Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 2)
рабочая программа

Солодовникова Светлана Николаевна

Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) составлена на основе следующих нормативных документов:

·  Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

·  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

·  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (для I-III (IV) классов).

·  Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 28.10.2015 года № 08.1786 «О рабочих программах учебных предметов».

·  Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.

на основании учебно-методических документов:

· Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);

· Авторской программы Э.Я Удаловой и Л.А Метиевой «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов специального (коррекционного) учреждения VIII вида;

· Авторской программы А.Л. Сиротюк «Программа формирования нейропсихологического пространства проблемного ребенка»;

· Авторской программы Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006;

Авторской программы С.В. Крюковой, Н.П. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». 

«Коррекционно-развивающие занятия» в учебном плане в Федеральном компоненте государственного стандарта обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение во 2 - 4 классах отведено по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpktp_kor.-razv.zan_._2-4_kl.docx67.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Лофицкая основная общеобразовательная школа»

Рассмотрена на педагогическом

совете школы

Протокол заседания

__ от «___» августа 2021 г.

Утверждаю

Директор школы

___________ Талыкова Н.И.

Приказ № ____ от «____» августа 2021 г.

Адаптированная рабочая программа

 «Коррекционно-развивающие занятия»

для детей с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

(АООП, вариант 2)

начальный уровень

2-4 классы

Срок реализации программы – 3 года

Составил: Солодовникова Светлана Николаевна,

учителя начальных классов

высшей квалификационной категории

 

2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка.
  2. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
  3. Содержание учебного предмета.
  4. Тематическое планирование.
  5. Календарно-тематическое планирование:

а) Календарно-тематическое планирование. 2 класс. (Приложение 1).

б) Календарно-тематическое планирование. 3 класс. (Приложение 2).

в) Календарно-тематическое планирование. 4 класс. (Приложение 3).

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) составлена на основе следующих нормативных документов:

на основании учебно-методических документов:

  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);
  • Авторской программы Э.Я Удаловой и Л.А Метиевой «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов специального (коррекционного) учреждения VIII вида;
  • Авторской программы А.Л. Сиротюк «Программа формирования нейропсихологического пространства проблемного ребенка»;
  • Авторской программы Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006;
  • Авторской программы С.В. Крюковой, Н.П. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».

Цель занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений обучающихся; формирование навыков адекватного поведения.

Основные направления работы:  

- коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы;

- формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения;

- реализация индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий;

- дополнительная помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными;

- развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.

Общая характеристика учебного предмета

Основным механизмом включения учащихся в деятельность на занятии является сотрудничество педагога с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной), самостоятельной.

Коррекционно-развивающие занятия способствуют формированию мотивационной готовности к развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу). Программа предполагает обучение учащихся умению подражать действиям взрослого, использованию предметов как орудий в деятельности.

Развитие ручной моторики является основой формирования графических навыков. Каждое коррекционное занятие должно сопровождаться специальной пальчиковой гимнастикой, сочетающей развитие всех пальцев руки и движений кисти руки трех видов: на сжатие, растяжение и расслабление. Гимнастику следует проводить не менее двух раз по 2—3 мин на каждом коррекционном занятии; допустимо проведение коррекционных занятий (особенно в первом классе), полностью посвященных развитию мелкой моторики и обучению пользованию письменными принадлежностями. Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5-7 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе — это зависит от направленности упражнения. Педагог следит за правильной постановкой кисти руки ребенка, точностью выполнения и переключения с одного движения на другое, при необходимости дает спокойные, четкие указания. Для развития мелкой моторики полезны упражнения на сортировку бусинок, пуговок, катание между ладонями деревянных, пластмассовых, резиновых мячей с шипами, работа с мелким конструктором, пазлами и др.

Представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия. С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Основные усилия педагога должны быть направлены на развитие чувствительности рецепторов руки. С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений: лепка, аппликация, аппликационная лепка, конструирование из бумаги, макраме, рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой», игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором, собирание пазлов; сортировка мелких предметов. Вся коррекционная работа по развитию тактильной чувствительности у детей с интеллектуальной недостаточностью проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках.   Один из основных способов коррекции указанных дефектов — дидактические игры.

