Внеурочное занятие по математике "Как люди научились измерять время"
план-конспект занятия по математике (3 класс)

Канева Ксения Юрьевна

Цель занятия: познакомить детей с тем, как люди научились измерять время,  с историей развития часов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_vn._matem_na_05.10.21_kaneva_kseniya331.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

 пробного внеклассного занятия математики

«Как люди научились измерять время»

Цель занятия:

Содержательная: познакомить детей с тем, как люди научились измерять время,  с историей развития часов.

Деятельностная: создать условия для формирования УУД.

Задачи обучения.

  • Личностные: 

- владеть навыками сотрудничества;

- повысить учебно-познавательную мотивацию;

- организовать учащихся на деятельность.

  • Метапредметные:
  1. регулятивные:

- удерживать цель деятельности до получения её результата;

- выполнять учебные действия;

- оценивать результаты своей деятельности;

  1. познавательные:
  • общеучебные:

- стремиться полнее использовать свои творческие возможности.

  • логические:

- развитие логического мышления.

  • постановки и решения проблемы:

- владеть действиями построения рассуждений.

3.  коммуникативные:

  • взаимодействовать с учителем;
  • формировать умение грамотно формулировать речь;
  • допускать существование различных точек зрения;
  • умение слышать и слушать друг друга;

  • Предметные:

- актуализация ранее изученных знаний о часах;

- актуализация ранее изученных знаний и времени.

 

Составила студентка 331  группы

Канева Ксения Юрьевна

МОУ СОШ № …, класс 3, каб. № ….

Дата проведения занятия 05.10.2021

Смена…… Номер занятия ….

Начало занятия …..  час ….  мин.

ФИО учителя школы:

Кошель Екатерина Алексеевна

ФИО преподавателя-консультанта:

…………………………………………

Допущена к проведению занятия:

____________________, дата ________

(подпись преподавателя)

____________________, дата ________

(подпись учителя)

___________


Оборудование.

  • у учителя: компьютер, проектор.

  • у учащихся: листочки, ручки.

Библиографический список:

  1. https://riddle.su/pro_chasy.html 
  2. https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/stikhi_dlia_orghanizatsii_nachala_uroka 
  3. https://infourok.ru/vneurochka-po-matematike-na-temu-kak-lyudi-nauchilis-izmeryat-vremya-klass-2328765.html 
  4. https://kopilkaurokov.ru/matematika/presentacii/kak_liudi_nauchilis_schitat_vriemia_ili_niemnogho_o_chasakh 
  5. https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/matematika/kak-lyudi-uchilis-izmeryat-vremya-raquo-797869 
  6. https://www.liveinternet.ru/users/5158761/post429827352/ 
  7. https://secunda.com.ua/news/kto-i-kogda-izobrel-pervye-mehanicheskie-chasy-istoriya-proishozhdeniya-chasov.html 

Оформление доски

Оформление работы учащихся

(образец-вставка на клетчатой разлиновке)

ХОД  ЗАНЯТИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель. Создать условия для мотивации обучающихся  к учебной деятельности посредством стихотворения.

- Добрый день, ребята! Сейчас нам с вами необходимо настроиться на занятие.

Если утром улыбнуться,

Сразу птицы запоют,

Всюду чудеса начнутся

И ромашки расцветут.

Если будешь улыбаться

Всем невзгодам вопреки,

Будут в небе зажигаться

Звезды, словно огоньки.

И тогда придет удача,

И тогда придет успех,

Ведь улыбка много значит

Для тебя, для нас, для всех.

- А теперь, посмотрите на своего соседа по парте и широко улыбнитесь ему, поднимите друг другу настроение. Молодцы, присаживайтесь.

(Приветствие детей, подготовка к занятию)

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД.

 Личностные: повысить учебно-познавательную мотивацию, организовать учащихся.

Метапредметные:

  1. регулятивные:

  1. познавательные:

3.  коммуникативные: развивать умение слышать и понимать речь учителя, вступить в диалог.

Меня зовут Ксения Юрьевна, я студентка Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа. Моя будущая профессия – учитель начальных классов, поэтому сегодня я проведу для вас внеурочное занятие по математике.

