Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с тяжелыми нарушениями речи
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Силаева Светлана Владимировна

Программа соответствует требования ФГОС, содержит пояснительную записку, в которой отражены цели и задачи курса, место курса в учебном плане, содержание программы, требования к уровню подготовки учащихся, формы организации учебного процесса, контроль и система оценивания, календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_okruzhayushchiy_mir_s_oborudovan.docx87.47 КБ
Microsoft Office document icon poyasnit_orkuzh_mir.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование.

Окружающий мир.  (68 ч.).

п\п

Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

Планируемые результаты (предметные)

Содержание урока

(Ученик должен знать)

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Характеристика деятельности

Оборудование

(УЛО)

Коррекция и развитие речи

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Где мы живём. (4 ч.)

1.

Родная страна.

Государственные символы Российской Федерации.

Комбинированный урок,

 1 ч.

Научатся различать государственные  символы России от символов других стран; различать национальные языки.

Получат возможность научиться извлекать из различных источников сведения о гербе своего региона.

Знание основных моральных норм, осознание себя членом общества; формирование основ российской гражданской идентичности;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; осознание своей этнической принадлежности.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра.

Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя.

 электронное приложение к учебнику

Составление небольшого текста о символах России

2.

Город и село.

Проект «Родной город»

Комбинированный урок,

 1 ч.

Научатся объяснять характерные особенности городских и сельских поселений; собирать информацию для проекта; описывать предметы на основе предложенного плана.

Получат возможность научиться извлекать из различных источников сведения о родном городе.

Знание основных моральных норм, осознание себя членом общества; формирование основ российской гражданской идентичности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; осознание своей этнической принадлежности.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра.

Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя.

электронное приложение к учебнику

Рассказ о своем городе

3.

Природа и рукотворный мир.

Комбинированный урок,

 1 ч.

Научатся оценивать собственное отношение к окружающему миру; различать объекты природы и предметы рукотворного мира.

Получат возможность научиться осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение.

Знание основных моральных норм, осознание себя членом общества; формирование основ российской гражданской идентичности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; осознание своей этнической принадлежности.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра.

Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя.

электронное приложение к учебнику,

цифровой микроскоп

Пополнение словарного запаса: «рукотворный мир»

4.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем?»

Урок проверки знаний,

1 ч.

Научатся оценивать свои достижения.

Знание основных моральных норм, осознание себя членом общества; формирование основ российской гражданской идентичности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; осознание своей этнической принадлежности.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра.

Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя.

электронное приложение к учебнику (тесты),

Рассказ о предметах живой, неживой природы и рукотворного мира

Природа. (20 ч.)

5.

Неживая и живая природа

Комбинированный

урок,

1 ч.

Научатся различать объекты живой и неживой природы.

Получат возможность научиться осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков.

Строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; адекватно воспринимать оценку учителя; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Построение понятных для партнера высказываний

6.

Явления природы

Комбинированный урок, 1ч.

Научатся узнавать изученные объекты живой и неживой природы; измерять температуру воздуха, тела человека.

Получат возможность научиться обнаруживать связи между живой и неживой природой.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить опыты.

Учитывать различные мнения и стремиться к  координации различных позиций в сотрудничестве.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Пополнение словарного запаса: «явления природы»

7.

Что такое погода

Комбинированный урок

1ч.

Научатся наблюдать и описывать состояние погоды; записывать температуру воздуха; выбирать одежду по погоде.

Получат возможность научиться составлять план рассказа и рассказывать по плану.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

способность к самооценке.

Описывать изученные явления природы; проводить несложные наблюдения.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Пополнение словарного запаса: «погода»

8.

В гости к осени

Урок - экскурсия,

1 ч.

Научатся осознавать необходимость бережного отношения к природе.

Получат возможность научиться выполнять правила безопасного поведения в природе.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные  и внешние мотивы; будут сформированы  чувства прекрасного и эстетические чувства.

Научатся наблюдать изменения в природе и устанавливать взаимосвязь.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Формулирование правил поведения в лесу

9.

В гости к осени

Комбинированный урок

1ч.

Научится рассказывать о характерных признаках осени в неживой и живой  природе; показывать связь м/у ними.

Получат возможность научиться осознавать ценность природы.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них.

Умение слушать и слышать. Строить понятные для партнёра высказывания.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

электронное приложение к учебнику

Составление небольшого текста об осенних изменениях в природе

10.

Звездное небо.

Комбинированный урок,

1 ч.

Научатся различать изученные созвездия; узнают несколько новых созвездий.

Получат возможность научиться моделировать созвездия.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

Наблюдать звёздное небо; сопоставлять иллюстрации с описанием; использовать модели.