Основные задачи при знакомстве с формой предмета в начальных классах связаны с обучением выделению разновидностей геометрических форм, мысленному расчленению сложных форм на определенные сочетания простых фигур, моделированию предметов разной формы. Для ознакомления ребенка с разновидностями формы и развития точности их опознания полезны упражнения по зрительно-осязательному переносу.
Восприятие и осознание пространственных отношений - необходимое условие адаптации организма к среде существования. Пространственная ориентировка — это особый вид восприятия, который обеспечивается единством работы зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов. В процессе специально организованной планомерной и последовательной работы на коррекционных занятиях у детей формируются следующие умения:

- ориентироваться в схеме собственного тела;

- определять расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве;

- моделировать пространственное расположение предметов;

- ориентироваться на поле листа бумаги;

- двигаться в заданном направлении и изменять его.

Формирование пространственных ориентировок проводится поэтапно на основе действий: по подражанию взрослому; по готовому образцу; по инструкции взрослого; самостоятельного планирования и моделирования пространственных отношений различных предметов и объектов; вербализации деятельности.

Условием полноценного овладения учеником программного материала является постепенное его усложнение.

Описание места учебного курса в учебном плане

«Коррекционно-развивающие занятия» в учебном плане в Федеральном компоненте государственного стандарта обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение во 2 - 4 классах отведено по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

п/п

Наименования учебно-методического и   материально-технического обеспечения образовательного процесса

Книгопечатная продукция

1

Развивающие детские книжки, раскраски, головоломки, развивающие упражнения и т.д.

Печатные пособия

2

1.Карточки.

2.Иллюстрации.

3.Плакаты.

4. Раздаточные листы.

5. Демонстративные пособия «Времена года», «Режим дня», «Овощи».

6. Раздаточный материал на развитие моторики, внимания, памяти, мышления, речи, воображения, зрительного восприятия, пространственного ориентирования, восприятия особых свойств предметов.

Технические средства

3

  1. Компьютер, принтер.
  2. Проектор «Вращающиеся лучи»
  3. Led- панель
  4. Соляная лампа «Минерал»
  5. Напольный модуль «Волшебный фонтан»
  6. Плазменный шар «Магический шар»

Мультимедийные средства обучения

4

Компьютерные развивающие игры . НС- Психотест (Neurosoft)

Экранно-звуковые пособия

5

Мультимедийные презентации «Времена года», «Как говорят животные», «Физминутки для глаз», «Найди отличия», «Коррекция познавательных процессов», «Четвёртый лишний», «Классификация», «Найди по контуру», «Форма предмета», «Учимся мыслить логически», «Графический диктант», «Звуки природы» и др.;  аудио, видео запись для релаксации и подвижных игр.

Дидактические игры и игрушки

6

«Логическое домино», «Логическая геометрия», «Бусинка»,  «Ассоциации», лото, ребусы, домино «Форма предмета», «Волшебные краски», пирамидки, конструктор, шнуровки,  пазлы,  трафареты, сухой бассейн для рук, кубики, набор «Форма и цвет», геометрическая напольная мозаика, тактильные коробочки, тактильные мешочки, музыкальные инструменты, мягкие игрушки, кукла; Коврик-пазл «Алфавит»,  «Арифметика»; тактильная дорожка; сухой бассейн; разноцветный песок.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные  и предметные результаты освоения коррекционного курса

Для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.  

Личностные результаты:

2 класс

  • Оценивать простые ситуации и однозначные поступки свои и окружающих людей с точки зрения общечеловеческих и российских гражданских ценностей.
  • Подчинять свое поведение заданному образцу под влиянием оценки взрослого.
  • Давать оценку собственной учебной деятельности, ориентируясь на образец «хорошего ученика».
  • Объяснять самому себе: что мне нравится в себе, а что – нет (личностные качества); что я делаю с удовольствием, а что – нет (мотивы); что получается хорошо, а что – нет (результаты);
  • Определять чувства окружающих людей.

3 класс

  • Понимать важность учёбы и познания нового.
  • Выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков в соответствии с моральными нормами, выделяя нравственный аспект поведения.
  • Оценивать свои потенциальные возможности в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик».
  • Объяснять самому себе: что во мне хорошо, а что плохо (личностные качества и черты характера); что я хочу(цели, мотивы); что я могу (результаты).
  • Распознавать чувства других людей и сопереживать им.

