Конспект урока по математике на тему: Приёмы письменного деления на однозначное число.
методическая разработка по математике (3 класс)

Банькова Анна Викторовна

Тема: Приёмы письменного деления на однозначное число.

Цель: познакомить с алгоритмом деления трёхзначного числа на однозначное.

Задачи:
- отрабатывать навыки деления на однозначное число, решение задач;
- развивать внимание, логическое мышление, самостоятельность;
- воспитывать интерес к математике, уважение друг к другу. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по математике в 3 классе.

Тема: Приёмы письменного деления на однозначное число.

Цель: познакомить с алгоритмом деления трёхзначного числа на однозначное.

Задачи:
- отрабатывать навыки деления на однозначное число, решение задач;
- развивать внимание, логическое мышление, самостоятельность;
- воспитывать интерес к математике, уважение друг к другу.

Оборудование:  презентация, учебник Математика 3 кл. 2ч. М.И. Моро и др.

Оформление доски:

                                           Число.
                                 Классная работа.
Тема: Приём письменного деления на однозначное число.

                                           Ход урока.

                            I. Организационный момент.

У: Тем, кто учит математику,

      Тем, кто учит математике,

      Тем, кто любит математику,

      Тем, кто ещё не знает,

      Что может полюбить математику,

      Урок математики посвящается!

                                 II. Актуализация знаний.
                                     1) Устный счёт

У: Заполните таблицу

Делимое

 18

76

39

57

29

65

88

Делитель

  5

 7

6

 8

 7

 9

Частное

 8

 6

 7

 9

Остаток

  3

 4

 3

 1

 6

 2

Делимое

 18

76

45

39

57

55

29

65

88

Делитель

  5

 9

 7

6

 8

 7

3

 7

 9

Частное

  3

 8

 6

6

 7

 7

9

 9

 9

Остаток

  3

 4

 3

3

 1

 6

 2

 2

 7

Д:

 

У: Решите задачи в стихах.
    Десять грустных лягушат
    Под кустом сидят, молчат.
    Комаров собрать хотели,
    Да нечаянно их съели.
    Но учитель не суров:
    - Если каждый съест по паре,
    Будет меньше комаров.

Сколько комаров съели лягушата?
Д: 20
У: Мы только с парохода,
    Мы только из похода.
    Одиннадцать недель
    Гостили на воде.
    А сколько это дней?
    Сосчитай-ка поскорей!
Д: 77.

У: Три мартышки утром рано,
     Ссорясь, делят шесть бананов.
     Поровну и без обмана
     Разделите им бананы.
Д: 2
У: На лужайке у дорожки
    Ходят-бродят козьи ножки.
    У развилки двух дорог
    Вижу я двенадцать ног.
    Задаю я вам вопрос:
    Сколько там пасётся коз?
Д: 3

                               III. Самоопределение к деятельности.

У: Выполните деление устно, а я буду записывать.
936:3
Д: Представим число 936 в виде разрядных слагаемых 900,300 и 6, затем делим каждое число на 3, суммируем 300+10+2=312
936:3=(900+30+6):3=900:3+30:3+6:3=300+10+2=312
У: А теперь попробуем устно решить такой пример 725:5.
Представьте число 725 в виде разрядных слагаемых.
Д: 725=700+20+5.
У: Подходят ли такие слагаемые для деления?
Д: Нет, 700 неудобно делить на 5.
У: Какое трёхзначное число до 725 делится на 5?
Д: 500.
У: Какие удобные слагаемые получились?
Д: 725=500+200+25
У: Выполните деление, к доске пойдёт…
Д: 725:5=(500+200+25):5=500:5+200:5+25:5=100+40+5=145
У: Как ещё можно выполнить деление?
Д: Письменно, в столбик.
У: Откройте тетради, запишите число классная работа. Пропишите число 12, подчеркните три самых красивых числа, на полях оцените свою работу. ВыС какого разряда начнём деление?
Д: С разряда сотен. Делю 7 сотен на 5.
У: Какое число, близкое к 7, делится на 5?
Д: 5:5=1.
У: В частном будет 1 сотня. Умножаем 5 на 1, получаем 5. Разделили 5 сотен, записываем под сотнями 5. Вычитаем из 7 сотен 5 сотен, получаем остаток 2 сотни. Число 2 не делится на 5. Делим десятки: пишем под чертой цифру 2; 2 сотни и 2 десятка – это 22 десятка. Делим 22 на 5.
Какое число, близкое к 22, делится на 5?
Д: 20.
У: 22:5=4, в частном будет 4 десятка. Умножаем 5 на 4, получаем 20. Вычитаем, получаем остаток 2 десятка. Делим единицы. 2 десятка и 5 единиц – это 25 единиц. 25:5=5, в частном пишем 5. Умножаем 5 на 5, получаем 25. Вычитаем 25 из 25, остаток 0. Читаем ответ: 145.
 725  5
-5       145
- 22
 20
  -25
   25
     0
- Какой способ записи вычислений удобнее?
Д: Второй.
У: Что нужно знать, чтобы не ошибаться в решении подобных примеров?
Д: Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное.
У: Сформулируйте тему урока.
Д: Тема: Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное.