Слушают.

  1. Актуализация знаний и умений учащихся.

Цель. Подготовить учащихся к усвоению знаний о часах и времени.

- Я прочту вам небольшую загадку. Ваша задача внимательно ее выслушать и дать мне на нее верный ответ.

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу:

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать (Часы)

- Как вы думаете, о чем эта загадка? Отвечаем по поднятой руке.

- Часы.

ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:

  1. Актуализировать знания о часах.

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД.

 Личностные: организация учащихся на деятельность.

Метапредметные:

  1. регулятивные: планировать свою деятельность.

  1. познавательные: развивать умение отвечать на вопросы.

3.  коммуникативные: развивать умение слышать и понимать речь учителя, вступать в диалог.

- Ребята, а какие бывают часы?

- Верно. Скажите, а для чего человеку нужны часы?

- Да, вы правы. Часы необходимы человеку для того, чтобы спланировать свой день, следить за временем и правильно ориентироваться в нем. А всегда ли человек измерял время с помощью часов?

- Да, вы правы. Были времена, когда человек еще не изобрел часы. И в эти времена людям приходилось придумывать другие способы измерения времени. Хотите ли вы узнать, какие еще способы измерения времени были у людей и как люди вообще научились измерять время?

- Как вы думаете, какая цель нашего занятия?

- Именно это нам сегодня и предстоит узнать.

- Настенные, наручные и т.д.

- Чтобы понимать, сколько сейчас времени.

- Думаем, что нет.

- Хотим.

- Узнать о том, как люди измеряли время в древности.  

- Но узнавать мы будем это необычным способом. Сейчас попрошу каждого из вас представить себя в роли маленького путешественника, который собирается в путь и отправляется в невероятно интересное приключение по станциям, на которых ему предстоит узнать, как же все-таки люди научились измерять время.  

- Посмотрите на экран, что вы на нем видите?

- Как вы думаете, почему он на слайде?

- Вы правы. Благодаря этому поезду, мы проедем удивительный маршрут по следующим станциям:  «В гостях у первобытных людей», «Время по песчинкам», «Время по каплям», «Современные часы».

Слушают.

- Паровоз.

- Потому что на нем мы отправимся в путешествие.

  1. Основная часть занятия

Цель. Организовать работу по ознакомлению детей с тем, как люди научились измерять время.

Станция 1 «В гостях у первобытных людей».

ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:

  1. Познакомить с историей изобретения солнечных часов.

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД.

 Личностные:

- владеть навыками сотрудничества;

- повысить учебно-познавательную мотивацию;

Метапредметные:

  1. регулятивные: выполнять учебные действия; удерживать цель деятельности до получения её результата;
  2. познавательные:  развитие логического мышления;
  3. коммуникативные: взаимодействовать с учителем; формировать умение грамотно формулировать речь.

- Ребята, присаживайтесь на свои места, пристегните ремни! Наше путешествие начинается. И 1 станция, на которой мы с вами оказываемся, называется «В гостях у первобытных людей».

- Мы уже давно привыкли к обычным часам. Сегодня, нам с вами уже тяжело представить, как вообще можно было определить время без часов. Вам интересно узнать, какие способы определения времени были у людей?  

- Жизнь первобытных людей определялась ритмом природы. Солнце вставало, и люди просыпались – наступало утро, солнце заходило, и люди ложились спать, значит, наступила ночь.

- Люди наблюдали за солнцем и заметили, что по мере продвижения солнца по небу меняется и положение тени. Поэтому они решили воткнуть в землю палку и понаблюдать за тем, как движется вокруг него тень. Это было около 3500 лет назад.

- Чуть позже люди отметили деления на определенном положении тени и написали к ним цифры. Например, когда тень достигала деления с цифрой 10 – это означало что наступило 10 часов.

- Так и появились первые солнечные часы. Скажите, а из чего они состоят?

- Верно. Это были простые часы, состоящие только из стержня и циферблата.

- В течение дня тень меняла свое направление на циферблате. Она меняла и  свою длину: рано утром длинная, затем укорачивалась, а после полудня снова удлинялась.

