Закрепление вычислительных приемов в пределах 100
методическая разработка по математике (3 класс)

Суховей Светлана Николаевна

Технологическая карта урока математики в 3 классе по теме "Закрепление вычислительных приемов в пределах 100" с использованием здоровьесберегающей технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakreplenie_vychislitelnyh_priemov_v_predelah_100.docx55.15 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №81

Калининского района Санкт-Петербурга

Урок математики

«Закрепление вычислительных приемов в пределах 100»

3 класс

учитель начальных классов

Суховей Светлана Николаевна

2019

Тема урока: «Закрепление вычислительных приемов в пределах 100»

        Цель урока: закрепление и обобщение знаний учащихся по теме «Числа от 1 до 100. Вычислительные приемы»

        Задачи урока:

        Образовательные: создать условия для повторения изученных приёмов сложения, вычитания, умножения и деления чисел в пределах 100, деления с остатком; решения составных задач.

        Развивающие: создать условия для развития умения пользоваться изученными приёмами устных вычислений на практике, развития навыков счёта, логического мышления; повышать познавательную активность учащихся на уроках математики.

        Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, умение работать в группах, дружбу и взаимопомощь; способствовать формированию коммуникативных навыков; формировать правильное отношение к своему здоровью.

         Здоровьесозидающие: соблюдать СанПИН, создать условия для комфортного состояния учащихся, психического и физического комфорта на уроке.

        Планируемые результаты обучения.

        Предметные:

знают: приёмы устных вычислений с числами в пределах 100;

умеют: находить значения выражений, содержащих действия сложения и вычитания, умножения и деления; приёмы деления с остатком.

        Метапредметные:

        Регулятивные УУД: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

        Познавательные УУД: осознанно строить устное высказывание; строить логическое рассуждение; произвольно и осознанно владеть общим приёмом решения задачи; ориентироваться на разнообразие способов решения задачи; обрабатывать полученную информацию.

        Коммуникативные УУД: доносят свою позицию до всех участников образовательного процесса – оформляют свою мысль в устной речи, умение договариваться, слушать и слышать; выражать свою точку зрения.

        Личностные УУД: формировать положительное отношение к школьной и учебной деятельности, к изучению математики, способность к самооценке.

Содержание учебного материала: 

        Соответствие содержания задачам формирования здоровьесозидающего образовательного пространства. Урок математики может не только обучать знанию основных ее правил, но и служить формированию здоровых привычек, воспитанию здорового образа жизни.

Инновационные формы организации учебной деятельности обучающихся: 

  • занятия в форме самостоятельной деятельности;
  • на основе групповой технологии;
  • проблемные;
  • занятия-тренинги;
  • игровые формы организации обучения.

        Цель инновационных форм организации учебной деятельности заключается не только в повышении качества образования, но и в укреплении здоровья учащихся и в создании психологического комфорта участникам образовательного процесса.

В процессе работы использовались следующие инновационные методы:

  • методы стимулирования поведения и деятельности;
  • методы формирования сознательности личности;
  • методы организации деятельности и формирования опыта здоровьесозидающего поведения;
  • методы убеждения: словесное разъяснение, убеждение в преимуществах ЗОЖ;
  • метод наблюдения;
  • наглядные видеоматериалы.

Обеспечение здоровьесберегающего режима на уроке:

Принципы формирования новых гигиенических требований:

  • Системность (взаимосвязанность требований, нормативов и регламентов, образующих целостную систему).
  • Дифференцированность (учет возрастных особенностей учащихся начальной школы).
  • Режим двигательной активности.

Методический инструментарий

Современные образовательные технологии, применяемые на уроке:

        Технологии продуктивного обучения: это обучение на основе продуктивной деятельности в реальных ситуациях, процесс совместной плодотворной деятельности ученика и учителя на практике, выступающих в отношениях сотрудничества и сотворчества. Это эффективный процесс самостоятельного приобретения учеником образования в условиях производительной деятельности. Главной особенностью продуктивного обучения является ориентация образовательного процесса на самостоятельную творческую деятельность детей.

        ИКТ: в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных ИКТ, где в качестве источников информации все шире используются электронные средства, в первую очередь глобальные телекоммуникационные сети Интернет. Важной составляющей информатизации образовательного процесса является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке. Это совершенно новое направление в школьной педагогике. По данной теме использую анимации, моделирование, тренажеры, так как считаю, что эти приемы делают обучение более наглядным, понятным и запоминающим.

