Главные вкладки

    Методическая разработка урока математики по теме «АЛГОРИТМ ПИСЬМЕННОГО ДЕЛЕНИЯ НА ОДНОЗНАЧНОЕ ЧИСЛО»
    методическая разработка по математике (4 класс) по теме

    Сенюрина Галина Константиновна

     

    УМК «Гармония» 4 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_matematiki.doc39.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №94

    Методическая разработка урока математики по теме «АЛГОРИТМ ПИСЬМЕННОГО ДЕЛЕНИЯ НА ОДНОЗНАЧНОЕ ЧИСЛО»

    УМК «Гармония» 4 класс

                                                                           Выполнила: Сенюрина Галина           Константиновна

    учитель начальных классов

    МБОУ СОШ № 94

                                                      Нижний Новгород

                                                     2012 г.

    ТЕМА УРОКА:  АЛГОРИТМ ПИСЬМЕННОГО ДЕЛЕНИЯ НА ОДНОЗНАЧНОЕ ЧИСЛО.

    ЦЕЛИ: -разъяснить учащимся алгоритм письменного деления на однозначное число

                 -развивать речь учащихся и умение пользоваться математическими терминами

                 -воспитывать навыки коллективной работы

    ХОД УРОКА:

    1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ

     

    - Закройте глаза и представьте ту оценку, которую хотели бы получить на уроке, нарисуйте ее в воздухе перед собой.

    - Очень захотите получить ее и приложите для этого все усилия.

    - Я желаю вам удачи. Давайте вместе постараемся.

         

    1. УСТНЫЙ СЧЕТ.

    _ Чтобы раскрыть название темы урока необходимо разгадать ребус. Он зашифрован в следующем задании:

    - Запишите остаток от деления данных чисел в тетрадь:

     70 : 8   47: 5   18 : 7   82 : 9   45 : 6   37 : 8   7 : 14   35 : 9

          6         2          4          1          3          5        7            8

    - Цифре 6 соответствует буква  И, 2 – Л, 4 – О, 1 – А, 3 – Г, 5 – Р, 7 – Т, 8 – М.

    - Расставьте числа в порядке возрастания. Какое слово получилось? (алгоритм)

    - Что значит слово алгоритм?

    - С какими алгоритмами мы уже  знакомы? (письменного сложения, вычитания, умножения столбиком)

    - С каким алгоритмом мы еще не знакомы? Назовите тему нашего урока.

    ( Алгоритм письменного деления )

    1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.

     

    - Какие знания и умения нам пригодятся для деления столбиком?

    (деление с остатком, таблица умножения, внетабличные случаи умножения и деления, вычитание столбиком, деление суммы на число)

    - Для повторения и закрепления этих знаний проведем работу по карточкам , лежащим перед  вами. Проверяющими сегодня будут…….

     -В начале работы оцените свою уверенность в успехе. Обведите соответствующий значок.

    1 ЗАДАНИЕ

      Соотнеси записи и найди значение частного:

    144 : 6             (180  + 18) : 9 =

     

    168 : 7             (150 + 15 ) : 5 =

    198 : 9             (120 + 24) : 6 =

    165 : 5             (140 + 28) : 7 =

    2 ЗАДАНИЕ

    Представь делимое в виде суммы двух слагаемых, каждое из которых делится на 4. Найди значение частного.

    3216 : 4 = (_______ + _______) : 4 =

    1640 : 4 = (_______ + _______) : 4 =

    3648 : 4 = (_______ + _______) : 4 =

    296 : 4 =  (_______ + _______) : 4 =

    3 ЗАДАНИЕ.

    Впиши числа, чтобы получились верные равенства. Найди значение частного.

    (600 + _______) : 3 = _______ + 10 =

    (2500 + _______) : 5 = _______ + 60 =

    (72000 + _______) : 8 = _______ + 800 =

    (2800 + _______ + _______) : 4 = _______ + 30 + 2 =

    (проверяющие выносят на доску большие листы с выполненным заданием , дети сверяются и оценивают свою работу)

    4 . ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

    - Применим наши знания и умения на практике:

    Сравните записи на доске.

    16  5           165  5          1655  5

    15  3           15    33         15    331

      1 ост.         15                 15

                           0                  5

                                               5

                                               0

    -Чем похожи эти записи?

    -Чем отличаются?

