Поурочные планы по математике 4 класс
план-конспект урока по математике (4 класс)

Ускова Лариса Викторовна

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_ur_29-39i_arktika.doc235.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 29
ЕДИНИЦЫ ДЛИНЫ. КИЛОМЕТР

Цели: познакомить учащихся с новой единицей длины – километром; дать представление об использовании ее на практике, о соотношении с другими известными мерами длины; закреплять умение решать задачи и примеры.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1. Вычислите и расположите ответы в порядке убывания, и вы получите название птицы семейства соколиных (вынести на доску).

42 : 3 · 5

У

18 · 3 : 27

А

15 · 6 : 18

Г

72 : 6 · 2

Л

80 : 16 · 13

С

68 : 4 · 3

Е

14 · 6 : 7

Ь

48 : 3 · 4

Т

76 : 19 · 18

П

О т в е т: пустельга.

2. Найдите лишнее число и объясните, почему оно лишнее. Возможны несколько вариантов решения.

24, 51, 96, 312, 60.

III. Работа над новым материалом.

Учитель. Ребята, сегодняшний урок и несколько последующих уроков мы с вами посвятим изучению такой величины, как длина. Давайте вспомним, какие единицы длины вы уже знаете?

Дети. Метр, дециметр, сантиметр, миллиметр.

Учитель. Какая из перечисленных единиц длины наибольшая?

Дети. Наибольшая единица длины – метр.

Учитель. Верно. Но для измерения больших расстояний используют более крупную, чем метр, единицу длины – километр. В одном километре содержится 1 000 метров. Записывается кратко: 1 км = 1 000 м. Как вы думаете, длину чего можно измерить в километрах? (Выслушиваются ответы детей).

Учитель. Продолжим работу далее по учебнику. Откройте с. 38.

Учащиеся выполняют устно задания 167, 168.

Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы должны с вами составить общую таблицу соотношений между единицами длины.

Учитель вместе с детьми составляет и записывает на доске таблицу.

1 км = 1000 м                1 дм = 10 см

1 м = 10 дм                1 см = 10 мм

Учитель. Ребята, эту таблицу вам дома надо выучить. Она у вас есть на с. 39. Сегодня на уроке, пользуясь ею, вы будете выполнять различные задания.

Для закрепления изученного дети выполняют в тетрадях с последующей проверкой задания 169, 170 на с. 39.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

IV. Работа над пройденным материалом.

1. Решение задач.

Задача 171 на с. 39.

После чтения задачи ученики рассматривают чертеж. Такой же чертеж надо сделать на доске.

Учитель. Как обозначено начало движения автобусов?

Дети. Черточками на концах отрезка.

Учитель. Как движутся автобусы?

Дети. Навстречу друг другу.

Учитель. Как это показано на чертеже?

Дети. Стрелками.

Учитель. Сколько метров прошел 1-й автобус?

Дети. 160 м.

Учитель. Сколько метров прошел 2-й автобус?

Дети. 140 м.

Учитель. Сколько метров прошли оба автобуса?

Дети. 160 + 140 = 300 (м). (Решение записывается на доске.)

Учитель. Каким стало расстояние между автобусами?

Дети. 1 км = 1 000 м. Значит, 1 000 – 300 = 700 (м).

Аналогично решается задача 171 (2). Чертеж и решение выносятся на доску.

1) 160 + 140 = 300 (м) – проехали 2 автобуса

2) 1 000 + 300 = 1 300 (м)

О т в е т: 1 300 м между автобусами.

2. Решение примеров.

Задание 172 дети решают самостоятельно (с последующей проверкой).

V. Итоги урока.

Учитель. Ребята, что нового узнали на уроке?

Дети. Мы познакомились с новой единицей длины – километром. Узнали, что 1 км = 1 000 м.

Учитель. Что повторяли на уроке?

Дети. Мы повторяли решение задач и примеров.

Домашнее задание: тетрадь № 1, с. 24, № 36, 37.

Урок 30
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

Цели: продолжать закреплять знание таблицы единиц длины; совершенствовать знания по нумерации многозначных чисел, а также умения решать задачи и примеры; повторить виды углов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1. Подумайте, как составлена таблица, и заполните ее.

36

0

45

97

72

560

48

24

0

1

27

3

80

15

6

16

36

36

0

15

6

1

4

2

24

2. Переведите.

4 м 9 см = … см        146 см = … м … см

3 дм 2 см = … мм        2 005 м = … км … м

5 км 64 м = … м        85 000 мм = … дм

7 км = … см        9 060 000 м = … км

3. Закончите предложения (задание 173, с. 40).

Длина карандаша – 18 …

Ширина стола – 6 …

Расстояние от города до поселка – 18 …

Высота телеграфного столба – 6 …

Высота дома – 25 …

Толщина доски – 20 …

4. Работа по числовому лучу (задание 179, с. 40).

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

III. Работа над пройденным материалом.

1. Работа над единицами длины.

Задания 174, 175, 176, 177 учащиеся решают самостоятельно.

Задание 178 учащиеся выполняют с комментированием.

50 ед. = 5 дес.                    100 мм = 10 см

365 ед. = 36 дес. 5 ед.           184 дм = 18 м 4 дм

2 120 ед. = 21 сот. 2 дес.        1 190 см = 11 м 9 дм

5 050 ед. = 5 тыс. 50 ед.        9 006 м = 9 км 6 м

2. Решение задач.

Задачу 180 учащиеся выполняют под руководством учителя. Дети читают задачу.

Потом 1 учащийся выходит к доске и делает чертеж к задаче.

Далее учащийся рассуждает: «Сначала найдем, сколько прошел второй поезд. Потом узнаем, сколько прошли два поезда вместе. А затем вычислим расстояние, которое между ними.

1) 250 – 35 = 215 (км) – прошел 2-й поезд

2) 250 + 215 = 465 (км) – прошли два поезда вместе

3) 650 – 465 = 185 (км)

О т в е т: 185 км между поездами.

3. Работа по чертежу (задание 183).

Учитель. Ребята, какие виды углов вы знаете?

