Рабочая программа "Математика и конструирование"
рабочая программа по математике

Морозова Оксана Анатольевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ракитянская средняя школа №1»

Ракитянского района Белгородской области

«Рассмотрено»

на  педагогическом совете

протокол №  __

от «   »_________2020 г.

«Согласовано»

Заместитель директора МОУ «Ракитянская СОШ №1»

__________    Жерновая Е.Е.

 «__»____________2020 г.

«Утверждено»

Директор МОУ «Ракитянская

              СОШ №1»

____________  Холодова Р.А.

         Приказ № ______

 от     «__» _________2020  г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«Математика и конструирование»

Направленность: общеинтеллектуальная

Возраст детей, на который рассчитана программа: 6-7лет

Сроки реализации: 4 года        

Составители:

Бутова Татьяна Леонидовна

Морозова Оксана Анатольевна

учителя начальных классов

п. Ракитное – 2020 г.

1. Пояснительная записка.

 Рабочая программа составлена для 1-4 классов на основе авторской программы  факультативного курса С. И. Волкова, О. Л. Пчёлкина «Математика и конструирование». Программа рассчитана в 1 классе на 33 часа, во 2-4 –ом классах на 34 часа.

Цель программы внеурочной деятельности «Математика и конструирование»:

• Обеспечение высокого уровня математической грамотности учащихся;

• Развитие трудовых умений и навыков (ознакомление с основами конструкторско-практической деятельности);

• Развитие умений использовать математические знания для описания и моделирования пространственных отношений;

• Формирование способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к умственному труду;

• Развитие элементов логического и конструкторского мышления, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Основные задачи:

• Расширение математических, в частности геометрических, знаний и представлений младших школьников и развитие на их основе пространственного воображения детей;

• Формирование у детей графической грамотности и совершенствование практических действий с чертёжными инструментами;

• Овладение учащимися различными способами моделирования, развития элементов логического и конструкторского мышления, обеспечение более разнообразной практической деятельности младших школьников.

2. Общая характеристика.

Интегрированный курс «Математика и конструирование» объединяет в один учебный предмет два разноплановых по способам изучения, но эффективно дополняющих друг друга школьных предмета: математику, которая имеет развитую теоретическую основу, но реализация практического и прикладного потенциала ее теоретических возможностей не всегда достаточно полно осуществляется в процессе обучения, и технология, которое носит ярко выраженный практический характер. Цель определяется как расширение и уточнение геометрических представлений и знаний учащихся. Для достижения поставленных целей изучения математики и конструирования необходимо решение следующих практических задач: - формирование у детей графических умений и навыков работы с чертежными инструментами, - развитие умений выполнять и читать чертежи, создавать модели различных объектов на основе изученного геометрического материала, - формирование элементов конструкторского мышления учащихся. Материал курса «Математика и конструирование» представлен в рабочей программе следующими содержательными линиями:

•геометрическая составляющая;

•конструирование.

Большое значение в данном курсе придается развитию индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении. Изучение курса «Математика и конструирование» создает прочную основу для дальнейшего обучения математике. Для этого важно не только вооружать учащихся предусмотренным программой курса кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечивать необходимый уровень их общего и математического развития.

3. Личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты:

• самостоятельно определяет и высказывает самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве;

• в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делает выбор, какой поступок совершить.

Коммуникативные результаты:

• доносит свою позицию до других: оформляет свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

• слушает и понимает речь других; ∙ выразительно читает и пересказывает текст;

• совместно договаривается о правилах общения и поведения в школе и следует им;

•учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Познавательные результаты:

• ориентируются в своей системе знаний: понимает, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи;

• делают предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;

• добывают новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;

• добывают новые знания: извлекает информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

• перерабатывают полученную информацию: наблюдает и делает самостоятельные выводы.