Задавать вопросы; контролировать действия партнёра.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Медиапроектор,  презентация

Пополнение словарного запаса: «созвездия»

11.

Заглянем в кладовые земли.

.

Комбинированный урок,

 1 ч.

Научатся различать составные части гранита, а также горные породы и минералы.

Получат возможность научиться составлять собственную коллекцию.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Осуществлять поиск необходимой информации с помощью атласа-определителя; наблюдать и делать выводы.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций  в сотрудничестве. Задавать вопросы; контролировать действия партнёра.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Презентация

цифровой микроскоп

Пополнение словарного запаса: «горные породы» и «минералы»

12.

Про воздух

Комбинированный урок,

1 ч.

Научатся рассказывать по схеме о загрязнении и охране воздуха и воды.

Получат возможность научиться замечать и ценить красоту природы.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Осознают значение воздуха и воды для растений, животных и человека; научатся анализировать схемы.

Строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; адекватно воспринимать оценку учителя.

Рассказ о загрязнении и охране воздуха и воды

13

Про воду

Комбинированный урок, 1 ч.

Научатся рассказывать по схеме о загрязнении и охране воздуха и воды.

Получат возможность научиться замечать и ценить красоту природы.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Осознают значение воздуха и воды для растений, животных и человека; научатся анализировать схемы.

Строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; адекватно воспринимать оценку учителя.

Презентация

Составление небольшого текста о значении воздуха и воды для живой природы

 14

Какие бывают растения.

Комбинированный урок,

1 ч.

Научатся делить растения по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп.

Получат возможность научиться замечать и ценить красоту мира растений.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям

Учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Презентация,  документ-камера

Построение предложений о группах растений

15

Какие бывают животные

Комбинированный урок,

1 ч.

Научатся делить животных по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп; находить новую информацию в рассказах о животных.

Получат возможность научиться замечать и ценить красоту мира животных.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно- познавательные  и внешние мотивы; будут сформированы

чувства прекрасного и эстетические чувства.

Научатся выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Задавать вопросы; учитывать разные мнения и интересы.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Презентация,  

Построение предложение о группах животных

16

Невидимые нити

Комбинированный урок,

1 ч.

Научатся находить связи в природе, между природой и человеком; изображать полученные связи с помощью моделей.

Получат возможность научиться осознавать необходимость сохранения живой и неживой природы

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций  в сотрудничестве. Формулировать собственное мнение и позицию.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Презентация,  документ-камера

Рассказ о связях в природе

17.

Дикорастущие и культурные растения

Комбинированный урок,

1 ч.

Научатся сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; находить новую информацию в тексте.

Получат возможность научиться осознавать роль растений в жизни человека.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Научится проводить сравнение; осуществлять расширенный поиск информации.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций  в сотрудничестве. Задавать вопросы; строить понятные высказывания.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Презентация,  документ-камера

Пополнение словарного запаса: «культурные и дикорастущие растения»

18.

Дикие и домашние животные

Комбинированный урок,

1 ч.

Научатся различать диких и домашних животных; рассказывать о значении домашних животных для человека.

Получат возможность научиться пользоваться дополнительной литературой.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Научатся проводить сравнение; использовать модели для решения задач    

Умение договариваться, находить общее решение. Задавать вопросы; строить понятные высказывания.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Презентация,  документ-камера

Рассказ о различии диких и домашних животных с приведени- ем примеров

19.

Комнатные растения

Комбинированный урок,

1 ч.

Научатся узнавать и называть комнатные растения; ухаживать за комнатными растениями.

Получат возможность научиться делать выводы из изученного материала.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Презентация,  документ-камера

Формулирование правил ухода за комнатными растениями

20.

Животные живого уголка

.

Комбинированный урок, 1 ч.

Научатся определять животных живого уголка; ухаживать за некоторыми из них.

Получат возможность научиться готовить сообщение.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Учет разных мнений и умение обосновать собственное. Задавать вопросы; строить понятные высказывания.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Формулирование правил ухода за животными живого уголка

21.

Про кошек и собак.

Комбинированный урок, 1 ч.

Научатся приводить примеры разных пород кошек и собак; различать изученные породы.

Получат возможность научиться ответственному отношению к нашим любимцам.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; чувства прекрасного и эстетические чувства; способность к самооценке.

Научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием Интернета.

Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, умение аргументировать свое предложение.Формулировать собственное мнение и позицию.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Презентация, документ-камера

Формулирование правил ухода за домашними животными

22.

Красная книга

Комбинированный урок, 1 ч.

Научатся выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; осознают ответственность за сохранение природы.

