Урок по математике 1 класс "Задания творческого и поискового характера"
учебно-методический материал по математике (1 класс)

Гончарова Людмила Михайловна

Открытый урок по математике 1 класс "Задания творческого и поискового характера". Дети на уроке решают нестандартные задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока математики в 1 классе

по теме  «Задания творческого и поискового характера»

Программа «Школа России»

Подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ №87  Сапожникова Н. В..

Предметные УУД:

 выполнять задания творческого и поискового   характера, применять знания в изменённых условиях

 Личностные УУД:  планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения,

 границы своего знания и незнания.

Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, уметь сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД; контролировать и регулировать свою деятельность.

Коммуникативные УУД: уметь слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

  Оборудование: учебники М.И. Моро 1 класс, тетради, демонстрационные чертежи  к задачам, карточки с нестандартными задания для индивидуальных работ, компьютер, презентация слайдов к уроку.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Пусть сегодня для нас всех,

На урок  придёт успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей,

Пожелаем всем удачи,

 И успешности впридачу! 

Девиз нашего урока: «Математика – гимнастика ума»

Как вы понимаете это высказывание?

Зачем нам нужна гимнастика для нашего ума?

Какими знаниями и  умениями вам для этого нужны? Какие качества мы должны взять с собой на урок? ( Сообразительность, смекалку, внимание, память, дружбу, старание и т.д.)

  1. МОТИВАЦИЯ

(СЛАЙД 1) (По клику мышкой появляется загадка)

Отгадайте загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.      

 (Зима) (СЛАЙД 2) (По клику мышкой появляется загадка)

Какие ассоциации у вас вызывает эта картина?

Какой зимний праздник для вас самый любимый? Почему? (Новый год)

Как вы готовитесь к этому празднику?

Ребята, а кто из вас знает новогоднее стихотворение?

Скоро, скоро Новый год

Он торопится, идет

Постучится в двери к нам,

Дети здравствуйте я к вам.

Праздник мы встречаем,

Елку наряжаем, вешаем игрушки,

Шарики, хлопушки,

Скоро дед мороз придет

И подарки принесет

Пряники конфеты,

Дед Мороз – ну где ты?

К сожаленью, Дед Мороз сам не смог прийти к нам на урок, но он прислал своего  помощника Снеговика, который принес нам много заданий и если мы с ними справимся, нас ждет подарок.

(СЛАЙД 3) (По клику мышкой)

  1. ТЕМА УРОКА

Давайте попробуем отгадать тему нашего урока.

- Что мы будем делать на уроке математике?

- Сегодня на уроке мы повторим то, что учили раньше. Закрепим случаи сложения и вычитания. На уроке нужно быть очень внимательным!

IV. УСТНЫЙ СЧЕТ

Как вы думаете, зачем нам нужны игрушки на уроке? (наряжать елку)

(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Чтобы поднять вам новогоднее настроение мы должны нарядить нашу математическую елку, а помогут нам в этом ваши знания. На нашей елке игрушки появятся только в том случае, если мы правильно выполним все задания снеговика.

V.  ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА  

1) Работа в тетрадях

Откройте тетради. Запишите число, классная работа

. Повторение ряда чисел, минутка чистописания:(Слайд 9) 

-Что вы можете сказать об этих бусинах? (Бусины жёлтого и зелёного цвета, жёлтых больше, чем зелёных).

- На сколько? (на 2 бусины)

-Запишите только пропущенные числа, начиная самого маленького, повторяя последовательность до конца строки.

-Какие числа вы записали?(2 3 5 7 8)

(Проверка в презентации)

б). Устный счёт .

•К числу букв в слове  кот  добавить количество букв в слове торт. Покажи это число.

К числу букв в слове  рога  добавить количество букв в слове зубы.  Покажи это число.

•Если на верёвке сделать  3  узелка, сколько промежутков будет между ними?

•Бревно распилили в 2-х местах. Сколько частей получилось?

•Сколько будет, если к 7 прибавить 2 ?

•Из какого числа надо вычесть 1 , чтобы получилось 9 ?

•К какому числу нужно прибавить 2, чтобы получить 7 ?

•Увеличить  6  на 2

•Покажи число, предшествующее числу 8

Чтобы повесить еще одну игрушку мы должны решить выражения.

Карточки у детей. Три ребёнка у доски.

(Проверяется в парах)

Замечательно! Вот и еще одно задание снеговика мы выполнили, а значит на нашей елке стало на одну игрушку больше.

Геометрическое задание ???????

Физминутка (Динамическая пауза)

Потрудились мы на славу, вот пора и отдохнуть.

(СЛАЙД 20) (По клику мышкой звучит музыка)

(Дети выполняют танцевальные движения под музыку. По клику мышкой музыка прекращается)

Д). Игра «Да-нет» Графический диктант. Да -             , нет -

Один ребёнок удоски.

Верно ли утверждение?

После весны наступает лето.

Ноябрь – первый месяц осени.

После зимы наступает весна.

Четверг следует за вторником.

Солнце вращается вокруг Земли.

У двух собак  8  лап.

У двух куриц 6 лап.

Тело рыб покрыто чешуёй.

На ветке сидели 5 снегирей - это задача.

                           

-«На ветке сидели 5 снегирей. Несколько улетели». Это задача.? (нет)

-Почему.

- Кто догадался, какая работа нам предстоит на уроке?