Регулятивные результаты:

 определяют цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

 учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

научатся планировать учебную деятельность;

 высказывают свою версию, пытаются предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);

 работают по предложенному плану, используют необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

 определяют успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; Предметные результаты:

узнают основные понятия курса: противоположные стороны прямоугольника, диагонали прямоугольника, стороны, углы и вершины многоугольника, окружность, круг, центр окружности (круга), радиус, диаметр окружность (круга), вписанный прямоугольник, описанная окружность;

узнают свойства диагоналей прямоугольника (квадрата);

 используют правила безопасной работы ручным и чертежным инструментом;

 научатся чертить окружности, чертить и изготавливать модели: треугольника, прямоугольника (квадрата), круга;

Метапредметные:

• смогут использовать математические знания для описания и моделирования пространственных отношений;

• изготавливать модели изучаемых геометрических фигур, распознавать фигуры среди предметов в окружающем мире;

• овладеют практическими навыками работы с основными геометрическими и чертёжными инструментами (линейкой, угольником, циркулем).

4. Место в учебном плане.

Программа рассчитана на: 1 класс - 33 ч, 2-4 классы – 34 часа в год с проведением занятий  раз в неделю продолжительностью  20 мин. – 1 класс, 45 мин. – 2-4 классы. Содержание отвечает требованию к организации внеурочной деятельности и не требует от учащихся дополнительных знаний.

Срок реализации 4 года.

Формы и методы работы: интегрированные занятия с элементами технологии, занятие-игра, самостоятельная работа.

5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

• Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

• Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

• Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

• Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений.

• Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность. • Ценность труда и творчества.

• Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность.

Учебно-тематический план

 1 класс (33 часа)

п/п

Тема

 Количество

часов

Характеристика видов

деятельности

1

Знакомство учащихся с основным содержанием курса

1

2

Точка. Линия, изображение точки и линий на бумаге. Линии: прямая, кривая, взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая

1

Ставить точки, проводить линии. Чертить прямую по линейке. Различать замкнутые и незамкнутые кривые

3

Виды бумаги: тонкая, толстая, гладкая, шеро-ховатая, белая, цветная и др. и их назначение. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, раз- метка по шаблону, резание бумаги ножницами, соединение деталей из бумаги с помощью клея

1

Размечать бумагу по шаблону, резать бума-гу ножницами. Склеивать бумажные детали

4-5

Практическая работа с бумагой: получение путём сгибания бумаги прямой, пересекающихся и непересекающихся прямых. Основное свойство прямой: через две точки можно провести прямую, и притом только одну. Линейка, использование которой необходимо при прове-дении прямой. Различные положения прямых на плоскости и в про-странстве; вертикальные, горизонтальные, наклонные прямые

2

Получать перегибанием бумаги прямую, пересекающиеся и не- пересекающиеся прямые. Иллюстрировать основное свойство пря- мой. Проводить прямую по линейке. Показывать на чертеже различные распо-ложения прямых на плоскости

6

Отрезок. Вычерчивание отрезка с использованием линейки. Преобразование фигур, составленных из счётных палочек, по заданным условиям

1

Чертить отрезки, на- ходить отрезки в со- ставе различных фигур

7-9

Обозначение геометри-ческих фигур буквами. Изготовление бумажных полосок разной длины. Конструирование модели «Самолёт» из бумажных полосок. Изготовление аппликации «Песочница» из бумажных полосок

3

Обозначать буквами изученныегеометриче-ские фигуры. Вырезать по заготовкам бумажные полоски раз- ной длины.. Конструировать модели объектов по образцам, когда требуется изго- товление дополнительных деталей

10

Луч. Вычерчивание луча. Сравнение прямой, отрезка и луча

1

Чертить луч

11

Сантиметр. Сравнение отрезков по длине разными способами. Упо-рядочивание отрезков по длине

1

Сравнивать и упоря-дочивать отрезки по длин

12

Циркуль. Геометрическая сумма и разность двух отрезков

1

Чертить отрезок-сумму и отрезок-разность двух отрезков

13

14

Угол. Прямой угол. Не- прямые углы. Изготов-ление модели прямого угла. Чертёжный треугольник. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Изготовление моделей различных углов

2

Изготавливать из бумаги непрямоугольной формы модели прямого угла. Изготавливать из бумаги модели острого и тупого угла. Выделять углы разных видов в разных фигурах

15

16

Ломаная. Замкнутая, незамкнутая ломаная. Вершины, звенья ломаной. Изготовление модели ломаной из проволоки. Длина ломаной. Два способа определения длины ломаной

2

Распознавать и чертить ломаные. Определять длину ломаной разными способами

17  18

Многоугольник. Углы, стороны, вершины мно-гоугольника. Треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и др. Классификация много- угольников по числу сторон

