Рабочая программа по домоводству для детей с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, II вариант)
рабочая программа по окружающему миру

Солодовникова Светлана Николаевна

Рабочая программа по домоводству составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

- Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- АООП (II вариант) образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью , ТМНР; 

- Приказом Министерства образования и науки Российской федерации № 629 от 05.07.2017 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253

Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений.

В связи с этим программа учебного предмета «Домоводство» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. 

Предмет «Домоводство» относится к образовательной области «Окружающий мир». Программа предусматривает следующее количество часов по классам:

3 класс – 2 часа в неделю – 34 учебных недели – всего 68 часов;

4 класс – 3 часа в неделю – 34 учебных недели – всего 102 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rpktp_domovodstvo_3-4_kl.doc401.28 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по домоводству составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

- Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- АООП (II вариант) образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью , ТМНР;

- Приказом Министерства образования и науки Российской федерации № 629 от 05.07.2017 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253

Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений.

В связи с этим программа учебного предмета «Домоводство» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.

Цель уроков домоводства в 3-4 классах: повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.

Основными задачами программы являются:

- формирование умений обращаться с инвентарём и электроприборами;

- освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.

Освоенные действия ребёнок может в последующем применять как в быту, так и в трудовой деятельности. Так, например, занятия по уборке помещений и территории актуальны для формирования бытовой деятельности детей и перспективны для получения в будущем работы в качестве дворника или уборщицы.

Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса

с учётом особенностей его освоения учащимися.

Обучение ребёнка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребёнка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.

Обучение детей данной категории ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребёнка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Для детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития в большинстве случаев затруднено самостоятельное выполнение даже простых бытовых заданий. Однако, формирование у обучающихся чётких алгоритмов выполнения действия, возможность использования различных адаптеров для бытовых приборов, даёт возможность участия в данном виде деятельности индивидуально доступным образом, что создаёт у обучающихся ощущения причастности к работе по дому и существенно повышает качество их жизни.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В учебном плане предмет представлен на протяжении 10 лет обучения (без первого подготовительного класса). Предмет «Домоводство» относится к образовательной области «Окружающий мир». Программа предусматривает следующее количество часов по классам:

3 класс – 2 часа в неделю – 34 учебных недели – всего 68 часов;

4 класс – 3 часа в неделю – 34 учебных недели – всего 102 часа.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса. 

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения программы по домоводству в 3 классе II вариант включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

Возможные личностные результаты: 

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. 

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие. 

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс.

Возможные предметные результаты:

Умение ориентироваться в классе, в помещениях школы.

Соблюдение правил учебного поведения.

Обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует.

Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).

Представление об убранстве дома, о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод).

Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож) и для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож).

Представление об электроприборах (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, электрический чайник).

Ориентация во дворе.

Представления о профессиях людей, работающих в школе.

Представления о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин и т.д.).

Представление о часах.

Представление об электронных устройствах (телефон, компьютер, планшет).

Представление о территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон).

Представление о благоустройстве квартиры (отопление, канализация, водоснабжение, электроснабжение).

Умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.).

Учащиеся должны знать:

- название и расположение комнат в квартире;

- правила личной безопасности на кухне и дома;

- назначение и правила техники безопасности при обращении с электрическим чайником и миксером;

- правила ухода за личными вещами;

- виды зимней одежды и обуви;

- последовательность приготовления отварных яиц и простых бутербродов;

- виды каш и компотов, их значение для здорового питания;

- виды и назначение рынков, порядок оплаты товаров;

- правила уборки класса и школьной территории;

 - технику безопасности при работе с уборочным инвентарем, правила хранения инвентаря.

Учащиеся должны уметь:

- различать и называть предметы для сервировки стола;

- выполнять гигиенический уход за своим телом;

- производить сухую и влажную уборку помещений;

- стирать и утюжить носовой платок;

- ухаживать за одеждой и обувью;

- убирать бытовой мусор,  подметать территорию;

- пользоваться лопатой, веником.

Содержание учебного предмета

3 класс

Покупки (8 ч.)

