Технологическая карта Урока математики на тему: “Алгоритм письменного деления трёхзначного числа на однозначное», проведенного во 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Родионова Полина Александровна
Цель урока: формирование знаний о письменном приёме деления на однозначное число.
 
Задачи урока:
Дидактические:
- вывести с детьми четкий алгоритм деления круглого трёхзначного числа  на однозначное.
- развивать навык письменного счёта.
Развивающие
-  развивать умение применять приём письменного деления на однозначное число.
- совершенствовать вычислительные навыки; 
- развивать внимание, наблюдательность, математическую речь;
- развивать логическое мышление, умение рассуждать.
 
Воспитательные
- воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность.
- совершенствовать умение работать в коллективе, в парах  и   самостоятельно (коммуникативные учебные действия).
УУД: 
1. Предметные:  
закреплять умение учащихся решать примеры и задачи действием деление;
развивать вычислительные навыки;
формировать умения учащихся решать задачи и примеры действием деления.
2. Метапредметные: 
Коммуникативные: использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Познавательные: умение составлять целое из его частей, понимать знаки, символы, модели; умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать;
Регулятивные: осуществление пошагового контроля по ходу выполнения заданий под руководством учителя.
3. Личностные: уважение к мнению других людей, осмысление необходимости сотрудничества и взаимопомощи, выполнение правил поведения ученика на уроке.
Ресурсы и оборудование: учебник Математика / 3 класс. Автор: Моро М.И. и др. Год: 2013,. Для учеников: 3 класс; Школа России.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_11_15.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                      ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Тема урока: «Алгоритм письменного деления трёхзначного числа на однозначное»

Тип урока: Открытие нового знания.

Класс: «3б»

Цель урока: формирование знаний о письменном приёме деления на однозначное число.

Ф.И.О. студента: Родионова Полина Александровна

Задачи урока:

Дидактические:

- вывести с детьми четкий алгоритм деления круглого трёхзначного числа  на однозначное.

- развивать навык письменного счёта.

Развивающие

-  развивать умение применять приём письменного деления на однозначное число.

- совершенствовать вычислительные навыки;

- развивать внимание, наблюдательность, математическую речь;

- развивать логическое мышление, умение рассуждать.

Воспитательные

- воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность.

- совершенствовать умение работать в коллективе, в парах  и   самостоятельно (коммуникативные учебные действия).

УУД:

1. Предметные:  

  • закреплять умение учащихся решать примеры и задачи действием деление;
  • развивать вычислительные навыки;
  • формировать умения учащихся решать задачи и примеры действием деления.

2. Метапредметные:

  • Коммуникативные: использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Познавательные: умение составлять целое из его частей, понимать знаки, символы, модели; умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать;
  • Регулятивные: осуществление пошагового контроля по ходу выполнения заданий под руководством учителя.

3. Личностные: уважение к мнению других людей, осмысление необходимости сотрудничества и взаимопомощи, выполнение правил поведения ученика на уроке.

Ресурсы и оборудование: учебник Математика / 3 класс. Автор: Моро М.И. и др. Год: 2013,. Для учеников: 3 класс; Школа России.

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности. (0.5 мин.)

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности.

- Здравствуйте ребята, меня зовут Полина Александровна и сегодня урок математики проведу у вас я. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку.

Приветствуют учителя.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

(5 мин.)

Подготовка мышления обучающихся к осознанию ими внутренней потребности к учебным действиям и фиксированию индивидуального затруднения в пробном действии.

- Откройте тетради.  Отступите от предыдущей работы четыре клетки вниз и запишите число, классная работа.

- Сегодня 11 мая.

- И начнем мы урок, с задания “Лабиринт” на странице 92. Вам нужно методом подбора чисел, составить и решить выражения, по эталону в учебнике. Чтобы помочь ёжику добраться до яблока.

- На выполнение задания я даю вам 4 минуты.

- проверяем.

-  Кто как решил, и сколько верных выражений у вас вышло? Какие?

 

Дети письменно выполняют задание.

Два.

8*6:3=16;

24*4:6=16.