Получат возможность научиться находить информацию в учебнике и дополнительной литературе и использовать её для сообщения.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Устанавливать причинно-следственные связи; научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, умение аргументировать свое предложение.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Презентация, документ-камера

Пополнение словарного запаса: «Красная книга»

23

Будь природе другом.

Урок – проект,

1 ч.

Научатся анализировать факторы, угрожающие живой природе; делать выводы.

Получат возможность научиться осознавать, что нельзя быть жестоким по отношению к любому живому существу.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

способность к самооценке.

Использовать знаково-символические средства; строить рассуждения.

Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Формулирование вывода об охране окружающей среды

24.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»

Урок проверки знаний,

 1 ч.

Научатся оценивать свои достижения.

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.

Умение структурировать знания.

Умение контролировать себя и своего партнёра.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Участие в диалоге

Жизнь города и села. (10 ч.)

25.

Что такое экономика

Комбинированный урок,

1 ч.

Научатся объяснять, что такое экономика, и называть её составные части.

Получат возможность научиться осознавать сопричастность членов семьи к областям экономики страны.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач.Формулировать собственное мнение; задавать вопросы

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

электронное приложение к учебнику

Пополнение словарного запаса: «экономика»

26.

Из чего что сделано

Комбинированный урок,

1 ч.

Научатся классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам.

Получат возможность научиться изображать производственные цепочки с помощью моделей.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Проводить сравнение и классификацию; использовать знаково-символические средства.

Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач. Строить понятные для партнёра высказывания.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

электронное приложение к учебнику

Устное комментирование одной из производственных цепочек

27.

Как построить дом

Комбинированный урок,

1 ч.

Научатся выявлять характерные особенности возведения  многоэтажного городского и одноэтажного сельского домов; использовать свои наблюдения в разных видах деятельности

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания.

Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Медиапроектор,, электронное приложение к учебнику

Построение речевого высказывания при выполнении задания в паре

28.

Какой бывает транспорт

Комбинированный урок,

1 ч.

Научатся классифицировать транспортные средства; запомнят номера телефонов экстренных служб.

Получат возможность научиться общий план рассказа.

Отличать новое знание (умение) от уже известного с помощью учителя. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

Умение договариваться, находить общее решение. Формулировать собственное мнение и позицию.

Умение взаимодействовать с взрослым и со сверстниками в учебной деятельности. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Медиапроектор,, электронное приложение к учебнику

Составление плана рассказа

29.

Культура и образование

Комбинированный урок,

1 ч.

Научатся различать учреждения культуры и образования и проводить соответствующие примеры. Получат возможность осознавать необходимость посещения культурных учреждений, извлекать из текста нужную информацию

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.

Использовать правила оценивания в ситуациях, спланированных учителем. Формулировать собственное мнение и позицию.

Готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Медиапроектор,, электронное приложение к учебнику

Самостоятельное извлечение из учебника и чтение полученной информации

30.

Все профессии важны.

Проект «Профессии»

Урок – проект,

1 ч.

Научатся определять названия профессий по характеру деятельности; узнают о профессии своих родителей и старших членов семьи.

Получат возможность научиться обсуждать прочитанное.

Научатся определять названия профессий по характеру деятельности; узнают о профессии своих родителей и старших членов семьи.

Получат возможность научиться обсуждать прочитанное.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений; осуществлять поиск необходимой информации.

Учет разных мнений и умение обосновать собственное. Строить понятные для партнёра высказывания; договариваться и приходить к общему решению.

Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Медиапроектор,, электронное приложение к учебнику

Рассказ об одной из профессий

31.

В гости к зиме

Урок - экскурсия,

1 ч.

Научатся наблюдать за зимними природными явлениями.

Получат возможность научиться проводить исследования.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные  и внешние мотивы; будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства.

Устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание в устной форме.

Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

умение аргументировать свое предложение. Задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.

Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Формулирование признаков зимы

32.

В гости к зиме

Комбинированный урок,

1 ч.

Научатся обобщать наблюдения за зимними природными явлениями; готовить сообщения и выступать с ними. Получат возможность научиться осознавать необходимость охранять природу.

Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно

Строить рассуждения; обобщать и делать выводы.

Умение договариваться, находить общее решение. Строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи.

Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

электронное приложение к учебнику

Формулирование вывода об охране природы

33.

Презентация проектов Профессии».

Урок – проект,

1 ч.

Научатся выступать с подготовленным сообщением, расширят,  углубят знания по выбранной теме.

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Обобщать и делать выводы; осуществлять анализ объектов.

Продолжать развивать у учащихся умения вести диалог с учителем, работать в паре со сверстниками, слушать собеседника и адекватно реагировать на замечания.

Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной и  деятельности.