Дети. Прямой, острый и тупой угол.

Учитель. С помощью чего мы с вами определяем вид угла?

Дети. С помощью угольника.

Учитель. Какой угол считается острым?

Дети. Если он меньше прямого.

Учитель. Какой угол считается тупым?

Дети. Если он больше прямого угла.

Учитель. Ребята, давайте вы с помощью угольника определите виды углов на чертеже.

Дети определяют и говорят:

ВАD – острый        АВС – тупой

АВD – острый        DСВ – тупой

АDВ – острый        АDС – прямой

СDВ – острый

DВС – острый

IV. Итоги урока.

Учитель. Ребята, что повторяли на уроке?

Дети. Мы повторяли таблицу единиц длины, нумерацию чисел, решали задачу, работали по числовому лучу и определяли виды углов на чертеже.Домашнее задание: задания 181, 182; тетрадь № 1, с. 25, № 38, 39, 40, 41.

Урок 31
КВАДРАТНЫЙ КИЛОМЕТР.
КВАДРАТНЫЙ МИЛЛИМЕТР

Цели: познакомить учащихся с новыми единицами площади – с квадратным километром и квадратным миллиметром; научить пользоваться этими единицами площади; закрепить знание таблицы единиц площади, а также умение решать задачи и уравнения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1. Переведите.

2 м2 = … дм2              3 м2 = … см2

5 м2 = … дм2              9 м2 = … см2

18 м2 = … дм2          6 дм2 = … см2

200 см2 = … дм2        15 дм2 = … см2

800 см2 = … дм2        40 дм2 = … см2

1 200 см2 = … дм2      8 м2 = …см2

2. Найдите значение выражений.

(24 + 8) · 4           (56 – 24) : 8           56 : 4 · 0

56 – (8 · 4 + 24)           56 · 4 : 8 – 24           24 · 8 – 56 : 4

III. Работа над новым материалом.

Учитель. Ребята, какие единицы площади вы уже знаете?

Дети. Квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр.

Учитель. Верно. Сегодня мы с вами познакомимся еще с двумя единицами площади. Самая большая единица длины, которую вы знаете, – километр. Квадрат, сторона которого равна 1 км, – квадратный километр. Сокращенное название этой единицы площади записывается так: 2 км2, 16 км2. В квадратных километрах измеряют площади государств, республик, городов, областей. Давайте вычислим, сколько в 1 км2 содержится квадратных метров, зная, что 1 км = 1 000 м.

Дети. В одном ряду 1 000 м, а таких рядов 1 000, значит, всего будет 1 000 · 1 000 = 1 000 000. Значит, 1 км2 = 1 000 000 м2.

Учитель. Для измерения очень маленьких площадей используют квадратный миллиметр – это квадрат, сторона которого 1 мм. Сокращенно записывают: 4 мм2, 25 мм2.

Давайте вычислим, сколько в 1 см2 квадратных миллиметров, зная, что 1 см = 10 мм.

Дети. В одном ряду 10 мм, а таких рядов 10, значит, всего будет 10 · 10 = 100. В 1 см2 будет 100 мм2.

После этого учащиеся открывают учебник на с. 41 и читают вводную статью.

Для закрепления учащиеся под руководством учителя выполняют задания 185, 186, 187.

На с. 42 учащиеся выполняют с комментированием задание 188.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

IV. Работа над пройденным материалом.

1. Решение задач.

Задачи 189 (1, 2) учащиеся решают с комментированием у доски.

Сначала дети читают задачу 189 (1) и под руководством учителя выполняют к ней схематический чертеж.

1) 420 – 180 = 240 (км) – прошел

2) 240 – 180 = 60 (км)

О т в е т: на 60 км прошел больше, чем осталось.

После чтения задачи 189 (2) учащиеся также выполняют схематический чертеж, а затем записывают буквенное выражение.

2 · 3 + с

2. Решение уравнений.

Выполняя задание 192, дети под руководством учителя сначала составляют уравнения, а потом самостоятельно их решают.

V. Итоги урока.

Учитель. Ребята, что нового вы узнали?

Дети. Мы познакомились с новыми единицами площади и их соотношениями с другими единицами площади.

Учитель. Что повторяли на уроке?

Дети. Мы повторяли решение задач и уравнений. Домашнее задание: задания 190, 191; тетрадь № 1, с. 26, № 42, 43.

Урок 32
АР. ГЕКТАР

Цели: познакомить учащихся с новыми единицами площади – аром и гектаром, с отношением этих единиц к уже известным единицам; ввести решение задач на нахождение площади в арах и гектарах; закреплять решение задач и примеров.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1. Задание 199 на с. 43 (вынести на доску).

Поставьте скобки, чтобы равенства были верными:

140 – 80 : 4 · 5 = 75        8 · 30 – 30 : 3 · 5 = 238

140 – 80 : 4 · 5 = 600        8 · 30 – 30 : 3 · 5 = 0

140 – 80 : 4 · 5 = 136        8 · 30 – 30 : 3 · 5 = 350

2. Переведите:

76 дм2 = … см2        52 м2 = … дм2

5 дм2 = … см2        3 600 см2 = … дм2

28 м2 = … см2        7 м2 = … дм2

9 дм2 43 см = … см2        400 см2 = … дм2

III. Работа над новым материалом.

Учитель. Ребята, в жизни еще часто употребляют и такие единицы площади, как ар и гектар. Ар – это квадрат со стороной 10 м. При числах слово «ар» записывается короче: 1 а, 9 а, 49 а.

1 а = 100 м2, поэтому его часто называют соткой.

Гектар – это квадрат со стороной 100 м. Слово «гектар» при числах сокращенно записывают так: 1 га, 8 га, 45 га.

Ар и гектар часто используются при измерении площадей земельных участков.

После этого учащиеся открывают учебник на с. 43 и читают там вводную статью.

Затем, выполняя задание 194, ученики объясняют, как найти число квадратных метров и аров в гектаре.

Дети. В одном ряду гектара 100 м, а таких рядов 100, значит, всего будет 100 · 100 = 10 000, поэтому 1 га = 10 000 м2.