4 класс

  • Соотносить свои поступки и события с принятыми этическими принципами.
  • Анализировать причины своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилием, трудолюбием, старанием.
  • Фиксировать свои изменения, сравнивая прежние достижения с сегодняшними результатами, адекватно выражать их в речи.
  • Понимать чувства других людей, сопереживать им и проявлять эти чувства в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия

Предметные результаты:

2 класс

  • Точно выполнять движения по инструкции педагога.
  • Выполнять выразительные движения.
  • Согласовывать движения руки и глаза, обеих рук.
  • Рисовать и обводить по трафарету, штриховать.
  • Различать и называть основные цвета и их оттенки.
  • Конструировать предметы из 3—4 геометрических фигур.
  • Узнавать предмет по части
  • Находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках.
  • Ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении.
  • Соотносить времена года с названиями месяцев

3 класс

  • Целенаправленно выполнять действия по трех- и четырехзвенной инструкции педагога.
  • Дорисовывать незаконченные изображения.
  • Составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков
  • Конструировать предметы из 5—6 деталей, геометрических фигур.
  • Действовать по звуковому сигналу.
  • Адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов.
  • Определять время по часам.

4 класс

  • Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога, составлять план действий.
  • Выполнять точные движения при штриховке двумя руками. Пользоваться элементами расслабления.
  • Группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом.
  • Смешивать цвета, называть их.
  • Конструировать сложные формы из 6—8 элементов.
  • Находить нереальные элементы нелепых картинок.
  • Определять противоположные качества и свойства предметов.
  • Самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам.
  • Определять на слух звучание различных музыкальных инструментов.
  • Моделировать расположение предметов в заданном пространстве.
  • Определять возраст людей.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2-4 классы

Содержание курса состоит из следующих разделов:

— развитие моторики, графомоторных навыков;

— тактильно-двигательное восприятие;

— кинестетическое и кинетическое развитие;

— восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

— развитие зрительного восприятия;

— восприятие особых свойств  предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

— развитие слухового восприятия;

— восприятие пространства;

— восприятие времени.

Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта ребенка, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев.

Раздел «Представления об объектах окружающего мира», основной целью которого является развитие тактильно-двигательного восприятия. Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Формирование ощущений этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью  значительно  затруднено.

Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие»  предполагает формирование у обучающихся ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве.

Раздел «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» основной задачей является пополнение и уточнение знаний обучающихся о сенсорных эталонах. Дети затрудняются в различении, дифференциации общих, особых и единичных свойств, в последовательности обследования и различения форм. Им свойственны слабая направленность процессов анализа и сравнения. Эта же особенность проявляется и при знакомстве с величиной предметов. Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным нескольким признакам (2-3), сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения.

Раздел «Развитие зрительного восприятия» обусловлен рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним относятся: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность, снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию мелких объектов или составляющих их частей. При этом отдаленные предметы могут выпадать из поля зрения, а близко расположенные друг к другу предметы — восприниматься как один большой. Узость восприятия мешает ребенку ориентироваться в новой местности, в непривычной ситуации, может вызвать дезориентировку в окружающем.

Раздела «Восприятие особых свойств  предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов. Особое значение придается развитию осязания, так как недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем на оперировании образами. С помощью осязания уточняется, расширяется и углубляется информация, полученная другими анализаторами, а взаимодействие зрения и осязания дает более высокие результаты в познании. Органом осязания служат руки. Осязание осуществляется целой сенсорной системой анализаторов: кожно-тактильного, двигательного (кинестетический, кинетический), зрительного.

Раздел «Развитие слухового восприятия». Значительные отклонения, наблюдаемые в речевой регуляции деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями, имеют в своей основе недостатки слухового восприятия вследствие их малой дифференцированности. Дети обычно рано и правильно реагируют на интонацию обращающегося к ним взрослого, но поздно начинают понимать обращенную к ним речь. Причина — в задержанном созревании фонематического слуха — основы для восприятия речи окружающих. Определенную роль играют неустойчивость внимания и моторное недоразвитие. 

