Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей 2 кл. с ЗПР 7.1.
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»  разработана на основе: авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир»  1 – 4 классы и примерной программы  УМК «Перспектива» ФГОС. Учебный курс «Окружающий мир» носит личностно-развивающий характер. Предмет «Окружающий мир» входит в образовательную область «Обществознание и естествознание».
Целью данного курса является воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества, развитие базовых способностей обучающихся на основе системно- деятельностного подхода в образовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                              I. Пояснительная записка учебного предмета
           

        Адаптированная программа по окружающему миру во 2 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработана  на основе   основополагающих    документов   современного   российского   образования:     Федеральный   государственный образовательный стандарт начального общего образования. (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. № 373-ФЗ); Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ; Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598  от 19.12.2014  «Об   утверждении   федерального   государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

         Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»  разработана на основе: авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир»  1 – 4 классы и примерной программы  УМК «Перспектива» ФГОС. Учебный курс «Окружающий мир» носит личностно-развивающий характер. Предмет «Окружающий мир» входит в образовательную область «Обществознание и естествознание».

           Целью данного курса является воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества, развитие базовых способностей обучающихся на основе системно- деятельностного подхода в образовании.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

-сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

-сформировать начальные знания о предметах и явлениях окружающего мира, заложить основы экологической грамотности, создать условия для усвоения элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

-способствовать усвоению простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;

-развивать умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

                         

                                                                                   II. Общая характеристика учебного предмета

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Этот предмет, как никакой другой, способствует формированию картины природного и социального мира. Коррекционно-развивающее значение предмета было показано работами           С.Г. Шевченко. Обучающиеся с ЗПР преимущественно не умеют:

-вести отдельные наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира, не могут вспомнить и словесно обозначить даже то, что они многократно видели;

-задавать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях;

-целенаправленно сравнивать предметы, объекты, явления;

-выделять существенные и не существенные признаки в различных объектах и явлениях окружающей действительности.

Практическая направленность этого учебного предмета может способствовать повышению сниженной познавательной активности обучающихся с ЗПР, пробуждению интереса к природному и социальному окружению. Через предметное содержание у детей формируется элементарная система знаний о природе о природе и обществе. Помимо этого достигаются запланированные личностные результаты образования: осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, своей этнической и национальной принадлежности, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет имеет важное значение. Младший школьный возраст является периодом, когда у обучающихся с ЗПР растут возможности использования знаково-символических средств в качестве опор для запоминания, воспроизведения, организации мыслительных процессов.

Основное значение имеет естественнонаучный характер предоставляемых знаний. Последнее ложится в основу для формирования научного мировоззрения.

Учебный материал по большинству тем способствует коррекции существенных недостатков мыслительных операций. Он предполагает наличие обобщенных представлений о видах животных – выделение общих признаков насекомых, птиц, зверей. Активизируются также операции анализа, сравнения.

Предмет «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для улучшения учебных высказываний, преодоления речевой инактивности детей с ЗПР. Весьма полезным является использование IT-технологий (специальных компьютерных инструментов, позволяющих детям уточнять представления об окружающем мире с помощью анимированной наглядности). Все в совокупности призвано активизировать у обучающихся познавательный интерес, побуждать их к выполнению различных заданий.

Изучение предмета «Окружающий мир» связано с программой формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, а также программой духовно-нравственного развития (воспитания) поскольку с их помощью решаются общие задачи социализации ребенка. Практическая ориентация изучаемой тематики способствует формированию сферы жизненной компетенции.

          Свою рабочую программу я адаптирую через методику работы на уроке. В процесс обучения я включаю разнообразные формы, методы и методические приемы.

          Я использую современные педагогические технологии: демонстрационные презентации, показ документальных фильмов, диалогическое обучение, проблемное обучение, метод проектов.

          На уроке реализую индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы, словесные, практические занятия, творческие работы, поисковые задания, рассмотрение ситуаций и их анализ, дидактические игры стимулирующие познавательный интерес: игры, кроссворды, занимательные упражнения, задания – шутки.

        При реализации программы я использую разнообразные методы и методические приёмы:

