"Мат-решка"
календарно-тематическое планирование по математике (3 класс)

Планирование  внеурочной  деятельности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mat-reshka_vneurochka.docx668.35 КБ

Предварительный просмотр:

                  C:\Users\Rukovoditel\Desktop\Маирешка (титульник).jpeg                

Пояснительная записка.

       Программа курса   внеурочной  деятельности  «Мат-решка» составлена на основе авторской программы открытой  системы Л.Г. Петерсон «Математика» в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования, ООП НОО МАОУ НШ-ДС№72 .

           Данная рабочая программа адаптирована для реализации в МАОУ начальной школе – детском саду №72 с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности  учащихся    третьего класса.

          Актуальность программы обусловлена  тем,  что  она дает широкие возможности в развитии личностно - ориентированного, деятельностно -ориентированного и культурно - ориентированного принципа обучения ребенка .

        Программа по внеурочной  деятельности  «Мат-решка»   рассчитана на 68 часов.

        Срок реализации программы 2019-2020 учебный год.

Цель: формирование у учащихся основ умения учиться; развитие образного и логического мышления, воображения, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

Задачи:-формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;

-приобретение опыта самостоятельной математической деятельности по получению        нового знания, его преобразованию и применению;

-формирование специфических для математики качеств мышления;

-духовно-нравственное развитие личности;

-формирование математического языка и математического аппарата как средства    описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;

-реализация возможностей математики в формирование научного мировоззрения учащихся;

 - овладение системой математических знаний, умений и навыков;

 -создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.

                                           Содержание курса.        

Числа и арифметические действия с ними

Счет тысячами. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Нумерация, сравнение, сложение и вычитание многозначных чисел (в пределах 1 000 000 000 000). Представление натурального числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Умножение и деление чисел на 10, 100, 1000 и т. д. Письменное умножение и деление (без остатка) круглых чисел.

Умножение многозначного числа на однозначное. Запись умножения «в столбик».

Деление многозначного числа на однозначное. Запись деления «углом».

Умножение на двузначное и трехзначное число. Общий случай умножения многозначных чисел.

Проверка правильности выполнения действий с многозначными числами: алгоритм, обратное действие, вычисление на калькуляторе.

Устное сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Работа с текстовыми задачами

Анализ задачи, построение графических моделей и таблиц, планирование и реализация решения. Поиск разных способов решения.

Составные задачи в 2–4 действия с натуральными числами на смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления, разностное и кратное сравнение чисел.

Задачи, содержащие зависимость между величинами вида a = b × c: путь – скорость – время (задачи на движение), объем выполненной работы – производительность труда – время (задачи на работу), стоимость – цена товара – количество товара (задачи на стоимость) и др.

Классификация простых задач изученных типов. Общий способ анализа и решения составной задачи.

Задачи на определение начала, конца и продолжительности события.

Задачи на нахождение чисел по их сумме и разности.

Задачи на вычисление площадей фигур, составленных из прямоугольников и квадратов.

Сложение и вычитание изученных величин при решении задач.

Геометрические фигуры и величины

Преобразование фигур на плоскости. Симметрия фигур относительно прямой. Фигуры, имеющие ось симметрии. Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге. Прямоугольный параллелепипед, куб, их вершины, ребра и грани. Построение развертки и модели куба и прямоугольного параллелепипеда.

Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр, соотношения между ними.

Преобразование геометрических величин, сравнение их значений, сложение, вычитание, умножение и деление на натуральное число.

Величины и зависимости между ними

Наблюдение зависимостей между величинами и их фиксирование с помощью таблиц.

Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна, соотношения между ними.

Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных величин.

Переменная. Выражение с переменной. Значение выражения с переменной.

Формула. Формулы площади и периметра прямоугольника: S = a ∙ b,

P = (a + b) × 2. Формулы площади и периметра квадрата: S = a ∙ а, P = 4 ∙ a.

Формула объема прямоугольного параллелепипеда: V = a × b × c. Формула объема куба: V = a × а × а.

Формула пути s = v × t и ее аналоги: формула стоимости С = а × х, формула работы А = w × t и др., их обобщенная запись с помощью формулы a = b × c.

Наблюдение зависимостей между величинами, их фиксирование с помощью таблиц и формул. Построение таблиц по формулам зависимостей и формул зависимостей по таблицам.

Алгебраические представления

Формула деления с остатком: a = b × c + r, r < b.

Уравнение. Корень уравнения. Множество корней уравнения. Составные уравнения, сводящиеся к цепочке простых (вида а + х = b, а – х = b, x – a = b, а × х = b, а : х = b, x : a = b). Комментирование решения уравнений по компонентам действий.

