Рабочая программа по Математике начальная школа 21 век
рабочая программа по математике (1 класс)

Раводина Светлана Ивановна

Рабочая программа по Математике начальная школа 21 век

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Математика443 КБ

Предварительный просмотр:

2. Пояснительная записка

    Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 06 октября 2009 года., с изменениями от 26.11.2010 года, 22.09.2011 года, 18.12.2012 года, 29.12.2014 года, 31.12.2015 года), основной образовательной  программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя   школа № 1 имени Е.К.Зырянова», требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя   школа № 1 имени Е.К.Зырянова», программы формирования универсальных учебных действий муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя   школа № 1 имени Е.К.Зырянова», авторской программы «Начальная школа XXI века» В. Н. Рудницкой – М.: Вентана-Граф, 2012, Приказа Министерства просвещения  Российской Федерации (Минпросвещения России) «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» от 20.05.2020 г. № 254; положения о рабочей программе учебного предмета в классах, реализующих ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова» (10.03.2020).

Обучение математике направлено на достижение следующих целей:

- Обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;    

- Предоставление основ начальных математических значений и формирование соответствующих умений у младших школьников: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины; применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;

- Реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.

Важнейшими задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующим его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечения необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения.

Математика как учебный предмет вносит заметный вклад в реализацию важнейших целей и задач начального общего образования младших школьников. Овладение учащимися начальных классов основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приема решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в начальной школе.

Описание места учебного предмета.

На предмет "математика" в учебном плане муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Березовская средняя школа №1 им. Е.К.Зырянова» выделяется 540 ч. Для реализации программы учебного предмета «Математика» в обязательной части выделено 5 часов.

В 1 классе – 132 часа (4 часа в неделю,  33 учебные  недели),  во 2- 4 классах по 136 часов 34 учебных недели.

В авторской программе по математике не выполнено распределение часов по темам. В связи с этим распределение по темам выполнено учителем самостоятельно с учётом особенностей класса и УМК.

Программа обеспечена  учебно-методическим комплектом:  

1.Математика: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений:/ В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. – М.: Вентана-Граф.

       2.Математика: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений:  / В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. – М.: Вентана-Граф.

3.Дружим с математикой: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.Э. Кочурова. – М.: Вентана-Граф.

4.Математика: дидактические материалы: / В.Н. Рудницкая. – М.: Вентана-Граф.

5.Проверочные тестовые работы: русский язык, математика, чтение. Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, Е.Э. Кочурова [и др.]. – М.: Вентана-Граф.

3. Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

При изучении учебного предмета «Математика» будут созданы условия для формирования следующих личностных качеств:

  • понимает необходимость соблюдения правил здорового образа жизни;
  • выполняет нормы и требования школьной жизни;
  • принимает  новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей высокую учебно-познавательную мотивацию;
  • положительно относится к школе, понимает необходимость учения;
  • положительно относится к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

При изучении учебного предмета «Математика» будут созданы условия для формирования следующих регулятивных универсальных учебных действий:

  • принимает и сохраняет учебную задачу;
  • учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различает способ и результат действия в сотрудничестве с учителем;
  • осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи;
  • вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
  • использует предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,
  • использует запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском языке;
  • выполняет учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

При изучении учебного предмета «Математика» будут созданы условия для формирования следующих познавательных универсальных учебных действий:

  • осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществляет  запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с по мощью инструментов ИКТ;
  • использует  знаково-символические средства, в том числе модели и схемы  для решения задач;
  • строит сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентируется на разнообразие способов решения задач;
  • владеет основами смыслового  восприятия художественных и познавательных текстов, выделят существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществляет  анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществляет  синтез как составление целого из частей;
  • проводит  сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщает, т. е. осуществляет генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливает аналогии;
  • владеет рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеет общими приёмами решения задач.

При изучении учебного предмета «Математика» будут созданы условия для формирования следующих коммуникативных универсальных учебных действий:

  • адекватно использует коммуникативные прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
  • строит  монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
  • владеет диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;
  • допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируется на позицию партнёра в общении и взаимодействии
  • учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулирует собственное мнение и позицию;
  • договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строит понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • может задать вопросы на понимание позиции партнёров;
  • контролирует действия партнёра.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты

В результате изучения курса математики обучающиеся на уровне начального общего образования:

научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;

овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки;

научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;

получат представление о числе как результате счета и измерения, о десятичном принципе записи чисел; научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовое выражение и находить его значение; накопят опыт решения текстовых задач;

познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей;

приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практикоориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.

Числа и величины

Выпускник научится:

  • читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
  • устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
  • группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
  • читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм – грамм; год – месяц – неделя – сутки – час – минута, минута – секунда; километр – метр, метр – дециметр, дециметр – сантиметр, метр – сантиметр, сантиметр – миллиметр), сравнивать названные величины, выполнять арифметические действия с этими величинами.

Выпускник получит возможность научиться:

  • классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
  • выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.

                                                   Арифметические действия
Выпускник научится:

  • выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
  • выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);
  • выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
  • вычислять значение числового выражения (содержащего 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок).

Выпускник получит возможность научиться:

  • выполнять действия с величинами;
  • использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
  • проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).

Работа с текстовыми задачами

Выпускник научится:

  • анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
  • решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1– 2 действия);
  • оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
  • решать задачи в 3– 4 действия;
  • находить разные способы решения задачи.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Выпускник научится:

  • описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
  • распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
  • выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
  • использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
  • распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
  • соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

Выпускник получит возможность научиться распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.

Геометрические величины

Выпускник научится:

  • измерять длину отрезка;
  • вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
  • оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).

Выпускник получит возможность научиться вычислять периметр и площадь различных фигур прямоугольной формы.

Работа с информацией

Выпускник научится:

  • читать несложные готовые таблицы;
  • заполнять несложные готовые таблицы;
  • читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

Выпускник получит возможность научиться:

  • читать несложные готовые круговые диаграммы;
  • достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
  • сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
  • распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
  • планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
  • интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

Формирование ИКТ - компетентности обучающихся

(метапредметные результаты)

В результате изучения предмета «Математика» на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

  • Выпускник научится:
  • -организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
  • - вводить информацию в компьютер с использованием фотокамеры, сохранять полученную информацию;
  • - владеть компьютерным письмом на русском языке;
  • - подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
  • - пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста;
  • - искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок).
  • - создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;
  • - готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
  • - создавать диаграммы, планы территории и пр.;
  • - создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация)

4. Содержание учебного предмета «Математика»

1 класс 2021-2022 учебный год

Раздел курса

Содержание раздела

                         Планируемые результаты уч. предмета

Предметные результаты

Метапредметные УУД

Множества предметов. Отношения между предметами и между множествами предметов

Предметы и их свойства

Сходства и различия предметов. Предметы, обладающие или не обладающие указанным свойством

Сравнивать предметы с целью выявления в них сходств и различий.

