Математка в окружающем мире
рабочая программа по математике (3 класс)

Якушева Валентина Николаевна

Программа внеурочной деятельности, связь математики и окружающего мира

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 6»

Рассмотрено на заседании

методического объединения

Протокол  №1 от 31.08.2021

Принято на заседании

методического совета

Протокол № 1 от 31.08.2021

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СШ № 6»

__________________/А.П.Сущая/

     Приказ от    № 360 от 31.08.2021  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 внеурочной деятельности

по курсу « Математика в окружающем мире»

(интегрированный курс)

для  3 - 4  классов.

                                                                                               Составитель:

                                                                                               Якушева Валентина Николаевна

                                                                                               учитель начальных классов

г.Нижневартовск

2021-2022 уч. г

«Математика в окружающем мире»

Программа учебного курса внеурочной деятельности «Математика в окружающем мире» разработана в соответствии с Приказом Минпросвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», в соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ «СШ №6», на основании авторской программы «Математика с увлечением»  М.В. Буряк, Е.Н. Карышева. 

Данная программа рассчитана на учащихся 9-11 лет. Занятия проводятся в 3-4 классах один раз в неделю. Общий объём занятий составляет 33 (34) часа за 1 год  обучения  

1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание программы 3 класса

Математика (34часа)

        

Арифметические действия над числами в пределах 100

Сложение и вычитание чисел без перехода и с переходом через десяток. Умножение и деление чисел. Приёмы рациональных вычислений. Взаимосвязь арифметических действий сложения и вычитания, умножение и деления. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия, прикидка результата. Чётные и нечётные числа. Умножение и деление двузначных чисел на однозначное. Внетабличное  умножение и деление. Деление с остатком. Умножение на 1 и 0. Деление на 1. Доли. Сравнение долей.

Числа от 1 до 1000. Нумерация.

Последовательность чисел. Сравнение чисел.

Арифметические действия над числами в пределах 1000.

Устное сложение и вычитание, умножение и деление чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Величины и их измерение

Время. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век. Масса. Единицы измерения массы: грамм, килограмм. Площадь фигуры. Сравнение площадей фигур. Действия с именованными числами.

Текстовые задачи

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел. Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или схеме, в таблице для ответа на заданные вопросы. Решение простых  и составных текстовых  задач. Дополнение условия задачи и постановка вопроса к задаче. Моделирование задач.

Элементы геометрии

Плоские и объёмные фигуры. Ломаные линии. Обозначение геометрических фигур буквами. Составление плоских фигур из частей. Симметричные фигуры. Расположение фигур на плоскости. Куб. Грани куба. Изменение положения куба. Видимые и невидимые линии у куба. Развёртка куба. Тела вращения. Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые. Деление окружности на равные части. Виды треугольников: равносторонний, разносторонний, равнобедренный. Конструирование из геометрических фигур (конструктор «Колумбово яйцо»).

Элементы  алгебры

Выражения с двумя переменными. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них. Равенства и неравенства.

Работа с информацией

Представление информации в виде таблицы, схемы, рисунка. Составление конечной последовательности (цепочки) чисел по заданному правилу.

Курс «Математика в окружающем мире» является интегрированным, поэтому задания по математике тесно связаны с темами по окружающему миру. Указанные ниже количество часов распределено по темам занятий.

Содержание программы

«Животные и растения степи и лесостепи»

(34 часа)

Знакомство с территорией степи и лесостепи (1ч)

Расположение на карте степи и лесостепи. Природные условия степи и лесостепи.

Растительный мир степи и лесостепи (3ч)

Травянистые растения. Цветковые растения.

Животный мир степи и лесостепи (26ч)

Насекомые. Земноводные. Пресмыкающиеся. Звери. Птицы. Рыбы.

Охрана природы (3ч)

Государственный природный биосферный заповедник «Даурский». Государственный природный заповедник «Оренбургский». Государственный природный заповедник «Ростовский».

