Методическая разработка урока по математике на тему "Решение арифметических задач с величинами - цена, количество, стоимость".
план-конспект урока по математике (3 класс)

Габышева Лена Васильевна

Методическая разработка урока по математике соответсвует программе 3-го класса. Нацелена на формирование следующих предметных умений:

Знать:

- прием (способ) умножения двузначного числа на однозначное;

-способ деления двузначного числа на однозначное.

-понятия «цена», «количество», «стоимость» и взаимосвязь между этими величинами, монеты и купюры.

Уметь:

- решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»;

- решать задачи разными способами; составлять схемы к задачам;

-вычислять значения выражений, используя порядок выполнения действий, свойства умножения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» АО «город Якутск»

КОНСПЕКТ УРОКА

Учитель (ФИО): Габышева Лена Васильевна

Предмет: Математика 

Класс: 3 Г

Тема урока: Решение арифметических задач с величинами - цена, количество, стоимость.

Якутск, 2016

Тема

Решение задач. Закрепление

Тип урока

Решение арифметических задач с величинами - цена, количество, стоимость.

Планируемый результат

Предметные умения

Знать:

- прием (способ) умножения двузначного числа на однозначное;

-способ деления двузначного числа на однозначное.

-понятия «цена», «количество», «стоимость» и взаимосвязь между этими величинами, монеты и купюры.

Уметь:

- решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»;

- решать задачи разными способами; составлять схемы к задачам;

-вычислять значения выражений, используя порядок выполнения действий, свойства умножения.

УУД

Личностные: 

Проявить интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности

Регулятивные: 

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Выполнять действия в опоре на заданный ориентир.

Осуществлять самоконтроль результата. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные: 

Выделять существенную информацию из текстов задач.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Устанавливать соответствие предметной и символической модели.

Строить небольшие математические сообщения в устной форме; проводить аналогию и на ее основе строить выводы; устанавливать аналогии, формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения; строить рассуждения о математических явлениях.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях.

Коммуникативные: 

Контролировать свои действия в коллективной работе; строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию.

Использовать речь для регуляции своего действия.

Допускать возможность существования различных точек зрения.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Формулировать собственное мнение и позицию

Формы работы

Индивидуальная, фронтальная

Ресурсы

Истомина Н.Б. Математика. 3 класс. Ассоциация 21 век. - Смоленск. 2013. Учебник.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы деятельности

1-й этап урока – Организационный этап

Актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности.

Устанавливает тематические рамки.

Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Осознают то, что подлежит усвоению.

Учатся слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Учатся планировать учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками.

Используют речь для регуляции своего действия.

Настраиваются на учебную деятельность.

2-й этап урока - Активизация познавательного интереса

Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Решают устно задачи.

Выделяют существенную информацию из текстов задач.

Выявляют затруднения и способы их преодоления.

Учатся осознавать общий способ действия для решения задачи, применять его при решении конкретных задач.

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию.

Выполняют действия в опоре на заданный ориентир.

Самооценка работы.

Планируют свои действия.

3-й этап урока - Учебно-познавательная деятельность

Организует учебное взаимодействие учеников.

Оценивает выполнение работы.

Добивается аргументации своего мнения от учащихся.

Составляют символическую модель задачи.

Записывают решение задачи разными способами.

Участвуют в самопроверке решения задачи.

Строят небольшие математические сообщения в устной форме.

Учатся обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Устанавливают соответствие предметной и символической модели.

Строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях.

Учатся контролировать свои действия в коллективной работе; строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию.

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Понимают, принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют действия для её решения.

Учатся осуществлять самоконтроль результата.

4-й этап урока – Итог урока

Стимулирует личные высказывания учащихся, побуждает к поиску новой информации.

Анализ собственной деятельности и деятельности одноклассников.

Учатся проводить аналогию и на ее основе строить выводы; устанавливать аналогии, формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения; строить рассуждения о математических явлениях.

Анализируют, устанавливают причинно-следственные связи, делают умозаключения, выводы.