В одном ряду гектара 10 аров, а таких рядов 10, значит, всего будет 10 · 10 = 100, в 1 га будет 100 а.

Дети записывают новые соотношения к себе в тетрадь:

1 га = 10 000 м2

1 га = 100 а

Для закрепления полученных знаний учащиеся решают с комментированием у доски задания 195, 196.

З а д а н и е  195.

Сначала дети отвечают устно на первый вопрос: «Площадь участка прямоугольной формы 6 соток. Сколько это м2?

Дети. 1 ар – это 1 сотка. Значит, 6 соток – это 600 м2, так как 1 а = 100 м2.

Потом отвечают на второй вопрос задачи: «Узнайте длину этого участка, если его ширина 20 м; 12 м».

Дети. Если его ширина 20 м, то 600 : 20 = 30 (м). 30 м – его длина. А если его ширина 12 м, то 600 : 12 = 50 (м). 50 м – его длина.

Затем отвечают на последний вопрос: «Какая площадь этого участка свободна, если на нем построен только дом площадью 56 м2?».

Дети. 600 – 56 = 544 (м2). Свободны 544 м2.

З а д а н и е  196.

Дети. Чтобы ответить на вопрос задачи, надо 56 га и 10 соток выразить в квадратных метрах:

56 га = 5 600 а,

5 600 а = 560 000 м2,

10 а = 1 000 м2.

А теперь узнаем, сколько получится участков:

560 000 : 1 000 = 560.

Получится 560 участков.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

IV. Работа над пройденным материалом.

 Решение задач.

Задачу 198 учащиеся решают самостоятельно (с последующей проверкой).

1) 84 : 3 = 280 (п.) – зеленого

2) 840 – 280 = 560 (п.)

О т в е т: на 560 пачек черного чая больше.

V. Итоги урока.

Учитель. Ребята, что нового узнали на уроке?

Дети. Мы познакомились с новыми единицами площади – аром и гектаром, решали с ними задачи.

Учитель. Что повторяли на уроке?

Дети. Мы повторили решение задач и примеров. Домашнее задание: тетрадь № 1, с. 27, № 44, 45, 46, 47.

Урок 33
ТАБЛИЦА ЕДИНИЦ ПЛОЩАДИ

Цели: закрепить знания учащихся об отношениях между изученными единицами площади; учить заменять крупные единицы мелкими, а мелкие – крупными; закреплять решение задач и примеров.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1. Игра «Расшифруй слова».

Это задание можно вынести на доску.

Используя ключ к шифру, прочитайте слова.

72 : 18                56 : 8                    39 : 13

96 : 32                80 : 16            100 – 95

17 : 17                100 : 50            84 : 12

96 : 16                80 – 74            40 – 29

54 : 27                99 : 11            80 : 8

Ключ к шифру.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

С

О

И

Ч

Г

Л

У

Т

Ф

А

Р

2. Какая фигура лишняя? (На полях учебника.)

III. Закрепление пройденного материала.

1. Работа над закреплением знаний о единицах площади.

Учитель предлагает детям вспомнить, какие единицы площади они изучали, назвать их, начиная с наименьшей. После этого учащиеся рассматривают таблицу на с. 44, задание 201. Для закрепления дети выполняют с комментированием задания 202, 203.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

2. Решение задач.

После чтения задачи 204 учащиеся под руководством учителя записывают условия задачи таблицей, а затем решают задачу самостоятельно (с последующей проверкой).

1) 48 – 16 = 32 (к.) – с зеленым виноградом

2) 9 · 16 = 144 (кг) – черного винограда

3) 8 · 32 = 256 (кг) – зеленого винограда

4) 144 + 256 = 400 (кг)

О т в е т: 400 кг всего.

3. Решение примеров.

Задание 207 на с. 44 учащиеся решают самостоятельно.

IV. Итоги урока.

Учитель. Что повторяли на уроке?

Дети. На уроке мы повторяли таблицу единиц площади, решали примеры, задачи и примеры.

Домашнее задание: задания 205, 206.

Урок 34
ПАЛЕТКА. ИЗМЕРЕНИЕ ПЛОЩАДИ ФИГУРЫ
С ПОМОЩЬЮ ПАЛЕТКИ

Цели: познакомить учащихся со способом нахождения площади  фигур различной формы с помощью палетки; закреплять знание таблиц единиц площади и единиц длины, совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1. Задание «Цепочка» (с. 45).

2. Задание «Головоломка» (с. 46).

В каждом равенстве вставьте вместо пропусков одну и ту же цифру, чтобы равенство стало верным.

3. Решение задач (задание 211, с. 46).

Дети читают задачу и составляют к ней буквенное выражение.

III. Работа над новым материалом.

Учитель. Ребята, мы с вами умеем находить площадь прямоугольников. А как же можно найти площадь других фигур? Для приблизительного определения площадей фигур используется палетка.

Палетка это прозрачная пленка, разделенная на одинаковые квадраты: это могут быть квадратные дециметры, квадратные сантиметры, квадратные сантиметры, квадратные миллиметры. 

Палетку накладывают на фигуру, площадь которой надо измерить, тогда фигура будет как бы разбита на квадратные единицы.

Откройте учебник на с. 45. Там вы видите рисунок, где на фигуру наложили палетку. Палетка здесь разбита на квадратные сантиметры, как в данном случае на рисунке. Здесь получились полные и неполные квадратные сантиметры. Площадь фигуры в таких случаях находят так: сначала находят число полных квадратных сантиметров в фигуре. Сосчитайте, сколько их?

Дети. 21.

Учитель. А теперь сосчитайте, сколько в фигуре неполных квадратных сантиметров.

Дети. 20.

Учитель. Договорились, что два неполных квадратных сантиметра считать за один полный. Разделим 20 на 2. 20 : 2 = 10. Значит, всего: 21 + 10 = 31 (см2). Прочитайте еще раз объяснение, которое дано в учебнике на с. 46.

Дети читают, а после этого для закрепления полученных знаний учащиеся под руководством учителя выполняют задание 208.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

IV. Работа над пройденным материалом.

1. Решение задач.

