«Уравнения. Решение уравнений вида х + а = б»
план-конспект урока по математике (1 класс)

Калачёва Екатерина Витальевна

Технологическая карта урока математики в 1 классе по программе Л. Г. Петерсон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_uravneniya.docx115.11 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики в 1-Е классе

Тема: «Уравнения. Решение уравнений вида х + а = б»

Класс: первый

Предмет: математика

УМК: Л. Г. Петерсон

Тип урока: открытие нового знания

Цель: формирование понятия «уравнение» и  выведение способа  решения простого уравнения на основе взаимосвязи между частью и целым.

Задачи:

  • Формировать понятие «уравнение»
  • Формировать умение решать «уравнения» на основе взаимосвязи между частью и целым, реализуя новый способ действия; оформлять  решение «уравнения».
  • Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно - действенного мышления, умения анализировать данные, сравнивать, делать выводы.
  • Создать условия для воспитания чувства взаимопомощи, отзывчивости, воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.

Планируемые результаты:

Предметные:

Понимать, что такое «уравнение», что значит  «решить уравнение». Знать способ решения уравнения (алгоритм решения уравнения). Уметь решать «уравнения» вида: а + х = б на основе взаимосвязи между частью и целым.

Метапредметные:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы с учетом характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться

  правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Педагогические технологии:

Технология деятельностного метода.

Методы обучения:

 - проблемный;

 - частично-поисковый;

 - практический;

 - использование технических средств.

Средства обучения:

Интерактивная доска

Карточки с заданиями

Мультимедийное оборудование и компьютерная презентация

Учебник – тетрадь

Цветные карандаши

Схемы

Формы организации познавательной деятельности:

 - фронтальная

 - индивидуальная

- работа в паре

 Ключевые слова: часть, целое, уравнение, решить уравнение, алгоритм решения уравнения.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания, которые приведут к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты обучения (на уровне УУД)

Этап 1.

Организационный момент

(самоопределение к деятельности)

- Здравствуйте, ребята! Я  рада снова видеть Вас! Меня зовут Екатерина Витальевна, сегодня мы с вами погрузимся в мир математики.

Приветствие учителя.

Личностные УУД

Формируем эмоциональное отношение  учебной деятельности.

Этап 2. Актуализация знаний

- Ребята, сегодня я к вам пришла за помощью. Я получила письмо от Умки. (Спасибо, вам ребята, что помните меня, много обо мне знаете. Я  наловил много рыбы, 10 штук, крупную рыбу я отдал маме, а себе оставил 3 маленьких рыбки. Сколько рыб я отдал маме?)

Поможем Умке посчитать?  

- Какое правило применили для решения задачи?

Вывешиваю схему: Ц-Ч=Ч

- Какие вы молодцы! Так быстро  помогли Умке. А значит, Вы легко справитесь со следующим заданием. Оно находится у вас в учебнике на странице 20 под №1.

Вывод: Как решили эти примеры? Что помогло? Какое правило применили?

- Да.

 

Решают задачу.

Ответы учащихся.

Правило: чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть.

Открывают учебник-тетрадь и решают примеры.

Ответы детей.

На доске иллюстрация схемы.

C:\Users\1\Desktop\img2.jpg

 ? + 3 = 10

10 – 3 = 7 (р.)

Ответ: 7 больших рыб Умка отдал маме.

Коммуникативные

1.Развивать умение слушать и вступать в диалог.

 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3.Оформлять свои мысли в устной форме.

Предметные УУД

Применять знание части и целого и правило их нахождения.

 Личностные УУД

Ориентироваться в межличностных отношениях при работе в диалоге.

Этап 3.

Фиксация затруднения в пробном учебном действии

- А теперь задание посложнее.

Посмотрите, пожалуйста, на задание № 2.

- Чем оно отличается от предыдущего?

Схема с буквой - Х

- Что обозначает эта буква в примере?

- А кто знает, как в математике называются выражения с неизвестной частью?

(Если не назовут, проговаривает учитель – это уравнение)

- Так что такое уравнение?

Ответы обучающихся:

- Много фигур, легко запутаться.

- Появилась буква Х.

- Неизвестная часть.

Решают уравнения с фигурами

Ответы учеников.

- это выражение с неизвестной частью.

У каждого ученика учебник-тетрадь.

Личностные УУД

формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Этап 4. Построение проекта выхода из затруднения

Физминутка

- Ребята, какой вопрос встал перед нами?

- Какую цель поставим для себя на уроке?

- Какая тема урока?

- Что значит «решить уравнение»?

«Весёлые фигурки»

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

Посмотри на кончик носа

И в «межбровье» посмотри.

Круг, квадрат и треугольник

По три раза повтори.

Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.

А сейчас расслабились

На места отправились.

- Сейчас мы с вами попробуем решить уравнение с числами, для этого построим алгоритм:

  1. Найти в уравнении и обозначить части и целое;
  2. Определить, что х является частью;
  3. Применить правило: чтобы найти неизвестную часть, можно из целого вычесть известную часть;
  4. Выполнить действие;
  5. Назвать и записать ответ.

- Как решать уравнения?

- Научиться решать уравнения

- Решение уравнений

- Найти неизвестное число

Выполняют движения.

Формулирование темы и цели урока.

Х + 2 = 4

Х = 4 - 2

Х = 2

Проговаривают правило

Регулятивные УУД

1.Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

2. Высказывают предположения

Познавательные УУД

1.Находить нужную информацию, используя учебник;

2. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД

1.Развивать умение слушать и вступать в диалог.

 2.Участвовать в коллективном (групповом) обсуждении вопросов.

3. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

4.Оформлять свои мысли в устной форме.

5.Развивать умение работать в группе.

Этап 5. Реализация построенного проекта Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Зачем нам нужен этот алгоритм?

- Давайте применим новые знания на деле.

- Решим уравнение под буквой б)

- Для того,  чтобы правильно решить уравнение.

Выполняют задание по цепочке, проговаривая способ действия. Один учение работает у доски.

 

Х + 1 = 5

Х = 5 - 1

Х = 4 

Регулятивные УУД

Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.

Этап 6. Этап самостоятельной работы с проверкой

- А теперь попробуйте самостоятельно поработать.

У вас на листочках уравнение.

- Решите уравнение (На это у Вас 5 минут)

(Приложение № 1)

- У кого всё верно, обведите плюс в кружочек.

Решают на листочке уравнения

Взаимопроверка

Проверка с  доской

Ответы учеников.

Каждому выдаётся листок с уравнением.

Регулятивные УУД

1.Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.

2. Развивать умение работать по коллективно составленному алгоритму.

3. Вносить необходимые коррективы в действие с учетом характера сделанных ошибок.

Личностные УУД

Развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Этап 7. Этап рефлексии деятельности на уроке

-  Итак, с чем мы сегодня познакомились?

- Какую цель ставили на уроке?

- Достигли мы этой цели?

- Оцените свою работу при помощи кругов.

Отвечают на поставленные вопросы.

Поднимите, пожалуйста, круг зеленого цвета, если все было понятно.

 

Красный, если  остались вопросы, затруднения.

Регулятивные УУД

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Приложение 1

Х + 2 = 8

Х =

 

Х + 2 = 8

Х= 8 - 2

Х = 6