2

Распознавать и называть многоугольники разных видов: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и др., их углы, стороны и вершины

19

20

21

Прямоугольник. Свойство противоположных сторон прямоугольника. Изображение пря-моугольника на бумаге в клетку. Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Соотнесение реальных предметов с моделями прямоугольников. Квадрат. Преобразование прямоугольника в квадрат и квадрата в прямоугольник. Чертёж. Обозначение на чертеже линии сгиба

3

Выделять прямоугольник из множества че-тырёхугольников, изо- бражать прямоугольник на клетчатой бумаге. Изготавливать заготовки прямоугольной формы заданных размеров. Выделять квадраты из множества прямоугольников, чертить квадрат на клетчатой бумаге, преобразовывать бумажную модель прямо- угольника в модель квадрата

22

23

Единицы длины: дециметр, метр. Соотношения между единицами длины

2

Работать с бумагой

24

25

26

27

28

29

30

31

Изготовление геометрического набора треугольников. Изготовле-ние аппликаций «Домик», «Чайник», «Ракета» с использованием геометрического набора треугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика». Изготовление аппликаций с использованием набора «Геометрическая мозаика». Изготовление аппликации с использованием заготовки. Изготовление узоров, составленных из геометрических фигур, по заданному образцу и по воображению

8

Изготавливать аппликации по образцу из подготовленных эле- ментов (геометрических фигур). Определять правило, по которому составлен узор, и продолжать его с использованием вырезанных геометрических фигур

32

33

Знакомство с техникой оригами. Изготовление изделий в технике оригами с использованием базовой заготовки — квадрата

2

Читать схемы и изготавливать изделия в технике оригами

2 класс(34 часа)

п/п

Тема

 Количество

часов

Характеристика видов

деятельности

1

2

Повторение геометрического материала: отрезок, угол, ломаная, прямоугольник, квадрат. Изготовление изделий в технике оригами – «Воздушный змей»

2

3

Треугольник. Соотношение длин сторон треугольника

1

Определять, из каких трёх отрезков можно построить треугольник

4 - 8

Прямоугольник. Практическая работа «Изготовление модели складного метра». Свойство противоположных сторон прямоугольника. Диагонали прямоугольника и их свойства. Квадрат. Диагонали квадрата и их свойства. Построение прямоугольника на не- линованной бумаге с помощью чертёжного треугольника

5

Вычерчивать прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге. Строить прямоугольник на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника

9

10

Середина отрезка

2

Находить середину отрезка с помощью циркуля и неоцифрованной линейки (без измерений)

11

Построение отрезка, равного данному, с помощью циркуля

1

Строить отрезок, равный данному, с использованием циркуля (без измерения его длины)

12 - 14

Практические работы: «Изготовление пакета для хранения счётных палочек», «Изготовление подставки для кисточки», «Преобразование фигур по заданному правилу и по воображению»

3

Изготавливать изделия с использованием заготовок, имеющих форму прямоугольни- ка (квадрата)

15

-

19

Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Построение прямоугольника, вписанного в окружность

5

Чертить окружность (круг), прямоугольник, вписанный в окружность

20

-

22

Практические работы: «Изготовление ребристого шара», «Изготовление аппликации „Цыплёнок“»

3

Вырезать круги и ис- пользовать их для из- готовления описанного изделия. Изменять изготовленное изделие по предложенному условию

23

Деление окружности на 6 равных частей. Вычерчивание «розеток»

1

Делить окружность на 6 равных частей с ис- пользованием циркуля

24

-

25

Чертёж. Практическая работа «Изготовление закладки для книги» по предложенному чертежу с использованием в качестве элементов прямоугольников, треугольников, кругов. Технологическая карта. Составление плана действий по технологической карте (как вырезать кольцо)

2

Читать и использовать простейший чертёж для изготовления предложенного изделия. Читать технологиче- скую карту и выполнять по ней действия

26

-

27

Чтение чертежа. Соотнесение чертежа с рисунком будущего изделия. Изготовление по чертежу аппликации «Автомобиль». Изготовление чертежа по рисунку изделия

2

Читать чертёж и изготавливать по чертежу несложные из-делия. Вносить изменения в изделие по изменениям в чертеже и наоборот. Выполнять чертёж по рисунку изделия

