Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с РАС вариант 8.2
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Соловьёва Людмила Валерьевна
Программа разработана для .......... (ребёнка с расстройством аутистического спектра) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2), на основе Федерального государ¬ственного образовательного стандарта начального общего обра¬зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи¬тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir.docx66.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

 «Таксимовская средняя общеобразовательная школа № 1

имени А.А.Мезенцева»

УТВЕРЖДАЮ

Председатель НМС

________________Феськова Г.В.

«____»___________________2016 г

                                                                                                                                                                                       Приказ №_____от______________

Адаптированная рабочая программа

по окружающему миру

Курс «Окружающий мир. 1- 4  класс»

учителя начальных классов    первой   квалификационной категории

Соловьёвой Людмилы Валерьевны

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

 учителей начальных классов

___________Воронина Л.М.

«___»___________2016 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

________ Скоробач Е.В.

«___»___________2016 г.

2016/17 учебный год

Пояснительная  записка

Программа разработана  для Титова Алексея (ребёнка с расстройством аутистического спектра)   на основе примерной адаптированной  основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся  с расстройствами аутистического спектра  (вариант 8.2),  на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Рабочая программа реализует следующие цели обучения:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

        Изучение предмета способствует решению следующих задач:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир»  отводится 1 ч в неделю,

1 класс — 33 часа, 2, 3 и 4 классы —  102 часа, всего 168 часов.

Перечень основных средств обучения

  • Учебник «Окружающий мир» 1 класс (в 2-х частях), Москва «Просвещение», 2014 год.  Автор Плешаков А.А.
  • Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс (в 2-х частях), Москва «Просвещение», 2016 год. Автор А.А. Плешаков.
  • Проверочные работы по окружающему миру 1 класс, Москва «Просвещение», 2016 год.  Автор Плешаков А.А.
  • Программа начальная школа «Школа России» А.А. Плешаков.
  • Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1 класс к УМК А.А. Плешакова/ М.: Просвещение, 2016 год

        Общая характеристика учебного предмета

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

- идея многообразия мира;   - идея целостности мира;   - идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

Планируемые результаты освоения обучающимися с расстройствами аутистического спектра адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования

Результаты освоения с обучающимися с РАСАООП оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования.

Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с РАС в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения АООП НОО обучающихся с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей включают индивидуально-личностные качества, специальные требования к развитию жизненной и социальной компетенции и должны отражать:

1) развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;

2) развитие мотивации к обучению;

3) развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления обустройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);

5) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;  

6) развитие положительных свойств и качеств личности;

7) готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с РАС.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов  на конец обучения в младших классах:

Предметные результаты:

Мир природы и человека

Минимальный уровень:

иметь представления о назначении объектов изучения;

узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;

относить изученные объекты к определенным группам (видородовые понятия);  

называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);

иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость его выполнения;

знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни;

ухаживать за комнатными растениями; подкармливать зимующих птиц;

составлять повествовательный или описательный рассказ из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;

адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно вести себя в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

Достаточный уровень:

иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;

относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;

развернуто характеризовать свое отношение к изученным объектам;

знать отличительные существенные признаки групп объектов;

знать правила гигиены органов чувств;

знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

быть готовыми использовать полученные знания при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.

отвечать и задавать вопросы учителю по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;

выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), качественно осмысленно оценивать свою работу и работу одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу;

проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;

совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм;

выполнять доступные природоохранительные действия;

быть готовыми к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.

Содержание курса

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Расположение предметов в пространстве (право, лево, верх, низ и пр.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд, болото); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Охрана, бережное использование воздуха.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана, бережное использование воды.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Охрана, бережное использование почв.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие, культурные и комнатные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к дикорастущим растениям, уход за комнатными и культурными растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных. Размножение животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Охрана и бережное отношение человека к диким животным, уход за домашними животными. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности.

Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Человек. Ребенок, взрослый, пожилой человек. Мужчины и женщины, мальчики и девочки. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена: уход за кожей, ногтями, волосами, зубами. Здоровый образ жизни, соблюдение режима, профилактика нарушений деятельности органов чувств, опорно-двигательной, пищеварительной, дыхательной, нервной систем. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Понимание состояния своего здоровья, личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

Человек и общество

Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности российского общества, отраженные в государственных праздниках и народных традициях региона.

Человек — член общества, создатель и носитель культуры. Многонациональность – особенность нашей страны. Общее представление о вкладе разных народов в многонациональную культуру нашей страны. Ценность каждого народа для него самого и для всей страны. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению.

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Родословная. Свои фамилия, имя, отчество, возраст. Имена и фамилии членов семьи. Знаковые даты и события в истории семьи, участие семьи в событиях страны и региона (стройках, Великой отечественной войне, в работе в тылу и пр.) семейные праздники, традиции. День Матери. День любви, семьи и верности.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Школьные праздники и торжественные даты. День учителя. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Правила взаимодействия со знакомыми и незнакомыми взрослыми и сверстниками. Культура поведения в школе и других общественных местах.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к государственному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору).

Родной край — частица России. Родной город (населённый пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (по выбору): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Правило безопасного поведения в общественных местах. Правила взаимодействия с незнакомыми людьми.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

 Основы религиозных культур и светской этики

Россия — наша Родина.

Культура и религия. Праздники в религиях мира.

Представление о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.

Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и  обществе. Значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.

Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству.

 Тематическое  планирование

Введение (1 ч)

Раздел «Что и кто?» (20 ч)

Раздел  «Как, откуда и куда?» (12 ч)

В данную программу  включён  национально-региональный  компонент. На изучение  национально-регионального компонента  Бурятии отведено не менее 10 %  часов ( 4 ч). Присутствие «регионального компонента» в школьных программах как необходимая составляющая в образовании, знания, приобретенные  по традиционной культуре региона, в будущем более чем востребованы и нужны. Что такое Родина? Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина Муйский район. Первоначальные сведения о народах Бурятии, её столице, о своей малой родине.

Что мы знаем о народах России?

Многонациональный характер населения, представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов Бурятии. Основные традиционные религии. Единство народов России.

Задачи:

  • Показать сходство, обусловленное общей природой человека и историческими народными связями.
  • Обобщить знания детей о природе своего края, ее влиянии на хозяйственную деятельность человека.
  • Показать значимость своей области среди других областей страны.

На уроках окружающего мира дети познакомятся со следующими темами:

При изучении темы «Куда текут реки?»  дети познакомятся с реками и водоемами Бурятии. 
Крупнейшие реки: Селенга (притоки – Чикой, Хилок, Уда и Итанца, Джида, Темник и Оронгой); Витим. Иркут. 
Байкал - самое глубокое пресноводное озеро в мире. Источники: Аршан, Горячинск, й и др. Охрана водоемов.

 На уроках окружающего мира дети познакомятся со следующими темами:

Растительный мир Бурятии. Как    живут растения? Что такое хвоинки?
Растения степей: типчак, тонконог, лапчатник, полынь, богородская трава и др. 
Растения тайги: кедр, пихта, ель, сосна, лиственница. Ягодные кустарники: брусника, черника, голубика и др. 
Лекарственные растения: боярышник, подорожник, чистотел, чабрец и др. 
Редкие и исчезающие виды растений. Охрана растительного мира. 
Животный мир Бурятии. 
Кто такие звери?  Кто такие рыбы? Как зимой помочь птицам? Где зимуют птицы?
Животные степей. Грызуны: заяц-толай, тарбаган, тушканчик, суслик. Хищники: хорек, солонгой, горностай, ласка, лисица, волк. Птицы: дрофа, куропатка, жаворонки. 
Животные леса. Пушные звери: соболь, белка, заяц, рысь, медведь и др. Копытные: лось, изюбрь, косуля, кабарга, кабан. 
Птицы: глухарь, тетерев, рябчики, сойки, дятлы и др. 
Высокогорный пояс: сибирский горный козел, горная индейка. 
Население Бурятии. 
Национальный состав населения. Структура населения. Основные занятия жителей городов и сельской местности. Национальные традиции и обычаи. Фольклорные песни и танцы, национальная кухня.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