  1. Выстраиваю материал урока таким образом, чтобы каждое последующее задание вытекало из предыдущего (для преодоления сложности в переключении внимания с одного задания на другое).
  2. Соблюдаю в определении объема изучаемого материала принцип необходимости и достаточности.
  3. Урок планирую так, чтобы мальчику были доступны все компоненты самостоятельной деятельности: осмысление цели, самоконтроль, сопоставление конечного результата работы с заданной целью, использование справочного материала учебника.
  4. Оказываю мальчику помощь в проведении опытов, наблюдений, в выполнении практических работ.
  5. В случаях, когда по своему психическому состоянию ученик не в силах работать на данном уроке, материал объясняют ему на индивидуальных занятиях.
  6. Использую дополнительные наводящие вопросы, особое значение придаю практической направленности изучаемого материала, опираюсь на жизненный опыт ребёнка.
  7. Часто предлагаю алгоритм выполнения заданий на самостоятельных работах, работе с учебником, устных ответах.
  8. Распознаем природные объекты с помощью атласа-определителя.
  9. Работаем со специальной тетрадью по окружающему миру.
  10. Использую наводящие вопросы при повторении пройденного и изучении нового материала.
  11. Коллективно составляем план устного и письменного ответа.
  12. Уделяю особое внимание работе по предупреждению ошибок: четко произношу слова, возникшие ошибки не просто исправляю, а обязательно разбираем совместно с ребенком.
  13. Ежедневно провожу словарную работу: объясняю трудные для понимания и написания слова, словосочетания, формулировки.
  14. Использую прием проговаривания основных терминов и определений.
  15. При изучении учебного материала использую наглядность: картинные планы, опорные, обобщающие схемы, карточки – помощницы.
  16. При выполнении самостоятельных заданий оказываю направляющую помощь (ссылка на таблицу, правило, записи в тетради).
  17. Подчеркиваем заглавные буквы, делим слова на слоги, ставим ударение.
  18. Особое внимание уделяю самопроверке, учу оценивать свою работу, объяснять, почему ту или иную работу он считает лучшей. Проверку заданий осуществляем по алгоритму.
  19. Обучаю приемам умственной деятельности и учебной работы; применяю проблемно-поисковые методы обучения.
  20. Дифференцирую задания с целью предоставления возможности освоения посильного для восприятия обучающимися материала соответственно их способностям и возможностям, для организации коррекционной индивидуальной работы.
  21. При выполнении проверочной, а иногда и контрольной работы разрешаю мальчику пользоваться рабочими тетрадями и учебниками.
  22. При планировании уроков использую рекомендации педагога-психолога и логопеда. Для предупреждения быстрой утомляемости переключаю ребенка с одной деятельности на другую.


III. Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс — 66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).

                                                        IV. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмет

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных и предметных результатов.

Личностные:

К окончанию 2 класса у ребенка будут сформированы:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

        

Предметные:

  • Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
  • Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
  • Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
  • Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
  • Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

V. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

Вселенная, время, календарь (16 ч)

Мы – союз народов России.

Россия на глобусе и карте. Первое представление о Российской Федерации. Народы Российской Федерации, их обычаи, характерные особенности быта. Традиционные религии народов России: православие, ислам, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории – этическая норма. Государственный язык России как средство культурного взаимодействия её народов.

Мы – жители Вселенной.

Вселенная. Небесные, или космические, тела. Звезды и планеты. Наша планета – Земля. Солнце – самая близкая к Земле звезда. Луна – спутник Земли.

Наш космический корабль – Земля

Стороны горизонта. Компас. Глобус – модель Земли. Океаны и материки на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

Время.

Настоящее, прошлое, будущее. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Часы – прибор для измерения времени. Старинные и современные часы. Разнообразие современных часов.

Сутки и неделя.

Сутки и неделя как единицы измерения времени. Причины смены дня и ночи: научное и мифопоэтическое объяснение. Дни недели и их последовательность.

Месяц и год.

Месяц и год как единицы измерения времени. Изменение облика Луны, его научное и мифопоэтическое объяснение. Последовательность месяцев в году. Старинный способ определения дней в каждом месяце.

Времена года.

Четыре времени года (сезона), их последовательная смена. Научное и мифопоэтическое объяснение причин смены времен года. Явления природы. Сезонные явления.

Погода.

Составляющие погоды: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Термометр – прибор для измерения температуры. Явления погоды. Наблюдения за погодой. Прогноз погоды и его значение в жизни людей. Научные и народные способы прогнозирования погоды.

Осень (18ч)

Осенние месяцы.

Народные названия осенних месяцев. Осень в произведениях культуры. Старинные осенние праздники народов России. Обряды и обычаи поры осеннего равноденствия в культуре разных народов России, в том числе народов своего края.

Старинные рукотворные игрушки, приуроченные к праздникам осеннего времени.

Осень в неживой природе.

Осенние явления в неживой природе. День осеннего равноденствия. Особенности ранней и поздней осени. Старинные детские игры осенью.

Народные праздники в пору осеннего равноденствия.

Народные праздники как выражение благодарности природе  за все, что она дает людям. Праздник земледельцев. Праздники охотников и оленеводов. Связь народных праздников с сезонными изменениями в природе.

Звездное небо осенью.

Красота и таинственность звездного неба. Созвездия в представлениях древних и современных ученых. Созвездия Большая  Медведица и Лебедь, их изображения на старинных и современных звездных картах. Легендарная история Большой Медведицы.

Трава у нашего дома.

Травянистые растения осенью. Наиболее распространенные травы: полынь, крапива, птичья гречишка, подорожник и др.; их особенности, значение для человека.

Старинная женская работа.

Работа со льном в жизни народов России. Последовательность трудовых операций. Обычаи взаимной помощи в осенних работах – культурная норма трудовой жизни разных народов. Заочная экскурсия в музей льна и бересты в городе Костроме.

Деревья и кустарники осенью.

Осенние явления в жизни деревьев и кустарников (изменение окраски листьев, листопад). Красота осенней природы.

Чудесные цветники осенью.

Растения цветников, клумб, цветущие осенью. Поверья и легенды о цветах. Неповторимая красота осенних цветников.

Грибы.

Грибы – особая группа живых существ. Разнообразие грибов. Строение гриба. Роль грибов в жизни леса. Грибы съедобные и несъедобные.

Шестиногие и восьминогие.