Выделять из множества предметов один или несколько предметов по заданному свойству

Личностные УУД:

1. Принимает  роль  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

2.Имеет представление о причинах успеха и неуспеха в учёбе;

3.Знает основные моральные нормы поведения.

4. Имеет представление о правилах здорового образа жизни.

Регулятивные УУД

1. Организовывает свое рабочее место под руководством учителя.

2 . Принимает учебную задачу и следует инструкции учителя;

3. Определяет цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

4. Определяет план выполнения заданий под руководством учителя.

5. Оценивает выполнение своего задания по критериям, определённым совместно с учителем или одноклассниками.

6. Осуществляет первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности.

7. Осуществляет действия по образцу и заданному правилу;

8. Принимает и понимает алгоритм выполнения заданий.

Познавательные УУД:

1.Ориентируетсяся в учебнике: определяет умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

2. Отвечает на простые вопросы учителя, находит нужную информацию в учебнике и учебных пособиях.

3. Проводит сравнение, сериацию и классификацию изученных фактов по заданным критериям (основаниям).

4. Группирует предметы, объекты на основе существенных признаков.

5. Подробно пересказывает прочитанное или прослушанное; определять тему;

6. Понимает знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебниках и учебных пособиях;

7.Осуществляет синтез как составление целого из его частей;

8. На основе кодирования строит простейшие модели понятий

Коммуникативные УУД:

1. Участвует в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. Отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу.

2. Соблюдает простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

3. Слушает и понимать речь других.

4. Принимает участие в работе парами и группами;

5. Допускает существование различных точек зрения;

6.Договаривается, приходит к общему решению.

7. Строит простые речевые высказывания.

Отношения между предметами, фигурами

Соотношение размеров предметов (фигур). Понятия: больше, меньше, одинаковые по размерам; длиннее, короче, такой же длины (ширины, высоты)

Сравнивать (визуально) предметы или геометрические фигуры по размерам. Упорядочивать (располагать) предметы по высоте, длине, ширине в порядке увеличения или уменьшения.

Изменять размеры фигур при сохранении других признаков

Отношения между множествами предметов

Соотношения множеств предметов по их численностям. Понятия: больше, меньше, столько же, поровну (предметов); больше, меньше (на несколько предметов).

Графы отношений «больше», «меньше» на множестве целых неотрицательных чисел

Сравнивать два множества предметов по их численностям путём составления пар.

 Характеризовать результат сравнения словами: «больше, чем...»; «меньше, чем...»; «столько же...»; «больше на...»; «меньше на...».

Упорядочивать данное множество чисел (располагать числа в порядке увеличения или уменьшения).

Называть число, которое на несколько единиц больше или меньше данного числа. Выявлять закономерности в расположении чисел и решать обратную задачу: составлять последовательность чисел по заданному правилу.

Число и счёт

Натуральные числа. Нуль

Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20. Число предметов в множестве. Пересчитывание предметов. Число и цифра. Запись результатов пересчёта предметов цифрами.

Число и цифра 0 (нуль). Расположение чисел от 0 до 20 на шкале линейки.

Сравнение чисел. Понятия: больше, меньше, равно; больше, меньше (на несколько единиц)

Называть числа от 1 до 20 в прямом и в обратном порядке. Пересчитывать предметы. выражать числами получаемые результаты. Различать понятия «число» и «цифра». Устанавливать соответствие между числом и множеством предметов, а также между

множеством предметов и числом. Характеризовать расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между). Сравнивать числа разными способами (с помощью шкалы линейки, на основе счёта)

Арифметические действия и их свойства

Сложение, вычитание, умножение и деление в пределах 20

Смысл сложения, вычитания, умножения и деления. Практические способы выполнения действий.

Запись результатов с использованием знаков «=», «+», «-», «•», «:». Названия результатов сложения (сумма) и вычитания (разность)

Воспроизводить способы выполнения арифметических действий с опорой на модели (фишки, шкала линейки).

Различать знаки арифметических действий. Уравнивать множества по числу предметов; дополнять множество до заданного числа элементов.

Решение простых задач цена, количество, стоимость  

Цена, количество, стоимость товара

Рубль. Монеты достоинством 1 р., 2 р., 5 р., 10 р.

Зависимость между величинами, характеризующими процесс купли-продажи. Вычисление стоимости по двум другим известным величинам (цене и количеству товара)

Различать монеты; цену и стоимость товара

Называть монеты разным номиналом.

Величины

Длина и её единицы: сантиметр и дециметр. Обозначения: см, дм. Соотношение: 1 дм = 10 см. Длина отрезка и её измерение с помощью линейки в сантиметрах, в дециметрах, в дециметрах и сантиметрах. Выражение длины в указанных единицах; записи вида: 1 дм 6 см = 16 см, 22 см = 2 дм 2 см. Расстояние между двумя точками

Различать единицы длины.

Сравнивать длины отрезков визуально и с помощью измерений.

Упорядочивать отрезки в соответствии с их длинами.

Оценивать на глаз расстояние между двумя точками, а также длину предмета, отрезка с последующей проверкой измерением

Пространственные

отношения.

Геометрические

   фигуры

Текстовая арифметическая задача и её решение

Понятие арифметической задачи. Условие и вопрос задачи. Задачи, требующие однократного применения арифметического действия (простые задачи). Запись решения и ответа. Составная задача и её решение. Задачи, содержащие более двух данных и несколько вопросов. Изменение условия или вопроса задачи.

Составление текстов задач в соответствии с заданными условиями

Сравнивать предъявленные тексты с целью выбора текста, представляющего арифметическую задачу.

Обосновывать, почему данный текст является задачей.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, с помощью фишек или схем. Подбирать модель для решения задачи, обосновывать правильность выбора модели

4. Содержание учебного предмета «Математика»

2 класс 2022-2023 учебный год

Раздел курса

Содержание раздела

   Планируемые результаты уч. предмета

Предметные результаты

Метапредметные УУД

Элементы арифметики

Сложение и вычитание в пределах 100

Чтение и запись двузначных чисел цифрами.

Числовой луч. Сравнение чисел с использованием ценового луча.

Практические способы сложения и вычитания двузначных чисел (двузначных и однозначных чисел) с помощью цветных палочек Кюизенера.

Поразрядное сложение и вычитание двузначных чисел, в том числе с применением микрокалькулятора.

