Активизация коммуникативной и мыслительной деятельности на уроках русского языка
методическая разработка (русский язык, 3 класс) по теме

 

Урок по русскому языку, помогающий :

  1. Обеспечить организацию деятельности учащихся по написанию изложения.
  2. Создать условия для развития мыслительной деятельности.
  3. Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация коммуникативной и мыслительной деятельности на уроках русского языка

Цель урока:

Обеспечить организацию деятельности учащихся по написанию изложения.

Создать условия для развития мыслительной деятельности.

Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование:

карточки с индивидуальными заданиями

карточки для работы в группах

орфографические словари С.И. Ожегова

портрет и выставка книг писателя А.С. Новикова-Прибоя.

Ход урока

Организационный этап.

Приветствие.

Психологическая установка.

Мы уже многое знаем.

В своих познаниях продолжаем идти дальше, раскрывая тайны русского языка.

У нас у каждого свое мнение и его нужно озвучивать.

Мы не боимся ошибаться.

Разминка для пальцев рук.

Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться составлять план текста, последовательно передавать содержание. А самое главное: “Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая”. (Д.С. Лихачев).

Усвоение новых знаний и способов действий.

Первичное восприятие текста.

Учитель: У каждого из вас на парте есть текст. Прочитайте его внимательно. (Индивидуальная работа).

Выстрела не было.

Пошёл со мной на охоту писатель Новиков-Прибой. Была середина сентября. Всё утро мы с Алексеем Силычем проходили без выстрела.

Шли по ягодникам, мелким лесом. День был солнечный, ласковый, тихий. Кругом стояли березы в золотом наряде. Красноватые осины пылали, как свечи. В таком лесу всё радует глаз, и бродишь, бродишь без устали.

Вдруг крупный черныш взлетел над березами. Я опустил ружьё. Пусть Алексей Силыч ударит по этой сверкающей под солнцем птице.

Силыч изготовился, я ждал грохота и падения птицы: Силыч стрелял отлично. Но выстрела не было.

Потом мой друг объяснил мне: “ Не мог. Такой красавец летит. И голубое небо над ним, и солнце. Дух перехватило”.

Я молча пожал ему руку. (По И. Арамилеву).

Пауза. Дети делятся первыми своими впечатлениями. Проводится работа с непонятными и незнакомыми словами. По мере необходимости дети работают со словарями.

Учитель:

Перечитайте текст и ответьте на вопросы: (Вопросы написаны на доске, дети работают в парах постоянного состава).

Какой момент рассказа вызывает напряжение, тревогу? Почему?

Что можно рассказать об охотниках?

Как вы думаете, о чем хотел рассказать автор?

Как вы считаете, что нужно было брать с собой охотникам в лес? Ответы детей ( фотоаппарат, кинокамеру, фоторужьё).

Обсуждение ответов отдельных пар.

Учитель предлагает повторно прочитать текст и составить план. Дети работают в группах по 4 чел.

Обсуждение заголовков и запись плана изложения ( фронтальная работа).

Всё утро мы бродили без выстрела.

В таком лесу всё радует глаз.

Крупный черныш взлетел над березами.

Выстрела не было.

Я молча пожал ему руку.

Словарно-орфографическая работа. Работа по методике взаимотренажа:

Карточка 1: проходили- ходит, пошёл –вышел, середина –середка, стояли-стой.

Карточка 2: устали-устал, взлетел- взлет, стрелял- стрелы, объяснил- ясно.

Карточка 3: красавец- краше, летит – полёт, прихватило- хватит, золото –позолота.

Карточка 4: сентябрь, ягодник, осина, вдруг, берёза, изготовился.

На доске слова: п…сатель, в наряд…, над берёз…ми, по ягодник…м.

Учитель обращает внимание детей на слова с трудными написаниями: Новиков-Прибой, Алексей Силыч, красноватые, по сверкающей, отлично.

Написание детьми текста изложения (коллективная работа)

Дети используют памятку по методике Ривина.

прочитай пункт плана;

перескажи друг другу;

самостоятельно запиши часть;

проверь друг у друга;

Этап рефлексии.

Прочитать изложения по желанию.

Учитель: Какой вывод вы сегодня для себя сделали? (Природой нужно наслаждаться, любоваться, беречь, охранять и приумножать)

Как вам работалось на уроке? Что получилось и что ещё не получается?

В какой паре работа была более успешной?

Итог урока.

Учитель: Дети, вы хорошо поработали на уроке. Спасибо за творческую работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

упражнения для активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка

1.    Среди букв спрятались названия птиц. Найди и подчеркни их. ВПЗЯБЛИКГОГРАЧЗДЛЖУРАВЛТВЛЬЩПДСКВОРЕЦРПНЕКРКУКУШКАОПГЕРЛПОНГЛАСТОЧКАОРПНВОРОБЕЙОПНЕГАСОРОКАРПОЕНАВОРОНАТИРН 2....

Материалы по теме "Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка "

Активизация мышления-одно из средств успешного обучения школьников.В презентации представлены примерные задания на уроках русского языка,которые способствуют активизации  мышления и повышению инт...

Статья "Задания поискового характера для активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка".

Работая в новых условиях в рамках Федеральных государственных стандартов, для достижения поставленных перед учителем задач, встает вопрос повышения качества образования через развитие логического мышл...

Статья "Задания поискового характера для активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка".

Работая в новых условиях в рамках Федеральных государственных стандартов, для достижения поставленных перед учителем задач, встает вопрос повышения качества образования через развитие логического мышл...

«Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка»

Современные условия развития общества, новое отношение к жизни предъявляют расширенные требования к школе и образованию вообще. Каждый учитель задумывается о том, как сделать занятия интересными, как ...

Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка

Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики. Для учителей это давно азбучная истина: если школьники хотят овладеть знаниями, имеют мотивацию к об...

Задания поискового характера для активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка.

Статья посвящена практическим заданиям и упражнениям на уроках русского языка, которые способствуют развитию гибкости мышления в решении вопросов проблемного характера. В статье предложены варианты за...