час занимательной математики
план-конспект занятия по математике (3 класс)

час занимательной математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chas_zanimatelnoy_matematiki.docx53.76 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы занятия

(по характеру деятельности

обучающихся)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I этап

Эмоционально

-

установочный

(эмоциональное

включение)

Организация

межличностного

взаимодействия

Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука, интересная наука –
Это математика.
- Здравствуйте, ребята. Нашего сегодняшнее занятие называется «Час занимательной математики». Пройдет оно в форме соревнования. В соревновании примут участие две команды. Наше жюри поможет определить какая команда сегодня будет лучшей. Победа зависит от знаний, но также и от того, как вы умеете дружно и слаженно работать в командах.

Здороваются, настраиваются на занятие.

II этап

Пропедевтический

(подготовительный)

Создание

условий

для

успешного

включения в

деятельность

- Итак, начинаем. Пусть девизом нашего занятия будут слова великого древнегреческого мыслителя: «Мир построен на силе чисел». Его имя вы назовёте в конце занятия. Но вначале мне бы хотелось рассказать вам, откуда пришло к нам слово “математика”? Как вы думаете? Предположите.

- С древнегреческого языка математика - “мантеин” означает в переводе – учиться, приобретать знания. Это значит, что кто любит математику – тот любит знание. Математика все считает, все находит. С её помощью ученые делают разные научные открытия. Но есть что-то, без чего математика ну никак не может обойтись. Отгадайте загадку, и тогда вы узнаете, без чего же не может обойтись математика.  

Высказывают свое мнение.

- Математика пришла к нам...

III этап

деятельностный

(Игровая,

исследовательская,

проектная,

изобразительная,

конструкторская...)

Скрытое

руководство

деятельностью

учащихся

Проживают в трудной книжке 
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти 
Сосчитают все на свете.
(Цифры)
- Сколько в математике цифр? Назовите их.
Первый конкурс.
- Давайте проверим, как хорошо вы знаете цифры. Угадавшая команда получит 1 балл.

Эта цифра – как замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.(6)

Это цифра похожа на стул,
Который я перевернул.(4)


Два кольца, но без конца,
В середине нет гвоздя.
Если я перевернусь,
То совсем не изменюсь.
Ну, какая цифра я? (8)

Налитая, симпатичная,
Цифра самая отличная! (5)


Повернуть её ты можешь,
Головой поставить вниз-
Цифра будет всё такой же,
Правда ведь, скажи? (0)

- Молодцы! Я вижу, вы хорошо знаете цифры. Но люди не сразу научились записывать числа и цифры, как это делаем сейчас мы. Например, в Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек. А число «десять» обозначалось скобкой в виде подковы. Чтобы записать число «пятнадцать», надо было ставить 5 палочек и 1 подкову. А чтобы записать число «двадцать», необходимо 2 подковки. Для числа «сто» - крючок, для «тысячи» - цветок и т.д.

Детский проект "В мире чисел"
Позже цифры стали изображать иначе: I II III IV V VI VII VIII IХ Х
Это римская нумерация. Её особенность такова: меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней. А меньшая цифра, стоящая слева от большей, отнимается. Римские цифры употребляются часто и в наши дни. Римская нумерация была большим изобретением своего времени.
- Цифры, которыми мы пользуемся на уроках математики, называются арабскими. Этот способ записи был создан в Древней Индии. Потом эта система распространилась по Европе, а цифры получили название – арабские. Современные люди во всех странах используют арабские цифры.
Второй конкурс.

Сейчас, используя арабские цифры, выполним следующее задание. Посмотрите на числовые таблицы. В каждой таблице подчёркнут состав определённого числа. В каждой строчке надо найти два числа-соседа, которые в сумме дают это число. За каждый правильный ответ 1 балл.
1 команда 

5 3 7 
6 3 7 1 
8 0 1 2 
4 4 6 7 

7 3 5 2 
4 9 1 3 
8 2 5 8 
4 5 5 3 

2 команда 

1 3 2 7 
8 4 5 2 
1 8 6 4 
5 2 3 6 

3 4 9 0 
5 1 6 2 
7 0 8 1 
2 5 4 8 

- Молодцы! Вы серьёзные ученики, которые проучились в школе почти год. Любите ли вы уроки математики? А для чего надо учить математику?