28-

29

Изготовление по чертежу аппликаций «Трактор с тележкой», «Экскаватор»

2

Дополнять чертёж не- достающим размером

30-31

Оригами. Изготовление изделий «Щенок», «Жук»

2

Изготавливать по чертежу несложные изделия. Работать в паре: распределять обязанности, обсуждать результат, исправлять допущенные ошибки

32-34

Работа с набором «Конструктор». Детали, пра- вила и приёмы работы с деталями и инструментами набора. Виды соединений. Конструирование различных предметов с использованием деталей набора «Конструктор». Усовершенствование изготовленных изделий

3

Собирать несложные изделия из деталей на- бора «Конструктор» по рисункам готовых образцов

        

3 класс (34 часа)

п/п

Тема

 Количество

часов

Характеристика видов

деятельности

1

-

2

Повторение геометрического материала: отрезок, ломаная, многоугольник

2

3

-

6

Треугольник. Виды треугольников по сторонам: разносторонний, равнобедренный, равносторонний. Построение треугольника по трём сторонам. Виды треугольников по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоуголь-ный. Конструирование моделей различных треугольников

4

Различать треугольники по сторонам и по углам. Строить треугольник по трём сторонам с использованием циркуля и линейки. Изготавливать модели треугольников разных видов

7

 –

9

Правильная треугольная пирамида. Изготовление модели правильной треугольной пирамиды сплетением из двух одинаковых полосок, каждая из которых разделена на 4 равносторонних треугольника. Изготовление каркасной модели правильной треугольной пирамиды из счётных палочек. Вершины, грани и рёбра пирамиды. Изготовление геометрической игрушки «Флексагон» (гнущийся многоугольник) на основе полосы из 10 равносторонних треугольников. Периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата)

3

Изготавливать различные модели правильной треугольной пирамиды.

11

-

13

Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей. Построение квадрата на нелинованной бумаге по заданным его диагоналям

3

Строить прямоугольник на нелинованной бумаге с использованием свойств диагоналей прямоугольника (квадрата)

14 –

18

Чертёж. Изготовление по чертежам аппликаций «Домик», «Бульдозер». Составление аппликаций различных фигур из различных частей определённым образом разрезанного квадрата. Технологический рисунок

5

Изготавливать по чертежу различные аппликации

19-

20

Изготовление по технологическому рисунку композиции «Яхты в море

2

Выстраивать композиции по технологическому рисунку

20 –

22

Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата), различных фигур, составленных из прямо- угольников и квадратов

3

Определять площадь прямоугольника (ква-драта)

23 –

25

Разметка окружности. Деление окружности (круга) на 2, 4, 8 равных частей. Изготовление модели цветка с использованием деления круга на 8 равных частей

3

Делить окружность (круг) на 2, 4, 8 равных частей

26-

27

Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Изготовление модели часов

2

Делить окружность (круг) на 3, 6, 12 равных частей

28

Взаимное расположение окружностей на плоскости

1

Чертить пересекающиеся, непересекающиеся (в том числе концентрические) окружности

29

Деление отрезка пополам без определения его длины (с использованием циркуля и линейки без делений)

1

Выполнять деление отрезка пополам с использованием циркуля и линейки без делений

30

Получение практическим способом треугольника, вписанного в окружность (круг)

1

Строить практическим способом треугольник, вписанный в круг

31

Изготовление аппликации «Паровоз», геометрической игры «Танграм» и аппликаций фигур из частей игры «Танграм»

1

Изготавливать аппликации из частей игры «Танграм»

32

Оригами. Изготовление изделия «Лебедь»

1

Работать в технике оригами

33

-

34

Техническое конструирование из деталей набора «Конструктор». Изготовление по приведённым рисункам моделей «Подъёмный кран» и «Транспортёр»

2

Конструировать по рисункам модели из деталей набора «Кон-структор»

4 класс (34 часа)

п/п

Тема

 Количество

часов

Характеристика видов

деятельности

1

-

5

Прямоугольный парал-лелепипед. Элементы прямоугольного парал-лелепипеда: грани, рёбра, вершины. Развёртка прямоугольного па-раллелепипеда. Изго-товление модели пря- моугольногопараллеле- пипеда из развёртки и каркасной модели из кусков проволоки