 «Таксимовская средняя общеобразовательная школа № 1

имени А.А.Мезенцева»

УТВЕРЖДАЮ

Председатель НМС

________________Феськова Г.В.

«____»___________________2016 г

                                                                                                                                                                                       Приказ №_____от______________

Календарно – тематическое планирование

по окружающему миру

Курс «Окружающий мир. 1 класс»

учителя начальных классов    первой   квалификационной категории

Соловьёвой Людмилы Валерьевны

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

 учителей начальных классов

___________Воронина Л.М.

«___»___________2016 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

________ Скоробач Е.В.

«___»___________2016 г.

2016/17 учебный год

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ   ПО  ОКРУЖАЮЩЕМУ   МИРУ   1  класс (33 ч.)

Дата

Тема

Планируемые результаты

Деятельность учащихся

Вид контроля

Кол-во

часов

По пла

ну

По факту

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

6.09

Задавайте вопросы!

Познакомить с новым предметом,

с учебником,

 рабочей тетрадью.

Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию

Познавательные: умение выделять основные признаки.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

Знакомство с учебником и учебными пособиями.

Знакомство с персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой

текущий

1

Раздел «Что и кто?»

2

9.09

Что такое Родина?

ОБЖ Что такое безопасность?

Формировать у учащихся понятие о том, чем для человека является Родина. Познакомить с понятием Родина, отчизна.

Регулятивные: Выполнение задания в соответствии с целью.

Познавательные: Формировать представление о стране, как об Отечестве.

Коммуникативные: Формировать умение общаться  с людьми, воспринимать их как соотечественников.

Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, природу, историю.

 Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине

текущий

1

3

13.09

Что мы знаем о народах России?

Познакомить с основными национальностями, проживающими в России.

Регулятивные: ставить учебные задачи Познавательные: формир. представление о стране, о народах.

Коммуникативные: воспринимать себя как часть большой семьи народов.

Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, природу, историю.

Закрепить у учащихся представление о России, как общей родине разных народов.

текущий

1

4

16.09

Что мы знаем

 о Москве?

ОБЖ Что  такое  безопасность ?

Познакомить с основными достопримечательностями Москвы.

Регулятивные: поиск ответа на поставленный вопрос

Познавательные: формир. представление о Москве, как о столице Родины.

Коммуникативные: Строить понятные высказывания.

Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей  разнообразную культуру, природу, историю.

Познакомить со столицей России.

текущий

1

5

20.09

ВД   Проект

«Моя малая Родина»

Подготовить к выполнению проекта.

Регулятивные: поиск ответа на поставленный вопрос

Познавательные: формир. представление о малой Родине.

Коммуникативные: Строить понятные высказывания

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

проект

1

6

23.09

Что у нас

над головой?

ОБЖ Город, где  мы  живем.

Знать и правильно употреблять термины

и понятия по теме.

Регулятивные:

ставить учебные задачи

Познавательные:поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монолог.высказывание.

Ценностное отношение к природному миру.

Что можно увидеть на небе днем, а что- ночью?

текущий

1

7

27.09

Что у нас под ногами?

ВД урок-экскурсия

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме.

Регулятивные:

ставить учебные задачи.

Познавательные:  поиск и выделение информации.

Коммуникативные: строить монолог.высказывание.

Оценить себя с позиции коллекционера.

Дать

представление о значении камней в жизни людей.

текущий

1

8

30.09

Что общего

 у разных растений?

ОБЖ Что  такое  чрезвычайная  ситуация.

Определять, из каких частей состоит растение. Находить, показывать и называть эти части.

Регулятивные: умение удержать учебную задачу.

Познавательные: делать выводы и результаты из полученных знаний.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. Строить высказывания.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

Из каких частей состоит растение?

текущий

1

9

4.04

Что растёт

на подоконнике?

