Контрольно-измерительные материалы для диагностики формирования УУД у младших школьников на уроках математики
материал по математике (4 класс)

Андриевская Ирина Анатольевна

Работа предназначена для процедуры диагностики УУД в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл briop_kim.docx41.65 КБ

Предварительный просмотр:

Республиканский заочный конкурс

 «Лучшая методическая разработка по оценке предметных, метапредметных, личностных результатов обучающихся начальной школы»

Контрольно-измерительные материалы для диагностики формирования УУД у младших школьников

на уроках математики

                                                                                                         Андриевская Ирина Анатольевна,

                                                                                                                      Должность:  учитель начальных классов

                                                                   Категория: высшая

                                                                                    Муниципальное автономное образовательное

учреждение лицей№27,г. Улан-Удэ

Электронный адрес: ir.andriewsckaia@yandex.ru

Пояснительная записка

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального образования, целью  образования является не только вооружение ребёнка некой суммой теоретических знаний, но и создание условий для развития универсальных учебных действий, которые обеспечивают школьникам умение учиться, то есть способность к самостоятельному развитию и совершенствованию . Учащийся  теперь не просто овладевает системой знаний, умений и навыков, но и учится самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, учится её контролировать, совершенствовать свои коммуникативные способности, что в целом способствует личностному развитию ребёнка. Обучение в школе становится процессом взаимодействия учеников с учителем и одноклассниками. Учащийся должен стать активным участником образовательного процесса и, в сотрудничестве с педагогом или другими учениками, решать поставленные перед ним проблемы реальной жизни.

 Цель начального и основного уровней образования — научить школьника учиться. Однако эту цель можно интерпретировать по-разному. Умение учиться для начальной школы — это умение решать познавательные задачи, в какой-то степени получать конкретные учебные знания, умение контролировать и оценивать свои достижения.

Обоснование выбора диагностического инструментария

Выбор диагностического инструментария основывался на следующих положениях:

Для успешного формирования универсальных учебных действий необходимо обеспечить переход от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме и от совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, то есть саморегуляции.

Ф.Г. Мазитова пишет, что в достижении личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД огромна роль образовательных технологий деятельностного типа. В соответствии с данными технологиями на уроках в ходе специально выстроенного учителем диалога организуются постановка учебной проблемы и поиск её решения.

Попова Е.В. пишет, что для формирования у учащихся познавательных УУД необходимо спроектировать на уроке следующие этапы:

1. Формирование первичного опыта выполнения действия и мотивацию.

2. Основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД.

3. Сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения, организовывать самоконтроль его выполнения и при необходимости - коррекцию.

4. Организовать контроль уровня сформированности данного УУД.

Т.А. Денисова пишет, что для развития познавательных умений на каждом уроке, необходимо ,прежде всего вовлечь каждого учащегося в работу, обеспечить заинтересованность в изучении нового. Сочетание различных видов познавательной деятельности может быть достигнуто в результате организации групповой работы. 

Переход из начальной школы в основную, по праву считается одной из наиболее сложных проблем, а адаптация в пятом классе - один из труднейших периодов школьного образования.

Четвероклассники — это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют педагоги  во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на формирование у четвероклассников УУД.

Поэтому, в качестве диагностического инструментария, мной представлен  проект одного урока  из  серии уроков математики в 4 классе по программе  Л.Г.Петерсон, практическая часть которого даёт возможность группе специалистов  отслеживать динамику развития и формирования у ребенка УУД на протяжении ряда уроков которые  построены  на  принципах деятельностного подхода.

Исходя из вышесказанного, наиболее удобной для мониторинга ситуацией, может быть конкретная практическая деятельность, в которой ребёнок может проявить себя, связывающая  предметную направленность и реальную жизнь, с использованием практического опыта учащихся, опыта выполнения ими практических заданий .

Основная цель уроков по теме:

1)Уточнить представления о шкале и цене деления шкалы, сформировать умение определять по шкале значение величин.

2)Уточнить понятие числового луча, ввести понятие координатного луча, сформировать  умение определять координаты точек и находить расстояние между точками по их координатам.

3)Тренировать способность к сложению и вычитанию смешанных чисел, исследование закономерностей движения объектов по координатному  лучу.

Со шкалами приходится иметь дело в жизни любому человеку независимо от сферы его деятельности. Учащиеся уже встречались со шкалами на линейках, часах, градусниках, весах и других приборах.

