Вычитание вида 14-
план-конспект урока по математике (1 класс)

Конспект урока по математике. 1 класс. "Вычитание вида 14-"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vychitanie_vida_14-.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 29.04.2021

База практики: МБОУ Трубчевская СОШ №1

Класс:

Учитель: Лёвкина Е.В.

Студентка: Щекина А.С.

Учебный предмет: Математика

Образовательная система: Школа России

Тема: Вычитание вида 14 -

Тип урока: открытие новых знаний

Цели:

Содержательная: создание условий для ознакомления со способами вычитания вида 14 -

                  Деятельностная:  формирование умения выполнять вычитание из числа 14 с переходом через десяток

Задачи:

Образовательные:

  1. Создать условия для осознания учащимися общих приемов вычитания вида 14 – ;
  2. Формировать умение вычитать однозначные числа из числа 14 с переходом через десяток;
  3. Создать условия для совершенствования вычислительных навыков.

Развивающие:

  1. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  2. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  3. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения..
  4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  5. Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  6. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Воспитательные:

  1. Формировать навык самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев ее успешности;
  2. Создать условия для формирования интереса к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способам познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики.

Планируемые результаты

Предметные:

  1. Умение осознавать учащимися общих приемов вычитания вида 14 –  ;
  2. Умение вычитать однозначные числа из числа 14 с переходом через десяток;
  3. Умение для совершенствования вычислительных навыков.

Личностные:

  1. Начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;
  2. Начальные представления о математических способах познания мира;

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  1. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  2. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Регулятивные УУД:

  1. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения..
  2. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

  1. Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  2. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Оборудование: презентационный материал, учебник, тетрадь

План урока:

  1. Этап мотивации
  1. Приветствие
  2. Проверка готовности
  1. Этап актуализации и пробного учебного действия
  1. Повторение счета
  2. Выполнение выражений со значением 14
  1. Этап выявления места и причины затруднения
  2. Этап построения проекта выхода из затруднения
  3. Этап реализации построенного проекта

5.1. Рассмотрение случаев вычитания однозначных чисел из числа 14 с переходом через десяток

5.2. Запись таблицы вычитания из числа 14

5.3. Решение задач

  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
  2. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону        
  3. Этап включения в систему знаний и повторения
  4. Этап рефлексии учебной деятельности

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

1.1 Приветствие

- Ребята, меня зовут Анастасия Сергеевна, сегодняшний урок математики проведу у вас я.

Громко прозвенел звонок -

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем

И друг другу помогаем.

-Как вы думаете, важно ли выполнять правила, о которых говорится в этом стихотворении? Почему?

1.2 Проверка готовности  

- Ребята, проверьте, всё ли у вас готово к уроку.

- На столах у вас должны лежать: пенал, дневник, учебник, тетрадь.

Приветствуют учителя

Проверяют готовность к уроку

Фронтальная

 

2. Этап актуализации и фиксирование затруднений

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

- Мы сегодня продолжаем путешествовать по страницам учебника математики. Ребята, а на чем можно путешествовать?

- А мы будем путешествовать на поезде. У каждого из вас есть рисунок поезда. Свою работу на уроке вы будете оценивать, закрашивая вагончики в нужный цвет.

  1. Повторение счета

-Вам, ребята, наверное, будет интересно узнать, какую тему мы будем сегодня изучать? Но чтобы изучать новое, давайте выполним задания, которые помогут нам на уроке.

-Перед вами карточки с заданием. Выполните действия

 9 +7 -10 +6 -4 +5 -1

Оцените свою работу:

Выполнил без ошибок – закрасить вагончик в красный цвет

Ошибся на половине пути – желтый цвет.

Не смог выполнить задание – зеленый цвет.

  1. Выполнение выражений со значением 14

7+8

9+5

8+6

7+6

7+7

9+4

А теперь, используя, выражения, заселите математический домик

- Итак, что повторили, выполняя данные задания?

Оцените себя.

Справился с заданием – красный цвет

Допустил 1-2 ошибки – желтый цвет.

Не смог выполнить задание самостоятельно – зеленый цвет

 

Отвечают на вопросы учителя

Фронтальная

Фронтальная

Пр.1, Пр.2, Пр.3, Пр.4, Л1, Л2, П1, П2, К1

Пр.1, Пр.2, Пр.3, Пр.4, Л1, Л2, П1, П2, К1, Пр.5

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- Понаблюдайте за выражениями. Какая закономерность? Продолжите столбик.

14 – 4 – 1

14 – 4 – 2

14 – 4 – 3

………

- Сколько всего вычитали? Какими выражениями можно заменить данные выражения? (14-5, 14-6, 14 -7…..). Записывается второй столбик.

- Продолжите рассуждения.

- Чем похожи выражения?

Фронтальная, парная

П1,К1

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

- Подумайте, как будет звучать тема нашего урока?

- Cформулируйте тему урока.

- Какую цель мы поставим перед собой?

- А каковы задачи нашего урока?

- Я запишу тему нашего урока так: 14 –

- Какие числа можно поставить вместо окошечка?

- Как думаете, чему мы должны научиться на уроке?

