План кружка
методическая разработка по математике (1 класс)
План кружка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА
«Занимательная математика»
для учащихся 1 класса
Результаты освоения курса «Занимательная математика»
Программа курса «Занимательная математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с авторской программой Е. Э. Кочуровой «Занимательная математика».
Цель программы: развитие математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
Возрастная группа – учащиеся 1 класса.
На изучение курса «Занимательная математика» в учебном плане школы отводится 33 часа в год, 1 час в неделю.
Программа «Занимательная математика» позволит решить следующие задачи:
- способствовать воспитанию интереса к предмету через занимательные упражнения;
- расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной математики;
- развивать коммуникативные умения младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения;
- способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий, обучить методике выполнения логический заданий, познакомить с оригинальными путями рассуждений;
- формировать элементы логической и алгоритмической грамотности, навыки исследовательской деятельности;
- научить анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части, уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Формы проведения занятий: экскурсии; нестандартные формы (презентации, решение проектных задач, заочные путешествия, практические работы, исследовательские проекты, решение логических задач, поиск информации в справочной литературе, разработка алгоритмов и маршрутных листов).
Формы учёта знаний и умений: тесты, письменные работы, презентации, сообщения, практические работы, творческие проекты.
Оценка результативности образовательной деятельности: викторины, дистанционные конкурсы, олимпиады по математике различного уровня, фестивали и конференции, активное участие в «Неделе математики» в начальной школе, выпуск стенгазет.
Образовательные результаты внеурочной деятельности.
Приобретение школьниками социальных знаний:
- поиск и работа с нужной информации в учебнике, словарях, дополнительной
проявлять интерес к новому учебному материалу;
- развитие этические чувства; ориентирование в нравственном содержании поступков;
- развитие способности к самооценке, потребности в самоактуализации, самовыражению и самоутверждению;
- формулирование собственного мнения и позиции; осуществление различных точек зрения, принятие другого мнения и позиции, адекватно воспринимать оценку учителя;
- умение договариваться, приходить к общему решению; строить понятное для партнера высказывание, задавать вопросы.
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества:
- анализировать объекты, выделять главное, проводить сравнение, классификацию по разным критериям, обобщать;
- высказываться, опираясь на свой жизненный опыт;
- анализировать ситуации, подводить анализируемые объекты под понятие, устанавливать аналогии; выразительно читать, «проигрывать роли» с промежуточным обсуждением и домысливанием событий.
- умение анализировать свои интересы, потребности, ценности, а также интересы, потребности, ценности других людей.
- воспитание чувства справедливости, ответственности.
Получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия:
- выделять математические проявления в жизни;
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового
кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с
числовыми головоломками;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
- умение работать с задачами: анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации; конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; воспроизводить способ решения задачи; сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи; оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; конструировать несложные задачи.
Содержание курса «Занимательная математика»
по 1 ч в неделю, всего 33 ч.