Итоговое занятие (1ч)

Содержание программы 4 класса

Математика (34часа)

Числа от 1 до 1000. Нумерация

Последовательность чисел

Арифметические действия над числами в пределах 1000

Сложение и вычитание многозначных чисел. Умножение и деление многозначных чисел. Нахождение результатов арифметических действий. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия), прикидка результата. Приёмы рациональных вычислений. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Чётные и нечётные числа.

Числа больше 100. Нумерация.

Последовательность чисел. Сравнение чисел.

Арифметические действия над числами, которые больше 1000.

Сложение и вычитание чисел, которые больше 1000. Умножение и деление чисел, которые больше 1000. Нахождение результатов арифметических действий. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия), прикидка результатов. Приёмы рациональных вычислений. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Чётные и нечётные числа. Увеличение (уменьшение) чисел в 10, 100, 1000 раз.

Величины и их измерение.

Длина. Единицы длины: метр, сантиметр, миллиметр, дециметр, километр. Время. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, год, век. Масса. Единица площади: квадратный метр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр и соотношение между ними. Действия с именованными числами. Взаимосвязь между величинами (скорость, время, расстояние).

Текстовые задачи.

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел. Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, в схеме, в таблице, в графике, в столбчатой диаграмме для ответа на заданные вопросы. Решение простых и составных текстовых задач. Дополнение условия задачи и постановка вопроса к задаче.

Элементы геометрии.

Плоские и объёмные фигуры. Ломаные линии. Обозначение геометрических фигур буквами. Составление плоских фигур из частей. Симметричные фигуры. Расположение фигур на плоскости. Изменение положения куба. Изменение положения плоских фигур. Видимые и невидимые линии у объёмных фигур. Видимые и невидимые грани у объёмных фигур. Виды треугольников в зависимости от вида углов; виды треугольников в зависимости от длины сторон. Виды углов: тупые, острые, прямые. Рисование предметов с помощью  геометрических фигур. Построение фигур по координатам. Определение координат у вершин многоугольников.  Построение треугольника по трём сторонам с помощью линейки и циркуля. Многогранники. Вписанные многоугольники. Площадь прямоугольного треугольника. Распознавание геометрических фигур в составе более сложных.

Элементы алгебры.

Высказывания. Координатный угол. Простейшие графики. Диаграммы. Таблицы. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них. Равенство с буквами. Нахождение неизвестного числа, обозначенного буквой.

Содержание программы окружающий мир

«Пустыни. Полупустыни. Высотная поясность»

(34 часа)

Знакомство с территорией пустыни и полупустыни.(2ч)

Расположение на карте пустыни и полупустыни. Природные условия пустыни и полупустыни. Климатические условия пустыни и полупустыни. Виды пустынь.

Растительный мир пустыни и полупустыни (3 ч)

Травянистые растения. Кустарники. Полукустарники. Деревья.

Животный мир пустыни и полупустыни.

Насекомые. Паукообразные. Пресмыкающиеся. Птицы. Звери.

Знакомство с высотной поясностью (5ч)

Горные системы России, их расположение на карте. Растительный мир горных систем.

Животный мир горных систем (8ч)

Птицы. Звери.

Охрана природы (6ч)

Богдинско-Баскунчакский государственный природный заповедник; Астраханский государственный природный биосферный заповедник; Кавказский государственный природный биосферный заповедник; Южно-Уральский государственный природный заповедник; Природный парк «Белуха»; Сихотэ-Алинский государственный биосферный природный заповедник.

Итоговое занятие (1ч)

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2. 1. Личностные результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности «Математика в окружающем мире» направлены на готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части:

- Гражданско - патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине – России;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

уважение к своему и другим народам;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;

- Духовно-нравственного воспитания:

признания индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям

- Эстетическое воспитание:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям т творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности

- Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);

бережное отношение к физическому и психическому здоровью

- Трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, отвественное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям

- Экологического воспитания:

бережное отношение к природе;

неприятие действий, приносящих ей вред

- Ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира;

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании

2.2.  Метапредметные результаты освоения программы направлены на:

2.2. 1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия:

сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;

определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного  педагогическим работником алгоритма;

выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы  

2) базовые исследовательские действия:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

с помощью педагогического работника формулировать цель. планировать изменения объекта, ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях

3) работа с информацией:

выбирать источник получения информации;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информационную в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации

2.2.2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументировано высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование)

готовить небольшие публичные выступления

подбирать иллюстрированный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления

2) совместная деятельность:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою част работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы

2.2. 3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий;

2) самоконтроль:

устанавливать причины успеха/неудачи учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок

Предметные результаты

Использование приобретённых математических знаний для описания  и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

Овладение основами логического, алгоритмического и пространственного мышления, математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, рисунки).

Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, распознавать геометрические фигуры, работать с таблицам, схемами, рисунками, цепочками; представлять, анализировать данные, выполнять задания логического характера, собирать фигуры из деталей конструктора.

Отработка навыков работы на компьютере для выполнения учебных задач.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  3 класс

№ п/п

Тема

количество отводимых часов

форма проведения

1

Арифметические действия в пределах 100.

Удивительная степь

Игра – путешествие.

Мульт.просмотр

2

Решение задач.

Растения-эфеме6ры.

Практика.

Мультпросмотр

3

Обозначение геометрических фигур буквами.

Степные растения.

Практика.

Беседа

Мультпросмотр

4

Таблицы.

Цветочный ковёр степи.

Познавательная игра.

Мультпросмотр

5

Грани куба

Степные насекомые.

Интеллектуальная игра

Мультпросмотр

6

Ломаная линия.

Муравей-жнец степной. Степная дыбка.

Соревнование.

Мультпросмотр

7

Чётные и нечётные числа.

Земноводные степей.

Конкурс.

Мультпросмотр

8

Решение задач.

Пресмыкающиеся степей.

КВН

Мультпросмотр

9

Тела вращения.

Болотная черепаха.

Познавательная игра

Мультпросмотр

10

Площадь прямоугольника.

Рыбы водоёмов степей.

Конкурс

Мультпросмотр

11

Развёртка куба.

Хищные рыбы степных водоёмов.

Практика.

Мультпросмотр

12

Порядок выполнения действий.

Многообразие степных птиц.

Сорвнование

Мультпросмотр

13

Умножение на 1 и 0.

 Деление на 1.

Перепел. Стрепет.

Познавательная игра

Мультпросмотр

14

Единицы времени.

Хищные птицы степей.

Конкурс.

Мультпросмотр

15

Видимые и невидимые линии.

Журавль-красавка. Дрофа.

Игра

Мультпросмотр

16

Доли.

Птицы степей.

Игра

Мультпросмотр

17

Внетабличное умножение и деление.

Утки степей.

Соревнование

Мультпросмотр

18

Симметричные фигуры.

Суслик.

Практика

Мультпросмотр

19

Умножение двухзначных чисел на однозначное.

Сурок.

Практика

Мультпросмотр

20

Выражение с двумя переменными.

Хомяк.

Познавательная игра

Мультпросмотр

21

Деление двузначных чисел на однозначное.

Тушканчик.

Практика

Мультпросмотр

22

Нахождение неизвестных компонентов.

Барсук.

соревнование

Мультпросмотр

23

Деление с остатком.

Ондатра. Степной хорёк.

Практика

Мультпросмотр

24

Числа от 1 до 1000.

Нумерация.

Степной ёж.

Игра

Мультпросмотр

25

Сравнение трёхзначных чисел

Речной бобр.

Соревнование

Мультпросмотр

26

Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Крот. Цокор. Слепыш.

Интеллектуальный марафон

Мультпросмотр

27

Единицы массы.

Степная лисица.

Практика

Мультпросмотр

28

Виды треугольников.

Мулан.

Коструирование

Мультпросмотр

29

Умножение и деление круглых чисел в пределах 1000.

Кулан.

Практика

Мультпросмотр

30

Решение задач.

Косуля.

Деловая игра

Мультпросмотр

31

Деление окружности на равные части.

Государственный природный биосферный заповедник «Даурский».

Практика

Мультпросмотр

32

Перпендикулярность прямых.

