Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с тяжёлой умственной отсталостью для 3 класса "Особый ребёнок"
рабочая программа (3 класс) по теме

Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с тяжёлой умственной отсталостью для 3 класса "Особый ребёнок" для учителей-дефектологов коррекционных школ и реабилитационных образовательных центров.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптированная рабочая программа

коррекционно-развивающих занятий

для детей с тяжелой умственной отсталостью

                                            для 3 класса

«Особый ребёнок»

Пояснительная записка рабочей программы

Данная программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

 - Программы обучения глубоко умственно отсталых детей (составитель-НИИ дефектологии АПН СССР, Москва 1984 г.).

 - Московский региональный базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

  - Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья под редакцией Н.Н. Малофеева.

 -Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. Бгажнокова И.М.

Программа рассчитана на обучение детей со сложной структурой дефекта:  тяжелые интеллектуальные нарушения  на фоне глубокого недоразвития речи и значительных нарушений общей и мелкой моторики. Программа учитывает специфические особенности умственного, сенсорного, моторно-двигательного, речевого и социально-личностного развития детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. Курс построен на основе линейной концепции.

        Основной целью программы является овладение учащимися системой доступных, практически значимых знаний, умений и навыков по общеобразовательным и коррекционным курсам, необходимых для дальнейшей социализации и адаптации в обществе.

Программа составлена с учетом основных дидактических принципов: доступности, научности, систематичности и коррекционной направленности.

Программа включает в себя следующие общеобразовательные предметы:

- развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности;

 - чтение;

 - письмо;

- математика;

 - самообслуживание;

 - предметно-практическая деятельность;

 - ручной труд.

Пояснительные записки к каждому предмету дают основные методические рекомендации по специфике обучения, формам и методам организации учебного процесса. Объем и качество усвоения знаний, умений и навыков зависит от индивидуальных психофизических особенностей и возможностей учащихся. В случае не усвоения программы дальнейшее обучение учащегося максимально индивидуализируется.

Критерии и нормы оценки знаний   и умений обучающихся.

Методы и формы обучения.

  • Обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражательности.
  • Процесс развития и обучения опирается на развитие у учащихся базовых эмоций для привлечения их внимания и интереса, для повышения мотивации обучения, побуждения познавательных потребностей.
  • Детальное расчленение материала на простейшие элементы. Обучение ведется по каждому элементу, и лишь затем они объединяются в целое, а учащиеся подводятся к обобщению.
  • Большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации.
  • Обязательная фиксация и эмоциональная оценка учебных малейших достижений ребенка.

Основные виды организации коррекционного процесса:

  • занятие;
  • экскурсия;
  • практическая работа на каждом занятии;
  • групповая форма работы.

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

  • трудовая деятельность;
  • игровая деятельность;
  • познавательная деятельность;
  • практическая деятельность.

При изучении тем  используются:

  • наглядные пособия (схематические рисунки, макеты);
  • дидактический материал;
  • коррекционные задания и упражнения.

         Критерием обучаемости является опыт социального продвижения учащегося, где ключевым является предметное и чувственное отражение окружающего его мира, развитие его личностного самосознания и самоощущения в окружающем мире.

                                                                «Играя, развиваемся и учимся»

Пояснительная записка

Содержание обучения на коррекционных занятиях очень разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов, присущих детям со сложной структурой дефекта. Выраженные нарушения моторики, в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности детей, требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. Эти виды работ включаются в коррекционное занятие как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции тяжелых нарушений внимания предусмотрены специальные упражнения и игры, сенсорное развитие этих детей осуществляется по разнообразной системе в предметно-манипуляционной деятельности и в дидактических играх.

Достижение поставленных  задач (развитие зрительных, слуховых, осязательных восприятий, координация работы анализаторов, развитие пространственных ориентировок, ручной умелости, развитие наглядного мышления) осуществляется не путем изолированных упражнений, а в различных видах содержательной деятельности (игра, конструирование, продуктивная деятельность, элементы ручного труда и т.п.). Каждая коррекционная задача по возможности включается в различные виды детской деятельности. Таким способом предусматривается обеспечение максимально возможной динамичности, гибкости, взаимосвязи получаемых детьми знаний, умений и навыков, создание межпредметных, межфункциональных связей.

Указанные в программе  игры не исключают применения данных игр на переменах и других уроках: подвижных игр на уроках физкультуры, направленных на общие физическое развитие учащихся, речевых игр на уроках русского языка и различных дидактических игр на уроках счета и т. д.

Для проведения занятий необходимо подготовить большое количество наглядных пособий и раздаточного материала. К каждому занятию учитель-дефектолог обязательно должен предварительно подготовить весь необходимый дидактический материал. Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, всемерно побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Дефектолог должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.

Коррекционную работу  необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках и в различных жизненных ситуациях.

Цели:

  • Корригировать нарушения восприятия, внимания, зрительно - двигательной координации, наглядно – образное мышления, развивать элементы логического мышления.
  • Повысить уровень познавательной активности, обогатить чувственный опыт детей, пополнить запас общих сведений и речевой запас.

Задачи:

  • общее и речевое развитие детей;
  • формирование житейских понятий;
  • развитие мышления;
  • формирование трудовых умений и навыков;
  • воспитание учащихся.