Таблица умножения однозначных чисел

Табличное умножение чисел и соответствующие случаи деления.

Доля числа. Нахождение одной или нескольких долей  данного числа.

Умножение и деление с 0 и 1. Свойство умножения:  умножать числа можно в любом порядке.

Отношения «меньше в ...» и «больше в ...». Решение задач на увеличение или уменьшение числа в несколько раз.

Умение считать предметы десятками, читать названия чисел и составлять запись каждого числа. Овладение основами логического и алгоритмического мышления.

Умение читать и записывать цифрами любые двузначные числа.

Умение работать в информационном поле. Умение самостоятельно разбирать задание и выполнять его, соблюдать орфографический режим. Овладение основами логического и алгоритмического мышления.

Называть число большее (меньшее) данного в несколько раз. Сравнивать два числа, характеризуя результат сравнения словами «больше в», . «меньше в». Кратное сравнение чисел. Практические приемы сравнения

чисел. Понимать, как находить несколько долей числа (с опорой на рисунки).

Личностные УУД

 1. Ценит и принимает следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».

2. Уважает свой народ, родину.  

3. Демонстрирует личностного смысла учения, желания учиться.

4. Оценивает  жизненные ситуации  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

5. Проявляет интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности.

6. Ориентируется на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников;

7. Понимает причины успеха, неуспеха в учёбе.

8. Понимает нравственного содержания поступков окружающих людей.

9. Понимает этические чувства (стыда, сочувствия, вины, совести).

10. Иметь представление о своей этнической принадлежности.

11. Знает основные правила здорового образа жизни.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно организовывает свое рабочее место.

2. Следует режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

3. Принимает учебную задачу и следует инструкции учителя.

4. Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

5. Определяет план выполнения заданий под руководством учителя.

6. Соотносит

выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

7. Оценивает выполнение своего задания по критериям, определённым совместно с учителем или одноклассниками.

8. Осуществляет пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности.

8. Корректирует выполнение задания в дальнейшем.

10. Адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другим и лицами.

Познавательные УУД

1.Ориентируетсяся в учебнике: определяет умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего «незнания».

2. Отвечает на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

3. Проводит сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям при указании количества групп.

4. Определяет,  в каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  выполнения задания.

5. Находит необходимую информацию,  как в учебнике, так и в  словарях в учебнике.

6. Наблюдает и делает самостоятельные   простые выводы.

7. Кодирует информацию в знаково-символической форме.

8. Пользуется знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебной литературе.

9. Анализирует объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

10. Обобщает (выделяет  ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно).

 Коммуникативные УУД

1.Участвует в диалоге; слушать и понимать других, высказывает свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформляетсвои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуациях.

3.Читает вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимает прочитанное.

4. Выполняет различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Принимает активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства.

6. Допускает существование различных точек зрения.

7. Использует в общении правила вежливости.

8. Следит за действиями других участников в процессе коллективной деятельности.

Выражения

Названия компонентов действий сложения, вычитания, умножения и деления.

Числовое выражение и его значение. Числовые выражения, содержащие скобки. Нахождение значений числовых выражений. Составление числовых выражений.

Умение воспроизводить по памяти результаты табличных случаев сложения и вычитания в пределах 20.

Овладение основами логического и алгоритмического мышления.

Умение применять правила поразрядного сложения и вычитания при выполнении письменных вычислений.

Овладение основами математической речи. Умение записывать и выполнять сложение двузначных чисел столбиком.

Умение называть компоненты и результаты арифметических действий. Умение составлять простейшие выражения (сумму, разность, произведение, частное). Овладение основами логического и ал Научиться составлять числовые выражения более сложной структуры, используя скобки горитмического мышления.

Умение отличать числовые выражения от выражения с переменной.

Величины

Единица длины метр и ее обозначение: м. Соотношения между единицами длины (1 м = 100 см, 1 дм = 10 см, 1м = 10 дм). Сведения из истории математики: старинные  русские  меры длины (вершок, аршин, пядь, маховая и косая сажень) и массы (пуд).

Периметр многоугольника и его вычисление. Правило вычисления площади прямоугольника (квадрата).

Практические способы нахождения площадей фигур.

Единицы площади: квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный метр и их обозначения (дм2, см2, м2).

Умение понимать термин «периметр».  Умение различать периметр и площадь. Умение применять полученные математические знания для решения учебно-практических задач.

Умение находить ошибку, указанную учителем, исправлять и приводить аналогичные примеры.

Умение записывать и знать правило вычисления площади прямоугольника. Понимать термины «длина» и «ширина».

Геометрические понятия

Луч, его изображение и обозначение. Принадлежность точки лучу.

Взаимное расположение на плоскости лучей и отрезков. Многоугольник и его элементы: вершины, стороны, углы. Окружность; радиус и центр окружности. Построение  окружности с помощью циркуля. Взаимное расположение фигур на плоскости. Угол. Прямой и непрямой углы.

Прямоугольник (квадрат). Свойства противоположных сторон и диагоналей прямоугольника.

Практические работы. Определение вида угла (прямой, непрямой), нахождение прямоугольника среди данных четырехугольников с помощью модели прямого угла.

Овладение умениями распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры. Умение   чертить луч, обозначать начало и бесконечность, называть луч латинскими буквами. Умение применять полученные математические знания для решения учебно-практических задач.

Умение чертить луч, обозначать начало и бесконечность, называть луч латинскими буквами. Овладение основами пространственного воображения.

Овладение умениями распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры.     Овладение основами математической речи. Умение применять полученные математические знания для решения учебно-практических задач.

Умение называть многоугольник и различать его элементы.

Овладение умениями распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры.

Овладение основами пространственного воображения. Овладение умениями распознавать и изображать окружность.

Умение находить общую часть пересекающихся фигур. Овладение основами математической речи.

Умение распознавать

и изображать угол.

Повторение  

Резерв  

4. Содержание учебного предмета «Математика»

3 класс 2023-2024 учебный год

Раздел

Содержание раздела

Предметные результаты

(на каждый раздел)

Универсальные учебные действия

(на весь год обучения)

Трёхзначные числа; число 1000.

Сведения из истории математики, Как появились числа. Чем занимается арифметика.

Сравнение чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков < и >.

Устные и письменные приемы сложения и вычитания.

Сочетательное свойство сложения.

Упрощение выражений (освобождение выражений от «лишних» скобок).

Порядок выполнения действий в выражениях, записанных без скобок, содержащих действия. Правило порядка выполнения действий в выражениях, содержащих одну или несколько пар скобок.

Верные и неверные высказывания. Числовые равенства и неравенства. Свойство числовых равенств.