Насекомые и пауки, осенние изменения в их жизни. Разнообразие насекомых. Отличие пауков от насекомых. Превращения насекомых. Необходимость бережного отношения к насекомым и паукам.

Птичьи секреты.

Перелетные и зимующие птицы. Осенние явления в жизни птиц. Странички народного календаря, связанные с птицами.

Как разные животные готовятся к зиме.

Осенние изменения в жизни зверей и других животных (лягушек, жаб, ящериц, змей). Разнообразие приспособлений животных к сезонным изменениям в природе.

Невидимые нити в осеннем лесу.

Невидимые нити – связи в окружающем мире. Примеры связей между растениями и животными в осеннем лесу. Значение этих связей в жизни природы.

Осенний труд.

Многообразие осенних работ в городах и селах в старину и настоящее время. Посильная помощь детей взрослым в некоторых видах осенних работ своего края.

Будь здоров!

Правила здорового образа жизни в осенний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края. Осенние игры народов России, в том числе своего края. Школа здоровья.

Охрана природы осенью.

Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов. Осенние посадки деревьев и кустарников. Изготовление кормушек и подкормка птиц. По страницам Красной книги России.

Зима (15 ч)

Зимние месяцы.

Народные названия зимних месяцев ( в том числе в языках народов своего края). Зима в произведениях культуры. Зимние приметы и присловья. Народные приметы зимой и прогнозирование погоды на лето.

Зима – время науки и сказок.

Сказки народов России и мира – школа мудрости и добра.

Зима в неживой природе.

Зимние явления в неживой природе. День зимнего солнцестояния. День зимнего солнцеворота. Красота зимней природы. Виды зимнего отдыха детей, их связь с зимними изменениями в неживой природе.

Звездное небо зимой.

Изменение расположения ковша созвездия Большая Медведица по сравнению с осенью. Созвездие Малая Медведица. Полярная  звезда. Созвездие Орион и его легендарная история. Сириус – самая яркая звезда на небе.

Зима в мире растений.

Зимние изменения в жизни деревьев, кустарников, травянистых растений. Особенности распознавания растений зимой.

Зимние праздники.

Зимние праздники в России и других странах – Рождество, Новый год; связанные с ними традиции (украшение хвойных деревьев и др.)

Старинные и современные обряды и обычаи зимнего календарного цикла, в том числе народов своего края.

Растения в домашней аптечке.

Лекарственные растения. Их использование для лечения людей в прошлом и в настоящее время. Правила сбора и хранения лекарственных растений. Целебные свойства различных растений и их частей.

Зимняя жизнь птиц и зверей.

Разнообразие зимующих птиц, их приспособленность к трудным зимним условиям. Особенности жизни зверей зимой. Помощь зимующим животным со стороны человека.

Невидимые нити в зимнем лесу.

Примеры связей между растениями и животными в зимнем лесу. Значение этих связей в жизни природы.

В феврале зима с весной встречаются впервой.

Зимние праздники народов своего края. Новый год по восточному календарю. Проводы зимы. Первая встреча весны.

Зимний труд.

Виды зимнего труда в старину. Современные домашние зимние работы. Зимний труд в городе и селе: уборка снега на улицах и во дворах, снегозадержание на полях, труд в зернохранилищах и овощехранилищах, уход за домашними животными, комнатными растениями и т.д.

Будь здоров!

Правила здорового образа в зимний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края. Зимние игры народов России, в том числе своего края. Школа здоровья.

Охрана природы зимой.

Культура поведения в природе зимой. Эмоционально – эстетическое восприятие красоты зимней природы. По страницам Красной книги России.

Весна и лето (19 ч)

Весенние месяцы.

Старинные и современные названия весенних месяцев (в том числе в языках народов своего края). Образ весны в культуре народов России. Весенний новый год в пору весеннего равноденствия. Весенние праздники по старинным календарям народов своего края.

Весна в неживой природе.

Весенние явления в неживой природе. День весеннего равноденствия. Старинные детские игры весной, их связь с весенними изменениями в неживой природе.

Весна – утро года.

Народные традиции встречи весны. Образ птицы – любимое украшение весенних праздников у многих народов. Весенний новый год в культуре народов России и мира.

Звездное небо весной.

Изменение расположения созвездий Большая Медведица и Малая Медведица по сравнению с зимой. Созвездия Кассиопея и Лев, их изображение на старинных и современных звездных картах.

Весеннее пробуждение растений.

Какие растения называют раннецветущими. Разнообразие раннецветущих травянистых растений; условия, необходимые для их цветения. Весеннее пробуждение деревьев и кустарников. Бережное отношение к раннецветущим растениям.

Чудесные цветники весной.

Растения цветников, клумб, цветущие весной. Мифы и легенды о цветах. Неповторимая красота весенних цветников.

Весна в мире насекомых.

Весенние изменения в жизни насекомых. Взаимосвязи в мире насекомых. Роль насекомых в жизни человека. Необходимость бережного отношения к насекомым.

Весна в мире птиц и зверей.

Весенние изменения в жизни птиц и зверей, их зависимость от других сезонных явлений в природе. Необходимость особенно бережного отношения к птицам и зверям в весеннее время.

Невидимые нити в весеннем лесу.

Примеры связей между растениями и животными в весеннем лесу. Значение этих связей в жизни природы.

Весенний труд.