3. Этап выявления места и причины затруднений.

(4 мин.)

Выявление места и причины затруднений.

- А теперь обратите внимание на слайд.

- Что можете сказать об этих выражениях?

  81: 3;    72: 4;   400 : 2;

 600 : 4;  486:2;  56:4;

- Какие из них вы уже умеете решать?

 - Что необычного вы заметили в этом примере?

- Но 400:2, 600:3?

Здесь тоже трехзначное число делим на однозначное!

 

- Чем отличается это выражение (400:2 и 600:3) от выражения 486:2?

Все эти примеры  на деление;

Нужно найти частное

Все кроме 486:2;

Здесь трехзначное число нужно разделить на однозначное число.

Здесь нужно разделить  круглые сотни на однозначное число.

4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации.

(2 мин.)

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

- Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

-Так какая тема нашего урока?

- Какую цель мы можем перед собой поставить?

Будем учиться делить  не круглые трехзначные числа на однозначные.

- Тема урока: «Алгоритм письменного деления трёхзначного числа на однозначное»

- Цель урока: Научиться решать примеры на деление трёхзначного числа на однозначное.

5. Реализация построенного проекта.

(9 мин.)

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении познавательных задач.

- Как разделить трехзначное  некруглое число  на однозначное число?

- У кого какие предложения?

- Записываем  предложенные  способы деления трёхзначного числа на однозначное число на доске)

 

*На доске появляется запись*

 

 1 способ. 1) 400 : 2 =200

               2) 80 : 2 =40

                   3) 6  :  2 = 3

                  4) 200 + 40 + 3 = 243

 

- Что заметили?

 

- Как вы думаете, удобно ли делить таким способом?

- Сколько действий выполнили, чтобы найти значение такого выражения?

- Существует ли другой, более рациональный способ решения таких примеров?

- Какой?

Учитель записывает решение в столбик. Обращает внимание на запись выражения (единицы записывают под единицами, а десятки под десятками)

 

- Сравните, как решали в строчку и в столбик.

- Как вы думаете, это  то же самое или что-то другое?

 

- Почему?

Учитель вызывает еще одного ученика к доске, чтобы решить пример 2 способами.

 

*Предлагается решить примеры данного  вида:  

884:4;  369: 3;  482 :2*           

(Примеры как и первый, решается двумя способами:

первый ученик – первым способом, второй – вторым способом, а остальные учащиеся двумя способами в тетради.)

- Обращает внимание на запись выражения (единицы записывают под единицами, а десятки под десятками)

- Сначала разделили сотни  на  единицы, потом  десятки, потом единицы и полученные результаты прибавили.

- Какая запись удобнее: в строчку или в столбик?

 

- Почему?

- Прочитаем алгоритм в учебнике.

 

- Совпадает ли наш алгоритм с алгоритмом в учебнике?

-Давайте запишем  алгоритм деления:

Делю сотни – десятки – единицы:

Первое  неполное делимое

Делю … на … в частном получается …

Умножаю …

Вычитаю …

Второе неполное делимое …

Третье неполное делимое …

Читаю ответ.

Вывод: чтобы разделить  любое трехзначное число  на однозначное, нужно сначала разделить сотни  на  единицу, полученное число записываем в частном, потом так же разделить десятки, потом разделить единицы, а результаты записываем

в частном.

Выдвижение версий учащимися.

Один ученик  записывает у доски.

1) 486 - это сумма разрядных слагаемых: 400 + 80 + 6. Сначала 400 : 2,  потом  80 :2,  6 : 2 и полученные частные прибавляем.

Форма записи решения очень длинная и занимает много времени.

Нет.

 

4  действия.

 

Да.

 

Когда записываем в столбик.

 

 

То же самое.

В столбик

 

Так решаем быстрее, экономим время.

Да.

Вывод: чтобы разделить  любое трехзначное число  на однозначное, нужно сначала разделить сотни  на  единицу, полученное число записываем в частном, потом так же разделить десятки, потом разделить единицы, а результаты записываем

в частном.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

(7 мин.)

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

- Выполним номер 1 без отметки.

