Интегрированный урок математика/окружающий мир "Движение в одном направлении. Система кровообращения" ПНШ
план-конспект урока по математике (4 класс)

Цыкунова Евгения Васильевна

класс

4 класс

УМК

«Перспективная начальная школа»

Предмет

Математика, окружающий мир

Тема урока

Движение в одном направлении. Система кровообращения.

Тип урока

Открытие новых знаний

Технологии

ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, проблемного обучения, интегрированного обучения, игровая.

Дидактическая задача

Создать условия для  знакомства учащихся с понятием  «скорость изменения расстояния», развития умения   решать задачи на нахождение этой величины, на примере знакомства с системой кровообращения человека.

Основное понятие

Скорость изменения расстояния, система кровообращения.

Межпредметные связи

Окружающий мир, математика.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока33.34 КБ
Файл Самоанализ15.33 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного урока математики с окружающим миром

Дата

22 февраля 2018 год

Учитель

Цыкунова Евгения Васильевна, учитель начальных классов (Перспективная нач шк. ), Козар Лидия Прокопьевна (среднее и старшее звено), учитель биологии, работают  в филиале МАОУ Сорокинской СОШ №3 Ворсихинской СОШ

Квалификационная категория

1

класс

4 класс

УМК

«Перспективная начальная школа»

Предмет

Математика, окружающий мир

Тема урока

Движение в одном направлении. Система кровообращения.

Тип урока

Открытие новых знаний

Технологии

ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, проблемного обучения, интегрированного обучения, игровая.

Дидактическая задача

Создать условия для  знакомства учащихся с понятием  «скорость изменения расстояния», развития умения   решать задачи на нахождение этой величины, на примере знакомства с системой кровообращения человека.

Основное понятие

Скорость изменения расстояния, система кровообращения.

Межпредметные связи

Окружающий мир, математика.

Ресурсы:

Основные -

Дополнительные -

  1. Учебник  А.Л. Чекин «Математика» 2 часть, изд-во Москва «Академкнига/учебник », 2014 г.
  2. Учебник О.Н. Федотова «Окружающий мир», Москва Академкнига/учебник 2015 г.
  3. А.В. Афонина, Е.Е. Ипатова «Поурочные разработки по математике» Москва изд-во «Академкнига/учебник» 2011 г.
  4. Н.В. Лободина «Поурочные планы. Окружающий мир» Волгоград Издательство «Учитель» 2012.
  5. О.А. Захарова, Е.П. Юдина. Тетрадь для самостоятельной работы №2 «Математика в вопросах и задачах», Москва, Академкнига/учебник  2013 г.
  6. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова. Тетрадь для самостоятельной работы «Окружающий мир» №2,
  7. Логвинова И. М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой. – 2011. - № 12.- с. 12-18.
  8. Нестандартные уроки в начальной школе. С.В. Савинова, Е.Е. Гугучкина. Волгоград «Учитель». 2002 год.
  9. Мультимедиа (презентация)
  10. Видеоролики из учебных фильмов: «Система кровообращения 8 кл», «Значение системы кровообращения»

Оборудование

Учебники Математика и Окружающий мир для 4 кл. , Презентация к уроку; карточки с рис. внутренних органов человека,  разрезанные, с математической записью с обратной стороны; на доске изображение контура фигуры человека; научный фильм о кровеносной системе №1 + музыка – первые 64 сек., научный фильм №2 на 10:58 секунде - ЗОЖ; карточки с надписью тем урока, слов: АРТЕРИИ, ВЕНЫ, КАПИЛЛЯРЫ, V=…,формул v t S, таблица движения крови, оценочные листы,  футболки: 1 чёрная, 2 белых, 3 фиолетовых, 5 красных; воздушные шарики маленькие голубые в большой ёмкости 15 – 20 штук,; фиолетовые листочки, Технологическая карта урока, приложение.

         Задачи на урок:

  1. личностные

формировать индивидуальные учебно-познавательные мотивы, самостоятельность в разных видах деятельности; физическую культуру: ценностное отношение к своему организму;

развивать навыки сотрудничества, способность к самооценке, этические чувства, доброжелательность.

  1. метапредметные:
  • познавательные

Общеучебные.  Формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;  применять правила и пользоваться инструкциями к освоенным закономерностям; узнавать, называть и определять объекты в соответствии с учебным содержанием; осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме исследовательского характера.

