Конспект урока математики в 2 классе "Час. Минута"
план-конспект урока по математике (2 класс)

Потоцкая Анна Александровна

Конспект урока математики в 2 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chas._minuta.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 2

Образовательная система: Школа России 

Учебный предмет: Математика

Тема: Час. Минута

Тип урока: открытие новых знаний

Цели:

Содержательная: ознакомление учащихся с единицами измерения времени – часом, минутой, секундой.

Деятельностная:  учить узнавать время по часам; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи.

Задачи:

Образовательные:

  1. Создать условия для знакомства с основными единицами времени;
  2. Формировать умение  определять время по часам;
  3. Формировать умение решать текстовые задачи изученных видов

Воспитательные:

1. Формировать навык самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев ее успешности;

2. Создать условия для формирования интереса к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способам познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики.

Развивающие:

1.Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

2.Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

3.Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения..

4.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

5.Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

6.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Планируемые результаты

Предметные: 

  1. Знать основные единицы времени;
  2. Формировать уметь определять время по часам;

Воспитательные:

Личностные:

1.Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

2.В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

1.Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

2.Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Регулятивные УУД:

1.Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

2.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

1.Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

2.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Оборудование: Презентация, карточки

План урока:

  1. Этап мотивации
  1. Приветствие
  2. Эмоциональный настрой
  1. Этап актуализации и пробного учебного действия 
  2. Этап выявления места и причины затруднения
  3. Этап построения проекта выхода из затруднения

            Формулирование темы урока, цели

  1. Этап реализации построенного проекта

5.1 Знакомство с единицами времени

5.2 Работа с моделью часов

  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

6.1 Работа с учебником

6.2 Работа с задачей

  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
  2. Этап включения в систему знаний и повторения
  3. Этап рефлексии учебной деятельности

                                                                               

                                                                                         Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: включение у- ся в деят-ть на личностно- значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

1.1        Приветствие

- Здравствуйте, ребята.

- Меня зовут Анна Александровна и сегодняшний урок математики у вас проведу я.

1.2        Эмоциональный настрой

- Ребята, а вы любите путешествовать?

- Почему?

- Куда бы вы хотели отправится?

 Ребята, закройте на минуту глаза и послушайте звуки. (Звучит запись: бой часов Кремлевской башни, звуки часов с кукушкой).

- О чем вам напомнили эти звуки. Может быть, какой-то предмет всплыл в вашем воображении? О чем идет речь?

-Вы правы.  О часах, о времени.

Фронтальная

 

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация

- Предлагаю отправится в страну времени.

А проводником в эту страну на нашем уроке будет Минутка.

- Наша помощница Минутка предлагает вам посчитать примеры ровно за одну минуту (время замеряется по песочным часам, пока льётся песок в сосуде).

Сколько успеем посчитать примеров?

6+5; 13-7; 8+7; 80-30; 20+1; 32-2; 98+0; 8+8; 19-9; 1+9; 5+4

Дети записывают ответы в тетради, строку через клетку:

11; 6; 15; 50; 21; 30; 98; 16;10;9.

Записывают эти числа по порядку, в порядке возрастания.

Проверка(взаимопроверка) , эталон на слайде или доске

- Минута - небольшое время. Когда мы говорим о какой-нибудь лёгкой работе, говорят: «Минутное дело».

- Для врачей - это спасённая жизнь, для учёных открытие нового, да и пожарные, и сапёры совсем по-другому относятся к минутам. Минуты бегут друг за другом, а догнать их или вернуть нельзя. Вот и сегодня мы будем ценить каждую минутку на уроке.

- Отправляемся дальше.

Фронтальная

Индивидуальн

Пр4.

 

3. Этап выявления места и причины затруднения.

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- На пути нам встречается подруга минуточки – Звездочка.

- Звездочка умеет определять время, правда только по часам на мобильном телефоне.
- Вчера она очень спешила в кинотеатр, а мобильный телефон оставила дома.
- Когда она пробегала мимо площади, то часы показывали  (10ч 40 мин.) А ей оставалось идти ещё 10 минут. Успеет ли она в кино, на фильм, который показывают в 11 часов?

- Сможем ли мы сразу ответить на этот вопрос? Почему?

.

Фронтальная

Л1;Л2;

Пр1, 3

К1;К2;

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

 - Какова тема урока?

- Чему мы будем учиться?

- Какие задачи поставим?

