Материалы по теме "Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка "
методическая разработка по теме

Макарова Татьяна Валентиновна

Активизация мышления-одно из средств успешного обучения школьников.В презентации представлены примерные задания на уроках русского языка,которые способствуют активизации  мышления и повышению интереса к предмету.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка( Практический материал подготовила Макарова Татьяна Валентиновна) Если хочешь воспитывать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества , то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нем властелином . ( Ш . А . Амонашвили )

Слайд 2

Важным условием активизации познавательной деятельности младших школьников, развития их самостоятельности, мышления является игра . Систематическое использование игровых приемов на уроках русского языка помогает активизировать мыслительную познавательную деятельность младших школьников, позволяя учителю разнообразить урок, делать его ярким, эмоциональным

Слайд 3

Словарные слова Словарные слова- одна из проблем начальной школы . Для повышения эффективности усвоения словарных слов запоминание должно быть осмысленным ,а не механическим . Активизировать мышление и облегчить процесс запоминания помогают игровые приемы , метод ярких ассоциаций , орфографическое проговаривание.

Слайд 4

«ШИФРОВКИ» 1. Шифровка «слоговое сложение». НА РОД ВА ГОН ТЕ ЛЕ ФОН ВЕСНА, ГОРОД ТРАВА, УГОН ТЕМА, ЛЕТО, ФОНТАН ВЕС НА , ГО РОД ТРА ВА , У ГОН ТЕ МА, ЛЕ ТО, ФОН ТАН - Раздели слова на слоги -Составь из полученных слогов словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу.

Слайд 5

2. Шифровка – алфавит. Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 … а б в г д е ё ж з … А Л Л Е Я 1, 13, 13 , 6, 33

Слайд 6

3.Шифровка «Убери лишнее». Зачеркни парные глухие согласные и получишь словарное слово К, Б, П, Е, С, Р, Ё, Т, З, К, А, Ш (БЕРЁЗА).

Слайд 7

4. Шифровка «Части слова». Приставка в нашем слове, как у слова ЗА БОЛЕЛ. Корень – как у слова МОРОЗ ИЛКА . Суффикс – как у слова БЕРЁЗ К А . Окончание – как у слова КОНЬК И . ЗА МОРОЗ К И

Слайд 8

«НЕМОЙ» СЛОВАРИК . «ведущий» ученик молча, но чётко двигая губами «проговаривает» словарное слово. Дети угадывают слово, затем также молча его «проговаривают» ещё раз и записывают его, комментируя.

Слайд 9

КОММЕНТАТОР (ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННУЮ ОРФОГРАММУ, ОБЪЯСНИ) Т_ТРА_ _ или Т( и,е )ТРА( д,т )( ь ,-) 1. Б/гл «Е» , которую надо запомнить… 2. Парный согласный «Д», проверить ТЕТРА ДИ (звук согласный проверяй – рядом гласный подставляй…) 3. Мягкий знак – показатель мягкости…

Слайд 10

«ТОЛКОВЫЙ» СЛОВАРЬ . Ведущий (учитель или ученик), не называя словарного слова, объясняет всем лексическое значение слова. Дети угадывают и записывают с проговариванием.

Слайд 11

МЕТОД ГРАФИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ С ПОГИ А ягода

Слайд 12

Развитие мышления при изучении нового материала Изучение любой новой темы целесообразно начинать с вопросов самих учащихся: «что я знаю об этом» и «чего не знаю» Вопросы помогают включить изучаемую проблему в сознание ребенка , у учащихся развивается способность отделять известное от неизвестного-незнание пробуждает желание узнать.