Планирование покупок. Выбор места совершения покупок. Ориентация в расположении отделов магазина, кассы и др. Нахождение нужного товара в магазине. Соблюдение последовательности действий при взвешивании товара: складывание продукта в пакет, выкладывание товара на весы, нажимание на кнопку, приклеивание ценника к пакету с продуктом. Складывание покупок в сумку. Соблюдение последовательности действий при расчете на кассе: выкладывание товара на ленту, ожидание во время пробивания кассиром товара, оплата товара, предъявление карты скидок кассиру, получение чека и сдачи, складывание покупок в сумку. Раскладывание продуктов в места хранения.

Обращение с кухонным инвентарем (21 ч.)

Обращение с посудой. Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож), для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Узнавание (различение) кухонных принадлежностей (терка, венчик, овощечистка, разделочная доска, 51 шумовка, дуршлаг, половник, лопаточка, пресс для чеснока, открывалка и др.). Различение чистой и грязной посуды. Очищение остатков пищи с посуды. Замачивание посуды. Протирание посуды губкой. Чистка посуды. Ополаскивание посуды. Сушка посуды. Соблюдение последовательности действий при мытье и сушке посуды: очищение посуды от остатков пищи, замачивание посуды, намыливание посуды моющим средством, чистка посуды, ополаскивание, сушка. Обращение с бытовыми приборами. Различение бытовых приборов по назначению (блендер, миксер, тостер, электрический чайник, комбайн, холодильник и др.). Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Соблюдение последовательности действий при пользовании электробытовым прибором. Мытье бытовых приборов. Хранение посуды и бытовых приборов. Накрывание на стол. Выбор посуды и столовых приборов. Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола. Соблюдение последовательности действий при сервировке стола: накрывание стола скатертью, расставление посуды, раскладывание столовых приборов, раскладывание салфеток, расставление солонок и ваз, расставление блюд.

Приготовление пищи (13 ч.)

Продукты питания. Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе). Узнавание напитка по упаковке. Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, мороженое). Узнавание упаковок с молочным продуктом. Знание (соблюдение) правил хранения молочных продуктов. Узнавание (различение) мясных продуктов, готовых к употреблению (колбаса, ветчина) и требующих обработки (приготовления) (мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш). Знакомство со способами обработки (приготовления) мясных продуктов. Знание (соблюдение) правил хранения мясных продуктов. Узнавание (различение) рыбных продуктов, готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая) и требующих обработки (приготовления) (мясо (филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, рыбный фарш). Знакомство со способами обработки (приготовления) рыбных продуктов. Знание (соблюдение) правил хранения рыбных продуктов. Узнавание (различение) муки и мучных изделий, готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари) и требующих обработки (приготовления) (макаронные изделия (макароны, вермишель, рожки). Знакомство со способами обработки (приготовления) мучных изделий. Знание (соблюдение) правил хранения мучных изделий. Узнавание (различение) круп и бобовых, готовых к употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек, свежий горох) и требующих обработки (приготовления) (греча, рис, пшено и др. крупы, бобовые). Знакомство со способами обработки (приготовления) круп и бобовых. Знание (соблюдение) правил хранения круп и бобовых. Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад). Знание (соблюдение) правил хранения кондитерских изделий. Приготовление блюда. Подготовка к приготовлению блюда. Знание (соблюдение) правил гигиены при приготовлении пищи. Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда. Выбор инвентаря, необходимого для приготовления блюда. Обработка продуктов. Мытье продуктов. Чистка овощей. Резание ножом. Нарезание продуктов кубиками (кольцами, полукольцами). Натирание продуктов на тёрке. Раскатывание теста. Перемешивание продуктов ложкой (венчиком, миксером, блендером). Соблюдение последовательности действий при варке продукта: включение электрической плиты, набирание воды, закладывание продукта в воду, постановка кастрюли на конфорку, установка таймера на определенное время, выключение электрической плиты, вынимание продукта. Соблюдение последовательности действий при жарке продукта: включение электрической плиты, наливание масла, выкладывание продукта на сковороду, постановка сковороды на конфорку, установка таймера на определенное время, перемешивание/переворачивание продукта, выключение электрической плиты, снимание продукта. Соблюдение последовательности действий при выпекании полуфабриката: включение электрической духовки, смазывание противня, выкладывание полуфабриката на противень, постановка противня в духовку, установка таймера на определенное время, вынимание противня из духовки, снимание выпечки, выключение электрической духовки. Поддержание чистоты рабочего места в процессе приготовления пищи. Соблюдение последовательности действий при варке яйца: выбор продуктов (яйца), выбор кухонного инвентаря (кастрюля, шумовка, тарелка), мытье яиц, закладывание яиц в кастрюлю, наливание воды в кастрюлю, включение плиты, постановка кастрюли на конфорку, установка времени варки на таймере, выключение плиты, вынимание яиц. Соблюдение последовательности действий при приготовлении бутерброда: выбор продуктов (хлеб, колбаса, помидор, масло), выбор кухонного инвентаря (тарелка, доска, нож), нарезание хлеба, нарезание колбасы, нарезание помидора, намазывание хлеба маслом, сборка бутерброда (хлеб с маслом, колбаса, помидор). Соблюдение последовательности действий при приготовлении салата: выбор продуктов (вареный картофель, морковь, кукуруза, соленый огурец, лук, масло растительное, соль, зелень), выбор кухонного инвентаря (салатница, ложка, нож, доска, открывалка, тарелки), очистка вареных овощей, открывание банок (кукуруза, огурцы), нарезка овощей кубиками, нарезка зелени, добавление соли, растительного масла, перемешивание продуктов. Соблюдение последовательности действий при приготовлении котлет: выбор продуктов (полуфабрикат, масло растительное), выбор кухонного инвентаря (сковорода, лопатка, тарелки), наливание масла в сковороду, выкладывание котлет на сковороду, включение плиты, постановка сковороды на конфорку, переворачивание котлет, выключение электрической плиты, снимание котлет.