№ п\п | Темы | Кол-во часов | Содержание деятельности | |
Теоретическая часть занятия / форма организации деятельности | Практическая часть занятия / форма организации деятельности | |||
1 | Числа. Арифметические действия. Величины | 12 | Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Внетабличные случаи умножения и деления. | Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. |
2 | Мир занимательных задач | 9 | Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. | Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. |
3 | Геометрическая мозаика | 12 | Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Танграм. | Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. |
Всего | 33 ч. |
Темы проектов, исследовательских работ учащихся
№ п/п | Тема проектов, исследовательских работ | Сроки реализации |
1 | Исследовательская работа на тему «Части и целое» | сентябрь |
2 | Исследовательский мини-проект: «В мире ребусов» | октябрь |
3 | Мини-проект: «Книжка малютка «Мои первые задачи». | октябрь |
4 | Исследовательский мини-проект: «Составление математической карусели». | апрель |
Тематическое планирование
№ урока | Темы занятий | Содержание | Кол-во часов | Дата проведе-ния | Коррек тировка |
1 | Математика — это интересно. | Решение нестандартных задач. Игра «Пчела» («пчела» перемещается покомандам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки). | 1 | 02.09 | |
2 | Танграм: древняя китайская головоломка. Исследовательская работа на тему «Части и целое» | Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы. | 1 | 09.09 | |
3 | Путешествие точки. | Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. | 1 | 16.09 | |
4 | Игры с кубиками. | Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. | 1 | 23.09 | |
5 | Танграм: древняя китайская головоломка | Составление картинки с заданным разбиением на части; с частичнозаданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составлениекартинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. | 1 | 30.09 | |
6 | Волшебная линейка. | Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. | 1 | 07.10 | |
7 | Праздник числа 10. | Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. | 1 | 14.10 | |
8 | Конструирование многоугольников из деталей танграма. | Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. | 1 | 21.10 | |
9 | Игра-соревнование «Весёлый счёт». | Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице. | 1 | 11.11 | |
10 | Игры с кубиками. | Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. | 1 | 18.11 | |
11-12 | Конструкторы лего. | Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу. | 2 | 25.11 02.12 | |
13 | Весёлая геометрия. | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | 1 | 09.12 | |
14 | Математические игры. | Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10». | 1 | 16.12 | |
15-16 | «Спичечный» конструктор. | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. | 2 | 23.12 30.12 | |
17 | Задачи-смекалки. | Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. | 1 | 13.01 | |
18 | Прятки с фигурами. | Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре». | 1 | 20.01 | |
19 | Математические игры. | Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,«Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитаниев пределах 20». | 1 | 27.01 | |
20 | Числовые головоломки. | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | 1 | 03.02 | |
21-22 | Математическая карусель. | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи. | 2 | 10.02 24.02 | |
23 | Уголки. | Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. | 1 | 02.03 | |
24 | Игра в магазин. Монеты. | Сложение и вычитание в пределах 20. | 1 | 09.03 | |
25 | Конструирование фигур из деталей танграма. | Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. | 1 | 16.03 | |
26 | Игры с кубиками. | Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7,а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль. | 1 | 06.04 | |
27 | Математическое путешествие. | Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычитает 3, а четвёртый — прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу. 1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9 9 – 3 = 6 6 + 5 = 11 2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т. д. | 1 | 13.04 | |
28 | Математические игры. | «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». | 1 | 20.04 | |
29 | Секреты задач. | Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач. | 1 | 27.04 | |
30 | Математическая карусель. | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи. | 1 | 04.05 | |
31-33 | Числовые головоломки. Математическая игра. | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 20». | 3 | 11.05 18.05 25.05 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. -2009. - № 7.
2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. - СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.
3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. - СПб. : Кристалл, 2001.
4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 2013.
5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. - М., 2016.
6. Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века).
7. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2011.
8. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М. : АСТ, 2016.
9. Кочурова Е.Э. Дружим с математикой: рабочая тетрадь для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. — М: Вентана-Граф, 2014.
Интернет-ресурсы
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/11/picture-55084-1444586911.jpg)
Тематический план кружка "Своими руками"
Подробный план кружка "Своими руками" с методическими рекомендациями ,результатами обучения....
План кружка "Мы любим рисовать"
Данный материал предназначен для проведения кружковой работы в начальных классах. ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/19/picture-104338-1358596125.jpg)
План кружка "Смотрю на мир глазами художника" 1 класс
План кружка "Смотрю на мир глазами художника" 1 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/29/picture-105985-1553882990.jpg)
План кружка по английскому языку для 3-5 классов "Весёлый английский"
план расчитан для детей 3 - 5 классов. 34 учебные недели. Каждое занятие предполагает игру. Все игры вы сможете найти в поурочных разработках для начальной школы или придумывать задания самим. очень и...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/14/picture-139595-1576343675.jpg)
Учебно-тематический план кружка "Мастерилка"
Пояснительная записка.Программа относится к декоративно-прикладному искусству. Широкий простор для развития творческих начал и активности обучающихся предоставляют внеклассные занятия в об...
План кружка Занимательная математика
Калердарно-тематическое планирование кружка по математике в 3 классе...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/09/picture-204748-1654739206.jpg)
План кружка "Умники и умницы"
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – курс «Учусь создавать проект» для 3 класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной о...