Допускают возможность существования различных точек зрения.

Выполняют проверку действий «другого» и осуществляют самоконтроль.

Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
  1. Ознакомление с темой урока – «Решение арифметических задач с величинами - цена, количество, стоимость».
  2. Определение хода урока.
  • Определим тематические рамки предстоящей учебно-познавательной деятельности
  • Выполним упражнения для устного счета.
  • Решим задачи в соответствии с выработанным алгоритмом
  • Оценим возможность применения предложенной задачи в жизненных ситуациях
  1. Определение способа самооценки
  • Цель самооценки
  • Инструкция по заполнению «Листа самооценки»
  1. АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
  1. Устный счет.  

Алгоритм учебного действия:

  • Устно решить предложенную задачу
  • Определить тип задачи
  • Подобрать подходящую «линейную» модель к задачам
  • Отметить знаком «+», «-» на «Листе самооценки» результат

Текст задачи

Результат

Тип задачи

Модель

Булочка стоит 12 рублей. Сколько нужно заплатить за 4 таких булочки?

48 рублей

Простая задача на умножение

C:\Users\Thor\Desktop\2.jpg

Купили 3 настольные лампы по 10 долларов и люстру за 56 долларов. Сколько стоила покупка?

86 долларов

Задача на нахождение суммы двух произведений

C:\Users\Thor\Desktop\1.jpg

На огороде работало 58 человек. Из них 28 женщин, а остальные мужчины. На сколько меньше работало женщин, чем мужчин?

На 2 меньше

Составная задача на разностное сравнение

C:\Users\Thor\Desktop\3.jpg

В бидоне было 16 л молока, а в ведре 14 л. Всё молоко разлили по банкам по 3 литра в каждую. Сколько потребовалось банок?

10 банок

Составная задача на деление суммы на число

C:\Users\Thor\Desktop\2.jpg

  1. Объясните область применения следующих моделей. Можно ли их использовать при решении вышеназванных типов задач?

Модель №1. Таблица

Цена

Количество

Сумма

Модель №2 «Треугольная» схема

C:\Users\Thor\Desktop\4.png

  1. УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Истомина Н.Б. Математика. 3 класс. Ассоциация 21 век. – Смоленск. 2013. Учебник, стр. 42 № 123

Текст задачи: «У мамы 5 купюр по 10 р. И одна купюра достоинством 100 р. Может ли она на эти деньги купить 4 пакета сока по 25 р. и 3 пакета молока по 20 р.?»

  1. Выявить алгоритм решения задачи
  1. Анализирую задачу
  • Какой главный вопрос задачи?
  • Какой вид отношений?
  • Что нужно знать, чтобы ответить на главный вопрос задачи?
  • Что неизвестно из того, что нужно знать?
  • Что нужно знать, чтобы найти неизвестную величину или ответить на «вспомогательный» вопрос задачи?
  1. Определяю количество простых задач по количеству отношений.
  2. Определяю вид задач
  3. Строю схематическую модель
  4. Выбираю арифметическое действие для решения задачи
  5. Проверяю решение задачи.
  6. Записываю ответ.
  1. Решение составной задачи на цену, количество, стоимость, используя во второй задаче:
  • 1 ряд – «линейную» модель
  • 2 ряд – таблицу
  • 3 ряд – «треугольную» схему
  1. Творческий этап – усложнить условие задачи:
  • Какой продукт, и в каком количестве должна купить мама, чтобы потратить деньги без остатка?
  • Сколько денег маме должна одолжить у папы, чтобы ей хватило на 4 пакета сока и 3 пакета молока?
  • Какие продукты, и в каком количестве мама должна купить, чтобы у нее хватило денег? Сколько денег останется у мамы?
  • Какие продукты, и в каком количестве мама должна купить из предложенных на доске вариантов цены продукта, если у нее в наличии ______ рублей?  
  1. ИТОГ УРОКА
  1. Заполнение «Листа самооценки». Соотнести результаты устного счета и творческой части задачи
  2. Самоанализ учащегося по итогам урока (опрос по выбору)
  3. Взаимооценка (опрос по выбору)
  4. Подведение учителем общих результатов и подведение итога урока.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Типы задач

Результат

(отметить знаком «+», «-»)

Результат решения творческой части составной задачи

(отметить знаком «+», «-»)

Решение творческой части составной задачи

Простая задача на умножение

Какой продукт, и в каком количестве должна купить мама, чтобы потратить деньги без остатка?

