Доклад "Развитие мыслительной деятельности на уроках русского языка"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Кислицына Надежда Евгеньевна

Над данной темой работаю третий год.Любой учитель знает,что заинтересованный школьник лучше учится.Именно на развитие устойчивого познавательного интереса учвщихся я делаю акцент в своей педагогической деятельности.Стараюсь создать ситуацию успеха на каждом уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мыслительной деятельности на уроках русского языка

Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики. Для учителей это давно азбучная истина: если школьники хотят овладеть знаниями, имеют мотивацию к обучению, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Но в последнее время всё чаще замечаешь: дети не хотят учиться. В чём же причины этого нежелания? Таковых, на мой взгляд, немало. Это и неумение преодолевать трудности познавательной деятельности, и огромный объём учебного материала, и отвлекающие факторы полнокровной детской жизни, и однообразие и монотонность учебного процесса. Очевидно, что причины нежелания учиться бывают самые разные. И не все из них легко устранить. Можно ли в этих условиях обеспечить не только желание школьников учиться, но и их упорную, постоянную и активную познавательную деятельность?

       Поскольку я работаю в коррекционной общеобразовательной школе VIIвида, учащиеся которой, в основном, имеют невысокую степень мотивации к обучению, передо мной всегда стоит задача повысить интерес детей к процессу обучения, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению знаний. Считаю, что результата в решении этой задачи педагог может добиться, обладая рядом личностных качеств: стремлением к максимальной гибкости, способностью к сопереживанию, сочувствию, восприимчивостью к потребностям учащихся, умением придать преподаванию личностную окраску, эмоциональной уравновешенностью, уверенностью в себе, доброжелательностью. Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели, учитель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. Именно на развитие устойчивого познавательного интереса учащихся я и делаю акцент в своей педагогической деятельности. В решении этой задачи мне помогают чёткое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приёмы подачи учебного материала. Чёткое структурирование облегчает восприятие материала школьниками. Если одни идеи вытекают из других, если ясна связь и обоснована последовательность сообщаемых сведений, школьники легче воспринимают, осознают и запоминают их. Изложение материала должно быть логичным, ярким, увлекательным. Это побуждает учащихся слушать то, что говорит учитель, полностью включаться в процесс познания.

       На уроках русского языка важно своевременное чередование различных занятий, более напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, направленных на сбережение физического и психического здоровья детей. Это укрепляет работоспособность школьников и их желание овладевать знаниями. Новизна материала, необычность его подачи также побуждают учащихся лучше присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нём. При этом педагог должен опираться на природную любознательность учеников. Считаю своей задачей всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить что-то новое, ранее неизвестное. Кроме того я всегда помню, что интерес вызывает только полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовлю материал для уроков. Стараюсь создавать ситуацию успеха на каждом уроке, так как считаю это самым эффективным стимулом познавательной деятельности. Ситуация успеха удовлетворяет потребность каждого школьника в самоуважении и повышении престижа, что в конечном итоге ведёт к сохранению и укреплению психического здоровья ребёнка. Важен и такой стимул, как оценка. При её выставлении необходимо максимально доброжелательное отношение учителя к ученику, что позволяет выставить адекватную оценку даже слабому учащемуся. Иногда для создания ситуации успеха могу незначительно завысить оценку, но только в том случае, если уверена в поддержке и понимании ситуации в классе.

       Желая сформировать у своих учеников мотивацию к достижениям, не требую от них приложения сверх усилий, ставя перед ними посильные задачи. Ребёнок должен иметь возможность выбора, и здесь мне помогает дифференцированный подход к обучению. Например, готовя карточки для урока русского языка, я стараюсь сделать три варианта заданий, рассчитанные на сильного, среднего и слабого ученика. Конечно, нельзя навязывать школьнику тот или иной уровень сложности, но тактично посоветовать, помочь сделать адекватный выбор – обязанность педагога.

       Часто на уроках русского языка для активизации познавательной деятельности учащихся создаю проблемные ситуации, ситуации затруднения, которые побуждают учащихся к поиску, доказательству, обоснованию. Важно давать такие задания, которые учащиеся воспринимают как посильные, но для выполнения которых у них недостаёт каких-либо знаний или умений. Вслед за проблемной ситуацией, создающей психологические предпосылки для активного усвоения новых знаний, учащиеся сами или с помощью учителя ищут правильное решение. Например, даю школьникам предложения с союзами, соединяющими однородные члены и части сложного предложения, предлагаю выявить сходство и различие. Для облегчения задачи использую иллюстрирование. Создаётся ситуация поиска, в результате которой коллективными усилиями учащиеся решают поставленную перед ними проблему, обобщают, делают выводы.

