Конспект урока математики «Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное» (4 класс)
план-конспект урока по математике (4 класс)

Куплевацкая Валерия Валерьевна

Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства учащихся с приемом письменного деления трехзначного числа на двузначное, когда в частном получается однозначное число и совершенствования навыка решения текстовых задач.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • уметь выполнять деление на двузначное число;
  • знать алгоритм деления на двузначное число.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: УМК «Школа России», учебник «Математика»: 4 класс, 2 часть, М. И. Моро, М. А. Бантова, учебная презентация, раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritm_deleniya_na_dvuznachnoe_chislo_otkrytie.docx71.44 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:                                                                                                                        ФИО учителя: Ряжапова Ф.Р.

Школа: Лебединский филиал                                                                                        ФИ студента: Куплевацкая В.        

Класс:4                                                                                                                ФИО методиста: Серебренникова С.В.

Кабинет:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ

Тема: «Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное»

Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства учащихся с приемом письменного деления трехзначного числа на двузначное, когда в частном получается однозначное число и совершенствования навыка решения текстовых задач.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • уметь выполнять деление на двузначное число;
  • знать алгоритм деления на двузначное число.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: УМК «Школа России», учебник «Математика»: 4 класс, 2 часть, М. И. Моро, М. А. Бантова, учебная презентация, раздаточный материал.

Челябинск, 2021 г.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Самоопределение к деятельности

(Словесный – Беседа)

1 минута

– Здравствуйте, ребята. Прозвенел уже звонок, начинаем мы урок.

Проверьте готовность к уроку.

(приветствуют учителя)

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

II.Актуализация знаний и мотивация

5 минут

-Откройте, пожалуйста, тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.

Письменный счёт.

Проверьте, верны ли неравенства (учебник, номер 209):

478 · 24 < 478 · (3 · 9)   (11.472 < 12.906)

296 · 80 > 296 · (10 + 2) (23.680 > 3.552)

356 · 10 · 6 > 356 · 16 (21.360 = 21.360)

134 · 19 < 134 · 9 · 10 (2.546 = 2.546)

Молодцы, ребята!

Ребята, посмотрите на слайд. Здесь написаны выражения, подумайте, на какие две группы можно разделить их?

-А что необходимо знать, чтобы решить эти примеры?

(выполняют упражнение письменно в тетради и у доски)

-Верное равенство.

-Верное равенство.

-Неверное равенство, знак равно.

- Деление на однозначные числа: 6:2; 13:4; 60:6. - Деление на двузначные числа: 112:56; 188:94(2); 228:57(4)

- алгоритм

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

III.Постановка учебной задачи

(Словесный – Формулировка темы и цели урока)

3-4 минуты

Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

Верно.

 Какие цели вы перед собой поставите?

-узнать…

-научиться…

-составить…

-поупражняться…

Желаю вам достичь сегодня целей на уроке.

- Алгоритм деления многозначных чисел на двузначное число

(формулируют цели урока)

Л: анализ;

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

К: владение диалогической формой речи;

Л.: самоопределение. Р.: целеполагание.

IV.Открытие нового знания

(Практический – Работа с учебником, фронтальная работа)

10-12 минут

Надо разделить 296 на 74. Сколько цифр будет в частном?

Эту цифру можно найти подбором. Объясните мне, пожалуйста, как это делается.

Так находить цифру частного очень долго. Это можно сделать быстрее. Заменим делитель ближайшим меньшим разрядным числом. Назовите его.

Делить на числа, оканчивающиеся нулями, вы уже умеете. Разделите 296 на 70.

Эта цифра пробная, так как надо было делить на 74, а делили на 70. Цифра может не подходить, поэтому ее надо проверить, прежде чем записывать в частном. Как проверите?

Назовите ответ.

Записывают решение так:

hello_html_29e890f6.png

Давайте посмотрим, что об этом сказано в учебнике. Откройте его, пожалуйста, на странице 57. Давайте прочитаем текст под красной чертой.

Теперь выполним задание 205. Что нужно сделать?

Давайте выполним это задание все вместе, а один ученик выполнит запись и рассуждение у доски.

