Польза ментальной арифметики.
статья по математике (2 класс)

Филатова Анна Андреевна

Память – один из важнейших процессов психики. Поэтому изучения механизма ее работы всегда привлекало внимания психологов. Разные ученые трактуют этот термин по своему, но мы попытаемся разобраться, что же такое память? С. Р. Немов утверждает, что память – это впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская считают, что память – это процесс запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания человеком собственного опыта. Итак, память представляет собой запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. Физиологической основой памяти является образование, сохранение и актуализация временных нервных связей в мозгу. Как отмечает Л. В. Черемошкина, основу памяти составляет генетически обусловленная способность, запечатлевать информацию, другими словами, природная пластичность нервно-мозговой ткани («мнема»). В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в дошкольном возрасте. Как отмечает С.Р. Немов, существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:

Польза ментальной арифметики.

Память – один из важнейших процессов психики. Поэтому изучения механизма ее работы всегда привлекало внимания психологов. Разные ученые трактуют этот термин по своему, но мы попытаемся разобраться, что же такое память? С. Р. Немов утверждает, что память – это впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская считают, что память – это процесс запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания человеком собственного опыта. Итак, память представляет собой запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. Физиологической основой памяти является образование, сохранение и актуализация временных нервных связей в мозгу. Как отмечает Л. В. Черемошкина, основу памяти составляет генетически обусловленная способность, запечатлевать информацию, другими словами, природная пластичность нервно-мозговой ткани («мнема»). В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в дошкольном возрасте. Как отмечает С.Р. Немов, существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти.

1) Деление памяти по времени сохранения материала (мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная, генетическая память).

2) По преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору (двигательная, обонятельная, зрительная, осязательная, слуховая, эмоциональная).

3) По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, образную, эмоциональную и словесно-логическую.

4) По характеру целей деятельности выделяют память непроизвольную и произвольную.

5) По времени закрепления и сохранения материала различают память кратковременную и долговременную.

