Математика "Скорость. Время. Расстояние"
методическая разработка по математике (4 класс)

Технологическая карта урока по математике "Скорость. Время. Расстояние", 4 класс, УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_moyo.docx40.12 КБ
Файл skorost1.pptx1.92 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики в 4 классе  на тему: «Скорость. Время. Расстояние».

Цель:  Познакомить детей с понятием «скорость»; научиться записывать единицы скорости; записывать задачу на движение одного тела; сравнивать скорости различных тел в разных ситуациях, использовать полученные знания в жизни.

Задачи:

  1. Познакомить детей с понятием скорости и единицами её измерения.
  2. Создать условия для осознания детьми зависимости между величинами, характеризующими движение тел — скоростью, временем и расстоянием.
  3. Отрабатывать вычислительные навыки, обучать детей работе с графическими моделями и записывать условие задачи.
  4. Развивать познавательную активность детей, способности к самооценке и самоконтролю, формировать коммуникативные умения.

Планируемые результаты:

Личностные: способствовать формированию мотивации обучения, заинтересованности в расширении получаемых математических знаний, готовности использовать математические знания в учебной деятельности и при решении задач.

Метапредметные: способствовать развитию умения ставить вопросы, сравнивать, делать выводы, видеть математическую задачу в окружающей жизни, оценивать сою деятельность.

Предметные: знать понятие скорости, уметь решать задачи на нахождение скорости движения по известным расстоянию и времени движения; закрепить табличные и  внетабличные случаи умножения и деления, знание единиц длины и времени.

Оборудование: презентация,  схемы задач, выражения на доску.

Этапы урока

Цель

Ход урока

Действия учащихся

УУД

Л - личностные

П - познавательные

Р - регулятивные

К - коммуникативные

1.Организационный момент (мотивация)  

(1-2 мин)

Выработать на личнозначимом уровне внутренней готовности выполнение нормативов учебной деятельности

 -Сегодня у нас гости, поздороваемся и подарим гостям свои улыбки. Желаю, что бы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока. Будьте внимательны, активны, старательны, доброжелательны, помогайте своим друзьям.

Сегодня мы с вами отправимся дальше в путешествие по стране математики за новыми знаниями и открытиями и в конце урока приедем в город с интересным названием. Готовы?

А хочется быстрее сделать какое-нибудь открытие? Чтобы быстрее сделать открытия, быстрее до них добраться,  до города, на чём лучше поехать? На велосипеде или на машине? (машине). Ну, что мы заняли места в наших машинах, приготовились к путешествию.

Скажите, как же мы будем ехать? Мы же стали участниками дорожного движения, что обязаны соблюдать?

(ПДД)

Готовы? Поехали!

Самоопроеделение к деят- ти –(Л);

-смыслообразование (Л);

--целеполагание-(П);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К);

2.Актуализация знаний

Математический диктант, карточки

(5 мин)

Подготовить мышление учащихся  и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий

 Открыли тетради, записали число, классная работа.

И первый знак, который мы встретили?

(- пешеходный переход) (Слайд 1)

Светофор, красный сигнал. Что делаем? (Слайд 2)

Пока, пешеходы проходят, у нас математический диктант.

Я буду читать задачи, а вы будете устно их решать, а в тетради записывать только ответ. (Слайд 3, 4)

У Маши дорога в школу занимает 13 минут, а у Алины в 3 раза больше. Сколько времени идет в школу Алина?(39 мин)

2. Ребята прошли 14 км в первый день путешествия, а во второй в 2 раза меньше. Какое расстояние во второй день? (14:2=7км)

4. Сутки содержат …….. часа.

5. В одном часе ………. минут.

6. Одна минута содержит ………. секунд.

7. В одном часе………секунд.

8. В  3часах  …минут

9. 1 час 15 мин  = …..мин

10. 3мин. 5 с  = ….с

Слайд 5 с ответами:

39мин., 7км., 24ч., 60мин., 60с., 3600с., 180мин., 75мин., 185с.

Проверку доверим соседу по парте. Сверим. Оценим смайликами. (Слайд 6)

Я очень рада, что улыбающихся смайликов много.

Итак, мы видим жёлтый сигнал, а теперь зелёный. Можно ехать? (слайд 7)

2 ученика у доски

Работа в тетрадях

Работа в парах. Взаимопроверка.

-Мыслительные операции(обобщ, анализ,  синтез, сравнение)-П;

-Извлечение необходимой инф. из текста – П;

Использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др)-П;

-осознанное и произвольное речевые  высказывание –П;

- выполнение пробного задания –Р;

-фиксирование инд.затруднений  в пробном учебном действии-Р;

-волевая саморегуляция  в затруднении – Р;

-выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью –К;

-аргументирование своего мнения  и позиции в коммуникации-К  .

3. Самоопределение к деятельности

(5-7 мин)

Приложение 1

- А теперь выполним другое задание.

  1. Давайте заполним эту таблицу на доске:

345 кг, 25364м, 56 мин, 158 с, 2004 км, 2сут,  6ч10мин, 3 т , 12км/ч, 125г, 65 мм

Необходимо распределить каждую единицу измерения в нужный столбик с названием величины

Какую величину можно назвать лишней?