Ребята, вы большие молодцы!

Давайте сделаем паузу.

-Одна.

- Пробуем 2: умножим 74 на 2, получится 148; не подходит, так как 296 – 148 = 148, а 148 > 74. Пробуем 3: умножим 74 на 3, получится 222; не подходит, так как 296 – 222 = 74, а остаток должен быть меньше, чем 74. Пробуем 4: умножим 74 на 4, получится 296; подходит. Значит, 296 : 74 = 4.

-70.

- Разделю 29 на 7, получится 4.

-74 · 4 = 296.

296 : 74 = 4.

(работают с учебником)

-Нужно с помощью записи объяснить, как делится 384 на 96.

- Надо 384 разделить на 96. Буду делить 384 на 90, для этого 38 разделю на 9, получится 4. Проверю цифру 4: умножу 96 на 4, получится 384. Цифра 4 подходит. Значит, 384 : 96 = 4.

П: смысловое чтение;

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Л: анализ.

Л: синтез.

V. Первичное закрепление во внешней речи 

(Практический – Работа с учебником, фронтальная работа)

5-6 минут

 Итак, ребята, чтобы не ошибиться в выполнении действий при делении, я предлагаю вам следующий алгоритм:

  1. Замени делитель ближайшим разрядным числом – пробной цифрой. Нужно помнить, что пробную цифру нельзя сразу записывать в частное, надо проверить, подходит ли она.
  2. Раздели число на делитель (разрядное число)
  3. Проверь полученный результат: умножь частное на делимое.
  4. Если ответ подходит, запиши его.

Этот алгоритм вклейте себе в тетрадь дома, чтобы он всегда был под рукой. А сейчас давайте попробуем им воспользоваться и выполним задание 206.

Решать первые три выражение будем у доски с комментированием по алгоритму. Кто хочет попробовать свои силы?

Спасибо всем, кто вышел к доске, вы большие молодцы, раз не боитесь таких трудностей. Спасибо тем, кто помогал ребятам у доски – вы тоже большие молодцы.

Сейчас выполните оставшиеся выражения самостоятельно. Если у вас возникнут трудности – воспользуйтесь алгоритмом или попросите помощи у соседа.

Хорошо, а теперь решим задачу. Номер 207. Внимательно послушайте задачу (читает ученик): Выпуская каждый день одинаковое количество машин, завод изготовил 2800 машин за 20 дней. Сколько машин выпустит завод за следующие 36 дней, если он ежедневно будет выпускать на 12 машин больше, чем раньше?

О чём эта задача?

hello_html_7e72975e.png

Я раздаю вам таблицу. Заполним её. Что нам известно?

Какие колонки мы можем заполнить?

 

Какое условие стоит?

Какой столбик заполним?

Прочитайте вопрос. Что из него можно внести в нашу таблицу?

Можно ли сразу узнать, сколько машин выпустит завод за 36 дней?

Почему?

А это можно узнать? Как?  

Составьте план решения задачи.

Решите задачу самостоятельно, записывая каждое действие и пояснение.

Прочитайте, что у вас получилось.

Не забудьте записать ответ.

(учащиеся помогают раздать листы с алгоритмом)

(работают письменно в тетради и у доски)

(работают самостоятельно в тетради)

(слушают задачу)

- О производстве машин на заводе.

-Нам известно, что за 20 дней завод изготовил 2800 машин.

-Кол-во дней и всего машин.

- Завод ежедневно будет выпускать на 12 машин больше чем раньше.

- Первый

- Что количество дней – 36.

- Нет

- Не знаем, сколько машин завод выпускал сначала.

- Да, выполнив деление. 1. Узнать сколько машин выпускали за один день. 2. Узнать сколько выпускают машин в день по новой норме. 3. Узнать сколько машин выпустили за 36 дней.

1. 2800:20=140- машин за 1 день

2. 140 +12=152 – машины по новой норме в день

3. 152*36=5472 – машины за 36 дней

П: смысловое чтение;

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VI. Самостоятельная работа самопроверкой (Словесный – инструктаж)

(Практический – Самостоятельная работа, фронтальная работа)

5-6 минут

Работа по карточкам.