6) Таким образом, в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. Память избирательна. В ней сохраняется не все, что прошло через сознание человека или воздействовало на мозг, а то, что связано с его потребностями, интересами, деятельностью. Память – как и другие психические процессы, это субъективное отражение объективного мира. Значит, особенности и установки личности человека и его деятельность влияют на содержание, полноту и прочность его памяти. Физиологической основой памяти является образование, сохранение и возобновление нервных связей в коре больших полушарий. Связи, возникающие в мозгу, отражают объективные связи, существующие между предметами и явлениями действительности. Они могут быть пространственными, временными, структурными, причинно-следственными. Запомнить – значит связать что-то с чем-то, например, имя человека – с его внешним видом, дату исторического события – с содержанием события. Эти связи называются ассоциациями. Процесс запоминания протекает в трех формах:  Запечатление;  непроизвольное запоминание;  произвольное запоминание. Запечатление – прочное и точное сохранение в КП и ДП памяти событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд. Путем запечатления возникают эйдетические образы. Феномен эйдетизма в следующем: после взгляда на картинку испытуемый может дать ответ о ее деталях, это возможно тогда, когда образ виденного сохраняется в сознании целиком. Это часто встречается у детей. Непроизвольное запоминание – сохранение в памяти событий в результате их многократного повторения. Непроизвольному запоминанию способствует сильное чувство (радость, страх, отвращение). Непроизвольное запоминание является продуктом и условием осуществления познавательных и практических действий. Произвольное запоминание – продукт специальных мнемических действий, т.е. действий, целью которых будет само запоминание. Характерной чертой произвольного запоминания является волевой акт и обязательное присутствие мотива, решающей задачи. Сохранение – более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте. Сохранение имеет две формы: собственно сохранение и забывание. Таким образом, память, это важнейшая характеристика психической жизни, включающая в себя процессы: запоминание, сохранение, последующее воспроизведение человеком его опыта, а также забывание. Поэтому, проблема развития памяти – одна из остро стоящих на данный момент. В современном мире большую популярность завоевала «Ментальная арифметика». Давай попробуем разобраться, что это такое? По мнению создателей Amakids, ментальная арифметика – это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на специальных счетах. [29] Компания Isma утверждает, что ментальная арифметика – это система, позволяющая производить быстрые и точные арифметические расчеты с помощью представления абакуса. [30] 14 Майкл Фрэнк и Дэвид Барнер считают, что ментальная арифметика – это древнекитайская система обучения детей устному счету, с использование мабакуса.  Что же такое абакус? Абакус – это древние счеты, которые использовали люди Азии и Египта для совершения арифметических операций. Современный абакус представляет собой прямоугольник, внутри которого располагаются 15 спиц. На каждой спице находятся 5 косточек. Выше середины помещена перекладина, которая отделяет верхние косточки и нижние косточки. Вверху находится одна косточка на ситце, а снизу четыре оставшиеся. Еще в древние времена для удобства вычислений люди изобрели счеты. В разных уголках нашей планеты счеты были разные. Со временем они изменяли свои размеры, форму, но функциональные особенности у них оставались неизменными. С появление калькулятора использование счет в работе и повседневной жизни отошло на второй план. Однако так случилось не везде. В странах восточной Азии люди усовершенствовали счеты и разработали новую обучающую программу. Она получила названия «Ментальная арифметика». Данная методика показала невероятные результаты. И тем самым завоевала популярность во всем мире. В Россию ментальная арифметика попала несколько позже в 2008-2010 гг. Рассмотрим более подробно методику работы. Программа ментальной арифметике рассчитана для детей от 4 до 16 лет. Потому что именно в этот период идет наиболее активное развитие мыслительных операций. Длительность обучения составляет 12 – 16 месяцев. Вся программа ментальной арифметики разбита на отдельные блоки и составлена от простого к сложному: 15 1 блок – «Простое сложение и простое вычитание». Срок обучения 3 месяца. Данный блок включает в себя знакомство с абакусом, набор чисел на абакусе, работа с верхними и нижними косточками одновременно. 2 блок – «Состав числа 5». Срок обучения 4 месяца. Данный блок подразделяется на: сложение 5 и вычитание 5. На основе знаний о составе числа 5 ребята учатся анализировать условия задачи и в соответствии и этим анализам необходимо опустить или добавить определенное количество косточек. 3 блок – «Состав числа 10». Срок обучения 5 месяцев. Данный блок раздел на под блоки: сложение 10 и вычитание 10. При помощи знаний состава 10 дети учатся переходить через разряд на другую спицу.  Для того чтобы дети научились считать устно необходимо в совершенстве овладеть счетом на абакусе. Для работы на счетах существуют определенные правила:  счет начинается слева на права. Если число двухзначное то вначале идут десятки, а затем единицы. Если трехзначное, тогда набираем сначала сотни, затем десятки и только потом единицы.  передвижение косточек. Верхние косточки мы должны и поднимать и опускать указательным пальцем. Нижние косточки поднимаем большим пальцем, а опускаем указательным.  считая на абакусе необходимо использовать две руки. Если число двухзначное, то левой рукой мы набираем десятки, а правой единицы. Если трехзначное, то левой рукой набираем сотни и десятки, а правой рукой набираем единицы. Если четырех злачное число тогда левой рукой набираем тысячи, правой рукой набираем сотни, левой рукой десятки, а правой единицы. Однозначные числа набираем правой рукой.  счеты должны лежать на столе. Только после того, как ребенок овладел счетом на абакусе мы можем предложить ему попробовать считать ментально, т.е. устно. Для этого мы 16 просим представить абакус и проделать те же действия на воображаемых счетах. По мнению ученых из разных стран мира, занятия ментальной арифметикой может значительно улучшить процесс развития ребенка. Это происходит за счет того, что при работе со счетами мы задействуем две руки одновременно. Благодаря этому происходит активизация работы двух полушарий мозга. Что способствует гармоничному развитию личности.  Также когда представляем абакус тренируется зрительная память. Ведь мало представить абакус, необходимо мысленно передвигать косточки. И не просто передвигать, а думать, сколько косточек добавить, сколько убирать, на какую спицу добавить и с какой убрать. Необходимо постоянно концентрировать внимание и запоминать какое новое число получилось. На занятиях ментальной арифметикой дети учатся преобразовывать число в зрительный образ. Как это работает? Информация числа из левого полушария передается в правое полушария головного мозга в виде зрительного образа абакуса. На воображаемых счетах дети производят математические операции. Затем головной мозг передает информацию из правого полушария в левое, преобразовывая его в число. Далее ребенок говорит ответ. Таким образом, ментальная арифметика – это инструмент гармоничного развития личности с помощью работы на специальных счетах – абакуе. На занятиях ментальной арифметикой задействуются два полушария головного мозга, что способствует улучшению показателей не только в устном счете, но и по другим дисциплинам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на РМО «Ментальная арифметика в начальной школе»

Что такое ментальная арифметика? Это методика обучения быстрому счету. Но это не самое главное. Самое главное, что с помощью быстрого счета развивается интеллект. Это такое же направление как скорочте...

Ментальная арифметика

Информация предназначена для родителей заинтересованных в изучении детьми ментальной арифметики...

Ментальная арифметика как один из интерактивных методов обучения детей с ОВЗ

Презентация для учителей начальных классов, которые работают с детьми с ОВЗ и готовы использовать элементы ментальной арифметики как один из интерактивных методов...

Ментальная арифметика как один из интерактивных методов обучения детей с ОВЗ

Ментальная арифметика как один из интерактивных методов   обучения детей с ОВЗ...

Семинар "Ментальная арифметика как способ повышения математической грамотности учащихся"

В материалах семинара представлен опыт работы по реализации курса "Ментальная арифметика" в дополнительном образовании....