Задания поискового характера для активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка.
статья по русскому языку на тему

Орловская Лада Владимировна

Статья посвящена практическим заданиям и упражнениям на уроках русского языка, которые способствуют развитию гибкости мышления в решении вопросов проблемного характера. В статье предложены варианты заданий, которые учитель сможет использовать на уроках русского языка при изучении  фонетики, лексики, фразеологии, словообразования, морфологии, синтаксиса, стилистики, орфографии и пунктуации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Задания поискового характера для активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка.

           

Работая в новых условиях в рамках Федеральных государственных стандартов, для достижения поставленных перед учителем задач, встает вопрос повышения качества образования через развитие логического мышления учащихся и творческого подхода к решению учебных задач. На современном этапе в эпоху всеобщей информатизации учащийся порой теряется в выборе путей решения той или иной проблемы, а часто прибегает к готовым решениям, предложенным различными источниками информации, что зачастую ведет к неумению, а порой и к нежеланию осуществлять поиск решения той или иной задачи.

Одним из способов решения данной проблемы на уроках русского языка может стать воспитание стремления и умения учащихся самостоятельно познавать новое в процессе поисковой деятельности, которое в свою очередь не может быть осуществлено без включения в процесс обучения  заданий поискового характера, в число которых входят проблемные задания, предполагающие исследовательскую деятельность учащихся в ходе анализа языковых явлений.

      Существенными признаками заданий поискового характера можно назвать следующие:

  1. выполнение их без непосредственного участия учителя ( проблемные задания) или с «частичной подсказкой» с его стороны ( задания частично-поискового характера)
  2. открытие учащимися в процессе выполнения заданий новых знаний или новых способов добывания этих знаний.

Оказавшись в «новой ситуации», перед «новой проблемой» и испытывая определенные затруднения, разрешая проблему, учащимся приходится проявлять свое творчество, заключающееся в умении ориентироваться в этой новой ситуации.

Структура задания поискового характера

  • условие задания — языковые факты, в которых содержится определенная проблема;
  • вопросы задания, направленные на исследование данных языковых фактов.
  1. Проблема может быть сформулирована в вопросах задания, или вопросы направляют учащихся на поиски проблемы, составляющей сущность задания. В последнем случае, более сложном, формулировать проблему предстоит самим учащимся. Задания подобного рода встречаются практически в каждом уроке русского языка по программе «Начальная школа XXI век» под руководством чл. - корр. РАО, проф. Н.Ф. Виноградовой в серии учебников «Русский язык» автора С.В. Иванова, А.О. Евдокимовой, М.И. Кузнецовой, Л.В. Петленко, В.Ю. Романовой.

Например, проблема по существу сформулирована в следующих заданиях:

  • Прочитай группы слов.

1) подучить, доучить, добежать, прописать, подписать, описать

2) научить, заучить, забежать, написать, записать, надписать

Что объединяет слова в группы?

В следующем задании проблему предстоит выявить самим учащимся.

  • Витя сказал: «слова снег и снежок не являются однокоренными, так как корни в этих словах разные: - снег- и -снеж-». Прав ли Витя? Объясни, приведи свои примеры.

К заданиям поискового характера могут быть отнесены и проблемные вопросы, т. е. Задания без сформулированных в их тексте условий выполнения (условия предстоит дополнить учащимся, чтобы иметь возможность ответить на поставленный проблемный вопрос) Например:

  • Прочитай слова. Миша считает, что в слова первой группы нужно вставить ь, а в слова второй группы -ъ. Алеша считает, что во все слова нужно вставить ь. С кем ты согласишься? Почему?
  1. ноч...ю, руч...и, брат...я, заячь...я, в...юга, п...ют
  2. с...есть, под...езд, об...яснение, с...емка, под...еный

Для выявления типологий заданий поискового характера необходимо определить типы проблемных ситуаций, возникающих в процессе самостоятельного анализа учащимися языковых явлений на уроках русского языка. Разрешение различных типов проблемных ситуаций в процессе обучения русскому языку связано с умением учащихся соотнести:

  1. произнесение слова с особенностями его звукового состава, смыслоразличительной функцией звуков ( при изучении фонетики);
  2. лексическое значение слов, фразеологизмов и их роль в речи ( при изучении лексики и фразеологии);
  3. данное слово и процесс его образования ( при изучении словообразования);
  4. лексическое значение слов и присущие этим словам грамматические категории, особенности словоизменения; смысловое значение словосочетаний и предложений и их грамматические особенности ( при изучении грамматики);
  5. специфические особенности языковых средств и их употребление в зависимости от задачи и условий общения( при изучении стилистики);
  6. фонетический и грамматический образ слова — произношение и написание ( при изучении орфографии);
  7. интонационно-смысловые и структурно-семантические особенности предложения и постановку знаков препинания ( при изучении пунктуации).

Ниже приведены примеры заданий поискового характера в соответствии с типами проблемных ситуаций, названных выше.

ФОНЕТИКА

  1. Сережа утверждает, что гласные звуки в слове поля одинаковые. Прав ли он, ведь в слове нет одинаковых гласных звуков? Вспомни и запиши слова, в которых один и тот же гласный звук обозначается разными буквами.
  2. Объясни, почему у каждой пары слов будет одинаковая транскрипция.

Лес — лез, везти — вести, грусть — груздь, съезд — съест, плод — плот.

  1. Какими звуками различаются слова в парах?

Шест — шесть, ел — ель, удар — ударь, мел — мель, жар — жарь, угол — уголь

Какова роль буквы ь в словах?

Затруднение, возникающее в этом случае, связано с произнесением слова и выявлением особенностей его звукового состава, смыслоразличительной роли звуков в процессе речевого общения.

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ

  1. Прочитай предложения и слова для справок (фразеологизмы). Можно ли заменить обстоятельства в предложениях подходящими по смыслу фразеологизмами?

Гости приедут скоро.

Река оказалась далеко от деревни.

Дедушка проснулся рано и отправился за грибами.

Слова для справок: с минуты на минуту, ни свет, ни заря, за тридевять земель.

  1. Прочитай, какие объяснения значений слов дал Кирилл.

Учительница — женщина, которая работает учителем.

Воспитательница — женщина, которая работает воспитателем.

Конфетница — женщина, которая делает конфеты.

Орешник — место, где растут орехи.

Ягодник — место, где растут ягоды.

Лесник — место, где растет лес.

Какие ошибки допустил Кирилл? О чем он забыл?

Затруднения в процессе поисковой деятельности в этих случаях возникает в  связи с соотнесением определения лексического значения слов, фразеологизмов и их роли в процессе речевого общения.

 

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

1) Устно назови группы однокоренных (родственных) слов.

жалоба, нос, жалкий, носик, носатый, жалость, носить, жалить, переносица, жалеть

Какие слова не вошли ни в одну из групп? Почему?

2)  Вову попросили подобрать примеры слов с данными суффиксами и приставками. Проверь, как он справился с заданием. Запиши по два своих примера с этими приставками и суффиксами.

-ок-    грибок, ветерок, сурок, мелок

-ушк- зимушка, старушка, ушки, игрушка

на-     налить, начать, написать, нахваливать

при-   приехать, приоткрыть, природный

Для разрешения проблемной ситуации в этих случаях необходимо преодолевать затруднение, возникающее в связи с сопоставлением данного слова, с одной стороны, и процесса его образования — с другой (нахождением исходной формы, от которой образовано данное слово, и способа образования его).

МОРФОЛОГИЯ

  1. Рассмотри пары слов. Определи, к какой части речи относится каждое слово. Объясни, почему слова в парах относятся к разным частям речи.

учить — учитель, воспитывать — воспитатель, утюжить — утюг, лес — лесной, школа — школьный

  1. Слова в парах бежать — бег, ходить — ход, полетать — полет называют действия. Можно ли сказать, что это слова одной части речи? Почему?

Для разрешения проблемной ситуации учащимся предстоит преодолеть затруднение, возникающее в связи с анализом лексического значения слов и присущих этим словам грамматических категорий, особенностей словоизменения.