Знаково-символические.  Формулировать умение использовать знаково-символические средства в том числе модели , схемы и таблицы  для решения задач.

Информационные . Формировать умение анализировать, передавать, интерпретировать, оценивать информацию.

Логические. Формировать умение строить рассуждения, обобщения, подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков. 

  • регулятивные

Целеполагание. Формировать умение формулировать и удерживать учебную задачу.

Планирование. Формировать умение выбирать действия в соответствии с познавательной задачей и условиями её реализации.

Контроль и самоконтроль. Формировать умение различать способ и результат действия, использовать установленные правила в контроле способа решения.

Коррекция. Фрмировать умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

Оценка. Формировать умение устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели, определять качество и уровень усвоения. 

  • коммуникативные

Формировать умение строить понятные для партнёра высказывания, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, формулировать собственное мнение и позицию, вести диалог, слушать собеседника, осуществлять взаимный контроль, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

  1. предметные

-иметь представление о скорости изменения расстояния между объектами, движущимися в одном направлении;  о работе сердца человека;

-уметь находить скорость увеличения расстояния; записывать формулу её нахождения;

-решать арифметические текстовые (сюжетные) задачи, содержащие зависимость, характеризующую процесс движения (скорость, время, пройденный путь);

-совершенствовать вычислительные навыки;

-знать органы системы кровообращения, состав крови.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД, формирующиеся  на данном этапе

1. Организационный момент

Слайд 1

1 мин

- «Блаженство тела состоит в здоровье, а блаженство ума — в знании» Фалес, древнегреческий филосов.

Если вы радуетесь, чтобы познать что-то новое, значит ваше тело здорово!

Поприветствуйте др. друга перед новым уроком!

Приветствуют друг друга хлопком!

Личностные:положительный эмоциональный настрой на урок.

2.  Актуализация знаний.

10 мин

Карточки с формулами н/д:

 v, t, S

- Сегодня мы проведём урок, изучая сразу два предмет: математику и окружающий мир. А  поможет нам в этом Л.П. Козар учитель биологии старших классов.

1. Я раздам вам карточки – половинки. Вам нужно найти друг друга – соединить половинки, где получится математическое выражение с величинами  или перевод  значения величины из крупной в более мелкую. Например …

Сядьте за одну парту.    

Высчитать величину.

2. Соединив карточки, переверните их – такое число у вас получилось?

Вспомните роль органа в организме, который изображён на вашей карточке. Посовещайтесь.

А с этим числом связано интересное сведение о вашем органе. Может,  кто помнит?

Лист оценивания (повторение)

Получают карточки.

Начинают искать друг друга, вспоминая формулы.

Получают консультации-поправки от Лидии Прокопьевны.

Отвечают по алгоритму:

  1. назвать математическую формулу, которой вы воспользовались, действуя с величинами;
  2. роль органа в организме человека;
  3.  интересное сведение об этом органе, связанное с получившимся числом.  

- Выходят к доске, прикрепляют свою карт. к изображённой на доске фигуре человека и отвечают по алгоритму.

Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

Познавательные: выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

3. Целеполагание + метод «Яркого пятна»

Видеоролик (короткий фильм-первые 64 сек. Подходящая музыка)

Слайд 2 (задачи)

3 мин

Л.П. -Может присмотритесь, чего не хватает в нашей схеме – организма человека?

Подтвердим наши догадки Видео.

- Внимание на экран.

- Сформулируйте тему урока. Ставим сердце

- А по математике, какие задачи мы решали на предыдущих уроках?

На доске вывешивает тему урока: КАРТОЧКИ Система кровообращения. Движение в одном и том же направлении.

- Какие задачи мы поставим сегодня перед собой?

Е.В. Возьмите фиолетовые листочки на парте, нарисуйте сердечко, а ниже напишите ответ на вопрос: Что такое кровеносная система?

Активизируются в мыслях. Высказывают свои предположения.

Заинтересовываются фильмом.

В высказываниях проводят связь с темой урока .

- Тема урока: «Система кровообращения». «Задачи на движение»

Задачи:

Узнаем

Из чего состоит кровеносная система?

Что такое сердце и как оно выглядит?

Из чего состоит кровь?

Решим задачи на движение в одном направлении.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

передавать информацию устно , Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; предвосхищать результат.

4. Изучение нового материала.

1мин

 

4 мин

Слайд 3 (новая тема )

Математика

8 мин

ФИЗМИНУТКА

Слайд 4 (Лёгкие)

8 мин

МИКРОСКОПЫ

Л.П.