5

Изготавливать модели прямоугольных па-раллелепипедов с ис- пользованием развёрток и каркасной модели из кусков проволоки

6

-

 9

Куб. Элементы куба: грани, рёбра, вершины. Развёртка куба. Изготовление моделей куба с использованием раз- вёртки и каркасной модели из счётных пало-чек. Изготовление мо- дели куба из трёх одинаковых полосок, каждая из которых разделе- на на 5 равных квадратов

4

Изготавливать моде- ли куба с использованием развёрток и каркасной модели из счётных палочек

10

Практическая работа «Изготовление модели платяного шкафа» по приведённому чертежу

1

Изготавливать по чертежу модели объектов

11

-

15

Изображение прямоугольного параллелепипеда на чертеже в трёх проекциях. Чтение чертежа прямоугольного параллелепипеда в трёх проекциях, соотнесение чертежа и рисунка прямоугольного параллеле-пипеда

5

Читать чертёж прямоугольного параллелепипеда, заданный в трёх проекциях

16

-

18

Чертёж куба в трёх проекциях. Чтение чертежа куба в трёх проекциях, соотнесение чертежа и рисунка куба

3

Читать чертёж куба, заданный в трёх проекциях.

19

Практическая работа «Изготовление по чертежу модели гаража», имеющего форму прямоугольного параллелепипеда

1

Изготавливать по чертежу модели объек-тов

20

-

27

Осевая симметрия. Вы- деление фигур, имеющих и не имеющих оси симметрии. Повторение геометрического материала

8

Проводить практическими и графическими способами оси симметрии в фигурах

28

Представление о цилиндре. Соотнесение цилиндра и предметов окружающей действительности, имеющих форму цилиндра. Изго-товление модели цилиндра

1

Находить в окружающей действительности предметы цилиндрической формы

29

Изготовление по чертежу подставки под карандаши, имеющей форму цилиндра

1

Изготавливать по чертежу модели объектов, имеющих цилиндрическую форму

30

Знакомство с шаром и сферой

1

Изготавливать по чертежу модели объектов, имеющих цилиндрическую форму

31

Практическая работа «Изготовление модели асфальтового катка»

1

Изготавливать по чертежу модели объектов, имеющих цилиндрическую форму

32

Изготовление набора «Монгольская игра»

1

Работать в группе: распределение объектов для изготовления, составления композиции

33

Оригами — «Лиса и журавль»

1

Работать в группе: распределение объектов для изготовления, составления композиции

34

Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и построение столбчатых диаграмм

1

Читать и строить столбчатые диаграммы

Описание материально-технического обеспечения образовательного

Оборудование и приборы

1.Учебное пособие: ∙ Волкова С.И., Пчелкина О.Л. Математика и конструирование. 1 класс. М.: Просвещение, 2010.

2. Интернет-ресурсы:

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru 2. Справочно-информационный Интернет-портал: http://www.gramota.ru

  3. Презентации уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info/about/193

  4. Наглядные пособия.

  5. Технические средства обучения:

1. интерактивная доска (экран)

2. проектор.

3. компьютер.

4. колонки

 6. Учебно-практическое оборудование: Доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Лепка, рисование, конструирование" для детей с умеренной умственной отсталостью 1 класс

Пояснительная запискаВключение лепки, рисования и элементарного конструирования в программу начального обучения детей с умеренной умственной отсталостью продиктовано не только традиционным подхо...

рабочая программа "Лего-конструирование"

рабочая программа по кружку "Лего"...

Рабочая программа по конструированию и моделированию

Это внеаудиторная программа  предназначена для формирования личности обучающихся начальных классов общеобразовательной школы.  Следующие задачи:- развивать пространственное вообрахение,памят...

Рабочая программа «ЛЕГО-конструирование» для 1 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «ЛЕГО-конструирование» для 1 класса...

Рабочая программа по конструированию

Пояснительная записка Предлагаемая программа по предмету «Конструирование» в 3-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида направлена на развитие и коррек...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Моделирование и конструирование" к рабочей программе по математике для 3 класса

Рабочая программа внутрипредметного модуля «Моделирование и конструирование» для расширения рабочей программы по математике для 3 класса разработана на основе Федерального государственного...

Рабочая программа " Лего-конструирование"

      Рабочая программа к курсу «Лего - конструирование» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...