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Выступление с подготовленным сообщением

34.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»

Комбинированный урок,

1 ч.

Научатся оценивать свои достижения.

Сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Ориентироваться в материале учебника, находить нужную информацию; оценивать правильность решения задачи

и выбирать из двух предложенных решений верное; составлять задачу по предложенному решению.

Способность строить понятные для партнёра высказывания.Контролировать действия партнёра.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Участие в диалоге

Здоровье и безопасность. (9 ч.)

35.

Строение тела человека

Комбинированный урок,

1 ч.

Научатся называть и показывать внешние части тела человека; осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни. Получат возможность научиться извлекать из текста нужную информацию.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на здоровый образ жизни

Осуществлять подведение под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков.

Способность строить понятные для партнёра высказывания.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Пополнение словарного запаса: «части тела человека»

36.

Если хочешь быть здоров

Комбинированный урок,

1 ч.

Научатся осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни, соблюдения режима дня.

Получат возможность научиться формулировать правила личной гигиены.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на здоровый образ жизни.

Строить рассуждения; обобщать и делать выводы.

Строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

электронное приложение к учебнику

Составление и озвучивание режима дня

37.

Берегись автомобиля

Комбинированный урок,

1 ч.

Научатся узнавать дорожные знаки и объяснять, что они обозначают, осознают необходимость соблюдения правил дорожного движения.

Получат возможность научиться применять изученные правила дорожного движения.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Использовать знаково-символические средства; строить речевое высказывание.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

слушать и понимать речь других;

Задавать вопросы; контролировать действия партнёра.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Медиапроектор,, электронное приложение к учебнику

Формулирование правил дорожного движения (с опорой на иллюстрацию)

38.

Школа пешехода.

.

Комбинированный урок,

 1 ч.

Научатся соблюдать изученные правила безопасности, осознавать необходимость соблюдения правил дорожного движения. Получат возможность научиться применять изученные правила дорожного движения

Принимать учебные цели, проявлять желание учиться.

Оценивать свои эмоциональные реакции, ориентироваться в нравственной оценке собственных поступков.

Использовать знаково-символические средства; строить речевое высказывание.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

электронное приложение к учебнику

Ответы на вопросы учителя

39.

Домашние опасности

Комбинированный урок,

1 ч.

Научатся объяснять потенциальную опасность бытовых предметов; осознавать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в быту. Получат возможность научиться применять изученные правила безопасного поведения в быту.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Использовать знаково-символические средства; строить речевое высказывание.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. Задавать вопросы; контролировать действия партнёра.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Презентация

Формулирование правил безопасного поведения в быту

40

Пожар

Комбинированный урок,

1 ч.

Научатся вызывать пожарных по телефону; запомнят правила предупреждения пожара.         Получат возможность научиться обсуждать рассказ и делать выводы.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию;

сравнивать предметы, объекты;

группировать предметы

Устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и делать выводы.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.Задавать вопросы, контролировать себя и товарища.

Следовать режиму организации учебной и  деятельности.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

электронное приложение к учебнику

Формулирование правил предупреждения пожара

41.

На воде и в лесу

Комбинированный урок,

1 ч.

Научатся избегать опасности на воде и в лесу; запомнят правила поведения во время купания.

Получат возможность  научиться применять изученные правила безопасного поведения в лесу и на воде.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез, проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно - следственные связи.

Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач

Умение контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.

электронное приложение к учебнику

Формулирование правил безопасного поведения в лесу и на воде

42.

Опасные незнакомцы.

Комбинированный урок,

1 ч.

Научатся предвидеть опасность; запомнят правила поведения при контакте с незнакомцами.

Получат возможность научиться пользоваться правилами безопасного поведения с незнакомыми людьми

Развитие познавательной потребности, интерес к овладению новыми знаниями и умениями.

Осуществлять поиск нужной

информации, использовать

знаки, символы, модели, схемы. Устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и делать выводы.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.Строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи.

Умение оценивать деятельность одноклассников. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Формулирование правил поведения при контакте с незнакомыми людьми

43.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

Урок проверки знаний,

1 ч.

Научатся оценивать свои достижения

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Сравнивать предметы, объекты;

группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.Умение структурировать знания

Умение контролировать себя и своего партнёра.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных  ошибок.

Участие в диалоге

Общение.  (7 ч.)

44.

Наша дружная семья.

Комбинированный урок, 1 ч.

Научатся объяснять, что  такое культура общения.

Получат возможность научиться осознавать ценность традиций своей семьи.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; знание основных моральных норм.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений;

Умение полно отвечать на вопросы учителя, передавать фактическую информацию.