Работы людей весной в старину и в настоящее время (весенняя вспашка  и сев яровых, посадка культурных растений в саду и  огороде, уход за домашними животными, ткачество и беление холстов и т.д.)

Старинные весенние праздники.

«Праздников праздник» Пасха. Проводы весны. Образ березы в культуре разных народов.

Будь здоров!

Правила здорового образа в весенний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края. Весенние игры народов России, в том числе своего края. Школа здоровья.

Охрана природы весной.

Правила охраны природы весной. Устройство искусственных гнездовий для птиц. По страницам Красной книги России.

Лето красное.

Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. День летнего солнцестояния. Щедрость лета в произведениях поэтов и художников.

Летние праздники и труд.

Труд людей летом. Народные летние праздники. Летний новый год в календаре северных народов России. Традиции летних праздников в культуре народов своего края.


                            VII. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

п/п

Дата

Тема урока

Кол-

во

часов

Основные виды

деятельности обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Личностные УУД

Окружающий мир 1 часть.

Раздел "Вселенная, время, календарь" (16 часов).

1

1.09

Мы — союз народов России.

1

Знакомится с учебником, рабочей тетрадью;   составлять представление о многообразии субъектов Российской Федерации — республиках, краях, областях, городах федерального значения;

Называть субъект Российской Федерации, в котором находится город  и школа, где учатся дети; научатся находить и показывать его на политической карте России, называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности.

Личностные: 

Формирование основ

 российской гражданской идентичности, чувства

 гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей национальной

 принадлежности;

Формирование

уважительного отношения

 к истории и культуре

 других народов.

2

6

Мы — жители Вселенной.

1

Определять взаимосвязь Земли и Вселенной, распознавать небесные тела, определять по схеме в учебнике число планет Солнечной системы; выполнять задания поискового и творческого характера.

Получат возможность узнать  в общем виде строение Вселенной,  названия  планет и порядок их расположения в Солнечной системе, научатся узнавать небесные тела по их описанию,  перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров.

3,4

8

13

Наш «космический корабль» — Земля. Практическая работа с компасом. (стороны горизонта,

компас, глобус – модель Земли.

.

2

изучать устройство компаса; определять стороны горизонта (действуя по инструкции);

по своим представлениям рисовать Землю — наш космический корабль;

анализировать схему в учебнике и устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу;

Работать в группе, соблюдая правила совместной работы,

Иметь представление о горизонте, сторонах горизонта, компасе; познакомятся с  устройством компаса, научатся определять стороны горизонта и фиксировать результаты в таблице, находить на глобусе океаны и материки, определять их название и число, находить на глобусе нашу страну.

5

15

Время (настоящее, прошлое, будущее). Практическая работа

1

Изучать устройство часов, определять время по часам; определять по фотографиям в учебнике временные характеристики изображённых событий; моделировать время на часах; сравнивать достоинства и недостатки различных видов старинных часов;  

Получат возможность  приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения, узнают устройство часов, научатся  определять время по часам.

6

20

Сутки и неделя.

1

Выстраивать правильную последовательность месяцев года; объяснять смену дня и ночи; рисовать схему; называть дни недели, их последовательность;

Иметь представление о связи естественных единиц измерения времени «сутки», «неделя» с движением Земли вокруг оси и сменой дня и ночи, получат возможность давать научное объяснение смены дня и ночи, научатся  называть дни недели и выстраивать их последовательность.

7

22.09

Месяц и год

1

моделировать смену лунных фаз в виде схемы-аппликации;

отгадывать народные загадки, в том числе народов своего края, о Луне и соотносить образы загадок с разными лунными фазами.  Выполнять задания поискового и творческого характера.

Иметь представление о связи естественных единиц

 измерения времени «месяц» и «год» с наблюдением людей за движением Луны вокруг Земли, получат возможность давать научное объяснение изменению внешнего вида Луны в течение месяца, используя схему, выстраивать правильную последовательность месяцев года.

8

27.09

Времена года.

.

1

Изучать причины смены времён года; характеризовать времена года,  инсценировать мини-спектакли о жизни природы в разные времена года; подбирать в языках народов своего края названия времён года и соответствующих им явлений природы. Работать в группе, соблюдая правила совместной работы,

Научатся  объяснять смены времён года с помощью схемы, называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года,

перечислять времена года в правильной последовательности.

9

29

Погода

Практическая работа с термометром.

1

Измерять температуру;

записывать показания термометра;

Научатся  конструировать определение понятия «погода», различать виды термометров и пользоваться каждым из них, измерять температуру, записывать показания термометра, узнавать явления погоды по фотографиям.

10

4.10

Календарь — хранитель времени, страж памяти.

1

находить в календаре дату своего рождения и дни рождения своих близких; сравнивать календари разных типов;

обсуждать правила пользования ими;

сравнивать даты начала нового года в православном, мусульманском, буддийском, иудейском календарях.

Научатся  ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря, находить в календаре дату своего рождения и дни рождения своих близких, иметь представление о разнообразных видах и устройстве старинных и современных календарей.

11

6

Красные дни календаря. Практическая работа.

.

1

определять различие между государственными праздниками России и международными праздниками

Получат возможность кратко характеризовать содержание общероссийских праздников современного российского календаря, составлять рассказ о праздниках в своём городе.

12

11

Народный календарь.