Слайд вид из микроскопа На экране клетки крови.!!   

Слайд 5

Математика

Слайд 6 (краткая запись задачи + решение и ответ)

6 мин

+ видео Длинный фильм на 10.58 сек

Л.П. А) Уч. Окруж. Мир с. 25

- Используя рисунок назовите др. другу составляющие системы кровообращения.

Б) Уч. Окруж. Мир с. 26 прочитать 1 абзац, но с условием. Первому ряду придётся собраться вместе по моей команде и составить вопрос со словом новым АРТЕРИИ, а второму ряду со словом ВЕНЫ.

Детям даются КАРТОЧКИ с этими словами.

Л.П. Учитель показывает на плакате движение крови по сосудам. Знакомит с термином «капилляры»

Лист оценивания (кровеносная система) +

В) Рассказ учителя с опорой на презентацию:

Л.П. Артерии, вены и капилляры имеют разные размеры и разную удалённость от сердца. Потому скорость движения крови по ним различна. Быстрее всего кровь движется по артериям. В них её скорость в среднем составляет 50 см/сек. За одно и тоже время по венам кровь проходит путь, намного меньше, чем по артериям. 30 см/сек. А по капиллярам кровь движется совсем медленно - 2 см/сек.

- Представьте, что артериальная и венозная кровь устроили соревнование на 2  м дистанции. На сколько же артериальная кровь обгонит венозную?

 Завершите заполнение на карточке данной таблицы, если известны их скорости.

Объясняет по слайду правила заполнения таблицы.

- Сколько сек. Затратила артериальная кровь на весь путь – 2 м или 200см.?

- Сколько см за это время прошла венозная кровь?

- На сколько см обогнала артериальная кровь венозную, когда она прошла весь путь?

- На сколько см увеличивалось расстояние между ними за 1 сек. ?

Запишите ответ на последний мой вопрос с помощью скорости.

Это и есть …

Как эту скорость бы вы назвали?

Уч. с. 45 ПРАВИЛО. (чтение хором)

КАРТОЧКА

V увеличения расстояния

- Как она связана со скоростями артериальной и венозной крови?

Запишите н/д соответствующее равенство.

Иными словами можно сказать, что это V изменения расстояния:  

V=V1-V2     КАРТОЧКА

Лист оценивания(Vизменения расстояния)

Г) Инсценировка движения клеток крови

Учитель рассказывает с. 27. Окр.мир + показ.

Уч. Окруж. Мир. С. 28. Найдите информацию о себе.

- Красные клетки, вы что делаете?

- Белые клетки?

- Кровяные пластинки?

А ты кто, в чёрной футболке?

Выполняйте мои комментарии:

- На экране лёгкие. Междурядье – это артерия. Одни клетки несут от лёгких кислород (шары) в конец класса. Через сердце Л.П.»!!! Гости сыграют роль наших органов, отдавайте им кислород. Забирайте от органов углекислый газ. Возвращаться можно по венам – у стен. Белые клетки двигаются, как хотят. И вот микроб пробрался ч/з  ранку. Белые хватайте его. Выталкивайте обратно к выходу. Сами остаётесь погибать снаружи раны. Кровяные пластинки, выстраивайтесь вдоль ранки, закрывайте собой вход. Никого вы больше не впустите!

Лист оценивания (Из чего состоит кровь) +

Д)

Регулярные занятия физкультурой очень полезны для сердца и сосудов.

У спортсменов сосуды очищены, эластичны и упруги. Они доставляют больше кислорода ко всем органам.

ЗАДАЧА

В Сорокино устроили велосипедный марафон  по маршруту с. Сорокино – г. Ишим. Велосипедисты выехали одновременно в одном направлении. Один из участников был спортсмен и ехал со скоростью 30 км/ч, а второй был обычным человеком и ехал со V=10 км/ч. Какое расстояние будет между ними ч/з 2 ч. ?

- О чём говорится в задаче?

- Что такое марафон?

- Чем отличались эти два участника?

- Кто будет быстрее ехать? Почему?

_ Какой главный вопрос задачи?

- Что нужно знать, чтобы ответить на главный вопрос задачи?

Что из этого известно?

Что неизвестно?

О какой скорости здесь идёт речь?

Какое новое правило мы сегодня узнали о нахождении такой скорости?

Каким действием мы найдём V увеличения расстояния м\д участниками веломарафона?