    - Можно ли заменить способ деления уголком на деление суммы на число:

    ( ученик записывает на доске 1655 : 5 = (1500 + 150 + 5) : 5 =  331)

    - Значит деление столбиком – это какой-то новый способ вычислений?

    - Значит справимся?

    - Сделайте открытие, проанализируйте мои слова: при умножении столбиком первый полученный результат мы называли неполным произведением. Как же нам назвать 16 в записях на доске?

     ( неполное делимое)

    - Проанализируйте, как зависит от первого неполного делимого  и от делителя количество цифр в частном.

    5 РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. (ст. 62 № 187)

    - Определите количество цифр в значении частного 1 ряд, работая в парах, в первом столбике, 2 ряд во втором, 3 ряд в третьем.

    - С закрытыми глазами покажите на пальцах сколько цифр у вас получилось.

     

    6 . ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

    - Если число, которое я назову,  является значением произведения таблицы умножения,то руки вверх поднимают девочки ,если же нет –то мальчики.

    64 , 33, 24, 18, 53, 82, 16, 48, 56, 67.

    7. СОСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМА ПИСЬМЕННОГО ДЕЛЕНИЯ.

     

    - Последовательность алгоритма вы будете формулировать сами, а затем сверимся с выводами ученых.

    - Мы записываем действие и объясняем его.

    24138  9

    18        2782

      61

      54

        73

        72

          18

          18

            0

    АЛГОРИТМ ПИСЬМЕННОГО ДЕЛЕНИЯ

    1. Выделяем первое неполное делимое.
    2. Определяем количество цифр в значении частного.
    3. Подбираем первую цифру в значении частного.
    4. Умножаем число, записанное этой цифрой, на делитель.
    5. Вычитаем полученный результат из неполного делимого и находим остаток.
    6. Убеждаемся , что остаток меньше делителя.
    7. Записываем цифру следующего разряда делимого рядом с остатком.
    8. Повторяем пункты 3, 4, 5, 6, 7.

    - С чем мы познакомились? Где в повседневной жизни нам пригодится деление столбиком?

    - Закрепим умение пользоваться алгоритмом на других случаях деления:

    925  5                      864  4

    5      185                  8      216

    42                              6

    40                              4

      25                            24

      25                            24

        0                              0

     

    8. РАБОТА НАД ЗАДАЧЕЙ.

     

    Проанализируйте в группах схему задачи.

    - О скольки объектах говорится в задаче? В какой зависимости друг от друга находятся эти объекты? (первый объект в шесть раз меньше второго, а второй на 625 больше первого)

    Как эта задача связана с темой урока?

    ( чтобы найти величину первого объекта 625 надо разделить на 5)

    - Повторим алгоритм деления.

    - В группах составьте условие к этой задаче. Запишите решение и ответ, опираясь на ваше условие.

    (у доски двое учеников решают с обратной стороны доски.)

    Проверка.

    1. ИТОГ УРОКА.

    С чем мы познакомились на уроке?

    - Просмотрите свои записи , у кого большенство  +?

    Значит цель урока достигнута и у нас все получилось.

    -Алгоритм деления вы повторите выполнив дома задание № 192.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно-методическое пособие по математике. "Подготовительные упражнения к письменному делению на однозначное число" (устные вычисления)

    Для решения проблем, которые возникают при делении на однозначное число, необходимо заранее отработать деление с остатком....

    Методическая разработка урока математики по теме: "Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз".

    Урок математики по теме:"Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз"....

    Технологическая карта урока математики на тему " Алгоритм письменного деления. "Прикидка" результата.Сравнение выражений."

    Урок разработан по образовательной программе" Гармония" ,  4 класс, 2-ая четверть, №280-286Цель:Совершенствовать умение решать задачи, выполнять прикидку результата и сравнивать выражения на осно...

    презентация к уроку математики на тему " Алгоритм письменного деления. "Прикидка" результата.Сравнение выражений."

    Презентация на тему " Алгоритм письменного деления. "Прикидка" результата.Сравнение выражений." Образовательная система "Гармония" .4 класс. 2-ая четверть №280-286...

    Конспект урока математики по теме "Алгоритм письменного деления"

    Конспект урока математики в 3 классе  по теме "Алгоритм письменного деления", УМК " Планета знаний"...

    Конспект урока математики по теме «Прием письменного умножения на однозначное число»

    Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с приемами письменного умножения трехзначного числа на однозначное с переходом через разряд в столбик; совершенствование устных и письменных вычислител...