъявленных на бумажных и электронных носителях).

    9. Формы организации учебного процесса

    Процесс обучения по предметам организуется в форме урока. Учитель проводит урок для состава всего класса или для группы учащихся, а также индивидуальную работу с обучающимся в соответствии с расписанием уроков.

    Основные формы и методы обучения - это практические упражнения и опыты, зарисовки в тетрадях, экскурсии, беседы, дидактические игры, рассматривание картинок, иллюстраций.

    На всех уроках используются принципы наглядности, доступности, практической направленности, коррекции.

    10. Итоговый контроль

    Обучение ребенка с умеренной, выраженной умственной отсталостью или ТМНР (вариант 2) АООП не предполагает использование оценочной системы. Перевод обучающегося в следующий класс (ступень) осуществляется по возрасту.  

    11. Объем и сроки изучения

    1 час   в неделю,   33 часа для 1 «З» класса:

    I ч. – 8 ч.

    II ч. - 8 ч.

    III ч. – 10 ч.

    IV ч. – 7 ч.

    1 час   в неделю,   34 часа для 2 «З» и 2 «И»  класса:

    I ч. – 8 ч.

    II ч. - 8 ч.+ 1 ч

    III ч. – 11 ч.

    IV ч. – 7 ч.

                                                                         

    Программу обеспечивают:

    Информационно-методическое обеспечение

    1. Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова. Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. – СПб.:2011
    2. Программы обучения   глубоко умственно отсталых детей НИИ    дефектологии АПН СССР.М., 1983.
    3. Е.Д. Худенко, Г.В. Дедюхина и др. «Развитие коммуникативных навыков и умений у школьников 8-14 лет, имеющих выраженную степень умственной отсталости».
    4. Кинаш Е.А. Игры и упражнения по формированию культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у глубоко умственно отсталых детей // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2000. – №1.
    5. Коррекционно – развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. Сборник научных трудов. – М.: МГПИ имени В.И.Ленина. – 1983.
    6. Маллер  А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии.
    7. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
    8. Учебно-методический комплекс игровых материалов к логическим блокам Дьенеша. Издательство ООО «Корвет» Санкт-Петербург 2014.
    9. Учебно-методический комплекс игровых материалов к логическим блокам Кюизенера. Издательство ООО «Корвет» Санкт-Петербург 2014.

    Материально – техническое обеспечение образовательного процесса,

    осуществляемого по курсу «Математические представления»

    - оборудование, позволяющее выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам,

    - классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;                                                                      - магнитная доска с набором приспособлений для крепления картинок;

    - компьютер (по возможности).

    Экранно – звуковые пособия:

    - слайды, соответствующие тематике программы по математическим представлениям (по возможности);

    - мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по математическим представлениям (по возможности);

    Оборудование:

    - предметы различной формы, величины, цвета, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера;

    - изображения предметов, людей, объектов природы, цифр и др.,

    - наборы кукол «семья», представителей разных континентов (Families, изд.Miniland S.A.educational)

    - сюжетные картинки для формирования ориентированности во времени суток;

    - наборы предметов для занятий (Монтессори-материал и др.);                                                                                                                                                           - пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10), пазлы- вкладыши ;

    - мозаики;

    -  макет циферблата часов;                                                                                                                                                                                                                                      -  рабочие тетради (с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания);                                                                                                                                                                                                           - пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий

    - карточки с  геометрическими фигурами;

    - карточки с изображением цифр,  магнитные цифры.

     - наборы счетных палочек;                                                                                                                                                                                                                                       - раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный материал (шишки, желуди и пр.);                                   - геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб, брус);                                          - трафареты и шаблоны геометрических фигур;                                                                                                                                               - набор предметных картинок;                                                                                                                                                                          - карточки с числами 1-10; 0;                                                                                                                                                                       - наборное полотно;                                                                                                                                                                                              - дидактические игры (настольно-печатные и пр.);                                                                                                                                        - индивидуальные оцифрованные ученические линейки.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  - игрушки разных размеров;                                                                                                                                                                      - шнуровки;                                                                                                                                                                                                      - пирамидки разные по величине, высоте;                                                                                                                                                       - пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;

    Электронные образовательные ресурсы:

     -  zankov.ru *Обмен опытом*article=2477

     - nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika                                                                                                                                                           - mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/shkola-dlya-vsekh                                                                                                                      - cdnc.kngcit.ru/images/my_files/doc/deyatelnost/metod_rekomend/com_ras.pdf


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с тяжелыми нарушениями речи

    Программа соответствует требования ФГОС, содержит пояснительную записку, в которой отражены цели и задачи курса, место курса в учебном плане, содержание программы, требования к уровню подготовки учащи...

    Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с тяжелыми нарушениями речи

    Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и содержит пояснительную записку, в которой отражены цли и задачи курса, место курса в учебном плане, содержание и характеристика курса, формы о...

    Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для детей с тяжелыми нарушениями речи

    Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и содержит пояснительную записку, в которой отражены цли и задачи курса, место курса в учебном плане, содержание и характеристика курса, формы о...

    Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс

    Адаптированнаярабочая программа по учебному предмету«Математические представления»для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс...

    Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс

    Адаптированнаярабочая программа по учебному предмету«Окружающий социальный мир»для детей с тяжелой умственной отсталостью  1 класс...