Зная скорость увеличения расстояния между велосипедистами, мы теперь сможем ответить на главный вопрос задачи?

- Как будет звучать ответ?

-Ребята, доедет ли спортсмен за это время уже до Ишима или нет? Как узнали?

Спорт приносит нам здоровье , радость, победу.

Показ видео «Спорт- это здоровье»

Лист оценивания (решение задачи на движение)

Работают в парах.

Собираются в группу 1 и 2 ряды, составляют вопросы.

Задают вопросы противоположной команде, отвечают.

Оценивают себя

Индивидуальная работа

Заполняют таблицу (на жёлтых лист.)

Время в пути (сек.)

0

1

2

3

4

S, пройденное артериальной кровью (см)

0

50

100

150

200

S, пройденное венозной кровью (см)

0

30

60

90

120

S между  артериальной и венозной кровью

0

20

40

60

80

Взаимопроверка , оценка.

V=  20 см/сек

Предлагают свои варианты ответов.

Выкладывают карточки н/д

Vувеличения расстояния = Vартериальной крови – Vвенозной крови

Запись в тетради

Оценивают себя

Надевают футболку красного, белого, фиолетового или чёрного цвета.

Ищут информацию в учебнике про клетки своего цвета.

Выполняют действия по командам учителя.

После игры, подходят и смотрят в микроскопы. Делают вывод, что видны только красные кровяные клетки.

Оценивают себя

- Меньше минуты. Сердце.

Слушают учителя. Выполняют практические действия кулачком.

Читает задачу Вадим.

Отвечают на вопросы.

S - ? Надо знать V и t, т.к. S=v*t

t=2ч.

v=?

Скорости увеличения расстояния.

V=v1 – v2

  1. 30км,ч – 10 км/ч = 20 (км\ч)

Да, если v*t

  1. 20км/ч * 2ч = 40 (км)

Ефим у доски записывает решение задачи, остальные оформляют в тетрадях.

 

Оценивают себя.

Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения, во взаимодействии строить монологическое высказывание;

Регулятивные: контроль и самоконтроль учебных действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: осуществлять смысловое чтение, применять базовые знания для решения конкретной проблемы

построение рассуждения; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов, создавать и преобразовывать модели и схемы.

6. Оценивание

2 мин

В листах оценивания найдите сумму всех баллов и разделите на 5, чтобы узнать средний балл.

Покажите пальчиками свою отметку.

Подсчитывают средний балл. Работают в оценочных листах.

Показывают отметку.

Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

5. Рефлексия

6 мин

Наш урок подходит к концу. Вернёмся к фиолетовым листочкам. Перечитайте своё предположение в начале урока.

- У кого о кровеносной системе, о сердце появились новые знания? Те увеличьте своё нарисованное сердце в размерах?

Кто запомнил правило нахождения скорости изменения расстояния между двумя движущимися объектами в одном направлении? Те ещё и заштрихуйте своё сердце.

Встаньте те, у кого сердце стало больше и заштрихованное в рис. Аплодисменты!!!

Выполняют просьбу учителя

Анализируют свои достижения, знания: Увеличивают рис. сердца, заштриховывают.

Аплодируют.

Личностнные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

Регулятивные: выделять и формулировать то, что усвоено, и что нужно усвоить, определять  качество и уровень усвоения.

  1. Д/з. Слайд7

На сердечках, которые учитель дарит ученикам:

Уч. Окружающий мир с. 133 -135 читать, задание.

Уч. Математика с. 44-45 №150, Правило.

Получают карточки-сердечки с д/з.



Предварительный просмотр:

Самоанализ интегрированного урока

математики и окружающего мира в 4 кл.

Цыкунова Евгения Васильевна

Класс: 4

Тема урока: Движение в одном направлении. Система кровообращения.

Тип урока: открытие новых знаний .

Дидактическая цель урока : Создать условия для  знакомства учащихся с понятием  «скорость изменения расстояния», развития умения   решать задачи на нахождение этой величины, на примере знакомства с системой кровообращения человека.

 Технологии: технология  продуктивного чтения, ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, проблемного обучения, интегрированного обучения, технология самооценивания, игровая технология.

Межпредметные связи: Окружающий мир, математика.

Место урока в теме: раздел «Движение нескольких объектов» 3-й урок из 6-ти.. Раздел «Человеческий организм». – Система кровообращения 6-й урок из 11-ти.