        Здоровьесозидающие образовательные технологии: обеспечение ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, использование полученных знаний в повседневной жизни.

Дидактические материалы: карточки-задания, карточки - инструкции по математике и ЗОЖ

Средства обучения: карточки, ИКТ-презентация, слайды, иллюстрации.

Оборудование: компьютер для учителя с мультимедийным проектором, экран, «Книга Добрых Советов».

Использованная литература.

Нормативно-правовая:

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

Концепция УМК «Школа России».

Методическая литература для учителя:

Сборник рабочих программ 1 – 4 классы «Школа России».  Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Москва «Просвещение», 2011.

Волкова С.И., Степанова С.В. и др."Математика. Методические рекомендации. 3 класс".- М.: "Просвещение", 2017. - 172с.

Волкова С.И., Степанова С.В. и др. "Устный счет на уроках математики. 3 класс" - М.: "Просвещение", 2017. - 94с.

О.И.Дмитриева "Поурочные разработки по математике к УМК М.И.Моро и др.", "Вако". 2016г. - 448с.

"Я иду на урок в начальную школу. Математика." Книга для учителя. - М.: Первое сентября; 2013г. - 260с.

Литература и учебные пособия для обучающихся:

Моро М.И., Бантова М.А., Волкова С.И. Учебник "Математика.3 класс", М.: "Просвещение", 2016

Моро М.И., Волкова С.И. "Рабочая тетрадь по математике.3 класс". М.: "Просвещение", 2018

Этап

Время

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Здоровьесозидающий аспект

1. Организационный момент

2 мин

Организовать детей на урок. Вызвать интерес к предстоящему уроку. Создать положительный эмоциональный настрой

- Здравствуйте, ребята. Посмотрите на экран. Это мой маленький друг. Он очень грустный. Как вы думаете, почему?

- Совершенно верно, мой друг, к сожалению, часто болеет. Выполняя мои задания, вы сможете дать ему хорошие советы, чтобы он реже болел.

- Чтобы справиться с работой, нам понадобится хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу.

Дети отвечают:

- Он заболел.

Создание положительного эмоционального настроя. Вопросы, связанные со здоровьем.

2. Формулирование темы и целей урока

2 мин.

Формировать умения анализировать задания и ставить цель на урок.

- У каждого из вас конверт с заданиями. Достаньте их, посмотрите. Чем мы будем заниматься на уроке?

- А зачем? Вы разве не умеете решать примеры и задачи?

- Назовите тему нашего урока.

На экране появляется тема урока.

- Совершенно верно. Ну что ж, давайте проверим осанку, это для нас очень важно, и приступим к работе.

Дети отвечают:

- Решать примеры, задачи, разгадывать головоломки.

Дети отвечают

- Мы будем сегодня повторять, научимся решать лучше.

Дети отвечают:

- Повторение и закрепление вычислительных навыков.

Дети под руководством учителя проверяют посадку, положение тетрадей, осанку.

Предупреждение нарушения осанки.

 3. Повторение приемов устных вычислений

5 мин.

Закреплять навыки устного счета.

Формировать навыки самопроверки и самооценки, умение формулировать советы, умение регулировать свое поведение.

- Для разминки поиграем в игру "Молчуны". Я буду показывать вам примеры, а вы запишите только ответы на первой строке, при этом никто не произнесет ни звука.

Учитель показывает карточки примеров: 35+20, 42+35, 63-7, 99-81, 14•5, 75:3, 90:45.

- А теперь так же молча проверим свою работу. Один выберет карточки с правильными ответами, а остальные проверят свою работу.

По необходимости учитель может вернуться к карточке с примером.

- Встаньте, у кого нет ни одной ошибки. Поаплодируем этим ребятам.

- А теперь давайте перевернем карточки.

Появляется слово "завтрак".

- Какой важный совет вы можете дать моему другу, чтобы он был сильным и здоровым?

- Спасибо за этот важный совет.

Дети записывают ответы на рабочем листе.

Один ученик выходит к доске,  выбирает карточки с правильными ответами, остальные проверяют ответы в своих рабочих листах.

Дети помогают перевернуть карточки и читают слово.