                       IV. Изучение нового материала.

  1. Работа по учебнику.

У:  Прочитайте алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное на стр. 93. Составим алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное.
Д: 1. Делим сотни (десятки, единицы):…
    2. Делим.. на…
    3. В частном пишем…
    4. Умножаем… на…
    5. Вычитаем… из…
    6. Остаток…
    7. Читаем ответ…

  1. Работа у доски.

У: Найдите задание под № 1 стр.93, к доске пойдёт…, объясните решение: 856:4
Д: Разделим 856 на 4.                                                    856  4
Делю сотни – сотен 8.                                                 -8      214
Делю: 8 на 4. В частном будет 2 сотни.                        -5

Умножаю: 2*4=8. Разделили 8 сот.                                4
Вычитаю: 8-8=0, 0 – не записываю.                               -16
                                                                                            16
                                                                                               0

Делю десятки – 5 дес.
Делю: 5 на 4. В частном будет 1 дес.

Умножаю: 1*4=4. Разделили 5 дес.
Вычитаю: 5-4=1 – записываю под десятками.

Делю единицы – 1дес. и 6 ед. – это 16 единиц.
Делю: 16:4=4. В частном будет 4 единицы.
Умножаю: 4*4=16. Разделили 16 единиц.
Вычитаю: 16-16=0. Остатка нет.

Читаю ответ: 214

У: Следующее задание № 2 стр.93. Первые два примера разберём у доски, а последний пример решите самостоятельно.
Д: Разделим 968 на 4.                                                                   968  4
Делю сотни – сотен 9.                                                                -8      242
Делю: 9 на 4. В частном будет 2 сотни.                                    -16

Умножаю: 2*4=8. Разделили 8 сот.                                             16
Вычитаю: 9-8=1,осталось разделить 1 сот..                                  -8
                                                                                                            8
                                                                                                            0

Делю десятки – 1 сот. и 6 дес. – это 16 дес.
Делю: 16 на 4. В частном будет 4 дес.

Умножаю: 4*4=16. Разделили 16 дес.
Вычитаю: 16-16=0. Остатка нет

Делю единицы – единиц 8.
Делю: 8:4=4. В частном будет 2 единицы.
Умножаю: 4*2=8. Разделили 8 единиц.
Вычитаю: 8-8=0. Остатка нет.

Читаю ответ: 242

Разделим 496 на 2.                                                         496  2
Делю сотни – сотен 4.                                                 -4      248
Делю: 4 на 2. В частном будет 2 сотни.                        -9

Умножаю: 2*2=4. Разделили 4 сот.                                 8
Вычитаю: 4-4=0, 0 – не записываю.                               -16
                                                                                            16
                                                                                               0

Делю десятки – 9 дес.
Делю: 9 на 2. В частном будет 4 дес.

Умножаю: 4*2=8. Разделили 8 дес.
Вычитаю: 9-8=1 – осталось разделить 1 дес.

Делю единицы – 1дес. и 6 ед. – это 16 единиц.
Делю: 16:2=8. В частном будет 8 единицы.
Умножаю: 8*2=16. Разделили 16 единиц.
Вычитаю: 16-16=0. Остатка нет.

Читаю ответ: 248

Разделим 655 на 5.                                                                   655  5
Делю сотни – сотен 6.                                                           -5      131
Делю: 6 на 5. В частном будет 1 сот.                                    -15

Умножаю: 1*5=5. Разделили 5 сот.                                        15
Вычитаю: 6-6=1,осталось разделить 1 сот.                              -5
                                                                                                      5
                                                                                                      0

Делю десятки – 5 дес.
Делю: 5 на 5. В частном будет 1 дес.