На 1 уроке этого цикла (урок актуализации знаний) уточняется одно из важнейших понятий для практических приложений математики- понятие шкалы, цена деления шкалы.

Доминирующая форма организации на уроке –групповая работа. т.к. именно она создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. При организации работы в группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Особенно важно, что групповая форма работы позволяет  учителю получить адекватные результаты  диагностики УУД.

Спецификация

диагностической  работы для учащихся четвёртых классов

Работа предназначена для проведения процедуры диагностики УУД в 4 классе начальной школы.

          Цель работы: мониторинг формирования универсальных учебных действий.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что её содержание может быть использовано в работе учителей начальных классов, направленной на мониторинг универсальных учебных действий в рамках практической деятельности, организованной учителем в рамках урока ,соответствующего принципам деятельностного подхода.

Метод диагностики: наблюдение .Данный метод позволяет получить важную диагностическую информацию. Наблюдение — это планомерный и целенаправленный сбор необходимой информации с дальнейшей систематизацией фактов и формулированием выводов  по внешним признакам. Наблюдение -объективный метод и не требует специального оборудования, при этом, исключает дополнительную психоэмоциональную нагрузку на ученика.

Для реализации поставленных целей и задач разработаны технологические карты мониторинга сформированности  личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных  УУД обучающихся начальных классов.

Таким образом, результаты исследования представляются в табличной форме. Для того, чтобы процесс обработки данных был несложным и недолгим  можно  использовать программу Excel.

Области применения данных мониторинга: данные,  полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно-воспитательного процесса.

Система критериев и показателей уровня сформированности УУД.

 Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:

 1. соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

 2. соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;

 3. сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.

Работает группа специалистов: администратор, учитель,  педагог-психолог.

 

Критерии проявления качества:

5- однозначно да

4-скорее да, чем нет

         3- не систематически, навык только формируется

         2- очень редко

          1-можно сказать, что нет, либо навык проявляется при непосредственном участии и контроле взрослого человека

          0-однозначно нет

Карта результатов диагностики УУД

Универсальные учебные действия

№ уч-ся

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

 

Мотивация к обучению и целенаправленной деятельности 

Степень значимости материала ,основываясь на заинтересованности в работе

Планирование конечного результата

Составление плана и последовательности действий

Умение оценивать учебные действия в соответствии с

поставленной задачей 

Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом

Способность к выбору в ситуации мотивационного конфликта

Умение ставить задачу на основе соотнесения

Умение высказывать своё предположение на основе практической работы

Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

  Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Способность к саморегуляции в групповой работе

Умение структурировать знания

Умение на основе анализа объектов делать выводы

Умение извлекать информацию из текста

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Умение преобразовывать информацию в модель, где выделены существенные характеристики объекта

Умение рефлексировать способы и условия действия, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

Умение выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Умение структурировать знания

Умение выделять необходимую информацию

Умение использовать знаково-символические средства при решении учебно-практических задач

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации в устной форме

Уровень инициативного сотрудничества в работе с информацией

Умение слышать и понимать других

1.

Урок математики в 4 классе

Тема урока: Шкала. Цена деления шкалы.

Цель: уточнить представления о шкале и цене деления шкалы, сформировать способность к определению по шкале значения величин.

Задачи: 1) создать условия для  определения  цены деления шкалы на числовом луче, на измерительных приборах;

2) создать условия для развития мыслительных операций, мотивации к целенаправленной деятельности, умения оформлять свои мысли в устной форме;

4)создать условия для воспитания  здорового образа жизни, трудолюбия, способности к познанию.

Оборудование: измерительные приборы со шкалами, компьютер, видеопроектор, планшеты  для парной  работы.

Этапы урока

Ход урока

Оцениваемые УУД

Психологический настрой

- Добрый день. Какое у вас настроение? Каким вы хотите, чтоб получился урок? Что для этого необходимо? Свою работу в конце урока оцените на шкале «успеха».

Личностные УУД:

1) оцениваем мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности;

Регулятивные УУД:

- оцениваем умение планировать конечного результата

I. Актуализация знаний. 

Работа в парах по правилам.

Устный счёт .

II. Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы

III. «Открытие» нового знания

Слайд 2,3,4

Оценивание результатов парной работы: проанализируйте работу, сделайте вывод.

