Разработка тематики проектной деятельности для внеурочной работы по математике
методическая разработка по математике
Внедрение проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время приводит к развитию творческого потенциала и природных способностей учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО МАТЕМАТИКЕ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Внедрение проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время приводит к развитию творческого потенциала и природных способностей учащихся; созданию условий для обретения каждым учеником универсальных умений и навыков деятельности; созданию ситуации «успеха»; подготовке ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека.
Проектная деятельность учащихся сейчас получила такое распространение и развитие, что, наверное, нет школы, где бы ею не занимались. Мы, учителя, давно применяем ее на уроках и во внеурочное время:
- творческие работы по теме: «Координатная плоскость» (математика 6 класс);
- изготовление моделей многогранников (геометрия 10 класс);
- исторические справки на уроках;
- исследование свойств различных многоугольников (геометрия 7-9 класс);
- исследование свойств функций (алгебра);
- подготовка рефератов и выступление о жизни великих математиков (неделя математики);
- презентации на различные темы.
Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.
Организуя работу над проектом на уроках математики очень важно соблюсти несколько условий:
- Тематика проектов должна быть известна заранее. Учащиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов, фактов из истории математики и жизни ученых математиков, подходов и решений тех или иных проблем. Желательно чтобы ученик или группа выбрала тему самостоятельно.
- Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.
- Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше учеников класса, предложив каждому задание с учетом уровня его математической подготовки.
Выделяется несколько видов проектов по математике:
а) исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Пример: проекты для старшеклассников: эссе, исследовательские работы.
б) творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Пример: газета, видеофильм, подготовка выставки.
в) игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая. Пример: сценарий праздника, фрагмент урока, кроссворды.
г) информационные проекты. этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Пример: различные сообщения, доклады.
По продолжительности подготовки: Краткосрочный, средней продолжительности , долгосрочный . По количеству участников: Индивидуальный, работа в парах, групповой (4-6 человек)
По методу: Творческий, исследовательский, информационный (ознакомительно-ориентированный).
В последнее время в нашу жизнь прочно вошли научно-практические конференции школьников и студентов. В которых мы с учениками ежегодно принимаем участие. При подготовке к конференциям важно соблюсти все этапы работы над проектом. Необходимо отметить, что метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.
Этапы работы над проектом.
- Подготовка
Содержание работы: Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы.
Деятельность учащихся: Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию.
Деятельность учителя: Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.
- Планирование
Содержание работы:
а) Определение источников необходимой информации.
б) Определение способов сбора и анализа информации.
в) Определение способа представления результатов (формы проекта)
г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.
д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы
Деятельность учащихся:Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.
Деятельность учителя:Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся
- Исследование
Содержание работы:
а) Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)
б) Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
в) Выбор оптимального варианта хода проекта.
г) Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта.
Деятельность учащихся: Поэтапно выполняют задачи проекта.
Деятельность учителя: Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся.
- Выводы
Содержание работы: Анализ информации. Формулирование выводов
Деятельность учащихся: Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект.
Деятельность учителя: Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)
- Представление (защита) проекта и оценка его результатов
Содержание работы: Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.
Деятельность учащихся: Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.
Деятельность учителя: Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта.
Очень важно организовать промежуточные обсуждения полученных данных в группах на уроках или занятиях в научном обществе. Раз в четверть или в триместр участник проекта докладывает о промежуточных результатах. Это позволяет организовать планомерную работу учащихся над проектом. Обычно проводится предзащита проекта, где высказываются замечания, даются советы по окончательному оформлению результатов.
Проектная технология, способная развить у обучающегося важнейшие компетенции: общенаучную; информационную; познавательную; коммуникативную; ценностно-смысловую; социальную; стремление личностного самосовершенствования.
Преимущества проектной деятельности в школе налицо:
1.В корне меняются отношения «учитель – ученик»:
-ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;
-ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний;
-ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;
-ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;
-ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;
-ученик субъект обучения – учитель партнер;
-ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.
2.Педагог имеет возможность использовать разные дидактические подходы.
3.По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает.
4.Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.
5.Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других.
6.Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы.
7.Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень ИКТ-компетенции.
Однако, без сомнения, в ходе проектной деятельности возникают определенные проблемы:
Работа над проектом объемная, кропотливая, поэтому возникает проблема перегрузки учащихся. Дети – люди увлекающиеся, поэтому работу начинают с желанием, энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями (большой объем информации, которую нужно найти, проанализировать, систематизировать, провести исследования), могут бросить работу над проектом. Самая большая проблема для учителя – не превратиться в ментора, диктующего свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум.
Пути разрешения обозначенных проблем:
1.Четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на учащихся.
2.Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми.
3.Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением работы.
4.Предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно, встать в позицию старшего друга, соратника.
5.Привлечь для работы над проектом родителей, консультантов.
Ориентация образовательного стандарта на результат делает главной целью образования развитие личности обучающегося на основе освоения различных способов действий, формирование у него умения ориентироваться в больших объемах информации, ставить образовательные цели, оценивать полученный результат, а в конечном итоге – умения учиться.
Реализация проектного метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Меняется и психологический климат на уроке, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. В этом я вижу основной результат своей работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Романовская. М. Б. Метод проектов в образовательном процессе / Романовская М. Б. // Завуч: управление современной школой. - 2007. - N 1. - С. 118-143; N 3. - С. 121-141
2. Худин А. Н. Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении / Худин А. Н. // Завуч. - 2006. - N 6. - С. 116-124
3. Новикова Т.Н. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Народное образование. - 2000. - № 7 – с. 103-115
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/24/picture-1380598-1643016022.jpg)
Тематика проектной деятельности для внеурочной работы по математике в нач.школе.
Тематика проектной деятельности для внеурочной работы по математике в нач.школе....
Разработка тематики проектной деятельности для внеурочной работы по математике.
Разработка тематики проектной деятельности для 1-4 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/15/picture-1407815-1673805022.jpg)
Разработка тематики проектной деятельности для внеурочной работы по математике
Разработка тематики проектной деятельности для внеурочной работы по математике...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/07/picture-1384866-1644251101.jpg)
Разработка тематики проектной деятельности для внеурочной работы по математике
Разработка тематики проектной деятельности для внеурочной работы по математике...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/27/picture-1381614-1643281066.jpg)
Разработка тематики проектной деятельности для внеурочной работы по математике
Разработка тематики проектной деятельности для внеурочной работы по математике...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/20/picture-1499053-1703096030.jpg)
Разработка тематики проектной деятельности для внеурочной работы по математике
Разработка тематики проектной деятельности для внеурочной работы по математике...