Дети дают совет:

- Обязательно завтракай (варианты: на завтрак ещь кашу, пей сладкий чай…)

Использование игровой ситуации.

Использование наглядности.

Актуализация знаний о сохранении и укреплении здоровья.

4. Повторение приёмов рациональных вычислений

4 мин.

Закреплять навыки рациональных вычислений.

Формировать коммуникативную культуру, умение анализировать данные, умение формулировать советы.

- Послушайте задачу и скажите, каким действием будете ее решать:

"Витя обливается каждое утро   холодной водой. Он закаливается уже 24 дня, а его друг Дима обливается на 12 дней дольше. Сколько дней обливается водой Дима?"

- Сейчас мы будем решать "живые" примеры. Как вы думаете, какое действие будем выполнять?

- Примеры "живые", потому что слагаемыми будут наши ученики.

Учитель вызывает ребят, дает им карточки с числами: 27, 16, 23, 14.

- Найдите сумму этих чисел. Удобно ли вам решать этот пример так? А как удобно?

- Назовите ответ.

Учитель вывешивает карточку: 80. Вызывает новых учеников. Аналогично проводится игра с числами:31, 25, 20, 15, 9; 11, 18, 12, 39.

- А теперь переверните эти карточки.

Появляются слова "солнце", "воздух", "вода".

- Какой совет вы можете дать моему другу. Как ему укрепить свое здоровье?

- Спасибо! Этот совет я тоже передам моему маленькому другу.

Дети отвечают:

- Сложением.

Дети отвечают:

- Сложение.

Ребята встают у доски с карточками чисел.

Дети отвечают:

- Так решать неудобно. Нужно поменять слагаемые местами и объединить в группы.

Ребята меняют учеников местами: (27+23 + 16+14)

Дети называют число 80.

Дети помогают перевернуть карточки на доске.

Дети дают совет:

- Закаляйся, больше бывай на свежем воздухе.

Игровая ситуация.

Смена деятельности, задания с движением.

Формирование знаний о сохранении и укреплении здоровья.

5. Повторение приемов деления с остатком

4 мин

Закреплять умение решать примеры с остатком.

Формировать коммуникативную культуру, умение формулировать советы.

-  Я вчера встретила очень странный пример: 28:5. А разве 28 делится на 5?

- Получается можно разделить любое число на любое?

- А вы умеете решать примеры с остатком?

- Значит вы справитесь со следующим заданием и узнаете слово-подсказку, которое поможет дать новый совет моему другу.

- Решите примеры и угадайте слово. Как узнаете букву?

- Угадали слово? Обратите внимание, карточки у вас разных цветов, объединитесь с ребятами, у которых карточки такого же цвета, расскажите какие слова у вас получились.

Придумайте совет для моего друга.

- Какой же совет вы дадите?

Дети отвечают:

- Делится, но с остатком.

Дети отвечают:

- Нет, на 0 делить нельзя.

Дети отвечают:

- Да.

Дети отвечают:

- По остатку: какой остаток в примере - в эту клетку запишем букву.

Учащиеся самостоятельно решают примеры с остатком, заполняют таблицу буквами.

Дети подходят друг к другу, объединяются в группы, сообщают слова "хоккей", "теннис", "каратэ", "футбол". В группах ребята обсуждают совет, который можно дать.

Дети дают совет:

- Занимайся спортом, делай зарядку.

Группы дополняют ответы других.

Игровая ситуация.

Задание с подвижным компонентом.

Общение с одноклассниками.

Формирование знаний о сохранении и укреплении здоровья.

6. Физкультминутка

3 мин.

Снять напряжение. Создать положительную эмоциональную обстановку.

Физминутка " Танец с ускорением"

- Приятно обнять друга. А вы знаете, что ученые выяснили: люди, у которых есть друзья, болеют реже!

Дети выполняют движения.

Двигательная активность, веселая обстановка, положительные эмоции, использование видеофрагмента.

7. Решение задач

10 мин.

Закреплять умение решать простые и составные задачи на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц (в несколько раз), нахождение неизвестного множителя, нахождение целого по части.

Формировать умение оценивать свои возможности, состояние, делать выбор.

Формировать коммуникативную культуру, умение формулировать советы.

- Посмотрите на лист заданий, что будем делать дальше?

- А есть ли у вас текст задачи?