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Строить понятные для партнёра высказывания.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

электронное приложение к учебнику

Рассказ о своей семье

45.

Проект «Родословная»

Урок – проект,

1 ч.

Научатся составлять родословное древо своей  семьи.

Получат возможность научиться собирать информацию.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Задавать вопросы; строить монологическое высказывание.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Выступление с сообщением о своей родословной

46.

В школе

Комбинированный урок, 1 ч.

Научатся обсуждать вопрос о культуре общения в школе; осознают себя членами классного коллектива.

Получат возможность научиться оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.

Строить речевое высказывание в устной форме; обобщать и делать выводы.

Контролировать себя и своего партнёра.

Определять цель выполнения заданий на уроке  под руководством учителя; определять план выполнения заданий под руководством учителя;

электронное приложение к учебнику

Формулирование правил поведения в школе

47.

Правила вежливости

Комбинированный урок, 1 ч.

Научатся использовать «вежливые» слова в общении с другими людьми.

Получат возможность применять правила вежливости на практике.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и делать выводы

Задавать вопросы, контролировать себя и товарища.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

электронное приложение к учебнику

Участие в инсценировании

48.

Ты и твои друзья

Комбинированный урок, 1 ч.

Научатся формулировать правила этикета; работать с пословицами.

Получат возможность научиться осознавать необходимость культурного поведения в гостях, за столом.

Принимать

внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

Устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и делать выводы

Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации.  Задавать вопросы, контролировать себя и товарища.

Умение контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.

Объяснение смысла одной из пословиц

49.

Мы – зрители и пассажиры

Научатся вести себя в общественных местах.

Получат возможность научиться применять полученные знания на практике.

Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

Научатся строить логическое высказывание; делать выводы из изученного материала.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета; слушать и понимать речь других.

Умение оценивать деятельность одноклассников.

электронное приложение к учебнику

Формулирование правил поведения в общественных местах

50.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

Урок проверки знаний, 1 ч.

Научатся оценивать свои достижения.

Развитие познавательной потребности, интерес к овладению новыми знаниями и умениями.

Умение структурировать знания.

Умение полно отвечать на вопросы учителя, передавать фактическую информацию.

Умение оценивать деятельность одноклассников.

Участие в диалоге

Путешествия. (18 ч.)

51.

Посмотри вокруг

Комбинированный урок, 1 ч.

Научатся различать стороны горизонта и обозначать их на схеме.

Получат возможность научиться работать с текстом.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке.

Осуществлять анализ, обобщать и делать выводы; использовать знаково-символические средства.

Умение полно отвечать на вопросы учителя, передавать фактическую информацию.

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

 электронное приложение к учебнику

Пополнение словарного запаса: «горизонт», «стороны горизонта»

52.

Ориентирование на местности

Урок - исследование,1 ч.

Научатся ориентироваться на местности с помощью компаса; по местным признакам.

Получат возможность научиться использовать полученные знания в жизни.

Учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Использовать знаково-символические средства; строить рассуждения;

Формулировать собственное мнение; контролировать действия партнёра.

Планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

электронное приложение к учебнику,

компас

Пополнение словарного запаса: «компас», «ориентирование на местности»

53.

Ориентирование на местности

Комбинированный урок, 1 ч.

Научатся ориентироваться на местности с помощью компаса; по местным признакам.

Получат возможность научиться использовать полученные знания в жизни.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно)

Умение полно отвечать на вопросы учителя, передавать фактическую информацию.

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Медиапроектор,, электронное приложение к учебнику,

компас

Рассказ об ориентировании на местности с помощью компаса

54.

Формы земной поверхности

Комбинированный урок, 1 ч.

Научатся различать формы земной поверхности; замечать и ценить красоту природы.

Получат возможность научиться работать со схемой.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Использовать знаково-символические средства; проводить сравнение.

Строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимный контроль.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Медиапроектор,, электронное приложение к учебнику

Составление небольшого текста о формах земной поверхности

55.

Водные богатства

Комбинированный урок, 1 ч.

Научатся называть части реки; анализировать схему.

Получат возможность научиться замечать и ценить красоту природы.

Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. Адекватно воспринимать оценку учителя.

Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

Умение полно отвечать на вопросы учителя, передавать фактическую информацию.

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи.

электронное приложение к учебнику

Пополнение словарного запаса: «исток», «устье», «русло»

56.

В гости к весне

Урок - экскурсия,

1 ч.

Научатся наблюдать за состоянием погоды, за весенними явлениями природы; оценивать воздействие пробуждения природы на человека. Получат возможность научиться рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные  и внешние мотивы. Будут сформированы: чувство прекрасного и эстетические  чувства

Устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание в устной форме.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Формулирование признаков весны

57.