Подпишите карточку и выполните задания.

№1.Не выполняя деления, определи, сколько цифр будет в частном. Нарисуй столько же кружочков.

860 : 20 (2 кружочка)

147 : 49 (3 кружочка)

№2. Запиши решение и ответ.

Площадь прямоугольника 3 600 кв.м., длина 90 м. Найди ширину.

Решение:

Ключ:1)3600:90 = 40 (кв.м)

Ответ:

№3. Обведи в круг правильное решение задачи.

Поезд проехал 1 664 км со скоростью 104 км/ч. Сколько времени он был в пути?

а) 1664 + 104 = 1768 в) 1 664 * 104 = 173 056

б)1 664 – 104 = 1560 г) 1 664 : 104 = 16

№4.Вычисли устно и запиши ответы.

75 : 15= _ 76 :19=_  72 :24=_  96 : 12=_

Ключ:5,4,3,8

Передайте карточки вперед.

(выполняют работу самостоятельно на карточках)

П:структурирование знаний;

П: рефлексия способов и условий действия;

Р: оценка.

VII. Включение в систему знаний

(Словесный – инструктаж)

(Практический – Самостоятельная работа, работа в парах, фронтальная работа)

5 минут

Выполним задание 210. Что нужно сделать?

Работаем в парах. Перечертите себе эту таблицу в тетрадь и в паре заполните ее.

У меня на доске есть такая же таблица, давайте заполним ее все вместе. По цепочке называем число в той клетке, на которую я покажу. Если у кого-то не так, поднимаем руку и объясняем, почему.

C+D: 15,20,30,41,50,200

20*(c+d):300,400,600,820,1000,4000

Молодцы, ребята, отличная работа!

-Нужно заполнить таблицу, вычислив значение выражений.

(работают самостоятельно в парах)

(выполняют взаимопроверку и самопроверку)

П: рефлексия способов и условий действия;

К: управление поведением партнера – коррекция.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

(Словесный – Беседа)

(Практический – Подведение итогов)

2 минуты

Ребята, вспомните, какая была тема сегодняшнего урока?

Какую цель на урок мы ставили? Достигли ли цели?

Какие числа можно делить, пользуясь этим алгоритмом?

Что надо помнить при подборе пробной цифры в частном?

Предлагаю вам закончить данные фразы:

-На уроке сегодня я…

-Для меня эта тема…

-Мне кажется, что…

-Мне было трудно…

Спасибо вам за урок, до свидания.

-«Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное»

(высказывают мнение)

-Мы научились делить многозначные числа на двузначные.

-Нужно помнить, что пробную цифру нельзя сразу записывать в частное, надо проверить, подходит ли она.

(проводят самооценку деятельности)

К: произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

П: рефлексия способов и условий действия;

Р: оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики по теме: "Деление многозначного числа на однозначное" 4 класс, УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя:формирование умения делить многозначное число на однозначное (в случаях вида 7230 : 3); формирование умения проверять деление умножением;формирование умения склады...

Конспект урока по математике на тему: "Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное", 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства учащихся с приемом письменного деления трехзначного числа на двузначное, когда в частном получается однозначное число и совершенствования нав...

Конспект урока математики «Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное» (Урок рефлексии) (4 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования у учащихся навыка деления многозначного числа на двузначное с помощью алгоритма.Планируемые результаты: Предметные:знать алгоритм деления н...

Конспект урока математики «Алгоритм письменного деления многозначного числа на трехзначное» (урок рефлексии) (4 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования у учащихся навыка деления многозначного числа на трехзначное с помощью алгоритма.Планируемые результаты: Предметные:знать алгоритм деления ...

Конспект урока математики. Тема: "Письменное деление многозначного числа на двузначное с остатком", 4 класс, УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ Цели деятельности учителя: формирование знаний об алгоритме деления многозначного числа на двузначное число....

Конспект урока по математике "Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное" 4 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по математике "Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное" 4 класс...

Урок математики: "Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное."

Папка содержит конспект урока и презентацию по теме: " Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное" Школа России, 4 класс...