Кто из вас встречал подобные единицы измерения?

- А давайте узнаем как эта величина называется?

Вы узнаете  название величины если решите примеры на карточках. Решенные примеры переворачиваются. На обороте карточек буквы.  

41 сот.х2    9 дес.х8     13дес.х5        25м х2

4х12 сот.    8х7дес.      3 тыс. х 3            15с х3

Составьте из этих букв слово. (СКОРОСТЬ)

- Догадались какая тема урока?

Вызванные учащиеся заполняют таблицу величин на доске. Остальные учащиеся контролируют правильность выполнения задания.

-самостоятельное выделение и формирование цели-П;

-поиск и выделение необходимой информ.-и-П.

3.Постановска учебной задачи.

(2-3 мин)

Поставить цель учебной деятельности  и на этой основе  выбрать способ и средства её  реализации.

- Выскажите свои предположения, что такое скорость? Давайте попробуем объяснить.(ответы) . Мы с вами в начале урока решили ехать на машине,  а не на велосипеде? Почему? (потому что машина быстрее едет). Если это быстрота движения, можно эту быстроту измерить? (Да) Так можно ли назвать скорость величиной?

А если, это величина, которую можно измерить или посчитать,  то целью работы будет? (умение найти скорость движения). А ещё мы посмотрим с чем связана скорость движения.

Скажите, а в жизни, зачем знать скорость движения? Ездили бы как хотели. В машине где можно увидеть скорость? (спидометр) (Слайд 8)

Едем дальше! Что это за знак? О чем он нас предупреждает? (тупик) (Слайд 9)

Постановка учащимися темы и цели урока (познакомимся с понятием скорость, ее обозначением, будем учиться находить скорость различных предметов)

Планирование предстоящей деятельности.

-Мыслительные операции(обобщ, анализ,  синтез, сравнение)-П;

-Извлечение необходимой инф. из текста – П;

Использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др)-П;

-осознанное и произвольное речевые  высказывание –П;

- выполнение пробного задания –Р;

-фиксирование инд.затруднений  в пробном учебном действии-Р;

-волевая саморегуляция  в затруднении – Р;

-выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью –К;

-аргументирование своего мнения  и позиции в коммуникации-К  .

4.Постановка учебной проблемы (открытия детьми нового знания)

(9 мин)

Построить новый способ действия и сформировать умение применять его  как при решении задачи которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.

- Вот вам такое задание. Вам надо рассудить спор двух друзей – Миши и Игоря. Они не могут разобраться, кто из них быстрее бегает на лыжах, ведь на лыжах спидометры не устанавливаются. Прочитайте задачу и попробуйте ее решить. (Слайд10)

Миша прошёл на лыжах 80 м за 20 с, а Игорь – 45 м за 15 с. Кто из них двигался с большей скоростью?  

– Попробуйте разрешить спор ребят и назовите имя мальчика, который, по вашему мнению, бежал быстрее.

- Кто решил задачу?

 - Какое имя вы записали?

– Что же получилось?

- Вы можете обосновать свой ответ?

– Кто сможет доказать правильность своего решения?

- Почему у остальных не получилось? В чем затруднение при решении этой задачи?

- Сколько за 1 сек проезжает Миша?

- Сколько за 1 сек. Проезжает Игорь?

- Как можно назвать эту величину? Выберите правильное объяснение. (Слайд 11-12)

Скорость – это расстояние.

Скорость – это расстояние пройденное в единицу времени.

Скорость – это время движения.

- С помощью какого действия мы вычислили скорость? От каких величин зависит скорость? В математике принято обозначать скорость, расстояние и время латинскими буквами v, S и t. Запишем наше решение в виде буквенного выражения: v=S:t. Это и есть формула нахождения скорости. А записывается км/ч

- Итак, закончите предложение: чтобы найти скорость, надо…. .

Ответы учащихся.

- Мы не можем доказать, что решили задачу правильно.

- Мы не знаем, как находить скорость.

- Мы знаем, что Миша за 20 с проехал 80 м, значит за 1 с он проезжает 80 : 20 = 4м, а Игорь за 1 с проезжает 45 : 15 = 3м. Значит, Миша едет быстрее.

Дети выбирают ответ

-…расстояние разделить на время.

- смыслообразование –Л;

-мыслительные операции –П;

выдвигают гипотезы и обосновывают их—П;

-поиск и выделение необходимой информ.-и-П;

Установление причинно – следств. связи-П;

-сам-ое создание способов решения проблем тв-го и  поискового хар-ра  на основе метода рефлексивной деят- ти.-Р;

-адекватное использование речевых средств для решения  коммуник-ых задач-К;

- выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью –К;

-аргументирование своего мнения  и позиции в коммуникации-К.  

Динамическая пауза

(1 мин)

- Вы немного устали, давайте отдохнем и подвигаемся.

-Немного отдохнули, садимся на свои места.