-Любые ли задачи вы умеете решать? (нет)
-А вы знаете структуру задачи?

- Сегодня будем решать необычные задачи

-А теперь найдите в учебнике  задачу.

-Вас с ждёт страничка для любознательных.

(Работа по учебнику с. 118  задача №2)

-Как же решить эту проблему? (можно попробовать составить схему к задаче

 Дети составляют схему в тетрадях (один ученик у доски)  

(Работа по учебнику с. 118  задача №3) Работа в парах

Найти закономерность записи чисел и продолжить ряд

БАБА ЯГА Работа по карточкам в парах

9+      =10

10-       =8

      +7=10

10-        =6

     

      +5=10

 ЗАСЕЛЕНИЕ ДОМИКОВ

(Повторение состава чисел на 7,9,8)

III. Повторение и закрепление изученного:
1. Работа в парах

-Давайте вспомним правила работы в паре:

1.Работать дружно.

2.Слушать друг друга.

3.Не ссориться.

4. Помогать друг другу.

-Ваша задача разделить на две группы математические выражения. Договориться между собой, значения какой группы вы будете находить?( Работа в тетради)( слайд 18)

-И помните, если вы  всё сделаете верно, то благополучно продолжите путешествие.
(
Презентация, Слайд 19)

Проверь себя:

-На какие две группы разделили числовые выражения?(одна группа примеров решается сложением, другая- вычитанием)

-Вспомни названия компонентов действий «+» и « - «

-Прочитай выражения каждого столбика  по-разному.( по- цепочке изображение прочитанного примера выходит на доске по щелчку учителя)

                       10-3=7

                        9-4=5

                        10-8=2

8+2=10            8-5=3

6+3=9

5+2=7

4+5=9

Физкультминутка

-Если ваша пара работала хорошо, без ошибок, дружно возьмитесь за руки и поднимите их вверх.( слайд 20)-Молодцы!

Вот забавная таблица

 На таблице только геометрические фигуры

 Повнимательней взгляни.

 Очень строгому закону подчиняются они

 У вас у всех на столах есть таблицы

 Вставьте недостающую фигуру

 Правильно. Молодцы.

 Отгадывание ребусов

Слайд 24

- Но что это? С неба вдруг посыпались снежинки- числа!(Приложение №2) Снеговик  приготовил вам последнее задание. Отгадайте загадки - задачки:

1) У меня четыре книжки,

 Три машинки и три мишки,

 Кто ответит побыстрей,

 Сколько у меня вещей? 10 (С)

2) Цапля по воде шагала

 Лягушат себе искала.

 вое прятались в траве,

 Шестеро под кочкой.

 Сколько лягушат всего?

 Только быстро, точно. 8   (П)

3) Дружно муравьи живут.

 И без дела не снуют.

 Два несут травинку,

 Два несут былинку,

 Два несут иголки,

 Сколько их под ёлкой? (6)  А

4) "У маленькой Светы

Четыре конфеты.

Ещё три дала Алла.

Сколько всего стало"?(7) С

 

5)"Три ромашки - желтоглазки,

Два весёлых василька

Подарили маме дети.

Сколько же цветов в букете"? (5)  И

 

6)"На кустике перед забором

Шесть ярко - красных помидоров.

Потом четыре оторвалось,

А сколько на кусте осталось"? (2)  БО!

Называя ответ, ученики по одному выходят к доске и переворачивают снежинку - число.

В итоге получается слово СПАСИБО.

Слайд 25

IX. Итог урока.

- Какое слово у нас получилось? Это говорит вам волшебный лес и все его жители. С вашей помощью жители леса многое поняли и многому научились.

    VI. ИТОГ УРОКА

Вот и подходит к концу наше новогоднее  путешествие. Посмотрите, какая замечательная елка у нас получилась.

(СЛАЙД 23)

Что интересного было у нас на уроке?

А что помогло нам на уроке нарядить красавицу елку?

Как вы думаете, мы справились с заданиями Снеговика?

Раз мы с вами хорошо работали и справились с заданиями,  значит, мы заслужили сюрприз от  Деда Мороза.  (Всем за работу на уроке раздаются конфеты)

А главные подарки вас ждут в новогоднюю ночь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способносте на уроках ИЗО, математики

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учится. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. ...

Статья "Задания поискового характера для активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка".

Работая в новых условиях в рамках Федеральных государственных стандартов, для достижения поставленных перед учителем задач, встает вопрос повышения качества образования через развитие логического мышл...

Статья "Задания поискового характера для активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка".

Работая в новых условиях в рамках Федеральных государственных стандартов, для достижения поставленных перед учителем задач, встает вопрос повышения качества образования через развитие логического мышл...

Задания поискового характера для активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка.

Статья посвящена практическим заданиям и упражнениям на уроках русского языка, которые способствуют развитию гибкости мышления в решении вопросов проблемного характера. В статье предложены варианты за...

Конспект урока математики «Решение задач творческого и поискового характера»

Закрепить изученные приемы письменных вычислений, умения решать и составлять задачи изученных видов....

«Использование технологии решения заданий проблемного, творческого и поискового характера как средство формирования УУД в начальной школе»

Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения со...

Конспект урока по математике . Тема «Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера: логические задачи, задачи-расчёты».

Конспект урока по математике . Тема «Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера: логические задачи, задачи-расчёты».  ...