Задачу 210 можно предложить учащимся решить самостоятельно после того, как они совместно с учителем запишут ее условие.

1) 380 – 295 = 85 (кг) – продали яблок

2) 180 – 106 = 74 (кг) – продали груш

3) 85 – 74 = 11 (кг)

О т в е т: на 11 кг яблок продали больше.

2. Работа с единицами длины и площади.

Задания 213, 215 учащиеся выполняют самостоятельно (с последующей проверкой).

V. Итоги урока.

Учитель. Ребята, что нового узнали на уроке?

Дети. На уроке мы узнали, как измерять площадь различных фигур с помощью палетки.

Учитель. Давайте еще раз вспомним, как это делается.

Дети. Накладываем палетку на фигуру. Сначала считаем, сколько в ней уместилось целых квадратных сантиметров. Потом считаем количество неполных квадратных сантиметров и делим их на 2. Затем складываем количество полных квадратных сантиметров с полученным числом.

Домашнее задание: задание 212, 214; тетрадь № 1, с. 28, № 48, 49, 50.

Урок 35
НАХОЖДЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ДОЛЕЙ ЦЕЛОГО

Цели: познакомить учащихся с решением задач на нахождение нескольких долей целого; закреплять письменные приемы вычислений и умения решать задачи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1. Заполните таблицу.

Длина

10 м

15 м

20 м

20 м

30 м

Ширина

10 м

10 м

15 м

20 м

20 м

S

Р

2. Переведите (задание 27, с. 59 вынести на доску).

700 дм2 = … м2        1 437 см2 = … дм2 … см2

30 см2 = … мм2        2 415 мм2 = … см2 … мм2

8 дм2 = … см2        46 030 а = … га … а

III. Работа над новым материалом.

Для ознакомления с решением задач на нахождение нескольких долей целого лучше первыми включить задачи с отрезками, так как к ним легко проиллюстрировать решение.

Учитель. Ребята, начертите в тетради отрезок длиной 12 см.

Нам надо узнать, сколько см в 3/4 отрезка. Сначала разделите отрезок на 4 равные части. Как назвать каждую часть?

Дети. Одна четвертая часть.

Учитель. Сколько см в 1/4 отрезка?

Дети. 3 см.

Учитель. Как узнали?

Дети. 12 : 4 = 3.

Учитель. Покажите на чертеже 1/4 отрезка.

Ученики проводят сверху дугу и подписывают .

Учитель. Ребята, а как показать 3/4 отрезка?

Дети подчеркивают дугой снизу 3/4 отрезка и делают запись.

Учитель. Как узнать, сколько см в 3/4 отрезка?

Дети. 3 · 3 = 9 (см).

Учитель делает запись на доске, а учащиеся в тетрадях.

1) 12 : 4 = 3 (см) – 1/4 отрезка

2) 3 · 3 = 9 (см)

О т в е т: 9 см в 3/4 отрезка.

Для закрепления  дети читают объяснение по учебнику, данное в задании 217 на с. 47, а затем решают задачи 218 и 220.

При решении задачи 218 ученики выполняют чертеж, показывают 5/6 отрезка, объясняют, как получили 5/6 отрезка, затем говорят, как узнать, сколько мм в 5/6 отрезка.

1) 60 : 6 = 10 (мм) – 1/6 отрезка

2) 10 ·5 = 50 (мм)

О т в е т: 50 мм в 5/6 отрезка.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

IV. Работа над пройденным материалом.

1. Решение задач.

Задачу 221 учащиеся решают под руководством учителя. Условие записывается кратко в таблицу.

1) 21 : 7 = 3 (кг) – за 1 день

2) 36 : 3 = 12 (д.) – хватит 36 кг

3) 3 + 1 = 4 (кг) – стали расходовать за 1 день

4) 36 : 4 = 9 (д.)

О т в е т: 12 дней, 9 дней.

2. Решение примеров.

Задание 222 учащиеся решают самостоятельно.

V. Итоги урока.

Учитель. Ребята, что нового узнали на уроке?

Дети. Мы учились решать задачи на нахождение нескольких долей целого.

Учитель. Что повторяли на уроке?

Дети. Повторяли таблицу единиц площади, решали задачи, примеры. Домашнее задание: задание 223; тетрадь № 1, с 29, № 51, 52, 53.

Урок 36
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

Цели: закрепить умение решать задачи на нахождение нескольких долей целого; продолжить работу с единицами длины и площади; повторить деление с остатком и проверку к нему.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1. Расставьте скобки так, чтобы равенства стали верными.

24 : 56 – 8 · 4 = 1        73 – 18 : 5 + 17 = 28

2. Сколько долей каждой фигуры закрашено? (Задание 21, с. 58.)

3. Подбери числа так, чтобы можно было решить уравнения (вынести на доску).

47 + х =         х · 9 =         х ·  = 72

65 – х =         х : 8 =

III. Работа над новым материалом.

 Решение задач.

Задания 224, 226 учащиеся выполняют устно.

Задание 225 учащиеся выполняют самостоятельно с последующей проверкой. Дети должны начертить отрезок, длина 1/8 части которого равна 8 мм.

После чтения задачи 227 учащиеся под руководством учителя записывают краткое условие, затем составляют план решения и записывают решение отдельными действиями.

Осталось – ? м

1) 56 · 5 = 280 (м) – купили

2) 280 : 7 · 2 = 80 (м) – истратили

3) 280 – 80 = 200 (м)

О т в е т: 200 м осталось.

Условия задачи 228 учащиеся записывают под руководством учителя, а после этого решают самостоятельно.

Производительность        Время        Работа

        3 ч.        234 м2

        10 ч.         ? м2

1) 234 : 3 = 78 (м2/ч) – производительность

2) 78 · 10 = 780 (м2)

О т в е т: 780 м2 за 10 часов.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

IV. Работа над пройденным материалом.

1. Решение примеров.

Задание 230 учащиеся выполняют самостоятельно.

