Материалы по теме "Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка "
методическая разработка по теме
Активизация мышления-одно из средств успешного обучения школьников.В презентации представлены примерные задания на уроках русского языка,которые способствуют активизации мышления и повышению интереса к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 418.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Важным условием активизации познавательной деятельности младших школьников, развития их самостоятельности, мышления является игра . Систематическое использование игровых приемов на уроках русского языка помогает активизировать мыслительную познавательную деятельность младших школьников, позволяя учителю разнообразить урок, делать его ярким, эмоциональным
Словарные слова Словарные слова- одна из проблем начальной школы . Для повышения эффективности усвоения словарных слов запоминание должно быть осмысленным ,а не механическим . Активизировать мышление и облегчить процесс запоминания помогают игровые приемы , метод ярких ассоциаций , орфографическое проговаривание.
«ШИФРОВКИ» 1. Шифровка «слоговое сложение». НА РОД ВА ГОН ТЕ ЛЕ ФОН ВЕСНА, ГОРОД ТРАВА, УГОН ТЕМА, ЛЕТО, ФОНТАН ВЕС НА , ГО РОД ТРА ВА , У ГОН ТЕ МА, ЛЕ ТО, ФОН ТАН - Раздели слова на слоги -Составь из полученных слогов словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу.
2. Шифровка – алфавит. Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 … а б в г д е ё ж з … А Л Л Е Я 1, 13, 13 , 6, 33
3.Шифровка «Убери лишнее». Зачеркни парные глухие согласные и получишь словарное слово К, Б, П, Е, С, Р, Ё, Т, З, К, А, Ш (БЕРЁЗА).
4. Шифровка «Части слова». Приставка в нашем слове, как у слова ЗА БОЛЕЛ. Корень – как у слова МОРОЗ ИЛКА . Суффикс – как у слова БЕРЁЗ К А . Окончание – как у слова КОНЬК И . ЗА МОРОЗ К И
«НЕМОЙ» СЛОВАРИК . «ведущий» ученик молча, но чётко двигая губами «проговаривает» словарное слово. Дети угадывают слово, затем также молча его «проговаривают» ещё раз и записывают его, комментируя.
КОММЕНТАТОР (ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННУЮ ОРФОГРАММУ, ОБЪЯСНИ) Т_ТРА_ _ или Т( и,е )ТРА( д,т )( ь ,-) 1. Б/гл «Е» , которую надо запомнить… 2. Парный согласный «Д», проверить ТЕТРА ДИ (звук согласный проверяй – рядом гласный подставляй…) 3. Мягкий знак – показатель мягкости…
«ТОЛКОВЫЙ» СЛОВАРЬ . Ведущий (учитель или ученик), не называя словарного слова, объясняет всем лексическое значение слова. Дети угадывают и записывают с проговариванием.
МЕТОД ГРАФИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ С ПОГИ А ягода
Развитие мышления при изучении нового материала Изучение любой новой темы целесообразно начинать с вопросов самих учащихся: «что я знаю об этом» и «чего не знаю» Вопросы помогают включить изучаемую проблему в сознание ребенка , у учащихся развивается способность отделять известное от неизвестного-незнание пробуждает желание узнать.
ИГРА « ЗНАЮ – НЕ ЗНАЮ»
Определение падежа имени существительного Вопросы к тому , что я знаю: 1.Что такое имя существительное Что такое падеж Как поставить имя существительное в определенный падеж Сколько падежей в русском языке Вопросы к тому ,чего я не знаю: Как определить падеж имени существительного Для чего надо уметь определять падежи
Вопросы учителя Как различаются выражения «зависимое слово» и «слово ,от которого зависит Какой падеж может быть у существительного, отвечающего на вопрос что?( чего? кто? кого?) Докажите ,что у имени существительного , стоящего в Им.п., не может быть предлога
Повторение и закрепление знаний о частях речи . Игра “ Что? – Какой? – Что делает? ” В игре участвует весь класс в составе 3 команд (по рядам). На доске записан столбик корней, от которых нужно образовать 1-я команда – существительные, 2-я – прилагательные, 3-я – глаголы. В каждой команде победитель считается тот, кто первым и правильно образует и запишет все слова. Материал для игры: Бел, блед , ясн , пуст, сказ, болт, лет, сад, ход, бег, цвет, ночь, груб
Практическая работа. Каждой группе раздается письмо . Задание: 1-я группа – отвечает на вопрос: можно ли сказать, о ком или о чем говорится в предложении? 2-я группа – решает, есть ли еще какие-то действующие лица в предложении. 3-я группа – попробует определить, какие части речи спрятались за неизвестными словами.
Практическая работа На доске записаны схемы слов: Можно ли точно сказать, к какой части речи относятся слова? – Как вы догадались?
Формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией . Игра «Выбери три слова» Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем. На 9 карточках записаны девять слов: 1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб. 2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей. Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму
Основные правила курса русского языка. Конкурс «Разминка».
«Переводчики». – Определите части речи. Варкалось . Хливкие шорьки Пырялись по наве : И хрюкотали зелюки , Как мюлезки в мове . Л. Кэрролл
«Угадай пословицу». – Каждое слово имеет свой смысл. Перед вами пословицы-перевертыши. Вспомните, что такое антонимы. Сможете прочитать пословицы? (Подчеркнутые слова не изменять.) Новый враг хуже старых двух. Плохая слава дешевле бедности. Всё плохо, что плохо начинается.
«Маленькие учителя». Дети получают карточки с текстами, в которых надо исправить ошибки
Активизация мышления -одно из условий эффективного обучения Важно, чтобы школьники поняли, что мышление-процесс познания нового. Мышление начинается с удивления , недоумения или с противоречия. Развивать мышление –значит развивать умение думать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
упражнения для активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка
1. Среди букв спрятались названия птиц. Найди и подчеркни их. ВПЗЯБЛИКГОГРАЧЗДЛЖУРАВЛТВЛЬЩПДСКВОРЕЦРПНЕКРКУКУШКАОПГЕРЛПОНГЛАСТОЧКАОРПНВОРОБЕЙОПНЕГАСОРОКАРПОЕНАВОРОНАТИРН 2....
Активизация коммуникативной и мыслительной деятельности на уроках русского языка
Урок по русскому языку, помогающий :Обеспечить организацию деятельности учащихся по написанию изложения.Создать условия для развития мыслительной деятельности.Помочь учащимся осознать ценность с...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-175816-1357841769.jpg)
Доклад "Развитие мыслительной деятельности на уроках русского языка"
Над данной темой работаю третий год.Любой учитель знает,что заинтересованный школьник лучше учится.Именно на развитие устойчивого познавательного интереса учвщихся я делаю акцент в своей педагогическо...
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/07/picture-90584.jpg)
Статья "Задания поискового характера для активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка".
Работая в новых условиях в рамках Федеральных государственных стандартов, для достижения поставленных перед учителем задач, встает вопрос повышения качества образования через развитие логического мышл...
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/07/picture-90584.jpg)
Статья "Задания поискового характера для активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка".
Работая в новых условиях в рамках Федеральных государственных стандартов, для достижения поставленных перед учителем задач, встает вопрос повышения качества образования через развитие логического мышл...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/19/picture-370395-1387463246.jpg)
«Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка»
Современные условия развития общества, новое отношение к жизни предъявляют расширенные требования к школе и образованию вообще. Каждый учитель задумывается о том, как сделать занятия интересными, как ...
Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка
Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики. Для учителей это давно азбучная истина: если школьники хотят овладеть знаниями, имеют мотивацию к об...