Учитель вызывает ученика к доске.

- что нужно сделать?

- Решаем с проговариванием действий.

- Итак, проверяем

- Если ты хочешь получить отметку решаем номер 2, также с объяснением вслух, только первый пример. Если ты сомневаешься, я вызову другого.

Решение примеров по алгоритму с проговариванием.

- Проверяем.

- Ты самостоятельно\были подсказки, выполнил(а) задание?

- Ты верно\были недочеты  справилась\ся с заданием, отметка…

- Решаем дальше номер 2, еще два примера на отметку к доске пойдет..

- Проверяем.

- Ты самостоятельно\были подсказки, выполнил(а) задание?

- Ты верно\были недочеты  справилась\ся с заданием, отметка…

- Решим задачу под номером 3. Учитель вызывает ученика к доске (3)  и читает задачу.

- Что известно в задаче?

- Что такое периметр?

- Что нужно найти?

- Можем ли мы сразу, одним действием найти решение?

- Каким образом мы можем это сделать? Записывай.

- Мы ответили на вопрос задачи? Записываем ответ.

Выполняют задание.

Решить с объяснением.

Ученик(1) решает у доски с объяснением.

Ученик(2) решает у доски с объяснением.

Ученик(3) решает у доски с объяснением.

Периметр квадрата 76.

Периметр прямоугольника - это сумма длин его сторон.

Найти  длину сторон квадрата.

Да.

76:4=19см.

Да.

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

(5 мин.)

Интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения

индивидуальная рефлексия достижения цели.

- Перейдем к следующему заданию, обратите внимание на слайд.

№4.

1 вариант.

764:4; 846:2; 369:3;

2 вариант.

984:2; 868:4; 575:5;

- Запишите номер упражнения в тетрадях, и выполняйте самостоятельно. Проверка через 4 минуты.

(двое учащихся(4-5) выполняют решение у доски)

- Итак, проверяем

- Ты верно\были недочеты  справилась\ся с заданием, отметка…

Выполняют задание.

Самопроверка по эталону.

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

(5 мин.)

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Послушайте задачу.

За сезон одна пальма дала 128 литров кокосового сока, а вторая – в 2 раза меньше. Сколько всего литров сока собрали с двух пальм?

- О чем говорится в задаче?

- Прочитайте задачу еще раз, чтобы составить краткое условие.

- Что известно?

- Что запишем в краткое условие?

- Прочитай вопрос задачи.

- Можно ли сразу ответить на главный вопрос? Почему?

- А можно узнать? Как?

I п.- 128 л - ? л

II п. - ? л в 2 р. м.

- Сколько всего литров сока собрали с двух пальм?

1) 128 : 2 = 64 (л) – со II пальмы

2) 128 + 64 = 291 (л)

Ответ: 291 л сока собрали с двух пальм.

На слайде ваше домашнее задание, перепишите примеры, и решите их дома. Будьте готовы отвечать алгоритм вычисления.

847:7;

696:3;

609:3;

864:2;

840:4;

Ученик(6) решает у доски.

Нет. Мы не знаем, сколько литров сока дала вторая пальма.

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

(3 мин.)

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

- Занятие подходит к концу. Вспомним чем занимались на уроке?

-Чему научились?

Вы хорошо работали!

- У кого-то возникли трудности?

(Если нет, то: Я рада, что у вас не возникло трудностей.

Если да, то: Выполняете решение по алгоритму дома, чтобы на следующих уроках трудностей не возникало.

- А теперь продолжите фразы на доске:

ДЗ: 

- Спасибо большое за работу. Урок окончен, до свидания!

 

Отвечают на вопросы учителя, выполняют самооценивание.

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Орловской области «Мезенский педагогический колледж»

Технологическая карта

Урока математики

на тему: “Алгоритм письменного деления трёхзначного числа на однозначное»,

проведенного во 3б классе

студенткой 41 группы

специальности 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Родионовой Полиной Александровной

Методист: Пискунова Н.Е.                                                                                                        

Дата проведения: 11.05.22

Оценка __________________

Орёл, 2022