Тематика проектной деятельности для внеурочной работы по математике в нач.школе.
проект по математике

Зеленина Ульяна Валентиновна

Тематика проектной деятельности для внеурочной работы по математике в нач.школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод проектов – это способ достижения намеченного результата, который подразумевает технологическую проработку всего пути.

Алгоритм технологии:

Постановка учебной задачи

1. Подготовительный этап (мотивация)

Учебные действия

2. Информационный (планирование)

3. Деятельностный

а) сбор материала

б) оформление результатов

4. Презентационный (презентация проектов)

Самоконтроль и самооценка

5. Рефлексивный (оценка процесса и результата)

 

Учебный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решении какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способов организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

В методической литературе технологическая проработка учебного проекта описывается формулой «пяти П»: проблема – проектирование – поиск информации – продукт – презентация.

  1. Проблема – определение.

На уроках математики любая глобальная проблема, любая проблема математики и практически любая реальная проблема обыденной жизни  может быть проблемой проекта (например, проблема, связанная с нежеланием носить форму, которая возникает у наших школьников (темы проектов «Школьная форма – это здорово!», «За и против школьной формы»). Ее может формулировать учитель и/или учащиеся. Важно принимать во внимание возрастные, возможности, личные потребности и индивидуальные особенности ребят в процессе выбора проблемы. Оназначимой, важной и интересной для учащихся; и представлять собой реальную задачу, решение которой не очевидно и которая в ходе решения предполагает использование имеющихся знаний, умений и навыков, но и в случае необходимости, поиск и овладение новыми знаниями, умениями и навыками; при решении проблемы использованы интегрированные знания, исследовательские методы.

  2. Проектирование (планирование) - определение источников необходимой информации; определение способов сбора и анализа информации; определение способа представления результатов (формы проекта); установление процедур и критериев оценки результатов проекта; распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы;

Этап проектирования распадается на две составляющие:

1) подготовительный этап (уточнить тему проекта, определить цели проекта, обозначить конечный продукт, определить тип проекта);

2)  планирование (наметить путь (план), выявить имеющиеся и недостающие ресурсы, определить способы работать над каждым шагом).

Для оказания помощи на этапе планирования учащимся можно предложить следующую памятку-табличку.

Проблема проекта

Почему?

Цель проекта

Зачем мы это делаем?

Задачи

Что мы делаем?

Методы и способы

Как мы делаем?

Оценка имеющихся  и недостающих

ресурсов

Что уже есть в арсенале для выполнения проекта, а чего не хватает?

Сроки выполнения

Когда мы делаем?

  3. Поиск информации - сбор и уточнение информации (основные инструменты: опросы, наблюдения, эксперименты, практические задачи и т.д.); выявление («мозговой штурм») и обсуждение вопросов, возникающих в ходе выполнения проекта; выбор оптимального варианта хода проекта; поэтапное выполнение исследовательских задач. Выводы: анализ информации; формулирование выводов.

  4. Продукт – запланированный результат;

В какой форме будет предоставлен продукт проекта – зависит от фантазии тех, кто над этим проектом работает. Продукты одного и того же проекта могут быть различны. Продукт м.б.  мультимедийным (видеофильм, видеоролик или вебсайт), мероприятием (экскурсия, математический вечер, математическая викторина), руководством, альбомом или задачником.

  5. Презентация - представление (защита) проекта. Представление проекта (защита) включает в себя: демонстрацию результатов исследовательской деятельности; предложения по разрешению проблем.

Этап представления и защиты проекта – это серьезное испытание для ребят. Для того чтобы показать «товар лицом», требуется специальная сложная для учащихся подготовительная работа: необходимо составить план выступления, подготовить компьютерную презентацию, сопровождающую выступление, а также составить речь, которую надо произнести. Как правило, сами участники проекта справиться самостоятельно с этими задачами не могут, поэтому учитель оказывает помощь при подготовке к защите.

Некоторые преподаватели рекомендуют добавить шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчёты и др.

   6. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки достижений школьников в процессе работы над проектом. С одной стороны, это инструмент обучения, а с другой – пошаговая оценка достижений учащихся как ими самими, так и учителем.

Общие направления, по которым можно формулировать конкретные темы проектов.

1-4 классы

·         В мире чисел. Арифметические действия

·         В каких единицах будем измерять?