Уметь ухаживать за комнатными растениями.

Регулятивные: учиться высказывать свое мнение.

Познавательные: Осмысл.необходимости ухода за комнатными растениями.

Коммуникативные: задавать вопросы, строить высказывания.

Ценностное отношение к природному миру.

 Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе

текущий

1

10

Что растёт на клумбе?

ОБЖ Безопасность  на  улице.

Распознавать  растения  цветника.

Регулятивные: учиться высказывать свое мнение.

Познавательные:Осмысл. необходимости ухода за растен.  на клумбе

Коммуникативные: задавать вопросы, строить высказывания.

Бережное отношение к культурным растениям.Ценностное отношение к природному миру.

Что растет на клумбе?

Воспитывать бережное отношение к природе у учащихся.

текущий

1

11

Что это за листья?

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме.

Регулятивные: учиться высказывать свое мнение.

Познавательные: поиск и выделение информации.

Коммуникативные: задавать вопросы. Строить понятные высказывания.

Ценностное отношение к природному миру.

Чем различаются листья разных деревьев?

Осенние изменения в природе

текущий

1

12

Что такое хвоинки?

ОБЖ Как  правильно  переходить  дорогу.

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме.

Регулятивные: учиться высказывать свое мнение.

Познавательные: поиск и выделение информации.

Коммуникативные: задавать вопросы. Строить понятные высказывания

Ценностное отношение к природному миру.

Выявить отличительные особенности хвойных деревьев.

текущий

1

13

Кто   такие насекомые?

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. Учить различать по основным признакам насекомых.

Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию

Познавательные: умение выделять основные признаки.

Коммуникативные: задавать вопросы

Ценностное отношение к природному миру.

Познакомить с

насекомыми  как с группой  животных.

текущий

1

14

Кто такие рыбы?

ОБЖ Наиболее  безопасный  путь  в  школу  и  из  школы

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. Учить различать по основным признакам

Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию

Познавательные: умение выделять основные.

Ценностное отношение к природному миру.

Познакомить

 с рыбами, как

с группой животных.

текущий

1

15

Кто такие птицы?

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. Учить различать по основным признакам

признаки

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью.

Ценностное отношение к природному миру.

Знакомство с птицами как одной из групп животных. Первоначальное знакомство со строением пера

текущий

1

16

Кто такие звери?

ОБЖ Сигналы  регулирования  дорожного  движения

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. Учить различать по основным признакам

Ценностное отношение к природному миру.

Знак-тво со зверьми  как одной из групп жив-ых. Разнообраз. зверей. Связь строения  тела с образом жизни

текущий

1

17

Что окружает нас дома?

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. Учить различать по основным признакам

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

Систематизация представлений о предметах домашн. обихода. Группиров. предметов по их назначению

текущий

1

18

Что    умеет компьютер?

ОБЖ Сигналы  регулирования  дорожного  движения

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. Отличие ноутбука от компьютера.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль в совр.  жизни. Правила безопасного обращения

текущий

1

19

Что вокруг нас может быть опасным?

ВД Урок-открытие

Составить правила безопасного поведения в быту и на улице.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

Знакомство с опасными окруж.  предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения.

текущий

1

20

На что похожа наша планета?

ОБЖ Виды  перекрестков

Уметь обосновывать свою точку зрения.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

Дать  сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус — модель Земли.

текущий

1

21

Проверим себя

и оценим свои достижения

по разделу

 «Что и кто?»

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

Презентация проекта «Моя малая Родина»

Проверка знаний и умений.

итоговый

1

Раздел «Как, откуда и   куда?»

22

Как живёт семья?

ВД Проект

«Моя семья»

ОБЖ Знакомство  с  дорожными  знаками.

Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материал.учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию

Познавательные: умение выделять основные признаки.

Коммуникативные

Формировать у учащихся положительное отношение к семье.

Что такое семья?

Знакомство с целями и задачами раздела.

текущий

проект

1

23

Откуда в наш дом приходит вода

и куда она уходит?