В гости к весне

Комбинированный урок, 1 ч.

Научатся замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них.

Получат возможность научиться работать с текстом.

Научатся основам смыслового чтения познавательных текстов.

Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

Умение полно отвечать на вопросы учителя, передавать фактическую информацию. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

электронное приложение к учебнику

Рассказ о весенних изменениях в природе

58.

Россия на карте

Комбинированный урок, 1 ч.

Научатся приёмам чтения карты; осознают величие нашей страны. Получат возможность научиться сравнивать изображение нашей страны на глобусе и на карте.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке.

Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Проводить сравнение; использовать знаково-символические средства.

Умение полно отвечать на вопросы учителя, передавать фактическую информацию.

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

электронное приложение к учебнику

Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы.

59.

Проект «Города России»

Урок – проект,

1 ч.

Узнают новую информацию о городах России.

Получат возможность научиться собирать информацию.

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной культурой.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Медиапроектор,, электронное приложение к учебнику

Сообщение об одном из городов России

60.

Путешествие по Москве

Урок - путешествие,

1 ч.

Научатся находить Москву на карте России; называть основные достопримечательности столицы. Получат возможность научиться описывать достопримечательности Москвы.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

Осуществлять поиск необходимой информации; строить речевое высказывание.

Строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимоконтроль.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

электронное приложение к учебнику

Рассказ об основных достопримечательностях Москвы

61.

Московский Кремль

Урок - путешествие,

1 ч.

Научатся рассказывать о достопримечательностях Кремля и Красной площади; осознают значение Кремля для жителей России.

Получат возможность научиться работать с текстом.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные  и внешние мотивы;

будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства.

Осуществлять поиск необходимой информации; строить речевое высказывание; работать с текстом.

Строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимоконтроль.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

электронное приложение к учебнику

Поиск и озвучивание информации из учебника

62.

Город на Неве

Урок - путешествие,

1 ч.

Научатся находить Санкт-Петербург на карте России; находить в тексте нужную информацию.

Получат возможность научиться предлагать вопросы по содержанию текста

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Осуществлять поиск необходимой информации; строить речевое высказывание.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Медиапроектор, электронное приложение к учебнику

Поиск и озвучивание информации из учебника

63.

Путешествие по планете

Урок - презентация,

1 ч.

Научатся находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; осознают масштабность нашей планеты, а себя – её жителями.

Получат возможность научиться работать с картой и глобусом.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Осуществлять поиск необходимой информации; строить речевое высказывание; работать с текстом; делать выводы.

Строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимоконтроль.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

электронное приложение к учебнику

Составление небольшого рассказа о крупных городах России с показом на карте

64.

Путешествие по материкам

Урок - презентация,

1 ч.

Научатся находить материки на карте мира; осознают масштабность нашей планеты. Получат возможность научиться готовить сообщения.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Осуществлять поиск необходимой информации; строить речевое высказывание; работать с текстом.

Корректно сообщать товарищу об ошибках.

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Учитывать выделенные ориентиры действий  при планировании и контроле способа решения.

электронное приложение к учебнику

Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы.

65.

Страны мира. Проект «Страны мира»

Урок – проект,

1 ч.

Научатся различать физическую и политическую карты мира; показывать на политической карте мира территорию России.

Получат возможность научиться осознавать себя жителями великой страны.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке.

Осуществлять поиск необходимой информации; строить речевое высказывание; работать с текстом.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Проговаривать последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности

Сообщение об одной из стран мира

66.

Впереди лето

Комбинированный урок,

1 ч.

Научатся работать с атласом-определителем; узнают о жизни насекомых и растений летом.

Получат возможность научиться записывать свои наблюдения.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке.

Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

Корректно сообщать товарищу об ошибках.

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Выполнять действия по намеченному плану.

Составление рассказа о жизни насекомых

67.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»

Урок проверки знаний,

1 ч.

Научатся оценивать свои достижения.

Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении материала.

Умение структурировать знания.

Уметь договариваться и приходить к общему решению.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Участие в диалоге

68.

Презентация проектов «Родословная»,  «Города России», Страны мира»

Урок - презентация.

1 ч.

Научатся выступать с подготовленным сообщением; расширят и углубят знания по выбранной теме.

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Обобщать и делать выводы; осуществлять анализ объектов.

Уметь строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

формулировать собственное мнение и позицию, контролировать действия партнёра.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие на основе его оценки и учета характера сделанных  ошибок.