На мою электронную почту пришло письмо от известного учёного Ивана Айболитова - ветеринара, работающего научным сотрудником в Международном институте по защите и сохранению индийских и африканских слонов «Мною разработан уникальный витамин , повышающий иммунитет новорождённых слонят.

Витамин необходимо принимать 5 раз в день по одной мерной ёмкости.

-Помогите определить, хватит ли приготовленного витамина 1слонёнку?

-Найдите способ передачи информации о количестве витамина в ёмкости.

Как называется графическое изображение , которое у нас получилось в результате нашей работы?

-Шкала

-Слово шкала происходит от латинского слова «СКАЛЭ», которое переводится как «лестница». «СКЛЯРИС» - ступенчатый

- Шкала похожа на лестницу. Чем?

Слайд 5

Регулятивные УУД:

1)оцениваем умение работать в паре; составление плана и последовательности действий;

2)оцениваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД:

1) оцениваем умение слушать и понимать других;

2) оцениваем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Познавательные УУД:

1)оцениваем контроль и оценку процесса и результатов деятельности

Коммуникативные УУД:

1) оцениваем умение слушать и понимать других;

2) оцениваем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3)оцениваем уровень инициативного сотрудничества в работе с информацией

Регулятивные УУД:

1) оцениваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

2) оцениваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3)оцениваем  способность к выбору в ситуации мотивационного конфликта;

Познавательные УУД:

1)оцениваем умение выделять необходимую информацию

2)оцениваем умение структурировать знания

3)оцениваем умение выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

4)оцениваем умение рефлексировать способы и условия действия, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

5)оцениваем умение преобразовывать информацию в модель, где выделены существенные характеристики объекта

IV. Первичное закрепление

Формулировка задачи урока

Заполните понятиями пропуски в тексте.

Ответ на вопрос найдите в учебнике на с. 53

Слайд 6

Сформулируйте задачу урока.

Чему предстоит научиться на уроке?

-Будем учиться определять по шкале значения величин.

Слайд7

Слайды 8-13

 Какие величины измеряют с помощью приборов, изображённых на рисунке?

- Что общего у этих приборов?

У них есть деления и числа, с помощью которых определяют значения величин.

- Что необходимо для определения величин?

Вывод: Для определения величин необходимы измерительные приборы, значения величин определяем по шкале.

Познавательные УУД:

1)оцениваем умение извлекать информацию из текста;

2) оцениваем умение на основе анализа объектов делать выводы;

3) оцениваем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4)оцениваем умение структурировать знания;

Регулятивные УУД:

1) оцениваем умение ставить задачу на основе соотнесения;

2) оцениваем умение высказывать своё предположение на основе практической работы ;

3) оцениваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

4) оцениваем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Физминутка

Для профилактики простудных заболеваний и активизации работы мозга выполним дыхательную гимнастику.

(Дыхательная гимнастика Стрельниковой.)

- Быстрый шумный втягивающий вдох через нос, свободный естественный выдох со звуком «ха-а»

- «Насос»

- зевнуть, потянуться.

Для определения объёма лёгких используется прибор спирометр.

V.Практическая работа в группах

Предъявление результатов практической работы

Задания для групп обозначены на инструктивных картах

Группа «Безмен»

Группа «Ростомер»

Группа  «Часы»

Группа «Линейка»

Группа «Весы»

Группа «Термометр»

Личностные УУД:

1)оцениваем степень значимости материала для каждого ученика, основываясь на заинтересованности в работе;

Регулятивные УУД:

1)оцениваем умение составлять план и последовательность действий 

2) оцениваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом

3) оцениваем умение работать в группе;

Познавательные УУД:

1)оцениваем  умение извлекать информацию из текста;

2) оцениваем умение структурировать информацию;

2) оцениваем умение на основе анализа и установлении причино-следственных связей давать объяснения и делать выводы;

3)  оцениваем  умение оформлять свои мысли в устной форме;

4)оцениваем  уровень осознанности усвоенного материала

5)оцениваем способность к саморегуляции в групповой работе;

6)оцениваем умение рефлексировать способы и условия действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности;

7)оцениваем умение использовать знаково-символические средства при решении учебно-практических задач

Коммуникативные УУД:

1)оцениваем инициативное сотрудничество в работе

VI. Рефлексия. Итог.

 Д/з

-С какими новыми понятиями познакомились на сегодняшнем уроке?