- А теперь, давайте тоже попробуем определить время по солнечным часам. Посмотрите на слайд, на нем картинка, на которой солнечные часы. Попытайтесь определить, сколько они показывают времени.

- А как вы думаете, удобны ли были такие часы?

- Почему вы так думаете?

- Вы правы, такие часы действительно были неудобны в использовании, поэтому люди нашли другой способ измерения времени.

Слушают.

- Да.

Слушают.

- Из стержня и циферблата с цифрами.

Слушают.

 Выполняют задание.

- Нет.

- Они работали только в солнечную погоду, их тяжело взять с собой, по ним нельзя определить время ночью.

Физкульминутка

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Выполняют физкультминутку.

2 станция «Время по песчинкам».

ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:

  1. Познакомить с историей изобретения песочных часов.

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД.

 Личностные:

- владеть навыками сотрудничества;

- повысить учебно-познавательную мотивацию;

Метапредметные:

  1. регулятивные: удерживать цель деятельности до получения её результата;
  2. познавательные: развитие логического мышления;

3.  коммуникативные: взаимодействовать с учителем; формировать умение грамотно формулировать речь.

- Следующая наша станция называется «Время по песчинкам».  Судя по названию станции, как вы думаете, о каких часах мы с вами будем говорить сейчас?

- А вы когда-нибудь видели песочные часы?

- Как они выглядят?

- Молодцы. На экране показано как выглядели эти часы. Это действительно два сосуда, которые соединяются узенькой горловиной. Эти сосуды закреплены на устойчивой подставке. В один из них засыпается определенное количество песка.

- А как вы думаете, как нужно пользоваться такими часами?

- Действительно, работа таких часов основана на пересыпании песка из одного сосуда в другой через узкое отверстие. Время, за которое песок может пересыпаться, может быть от нескольких секунд до нескольких часов. Чем больше в часах песка, тем больше времени показывают часы. Первые упоминания о таких часах зафиксированы в 19 веке.

- Скажите, а чем такие часы были лучше солнечных часов?

- Все верно, эти часы были намного удобнее, потому что они работали в любое время суток, а также их можно было взять с собой. А какой недостаток был у этих часов?

- Правильно. Такие часы необходимо постоянно переворачивать и точное время благодаря им узнать не получится. Также, люди могли не во время заметить, что песок пересыпался, и тогда время уже было неточным.

- А пользуетесь ли вы такими часами?

- А знаете ли вы, где в современном мире используют такие часы?

- Да, верно. Такие часы используют во время игры в шахматы, а также в больницах, для отчета пульса человека.

- А могут ли такие часы пригодиться дома?  

- Как можно их использовать?

- Да, правильно. Например, благодаря таким часам можно засекать время для зажарки лука.

- Ребята, сейчас мы с вами выполним интересное задание на время. Я переверну песочные часы, и за время пока песок будет пересыпаться из одного сосуда в другой, вам необходимо будет решить как можно больше примеров показанных на слайде. Начинать мы будем, с верхнего примера слева и по одному будем спускаться вниз. Приступайте.

- Время истекло. Проверяем ответы. За каждый правильный ответ вы ставите себе один «+».

Проверка выполненных заданий.

- О песочных часах.

- Да.

- Два сосуда, соединенные тоненьким горлышком, в одном из сосудов находится песок.  

Слушают.

- Нужно переворачивать эти часы. Когда песок закончит пересыпаться из одного сосуда в другой, значит, время истекло.

- Такие часы показывали время не только в солнечную погоду, а также могли показывать время ночью, такие часы можно взять с собой.

- На них можно было только зафиксировать время, точное время суток узнать было нельзя; через время такие часы необходимо переворачивать.

- Да/нет.

- Во время игры в шахматы.

- Да.

- Во время готовки.

Выполняют задание.

3 станция «Время по каплям».

ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:

1)        Познакомить с историей изобретения водяных часов.

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД.