Математический язык и элементы логики Знакомство с символической записью многозначных чисел, обозначением их разрядов и классов, с языком уравнений, множеств, переменных и формул, изображением пространственных фигур.

Высказывание. Верные и неверные высказывания. Определение истинности и ложности высказываний. Построение простейших высказываний с помощью логических связок и слов «верно/неверно, что…», «не», «если…, то…», «каждый», «все», «найдется», «всегда», «иногда».

Множество. Элемент множества. Знаки Î и Ï. Задание множества перечислением его элементов и свойством. Пустое множество и его обозначение: Æ. Равные множества. Диаграмма Эйлера-Венна.Подмножество. Знаки Ì и Ë. Пересечение множеств. Знак . Свойства пересечения множеств. Объединение множеств. Знак . Свойства объединения множеств. Переменная. Формула.

Работа с информацией и анализ данных

Использование таблиц для представления и систематизации данных.

Интерпретация данных таблицы.

Классификация элементов множества по свойству. Упорядочение и систематизация информации в справочной литературе. Решение задач на упорядоченный перебор вариантов с помощью таблиц и дерева возможностей.

Выполнение проектных работ по темам: «Из истории натуральных чисел», «Из истории календаря». Планирование поиска и организации информации. Поиск информации в справочниках, энциклопедиях, Интернет-ресурсах. Оформление и представление результатов выполнения проектных работ.

Творческие работы учащихся по теме: «Красота и симметрия в жизни».

Обобщение и систематизация знаний, изученных в 3 классе.

     Тематическое  планирование.

№ п/п

Тема

Количество часов

Множество. Пересечение и объединение множеств.

17

Сложение и вычитание многозначных чисел.

4

Умножение и деление круглых чисел

2

Единицы длины.

Единицы массы.

4

Умножение и деление на однозначное число.

Деление с остатком.

10

Переменная. Уравнения.

7

Формулы площади,

периметра,

объёма,

пути.

5

Решение задач на движение

5

Умножение.

Формула стоимости.

4

Умножение на трёхзначное число

2

Формула работы. Формула произведения.

Классификация задач.

5

Умножение  многозначных  чисел

1

Повторение

2

Итого

68

Принятые сокращения:

ИАД – интерактивная доска

ИНМ – изучение нового материала

ЗИ – закрепление изученного

ОСЗ – обобщение и систематизация знаний

КЗ – комбинированное занятие

ЗП – защита проекта

ЭК-экскурсия

Календарно – тематическое  планирование.

п/п

Дата

Тема

Кол-во

часов

Характеристика

 деятельности

Множество и его элементы

2

ИНМ

Способы задания  множества

2

ИНМ

Диаграмма Эйлера – Венна. Знаки и

3

ИНМ

Решение задач. Разбиение множества на части. Классификация.

4

ЗИ

Свойства объединения множеств

2

ИНМ

Нумерация, сравнение, сложение и вычитание многозначных чисел.

4

ЗИ

Умножение и деление круглых чисел.

2

ОСЗ

Единицы длины. Грамм. Тонна .Центнер.

3

ЗИ

Игра – путешествие «ИКС–педиция к Математическому полюсу».

1

ЭК

Умножение многозначного числа на однозначное число.

1

  • ИНМ

ЗИ

Умножение многозначных круглых чисел.

2

Умножение многозначного числа на однозначное число. Решение задач по сумме и разности.

2

ОСЗ

Деление многозначного числа  на однозначное число.

3

  • КЗ

 Умножение  и деление на однозначное число.

2

ЗИ

 Переменная. Выражение  с переменной. Высказывание.

3

  • ИНМ

Преобразование фигур

1

КЗ

Равенство и неравенство. Уравнение. Упрощение уравнений. Решение  составных уравнений.

4

  • ОСЗ

Формула. Формулы периметра и площади прямоугольника

3

  • ИНМ

Формула объема прямоугольного параллелепипеда: .

2

ИНМ

Формулы площади и периметра прямоугольника, объёма прямоугольного параллелепипеда.  

2

  • ЗИ

Скорость, время, расстояние.Формула пути: . Решение   задач по формуле.

2

ИНМ

Построение формул зависимости между величинами. Решение составных задач на движение.

2

  • ИНМ

Формулы. Решение задач на движение с использованием схем и таблиц.

1

ОСЗ

Умножение  на трёхзначное число.

1

ИНМ

Формула стоимости: .

1

ИНМ

Умножение на двузначное число. Решение задач на формулу стоимости.  

2

  • ЗИ

Умножение круглых  чисел, сводящееся к умножению на двузначное число.

1

ИНМ

Умножение на трехзначное число с нулем в разряде десятков.

1

ИНМ

Формула работы: .