Проведение опытов, показывающих загрязнение воды и ее  очистку.

задавать вопросы, обращаться за помощью.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

Откуда в наш дом приходит вода?

Выяснить значение воды в доме.

текущий

1

24

Откуда в наш дом приходит электричество?

ОБЖ Угадай,  какой  знак

Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное  высказывание

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

Выяснитьзначение электроприборов в жизни современного человека. Выяснить, какие существуют способы выработки электричества и доставки его потребителям.

текущий

1

25

Как путешествует письмо?

ВД урок-путешествие

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме.

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

Для чего нужны письма? Кто такие отправитель и адресат?

Научить различать виды почтовых отправлений.

текущий

1

26

Куда текут реки?

ОБЖ Зачем  нужно знать  правила  безопасного  поведения  на  улицах  и  дорогах.

Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде

Коммуникативные: строить монологичное  высказывание

Расширение и уточн. представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде

текущий

1

27

Откуда берутся снег и лёд?

Изучить свойства снега и льда.

Исследование свойств снега и льда

текущий

28

Как    живут растения?

ОБЖ Будь  внимательным  и  осторожным.

Приемы ухода за растениями.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике.

Познавательные: поиск и выделение необходимой.

Формирование позитивного отношения к природе.

Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями

текущий

1

29

Как     живут животные?

Учить правильному обращению с животными.

информации

Коммуникативные: строить монологичное  высказывание.

Представление о жизненном цикле животных. Условия, необходимые для жизни животных.

текущий

1

30

Как зимой помочь птицам?

ОБЖ Движение  группами.

Помощь птицам зимой.

Какие птицы зимуют в наших краях?

Показать важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц

текущий

1

31

Откуда  берётся

и куда девается мусор?

Бережное отношение к природе.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике.

Познавательные: поиск и

Формирование позитивного отношения к природе.

Откуда берется мусор?  Показать

необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природ.окружении.

текущий

1

32

Откуда в снежках грязь?

ОБЖ Особенности  движения  по  мокрой  и  скользкой  дороге

Распространение загрязнений в окружающей среде. Как сделать  Землю чище?

выделение необходимой.

информации

Коммуникативные: строить монологичное  высказывание.

Формирование позитивного отношения к природе.

Выявить

источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений.

текущий

1

33

Проверим себя

и оценим свои достижения

по разделу «Как, откуда и куда?» ВД Презентация проекта

«Моя семья»

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме.

Регулятивные: учиться высказывать предположен.

Познавательные: поиск и выделение информации.

Коммуникативные: строить монологич. высказывание, работа в паре.

Формирование адекватной оценки своих достижений

Проверка знаний и умений.

Представление

результатов проектной деятельности.

итоговый

проект

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему мирудля 4 класса по системе " Начальная школа 21 века"

В "Программу" включены такие разделы, как: " Пояснительная записка", Принципы, положенные в основу построения курса", " Средства обучения", " Формы и средства контроля", " Виды контроля", "...

Адаптированная рабочая программа по математике для детей с РАС вариант 8.2

Рабочая программа по математике разработана для ........ (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального об...

Адаптированная рабочая программа по музыке для детей с РАС вариант 8.2

Рабочая программа по музыке разработана для .......... (ребёнка с расстройством аутистического спектра) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего о...

Адаптированная рабочая программа по математике для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 1)

Адаптированная рабочая программа по математике для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов:·  Федеральный закон от 29.12.2012 ...

Адаптированная рабочая программа по чтению для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 1)

Адаптированная рабочая программа по чтению для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе следующих нормативных документов:· Федеральны...

Адаптированная рабочая программа по ИЗО для детей с нарушением интеллекта ( 1 вариант 8 вида)

Адаптированная рабочая программа по ИЗО для детей с нарушением интеллекта ( 1 вариант 8 вида)...

Адаптированная рабочая программа по математике для детей с нарушением интеллекта ( 1 вариант 8 вида)

Адаптированная рабочая программа по математике для детей с нарушением интеллекта ( 1 вариант 8 вида)...