Умножаю: 1*5=5. Разделили 5 дес.
Вычитаю: 5-5=0. Остатка нет

Делю единицы – единиц 5.
Делю: 5 на 5. В частном будет 1 единица.
Умножаю: 1*5=5. Разделили 5 единиц.
Вычитаю: 5-5=0. Остатка нет.

Читаю ответ: 131

                                       Физкультминутка

У: Вечером девочка Мила (Шагаем на месте.) 
В садике клумбу разбила, (Прыжки на месте.) 
Брат ее мальчик Иван (Приседания.) 
Тоже разбил... стакан! (Хлопаем в ладоши.) 
Видишь, бабочка летает 
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.) 
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.) 
— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.) 
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.) 
За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.) 
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.) 
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.) 
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)

                   V. Закрепление изученного материала.
                               1) Работа над задачей.

У: Найдите задание под № 3 стр. 93. Прочитайте. Как найти длину стороны квадрата по известному периметру?
Д:  Периметр разделить на 4.
У: Запишите решение.
Д: Р = 76:4 = 19 см.
У: Переверните страницу, найдите задание под № 4. Прочитайте текст. Что это за текст?
Д: Это текст задачи, та есть условие и вопрос.
У: Какой главный вопрос в задаче?
Д: Сколько всего детей пело в хоре.
У:
Сделаем схематический чертёж. Что возьмём за целый отрезок?
Д:
Общее количество детей в хоре.
У:
Как они построились?
Д: В три ряда поровну.
У: Кто стоял в каждом ряду?
Д: Девочки и мальчики.
У: Сколько в каждом ряду девочек? Мальчиков?
Д: По 12 в ряду. По 6 в ряду.

     12+6                                

                                       ?      

У: Что мы можем узнать?
Д: Сколько всего детей в каждом ряду.
У: Каким действием?
Д: Сложением.
У: Каким действием ответим на вопрос задачи?
Д: Умножением.
У: Запишите решение и ответ самостоятельно.
Д:  1) 12*3=36 (д.) – в хоре
     2)  6*3=18 (мал.) – в хоре
     3)  36+ 18=  54 (р.) – в хоре  
                                     Ответ: в хоре 54 ребёнка.
У: Как узнать, на сколько в хоре меньше мальчиков, чем девочек?
Д: Надо из большего числа вычесть меньшее.
У:
Как узнать, во сколько раз  мальчиков меньше, чем девочек?
Д: Надо большее число разделить на меньшее.
У: Хорошо, теперь запишите решение.
Д: 36-18=18 – на столько меньше мальчиков, чем девочек.
    36:18= 2 – во столько раз мальчиков меньше, чем девочек.
У: Найдите задание под № 5. Что нужно сделать?
Д: Выписать и решить те уравнения, в которых неизвестное находят делением.
х*6 = 120      5*х = 150     26*х = 78
х = 120:6       х = 150:5      х = 78:26
х = 20            х = 30           х =  3

                                 VI. Рефлексия.

У: «Проверь себя» стр.94. Оцените свою работу на уроке.

                                 VII. Подведение итогов.     

У:  С каким вычислительным приёмом вы познакомились на уроке?
Какой способ записи удобнее?
Как по известному периметру найти сторону квадрата?
Какое задание вам запомнилось?

                                  VIII. Домашнее задание.

У: Откройте дневники, запишите домашнее задание

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по математике в 4 классе: «Письменное деление на двузначное число»

План-конспект урока по математике в 4 классе: «Письменное деление на двузначное число»...

Урок математики 3 класс "Приём письменного деления на однозначное число"

Предмет: математикаТип урока: урок изучение нового материала.Тема: «Приём письменного деления на однозначное число»Класс: 3Цель: формирование знаний о письменном приёме деления на однознач...

Конспект урока по математике на тему: "Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное", 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства учащихся с приемом письменного деления трехзначного числа на двузначное, когда в частном получается однозначное число и совершенствования нав...

Конспект урока по математике на тему: Приёмы письменного деления на однозначное число

Тема: Приёмы письменного деления на однозначное число.Цель: познакомить с алгоритмом деления трёхзначного числа на однозначное.Задачи:- отрабатывать навыки деления на однозначное число, реше...

Урок по математике по теме "Приём письменного деления многозначного числа на однозначное"

Цель: способствовать развитию умений составлять алгоритм письменного деления многозначных чисел на однозначное число( в столбик), описывать  действия при выполнении деления «уголком»,...