- Я знаю, что все вы умеете считать. А насколько хорошо мы сейчас проверим.
Третий конкурс

- Решите примеры.

Каждый ученик по очереди решает пример. За все правильно решённые примеры -10 баллов, за одну ошибку - 9 баллов, за 2 ошибки - 8 баллов, за 3 ошибки -7 баллов и так далее.
1 команда

3+7= 
4+5= 
9-3= 
10-4= 
8-5= 
6+4= 
5+3= 
7-6= 
2 команда

10-2=
2+8=
6-4= 
7+3= 
5-5= 
4+4= 
0+8= 
8-7= 

Четвёртый конкурс. 
Задачи для смекалистых.(1 балл за правильный ответ)
- За калиткой спрятались цыплята. Видны 10 лапок. Сколько цыплят?
- Вова ищет друзей, которые спрятались от него. Из-под перегородки виднеются 8 ног. Сколько детей?

- На ветке сидели 6 птиц. Две птицы перелетели на соседнюю ветку этого же дерева. Сколько птиц осталось на дереве?
- Тимур и Ерлан едут в школу на автобусе вместе. Тимур едет 15 минут. Сколько времени они едут вместе?

- На столе 4 яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе?
- В квартире было 3 комнаты. Из одной комнаты сделали 2. Сколько комнат стало в квартире?
Пятый конкурс
- Что вы любите делать на уроках математики? А ребусы любите разгадывать? Давайте порешаем ребусы с цифрами! За правильный ответ 2 балла.

Учитель поочерёдно демонстрирует по 3 ребуса каждой команде.

1 команда
Р 1 А (Родина) 
С 3 Ж (стриж)
5» НО (пятно)
2 команда
1 дцать (одиннадцать)
ПО 2 Л (подвал) 
7 Я (семья)

Отгадывают загадки, участвуют в конкурсах, отвечают на вопросы.

IV этап

Эмоционально

-

рефлексивный

(оценочный)

Неперсонифицирован

ная оценка

личностных и

метапредметных

результатов

внеурочного

занятия

- Молодцы, вы отлично справились со всеми заданиями. Вспомним наш девиз. Согласны ли вы с этим высказыванием? Да, числа люди используют везде: в пословицах, поговорках, крылатых фразах. Сейчас вы узнаете автора слов «Мир построен на силе чисел». Для этого вы слушаете народную мудрость, определяете в ней число. Каждому числу соответствует буква. А из букв составляете имя древнегреческого мыслителя. 
Конь о четырёх ногах, да и то спотыкается. (4) П 
Одна правда на свете живёт. (1) И 
Весна да осень – на дню погод восемь. (8) Ф
Обещанного три года ждут. (3) А
Как свои пять пальцев. (5) Г
Лентяй дважды работает. (2) О
Семи пядей во лбу. (7) Р
- Верно, ребята! Это Пифагор. С его работами вы познакомитесь в старших классах. Подводим итог нашего конкурса. Слово предоставляется жюри. 
Поздравляю вас всех. Желаю вам любить математику, хорошо знать этот предмет. 
Без счёта не будет на улице света.
Без счёта не сможет подняться ракета.
Без счёта письмо не найдёт адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.

- Да/нет.

Слушают народную мудрость. Угадывают числа. Составляют имя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике "Занимательная математика"

Рабочая программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с прим...

Рабочая программа внеурочной деятельности из цикла Занимательная математика "Математика для Умников" для 1 класса

Рабочая программа для 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС, Содержит универсальные учебные действия, характеристику  деятельности обучающихся,  программа содержит поясните...

Рабочая программа кружка по математике "Занимательная математика"

Курс «Занимательная математика» расчитан на 1 год (34 часа) для учащихся 2 классов (1 час в неделю) и носит практический характер по развитию логического мышления, умения правильно, обоснованно и посл...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»

ВНЕКЛАССНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ  ПО  МАТЕМАТИКЕ  2 класс  Тема  «Занимательная математика»Тип.       Интеллектуальная  игра.Форма.  Состя...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»

ВНЕКЛАССНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ  ПО  МАТЕМАТИКЕ  2 класс  Тема  «Занимательная математика»Тип.       Интеллектуальная  игра.Форма.  Состя...

кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика»

Программа по внеурочной деятельности (кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика») для 2в класса  разработана  в...