Чтение задач урока:

1. Познакомиться с единицами измерения времени - часом и минутой.

2. Учиться распознавать  время по часам.

Фронтальная

К1;К2; Р1

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1 Знакомство с единицами времени

- Ребята, посмотрите Минутка нам что то принесла

- И ещё какой-то листок с записью. Давайте прочтём, что здесь написано.

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом.

Коротышка только раз,

Та, что выше, каждый час.

- О чём здесь идёт речь? (о стрелках часов)

- Что за коротышка бегает по кругу? (часовая стрелка)

- Почему её сестрица, что повыше, бегает быстрее? (минутная стрелка)

(Демонстрирую на часах, одновременно задаю вопросы)

- Объединитесь в микрогруппы по две парты, рассмотрите часы.

- Как двигается часовая стрелка? (От одной цифры до другой. От одной большой чёрточки до другой большой чёрточки)

- Что происходит с минутной стрелкой? Как она движется? (От одной маленькой черточки до другой маленькой чёрточки)

- Сколько таких чёрточек на циферблате? Сосчитайте. (60)

- Как называют расстояние от одной маленькой чёрточки до другой маленькой черточки? (минута)

- А весь кругу, который она проходит? (час)

- Так сколько в часе минут? (60 мин.)

(Вывешиваю на доску карточку 1 ч = 60 мин)

- Посмотрите внимательно на слова. Как вы видите, они сокращены (час и минута). В общепринятых нормах точка при сокращении не ставится.

- В тетради отступите одну клетку вниз от показа и запишите соотношение между единицами (указываю указкой на карточку) Подчеркните это соотношение простым карандашом.

- Откройте учебник на стр. 31. Проверьте, правильно ли мы ответили на вопросы Математика.

- Сколько в 1 ч. минут? (60)

- Как движется часовая стрелка? (От одной цифры до другой. От одной большой чёрточки до другой большой чёрточки)

- Как движется минутная стрелка? (От одной маленькой черточки до другой маленькой чёрточки)

5.2 Работа с моделью часов

- Покажите на модели часов часовую стрелку. (Маленькая)

- Покажите минутную стрелку. (Большая)

- Поставьте минутную стрелку на цифру 12, а часовую на цифру 1.

- Какое время показывают часы? (1 ч.)

- Обойдите минутной стрелкой один круг. Сколько времени прошло? (1 ч.)

- Тогда, часовая стрелка, на какую цифру встанет? (2 ч.)

- Поставьте минутную стрелку на цифру 1. Сколько времени прошло? (5 мин.)

- Назовите полученное время. (2ч. 5 мин.)

- Минутная стрелка стоит на цифре 2.Сколько это минут? (10 мин.)

- Передвиньте минутную стрелку ещё на 5 мин. На какую цифру поставили стрелку? (на цифру 3)

- Хорошо, молодцы!

- Вернемся к Звездочке.  Теперь мы сможем сказать, сможет ли она успеть на фильм?

- Поставьте часовую стрелку на 10, на какую нужно поставить минутную?

- Сколько оборотов минутной стрелки нужно сделать?

- какое время теперь показывают часы?

- Успела ли Звездочка?

Фронтальная

Индивидуальная

 

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

6.1 Работа по учебнику.

- В учебнике, на стр. 31 рассмотрите задание под № 2.

- Что нужно выполнить в этом задание? (определить, какое время показывают часы; определить, на сколько минут спешат каждые из этих часов, если на самом деле сейчас 7 ч. 25 мин.?)

- Выполним это задание устно.

- Какое время показывают первые (вторые, третьи) часы? (7 ч 30 мин; 7 ч 45 мин; 7 ч 55 мин)

- На сколько минут спешат каждые из этих часов, если на самом деле сейчас 7 ч. 25 мин.? (1 часы спешат на 5 мин; 2 часы спешат на 20 мин.; 3 часы спешат на 30 мин.)

6.2Работа над задачей.

- Рассмотрите в учебники задание под № 3, прочитайте вслух эту задачу, остальные внимательно слушают и следят.

Задача: «Мальчики играли в шахматы. Первая партия заняла у них 30 мин, а на вторую они затратили на 10 мин меньше. Сколько времени заняла вторая партия?»

- Ребята, о чём эта задача? (О том, как мальчики играли в шахматы).

– Что в задаче известно? (известно, что первая партия заняла у мальчиков 30 мин).

- Что неизвестно? (неизвестно количество времени, которое заняла вторая партия).

