Программа внеурочной деятельности "Юный математик"
рабочая программа по математике (4 класс)
Программа внеурочной деятельности "Юный математик" предназначена для учеников 4 класса, расчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Целью программы является формирование мыслительных процессов, логического мышления учащихся. Курс осуществляет учебно-практическое знакомство с многими разделами математики.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Актуальность программы внеурочной деятельности «Юный математик» определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий внеурочной деятельности представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы занятия проводятся в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Программа кружка рассчитана на 1 год для учащихся 3- 4 классов. Занятия 1 раз в неделю, всего 35 часов. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 45 минут.
Цель:
Полноценное интеллектуальное развитие учащихся, формирование мыслительных
процессов, логического мышления, творческой деятельности, теоретического сознания, овладение учащимися важными логико-математическими понятиями.
Задачи:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области многозначных чисел;
- содействовать умелому использованию символики;
- учить правильно применять математическую терминологию;
- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы:
- Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
- Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
- Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
- Практическая направленность
Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
- Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
- Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 35 занятий.
- Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Предполагаемые результаты:
Занятия должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»; на интернет-конкурсах.
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы Содержание
- «Математика- царица наук»
- Великие математики
- Геометрические упражнения
- Задачи с числами
- Школьный тур олимпиады
- Логические задачи
- Математические игры-презентации «Веселая математика», «Поле чудес» «Математическое ассорти»
- Задачи-смекалки
- Решение задач и уравнений
- Решение текстовых задач
- Задачи на четность и свойства четности
- Задания на переливание
- Задачи на взвешивание
- Геометрия на клетчатой бумаге
- Открытие нуля
- Приемы быстрого счета
- Конкурс знатоков
- Решение тестов по курсу начальной школы
- Старинные меры длины
- Компьютерные математические игры
- Международная игра «Кенгуру»
- Восстановление чисел
- Решение геометрических задач
- Конкурс-соревнование
Учебно-тематическое планирование
Наименование тем курса | Виды деятельности | Дата проведения | Примечание | ||
1. Вводное занятие «Математика – царица наук» | Разгадка «математических фокусов» | 11.09. | |||
2. Математическая игра «Веселая математика» | групповая работа, решение нестандартных задач | 18.09. | |||
3. Проектная деятельность «Великие математики» | работа со словарями, энциклопедиями | 25.09. | |||
4. Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию» | запись геометрических понятий, решение геометрических заданий | 02.10. | Презентация | ||
5. Задачи с числами | Решение логических нестандартных задач | 09.10. | В мире ЗМ С.5 | ||
6. Задачи с числами | Работа в группе, решение упражнений | 16.10. | В мире ЗМ С.7 | ||
7. Школьная олимпиада по математике | Самостоятельная работа. Решение заданий повышенной трудности | 23.10. | |||
8. Логические задачи. | Составление таблицы для решения логических задач | 30.10. | В мире ЗМ С.9 | ||
9. Решение .задач и уравнений | Решение нестандартных задач | 06.11. | В мире ЗМ С.13 | ||
10. .Решение текстовых задач. | Составление математической модели текстовых задач. | 13.11. | В мире ЗМ С.16 | ||
11. Задачи на четность и свойства четности | Решение нестандартных задач | 20.11. | В мире ЗМ С.19 | ||
12. Числовые ребусы и головоломки | Знакомство с числовыми ребусами и головоломками | 27.11. | В мире ЗМ С.24 | ||
13. Задания на переливание | Решение нестандартных задач | 04.12. | В мире ЗМ С.26 | ||
14. Задачи на взвешивание | Решение нестандартных задач, работа в парах | 11.12. | В мире ЗМ С.30 | ||
15. «В худшем случае» | Уметь логически обосновать решение | 18.12. | В мире ЗМ С.32 | ||
16.Математика в играх и задачах. | Презентация игры, работа в команде | 25.12. | Презентация | ||
17. «В худшем случае» | Задачи , в решении которых приходится учитывать самый неблагоприятный случай, логическое обоснование решения | 16.01. | В мире ЗМ С.32 | ||
18. Геометрия на клетчатой бумаге | Перечерчивание заданного чертежа, повышение графической культуры. | 23.01. | В мире ЗМ С.40 | ||
19.Игра «Математическое ассорти» | Игра-презентация , знакомство с великими математиками, решение нестандартных задач. | 30.01. | Презентация В мире ЗМ С.43 | ||
20. Подготовка к конкурсу «Кенгуру» | решение заданий повышенной трудности | 06.02. | |||
21. Международная игра «Кенгуру» | Решение нестандартных математических заданий | 13.02. | |||
22. Открытие нуля. | исследовательская работа «Почему так?» | 20.02. | Занятия МК С.62 | ||
23. Приемы быстрого счета | Работа в парах | 27.02. | В мире ЗМ С.45 | ||
24. Приемы быстрого счета | Работа в парах | 06.03. | В мире ЗМ С.48 | ||
25.Компьютерные математические игры. | сообщения о домашних компьютерных математических играх | 13.03. | Занятия МК С.68 | ||
26. Конкурс знатоков | решение заданий ГИА | 20.03. | |||
27. Восстановление чисел | решение нестандартных заданий | 27.03. | |||
28. Конкурс знатоков | Решение заданий ГИА | 03.04. | |||
29. Старинные меры длины | повторение единиц измерения | 10.04. | Презентация Занятия МК С.84 | ||
30 Решение задач и уравнений. | Решение задач повышенной сложности | 17.04. | В мире ЗМ С. 56 | ||
31. Конкурс знатоков | решение заданий ГИА | 24.04. | |||
32 -33 .Решение геометрических задач | Работа в парах по решению задач | 08.-15.05. | Рабочая тетрадь | ||
34-35.Повторение. Конкурс- соревнование | Математические игры и задания | 22.-29.05. | Презентация | ||
Методическое обеспечение
- Дементьева Л.С. В мире занимательной математики. 4 класс.-Волгоград: Учитель, 2011
- Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Контрольно-измерительные материалы. Математика. 4 класс / Сост.Т.Н.Ситникова-3-е изд., перераб.-М.: ВАКО, 2014
- «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
- Цифровые образовательные ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ»
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 3 класс...

Программа внеурочной деятельности "Математика вокруг нас"
Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяетс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" является программой общеинтеллектуальной направленности....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных"
ДЛя реализации программного содержания можно исполдьзовать учебник О.А. Холодовой "Юным умниикам и умницам"...

Программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование"
Программа внеурочной деятельности составлена на 4 года. Содержит пояснительную записку, личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета, тематическое планирование внеурочного зан...

Рабочая программа внеурочной деятельности Математика и конструирование 4 класс 2016-2017 учебный год
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика и конструирование» 1 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика и конструирование» 1 класс...