Уход за вещами (14 ч.)

Ручная стирка. Наполнение емкости водой. Выбор моющего средства. Отмеривание необходимого количества моющего средства. Замачивание белья. Застирывание белья. Полоскание белья. Выжимание белья. Вывешивание белья на просушку. Соблюдение последовательности действий при ручной стирке: наполнение емкости водой, выбор моющего средства, определение количества моющего средства, замачивание белья, застирывание белья, полоскание белья, выжимание белья, вывешивание белья на просушку.

Машинная стирка. Различение составных частей стиральной машины (отделение для загрузки белья, контейнер для засыпания порошка, панель с кнопками запуска машины и регуляторами температуры и продолжительности стирки). Сортировка белья перед стиркой (например): белое и цветное белье, хлопчатобумажная и шерстяная ткань, постельное и кухонное белье. Закладывание и вынимание белья из машины. Установка программы и температурного режима. Мытье и сушка машины. Соблюдение последовательности действий при машинной стирке: сортировка белья перед стиркой, закладывание белья, закрывание дверцы машины, насыпание порошка, установка программы и температурного режима, запуск машины, отключение машины, вынимание белья.

Глажение утюгом. Различение составных частей утюга (подошва утюга, шнур, регулятор температуры, клавиша пульверизатора). Соблюдение последовательности действий при глажении белья: установка гладильной доски, выставление температурного режима, подключение утюга к сети, раскладывание белья на гладильной доске, смачивание белья водой, движения руки с утюгом, складывание белья. Складывание белья и одежды. Вывешивание одежды на «плечики». Чистка одежды. Уход за обувью. Соблюдение последовательности действий при мытье обуви: намачивание и отжимание тряпки, протирание обуви влажной тряпкой, протирание обуви сухой тряпкой. Просушивание обуви. Соблюдение последовательности действий при чистке обуви: открывание тюбика с кремом, нанесение крема на ботинок, распределение крема по всей поверхности ботинка, натирание поверхности ботинка, закрывание тюбика с кремом.

Уборка помещения (9 ч.) 

Уборка мебели. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности мебели. Соблюдение последовательности действий при мытье поверхностей мебели: наполнение таза водой, приготовление тряпок, добавление моющего средства в воду, уборка предметов с поверхности, вытирание поверхности, вытирание предметов интерьера, раскладывание предметов интерьера по местам, выливание использованной воды.