Личностные:

- владеть навыками сотрудничества;

- повысить учебно-познавательную мотивацию;

Метапредметные:

  1. регулятивные: удерживать цель деятельности до получения её результата;
  2.  познавательные: развитие логического мышления;
  3. коммуникативные: взаимодействовать с учителем;

формировать умение грамотно формулировать речь.

- А мы переходим к следующей станции «Время по каплям».

-  Чтобы понять с помощью чего еще люди научились определять время, вам нужно отгадать ребус.

- Какое слово зашифровано в этом ребусе?

Отгадывают ребус.

 

- Вода.

- Правильно, это вода. Как вы думаете, неужели с помощью воды действительно можно определить время?

- Сейчас нам с вами это и предстоит узнать.

- Много-много лет назад в Египте были придуманы первые в истории часы, которые использовали воду. Это были водяные часы. Обратите внимание на слайд.

- На какие часы похожи водяные?

- Верно. А чем отличаются данные часы от песочных?

- Как вы думаете, как работали такие часы?

- Верно. Вода через отверстие по каплям истекала из верхнего сосуда в нижний. Вода медленно, капля за каплей, вытекала, уровень ее понижался, и деления на сосуде указывали который час.

- Как вы думаете, удобными ли были такие часы?

- А почему нет?

- Молодцы. А в каком состоянии должна быть вода, чтобы данные часы работали?

- Правильно. Значит, такими часами было удобно пользоваться в любую погоду или нет?

- А в какую было неудобно пользоваться?

- Правильно, такими часами было неудобно пользоваться в мороз, когда вода замерзала, такими часами нельзя было бы измерить время

- Задание на этой станции для вас – решение занимательной задачи. На его выполнение вам дается 3 минуты. Внимательно прослушайте ее и постарайтесь решить: В один из дней Петя Зубов как всегда опоздал на урок математики на 2 мин., потом целых 3 мин. искал тетрадь, поболтал с соседкой по парте 1 мин., порисовал в блокноте 4 минуты. Сколько времени ученик занимался математикой на уроке, если урок продолжался 45 мин.?

- Давайте обсудим ваше решение.

Проверка выполненной работы.

- Не знаем.

Слушают.

- На песочные.

- Вместо песка вода, на одном из сосудов отмечены деления.

- Вода капала из одного сосуда в другой.

- Нет.

- Их нельзя взять с собой.

- В жидком.

- Нет.

- В мороз, т.к. вода замерзала.

Выполняют задание.

4 станция «Современные часы».

- У каждых часов, которые мы с вами рассмотрели, были какие-либо недостатки. Поэтому люди стали придумывать более удобные способы измерения времени.

- Скажите, что вы видите на экране?

- Верно, это башенные часы. Вы видите у них сходства с песочными и водяными часами?

- Правильно. А чем же они отличаются?

-   Верно. Ребята, башенные часы были самыми первыми механическими часами. А что это такое, механические часы?

- Верно. Для таких часов был придуман механизм, благодаря которому часы работали.  Это было примерно 500 лет назад. Механизм состоит из шестеренок, они вращаются под действием барабана.

- Скажите, а какими еще часами вы пользуетесь?

- Где можно увидеть электронные часы?

- А  чем они отличаются от всех предыдущих часов?

- Да, все верно. Кроме этого, в современных электронных часах встроены, например, дата, будильник, датчик температуры.

- Ребята, сколько видов часов мы с вами рассмотрели?

- Перечислите мне эти виды.

- Как вы считаете, вам удалось запомнить принципы работы этих часов?

- Сейчас нам с вами и предстоит проверить то, насколько хорошо вы усвоили новый материал. Я раздам вам листочки, на листочках вам попадутся любые часы из тех, о которых мы говорили. Ваша задача: определить, какие перед вами часы, объяснить, как они устроены и работают. Описать это нужно 3 предложениями. На выполнение этой работы вам дается 2 минуты. Приступайте.

- Время на выполнение истекло. Сейчас нам с вами предстоит проверить ваши ответы. Обратите внимание на слайды.

- За каждое правильное предложение вы ставите себе один «+».

Проверка выполненных заданий.

Слушают.

- Часы на башне.  

- Нет.

- На них указаны цифры по кругу, есть стрелки.