1

Подбирать  народные приметы на погоду своего края;  определять, наблюдения за какими именно явлениями природы служат основой для народных примет на погоду;

Получат возможность узнать некоторые народные приметы, связанные с погодой, с ощущениями разных органов чувств и с наблюдениями за живой и неживой природой,

 наблюдать за поведением животных, изменениями в мире растений в помещении и на улице, в неживой природе.

13

13

Экологический календарь.

1

Знакомится с экологическим календарем как проявлением культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность природы Земли. высказывать предположения о том, что такое экология;  находить в тексте учебника определение экологии как науки;

рассказывать по рисунку учебника о природе — нашем зелёном доме;

Получат возможность узнать  некоторые народные приметы на погоду своего края,  предполагать, какая будет погода, наблюдая за определенными явлениями природы, которые служат основой для народных примет на погоду.

14,15

18.10

20

Контрольное тестирование по разделу «Вселенная, время, календарь».

За страницами учебника

2

Самостоятельная работа

Показать уровень усвоения изученного материала по пройденному разделу.

16

25

Осенняя прогулка (экскурсия)

1

Экскурсия

Осень (18 часов).

17(1)

27

Осенние месяцы.

1

Находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей осенью в старинных названиях осенних месяцев; Сочинять устный рассказ по картине.

 Закрепят чередование осенних месяцев,  научатся

 характеризовать погодные явления осенних месяцев по картинам художников, находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей в старинных названиях осенних месяцев.

Личностные: 

Формирование чувства гордости за свою Родину;

формирование ответственности за происходящее, потребности в добром поступке.

18(2)

10.11

Осень в неживой природе.

1

Рассуждать об особенностях ранней и поздней осени, наблюдать за изменениями погоды. Рисовать осенние пейзажи. Выполнять задания поискового и творческого характера.

Понять зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера её освещённости, узнают  названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе

19(3)

15

Народные праздники в пору осеннего равноденствия.

1

Знакомство с праздниками как выражение благодарности природе за всё, что она даёт людям; соотносить текст и иллюстрации учебника; связь народных праздников с сезонными изменениями в природе.  

Научатся  в обрядах и обычаях осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов,  называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл благодарность природе

20(4)

17

Звездное небо осенью.

1

Знакомится с созвездиями Большая Медведица, Лебедь и древнегреческими мифами о них.

Понять, что звёзды, как и Солнце – сгустки

 раскалённых газов, знать, что понимали под созвездиями древние, и что называют созвездиями современные учёные, познакомиться с созвездиями Большая Медведица и Лебедь и древнегреческими мифами о них.

21(5)

22

Трава у нашего дома.

1

Распознавать наиболее распространенные травы: полынь, крапива, птичья гречишка, подорожник и другие, узнавать их особенности и значение для человека.  Описывать внешний вид наиболее распространённых травянистых растений.

Понять причины пожелтения травы осенью, уметь

распознавать травы с помощью атласа-определителя, описывать внешний вид наиболее распространённых травянистых растений.

22(6)

24

Старинная женская работа.

.

1

Называть последовательность трудовых операций в работе со льном; соотносить эти операции с образами загадки; изучать лоскуты ткани  на ощупь.  

Научатся  определять особенности льняной ткани,

называть последовательность трудовых операций со льном, соотносить эти операции с образами загадки.

23(7)

29.11

Деревья и кустарники осенью. Практическая работа

1

Сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников (по иллюстрациям  в учебнике и натуральным образцам). Описывать состояние лиственных и хвойных растений осенью. Отгадывать загадки об  осени.  Выполнять задания поискового и творческого характера. Делать общий коллаж «Осенний пейзаж».

Понять причины листопада, уметь сравнивать

состояние лиственных и хвойных растений осенью, узнавать изученные деревья и кустарники по листьям, определять деревья и кустарники по плодам, используя атлас-определитель.

24(8)

1.12

Чудесные цветники осенью.

1

Узнавать изученные растения на фотографиях, в рисунках и в природе;  определять растения школьного цветника с помощью атласа-определителя; зарисовывать растения.

Научатся узнавать  растения цветника по материалам учебника,  определять растения школьного цветника с помощью атласа-определителя, узнавать изученные растения на рисунках и в природе.

25(9)

6

Грибы.

1

Сравнивать грибы по внешнему виду , с помощью схемы в учебнике узнавать и рассказывать о строении гриба.

Получат возможность  сравнивать грибы по внешнему виду,  устанавливать связи грибов с растениями и животными,  различать схожие внешне съедобные и несъедобные грибы по

 характерным признакам.

26(10)

8

Шестиногие и восьминогие

1

Узнавать изученных насекомых на рисунках, раскрашивать рисунки, передавая характерные особенности насекомых. Рассказывать о разнообразие насекомых.

Получат возможность узнать отличительные особенности насекомых от паукообразных, этапы развития бабочки и стрекозы.

27(11)

13

Птичьи секреты.

1

различать перелетных и зимующих птиц; узнавать на рисунке изученных птиц; классифицировать их (перелётные, зимующие), приводить примеры: перелётные, зимующие; рассказывать об осенних явлениях в жизни птиц, знакомится со страничками народного календаря, связанного с птицами.