Задача на нахождение суммы двух произведений

Сколько денег маме должна одолжить у папы, чтобы ей хватило на 4 пакета сока и 3 пакета молока?

Составная задача на разностное сравнение

Какие продукты, и в каком количестве мама должна купить, чтобы у нее хватило денег? Сколько денег останется у мамы?

Составная задача на деление суммы на число

Какие продукты, и в каком количестве мама должна купить из предложенных на доске вариантов цены продукта, если у нее в наличии ____ рублей?

Самоанализ учащегося по итогам урока:

- Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось)

потому, что______________________________________________________________________

- наиболее трудным мне показалось_________________________________________________

- Я думаю, это потому, что_________________________________________________________

- Самым интересным было ________________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал

следующее: _____________________________________________________________________

- Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому  сделал  следующее: ________________________________________________________________________________

Взаимоценка

- Кто, на твой взгляд, внес наибольший вклад на уроке? ________________________________

- Почему? _______________________________________________________________________

   

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Для учителя:

печатные пособия

  1. Истомина Н.Б. Математика. Пояснительная записка. Программа. Планирование. Ассоциация 21 век. Смоленск. 2012
  2. Истомина Н.Б. Уроки математической гармонии. Методические рекомендации. Ассоциация 21 век. Смоленск. 2011
  3. Истомина Н.Б. Шамырева Г.Г. Обучение младших школьников решению текстовых задач. Ассоциация 21 век. Смоленск. 2006

мультимедийные пособия

  1. Диск. Истомина Н.Б. Обучение младших школьников решению текстовых задач. (Практикум автора)
  2. Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Математика. Решаем задачи.3 класс.
  3. Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Математика. Совершенствуем вычислительные навыки.3 класс.

образовательные Интернет-ресурсы

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования http://www.school-collection.edu.ru
  • Естественнонаучный образовательный портал http://www.en.edu.ru
  • Портал «Российское образование» http://www.edu.ru
  • Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru Портал «ИКТ в образовании» http://www.ict.edu.ru

Для учащихся:

  1. Истомина Н.Б. Математика. 3 класс. Ассоциация 21 век. - Смоленск. 2013. Учебник.
  2. Истомина Н.Б. Математика. 3 класс. Ассоциация 21 век. - Смоленск. 2013. Печатная тетрадь в 2-х частях.
  1. Истомина Н.Б. Математика. Контрольные работы. 3 класс. Ассоциация 21 век. - Смоленск. 2013.
  2. Истомина Н.Б. Математика. Тесты. 3 класс. Ассоциация 21 век. - Смоленск. 2013.
  3. Истомина Н.Б. Математика. Учимся решать задачи. 3 класс. Ассоциация 21 век. - Смоленск. 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике 2 класс Тема: «Задачи с величинами: цена, количество, стоимость» УМК "Школа России" + презентация

Конспект урока по математикеТема: «Задачи с величинами: цена, количество, стоимость»Цели деятельности учителя: закрепление знаний учащихся о понятиях: цена, количество, стоимость; установл...

Методическая разработка урока математики на тему: «Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость»

На этом уроке будем формировать навыки и умения решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость. Развитие вычислительных навыков, умения сравнивать, обобщать, рассуждать, логического мышления,...

Конспект урока по математике (2 класс). Тема: Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»; совершенствование навыков устного счета; развитие внима...

Конспект урока по математике на тему: "Решение задач с величинами "цена", "количество", "стоимость"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Тема: Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость» Цели деятельности учителя: познакомить с понятиями «...