1

ИНМ

Формула произведения: .Решение задач на формулу произведения

2

  • ИНМ

Классификация задач.Анализ и решение задач разных типов

2

  • КЗ

Умножение круглых чисел, сводящееся к умножению на трехзначное число.

1

  • ИНМ

Умножение многозначных чисел.

1

ЗИ

Повторение изученного. Задачи на повторение.

2

ОСЗ

                        Планируемые результаты реализации программы

Личностные

У ученика будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

-  широкая  мотивационная  основа  учебной  деятельности,  включающая  социальные,  учебно-познавательные  и  внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-  ориентация  на  понимание  причин  успеха  в  учебной  деятельности,  в  том  числе  на  самоанализ  и  самоконтроль

результата,  на  анализ  соответствия  результатов  требованиям  конкретной  задачи,  на  понимание  предложений  и  оценок учителей, товарищей;

- этические нормы поведения при сотрудничестве;

- умения делать выбор, в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

Третьеклассник  получит возможность для формирования:

- понимания  необходимости  учения,  выраженного  в  преобладании  учебно -познавательных  мотивов  и  предпочтении социального способа оценки знаний;

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности  учебной деятельности;

-  внимательности,  настойчивости,  целеустремленности,  умения  преодолевать  трудности  –  качеств  весьма  важных  в практической деятельности любого человека;

- чувства справедливости и ответственности;

- самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные:

Регулятивные

Третьеклассник научится:

-  принимать  и  сохранять  учебную  задачу  и  активно  включаться  в  деятельность  направленную  на  её  решение  в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

-  планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиям/ реализации, в том числе во внутреннем плане;

- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;

-  вносить  необходимые  коррективы  в  действие  после  его  завершения,  на  основе  оценки  и  учета  характера  сделанных ошибок;

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и способы их преодоления.

Ученик   получит возможность научиться:

-  в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-  проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-  самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в не учебном материале;

-  самостоятельно  адекватно  оценивать  правильность  выполнения  действия  и  вносить  необходимые  коррективы  в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Третьеклассник научится:

-  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с пользованием учебной литературы;

-  использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;

-  ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-  осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-  осуществлять синтез как составление целого из частей;

-  проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

-  устанавливать причинно-следственные связи;

-  строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

-  осуществлять  подведение  под  понятие  на  основе  распознавания  объектов,  выделение  существенных  признаков  и  их синтеза;

-  устанавливать аналогии.

Ученик  получит возможность научиться:

-  создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

-  осуществлять  синтез  как  составление  целого  из  частей,  самостоятельно  достраивая  и  восполняя  недостающие компоненты;

-  осуществлять  сравнение  и  классификацию,  самостоятельно  выбирая  основания  и  критерии  для  указанных  логических операций;

-  строить логическое рассуждение.

Коммуникативные

Третьеклассник научится:

-  выражать в речи свои мысли и действия;

-  строить монологические высказывания;

-  строить понятные для партнера высказывания с учетом того, что партнер видит и знает, а что нет;

-  задавать вопросы;

-  использовать речь для регуляции своего действия.

Третьеклассник получит возможность научиться:

-  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;

-  осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

 Для  ведения   курса  внеурочной   деятельности  используются  следующие   информационные образовательные ресурсы:

Компьютерная программа комплексного мониторинга развития ребёнка «Электронное приложение к учебникам математики Л.Г.Петерсон».

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

C:\Users\Rukovoditel\Desktop\Мат-решка 2.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика и Мат-Решка

На уроках активно использую тренажёр Мат-решка. Дети в восторге....

Мастер-класс "Работа на онлайн тренажёре Мат-Решка

Мастер-класс проводился для учителей округа. На этом мастер - классе мы постарались рассказать о том, как наши дети работают с Мат-Решкой. Учителя послушали отзывы детей о Мат-Решке. Мы постарались по...

Использование тренажёра Мат-решка на уроках математики в 1 классе.

Статья для УГ о работе с тренажёром Мат-Решка....

Открытый урок: "Сложение и вычитание. Скобки." В рамках проекта: "Математический он-лайн тренажер Мат-Решка"

Данный урок был проведен 10 апреля 2012 года в рамках проекта: "Математический он-лайн тренажер Мат-Решка". На уроки присутствовали родители, методисты ЮЗАО и разработчики он-лайн тренажер...

"Мат-решка"

Тренажер по математике "Мат-Решка"...

Использование программы «Мат-решка» в коррекционно-развивающих занятиях психолога в начальной школе

Программа Мат-решка может помочь детям преодолеть трудности в обучении и адаптации в школе....

Тренажер Мат-Решка

Удобная среда обучения математике для начальной школы, предоставляющая возможность каждому ребёнку изучать математику в соответствии с его способностями. Мат-Решка предлагает ученику индивидуальную тр...