-Поскольку у нас урок математики, то и отдыхать мы будем как математики. Я буду называть числа, а вы внимательно слушайте. Если моё число чётное – присаживайтесь на корточки скорее, а если нечетное – подпрыгивайте. Запомнили? Начнем!

- Теперь изменим задание. Если число, которое я назову, делится на 10 – вы все дружно делаете хлопок в ладоши. Если не делится – поднимаете руки вверх. Будьте внимательны! Начали!

- Отдохнули? Занимаем свои места за партами.

 Выполняют движения

5.Первоначальное закрепление  с проговариванием во внешней речи.

(10 мин)

Усвоить учащимися новый способ действия.

Едем дальше.!

Видим новый знак!  Выбор  движения! (Слайд 13)

Мы сегодня на уроке самостоятельно открыли новое знание. Мы познакомились с новой величиной и научились ее вычислять.

- А чтобы поскорее запомнить  наши новые правила, я предлагаю вам решить задачу из учебника с. 5 №9

Логическая задача

Начерти квадрат периметром 12 см. Затем дополни его до прямоугольника периметром 16 см. Вычисли стороны прямоугольника.

Ответ? Решение:
У квадрата все стороны равны, значит длина одной стороны равна
12:4=3 см одна сторона квадрата (прямоугольника)
16-(3+3) =10 см две стороны прямоугольника
10:2=5 см другая сторона прямоугольника
3+3+5+5=16
Ответ: две стороны по 3 см, две другие по 5 см

Самостоятельно по вариантам

Извлечение из предметного текста необходимой информации-П;

- Использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др)-П;

-осознанное и произвольное речевые  высказывание – П;

Построение  логической цепи рассуждений и доказательств.

8.Рефлексия деятельности

Оценить учащимися собственную учебную деятельность , осознать  методы построения и границы применения  нового способа действий

Итак, какое же мы открытие  сделали? Чему научились?

Я научился….. (слайд 14) 

Город с названием ... Мы приехали в Город Движения, (Слайд 15) в котором мы научимся решать задачи на движение. Движение может быть в противоположные стороны, движение в одном направлении и т.д. , поэтому сейчас у нас остановка, а на следующих уроках нас ждут новые знания.

Оценивание детей

Дз. С. 5 № 11, и под чертой (Слайд 16)

Спасибо за урок! (Слайд 17)

Ответы детей

Рефлексия способов и условий действий – П;

-контроль и оценка способов своей деятельности-Р;

-самооценка на основе  критерий успешности-Л;

- адекватное понимание успешности или неуспешности;

-- выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью –К;

- планирование успешного сострудничества-К

- следование моральным нормам и этическим требованиям - Л


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1

Слайд 2

2

Слайд 3

3 У Маши дорога в школу занимает 13 минут, а у Алины в 3 раза больше. Сколько времени идет в школу Алина? Ребята прошли 14 км в первый день путешествия, а во второй в 2 раза меньше. Какое расстояние прошли во второй день? Сутки содержат …….. часа.

Слайд 4

4 В одном часе ………. минут. Одна минута содержит ………. секунд. В одном часе………секунд. В 3часах …минут 1 час 15 мин = …..мин 3мин. 5 с = ….с

Слайд 5

5 Внимание!!! 39мин., 7км., 24ч., 60мин., 60с., 3600с., 180мин., 75мин., 185с.

Слайд 6

6 1 ошибка – 2 ошибки – 3 ошибки и более -

Слайд 7

7

Слайд 8

8

Слайд 9

9

Слайд 10

Задача 10 Миша прошёл на лыжах 80м за 20с, а Игорь – 45м за 15с. Кто из них двигался с большей скоростью?

Слайд 11

11 Скорость – это расстояние . Скорость – это расстояние, пройденное за единицу времени Скорость – это время движения

Слайд 12

12 Скорость – это расстояние, пройденное за единицу времени .

Слайд 13

13

Слайд 14

Научилась (научился)... Было интересно.... Было трудно... Я понял (а), что....

Слайд 15

15 Ков Кан 3 часа

Слайд 16

16 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ С. 5 № 11, № под чертой

Слайд 17

17 Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика. Введение понятий скорость, время, расстояние 3 кл

Так как это первый урок, то по технологии деятельностного метода был выбран тип урока – урок открытия нового знания. При планировании данного урока мной были учтены возможности и психологические особе...

Скорость, время. расстояние

Закреплять умение решать задачи на движение, навыки устного счета, действий с многозначными числами. Повышать интерес к математике за счет активизации работы детей на уроке, развивать логическое...

Презентация к уроку "Зависимость величин"(скорость, время, расстояние)

В 4 классе по УМК "Школа  2100" используется данный материал  при изучении темы "Зависимость величин от направления движения"...

Скорость. Время. Расстояние.

Цели: - сформировать у учащихся представление о новой величине «скорость» и единицах ее измерения; - выявить зависимость между величинами, характеризующими движение тел (скоростью, временем, расстоя...

Скорость, время, расстояние

Отработка формул...

Урок математики в 3 классе по ОС "Школа 2100". Тема "Скорость. Время. Расстояние"

«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна – одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями»Ж.-Ж. Руссо...