Предложение с переменной. Уравнение и его корень. Решение неравенства способом подбора.

Сведения из истории.

Деление окружности на 6 одинаковых частей с помощью циркуля. Построение шестиугольников и треугольников.

Практические  работы. Нахождение способов деления круга (окружности) на 2, 4, 8 равных частей с помощью перегибания круга по его осям симметрии. Нахождение центра круга перегибание.

Считает сотнями, читает и записывает цифрами числа, оканчивающиеся нулями. Вводит в микрокалькулятор числа от 100 до 1000.

Читает и записывает любые трехзначные числа. Понимает и объясняет значение каждой цифры в записи числа. Объясняет десятичный состав числа. Называет любое следующее (предыдущее) при счете число в пределах 1000, любой отрезок натурального ряда от 100 до 1000 в прямом и в обратном порядке.

Различает знаки «>» и «<»,использует их для записи результатов сравнения чисел. Безошибочно называет результаты умножения однозначных чисел и результаты соответствующих случаев деления.

Сравнивает числа в пределах 1000. Читает записи вида: 120 < 365, 900 > 850.

Выполняет несложные устные вычисления в пределах 1000 в случаях, сводимых к действиям в пределах 20 и 100. Называет любое следующее (предыдущее) при счете число в пределах 1000, любой отрезок натурального ряда от 100 до 1000 в прямом и в обратном порядке.

Упорядочивает натуральные числа в пределах 1000. Называет любое следующее (предыдущее) при счете число в пределах 1000, любой отрезок натурального ряда от 100 до 1000 в прямом и в обратном порядке

Упорядочивает натуральные числа в пределах 1000.Называет компоненты четырех арифметических действий. Складывает и вычитает многозначные числа , использует соответствующие термины. Выполняет сложение чисел в пределах 1000, используя письменные приемы вычислений. Анализирует текст арифметической (в том числе логической) задачи. Моделирует ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы (графа), таблицы, рисунка.

Личностные

 1. Знает историю своего посёлка, семьи, школы.

2. Ориентирован на принятие образца «хорошего» ученика.

3. Демонстрирует предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев.

4. Осознаёт ответственность человека за общее благополучие, свою этническую принадлежности.

5. Проявляет чувство гордости за свою Родину, народ, посёлок.

6. Осознаёт  свою гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданин России.

7. Понимает нравственное содержание собственных поступков, поступков окружающих людей.

8. Ориентируется в поведении на принятие моральных норм.

9. Выполняет основные правила соблюдения здорового образа жизни.

10. .Участвует в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детской организации «Росток», школьных и внешкольных мероприятиях).

Регулятивные:

1. Самостоятельно организовывает свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

2. Самостоятельно определяет важность или  необходимость выполнения различных задания в учебном  процессе и жизненных ситуациях.

3. Понимает и сохраняет учебную задачу, понимает смысл инструкции учителя и вносит в неё коррективы.

4.Самостоятельно определяет цель учебной деятельности самостоятельно.

5 . Планирует свои действия в соответствии с учебными задачами, различает способ и результат собственных действий.

6 . Оценивает выполнение задания по определённым критериям.

7.Различает способ и результат действия в сотрудничестве с учителем;

8. Осуществляет пошаговый контроль под руководством учителя и самостоятельно.

9. Вносит коррективы в выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

10. Определяет правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

11. Выполняет учебные действия в устной, письменной речи.

Познавательные:

1.Самостоятельно осуществляет поиск необходимой информации при работе с учебником, в справочной литературе и дополнительных источниках, в т.ч. под руководством учителя, в контролируемом пространстве Интернет.

2. Кодирует информацию в знаково-символической или графической форме;

3. На основе кодирования информации самостоятельно  строит модели понятий.

4.Проводит сравнение (последовательно по нескольким основаниям; наглядное и по представлению; сопоставление и противопоставление) самостоятельно строит выводы на основе сравнения.

5.Осуществляет анализ объекта(по нескольким существенным признакам).

6.Проводи классификацию изучаемых объектов (по самостоятельно выделенным основаниям);

7. Выполняет обобщения на основе сравнения единичных объектов и выделения у них сходных признаков.

8. Строит индуктивные и дедуктивные рассуждения (формулирует общие выводы на основе сравнения нескольких объектов).

Коммуникативные:

1. Участвует в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читает вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняет различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивает свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

6. Критично относится к своему мнению.

7. Понимает точку зрения другого.

8. Участвует в работе группы, распределять роли, договаривается друг с другом.

Число и счет.

Тысяча.

47 ч

Величины и их измерение.

21 ч

Единицы длины «километр» и «миллиметр» и их обозначения (км, мм).

Соотношения между единицами длины: 1км = 1000м, 1см = 10мм.

Масса и её единицы: «килограмм», «грамм», «тонна». Обозначения: кг, г, т. Соотношения: 1кг =1000г, 1т = 1000кг, 1т = 10ц.

Вместимость и её единица «литр». Обозначение: л.

Сведения из истории математики. Старинные русские единицы величин. Англо – американские единицы.

Решение составных арифметических задач и выполнение вычислений с помощью микрокалькулятора.

Прямая. Принадлежность точки прямой. Проведение  прямой через одну и через две точки.

Перпендикулярность прямых. Построение прямой, перпендикулярной данной.

Практические работы. Оценка размеров предметов «на глаз». Измерение длины, ширины и высоты предметов с использованием разных единиц длины. Снятие мерок с фигуры человека с помощью портновского метра.

Взвешивание предметов на чашечных весах.

Сравнение вместимости двух сосудов с помощью данной мерки.

Определение кратчайшего расстояния от точки до прямой.

Называет единицы длины. Обозначает единицы длины, записывает слова «килограмм, миллиметр» .Вычисляет периметр многоугольника, периметр и площадь прямоугольника (квадрата).

 Воспроизводит соотношения между единицами длины. Измеряет длину в метрах, сантиметрах и миллиметрах. Сравнивает значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах.

Воспроизводит соотношения между единицами длины. Моделирует ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы (графа), таблицы, рисунка. Сравнивает значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах.

Называет обозначения кг и г, соотношения между единицами кг и г, обозначение л, соотношение между 1 л и 1 кг воды.

Сравнивает значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах. Называет и правильно обозначает действия умножения и деления.

Приводит примеры объектов, которые соотносятся с понятием «вместимость». Называет вещества, измеряемые при помощи единицы вместимости – литра. Решает простые задачи, связанные с измерением ёмкости.

 Определяет время по часам. Сравнивает значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах. Правильно обозначает единицы времени. Пользуется календарем.

Называет компоненты четырех арифметических действий. Понимает значение термина «сочетательное свойство сложения» и формулирует его.