Как вы понимаете второе условие задачи? (на вторую партию затратили на 10 мин меньше)

- Что нам нужно найти в задаче? (найти количество времени, которое заняла вторая партия).

Составим краткую запись, я на доске, вы у себя в тетради.

- Какие слова выделим для краткой записи? (1 партия и 2 партия)

- Записываем сокращённо, как у меня на доске. (1-я п. 2-я п.)

- Сколько минут заняла у мальчиков первая партия? (30 мин.)

- Ставим тире напротив 1 партии и записываем 30 мин. Слово «минута» сокращаем до «мин».

- Нам известно, сколько затратили времени на вторую партию? (Нет)

- Тогда какой знак мы должны записать? (Знак вопроса)

- Ставим знак вопроса.

- Но что нам сказано по задаче? (что на вторую партию затратили на 10 минут меньше)

- Ставим запятую после вопросительно знака. Пишем «на 10 мин» и ставим знак меньше < и проводим стрелку к 1-ой партии.

На доске запись с комментированием:

1-я п. – 30 мин

2-я п. – ?, на 10 мин <

- Назовите решение задачи:

30 – 10 = 20 (мин) – затратили мальчики, на вторую партию.

Ответ: 20 минут.

- Записываем решение в тетрадь. Обратите внимание как я записываю слово «минута» в скобках. Так же сокращаю его до «мин» и ставлю точку, а в краткой записи точек мы не ставим.

Фронтальная

Пр 2

Пр1,3,4

П

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

- Теперь, изменить вопрос так, чтобы задача решала в два действия. (Сколько времени заняли обе партии?)

- Верно! Тогда как изменится краткая запись? Что нам нужно добавить? (Добавить фигурную скобку со знаком вопроса)

- Для чего мы это сделаем? (для того, чтобы показать какой вопрос задачи главный)

Дополняю запись на доске:

1-я п. – 30 мин

2-я п. – ?, на 10 мин <

- Решите эту задачу самостоятельно.

- Обменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте решение задачи на слайде, если решили правильно, поставьте плюс, если есть ошибки – минус.

 

Фронтальная

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

-Сейчас мои помощники раздадут вам таблички. Пока их не трогайте и послушайте задание.

-Вам нужно будет напротив каждого значения написать то или иное количество часов, минут или секунд. Даю вам две минутки на выполнение. Делаем самостоятельно.

В 1 часе

… минут.

В 2 часах

… минут

15: 30 это

… часа  … минут

-Поменяйтесь листочками. Посмотрите на слайд и исправьте ошибки.  Верните листочки хозяевам.

-У кого нет ни одной ошибки? Погладьте себя по голове, вы молодцы. А остальным надо еще немножко повторить.

 

Индивидуальная

К1; Р2;П2

9. Этап рефлексии учебной деятельности

Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности,

 

 - Какая была тема урока?

 - Какую цель ставили перед собой?

 - Как вы думаете, достигли ли мы цели?

-Я предлагаю оценить вашу работу на уроке, дополнив любые из фраз:

-Я закрепил умения…

 -Мне понравился урок тем…

 -Я ошибался, но буду…

 -Я научился…

 -Спасибо за работу на уроке.

 - Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики 3 класс "Еиницы времени - минута"

Урок математики в 3 классе по Образовательной системе "Школа 2100". Н аданном уроке дети знакомятся с новой единицей измерения времени, закркпляют умение находить длю числа и число по его доле....

Конспект урока математики "Час, минута,секунда"

Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке учащиеся расширят знания о единицах времени, познакомятся с новой единицей времени- секундой....

Конспект урока математики в 3 классе "Минуты в часы и обратно"

Тема: Минуты в часы и обратно Цель: тренировка в преобразованиях единиц времени Задачи: повторение единиц времени : час,минута,секунда и соотношения между нимиучить выполнять прямые и о...

конспект урока математики 4 класс ПНШ Час, минута, секунда

урок-исследованиецели, задачи урокаплан проведения...

Конспект урока математики "Единица измерения времени - минута" 3 класс

Урок по программе УМК "Школа 2100" построен в соответсвии с требованиями ФГОС НОО на основе системно-деятельностного подхода. ...

План-конспект урока математики "Единицы времени.Час.Минута."

Данная методическая разработка представляет собой конспект урока по математике 2 класс по программе «Школа России» тема «Единицы времени. Час. Минута. » Конспект урока составле...