СИНТАКСИС

  1. Прочитай. Можно ли считать предложением каждую строчку стихотворения? Почему?

В реке там рыба на бугре

мычит корова в конуре

собака лает на заборе

поет синичка в коридоре

играют дети на стене

висит картина на окне

узоры инея в печурке

горят дрова в руках девчурки

нарядная там кукла в клетке

ручной щегол поет салфетки

там на столе лежат коньки

к зиме готовят там очки

лежат для бабушки тетрадки

всегда содержатся в порядке.

Определи, где заканчивается каждое предложение.

  1. В каком предложении допущены ошибки — нарушена связь подлежащего со сказуемым.

Саша играли с товарищем в мяч.

Недавно у мамы было день рождения.

Я с отцом поехали на рыбалку.

Подобные задания вызывают затруднения, связанное с сопоставлением смыслового значения словосочетаний и предложений и их грамматических особенностей.

СТИЛИСТИКА

  1. Прочитай, как обращаются к разным людям и как прощаются в письмах. Можешь ли ты определить, к кому обращены письма — к ровесникам или взрослым? Что помогло тебе догадаться?

Привет, Юлька! Здравствуйте, мои дорогие! Уважаемый Александр Иванович! Ну, пока! До свидания. Обнимаю вас.

  1. Подумай, как ты обратишься и как будешь прощаться в письме, если оно адресовано: учителю; другу или подруге; родителям, бабушке, дедушке; инопланетянину.

Затруднение в процессе выполнения этих заданий возникает в связи с соотнесением специфических особенностей языковых средств и употребления их в зависимости от этого в различных речевых ситуациях, в соответствии с задачей и условиями общения.

ОРФОГРАФИЯ

  1. Прочитай слова. Выпиши те, в которых звуков меньше, чем букв.

Капустный, вкусный, прекрасный, чудесный, звездный, поздний, солнце, ужасный, опасный, известный, небесный

  1. Обрати внимание на написание приставок без-// бес, из-// ис-, раз-// рас-. Постарайся определить закономерность и сделать вывод.

Затруднение в разрешении соответствующей этим заданиям проблемной ситуации связано с соотнесением фонетического и графического образа слова, т. е. Его произношения и написания.

ПУНКТУАЦИЯ

  1. Докажи, что пропала только одна запятая.

Мама отпустила Лену погулять но строго-настрого приказала вернуться домой к обеду. Лена выскочила из дома и побежала к снежной крепости.

В процессе выполнения заданий данного типа возникает и разрешается затруднение, связанное с сопоставлением интонационно-смысловых и структурно-семантических особенностей предложения и постановки знаков препинания.

Каждому типу заданий поискового характера соответствует определенный процесс выполнения и способ выполнения задания. Процесс выполнения задания поискового характера- это ход рассуждений учащихся, решающих проблему, которая имеется в задании. «Способ выполнения задания — это система операций логико-лингвистического характера, осуществление которых приводит к разрешению проблемы»[1]1.

Названия операций должны быть понятны учащимся, они осознаются ими в ходе изучения теоретического материала, в процессе выполнения упражнений и заданий поискового характера. Учащиеся в ходе обсуждения способны сами формулировать названия операций.

Каждому типу заданий поискового характера соответствует определенный способ выполнения (система операций), специфический именно для этого типа.

Логически правильное мышление имеет особое значение в творческой деятельности, в обучении культуре мышления неизбежно требует усвоения законов логики; точность, непротиворечивость, доказательность являются отличительными чертами мыслительной деятельности творчески мыслящего человека.

Важнейшей особенностью выполнения заданий поискового характера являются доказательность сделанных выводов. Умение доказывать, поиск аргументов играют решающую роль в умственном развитии учащихся. Доказательности ответов важно требовать от учащихся не только при выполнении заданий поискового характера, но эти задания могут быть специально использованы учителем для обучения умению доказывать, поскольку осуществление поисковой деятельности требует от учащихся развернутой системы самостоятельных рассуждений, обоснования выдвинутых положений. Не случайно в тексте заданий поискового характера нередко выдвигаются требования: объясните, докажите, хотя и при их отсутствии необходимость доказательности выводов в этих заданиях очевидна.