Раздел «Восприятие пространства» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Затрудненности пространственной ориентировки проявляются не только на всех уроках, но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной территории, близлежащих улицах. Пространственные нарушения оцениваются многими исследователями как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при интеллектуальных нарушениях.  Важное  место занимает обучение детей ориентировке в ограниченном пространстве — пространстве листа и на поверхности парты, что также с большим трудом осваивается учащимися с интеллектуальной недостаточностью в силу особенностей их психического развития.

Принципы отбора содержания и организации коррекционно-развивающего процесса:

Принцип единства диагностики и коррекции развития, который заключается в целостности процесса оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи в развитии ребёнка.

Деятельностный принцип коррекции. Основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития, что на каждом этапе существует так называемая ведущая деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию ребенка в данном периоде онтогенеза, что развитие любой человеческой деятельности требует специального формирования.

Принцип индивидуально-дифференцированного подхода – изменения содержания, форм, способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Принцип комплексности организации коррекционной работы  заключается в особенностях использования методических средств и подходов специалистом, осуществляющим коррекцию, творческое освоение арсенала коррекционных приёмов, возможностей использования различных теоретических и методологических подходов, конкретных техник.

Принцип усложнения. Каждое занятие должно проходить ряд этапов: от минимально простого – к сложному.

Учёт эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.

Методы  организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: 

1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).

2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности).

-  Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема

Кол-во часов

2 класс

3 класс

4 класс

Развитие  моторики

7

6

10

Тактильно-двигательное восприятие

4

5

4

Конструирование предметов

10

10

9

Восприятие пространства

7

6

5

 Восприятие времени

6

7

6

Итого

34

34

34

Приложение 1

к адаптированной рабочей программе

«Коррекционно-развивающие занятия»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 2 класс

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

План

Факт

Развитие моторики - 7 ч.

Выполнение сложных подражательных движений за учителем с постепенным увеличением темпа.

Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

Упражнения на синхронность работы обеих рук. Штриховка сверху вниз.

Штриховка слева направо, работа с трафаретами.

Рисование по опорным точкам.

Раскрашивание нарисованных предметов. Графический диктант

Работа в технике «объёмной» аппликации. Пазлы.

Тактильно-двигательное восприятие - 4 ч.

Определение на ощупь предметов с разными свойствами.

Определение на ощупь формы предметов. Рисование ладошками.

Дидактическая игра «Что бывает ... (пушистое)».

Игры с мозаикой.

Конструирование предметов - 10 ч.

Формирование эталонов объемов геометрических фигур (шар, куб).

Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом (прямоугольный, треугольный).

Выбор по образцу и инструкции предметов одного цвета из 6-8 предметов двух сходных цветов.

Группировка предметов, различающихся основным и оттеночным тоном на несколько подгрупп.

Группировка по форме из 2-4 предметов сходных форм.

Составление сериационных рядов по величине из 3-4 предметов по заданному признаку.

Сравнение 2-3 предметов по высоте и толщине.

Сравнение 2-3 предметов по длине и ширине.

Выкладывание геометрических фигур из мозаики по опорным точкам.

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по цвету, форме, величине).

Восприятие пространства - 7 ч.

Ориентация на собственном теле и относительно своего тела.

Ориентировка на листе бумаги:  середина, край, сторона, половина, угол, верх-низ, лево-право.

Деление листа на «глаз» на 2 и 4 равные части.

Вербализация пространственных отношений с использованием предлогов.

Выполнение элементарных работ по замыслу: составление комбинаций, узоров из геометрических фигур, счетных палочек, природного материала.

Расположение предметов на листе бумаги.

Складывание сюжетных картин, разрезанных на 4-6 частей.

Восприятие времени - 6 ч.

Сутки. Части суток.

Понятия «сегодня», «завтра», «вчера».

Неделя. Семь суток. Порядок дней недели.

Порядок месяцев в году.

Времена года.

Сутки – 24 часа.

Приложение 2

к адаптированной рабочей программе

«Коррекционно-развивающие занятия»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 3 класс

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

План

Факт

Развитие моторики - 6 ч.

Развитие согласованности движений на разные группы мышц. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

Совершенствование точности мелких движений рук. Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях.

Рисование бордюров по образцу. Графический диктант (зрительный).

Графический диктант на слух.

Вырезание ножницами из бумаги по контуру геометрических фигур.

Работа в технике объемной и рваной аппликации.

Тактильно-двигательное восприятие - 5 ч.

Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств.