Что должен знать и уметь:

  • выполнять произвольные целенаправленные действия;
  • фиксировать взгляд на деятельности, стационарных  и движущихся предметах;
  • выполнять простые подражательные действия по образцу и словесной инструкции;
  • обследовать предмет, узнавать его на картинке и находить по словесной инструкции;
  • соотносить два одинаковых предмета;
  • выполнять практические действия руками по показу и по словесной инструкции;
  • выбирать и раскладывать предметы контрастных цветов;
  • выбирать плоскостные и объёмные предметы по образцу и словесной инструкции;
  • группировать по форме предметы двух контрастных форм;
  • выбирать  по образцу и раскладывать контрастные объёмные формы;
  • использовать приемы наложения и приложения для их сравнения по величине;
  • выполнять постройки из детского строительного материала по образцу, словесной инструкции;
  • складывать картинки из 3-6 и более частей;
  • складывать из счетных палочек различные фигуры.

По результатам диагностики учителем – дефектологом отводится на данные занятия:

  • в неделю – 1 час.
  • за год – 34 часа.

Тематическое  планирование по программе «Играя, развиваемся и учимся»

  (1 час в неделю)

Выполнение подражательных движений по словесной инструкции «делаем вместе».

Выполнение подражательных движений рук. Воспроизведение действий, движений изображенных на картинке.

Выполнение подражательных действий со сменой движений.

Обследование предметов (зрительное, оральное, обонятельное, осязательное, слуховое).

Узнавание предметов на ощупь.

Узнавание предмета по словесной инструкции учителя.

Собирание листов в стопку.

Собирание и сортировка фигур.

Собирание вкладных цилиндров.

Собирание матрешки.

Нанизывание колец пирамиды с учетом размера.

Заполнение мелкими предметами сосудов с широким горлышком.

Заполнение мелкими предметами сосудов с узким горлышком.

Набирание ложкой крупы.

Переливание воды из одного сосуда в другой.

Нанизывание крупных бус одного цвета.

Нанизывание бус чередуя по размеру (большая, маленькая).

Узнавание, различение и называние предметов по цвету. «Картинное цветовое лото».

Группировка предметов по цвету и раскладывание по коробкам.

Дидактическая игра «Геометрическое лото».

Раскладывание однородных предметов разных форм в коробки.

Сравнение предметов. Нахождение такого же предмета в группе других предметов по качественному признаку (цвет, размер, форма).

Чередование предметов через один элемент по цвету. Выкладывание их в ряд.

Чередование предметов через один элемент по форме. Выкладывание их в ряд.

Чередование предметов через один элемент по размеру. Выкладывание их в ряд.

Узнавание и различение предметов по длине.

Узнавание и различение предметов по толщине.

Узнавание и различение предметов по весу.

Работа со строительным конструктором. Постройка стула, стола (кубики разной формы, одного цвета).

Выполнение знакомых построек без образца, по схематическим рисункам.

Складывание из счетных палочек букв алфавита (а, у, о, м, с, х, ш).

Накладывание счетных палочек на изображение дерева.

Складывание из счетных палочек дерево.

Накладывание счетных палочек  на изображение кормушки.

Складывание из счетных палочек кормушки.

Накладывание  счетных палочек на изображение машины.

Складывание из счетных палочек машина.

Накладывание счетных палочек на двухэтажный дом.

Складывание из счетных палочек двухэтажный дом.

Накладывание счетных палочек на изображение колодца,качелей.

Накладывание счетных палочек на изображение письменного стола с ящиком.

Складывание разрезных картинок из 5-6 частей самых различных форм.

Складывание крупных пазлов по картинке.

Складывание картинки из кубиков с картинками.

Работа с мозаикой. Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей двух цветов через два элемента.

Работа с мозаикой. Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей трех цветов.

Работа с мозаикой. Выкладывание по показу и по образцу геометрических фигур (квадрат, треугольник).

Работа с мозаикой. Выкладывание по показу и по образцу геометрических фигур.

Работа с мозаикой. Ёлочка.

Работа с мозаикой. Снежинка.

Работа с мозаикой. Дом с крышей и трубой.

Работа с мозаикой. Цветок на стебле.

Работа с мозаикой. Декоративный орнамент «Коврик».

Сортировка ниток по цвету.

Упражнения в разрывании ниток разной длины и толщины.

Наматывание ниток на катушку.

Наматывание ниток на клубок.

Наматывание ниток на картон.

Плетение косичек из толстых шнуров.

Дидактическая игра Чудесный мешочек».

Дидактическая игра «Что лишнее».

 Дидактическая игра «Что изменилось».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий «Психологическая азбука»

Данная программа разработана с учётом индивидуальных особенностей развития и обучения детей ЗПР. Развитие личности ребенка, его способностей, интересов – процесс непрерывный. Для того чтобы прогнозиро...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью 2 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных актов:Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об об...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью за 2 класс

Адаптированная программа по новой структуре для детей с легкой умственной отсталостью за 2 класс...

Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей группы риска «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»

Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра...

Индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебный год.

Индивидуальная рабочая  программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса  с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебны...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 1)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе следующих нормативных документов:·...

Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 2)

Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) составлена...