Научатся  различать перелётных и зимующих птиц,

узнавать на рисунке изученных птиц и классифицировать их по известным признакам,

приводить примеры птиц, узнают причины, по которым перелётные птицы покидают родные края.

28(12)

15

Как разные животные готовятся к зиме.

.

1

Устанавливать связи между сезонными  изменениями в природе и жизнью животных;

Научатся  устанавливать связи между сезонными

изменениями в природе и жизнью животных.

29(13)

20

Невидимые нити в осеннем лесу.

 

1

приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу; объяснять  значение связей между растениями и животными в осеннем лесу;  моделировать связи в осеннем лесу с помощью схем-аппликаций и графических схем.  

Получат возможность узнать о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу, научатся приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу.

30(14)

22

Осенний труд.

1

Рассказывать о многообразной работе осенью в городах и сёлах; соотносить осенние работы с особенностями в мире осенней живой и неживой природы.  

Получат возможность узнать некоторые виды работ, выполняемых осенью с культурными растениями и домашними животными, научатся  соотносить осенние работы с особенностями в мире осенней живой и неживой природы.

31(15)

27

Будь здоров! (Подвижные старинные игры)

1

Повторять и расширить полученные ранее сведения о правилах здорового образа жизни в осенний период, формулировать правила здорового образа жизни в осенний период;

 Научатся  соблюдать правила, предусмотренные игрой.

выполнять правила здорового образа жизни в осенний период.

32(16)

29.12

Охрана природы осенью.

1

Осваивать правила сбора грибов, ягод, орехов; формулировать правила поведения по отношению к перелетным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору;

Освоить правила сбора грибов, ягод, орехов, уметь выполнять правила поведения по отношению к перелётным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору.

33,34

(17,18)

Контрольное тестирование по разделу «Осень».

За страницами учебника

2

Применять изученные сведения для решения заданий в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу

Показать уровень усвоения материала по данному разделу, уметь анализировать свои ошибки.

                                                                                                                 Зима (15часов)                            

35(1)

Зимние месяцы.

1

Различать признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев;

Получат возможность  сопоставлять старинные и современные названия зимних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями зимних месяцев и событиями в жизни людей, описывать  красоту зимней природы и произведений искусства, посвящённых этой теме.

Личностные: 

Формирование чувства

 гордости за свою Родину;

- осознание ответственности

за общее дело;

- следование в поведении

моральным нормам и этическим требованиям

36(2)

Зима — время науки и сказок.

1

Находить зимние народные приметы на погоду; объяснять, чему учат народные сказки, выявлять нравственное значение сказок народов России;

Получат возможность узнать несколько зимних народных примет на погоду,  объяснять смысл народных сказок, их

 нравственное значение для современной жизни.

37(3)

Зима в неживой природе.

1

Понаблюдать за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды); рисовать снежинки;

Обобщить и систематизировать наблюдения над

 зимними природными явлениями, узнают  дату зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего

солнцеворота (25 декабря).

38(4)

Звездное небо зимой.

1

Изучать карту звездного неба; ориентироваться по Полярной звезде, определять созвездия Малая Медведица и Орион, Полярную звезду и звезду Сириус.  Выполнять задания поискового и творческого характера.

Научатся  находить на звёздном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и Полярную звезду, ориентироваться по Полярной звезде.

39(5)

Зимняя прогулка (экскурсия)

1

Наблюдать за строением снежного пласта, за жизнью деревьев, растений под снегом, за зимующими птицами, соотносить приметы с природными явлениями.  

Ознакомить с сезонными изменениями в живой природе.

40(6)

Зима в мире растений.

1

Описывать способы определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам; формировать представление о   жизни растений в зимнее время; рассказывать о зимних погодных явлениях.  

Получат возможность  распознавать деревья и кустарники по плодам, шишкам, силуэтам и другим признакам, используя атлас-определитель, определять растения, зимующие под снегом.

41(7)

Зимние праздники.

1

Обсуждать общие и различные черты рождественского праздника в странах Запада и России; рассказывать  о происхождении и особенностях зимнего новогоднего праздника, изучать  два типа календаря гражданский и православный; рисовать празднично украшенную ель.

Узнают особенности народных обычаев рождественского праздника в странах Запада и России;

42(8)

Растения в домашней аптечке.

1

Сравнивать фотографии в учебнике, находить лекарственные растения по описанию и определять, какие части их используют для лечения; изучить лекарственные растения в домашней аптечке; привести примеры использования их лечебных свойств в домашних условиях

Получат возможность узнать  несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения.

43(9)

Зимняя жизнь птиц и зверей.

1

Знакомиться по материалам учебника с   образом жизни и питания зимующих птиц; формировать знания  о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку. Приводить примеры зверей, не впадающих в спячку.

Познакомить с образом жизни и питания зимующих птиц; о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку.

44(10)

Невидимые нити в зимнем лесу.

1

Находить взаимосвязи между растениями и животными в зимнем лесу; приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу. Выполнять задания поискового и творческого характера.

Познакомить о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу.

45(11)

В феврале зима с весной встречается впервой.

1

Знакомиться со старинным календарём  народов мира

Познакомить, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года.

46(12)

Зимний труд.