Краткая психолого-педагогическая характеристика класса

В классе 11 обучающихся из них за 1 четверть 2 ударника, 8 ребят средних способностей. 1 мальчика имеет низкий уровень обученности. В целом класс со средними способностями. Дети умеют   работать в группах, отстаивать свою точку зрения. Но когда дело доходит до самостоятельной работы, многие теряются, делают ошибки.


 Содержание: полностью соответствует программному материалу предметов данного класса.  Дополнительно материал брался из дополнительной литературы: справочников, детской энциклопедии, интернета, задачу составила сама.

 

Формы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

 Методы: словесные (фронтальная беседа, работа  с книгой, раздаточным материалом), проблемное изложение знаний, исследовательский метод, наглядные (демонстрация, опорный плакат, макет ) практический (решение задачи, составление схемы внутренних органов), методы формирования познавательного интереса (использование микроскопа, видео, связь с жизнью, театрализация).

 Время распределено рационально, между этапами урока логичные связки. Все этапы урока работали на главный этап – первичное закрепление (конструирование).

Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями. 

 Контроль усвоения знаний, умений и навыков уч-ся осуществлялся посредством фронтального опроса, беседы, проверки выполнения задания группой и в парах, сравнения с эталоном учителя, формулирования выводов -  на  основном этапе урока, закреплении и  итоге.

Психологическая атмосфера доброжелательная. Стиль общения учителя – демократический, эмоциональный.

Учитель -  координатор деятельности, консультант .

Позиция учащихся: партнёры, мыслители.

 Все виды активности присутствовали и чередовались: познавательная, социальная и физическая для соблюдения здоровье-сберегающих технологий.



Результаты урока

 Заявленной цели – Создание условия для  знакомства учащихся с понятием  «скорость изменения расстояния», развития умения   решать задачи на нахождение этой величины, на примере знакомства с системой кровообращения человека.

.-  урок достиг, благодаря использованию новых технологий системно-деятельностного подхода. (Дети решили главную проблему темы : сделали выводы о том как находится скорость изменения расстояния при движении объектов в одну сторону, познакомившись соответственно и с особенностями функционирования кровеносной системы).

Т.о. достигнуты результаты Личностные: развитие у детей мотивации к получению новых знаний, сформированность их индивидуальных взглядов и ценностей;

Метапредметные: способность познавать науку, регулировать свою учебную деятельность и общаться;

Предметные: способность преобразовывать полученные знания и применять их на практике.

Эти результаты и являются основой гармоничного личностного развития  индивидуально каждого ребёнка в моём классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка интегрированного урока математика-окружающий мир в 3 классе по УМК "Гармония"

Разработка интегрированного урока математика-окружающий мир в 3 классе по УМК "Гармония" по теме: "Птицы Пермского края в математических задачах (закрепление таблицы умножения)"...

Конспект урока "Решение задач на движение в одном направлении"

Конспект урока "Решение задач на движение в одном направлении" составлен в соответствии с программой УМК "Школа России"...

Интегрированный урок (математика + окружающий мир). Тема урока: Повторение таблицы умножения и деления на 3. Лес – это интересно (закрепление).2 класс Математика Л.Г.Петерсон

Интегрированный урок (математика + окружающий мир). Тема урока: Повторение таблицы умножения и деления на 3.  Лес – это  интересно (закрепление).2 класс Математика Л.Г.Петерсон...

Конспект интегрированного урока математики + окружающий мир Тема урока: Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Тип урока: Урок - закрепление знаний.

Предлагаю вам конспект интегрированного урока - путешествия в математический лес "Сложение и вычитание в пределах 10". Данный материал будет полезен учителям начальной школы.Урок разработан ...

Интегрированный урок математики/ окружающего мира «Прибавить и вычесть число 3. Составление и заучивание таблицы. Правила дорожного движения»

Интегрированный урок предназначен для  учителей начальных классов общеобразовательных учреждений, рассчитан на учащихся 1 классов (7 лет). Основная цель урока – не только закрепление умение...

Интегрированный урок.Математика-окружающий мир. Правила дорожного движения знать должен каждый.

Интегрированный урок.Математика-окружающий мир. Правила дорожного движения знать должен каждый....

Технологическая карта урока математики "Задачи на движение в одном направлении" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель урока: закрепление знаний обучающихся о задачах на движение в одном направлении.Задачи урока:Дидактические:1. Развивать и систематизировать знания о задачах на движение в одном направлении.2. Вып...