- Это такие часы, которые работают при помощи механизма.

- Электронными.

- В телефоне, компьютере.

- Работают на батарейках, у них другой циферблат.

- 4.

- Солнечные, песочные, водяные, современные.

- Думаем, что да.

Выполняют задание.

ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:

  1. Познакомить детей с разновидностями современных часов.
  2. Рассказать о строении часов.

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД.

Личностные:

- владеть навыками сотрудничества;

- повысить учебно-познавательную мотивацию;

Метапредметные:

  1. регулятивные: удерживать цель деятельности до получения её результата; организовать учащихся на деятельность;
  2. познавательные: развитие логического мышления;
  3. коммуникативные: взаимодействовать с учителем;

формировать умение грамотно формулировать речь.

Физкультминутка

Мы дружно трудились,  немного устали.

Быстро все сразу за партами встали.

Руки поднимем, потом разведём

И очень глубоко всей грудью вздохнём.

Выполняют физкультминутку.

  1. Рефлексия учебной деятельности на занятии.

Цель. Организовать рефлексию  и  самооценку  учениками  собственной учебной деятельности.

Примерный план этапа:

  1. фиксирование содержания;
  2. соотнесение  цели  учебной  деятельности  и  ее  результата (фронтально, индивидуально);
  3. планирование цели дальнейшей деятельности.

- Ребята, скажите, о чем сегодня на занятии мы говорили?

- О каких часах?

- Какие часы вам показались самыми необычными и интересными? Почему?

- Что нового вы для себя узнали?

- Какую цель мы ставили перед собой в самом начале урока?

- Нам удалось достигнуть этой цели?

- Сейчас я раздам вам листочки с часами. Вам нужно будет нарисовать на них стрелочку, в зависимости от того, как для вас прошло занятие.

Стрелочка указывает на:

Четное число – мне понравилось работать, у меня все получилось.

Нечетное число – мне было интересно, но у меня не все получилось.

- Прошу передать мне ваши листочки.

- Вас эта тема заинтересовала?

- Ребята, скажите, а как в дальнейшем мы сможем использовать полученные знания?  

- Да, вы правы. Мы можем подготовить различные проекты по дальнейшей работе с этой темой, чем мы обязательно займемся.

- Спасибо за работу! До свидания!

- О часах.

- Солнечных, песочных, водных и современных.

- Песочные, водные.

- Узнали, как выглядели часы, как работали.

- Узнать то, как измеряли время в древности.

- Да.

Выполняют рефлексию.

- Да.

- Мы можем попробовать изготовить какие-либо часы и проверить их действие; подготовить рассказ и выступить с ним для более младших классов.

ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:

  1. Обобщить знания, полученные на занятии.

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД.

 Личностные:

  • умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
  • положительное отношение к занятиям математики.

Метапредметные:

  1. регулятивные:
  • оценивать результаты своей деятельности.

  1. познавательные:
  • уметь отвечать на вопросы.

3.  коммуникативные:

  • уважительно относиться к своим товарищам и учителю;
  • умение четко формулировать свои высказывания;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию внеурочной деятельности по математике "Как люди научились считать" (3 класс)

Презентация к занятию №1 "Как люди научились считать" курса внеурочной деятельности "Математика вокруг нас". Содержит исторический материал по данному вопросу, задания устного типа на счет для третьек...

презентация по математике на тему: "Измеряем время"

Презентация поможет в организации и проведении урока по математике в 3 классе....

Математика "Как люди учились измерять время"

Презентация к уроку математики, в качестве дополнительного материала....

Конспект урока по математике "Измеряем время"

Конспект урока по математике "Измеряем время"...

Урок математики "Измеряем время"

Урок математики в 3 кл. "Планета Знаний" Конспект +презентация...

Занятие "Как люди научились писать"

Конспект занятия "Как люди научились писать", подготовленный для сборника "Детский сад и школа - единое образовательное пространство".Занятие проводилось на Дне открытых дверей для...

Внеурочное занятие по теме "Всякому фрукту - своё время"

Представленное занятие расширяет знания обучающихся о пользе фруктах в разные времена года...