76 : 8 = 9 (ост. 4)        1) 3< 7

1) 4 < 8        2) 87 · 7 + 3 = 612

2) 8 · 9 + 4 = 76        

54 : 11 = 4 (ост. 10)        1) 1 < 6

1) 10 < 11        2) 132 · 6 + 1 = 793

2) 11 · 4 + 10 = 54        

1) 3< 4                                        

2) 234 · 4 + 3 = 939

2. Работа с величинами.

Задание 232 учащиеся решают самостоятельно (с последующей проверкой).

V. Итоги урока.

Учитель. Ребята, что повторяли сегодня на уроке?

Дети. Мы повторяли решение задач, вспоминали деление с остатком, решали уравнения, сравнивали единицы длины и площади.

Домашнее задание: задания 229, 231; тетрадь № 1, с. 30, № 54, 55, 56, 57.

Урок 37
ТОННА. ЦЕНТНЕР

Цели: познакомить учащихся с новыми единицами массы; установить соотношения тонны и центнера с уже известной единицей – килограммом; закреплять вычислительные навыки, умения решать задачи; повторить нахождение периметра прямоугольника.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1. Найдите значения выражений:

Задание 238 (вынести на доску).

8 300 : 10 – 30        200 : (310 – 300) : 5        61 000 – 1

36 · 1 000 + 20        400 : (460 – 360) · 4        49 099 + 1

2. Переведите:

3 км 60 дм = … м        2 м 20 см = … дм

7 км 100 см = … м        90 м 50 см= … дм

90 км 300см = … м        75 м 60 дм= … дм

5 км 450 дм = … м        17 м 70 см = … дм

8 км 3 500 см = … м        60 м 5 дм = … дм

III. Работа над новым материалом.

Учитель. Сегодня на уроке мы будем с вами изучать единицы массы. Какие единицы массы вам уже знакомы?

Дети. Мы уже познакомились с килограммом и граммом.

Учитель. Верно. Откройте учебник на с. 49 и устно ответьте на вопросы задания 233.

Дети читают и выполняют.

Учитель. Для измерения массы больших грузов используют более крупные единицы массы – центнер и тонну. При числах эти слова записываются так: 5 ц, 10 т.

В 1 центнере 100 килограммов, а в 1 тонне – 1 000 килограммов.

Прочитайте текст на с. 49. Запишите таблицу единиц массы к себе в тетрадь. Ее надо запомнить.

1 ц = 100 кг

1 т = 1 000 кг

Для закрепления учащиеся выполняют с комментированием задания 234, 235, 236.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

IV. Работа над пройденным материалом.

1. Решение задач.

Задачу 237 учащиеся решают под руководством учителя: записывают краткое условие, составляют план решения и записывают решение отдельными действиями.

Огурцы – ?

1) 100 : 5 = 20 (п.) – луком

2) 20 : 2 = 10 (п.) – салатом

3) 20 + 10 = 30 (п.). – луком и салатом

4) 100 – 30 = 70 (п.)

О т в е т: 70 парников заняты огурцами.

Задачу 240 учащиеся могут решить самостоятельно, только перед ее решением нужно вспомнить, как можно найти одну из сторон прямоугольника, если известны площадь и другая сторона. Одного ученика можно вызвать решать на закрытую доску.

Ширина – 4 см

S = 36 см2

Длина – ? см

Р – ? см

1) 36 : 4 = 9 (см) – длина

2) Р = (9 + 4) · 2 = 26 (см)

О т в е т: Р = 26 см.

2. Решение примеров.

Задание 239 учащиеся решают самостоятельно.

V. Итоги урока.

Учитель. Ребята, что нового узнали на уроке?

Дети. Мы познакомились с новыми единицами массы, узнали их соотношение с килограммом.

Учитель. Что повторяли на уроке?

Дети. Мы повторяли решение задач и примеров.

Домашнее задание: тетрадь № 1, с. 31, № 58, 59, 60, 61, 62.

Урок 38
ТАБЛИЦА ЕДИНИЦ МАССЫ

Цели: составить с учащимися таблицу единиц массы; учить заменять крупные единицы мелкими, а мелкие – крупными; закреплять решение задач, примеров и уравнений.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1. Решение задач.

З а д а н и е  245. Дети читают задачу, а затем объясняют, что обозначают данные ниже выражения.

2. Решение уравнений (задание 247 вынести на доску).

В каких уравнениях х равен 270?

100 + х = 370        х + 330 = 500        1 · х = 270

х – 270 = 630        400 – х = 130        270 – х = 0

3. Решите «круговые примеры» (вынести на доску).

90 · 5        450 : 3        120 · 6

720 : 8        30 · 4         150 : 5

III. Работа над новым материалом.

Учитель может предложить детям вспомнить, какие единицы массы они изучили, назвать их, начиная с наименьшей. После этого ученики открывают учебник на с. 50 и записывают в тетрадь таблицу единиц массы задания 241. Затем учащиеся под руководством учителя решают задачи 243, 244.

З а д а ч а  243.

1 кг – 25 тет.

1 ц – ? тет.

1 т – ? тет.

1) 25 · 100 = 2500 (тет.) – из 1 ц

2) 25 · 1 000 = 25 000 (тет.) – из 1 т

О т в е т: 2 500 тетрадей из 1 центнера, 25 000 тетрадей из 1 тонны.

З а д а ч а  244.

1 сутки – 3 смены

1 смена – 12 т и еще 6 т

1 сутки – ? т

10 суток – ? т

1) 12 + 6 = 18 (т) – 1 смена

2) 18 · 3 = 54 (т) за 1 сутки

3) 54 · 10 = 540 (т)

О т в е т: 54 кг за 1 сутки, 540 т за 10 суток.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

IV. Работа над пройденным материалом.

Задание 246 учащиеся решают самостоятельно.

V. Итоги урока.

Учитель. Ребята, над чем работали сегодня на уроке?

Дети. Мы составляли таблицу единиц массы, решали задачи, примеры на деление с остатком, уравнения.

Домашнее задание: задания 248, 249; тетрадь № 1, с. 32, № 63, 64, 65, 66.