Участие в диалоге



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     В ГБОУ СОШ №17 обучаются дети, имеющие тяжелое нарушение речи. У данных детей наблюдаются грубые недостатки произношения звуков и слоговой структуры даже двусложных слов. Отсюда недостаточная готовность к овладению звуковым анализом и синтезом слова. Разговорная речь оказывается бедной, малословной, тесно связанной с определенной ситуацией. Вне этой ситуации она часто оказывается непонятной. Развитие описательной и повествовательной речи происходит очень медленно. Все это ограничивает общение детей. Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению учащимися материала.

Рабочая программа по окружающему миру  разработана на основе примерных программ по учебным предметам Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,М. Просвещение, 2011г, программы курса «Окружающий мир»(А.А.Плешаков), концепции и программ для начальных классов «Школа России», М. Просвещение, 2010г.

Изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе направлено на достижение следующих целей:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

-  духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

Обучающие

- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

Воспитательные

- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Развивающие

          -   развитие умения учиться способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.

 

Место курса «Окружающий мир» в учебном плане

Во 2 классе на изучение окружающего мира отводится 68 часов (2 часа в неделю).

Содержание программы

Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены в  программе

6 разделами:

раздел

Название разделов

Кол – во часов

1

«Где мы живём?»

4

2

«Природа»

20

3

«Жизнь города и села»

10

4

«Здоровье и безопасность»

10

5

«Общение»

7

6

«Путешествие»

17

 Всего: 68

68

   К каждому разделу ставится комплексно-дидактическая цель.

Раздел №1 «Где мы живём?» формирует в сознании ученика ценностно-окрашенный образ окружающего мира, как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.

Раздел №2 «Природа» поможет формированию важнейших природоведческих понятий, познакомит с конкретными природными объектами. Большое внимание, уделяя воспитанию гуманного отношения к  природе.

Раздел №3 «Жизнь города и села» обучающие получают элементарные представления об экономике, о простейших производственных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании.

Раздел № 4 «Здоровье и безопасность» включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребёнка, и нацелен на формирование соответствующих умений и навыков.

Раздел № 5 «Общение» учит школьников общаться с другими людьми – детьми и взрослыми, освоению азбуки вежливости и элементарных правил поведения среди других людей.

Раздел № 6 «Путешествие» способствует развитию пространственных представлений детей, помогает воспитывать любовь к Родине, к Земле как общему дому всего человечества.

Где мы живем 4 ч

Имя родной страны — Россия, или Российская Федерация. Государственные символы Российской Федерации: герб, флаг, гимн. Россия — многонациональная страна. Государственный язык. Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе. Наш город (наше село). Природа и рукотворный мир. Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру.

Проект «Родной город (село)»

Природа 20 ч

        Неживая и живая природа. Признаки живых существ в отличие от неживой природы. Связи между неживой и живой природой. Что такое явления природы. Явления неживой и живой природы. Сезонные явления. Измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Термометр — прибор для измерения температуры. Виды термометров Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научные предсказания погоды. Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе. Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь. Зодиак. Горные породы и минералы. Гранит и его состав.  Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Многообразие животных.  Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения «невидимых» нитей. Дикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений. Комнатные растения, их роль в жизни человека. Уход за комнатными растениями. Дикие и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека диких и домашних животны Дикие и домашние животные. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка. Особенности ухода за животными живого уголка.

Сезонные изменения в природе (осенние явления). Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений.

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

    Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.

Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; распознавание деревьев, кустарников и трав; знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений; отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка.

Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»

Жизнь города и села 10 ч

Экономика и её составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Связи между составными частями экономики. Экономика родного края. Деньги Использование природных материалов для изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки: во что превращается глина, как рождается книга, как делают шерстяные вещи. Уважение к труду людей

 Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Строительные машины и материалы. Виды строительной техники в зависимости от назначения Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Учреждения культуры (музей, театр, цирк, выставочный зал, концертный зал, библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия, колледж, университет, консерватория), их роль в жизни человека и общества. Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей.

Экскурсии: сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Проект «Профессии»

Здоровье и безопасность 10 ч

Строение тела человека. Внешнее и внутреннее строение тела человека. Местоположение важнейших органов и их работа Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя). Режим питания и разнообразие пищи. Уход за зубами. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах(сигналы светофора, дорожные знаки, правила перехода улицы). Освоение правил безопасности пешехода. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.Правила безопасного поведения на воде и в лесу. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые.

Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа: отработка правил перехода улицы.

Общение 7 ч

Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье. Классный и школьный коллектив. Совместная учеба, игры, отдых. Этика общения с одноклассниками, учителями и руководством школы. Правила этикета в общении. Формулы приветствия и прощания. Этикет общения по телефону. Правила поведения в общественном транспорте. Правила поведения в гостях. Правила поведения в общественных местах (в театре, кинотеатре, консерватории, в общественном транспорте).