Государственный природный заповедник «Оренбургский».

Практика

Мультпросмотр

33

Параллельность прямых.

Государственный природный заповедник «Ростовский».

Практика

Мультпросмотр

34

Итоговое занятие.

Смотр знаний

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  4  класс

№ п/п

Тема

количество отводимых часов

форма проведения

1

Числа от 1 до 1000. Нумерация.

Удивительные пески.

Игра.

Путешествие.

Мультпросмотр

2

Сложение и вычитание многозначных чисел.

Какие бывают пустыни.

Практика.

Просмотр мульт

3

Умножение  и деление многозначных чисел.

Кустарники и полукустарники.

Практика

Мультпросмотр

4

Решение задач.

Растения-эфемероиды. Злаки.

Практика

Мультпросмотр

5

Координатный угол.

Саксаул. Песчаная акция.

Познавательная беседа

Мультпросмотр

6

Построение фигур по координатам.

Насекомые пустынь и полупустынь.

Практика

Мультпросмотр

7

Числа больше 1000. Нумерация.

Паукообразные пустынь и полупустынь.

Практика

Мультпросмотр

8

Сравнение многозначных чисел.

Пресмыкающиеся пустынь и полупустынь.

Соревнование

Мультпросмотр

9

Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз.

Пресмыкающиеся пустынь и полупустынь. Змеи.

Практика

Мультпросмотр

10

Единицы длины.

Птицы пустынь и полупустынь.

Соревнование

Мультпросмотр

11

Единицы площади.

Заяц-песчаник. Камышовый кот.

Конкурс

Мультпросмотр

12

Единицы времени.

Полосатая гиена. Гепард.

Соревнование

Мультпросмотр

13

Решение задач.

Антилопа джейран.

Практика

14

Истинные и ложные высказывания.

Бактриан.

интеллектуальный марафон

Мультпросмотр

15

Многоугольники.

Богдинско-Баскунчакский заповедник.

Практика

Мультпросмотр

16

Выражения с тремя переменными.

Астраханский государственный природный биосферный заповедник.

Практика

Мультпросмотр

17

Площадь прямоугольника.

Высотная поясность. Горные системы России.

Соревнование

Мультпросмотр

18

Многогранник.

Горы Дальнего Востока.

Практика

Мультпросмотр

19

Порядок действий в числовых выражениях.

Уральские горы.

Практика

Мультпросмотр

20

Задачи на движение.

Горы Южной Сибири.

Практика

Мультпросмотр

21

Виды углов.

Кавказские горы.

Практика

Мультпросмотр

22

Действия с величинами.

Птицы горных систем России.

Игра

Мультпросмотр

23

Группировка множителей.

Хищные птицы гор.

Практика

Мультпросмотр

24

Деление многозначных чисел с остатком.

Редкие животные Приморья.

Практика

Мультпросмотр

25

Столбчатые диаграммы.

Редкие животные Приморья.

Практика

Мультпросмотр

26

Круговые диаграммы.

Редкие животные Кавказа.

Практика

Мультпросмотр

27

Классификация треугольников.

Горные кошки.

Конкурс

Мультпросмотр

28

Решение задач на нахождение части числа и числа по его части.

Горный баран. Сибирский горный козёл.

Практика

Мультпросмотр

29

График.

Кабарга. Марал.

Практика

Мультпросмотр

30

Арифметические действия с многозначными числами.

Кавказский государственный природный биосферный заповедник.

Практика

Мультпросмотр

31

Вписанные многоугольники.

Южно-Уральский природный государственный заповедник.

Познавательная игра

Мультпросмотр

32

Построение треугольника по трём сторонам.

Природный парк «Белуха».

Познавательная игра

Мультпросмотр

33

Решение задач.

Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник.

Практика

Мультпросмотр

34

Итоговое занятие.

Смотр конкурс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Интерактивная игра по окружающему миру "Кто хочет стать знатоком окружающего мира"

Игра может быть использована как в урочной, так и внеурочной деятельности.Игра на сайте: http://exchange.smarttech.com...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....