Задания на с. 57–61 уже частично использовались на предыдущих уроках. Оставшиеся задания учитель использует по своему усмотрению: упражнение можно взять на последующих уроках для устного выполнения, самостоятельных и домашних работ.

Урок 39
ГОД

Цели: вспомнить такие единицы, как год, месяц, неделя, сутки, повторить отношения между этими единицами времени; совершенствовать вычислительные навыки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Арифметический диктант.

1. Высота лошади 1 м 6 дм, а верблюда – на 6 дм выше. Выразите высоту верблюда в сантиметрах.

2. Кит достигает в весе 150 000 кг. Сколько тонн весит кит?

3. Прыжок дельфина составляет 680 см. Выразите высоту прыжка в метрах и сантиметрах.

4. Размах крыльев у кондора 275 см. Сколько это метров, дециметров и сантиметров?

5. Рост слона 3 м 5 дм, а жираф на 8 дм выше. Найдите рост жирафа.

6. Самый большой самородок золота весил 50 кг 287 г. Сколько в нем граммов?

III. Работа над новым материалом.

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами будем работать с единицами времени. Давайте вспомним, какие единицы времени мы с вами уже изучили?

Дети. Мы изучили такие единицы времени, как год, месяц, неделя, сутки.

Учитель. Верно. Год – промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца. В астрономии различают звездный, солнечный, лунный, календарный (365, 366 дней) годы.

Месяц – промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны вокруг Земли. Время от одного полнолуния до другого составляет 29 с половиной дней.

Неделя – промежуток времени, равный 7 суткам. Впервые введен на Древнем Востоке. (Семь дней недели отождествляли с известными в то время планетами).

Сутки – единица времени, равная 24 часам (за это время Земля обращается вокруг своей оси).

После этого учащиеся открывают учебник на с. 51 и устно отвечают на вопросы задания  250.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

IV. Работа над пройденным материалом.

1. Решение задач.

Задачу 251 учащиеся решают под руководством учителя. После чтения задачи записывают краткое условие.

Перед решением учитель вспоминает с учащимися, сколько дней в июне, июле и в 1 неделе, а потом записывают решение.

1) 30 + 31 = 61 (д.) – у бабушки

2) 12 · 2 = 24 (д.) – на турбазе

3) 61 + 24 + 7 = 92 (д.)

О т в е т: 92 дня длились каникулы.

После чтения задачи 252 дети самостоятельно (с последующей проверкой) составляют и записывают буквенное выражение: k : 4 – с : 6.

2. Решение примеров.

Задания 253, 254 учащиеся выполняют самостоятельно.

V. Итоги урока.

Учитель. Ребята, над чем работали сегодня на уроке?

Дети. Мы повторяли единицы времени: год, месяц, неделя, сутки, решали задачи и примеры.

Домашнее задание: задание 255; тетрадь № 1, с. 33, № 67, 68, 69, 70.

Урок 40
ВРЕМЯ ОТ 0 ЧАСОВ ДО 24 ЧАСОВ

Цели: познакомить учащихся с 24-часовым отсчетом времени в сутках; упражнять в переводе единиц времени; закреплять решение задач, примеров и уравнений.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1. Выразить в указанных единицах времени (задание 260).

2. Решите уравнения (задание 261 вынести на доску).

х · 10 = 45 000        х : 100 = 4 000        х + 190 = 400

100 · х = 45 000        4 000 : х = 100        х – 190 = 400

III. Работа над новым материалом.

Учитель. Ребята, на сколько равных частей разделен циферблат часов?

Дети. На 12 равных частей.

Учитель. Сколько полных оборотов делает часовая стрелка за сутки?

Дети. 2 полных оборота.

Учитель. Верно. Сколько часов в 1 сутках?

Дети. 24 часа.

Учитель. Верно. Но на циферблате часов стоят цифры от 1 до 12. Поэтому, если идет первая половина суток, то говорят 4 ч ночи, 7 ч утра, а если идет вторая половина суток, то говорят: 4 ч дня, 7 ч вечера. Это неудобно, поэтому на железной дороге, почте и телеграфе, на радио и телевидении используют не 12-часовой, а 24-часовой счет времени в сутках. Давайте об этом прочитаем на с. 52 вашего учебника.

Дети еще раз читают объяснения, а после этого для закрепления устно выполняют задания 256–259.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

IV. Работа над пройденным материалом.

1. Решение задач.

Задачу 262 учащиеся решают самостоятельно (с последующей проверкой).

Задачу 263 можно предложить детям тоже решить самостоятельно после того, как будет составлен план решения.

Учитель. Что надо найти сначала в задаче?

Дети. Мы сначала узнаем, сколько грамм масла в 1 бутылке.

Учитель. А что узнаем потом?

Дети. А затем ответим на главный вопрос задачи: узнаем, сколько грамм масла в 10 таких бутылках.

Бутылка с маслом – 600 г

Бутылка – 100 г

10 бутылок – ? г

1) 600 – 100 = 500 (г) – в 1 бутылке

2) 500 · 10 = 5000 (г)

О т в е т: 5000 г = 5 кг в 10 бутылках.

2. Решение примеров.

Задание 264 дети решают самостоятельно.

V. Итоги урока.

Учитель. Ребята, что нового узнали на уроке?

Дети. Мы познакомились с 24-часовым отсчетом времени, учились правильно называть время.

Учитель. Что повторяли на уроке?

Дети. Мы упражнялись в переводе единиц времени, решали задачи и примеры.

Домашнее задание: тетрадь № 1, с. 34, № 71, 72, 73, 74, 75.

Урок 41
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ВРЕМЯ.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Цели: научить учащихся решать задачи на время; продолжать закреплять знание таблиц единиц длины, массы, площади; повторить виды углов, совершенствовать вычислительные навыки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1. Задание «Цепочка».

2. Ответьте на вопросы заданий 268, 269.

Чему равна треть суток? половина суток? четверть часа? три четверти года?

Чему равны две пятых части сотки? три десятых части квадратного сантиметра?

3. Проверьте, верны ли неравенства.

