Программа внеурочной деятельности "Юный математик"
рабочая программа по математике (4 класс)

Вострова Инна Анатольевна

Программа внеурочной деятельности "Юный математик" предназначена для учеников 4 класса, расчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Целью программы является формирование мыслительных процессов, логического мышления учащихся. Курс осуществляет учебно-практическое знакомство с многими разделами математики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vd_yuny_matematik_4_klass.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Актуальность программы внеурочной деятельности «Юный математик» определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  

     Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

     Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

     Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

     Содержание занятий  внеурочной деятельности представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика.  

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме  данной науки.

      Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы  занятия  проводятся в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.  

     Программа кружка рассчитана на 1 год для учащихся 3- 4 классов. Занятия 1 раз в неделю, всего 35 часов. Продолжительность каждого занятия не должна превышать  45 минут.

Цель:

Полноценное интеллектуальное развитие учащихся,  формирование мыслительных

процессов, логического мышления, творческой деятельности,  теоретического сознания, овладение учащимися важными логико-математическими понятиями.

Задачи:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • расширять математические знания в области многозначных чисел;
  • содействовать умелому использованию символики;
  • учить правильно применять математическую терминологию;
  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Принципы программы:

  • Актуальность

            Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

  • Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность

Содержание занятий   направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных   олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

  • Реалистичность 

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 35 занятий.

  • Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Предполагаемые результаты:

Занятия   должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;
  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»; на интернет-конкурсах.
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах;
  • творческие работы                           Содержание  

  1.  «Математика- царица наук»
  2. Великие математики
  3. Геометрические упражнения
  4.  Задачи с числами
  5. Школьный тур олимпиады
  6.  Логические задачи
  7. Математические игры-презентации «Веселая математика», «Поле чудес» «Математическое ассорти»
  8. Задачи-смекалки
  9.  Решение задач и уравнений
  10.  Решение текстовых задач
  11.  Задачи на четность и свойства четности
  12.  Задания на переливание
  13.  Задачи на взвешивание
  14.  Геометрия на клетчатой бумаге
  15.  Открытие нуля
  16.  Приемы быстрого счета
  17.  Конкурс знатоков
  18.  Решение тестов по курсу начальной школы
  19.  Старинные меры длины
  20. Компьютерные математические игры
  21. Международная игра «Кенгуру»
  22.  Восстановление чисел
  23. Решение геометрических задач
  24.  Конкурс-соревнование

Учебно-тематическое планирование

 

Наименование тем курса

Виды деятельности

Дата проведения

Примечание

1. Вводное занятие «Математика – царица наук»

Разгадка «математических фокусов»

11.09.

2.  Математическая игра «Веселая математика»

групповая работа,

решение нестандартных задач

18.09.

3. Проектная деятельность «Великие математики»

работа со словарями, энциклопедиями

25.09.

4. Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию»

запись геометрических понятий, решение геометрических заданий

02.10.

Презентация

5.  Задачи с числами

  Решение логических нестандартных задач

09.10.

В мире ЗМ

С.5

6.  Задачи с числами

Работа в группе, решение упражнений  

16.10.

В мире ЗМ

С.7

7. Школьная олимпиада по математике

Самостоятельная работа. Решение заданий повышенной трудности

23.10.

8.  Логические задачи.

 Составление таблицы для решения логических задач

30.10.

В мире ЗМ

С.9

9.  Решение .задач и уравнений

Решение нестандартных задач

06.11.

В мире ЗМ

С.13

10.  .Решение текстовых задач.

 Составление математической модели текстовых задач.

13.11.

В мире ЗМ

С.16

11. Задачи на четность и свойства четности

 Решение нестандартных задач

20.11.

В мире ЗМ

С.19

12. Числовые ребусы и головоломки

 Знакомство с числовыми ребусами и головоломками

27.11.

В мире ЗМ

С.24

13. Задания на переливание

 Решение нестандартных задач

04.12.

В мире ЗМ

С.26

14.  Задачи на взвешивание

Решение нестандартных задач, работа в парах

11.12.

В мире ЗМ

С.30

15. «В худшем случае»

 Уметь логически обосновать решение  

18.12.

В мире ЗМ

С.32

16.Математика в играх и задачах.

Презентация игры, работа в команде

25.12.

Презентация

17. «В худшем случае»

 Задачи , в решении которых приходится учитывать самый неблагоприятный случай, логическое обоснование решения

16.01.

В мире ЗМ

С.32

18. Геометрия на клетчатой бумаге

 Перечерчивание заданного чертежа, повышение графической культуры.

23.01.

В мире ЗМ

С.40

19.Игра «Математическое ассорти»

Игра-презентация , знакомство с великими математиками, решение нестандартных задач.

30.01.

Презентация

В мире ЗМ

С.43

20. Подготовка к конкурсу «Кенгуру»

решение заданий повышенной трудности

06.02.

21. Международная игра «Кенгуру»

Решение нестандартных математических заданий

13.02.

22. Открытие нуля.

исследовательская работа «Почему так?»

20.02.

Занятия МК

С.62

23.  Приемы быстрого счета

 Работа в парах

27.02.

В мире ЗМ

С.45

24. Приемы быстрого счета

Работа в парах

06.03.

В мире ЗМ

С.48

25.Компьютерные математические игры.

сообщения о домашних компьютерных математических играх

13.03.

Занятия МК

С.68

26. Конкурс знатоков  

решение   заданий ГИА

20.03.

27. Восстановление чисел  

 решение нестандартных заданий

27.03.

28. Конкурс знатоков  

 Решение заданий ГИА

03.04.

29. Старинные меры длины  

повторение единиц измерения

10.04.

Презентация

Занятия МК

С.84

30 Решение задач и уравнений.  

Решение задач повышенной сложности

17.04.

В мире ЗМ

С. 56

31.  Конкурс знатоков

 решение   заданий ГИА

24.04.

32 -33 .Решение геометрических задач

Работа в парах по решению задач

08.-15.05.

Рабочая тетрадь

34-35.Повторение. Конкурс- соревнование

Математические игры и задания

22.-29.05.

Презентация

 

 Методическое обеспечение

  1.  Дементьева Л.С. В мире занимательной математики. 4 класс.-Волгоград: Учитель, 2011
  2. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Контрольно-измерительные материалы. Математика. 4 класс / Сост.Т.Н.Ситникова-3-е изд., перераб.-М.: ВАКО, 2014
  4. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
  5. Цифровые образовательные ресурсы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 3 класс...

Программа внеурочной деятельности "Математика вокруг нас"

    Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяетс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" является программой общеинтеллектуальной направленности....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных"

ДЛя реализации программного содержания можно исполдьзовать учебник О.А. Холодовой "Юным умниикам и умницам"...

Программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Программа внеурочной деятельности составлена на 4 года. Содержит пояснительную записку, личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета, тематическое планирование внеурочного зан...

Рабочая программа внеурочной деятельности Математика и конструирование 4 класс 2016-2017 учебный год

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика и конструирование» 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика и конструирование» 1 класс...