- Я предлагаю вам выбрать себе задачу по самочувствию, настроению.В этой коробочке лежат задачи легкие, в этой - потруднее, а в этой - самые сложные. Подумайте, какую задачу вы хотите сегодня решить. Кто хочет поломать голову, а может быть для вас эта задачу будет не такой уж и сложной? А кто устал и хочет задание полегче? Подходите и выбирайте задачу.

- Прочитайте задачу. Запишите решение и ответ на рабочем листе под словом "Задача".

- А теперь давайте проверим, как справились с заданием.

Дети отвечают:

- Решать задачу.

- Нет.

Дети подходят к столу учителя и выбирают карточку с задачей.

Дети работают с карточкой, записывают решение и ответ задачи на рабочем листе.

Разноуровневые задания, возможность выбора.

Формирование знаний о сохранении и укреплении здоровья.

Обращение к опыту ребенка.

Кто выбрал зеленую карточку? Прочитайте вашу задачу.

- Как решили задачу, какой ответ получили?

- Кто выбрал желтую карточку?

Прочитайте вашу задачу.

- Как вы решили задачу и какой ответ получили?

- Кто выбрал синюю карточку? Прочитайте вашу задачу.

- Как решили эту задачу?

- Сон помогает человеку не только отдохнуть, но и быть внимательнее. Если ребенок высыпается, он лучше учится, быстрее запоминает нужную информацию. А сколько часов в день должен спать ваш ровесник?

- Какой совет вы дадите моему другому? А во сколько он должен ложится спать?

Дети читают задачу: Серёжа за неделю проспал 77 часов. Сколько часов спал Серёжа каждый день, если на сон он тратил одинаковое время?

Дети читают решение и ответ:

- 77:7 =11 (ч.) Сережа спал по 11 часов каждый день.

Дети читают задачу: Малыш Никита каждый день спит 16 часов, его папа спит в 2 раза меньше, а 10-летняя Оля спит на 2 часа больше, чем папа. Сколько часов спит Оля?

Дети читают решение и ответ:

- 16:2+2=10 (ч.) Оля спит 10 часов.

Дети читают задачу: Ребята на уроке английского языка повторяли слова. На следующий день Витя и Саша смогли вспомнить 12 слов. Это шестая часть всех слов, которые повторяли ребята. Сколько слов

 повторяли на уроке?

Дети читают решение и ответ:

- 12•6=72 (сл.) Ребята повторили 72 слова.

Дети отвечают:

- 10-11 часов.

Дети дают совет:

- Спать 10-11 часов в день. Ложится спать  не позже 10 часов вечера.

8. Решение логической задачи

5 мин.

Формировать умение решать логические задачи.

Формировать умение взаимодействовать в паре. Формировать коммуникативную культуру, умение формулировать советы.

- А теперь пора нам решить головоломку. Достаньте карточку из конверта.

- Понятно ли вам, что нужно сделать?

- Я предлагаю поработать в парах. Посоветуйтесь с соседом, решите головоломку вместе. Подумайте, как объяснить решение.

- Какой ответ вы получили? Как его нашли?

- Какие фигуры заменили числа?

- Апельсин, яблоко, банан, груша…

Помидор, огурец, лук, морковь… Что это?

- Вы готовы дать еще один совет моему другу?

Дети достают карточку. Рассматривают задание.

Дети отвечают:

- Да. Нам нужно отгадать числа.

Учащиеся в парах решают головоломку, записывают ответ на свой листочек.

Дети отвечают:

- Получили число 11.

Дети объясняют, как решали головоломку:

- Сначала нашли значение "апельсина", для этого 60 разделили на 3. Получили 20.

Затем нашли значение "яблока". Мы из 36 вычли 20, получили 16, разделили это число на 2. Получили 8.

Затем из 39 вычли 20 и 8, получили число 11. Значит "помидор" равен одиннадцати.

Ответ детей:

- Апельсин, яблоко, помидор.

Дети отвечают:

-Это фрукты и овощи.

Дети дают совет:

- Ешь больше овощей и фруктов.

Использование занимательного материала.

Смена деятельности: работа в паре.

9.Подведние итогов

6 мин.

Формировать умение обобщать, делать выводы.

Формировать умение работать в команде.

Формировать коммуникативную культуру, умение формулировать советы.

- Спасибо вам за такую дружную работу.

-Чем мы сегодня занимались на уроке?

- Давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока? Чем собирались заниматься? Мы достигли нашей цели?

- Вы дали хорошие советы по укреплению здоровья. Если мой друг будет следовать этим советам, он будет меньше болеть.

-  А какие советы вы сегодня давали?

- У меня есть заготовка для памятки. Назовем ее "Книга Добрых Советов". Запишите, пожалуйста, ваши советы в эту памятку. Давайте вместе заполним книгу по сохранению и укреплению здоровья. Посоветуйтесь с соседом. Ребята, сидящие за одной партой, записывают один совет. Прочитайте, что написали до вас, постарайтесь не повторять советы.

Учитель просматривает записи, отмечает достоинства ответов, зачитывает некоторые советы.

- Спасибо, я обязательно передам эту книгу моему другу.

Дети отвечают:

- Решали задачи и примеры, давали советы по сохранению и укреплению здоровья.

Дети отвечают:

- Да, мы повторили вычислительные приемы, решали задачи и головоломки и со всеми заданиями справились.

Дети повторяют советы.

Дети передают книгу с парты на парту, записывают советы.

Смена деятельности.

Осознание значимости работы на уроке.

10. Рефлексия

3 мин.

Формировать умение анализировать свою работу, делать выбор.

- Давайте подведем итоги. Какое у вас настроение?

-  Какие задания вам понравились?

- Были ли трудные задания?

- У вас на парте лежит апельсин. Как вы думаете, почему именно апельсин я положила вам на парту?

 

- В этом фрукте очень много витаминов, полезных для нашего здоровья, но, этот апельсин-игрушка. Давайте оценим свою работу на уроке.

 

- Если вы собой довольны, у вас все получилось, вы давали хорошие советы или запомнили советы других ребят, положите апельсин в зелёную коробку.

-  Если у вас не все получилось, может быть у вас плохое настроение, положите апельсин в синюю коробку.

 

- Если у вас есть вопрос и вы хотите его задать мне, отдайте апельсин мне. На ваши вопросы я обязательно отвечу на переменке отвечу на переменке.

Учитель обращает внимание на детей, которые кладут апельсин в синюю коробку, может выяснить причину этого выбора. Договаривается о встрече на переменке с детьми, которые отдали апельсин учителю.

Дети оценивают свою работу, делятся впечатлениями от работы, урока.

 

Дети рассказывают, что это очень полезный фрукт

Дети делают выбор, помещают апельсин в коробку или отдают учителю.

Возможность задать вопросы учителю.

Оценка своего эмоционального состояния, возможность поделиться трудностями, удачами.

11. Организационный момент

2 мин.

Создать положительный эмоциональный настрой.

- На этом наш урок закончен. Сложите задания в конверт на парте. Лист, на котором вы работали, уберите в портфель. Спасибо за работу. Давайте на прощание еще раз улыбнемся друг другу. До свидания.

Дети наводят порядок на парте.

Дети встают, улыбаются учителю и гостям.

Положительный эмоциональный настрой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики и презентация по теме "Закрепление вычислительных навыков в пределах 10"

Этот урок поможет в интересной и игровой форме  закрепить вычислительные навыки в пределах 10 , и проверить на сколько обучающиеся усвоили материал...

Конспект и презентация к интегрированному уроку (математика+экология) 4 класс "Закрепление вычислительных навыков в пределах миллиона"

Интегрированный урок (математика + экология). В течении всего урока учащиеся закрепляют устные и письменные вычисления в пределах миллиона. Все задания связаны с природой, с экологическими проблемами....

Интегрированный урок по математике в 3 классе "Закрепление вычислительных приемов сложения, вычитания, умножения и деления двузначных и трехзначных чисел"

Интегрированный урок. Закрепление вычислительных приемов сложения, вычитания, умножения и деления двузначных и трехзначных чисел; закрепление знаний по теме «Организм». На уроке используется ИКТ....

конспект интегрированного урока по предметам: математика, живой мир. Тема: Закрепление вычислительных навыков в пределах 100. Баргузинский соболь.

Конспект интегрированного урока по предметам: математика, живой мир. Тема: Закрепление вычислительных навыков в пределах 100. Баргузинский соболь.Конспект данного урока рассчитан для учащихся 4 классо...

карточка для закрепления вычислительных приемов вычитания вида 60-4, 60-24

В карточке набор заданий для отработки вычислительных приемов....