Формулируют тему, цель, задачи урока

Быстро вычитать разными способами, запомнить новые выражения

Фронтальная

Р1, Р2, К2, К1

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

 5.1. Рассмотрение случаев вычитания однозначных чисел из числа 14 с переходом через десяток

На доске записаны разности:

14 – 5 14 – 6 14 – 7

– Объясните, как вы будете находить значения записанных выражений.

hello_html_3564082a.png

- Аналогично рассматриваются другие выражения.

5.2. Запись таблицы вычитания из числа 14 -

- Откройте свои учебники на стр. 85. Посмотрите на выделенные выражения. Прочитайте задание, которое там дано.

14 – 5 = 9 14 – 6 = 8 14 – 7 = 7

14 – 9 = 6 14 – 8 = 6

-Давайте выполним вычисления.

(Учащиеся выполняют вычисления у доски и в тетради с помощью учителя)

-Прочитайте задание еще раз.

- Ребята, а как вы думаете, легко ли  запомнить выражения так, как мы их записали?

-А что нужно сделать, чтобы стало удобно?

-Давайте запишем выражения по порядку в тетрадях и обведем красным карандашом или ручкой.

5.3. Решение задач

-Давайте прочитаем условие задачи № 2.

– Является ли данный текст задачей?

Почему?

– Задайте вопрос, который будет  соответствовать  данному условию.

-Можно ли к данному условию поставить другой вопрос?

– Запишите решение первой задачи. Дайте ответ на поставленный вопрос.

– Запишите решение второй задачи. Дайте ответ на вопрос задачи.

-Оцените свою работу с помощью вагончиков.

Двумя способами

Вычисли и запомни

Нет

Выстроить по порядку

Нет

Так как нет вопроса

Сколько всего рисунков взяли на выставку?

Да. На сколько больше рисунков Ильи, чем рисунков Игоря, взяли на выставку? Или: На сколько меньше рисунков Игоря, чем рисунков Ильи, взяли на выставку?

Фронтальная

Пр.1, Пр.2, Пр.3, Пр.4, Л1, Л2, П1, П2, К1

Пр.1, Пр.3, Л1, П1, П2, К1 Пр.2,

Пр.1, Пр.2, Пр.3, П1, П2, К1, К2

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д

Решение составной задачи

-Прочитаем условие следующей задачи.

-Поставим вопрос так, чтобы задача решалась двумя действиями

(Один учащийся решает задачу у доски, остальные самостоятельно в тетради)

-Проверим решение задачи.

1) 4 + 2 = 6 (р.)

2) 4 + 6 = 10 (р.)

Ответ: взяли 10 рисунков.

-Оцените свою работу.

Сколько всего рисунков взяли на выставку?

 

Фронтальная

 

Пр.1, Пр.2, Пр.3, Пр.4, Л1, Л2, П1, П2, К1, К2, Р2

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

- Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. У вас на столах лежат карточки. Ваша задача заполнить в них пропуски.

14 - … = 7 14 - … = 6 … - 8 = 6

… - 9 = 5 14 - …= 9 … - 7 = 7

-Давайте проверим. Оцените свою работу в парах

Парная

Пр.1, Пр.2, Пр.3, Пр.4, Л1, Л2, П1, П2, К1, Р2 Пр.5

8. Этап включения в систему знаний и повторения

 Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

-Как звучала тема нашего урока?

-Какую цель мы ставили перед собой?

-Достигли мы нашей цели?

- Чему мы научились на нашем уроке?

Продолжите предложения:

Я узнал…

Я запомнил…

 

Фронтальная

Пр.1, Пр.2, Пр.3, Пр.4, Л1, Л2, П1, П2, К1

9. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

- Посмотрите на свой поезд. Если все вагоны в вашем поезде красные, то вы потрудились отлично, в заданиях не ошибались.

- У кого из вас больше красных вагонов, чем вагонов другого цвета? Хорошо работали, но были ошибки.

- Как думаете, ребята, почему в ваших поездах есть желтые и зеленые вагоны?

- Значит, какую цель можно поставить на следующий урок математики?

Оценивают свою работу на уроке

Индивидуальная

К1, К2, Р1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в малокомплектной школе. 1 класс "Закрепление по теме «Сложение и вычитание вида +4, -4». 3 класс "Закрепление по теме «Прием умножения в случаях вида 23*4»

Урок математики составлен по программе УМК «Школа России», авторы: М.И.Моро, Ю.Г.Колягин, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова и обеспечен учебниками «Математика» для 1 и 3 классов ...

Конспект урока по математике: Письменное сложение вида 32+8 и письменное вычитание вида 40-8.

Тема: Письменное сложение вида 32+8 и письменное вычитание вида 40-8.Тип урока: урок «открытия» новых знаний.Цель: организовать деятельность обучающихся по осмыслению новых предметных ЗУНов по изучени...

Конспект урока по теме: Письменные вычисления: сложения вида 32+8, вычитание вида 40-8 (2 класс). УМК Школа России

Цели деятельности учителя: познакомить детей с записью вычисления столбиком и правильно их объяснять; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи; развивать логическое мышление и умен...

Тема: Письменное сложение вида 32+8 и письменное вычитание вида 40-8.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.Цель: организовать деятельность учащихся по осмыслению новых предметных знаний поизучению письменного сложения двузначного числа с однозначным с пер...