       Пробуждению интереса к изучаемому материалу способствует и использование нестандартных форм урока, которые отличаются от традиционных новизной и оригинальностью.       Для оживления интереса учащихся в традиционный урок ввожу элементы игры: разгадывание кроссворда по теме, решение ребусов, шарад.       Считаю эффективными и систематически использую на уроках русского языка опорные схемы. Яркие и аккуратно оформленные, они вызывают интерес у детей, активизируют их внимание, помогают запоминать сложный материал. С целью предоставления возможности каждому ученику сообщить о своих успехах сверстникам, снятия неуверенности слабых учеников перед сильными использую такую активную форму работы, как взаимоконтроль. Перед применением данного вида деятельности провожу подготовительную работу с учащимися по развитию у них умения давать оценки ответам, обращая особое внимание на доброжелательное отношение «учителей» к ученикам. Чтобы избежать возникновения напряжения в отношениях, расширить круг общения, состав  пар желательно менять. В роли «учителей» могут выступать все ученики, даже самые слабые. Взаимоконтроль учащихся использую на уроках как при проверке теоретического материала, так и при контроле выполнения различных упражнений.

       Активизирует познавательную деятельность школьников и работа в малых группах, направленная на формирование навыка грамотного правописания через сравнение слов в полученном тексте с эталоном. На подготовительном этапе составляю текст, в котором специально допускаю ошибки на изученные орфограммы. Ученики разбиваются на малые группы от 3 до 4 человек. В группе должны быть разные по уровню обученности дети. Вначале каждый сам читает текст, находит ошибки и исправляет их синей пастой. Затем проводится коллективный поиск ошибок в группах и исправление  их зелёной пастой. Если есть расхождения во мнениях, то ученики сверяются со словарём либо консультируются у учителя. При проверке работ педагог видит степень усвоения материала каждым школьником: если в работе преобладает синий цвет, это говорит о высокой степени грамотности ребёнка, если зелёный – о том, что ученик не совсем хорошо усвоил изученный материал, а учителю предстоит дальнейшая работа по устранению пробелов в знаниях и коррекции.

       Использование различных приёмов, форм, методов на уроках русского языка ведёт к пробуждению интереса обучающихся к предмету, что помогает активизировать познавательную деятельность школьников, а это, в свою очередь, не может не воздействовать на формирование мотивации к обучению. Заинтересованный, активный ребёнок имеет более высокую мотивацию по сравнению с ребёнком пассивным, равнодушным. Успехи же в учении ободряют, воодушевляют школьника, помогают ему раскрыться как личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

упражнения для активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка

1.    Среди букв спрятались названия птиц. Найди и подчеркни их. ВПЗЯБЛИКГОГРАЧЗДЛЖУРАВЛТВЛЬЩПДСКВОРЕЦРПНЕКРКУКУШКАОПГЕРЛПОНГЛАСТОЧКАОРПНВОРОБЕЙОПНЕГАСОРОКАРПОЕНАВОРОНАТИРН 2....

Активизация коммуникативной и мыслительной деятельности на уроках русского языка

Урок по русскому языку, помогающий :Обеспечить организацию деятельности учащихся по написанию изложения.Создать условия для развития мыслительной деятельности.Помочь учащимся осознать ценность с...

Материалы по теме "Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка "

Активизация мышления-одно из средств успешного обучения школьников.В презентации представлены примерные задания на уроках русского языка,которые способствуют активизации  мышления и повышению инт...

Статья "Задания поискового характера для активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка".

Работая в новых условиях в рамках Федеральных государственных стандартов, для достижения поставленных перед учителем задач, встает вопрос повышения качества образования через развитие логического мышл...

Статья "Задания поискового характера для активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка".

Работая в новых условиях в рамках Федеральных государственных стандартов, для достижения поставленных перед учителем задач, встает вопрос повышения качества образования через развитие логического мышл...

«Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка»

Современные условия развития общества, новое отношение к жизни предъявляют расширенные требования к школе и образованию вообще. Каждый учитель задумывается о том, как сделать занятия интересными, как ...

Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка

Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики. Для учителей это давно азбучная истина: если школьники хотят овладеть знаниями, имеют мотивацию к об...