Уборка пола. Сметание мусора на полу в определенное место. Заметание мусора на совок. Соблюдение последовательности действий при подметании пола: сметание мусора в определенное место, заметание мусора на совок, высыпание мусора в урну. Различение основных частей пылесоса. Подготовка пылесоса к работе. Чистка поверхности пылесосом. Соблюдение последовательности действий при уборке пылесосом: подготовка пылесоса к работе, установка регулятора мощности, включение (вставление вилки в розетку; нажатие кнопки), чистка поверхности, выключение (поворот рычага; нажатие кнопки; вынимание вилки из розетки), отсоединение съемных деталей пылесоса. Соблюдение последовательности действий при мытье пола: наполнение емкости для мытья пола водой, добавление моющего средства в воду, намачивание и отжимание тряпки, мытье пола, выливание использованной воды, просушивание мокрых тряпок.

Мытье стекла (зеркала). Соблюдение последовательности действий при мытье окна: наполнение емкости для мытья водой, добавление моющего средства в воду, мытьѐ рамы, вытирание рамы, мытьѐ стекла, вытирание стекла, выливание использованной воды. Уборка территории. Уборка бытового мусора. Подметание территории. Сгребание травы и листьев. Уборка снега: сгребание, перебрасывание снега. Уход за уборочным инвентарем.

4 класс

Обращение с кухонным инвентарем (23 ч.)

Правила уборки  и безопасности на кухне. Моющие средства для кухни. Кухонные приборы и  правила мытья кухонных приборов. Столовые приборы и правила сервировки стола. Бытовые приборы. Электрический чайник, миксер. Техника безопасности при работе с чайником  и миксером.

Покупки (7 ч.)

Виды рынков. Продуктовый и строительный рынки. Отделы рынков, ассортимент товаров. Правила выбора покупок  на рынке. Оплата покупок.

Уход за вещами (24 ч.)

Гигиенический режим, значение ухода за телом. Виды белья и правила ухода за бельем. Названия и назначение моющих средств.

Стиральная машина. Условные обозначения. Правила стирки  и утюжки белья. Правила пришивания пуговицы. Техника безопасности. Виды и назначение зимней одежды и обуви. Правила ухода за зимней одеждой и обувью.

Приготовление пищи (26 ч.)

Выбор инвентаря, необходимого для приготовления яиц. Правила приготовления и ТБ. Выбор продуктов, необходимых для приготовления простых бутербродов. Правила приготовления и ТБ. Виды каш и компотов. Правила хранения компотов и их  польза для здоровья человека. Правила уборки посуды и кухни после обеда. Составление кроссворда по теме «Приготовление пищи». Дидактическая игра «Что лишнее». Работа с деформированным текстом по теме «Здоровое питание».

Уборка помещений и территории (22 ч.)

Электробытовые приборы. Пылесос. Различение составных частей пылесоса. Правила пользования и ТБ. Уборка класса. Инвентарь для уборки, последовательность уборки. Уборка территории.  Инвентарь для уборки: назначение, правила использования и хранения. Уборка бытового мусора, подметание.

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел программы

Кол-во часов

3 класс

4 класс

Покупки

8

7

Уборка территории

3

22

Уборка помещения

9

Обращение с кухонным инвентарём

21

23

Приготовление пищи

13

26

Уход за вещами

14

24

Итого

68

102

Приложение 1

к адаптированной рабочей программу  по домоводству

для детей с тяжелой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 2)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 3 КЛАСС

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

План

Факт

Покупки - 5 ч.

Формирование представлений о том, откуда берутся в быту различные вещи и продукты.

Введение понятия денег, как необходимого атрибута процесса покупки того или иного предмета (продукта питания, одежды, инструмента).

Планирование покупок.

Выбор места совершения покупок.

Ориентация в расположении отделов магазина, кассы. Ролевая игра «За покупками».

Уборка территории - 3 ч.

Уборка бытового мусора.

Уборка мусора. Подметание территории.

Сгребание травы и листьев. Сбор сухих веток.

Обращение с кухонным инвентарем - 9 ч.

Знакомство с кухней.

Кухонная мебель.

Плита. Техника безопасности.

Холодильник.

Посуда.

Кухонные принадлежности.

Бытовая техника.