Слайд 13

ИГРА « ЗНАЮ – НЕ ЗНАЮ»

Слайд 14

Определение падежа имени существительного Вопросы к тому , что я знаю: 1.Что такое имя существительное Что такое падеж Как поставить имя существительное в определенный падеж Сколько падежей в русском языке Вопросы к тому ,чего я не знаю: Как определить падеж имени существительного Для чего надо уметь определять падежи

Слайд 15

Вопросы учителя Как различаются выражения «зависимое слово» и «слово ,от которого зависит Какой падеж может быть у существительного, отвечающего на вопрос что?( чего? кто? кого?) Докажите ,что у имени существительного , стоящего в Им.п., не может быть предлога

Слайд 16

Повторение и закрепление знаний о частях речи . Игра “ Что? – Какой? – Что делает? ” В игре участвует весь класс в составе 3 команд (по рядам). На доске записан столбик корней, от которых нужно образовать 1-я команда – существительные, 2-я – прилагательные, 3-я – глаголы. В каждой команде победитель считается тот, кто первым и правильно образует и запишет все слова. Материал для игры: Бел, блед , ясн , пуст, сказ, болт, лет, сад, ход, бег, цвет, ночь, груб

Слайд 17

Практическая работа. Каждой группе раздается письмо . Задание: 1-я группа – отвечает на вопрос: можно ли сказать, о ком или о чем говорится в предложении? 2-я группа – решает, есть ли еще какие-то действующие лица в предложении. 3-я группа – попробует определить, какие части речи спрятались за неизвестными словами.

Слайд 18

Практическая работа На доске записаны схемы слов: Можно ли точно сказать, к какой части речи относятся слова? – Как вы догадались?

Слайд 19

Формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией . Игра «Выбери три слова» Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем. На 9 карточках записаны девять слов: 1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб. 2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей. Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму

Слайд 20

Основные правила курса русского языка. Конкурс «Разминка».

Слайд 21

«Переводчики». – Определите части речи. Варкалось . Хливкие шорьки Пырялись по наве : И хрюкотали зелюки , Как мюлезки в мове . Л. Кэрролл

Слайд 22

«Угадай пословицу». – Каждое слово имеет свой смысл. Перед вами пословицы-перевертыши. Вспомните, что такое антонимы. Сможете прочитать пословицы? (Подчеркнутые слова не изменять.) Новый враг хуже старых двух. Плохая слава дешевле бедности. Всё плохо, что плохо начинается.

Слайд 23

«Маленькие учителя». Дети получают карточки с текстами, в которых надо исправить ошибки

Слайд 24

Активизация мышления -одно из условий эффективного обучения Важно, чтобы школьники поняли, что мышление-процесс познания нового. Мышление начинается с удивления , недоумения или с противоречия. Развивать мышление –значит развивать умение думать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

упражнения для активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка

1.    Среди букв спрятались названия птиц. Найди и подчеркни их. ВПЗЯБЛИКГОГРАЧЗДЛЖУРАВЛТВЛЬЩПДСКВОРЕЦРПНЕКРКУКУШКАОПГЕРЛПОНГЛАСТОЧКАОРПНВОРОБЕЙОПНЕГАСОРОКАРПОЕНАВОРОНАТИРН 2....

Активизация коммуникативной и мыслительной деятельности на уроках русского языка

Урок по русскому языку, помогающий :Обеспечить организацию деятельности учащихся по написанию изложения.Создать условия для развития мыслительной деятельности.Помочь учащимся осознать ценность с...

Доклад "Развитие мыслительной деятельности на уроках русского языка"

Над данной темой работаю третий год.Любой учитель знает,что заинтересованный школьник лучше учится.Именно на развитие устойчивого познавательного интереса учвщихся я делаю акцент в своей педагогическо...

Статья "Задания поискового характера для активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка".

Работая в новых условиях в рамках Федеральных государственных стандартов, для достижения поставленных перед учителем задач, встает вопрос повышения качества образования через развитие логического мышл...

Статья "Задания поискового характера для активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка".

Работая в новых условиях в рамках Федеральных государственных стандартов, для достижения поставленных перед учителем задач, встает вопрос повышения качества образования через развитие логического мышл...

«Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка»

Современные условия развития общества, новое отношение к жизни предъявляют расширенные требования к школе и образованию вообще. Каждый учитель задумывается о том, как сделать занятия интересными, как ...

Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка

Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики. Для учителей это давно азбучная истина: если школьники хотят овладеть знаниями, имеют мотивацию к об...