-Где можно использовать шкалы?

-Что у вас получалось сегодня лучше?

-В чём испытывали затруднения?

- Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке? Оцените свою работу на «шкале успеха».

Д/з: Найти дома измерительные приборы со шкалами ,провести измерения величин.

Познавательные УУД:

1)оцениваем умение формулировать выводы , делать умозаключения на основе практической работы;

2)оцениваем умение оценивать собственную деятельность, создавая  знаково-символическую модель;

Коммуникативные УУД:

1)оцениваем умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Инструкция для группы 1.  «Безмен»

Имя владельца

Вес  портфеля

Соответствие норме

1.

2.

3.

4.

5.

 Вес портфеля ученика начальной школы не должен превышать 3 кг.

Сопоставьте норму веса портфеля и ваши данные, полученные при измерении

Сделайте выводы:

 Группа проводила измерения __________________, используя прибор _____________________.

      Пришли к выводу, что вес портфелей, взвешенных нами  (соответствует, не соответствует) норме.

Инструкция для группы 2.  «Ростомер»

Проведите измерения роста каждого ученика в группе, полученные результаты запишите в таблице:

Имя ученика

Рост

Соответствует норме

1.

2.

3.

4.

5.

Проведите сравнение роста каждого ученика с нормой роста 10-летнего ребенка: 128 – 140 см.

Сделайте выводы:

Группа проводила измерения __________________ используя прибор ____________________.

Самый высокий__________________________________

Самый низкий___________________________________

Соответствуют норме:____________________________

Инструкция для группы 3.  «Часы»

Проведите измерения времени решения примера  каждым учеником в группе, полученные результаты запишите в таблице:

Имя ученика

время

Правильность решения

1.

2.

3.

4.

5.

Сделайте выводы:

Группа проводила измерения ____________, используя прибор _____________________.

Быстро вычисляют, правильно решили пример:

  1. ____________________________________

2.____________________________________

Быстро вычисляют, но неверно:

1.____________________________________

Инструкция для группы 4.  «Рулетка»

Вычислите периметр каждого помещения

Объект

Приметр

1.

Кабинет  В3

2.

Фойе

Сделайте выводы:

Группа проводила измерения ______________________________, используя прибор __________________________________.

Инструкция для группы 5.  «Весы»

Проведите измерения веса каждого ученика в группе, полученные результаты запишите в таблице:

Имя ученика

вес

Соответствует норме

1.

2.

3.

4.

5.

Проведите сравнение веса каждого ученика с нормой веса 10-летнего ребенка:  35 – 40кг.

Сделайте выводы:

Группа проводила измерения ______________________________, используя прибор __________________________________.

Соответствует нормам вес (указать имена ребят):

  1. ____________________________________
  2. __________________________________

Ниже нормы вес:

  1. ____________________________________
  2. ___________________________________

Выше нормы:

  1. ____________________________________

Инструкция для группы 6.  «Термометр»

Проведите измерения температуры воды в разных ёмкостях

Кабинет

температура

Соответствие норме

1.

В2

2.

В3

3.

В4

В учебном кабинете установлены температурные нормы от   +18до +21 градуса.

Определите соответствует ли норме температура в учебных кабинетах .

Сделайте выводы:

Группа проводила измерения __________________, используя прибор ______________________________. Соответствует норме в____________________________кабинетах. Не соответствует норме в___________________________кабинетах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных интересов младших школьников на уроках математики.

   Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне, а в самом п...

Презентация "Формирование познавательного интереса младших школьников на уроках математики"

   «Приохотить» ученика к учению    гораздо более достойная задача учителя, чем «приневолить» его». ...

Роль логического мышления в формировании мыслительных процессов младших школьников на уроках математики

Методическая разработка по теме "Роль логического мышления в формировании мыслительных процессов младших школьников на уроках математики"....

Формирование учебных мотивов младших школьников на уроках математики

Приемы , которые я использую на уроках математики дя повышения уровня учебной мотивации...

Формирование УУД у младших школьников на уроках математики

Данная презентация поможет учителям начальных классов формировать универсальные учебные действия у младших школьников на уроках математики....

Материалы по теме "Формирование регулятивных УУД младших школьников на уроках математики и русского языка"

    Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: осознание цели ...