·         Геометрические формы вокруг нас

·         «Когда-то многие считали, что нуль не значит ничего…»

·         Гулливер и лилипуты (Масштаб).

·         Проценты в нашей жизни

·         Экономия семейного бюджета

Примеры работы над проектами по математике

Тема: Математические развлечения

Примеры подтем:

Игры с числами; Логические задачи; Старинные задачи; Логические игры; Невозможные рисунки; Магические квадраты; Фокусы с числами; Развёртки.

Примеры проектов:

• Лист Мёбиуса.

• Бумажный домик с мебелью.

• Бумажные макеты транспорта (самолёты, корабли, машины).

• Чемпионат класса по калаху (или другой логической игре).

• Конкурс математических развлечений.

• Энциклопедия математических развлечений.

• Математический праздник.

Тема: Логические игры

Примеры подтем:

Шашки; Шахматы; Калах; Нарды; Уголки; Крестики-нолики (в том числе на бесконечной доске); Морской бой; Логические игры в древней истории; Логические игры в книгах; Логические игры в фильмах; Забытые игры.

Примеры проектов:

• Чемпионаты класса по одной или нескольким играм.

• Постановка спектакля «Алиса в Зазеркалье».

• Комплекты для игр.

• Оригинальный стилизованный комплект шахматных фигур.

• Демонстрация коллекции одежды по шахматным мотивам.

• Книга о логических играх.

Тема: Математика вокруг нас

Примеры подтем:

Числа в пословицах и поговорках; Нумерация вокруг нас; Измерения (что меряют, чем меряют); Единицы измерения в Древней Руси; Единицы измерения в других странах; Числа в спорте; Математика в раскрое одежды; Математика в торговле; Математика в строительстве; Математика в кулинарии; Математика в древнем мире; Профессии, требующие хорошей математической подготовки.

Примеры проектов:

• Макеты зданий из простых геометрических тел.

• Конкурс на самый экономный раскрой.

• Книга о математике в древнем мире.

• Кулинарный праздник «Пересчитанные рецепты».

• Постановка по книге о числах (например, «Три дня в Карликании»).

• Коллекция самодельных измерительных приборов.

Тема: Шифры

Примеры подтем:

Способы шифрования текстов; Приспособления для шифрования; Шифрование местонахождения; Книги и фильмы, в которых встречается шифрование текста; Книги и фильмы о поисках по зашифрованным картам; Передача тайного смысла в картинах; Передача тайного смысла в книгах; Акростихи; Передача тайных посланий с помощью СМИ; Знаки в шифровании.

Примеры проектов:

• Игра «Поиск сокровищ».

• Конкурс дешифраторов.

• Создание приспособления для шифрования.

• Постановка по произведению о шифрах (например, Конан Дойль «Пляшущие человечки»),

• Обзор способов шифрования.

Тема: Узоры

Примеры подтем:

Узоры в Древней Греции; Узоры в Древнем Риме; Узоры в Древнем Египте; Узоры в Древней Руси; Закономерности в узорах; Узоры на зданиях; Узоры на одежде; Узоры на посуде; Узоры на оружии; Узоры в оформлении книг; Магические узоры.

Примеры проектов:

• Вышивка с узорами.

• Энциклопедия узоров.

• Украшение класса узорами.

• Демонстрация моделей одежды с узорами.

• Выставка оружия с узорами и реконструкция боя.

• Коллекция керамической (или иной) самодельной посуды с узорами.

• Исследование: узоры в истории нашего края.

• Коллекция узоров, созданных в графическом редакторе.

• Программа создания узоров на компьютере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка тематики проектной деятельности для внеурочной работы по математике

Внедрение проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время приводит к развитию творческого потенциала и природных способностей учащихся...

Разработка тематики проектной деятельности для внеурочной работы по математике.

Разработка тематики проектной деятельности для 1-4 класса...

Разработка тематики проектной деятельности для внеурочной работы по математике

Разработка тематики проектной деятельности для внеурочной работы по математике...

Разработка тематики проектной деятельности для внеурочной работы по математике

Разработка тематики проектной деятельности для внеурочной работы по математике...

Разработка тематики проектной деятельности для внеурочной работы по математике

Разработка тематики проектной деятельности для внеурочной работы по математике...