Различение кухонного инвентаря по его назначению.

Различение чистой и грязной посуды. Экскурсия в школьную столовую.

Уборка помещения - 3 ч.

Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора.

Уборка остатков еды и мусора с поверхности стола.

Вытирание поверхности мебели. Урок-практикум. Уборка класса.

Приготовление пищи - 4 ч.

Продукты питания.

Овощи и фрукты. Узнавание (различение) овощей и фруктов.

Напитки. Узнавание (различение) напитков по упаковке.

Различение напитков.

Уход за вещами - 4 ч.

Одежда. Складывание одежды.

Одежда. Вывешивание на «плечики».

Вывешивание одежды на «плечики».

Чистка обуви. Просушивание обуви.

Обращение с кухонным инвентарем - 6 ч.

Правила поведения за столом.

Очищение остатков еды с посуды.

Очищение с посуды остатков еды.

Посуда. Замачивание посуды.

Протирание посуды губкой.

Посуда. Протирание губкой.

Уборка помещения - 3 ч.

Вытирание поверхности мебели.

Мытье поверхности мебели. Соблюдение последовательности действий.

Соблюдение последовательности действий при мытье поверхности мебели.

Приготовление пищи - 5 ч.

Молочные продукты.

Различение молочных продуктов.

Мучные изделия, готовые к употреблению.

Мучные изделия - полуфабрикаты.

Кондитерские изделия.

Уход за вещами - 6 ч.

Ручная стирка: наполнение ёмкости водой.

Виды моющих средств. Выбор моющего средства.

Отмеривание необходимого количества моющего средства.

Белье. Замачивание белья.

Белье. Застирывание белья.

Полоскание белья. Выжимание белья.

Обращение с кухонным инвентарем - 4 ч.

Замачивание посуды.

Посуда. Замачивание.

Протирание посуды губкой.

Посуда. Протирание губкой.

Уборка помещений - 3 ч.

Инструменты, необходимые для уборки помещения.

Сметание мусора на полу в определённое место.

Мусор. Заметание мусора на совок.

Покупки - 3 ч.

Ориентация в расположении отделов магазина, кассы.

Нахождение нужного товара в магазине.

Раскладывание продуктов в места хранения.

Обращение с кухонным инвентарем - 2 ч.

Кухонные принадлежности. Различение кухонных принадлежностей.

Бытовые приборы. Техника безопасности при пользовании электробытовыми приборами.

Приготовление пищи - 4 ч.

Посуда для приготовления пищи.

Мясные продукты, готовые к употреблению и требующие обработки. Способы хранения.

Рыбные продукты, готовые к употреблению. Правила хранения.

Крупы и бобовые. Способы обработки, правила хранения круп и бобовых.

Уход за вещами - 4 ч.

Виды верхней одежды. Чистка верхней одежды.

Виды головных уборов. Различение головных уборов.

Виды обуви. Различение видов обуви.

Обувь. Правила ухода. Последовательность действий при чистке обуви.

Приложение 2

к адаптированной рабочей программу  по домоводству

для детей с тяжелой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 2)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 4 КЛАСС

№ п/п

Тема

Дата

план

факт

Что изучает домоводство. Вводная беседа.

 Моя квартира.  

Расположение и назначение комнат.  

 Кухня.

Чистота-залог здоровья. Правила уборки на кухне.  

Моющие средства для кухни. 

Один дома. Правила безопасности. 

Правила безопасности на кухне.

Правила безопасности на кухне. Моделирование жизненных ситуаций «Осторожно, горячая вода». 

Правила безопасности на кухне. Моделирование жизненных ситуаций «Осторожно, острые, режущие предметы». 

Правила безопасности на кухне. Моделирование жизненных ситуаций «Как обращаться за помощью взрослым». 

Моющие средства для кухни. Лото. 

Моющие средства для кухни. Аппликация.

Практическая работа «Я мою посуду».

 Лото. «Чайная пара».

Кухонные приборы. Ложки и вилки.

Правила мытья кухонных приборов.

Мытье ложек и вилок. Практическая работа.

Кухонная мебель.

Назначение кухонной мебели. Р.К.Мебельный центр.

Стол и стулья.

 Стол для кухни.