Называет компоненты четырех арифметических действий.

Находит значения выражений без скобок, выполняя два-три арифметических действия. Применяет правила порядка выполнения действий в выражениях без скобок.

Применяет правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками.

Приводит примеры высказываний и предложений, не являющихся высказываниями. Приводит примеры верных и неверных высказываний.

Приводит примеры высказываний и предложений, не являющихся высказываниями. Различает числовое и буквенное выражение. Вычисляет значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв.

Умножает сумму на число, представляет числа в виде суммы разрядных слагаемых

Работа с текстовыми задачами

Текстовая арифметическая задача

и её решение

Составные задачи, решаемые тремя действиями в различных комбинациях, в том числе содержащие разнообразные зависимости между величинами.

Примеры арифметических задач, имеющих несколько решений или не имеющих решения

 Решает простые задачи.

Анализирует текст задачи с последующим планированием алгоритма её решения.

Устанавливает зависимости между величинами (ценой, количеством, стоимостью товара; числом предметов, нормой расхода материалов на один предмет, общим расходом материалов; объёмом работы, временем, производительностью труда).

Выбирает арифметические действия и объяснять их выбор; определять число и порядок действий.

Воспроизводит способ решения задачи в разных формах (вопросно-ответная, комментирование выполняемых действий, связный устный рассказ о решении).  

Исследует задачу: устанавливает факт наличия нескольких решений задачи; на основе анализа данных задачи делает вывод об отсутствии её решения

Умножение и деление на однозначное число, на двузначное число в пределах 1000

50 ч

Умножение суммы на число.

Умножение и деление на 10, 100.

Умножение числа, запись которого оканчивается нулём, на однозначное число.

Время и его единицы. Обозначения.

Сведения из истории математики.

Нахождение однозначного частного.

Деление с остатком.

Деление на однозначное число.

Решение уравнений на основе использования взаимосвязи между компонентами и результатами действий.

Практическая работа. Выполнение деления с остатком с помощью фишек.

Умножение и деление на двузначное число в пределах 1000.

Умножение вида 23*40.

Умножение и деление на двузначное число.

Скорость равномерного прямолинейного движения. Зависимость между скоростью, путем и временем движения. Решение задач.

Построение прямоугольника с заданными длинами сторон с помощью линейки и угольника.

Решение арифметических задач, содержащих разнообразные зависимости между величинами.

 

Объясняет смысл понятий «сильное» действие (умножение, деление) и «слабое» действие (сложение, вычитание). Называет и правильно обозначает действия умножения и деления.

Понимает различие между действием «прибавить ноль» и «приписать ноль». Называет и правильно обозначает действия умножения и деления. Выполняет умножение на однозначное число в случаях, когда результат действия не превышает 1000, используя письменные приемы выполнения действий. Представляет первый множитель в виде разрядных слагаемых. Пошагово выполняет алгоритм умножения на однозначное число. Формулирует правило умножения вида 50 ·9 и 200 · 4.Находит частное, делимое и делитель без ошибок.. Выполняет деление с остатком. Называет компоненты действия деления с остатком. Моделирует способ деления с остатком с помощью фишек. Выполняет деление с остатком по алгоритму. Называет свойства остатка.

Выполняет пошагово алгоритм деления на однозначное число: делим с остатком, умножаем, вычитаем, сравнивает остаток с делителем, приписываем следующую цифру и повторяем действия с первого шага, проверяем, все ли цифры приписали.

Выполняет умножение на двузначное число по алгоритму.

Выполняет умножение на двузначное число в случаях, когда результат действия не превышает 1000, используя письменные приемы выполнения действий.

Геометрические фигуры

9 ч

Ломанная. Длина ломанной. Деление окружности на равные части.

Изображает ломаную линию с помощью линейки. Различает прямую и луч, прямую и отрезок. Различает замкнутую и незамкнутую ломаную линии. Характеризует ломаную линию (вид, число вершин, звеньев). Читает обозначения ломаной. Моделирует ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы (графа), таблицы, рисунка.

Характеризует ломаную линию (вид, число вершин, звеньев). Вычисляет периметр многоугольника, периметр и площадь прямоугольника (квадрата).

Моделирует ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы (графа), таблицы, рисунка.

Строит на клетчатой бумаге точку, отрезок, луч, прямую, ломаную, симметричные данным фигурам (точке, отрезку, лучу, прямой, ломаной).Вычисляет периметр многоугольника, периметр и площадь прямоугольника (квадрата).

Воспроизводит способы деления окружности на 2, 4, 6 и 8 равных частей. Проводит прямую через одну и через две точки. Находит непересекающиеся прямые. Строит прямую, расположенную под прямым углом к прямой. Строит окружность с центром в нужной точке и с заданным радиусом.

Логико-математическая подготовка

Логические понятия

Понятие о высказывании.

Верные и неверные высказывания.

Числовые равенства и неравенства как математические примеры верных и неверных высказываний.

Свойства числовых равенств и неравенств.    

Несложные задачи логического характера, содержащие верные и неверные высказывания

Отличает высказывание от других предложений, не являющихся высказываниями.  

Приводит примеры верных и неверных высказываний; предложений, не являющихся высказываниями.  

Отличает числовое равенство от числового неравенства.

Приводит примеры верных и неверных числовых равенств и неравенств.  

Конструирует ход рассуждений при решении логических задач

Работа с информацией

Представление и сбор информации

Учебные задачи, связанные со сбором и представлением информации. Получение необходимой информации из разных источников (учебника, справочника и др.).

Считывание информации, представленной на схемах и в таблицах, а также на рисунках, иллюстрирующих отношения между числами (величинами).  

Использование разнообразных схем (в том числе графов) для решения учебных задач

Собирает, анализирует и фиксирует информацию, получаемую при счёте и измерении, а также из справочной литературы.

Выбирает необходимую для решения задач информацию из различных источников (рисунки, схемы, таблицы)

Резерв

Контрольные и  диагностические работы

4. Содержание учебного предмета «Математика»

2024-2025  учебный год

Раздел

Содержание раздела

Предметные результаты

(на каждый раздел)

Универсальные учебные действия

(на весь год обучения)

Число и счет.

9 часов

Целые неотрицательные числа

Счёт сотнями.

Многозначное число.

Классы и разряды многозначного числа.

Названия и последовательность многозначных чисел в пределах класса миллиардов.

Десятичная система записи чисел. Запись многозначных чисел цифрами.

Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Сведения из истории математики: римские цифры: I, V, Х, L, С, D, М.

Римская система записи чисел.

Примеры записи римскими цифрами дат и других чисел, записанных арабскими цифрами.

Сравнение многозначных чисел, запись результатов сравнения

Выделять и называть в записях многозначных чисел классы и разряды.  