22 м > 1 сут.        230 ц > 23 т        3 км < 300 м

2 ч < 20 мин        2 сут. < 50 ч        5 см > 500 мм

99 м2 > 1а        4 га < 40а        8 см2 < 800 мм2

4. Головоломка: переставляя цифры, сделайте равенство верным.

73 – 25 = 58

III. Работа над новым материалом.

Учитель. Ребята, мы сегодня продолжаем работать с единицами времени. Будем учиться решать задачи, в которых нужно узнать с помощью арифметических действий, когда началось какое-то событие или когда оно кончилось, сколько времени оно продолжалось.

После этого учащиеся устно разбирают задания 265, 266.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

IV. Работа над пройденным материалом.

1. Решение задач.

Перед решением задач 267 (1 и 2) учитель вместе с учащимися дополняет условие недостающими данными, а потом дети решают их самостоятельно (с последующей проверкой).

2. Работа над геометрическим материалом.

Выполняя задание 271, учащиеся по чертежу должны выписать отдельно названия прямых, острых и тупых углов с вершиной в точке В, а потом с вершиной в точке О.

СВМ – прямой        DOB и COM – тупые

АВМ – острый        ВОС и DOM – острые

АВС – тупой

V. Итоги урока.

Учитель. Ребята, над чем работали сегодня на уроке?

Дети. Мы решали задачи с единицами времени, повторяли единицы длины, массы, площади. Работали по чертежу: находили разные виды углов, а также решали примеры.

Домашнее задание: задания 270, 272; тетрадь № 1, с. 35, № 76, 77, 78, 79.

Урок 42
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Цели: проверить умения: решать задачи, сравнивать единицы длины, массы, площади, выполнять деление с остатком и проверку к нему, применять правило о порядке действий, а также правило умножения и деления числа на 10, 100 и 1 000.

Ход урока

I  в а р и а н т

1. Решите задачу.

Для школьной столовой засолили огурцы. В первый день засолили огурцы в 5 бочонках, по 18 кг в каждом. Во второй день огурцов засолили на 105 кг больше, чем в первый день. Сколько кг огурцов засолили за два дня?

2. Решите примеры.

(210 – 30) : 9 · (999 + 1)

70 + 350 : 7 · (10 + 990)

3. Сравните.

48 м 9 см … 48 м 9 дм         3 т 5 ц … 3 т 240 кг

43 000 м … 4 км 300 м       400 ц … 4 т

50 а … 5 га              8 300 г … 8 кг 3 г

4. Решите примеры.

750 000 : 1 000

819 · 1 000

306 500 : 10

4 700 · 100

5. Выполните деление с остатком и проверку к нему.

458 : 3

673 : 4

489 : 9

II  в а р и а н т

1. Решите задачу.

С одного опытного участка школьники собрали 4 мешка картофеля, по 50 кг в каждом, а со второго на 110 кг больше, чем с первого. Сколько кг картофеля школьники собрали с двух участков?

2. Решите примеры.

(480 + 320) : 8 · (9 + 91)

7200 : (2 + 7) + (140 – 90)

3. Сравните.

6 м 7 см … 6 м 7 дм        3 т … 300 ц

9 км  3 м … 9 030 м        4 т 6 ц … 4 т 550 кг

40 а … 4 000 м2        8 ц 2 кг … 82 кг

4. Решите примеры.

8 600 · 100

56 000 : 1 000

105 600 : 10

916 · 1 000

5. Выполните деление с остатком и проверку к нему.

569 : 6

787 : 7

544 : 5

Урок 43
СЕКУНДА

Цели: познакомить учащихся с новой единицей времени – секундой; повторить изученные ранее единицы времени, а также соотношения между единицами длины, массы, площади; закрепить решение задач и примеров.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1. Жуки скарабеи лепят из навоза шары массой 40 граммов. Масса самого жука составляет 1/20 от массы шара. Сколько весит жук?

2. В Китае и Японии для письма пользуются не буквами, а иероглифами. Общее число иероглифов около 50 000. Образованные люди в этих странах знают до 1/10 части всех иероглифов. Сколько иероглифов знают образованные люди?

3. Крапивник прилетает в гнездо для кормления птенцов 600 раз, а число прилетов ласточки составляет 5/6 от числа прилетов крапивника. Сколько раз посещает свое гнездо для кормления птенцов ласточка?

4. Скорость полета скворца 80 км/ч, а скорость полета чайки составляет 3/4 от скорости полета скворца. Какова скорость полета чайки?

5. Масса тюлененка около 20 кг. Это является 1/20 массы взрослого тюленя. Какова масса взрослого тюленя?

III. Работа над новым материалом.

Учитель. Ребята, какие единицы времени мы с вами уже изучили?

Дети. Год, месяц, неделя, сутки, час, минута.

Учитель. Верно. Покажите на модели часов  минутную и часовую стрелки. Какой промежуток проходит за 1 час минутная стрелка?

Дети. Минутная стрелка за 1 час делает полный оборот. В 1 часе содержится 60 минут.

Учитель. Есть еще единица времени, которая меньше минуты. Это секунда. На некоторых часах, кроме часовой и минутной стрелок, есть еще маленькая стрелка, которая быстро движется по своему маленькому циферблату. Эта стрелка отсчитывает секунды. За 1 минуту секундная стрелка делает полный оборот. В 1 минуте 60 секунд.

Учитель показывает секундную стрелку на модели часов или на рисунке на с. 54.

Учитель. За 1 секунду можно сделать 1–2 шага. За 10 с можно назвать числа от 20 до 30. Запишите в тетради, что:

 После этого учащиеся выполняют устно задание 273, а задание 274 пишут в тетрадь с комментированием.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

IV. Работа над пройденным материалом.

1. Решение задач.

Задачу 275 дети решают самостоятельно после того, как разберут ее условия с учителем.

За 1 секунду        Время        Всего снимков

         2 с          32 сним.

         10 с                ?

1) 32 : 2 = 16 (сним.) – за 1 секунду

2) 16 · 10 = 160 (сним.)

О т в е т: 160 снимков за 10 секунд.

После чтения задачи 277 дети совместно с учителем записывают краткое условие задачи в таблице.