1

Обсуждать  особенности ухода зимой за растениями и животными; понимать необходимость поддержания  порядка на улице, предлагать свои способы, приводить примеры; вспоминать лекарственные и витаминные растения,  обсуждать их выращивание в домашних условиях  для поддержания здоровья в зимнее время.  

Получат возможность узнать  о видах зимнего труда в старину, о современных зимних работах в городе и селе, об особенностях ухода зимой за растениями и животными.

47(13)

Будь здоров!

1

Знакомиться с правилами здорового образа жизни в зимний период; тренировать контролировать свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.  

Выполнять правила здорового образа жизни в зимний период; получат возможность  объяснить товарищу правила 2—3 народных игр, подходящих для зимы

48(14)

Охрана природы зимой.

1

Обсуждать правила охраны зимой чистоты в парке, сквере, лесу, способы подкормки зверей и птиц, продолжать изучение страниц Красной книги.  Выполнять задания поискового и творческого характера

Получат возможность узнать и соблюдать правила охраны природы в зимнем парке, сквере, лесу; соблюдать чистоту во время прогулки, узнают о некоторых представителях Красной книги России.

49(15)

Контрольное тестирование по разделу «Зима».

1

Показать уровень усвоения материала по данному разделу, уметь анализировать свои ошибки.

Весна и лето (19 ч.)

50(1)

Весенние месяцы.

.

1

Находить признаки весенних явлений природы;   изучать и обсуждать  особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев;

Научатся  находить  признаки весенних явлений природы в старинных названиях весенних месяцев; получат возможность понять причины потепления весной; узнают дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления.

Личностные: 

Формирование чувства

 гордости за свою Родину;

- осознание ответственности

за общее дело;

- следование в поведении

 моральным нормам и этическим требованиям;

- формирование чувства любви

 к природе, первоцветами и стремиться беречь их;

- умение контролировать

во время игры свое поведение по отношению к сверстникам,

 соблюдая правила,

 предусмотренные игрой;

- выполнение правил здорового

образа жизни в весенний период;

- формирование личной ответственности за происходящее, воспитание потребности в добром поступке.

 

 

 

51(2)

Весна в неживой природе.

1

Понимать причины потепления весной; усвоить дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления; продолжать работу по наблюдениям за погодой.  

продолжить работу по наблюдениям за погодой.

52(3)

Весна — утро года.

1

находить общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и празднования нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия; изготавливать игрушечную птицу в любой технике и из любого материала (по выбору).  

продолжить работу по наблюдениям за погодой.

53(4)

Звездное небо весной.

1

Знакомиться с положением весной созвездий Большая Медведица, Малая Медведица; находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе; определять с помощью атласа-определителя другие созвездия и их главные звёзды.

Научатся  определять положение весной созвездий Большая и Малая Медведица,  находить созвездия Кассиопея и Лев на звёздном небе, определять с помощью атласа-определителя другие созвездия и их главные звёзды.

54(5)

Весенняя прогулка.  Старинные детские игры весной.

1

Знакомиться с правилами здорового образа жизни в весенний период; тренировать контролировать свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой; узнавать раннецветущие растения.  

Познакомить с раннецветущими растениями

55(6)

Весеннее пробуждение растений.

1

Анализировать и обсудить причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми; любоваться первоцветами и стремиться беречь их; рисовать первоцветы.

Познакомить с причинами, по которым раннецветущие растения зацветают первыми.

56 (7)

Чудесные цветники весной.

1

Знакомиться с культурными растениями весеннего цветника, с мифами и легендами, связанными с этими цветами; находить их в атласе-определителе;

Узнать названия культурных растений весенних цветников, научатся  находить их в атласе-определителе,  различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов.

57(8)

Весна в мире насекомых.

1

Учиться  любоваться красотой бабочек, а не ловить их; осмысливать и обсуждать полезность пчел, ос, шмелей и муравьев;  устанавливать взаимосвязь насекомых и птиц.

Узнать  о весенних изменениях в жизни насекомых, научатся определять взаимосвязи в мире насекомых, понимать полезность некоторых насекомых для человека.

58(9)

Весна в мире птиц и зверей.

1

Изучать весенние изменения в жизни птиц и зверей, рассказывать об их зависимости от других сезонных явлений в природе, понимать необходимость бережного отношения к птицам и зверям в весеннее время.  

узнать о весенних изменениях в жизни птиц и зверей, научатся определять последовательность возвращения перелётных птиц из тёплых краёв, уметь формулировать правила экологической этики.

59(10)

Невидимые нити в весеннем лесу.

1

Знакомиться со взаимосвязями между растениями и животными в весеннем лесу; рассказывать о них, приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу.  

Познакомить о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу; учить приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу.

60(11)

Весенний труд.

1

Различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину; объяснять значение пословиц «Весенний день год кормит», «Кто спит весною, плачет зимою»;

Получат возможность различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину и соотносить их с видами работы в настоящее время,  проводить наблюдения за состоянием природы и сопоставлять их с народными приметами.

61(12)

Старинные весенние праздники.

1

Знакомиться с народными обычаями весенних старинных праздников, выявлять их глубокий нравственный смысл, сопоставлять между собой традиции отношения к берёзе в культуре разных народов России;

Получат возможность  характеризовать весенние праздники в культуре народов России, в том числе своего края,  определять нравственный смысл легенд и песен о берёзе в культуре народов России.