Называть следующее (предыдущее) при счёте многозначное число, а также любой отрезок натурального ряда чисел в пределах класса тысяч, в прямом и обратном порядке.

Использовать принцип записи чисел в десятичной системе счисления для представления многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Читать числа, записанные римскими цифрами.

Различать римские цифры.

Конструировать из римских цифр записи данных чисел.

Сравнивать многозначные числа способом поразрядного сравнения

Личностные УУД:

1.Уважает личность и ее достоинства, доброжелательно относится к окружающим, нетерпимо — к любым видам насилия;

2.Уважает ценности семьи;

3.Понимает необходимость соблюдения правил здорового образа жизни;

4. Выполняет нормы и требования школьной жизни;

5.Выполняет моральные нормы в отношении взрослых, сверстников в школе, дома, во вне учебных видах деятельности;

6.Принимает новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей высокую учебно-познавательную мотивацию;

7.Положительно относится к школе, понимает необходимость учения;

8. Положительно относится к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе.

Регулятивные УУД:

1.Принимает и сохраняет учебную задачу;

2.Учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

3. Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

3.Оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

4. Адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

5. Различает способ и результат действия в сотрудничестве с учителем;

6. Осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи;

7.Вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,

8. Использует предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,

9. Использует запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском языке;

10. Выполняет учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Познавательные УУД:

1.Осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

2. Осуществляет запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с по мощью инструментов ИКТ;

3. Использует знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

4. Строит сообщения в устной и письменной форме;

5.Ориентируется на разнообразие способов решения задач;

6. Владеет основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделят существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

7.Осуществляет анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

8. Осуществляет синтез как составление целого из частей;

9.Проводит сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

10.Устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

11.Строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

12.Обобщает, т. е. осуществляет генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

13.Осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

14.Устанавливает аналогии;

15.Владеет рядом общих приёмов решения задач.

Коммуникативные УУД:

1.Адекватно использует коммуникативные прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

2.Строит монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);

3. Владеет диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;

4.Допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируется на позицию партнёра в общении и взаимодействии

5.Учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;

6.Формулирует собственное мнение и позицию;

7.Договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

8.Строит понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

9.Может задать вопросы на понимание позиции партнёров;

10.Контролирует действия партнёра.

Арифметические действия с многозначными числами и их свойства

57 часов

Сложение и вычитание

Устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания.

Проверка правильности выполнения сложения и вычитания (использование взаимосвязи сложения и вычитания, оценка достоверности, прикидка результата, применение микрокалькулятора)

Воспроизводить устные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Вычислять сумму и разность многозначных чисел, используя письменные алгоритмы сложения и вычитания.  

Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений изученными способами

Умножение и деление

Несложные устные вычисления с многозначными числами.

Письменные алгоритмы умножения и деления многозначных чисел на однозначное, на двузначное и на трёхзначное число.

Способы проверки правильности результатов вычислений (с помощью обратного действия, оценка достоверности, прикидка результата, с помощью микрокалькулятора)

Воспроизводить устные приёмы умножения и деления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.  

Вычислять произведение и частное чисел, используя письменные алгоритмы умножения и деления на однозначное, на двузначное и на трёхзначное число.  

Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений изученными способами

Свойства арифметических действий

Переместительные свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания), деление суммы на число; сложение и вычитание с 0, умножение и деление с 0 и 1 (обобщение: запись свойств арифметических действий с использованием букв)

Формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях

Числовые выражения

Вычисление значений числовых выражений с многозначными числами, содержащими от 1 до 6 арифметических действий (со скобками и без них).

Составление числовых выражений в соответствии с заданными условиями

Анализировать составное выражение, выделять в нём структурные части, вычислять значение выражения, используя знание порядка выполнения действий.

Конструировать числовое выражение по заданным условиям

Равенства с буквой

Равенство, содержащее букву.

Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий, обозначенных буквами в равенствах вида: х + 5 = 7,

х · 5 = 15,  х – 5 = 7,  х : 5 = 15, 8 + х = 16,

8 · х = 16, 8 – х = 2,  8 : х = 2.

Вычисления с многозначными числами, содержащимися в аналогичных равенствах.

Составление буквенных равенств.  

Примеры арифметических задач, содержащих в условии буквенные данные

Различать числовое равенство и равенство, содержащее букву.

Воспроизводить изученные способы вычисления неизвестных компонентов сложения, вычитания, умножения и деления.

Конструировать буквенные равенства в соответствии с заданными условиями.

Конструировать выражение, содержащее букву, для записи решения задачи

Величины

4 часа

Масса. Скорость

Единицы массы: тонна, центнер.

Обозначения: т, ц.

Соотношения: 1 т = 10 ц,

1 т = 100 кг, 1 ц = 10 кг.

Скорость равномерного прямолинейного движения и её единицы: километр в час, метр в минуту, метр в секунду и др.

Обозначения: км/ч, м/мин, м/с.    

Вычисление скорости, пути, времени по формулам: v = S : t,  S = v · t,  t = S : v

Называть единицы массы.

Сравнивать значения массы, выраженные в одинаковых или разных единицах.

Вычислять массу предметов при решении учебных задач.  

Называть единицы скорости.

Вычислять скорость, путь, время по формулам

Измерения с указанной точностью

Точные и приближённые значения величины (с недостатком, с избытком).

Запись приближённых значений величин с использованием знака ≈ (АВ ≈ 5 см,

t ≈ 3 мин, v ≈ 200 км/ч).  

Измерение длины, массы, времени, площади с указанной точностью

Различать понятия «точное» и «приближённое» значение величины.

Читать записи, содержащие знак.

Оценивать точность измерений.

Сравнивать результаты измерений одной и той же величины (например, массы) с помощью разных приборов (безмена, чашечных весов, весов со стрелкой, электронных весов) с целью оценки точности измерения

Масштаб. План

Масштабы географических карт. Решение задач

Строить несложный план участка местности прямоугольной формы в данном масштабе.

Различать масштабы вида 1 : 10 и 10 : 1.

Выполнять расчёты: находить действительные размеры отрезка, длину отрезка на плане, определять масштаб плана; решать аналогичные задачи с использованием географической карты

Работа с текстовыми задачами

17 часов

Арифметические текстовые задачи

Задачи на движение: вычисление скорости, пути, времени при равномерном прямолинейном движении тела.

Задачи на разные виды движения двух тел: в противоположных направлениях (в том числе на встречное движение) из одного или из двух пунктов; в одном направлении (из одного или из двух пунктов) и их решение.

Понятие о скорости сближения (удаления).

Задачи на совместную работу и их решение.