Мытье кухонного стола. Практическая работа.

Стулья для кухни.

Гигиенический режим, значение ухода за телом.

Виды белья.

Режим смены белья.

Правила хранения белья.

Моющие средства, назначение.

Условные обозначения моющих средств, их значение.

Стиральная машина. Условные обозначения.

Правила безопасности при работе со стиральной машиной.

Правила подготовка вещей к стирке.

Правила замачивания белья.

Правила стирки  белья.

Правила сушки белья.

Стирка носового платка. Практическая работа. 

Правила  утюжки белья.

Утюжка носового платка. Практическая работа.

Виды зимней одежды.

Назначение зимней одежды.

Уход за зимней одеждой.

Ремонт одежды.  

Правила пришивания пуговицы. Техника безопасности.

Виды зимней обуви.

Назначение зимней обуви.

Средства для  ухода за зимней обувью.

Инвентарь для уборки снега.

Уборка снега: сгребание, перебрасывание снега. Практическая работа.

 Уход за уборочным инвентарем.

Подготовка к приготовлению блюда. Отварные яйца.

Выбор инвентаря, необходимого для приготовления яиц.

Приготовление отварных яиц всмятку.

Приготовление отварных яиц вкрутую.

Подготовка к приготовлению блюда. Простой бутерброд.

Выбор инвентаря, продуктов для приготовления простого бутерброда.

Приготовление простого бутерброда. Практическая работа.

Блюда из круп. Каши.

Блюда из круп. Гречневая  каша.

Молочные каши. Манная каша.

Лото «Молочные каши».

Польза каши для здоровья человека.

Третьи блюда. Компоты.

Виды компотов. Консервированный компот.

Виды компотов. Компот из сухофруктов.

Виды компотов. Компот из свежих фруктов.

Дидактическая игра «Определи на вкус».

Правила хранения компотов.

Польза компотов для здоровья человека.

Выбор посуды и столовых приборов при сервировке стола к обеду.

Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола к обеду.

Сюжетно-ролевая игра «Накрываем стол к обеду».

Правила уборки посуды после обеда. Практическая работа.

Уборка кухни после приготовления обеда.

Составление кроссворда по теме «Приготовление пищи».

Дидактическая игра «Что лишнее».

Работа с деформированным текстом по теме «Здоровое питание».

Лото «Продукты питания»

Виды рынков.

Продуктовый рынок.

Отделы продуктового рынка.

Правила покупки  продуктов  на рынке и оплата товара.

Строительный рынок.

Отделы строительного рынка.

Правила покупки товаров на строительном  рынке и оплата товара.

Электробытовые приборы. Пылесос.

Различение составных частей пылесоса.

Правила пользования пылесосом.

Сюжетно-ролевая игра «Я пользуюсь пылесосом»

Уборка класса. Последовательность уборки.

Инвентарь для уборки класса.

Уборка класса. Мытье школьной мебели.  Практическая работа.

Уборка класса. Мытье пола.  

Уборка класса. Мытье окон.  

Уборка класса. Мытье зеркала.

Уборка класса. Мытье стен.  

Уборка класса. Мытье двери.

Уход за уборочным инвентарем и правила хранения.

Уборка территории. Уборка бытового мусора.

Уборка территории. Подметание территории.

Уборка территории. Сгребание сухой травы. Практическая работа.

 Лото «Уборочный инвентарь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 по русскому языку

 Адаптированная рабочая  программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе Федерального  Государственного образовательного стандарта для умственно от...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 1)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе следующих нормативных документов:·...

Адаптированная рабочая программа по математике для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 1)

Адаптированная рабочая программа по математике для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов:·  Федеральный закон от 29.12.2012 ...

Адаптированная рабочая программа по чтению для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 1)

Адаптированная рабочая программа по чтению для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе следующих нормативных документов:· Федеральны...

Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 2)

Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) составлена...

Адаптированная рабочая программа «Человек» для детей с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 2)

Рабочая программа учебного предмета «Человек» разработана на основе:1. Федерального закона РФ от 29 декабря 2012г №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».2. Ф...

Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП 1-12 (вариант 2)

Контрольно-измерительные материалы для проведения  промежуточной аттестации обучающегося  с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...