Практическая работа: отработка основных правил этикета.

Проект  «Родословная»

Путешествия 17 ч

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта. Форма Земли. Что такое ориентирование на местности. Ориентиры. Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам. Компас — прибор для определения сторон горизонта. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги.  Водные богатства нашей планеты: океаны, моря, озёра, реки, каналы, пруды, водохранилища. Части реки. Водные богатства родного края. Что такое карта. Изображение территории России на карте. Как читать карту. Правила показа объектов на настенной карте. Москва — столица нашей Родины. Москва — столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Санкт-Петербург — северная  столица России. Герб и план города, архитектурные памятники. Памятник Петру I, история его создания. Карта мира. Океаны и материки (континенты), их изображение на карте. Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Азия. Физические и политические карты. Политическая карта мира. Летние явления в неживой и живой природе. Разнообразие растений и животных, доступных для наблюдений в летнее время. Красота животных

Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края; наблюдение весенних изменений в природе.

Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты.

Проект «Страны мира»

Проект «Города России»

Требования к уровню подготовки учащихся

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  1. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  2. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  3. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  4. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, па основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  5. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  6. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  7. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10)        формирование установки на безопасный, здоровый об-
раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  1. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  2. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  3. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  4. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
  5. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  1. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  2. определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  3. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
  4. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

  1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  2. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  3. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм (доровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  4. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  5. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Основные требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся по окружающему миру

К концу 2 класса учащиеся должны знать:

  • неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
  • строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
  • имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
  • правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
  • основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;
  • названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.

Учащиеся должны уметь:

  • различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
  • различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
  • соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
  • выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
  • использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
  • определять основные стороны горизонта с помощью компаса;

Формы организации ученого процесса

Урок

Экскурсия

Практическая работа

Групповая работа

Групповая творческая работа

Работа в парах

Типы уроков

Комбинированный урок

Урок обобщения знаний

Урок изучения нового материала

Контроль и система оценивания

С целью осуществления контроля результатов обучения используются следующие виды контроля: тематический, промежуточный, комплексный, предметный, итоговый.

Для контроля используются следующие формы: индивидуальная и фронтальная устные проверки, творческие задания, тестовые задания, контрольные и проверочные задания.

При составлении тестовых заданий, проверочных, контрольных работ используется следующая учебно-методическая литература:

Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир. Тесты 2 класс. – М.: Просвещение, 2013.

Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК А.А. Плешакова. – М.: ВАКО, 2013.

Методическое и материально – техническое сопровождение программы

1. Максимова Т.Н.. Окружающий мир: поурочные разработки: 2 класс. – М.: ВАКО, 2013.

2.Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011.

3.Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Часть 1. – М.: Просвещение, 2012.

4.Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Часть 2. – М.: Просвещение, 2012.

5.Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Часть 1. – М.: Просвещение, 2013.

6.Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Часть 2. – М.: Просвещение, 2013.

7.Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д.  Окружающий мир: Тесты. 2 класс. – М.: Просвещение, 2013.

8.Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.

9.Плешаков А.А. Зелёные страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2010.

10.Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики:  Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.

11.Мультимедийный проектор.

12.Документ – камера.

13.Цифровой микроскоп.

14.Электронное приложение к учебнику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с тяжелыми нарушениями речи

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и содержит пояснительную записку, в которой отражены цли и задачи курса, место курса в учебном плане, содержание и характеристика курса, формы о...

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для детей с тяжелыми нарушениями речи

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и содержит пояснительную записку, в которой отражены цли и задачи курса, место курса в учебном плане, содержание и характеристика курса, формы о...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с РАС вариант 8.2

Программа разработана для .......... (ребёнка с расстройством аутистического спектра) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучаю...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей 2 кл. с ЗПР 7.1.

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»  разработана на основе: авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир»  1 – 4 классы и примерной прогр...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с задержкой психического развития

Рабочая программа по предмету окружающий мир  составлена в соответствии  Адаптированной  основной образовательной программой для обучающихся с ОВЗ МБОУ гимназии г. Советский (АООП ОВЗ),...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 3 класс

Рабочая программа предмета «Окружающий мир» направлена на оказание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении основной образовательной программы начал...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ

Адаптированная рабочая программа для 4 класса по предмету "Окружающий мир" (автор: А.А. Плешаков) составлена для обучающихся с ОВЗ (ЗПР). Программа разработана с учетом 1ч./нед. на 34 учебные недели....


 

Комментарии

Порфенцова Елена Павловна

Светлана Владимировна! Благодарю за Ваш труд. Воспользовалась всеми Вашими программами для детей с ТНР.