Восприятие поверхности на ощупь.

Дидактическая игра «Что бывает ... (пушистое)».

Работа с пластилином.

Игры с сюжетной мозаикой.

Конструирование предметов - 10 ч.

Сравнение и обозначение словом формы предметов.

Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала.

Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции.

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам.

Дидактическая игра «Часть и целое».

Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов.

Конструирование из плоских геометрических фигур по замыслу.

Составление сериационного ряда из 4-5 кругов разной насыщенности одного цвета. Дидактическая игра «Цветик-семицветик».

Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов.

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей.

Восприятие пространства - 6 ч.

Ориентировка в пространстве, вербализация пространственных отношений с использованием предлогов.

Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о выполнении задания.

Моделирование пространственного расположения мебели в комнате.

Деление листа на глаз, на две и четыре равные части. Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа.

Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске.

Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты.

Восприятие времени - 7 ч.

Определение времени по электронным часам.

Определение времени по часам (циферблат).

Длительность временных интервалов (1 с, 1 мин, 5 мин, 1 ч).

Дидактическая игра «Успей за 1, 2, 5 мин».

Объемность времени (сутки, неделя).

Объемность времени (месяц, год).

Времена года, их закономерная смена.

Приложение 3

к адаптированной рабочей программе

«Коррекционно-развивающие занятия»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 4 класс

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

План

Факт

Развитие моторики - 10 ч.

Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок - бег вперед, два хлопка - бег назад, т.д.) Прыжки далеко, близко, высоко низко.

Упражнения для развития равновесия с лентами, скамейки.

Упражнения для развития равновесия с мячом.

Развитие чувства ритма. Считалки с движениями.

Считалки с движениями.

Совершенствование точности мелких движений рук.

Формирование пространственных представлений.

Вырезание ножницами «на глаз» изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко).

Упражнения на развития сенсомоторики. Дорисовывание симметричной половины изображения.

Выкладывание мелких предметов (крупы) в виде общего рисунка на бумаге.

Тактильно-двигательное восприятие - 4 ч.

Игры с мелкой мозаикой.

Тактильное восприятие жидкости. Рисование ладошками, выполнение пальчиковых рисунков.

Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий).

Игры с сюжетной мозаикой.

Конструирование предметов - 9 ч.

Конструирование предметов из геометрических фигур.

Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету.

Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4-5 предметов.

Обследование предметов по величине: (длинный и широкий, узкий и короткий,  толстый – тонкий, больше - меньше т.д.).

Определение на ощупь плоских фигур и предметов, определение на ощупь игрушек.

Цветовой спектр.

Конструирование сложных форм предметов.

Узнавание предмета по словесному описанию.

Восприятие формы и цвета: овал, ромб, розовый, красный.

Восприятие пространства - 5 ч.

Ориентировка на картинке.

Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции.

Ориентировка на листе бумаги разного формата и по-разному расположенного.

Повторение основных направлений: верх – вниз, вперед, назад, влево, вправо.   Далеко-близко. Глубоко – мелко.

Дидактическая игра: «Путешествие в пространстве».

Восприятие времени - 6 ч.

Длительность временных интервалов.

Времена года.

Определение времени по часам (циферблат).

Дидактическая игра «Когда это бывает».

Возраст людей.

Итоговое повторение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с тяжёлой умственной отсталостью для 3 класса "Особый ребёнок"

Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с тяжёлой умственной отсталостью для 3 класса "Особый ребёнок" для учителей-дефектологов коррекционных школ и реаб...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 1)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе следующих нормативных документов:·...

Адаптированная рабочая программа по математике для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 1)

Адаптированная рабочая программа по математике для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов:·  Федеральный закон от 29.12.2012 ...

Адаптированная рабочая программа по чтению для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 1)

Адаптированная рабочая программа по чтению для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе следующих нормативных документов:· Федеральны...

Рабочая программа по домоводству для детей с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, II вариант)

Рабочая программа по домоводству составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:- Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.1...

Адаптированная рабочая программа «Человек» для детей с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 2)

Рабочая программа учебного предмета «Человек» разработана на основе:1. Федерального закона РФ от 29 декабря 2012г №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».2. Ф...

Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП 1-12 (вариант 2)

Контрольно-измерительные материалы для проведения  промежуточной аттестации обучающегося  с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...