Значительные трудности вызывает логическая сторона процесса выполнения заданий: учащиеся должны рассуждать точно, последовательно, доказательно, ход рассуждений должен быть развернутым, подробным. Ведь ценность выполнения заданий  поискового характера в том, чтобы научить школьников мыслить. Обучение логическому мышлению учитель может осуществлять и при объяснении нового материала, обращая внимание учащихся на необходимость точной терминологии, последовательности рассуждений, доказательности, и при опросе учащихся, например при проведении различных видов разбора и т. д.

Языковое развитие, естественно, обеспечивается всем процессом обучения русскому языку, но самым эффективным, по словам Лернера И.Я. «является в данном случае выполнение заданий поискового характера, в особенности решение проблемных задач как работа, требующая самого высокого уровня проявления самостоятельности мышления школьников». Без выполнения заданий поискового характера полноценное языковое развитие недостижимо.

Для ориентировке в проблемной ситуации существенную роль играет обучение специальным поисковым умениям общедидактического характера:

  1. увидеть новую проблему в языковом материале, определить ее характер;
  2. подобрать языковые факты для решения этой проблемы и систематизировать их;
  3. построить доказательство в процессе выполнения задания на основе найденных фактов;
  4. сформулировать выводы на основе решения проблемы, определить возможное их количество;
  5. сформулировать способ решения, т. е. Определить операции, осуществление которых в процессе решения проблемы приводит к выводу

Для формирования этих умений могут быть предложены следующие типы заданий:

1) задания, в вопросе которых отсутствует формулировка проблемы, ее надо найти;

2) задания, в тексте которых отсутствует достаточное количество языковых фактов для обоснования вывода, их надо подобрать;

3)задания на построение доказательства;

4) задания, выполнение которых приводит к одному или нескольким выводам, количество которых следует определить;

5) задания на определение способа решения проблемы.

Каждое из заданий поискового характера формирует определение поискового умения.

Овладение системой логико-лингвистических операций по каждому разделу и является критерием обученности учащихся, критерием воспитания их творческого мышления, их творческой активности в процессе анализа языковых явлений.

Новый подход к обучению в условиях стандартизации образования требует от учащихся гибкости мышления, а процесс творчества при решении проблемных вопросов помогает добиться данной цели.


[1]1        Лернер И.Я. Критерии сложности познавательных задач. - Новые исследования в педагогических науках, 1970, № 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

упражнения для активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка

1.    Среди букв спрятались названия птиц. Найди и подчеркни их. ВПЗЯБЛИКГОГРАЧЗДЛЖУРАВЛТВЛЬЩПДСКВОРЕЦРПНЕКРКУКУШКАОПГЕРЛПОНГЛАСТОЧКАОРПНВОРОБЕЙОПНЕГАСОРОКАРПОЕНАВОРОНАТИРН 2....

Активизация коммуникативной и мыслительной деятельности на уроках русского языка

Урок по русскому языку, помогающий :Обеспечить организацию деятельности учащихся по написанию изложения.Создать условия для развития мыслительной деятельности.Помочь учащимся осознать ценность с...

Материалы по теме "Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка "

Активизация мышления-одно из средств успешного обучения школьников.В презентации представлены примерные задания на уроках русского языка,которые способствуют активизации  мышления и повышению инт...

Статья "Задания поискового характера для активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка".

Работая в новых условиях в рамках Федеральных государственных стандартов, для достижения поставленных перед учителем задач, встает вопрос повышения качества образования через развитие логического мышл...

Статья "Задания поискового характера для активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка".

Работая в новых условиях в рамках Федеральных государственных стандартов, для достижения поставленных перед учителем задач, встает вопрос повышения качества образования через развитие логического мышл...

«Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка»

Современные условия развития общества, новое отношение к жизни предъявляют расширенные требования к школе и образованию вообще. Каждый учитель задумывается о том, как сделать занятия интересными, как ...

Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка

Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики. Для учителей это давно азбучная истина: если школьники хотят овладеть знаниями, имеют мотивацию к об...