Затем учащиеся составляют план решения и самостоятельно решают эту задачу. Разбор решения задачи учитель проводит с теми, кто не сможет сам решить задачу.

1) 9 · 10 = 90 (кг) – яблок

2) 170 – 90 = 80 (кг) – слив

3) 80 : 8 = 10 (кг)

О т в е т: 10 кг слив в 1 ящике.

2. Решение примеров.

Задание 279 учащиеся выполняют самостоятельно.

V. Итоги урока.

Учитель. Ребята, что нового узнали на уроке?

Дети. Мы познакомились с новой единицей времени – секундой. Узнали, что в 1 минуте 60 секунд.

Учитель. Что повторяли на уроке?

Дети. Мы повторяли решение задач и примеров, переводили единицы длины, массы, площади.

Домашнее задание: задания 276, 278; тетрадь № 1, с. 36, № 80, 81, 82.

Урок 44
ВЕК

Цели: познакомить учащихся с новой единицей времени – веком; совершенствовать навыки решения задач и примеров.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1. Заполните таблицу в задании 286 (вынести на доску).

Цена

60

90

15

Количество

4

5

6

7

Стоимость

420

560

90

Перед заполнением таблицы дети должны вспомнить и объяснить, как можно узнать цену (количество, стоимость), если известны две другие величины.

2. Поставьте вместо звездочек знаки действий так, чтобы получилось верное равенство:

50 000 ? 1 000 ? 100 = 5 000

70 000 ? 100 ? 1 000 = 7 000

III. Работа над новым материалом.

Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы с вами знакомимся  с самой крупной единицей измерения времени – веком. 1 век равен 100 годам. Веками измеряются длительные периоды в истории городов, стран, жизнь некоторых деревьев и животных. Откройте учебник на с. 55 и выполните задание 280. Рассмотрите там чертеж. Найдите заданные точки на числовом луче.

Дети находят нужные точки. После этого для закрепления выполняют устно задания 281, 282, 283, 284.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

IV. Работа над пройденным материалом.

Для самостоятельной работы учащимся можно предложить задания.

1. Перевести (запись на доске).

3 км 60 дм = … м            21 ц 50 кг = … кг            7 000 ц = … т

7 км 100 см = … м          32 ц = … кг                     6 200 = … ц

2 км 6 000 мм = … м       15 000 кг = … т               8 т 200 кг = … ц

2. Решить задание 287.

V. Итоги урока.

Учитель. Ребята, что нового узнали на уроке?

Дети. Мы познакомились еще с одной единицей времени – веком, узнали, что 1 век – это 100 лет.

Учитель. Что повторяли на уроке?

Дети. Мы повторили отношения между величинами: цена, количество, стоимость; переводили единицы длины и массы, решали примеры.

Домашнее задание: задание 285; тетрадь № 1, с. 37, № 83–86.

Урок 45
ТАБЛИЦА ЕДИНИЦ ВРЕМЕНИ

Цели: закрепить знания соотношений единиц времени; упражнять в замене крупных единиц мелкими, и мелких – крупными; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1. Сравните и вставьте знаки <, > или =.

1 сут 20 ч … 120 ч        2 ч 30 мин … 230 мин

4 мин 2 с … 42 с        3 мес … 100 сут

2. К какому веку относятся:

988 г. – … в.        1380 г. – … в.

1703 г. – … в.        1812 г. – … в.

3. Поставьте скобки так, чтобы равенства стали верными:

80 · 4 – 3 · 6 = 480        9 · 20 – 16 : 2 = 108

40 : 10 + 8 · 5 = 60        54 : 3 · 2 + 4 : 4 = 10

III. Работа над новым материалом.

Учитель просит учащихся назвать все единицы времени, которые они изучили. После этого дети под руководством учителя записывают таблицу единиц времени, данную на с. 56. Далее для закрепления учащиеся выполняют задания 288, 289.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

IV. Работа над пройденным материалом.

1. Решение задач.

Краткое условие задачи 290 учащиеся записывают под руководством учителя, потом составляют план решения задачи и решают ее самостоятельно.

Привез – ? т

Выгрузил – 3 м. по 6 т

Осталось – 62 т

1) 6 · 3 = 18 (т) – выгрузил

2) 62 + 18 = 80 (т)

О т в е т: 80 т привез всего.

После этого учащиеся составляют и решают обратную задачу самостоятельно (с последующей проверкой).

Привез – 80 т

Выгрузил – 3 м. по 6 т

Осталось – ? т

1) 6 · 3 = 18 (т) – выгрузил

2) 80 – 18 = 62 (т)

О т в е т: 62 т осталось.

2. Решение примеров.

Для самостоятельной работы учащимся можно предложить задание 291, где надо посчитать и проверить, верны ли неравенства.

V. Итоги урока.

Учитель. Ребята, что повторяли и закрепляли на уроке?

Дети. На уроке мы работали с таблицей единиц времени, решали задачи и примеры.

Домашнее задание: задание 292; тетрадь № 1, с. 38, № 87–90.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочные планы по математике ПНШ 2 класс

Поурочные планы по математике по УМК "ПНШ" для 2 класса. Уроки 1-20....

Поурочные планы по математике ПНШ 2 класс уроки 21-40

Поурочные планы по математике по УМК "перспективная начальная школа" для 2 класса. уроки 21-40...

Поурочные планы по математике ПНШ 2 класс уроки 41-70

Поурочные планы по математике по УМК "Перспективная начальная школа". Уроки 41-70....

Поурочные планы по математике ПНШ 2 класс уроки 71-100

Поурочные планы по математике для 2 класса по УМК "ПНШ". уроки 71-100....

Поурочные планы по математике ПНШ 2 класс уроки 101-120

Поурочные планы по математике ПНШ 2 класс уроки 101-120...

Поурочные планы по математике ПНШ 2 класс уроки 121-136

Поурочные планы по математике ПНШ 2 класс. Уроки 121-136....

Поурочные планы по математике 4 класс программа Школа России

Разнообразный методический материал позволит учителю построить урок с учётом новых технологий и современных требований, а также совершенствовать практические навыки и умения учащихся....