Различные виды задач, связанные с отношениями «больше на ...», «больше в ...», «меньше на ...», «меньше в ...», с нахождением доли числа
и числа по его доле.

Задачи на зависимость между стоимостью, ценой и количеством товара.  

Арифметические задачи, решаемые разными способами; задачи, имеющие несколько решений и не имеющие решения

Выбирать формулу для решения задачи на движение.  

Различать виды совместного движения двух тел, описывать словами отличие одного вида движения от другого.

Моделировать каждый вид движения
с помощью фишек.

Анализировать характер движения, представленного в тексте задачи, и конструировать схему движения двух тел в одном или в разных направлениях.  

Анализировать текст задачи с целью последующего планирования хода решения задачи.

Различать понятия: несколько решений и несколько способов решения.

Исследовать задачу (установить, имеет ли задача решение, и если имеет, то сколько решений).

Искать и находить несколько вариантов решения задачи

Геометрические понятия

28 часов

Геометрические фигуры

Виды углов (острый, прямой, тупой). Виды треугольников в зависимости от видов их углов (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные) от длин сторон (разносторонние, равнобедренные, равносторонние).

Построение отрезка, равного данному, с помощью циркуля и линейки (о том числе отрезка заданной длины).  

Деление отрезка на 2, 4, 8 равных частей с помощью циркуля и линейки (в том числе отрезка заданной длины).    

Построение прямоугольников с помощью циркуля и линейки

Различать и называть виды углов, виды треугольников.

Сравнивать углы способом наложения.

Характеризовать угол (прямой, острый, тупой), визуально определяя его вид с помощью модели прямого угла.

Выполнять классификацию треугольников.  

Планировать порядок построения отрезка, равного данному, и выполнять построение.

Осуществлять самоконтроль: проверять правильность построения отрезка с помощью измерения.  

Воспроизводить алгоритм деления отрезка на равные части.

Воспроизводить способ построения прямоугольника с использованием циркуля и линейки

Пространственные фигуры

Геометрические пространственные формы в окружающем мире. Многогранник и его элементы: вершины, рёбра, грани.

Прямоугольный параллелепипед.

Куб как прямоугольный параллелепипед.

Число вершин, рёбер и граней прямоугольного параллелепипеда.

Пирамида, цилиндр, конус.

Разные виды пирамид (треугольная, четырёхугольная, пятиугольная и др.).

Основание, вершина, грани и рёбра пирамиды.

Число оснований и боковая поверхность цилиндра; вершина, основание и боковая поверхность конуса.

Изображение пространственных фигур на чертежах

Распознавать, называть и различать пространственные фигуры: многогранник и его виды (прямоугольный параллелепипед, пирамида), а также круглые тела (цилиндр, конус) на пространственных моделях.

Характеризовать прямоугольный параллелепипед и пирамиду (название, число вершин, граней, рёбер), конус (название, вершина, основание), цилиндр (название основания, боковая поверхность).

Различать: цилиндр и конус, прямоугольный параллелепипед и пирамиду.

Называть пространственную фигуру, изображённую на чертеже

Логико-математическая подготовка

11 ч

Логические понятия

Высказывание и его значения (истина, ложь).

Составные высказывания, образованные из двух простых высказываний с помощью логических связок «и», «или», «если..., то...», «неверно, что...» и их истинность.

Примеры логических задач, решение которых связано с необходимостью перебора возможных вариантов

Приводить примеры истинных и ложных высказываний.

Анализировать структуру предъявленного составного высказывания, выделять в нём простые высказывания, определять их истинность (ложность) и делать выводы
об истинности или ложности составного высказывания.

Конструировать составные высказывания с помощью логических связок и определять их истинность.  

Находить и указывать все возможные варианты решения логической задачи

Работа с информацией

Представление и сбор информации

Координатный угол: оси координат, координаты точки.

Обозначения вида А (2, 3).

Простейшие графики.

Таблицы с двумя входами.

Столбчатые диаграммы.

Конечные последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур, составленные по определённым правилам

Называть координаты точек, отмечать точку с заданными координатами.

Считывать и интерпретировать необходимую информацию из таблиц, графиков, диаграмм.

Заполнять данной информацией несложные таблицы.

Строить простейшие графики и диаграммы.

Сравнивать данные, представленные
на диаграмме или на графике.    

Устанавливать закономерности расположения элементов разнообразных последовательностей.

Конструировать последовательности по указанным правилам

Резерв 10 часов

5. Тематическое планирование по предмету «Математика»

1 класс на 2021-2022 учебный год

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Подготовительный период (60 часов)

1

Вводный урок. Сравнение предметов по их свойствам.

1

01.09

2

Сравнение предметов по размеру.

1

02.09

3

Направления движения: слева направо, справа налево.

1

06.09

4

Таблицы.

1

07.09

5

Расположение на плоскости групп предметов.

1

08.09

6

Числа и цифры. Число и цифра 1.

1

09.09

7

Число и цифра 2.

1

13.09

8

Конструирование плоских фигур из частей.

1

14.09

9

Подготовка к введению сложения.

1

15.09

10

Развитие пространственных представлений.

1

16.09

11

Движения по шкале линейки.

1

20.09

12

Подготовка к введению вычитания.

1

21.09

13

Сравнение двух множеств предметов по их численностям.

1

22.09

14

На сколько больше или меньше?

1

23.09

15

Подготовка к решению арифметических задач.

1

27.09

16

Подготовка к решению арифметических задач.

1

28.09

17

Сложение чисел.

1

29.09

18

Вычитание чисел.

1

30.09

19

Число и цифра.

1

04.10

20

Число и цифра 0.

1

05.10

21

Измерение длины в сантиметрах.

1

06.10

22

Измерение длины в сантиметрах.

1

07.10

23

Увеличение и уменьшение числа на 1.

1

11.10

24

Увеличение и уменьшение числа на 2.

1

12.10

25

Число 10 и его запись цифрами.

1

13.10

26

Дециметр.

1

14.10

27

Многоугольники.

1

18.10

28

Понятие об арифметической задаче.

1

19.10

29

Решение задач.

1

20.10

30

Решение задач.

1

21.10

31

Числа от 11 до 20.

1

25.10

32

Числа от 11 до 20.

1

26.10

33

Измерение длины в дециметрах и сантиметрах.

1

27.10

 

34

Составление задач.

1

28.10

35

Числа от 1 до 20.

1

08.11

36

Подготовка к введению умножения.

1

09.11

37

Подготовка к введению умножения.

1

10.11

38

Составление и решение задач.

1

11.11

39

Числа второго десятка.

1

15.11

40

Умножение.

1

16.11

41

Умножение.

1

17.11

42

Решение задач.