62(13)

Будь здоров!

1

Повторять  правила  здорового образа жизни в весенний период;

Получат возможность формулировать и выполнять правила здорового образа жизни весной, объяснять с помощью схемы правила 2-3 народных игр, подходящих для весны.

63(14)

Охрана природы весной.

1

Формировать представление об угрозах природе, исходящих от человека, и мерах по ее охране, показывать, как младшие школьники могут охранять природу, знакомиться с устройством искусственных гнездований для птиц

Узнать  правила охраны природы весной, формулировать правила экологической этики, рассказывать о некоторых представителях Красной книги, о причинах сокращения их численности.

64(15)

Контрольное тестирование по разделу «Весна».

1

Самостоятельная работа

Показать уровень усвоения материала по разделу, уметь находить и анализировать ошибки.

65(16)

Лето красное.

1

Находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев; описывать красоту летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка;

Получат возможность находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев,

характеризовать погодные явления весенних и летних месяцев по картинам художников, объяснять смысл старинных летних присловий и обычаев

66(17)

Летние праздники и труд.

1

Знакомиться с народными обычаями летних старинных праздников, определять нравственный смысл календарных праздников в культуре народов России и мира, рассказывать о видах труда людей летом;

Научатся  соотносить летние праздники с видами работы в настоящее время в городе и селе, определять нравственный смысл календарных праздников в культуре народов России и мира.

67,68

(18,19)

Повторение изученного за год.

За страницами учебника.

2

Обобщать и систематизировать полученные знания в ходе викторины по изученным темам.  

Повторить в игровой форме основной материал, изученный в течение учебного года.


                                    VII. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

  1. Уроки по окружающему миру. 2 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /М.Ю. Новицкая, Н.М. Белянкова, Е.В. Мартинкова, Ю.В. Саркисян; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2014.
  2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 2 класс. Учебник  в 2ч. / Рос. Акад. Наук, Рос. Академия образования, - М.: Просвещение, 2016.
  3. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь. В 2ч. / Рос. Акад. Наук, Рос. Академия образования, - М.: Просвещение2016,
  4. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2014.
  5. ПлешаковА.А. Зелёные  страницы: книга  для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2010.

Список литературы в учебно-методическом обеспечении

по федеральному государственному образовательному стандарту

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Примерная основная образовательная программа по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)
  3. Сборник рабочих программ «Перспектива» 1-4 классы – М: Просвещение, 2015.
  4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 1 / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  5. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)

      1. Дополнительная литература.

      1.  Н.Т.Брыкина, О.Е.Жиренко. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу   «Окружающий мир». Москва, «ВАКО», 2014 год.

      2. Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина. Изучаем «Окружающий мир с увлечением». Дидактический материал, викторины, конкурсы. Москва, ООО «5 за знания», 2007 год.

      3. М. Ю. Новицкая, Н. М. Белянкова, Е. В. Мартинкова, Ю. В. Саркисян. Уроки по окружающему миру. 2 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Москва, «Просвещение», 2016 год.

     4. Н.А.Шевердина. Олимпиады для начальной школы. Ростов-на-Дону, ООО«Феникс», 2009 год

      2. Интернет-ресурсы.

     1. Газета «1 сентября». – Режим доступа: www.festival.1september.ru

     2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

     3. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru

     4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

        5. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/ed

         3. Наглядные пособия.

       1. Таблицы по основным темам курса «Окружающий мир 2 класс».

         4. Информационно-коммуникативные средства.

1. Веселая азбука Кирилла и Мефодия (CD).

2. Тренажёры по окружающему миру (CD).

               5. Технические средства обучения.

Для выполнения программы в классе имеется необходимое информационно-техническое обеспечение: наличие Интернета, компьютерная и мультимедийная техника:

№ п/п

Наименование техники

Количество

1.

Рабочий стол учителя

1

2.

Принтер

1

3.

Мультимедийный проектор

1

4.

Интерактивная доска

1

5.

Колонки

2

6.

Мобильный класс (Нетбуки)

0

7.

Гарнитура

0

8.

Веб - камера

0

9.

Фотоаппарат

0



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с тяжелыми нарушениями речи

Программа соответствует требования ФГОС, содержит пояснительную записку, в которой отражены цели и задачи курса, место курса в учебном плане, содержание программы, требования к уровню подготовки учащи...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с РАС вариант 8.2

Программа разработана для .......... (ребёнка с расстройством аутистического спектра) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучаю...

адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России для детей с овз

адаптированная рабочая программа для детей с овз 3 класс Школа Росии + КТП...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с задержкой психического развития

Рабочая программа по предмету окружающий мир  составлена в соответствии  Адаптированной  основной образовательной программой для обучающихся с ОВЗ МБОУ гимназии г. Советский (АООП ОВЗ),...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 3 класс

Рабочая программа предмета «Окружающий мир» направлена на оказание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении основной образовательной программы начал...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ

Адаптированная рабочая программа для 4 класса по предмету "Окружающий мир" (автор: А.А. Плешаков) составлена для обучающихся с ОВЗ (ЗПР). Программа разработана с учетом 1ч./нед. на 34 учебные недели....

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 3 класс

Рабочая программа предмета «Окружающий мир» направлена на оказание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении основной образовательной программы начал...