1

18.11

43

Решение задач.

1

22.11

44

Верно или неверно?

1

23.11

45

Деление на равные части.

1

24.11

46

Деление на равные части.

1

25.11

47

Сравнение результатов арифметических действий.

1

29.11

48

Решение задач.

1

30.11

49

Сложение и вычитание чисел.

1

01.12

50

Сложение и вычитание чисел.

1

02.12

51

Умножение и деление чисел

1

06.12

52

Умножение и деление чисел

1

07.12

53

Умножение и деление

1

08.12

54

Выполнение заданий разными способами.

1

09.12

55

Перестановка чисел при сложении.

1

13.12

56

Перестановка чисел при сложении.

1

14.12

57

Закрепление изученного по теме «Перестановка чисел при сложении.»

1

15.12

58

Промежуточная диагностическая работа.

1

16.12

59

Работа над ошибками. «Проверь себя».

1

20.12

60

Закрепление темы «Перестановка чисел при сложении».

1

21.12

Свойства сложения и вычитания (14 ч.)

61

Шар. Куб.

1

22.12

62

Шар. Куб.

1

23.12

        

63

Сложение с числом 0.

1

27.12

64

Сложение с числом 0.

1

28.12

65

Свойства вычитания.

1

29.12

 

66

Свойства вычитания.

1

10.01

67

Вычитание числа 0.

1

11.01

68

Вычитание числа 0.

1

12.01

69

Деление на группы по несколько предметов.

1

13.01

70

Деление на группы по несколько предметов.

1

17.01

71

Сложение с числом 10.

1

18.01

72

Сложение с числом 10.

1

19.01

73

Закрепление темы «Сложение с числом 10.»

1

20.01

74

Закрепление темы «Сложение с числом 10.»

1

24.01

Сложение и вычитание в пределах 10 (24 ч.)

75

Прибавление и вычитание числа 1.

1

25.01

76

Прибавление и вычитание числа 1.

1

26.01

77

Прибавление числа 2.

1

27.01

78

Прибавление числа 2.

1

31.01

79

Вычитание числа 2.

1

01.02

80

Вычитание числа 2.

1

02.02

81

Прибавление числа 3.

1

03.02

82

Прибавление числа 3.

1

14.02

83

Вычитание числа 3.

1

15.02

84

Вычитание числа 3.

1

16.02

85

Прибавление числа 4.

1

17.02

86

Прибавление числа 4.

1

21.02

87

Прибавление числа 4.

1

22.02

88

Вычитание числа 4.

1

24.02

89

Вычитание числа 4.

1

28.02

90

Вычитание числа 4.

1

01.03

91

Прибавление и вычитание числа 5.

1

02.03

92

Прибавление и вычитание числа 5.

1

03.03

93

Прибавление и вычитание числа 5.

1

05.03

94

Прибавление и вычитание числа 6.

1

09.03

95

Рубежная диагностика: административная тестовая работа по теме «Сложение и вычитание в пределах 10»

1

10.03

96

Прибавление и вычитание числа 6.

1

14.03

97

Закрепление по теме «Сложение и вычитание чисел от 1 до 6»

1

15.03

98

Обобщение темы «Сложение и вычитание чисел от 1 до 6». Урок- путешествие.

1

16.03

Сравнение чисел (12 ч.)

99

Сравнение чисел по рисункам.

1

17.03

100

Сравнение чисел с помощью шкалы линейки.

1

28.03

101

Сравнение чисел с помощью цветных стрелок.

1

29.03

 

102

Результат сравнения.

1

30.03

103

На сколько больше или меньше.

1

31.03

104

На сколько больше или меньше.

1

04.04

105

На сколько больше или меньше.

1

05.04

106

Увеличение числа на несколько единиц.

1

06.04

107

Увеличение числа на несколько единиц.

1

07.04

108

Уменьшение числа на несколько единиц.

1

11.04

109

Уменьшение числа на несколько единиц.

1

12.04

110

Проверочная работа по теме: «Сравнение чисел».

1

13.04

Прибавление и вычитание чисел 7, 8, 9 с переходом через десяток (14 ч.)

111

Прибавление числа 7.

1

14.04

112

Прибавление числа 8.

1

18.04

113

Прибавление числа 9.

1

19.04

114

Таблица сложения.

1

20.04

115

Таблица сложения.

1

21.04

116

Обобщение по теме: «Сложение чисел от 1 до 9 с переходом через десяток».

1

25.04

117

Обобщение по теме «Сложение чисел от 1 до 9 с переходом через десяток»

1

26.04

118

Вычитание числа 8.

1

27.04

119

Вычитание числа 9.

1

28.04

120

Промежуточная аттестация: административная тестовая работа по теме «Сложение и вычитание в пределах 20»

1

04.05

121

Сложение и вычитание. Скобки. Числовые выражения со скобками, вида:

(а ± в) ± с

1

05.05

122

Закрепление по теме: «Таблица сложения и вычитания в пределах 20».

1

06.05

123

Закрепление по теме «Таблица сложения и вычитания в пределах 20»

1

11.05

124

Обобщение по теме: «Таблица сложения и вычитания в пределах 20».

1

12.05

                                                                                                    Симметрия (8 часов)

125

Зеркальное отражение предметов.

1

16.05

126

Мониторинговая диагностика по материалам ЦОКО

1

17.05

127

Закрепление по теме «Сложение и вычитание в пределах 20»

1

18.05

128

Ось симметрии.

1

19.05

129

Пары симметричных точек, отрезков, многоугольников.

1

23.05

130

Построение фигуры, симметричной данной.

1

24.05

131

Фигуры, имеющие одну или несколько осей симметрии.

1

25.05

132

Обобщающий урок по теме «Решение составных задач».

1

26.05

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике "Начальная школа ХХ Iвека"

Библиографический список программы Примерная рабочая программа разработана на основе федерального планирования для образовательных учреждений РФ и на основе авторской программы «Математика»...

Рабочая программа по математике. Начальная школа 21 века-1 класс.

Программа составлена согласно требованиям ФГОС НОО....

Рабочая программа по математике Начальная школа 21 века

Рабочая программа по математике разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), требований к результатам освоения...

Рабочая программа по Математике Начальная школа XXI века 1 класс

Рабочая программа по Математике Начальная школа XXI века 1 класс...

Рабочая программа по математике "Начальная школа ХХI век" 1-4 классы.

Рабочая программа по математике "Начальная школа XXI век" составлена в соответствии с рекомендациями Минобрнауки России   на 2016-2017 учебный год....

Рабочая программа по математике "Начальная школа ХХI век" 4класс

Рабочая программа по математике "Начальная школа ХХI век" 4класс, 4 часа в неделю...