Урок математики во 2 классе по теме «Угол. Виды углов»
план-конспект урока по математике (2 класс)

Багаутдинова Валентина Юрьевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 17.01._matem.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         Урок математики во 2 классе по теме «Угол. Виды углов»

УМК «Школа России».  Авторы: Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В.

Цель: Создать условия для учебной деятельности по формированию представлений о видах углов.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • дети получат представления  о различных видах углов;  
  • научатся  определять виды углов - острый, тупой, прямой;
  • научатся чертить угол;
  • распознавать различные геометрические фигуры (лучи, многоугольники, углы);

Метапредметные:

         Личностные УУД:

- формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности;

- понимать значение знаний для человека и принимать его; иметь желание учиться.

 Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель урока;

- осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;

- выполнять задания творческого и поискового характера;

- оценивать свою работу.

      Познавательные УУД:

- формировать умение осуществлять анализ, сравнение геометрических фигур;
- под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов;
- под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы;
- строить небольшие математические высказывания в устной форме ;
- давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа;

     - сравнивать способ действия и его результат с эталоном;

     - строить логическую цепь размышлений;

     - классифицировать углы  по определенному признаку.

      - выполнять действия по алгоритму.


 
 Коммуникативные УУД:
    -  умение общаться и работать в парах;
  -  выражать свою точку зрения;
  -  адекватно воспринимать другое мнение и позицию в диалоге;

Методы обучения:

- репродуктивные: словесные, наглядные, практические;

- продуктивные: проблемный, частично-поисковые.

Формы обучения: фронтальная работа,  парная, индивидуальная.

Оборудование:

  • Для учителя: компьютер, проектор,  чертежный треугольник, лист бумаги неправильной формы (для демонстрации опыта).

  • Для детей: чертежные треугольники, модели прямого угла, индивидуальные карточки с начерченными углами разных видов для экспериментальной работы. Учебник М.И. Моро и др. «Математика». 2 класс.

Часть 2.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

  1. Организационный момент

Сегодня урок необычный у нас.

Готов к нему, вижу, каждый из вас:

Улыбка, уверенность.

Что ж: «Так держать!»

За парты садитесь, пора начинать.

Личностные УУД:

- понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться

      2.  Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

- Чтоб все на уроке прошло без запинки его мы начнем, ну конечно, с разминки. С собой мы возьмём хорошее настроение и пожелаем друг другу удачи. 

-Вспомните, как правильно нужно сидеть.   Следите за посадкой!

- Откроем тетради, запишем число,  классная работа.

Вы узнаете, куда мы отправимся сегодня, когда расшифруете слово.

Для этого надо выполнить задание математического диктанта.

  • Найди сумму чисел 44 и 55.
  • Найди разность чисел 38 и 6.
  • Уменьшаемое 70, вычитаемое 7. Найдите разность.
  • 17 уменьшить на 8?
  • Из числа 40 вычесть 8.
  • Какое число надо прибавить к числу 85, чтобы получить 100 ?
  • На сколько 13 больше  12?
  • На сколько 78  меньше 80?
  • Какое число нужно прибавить к 20, чтобы получить 36?

Получились числа 99, 32, 63, 9, 32 , 15, 1, 2, 16.

Пользуясь ключом, расшифруйте слово.

О -  63                              М - 9

Г –  99                              Е -  32

Т –  15                             Р -   1

Я -  16                              И -  2

 - Какое слово получилось? ( ГЕОМЕТРИЯ)

- Мы сегодня побываем в стране Геометрия.

«Кто» живет в этой стране?

Сегодня вам предстоит узнать что-то новое об этой стране. С чего мы начнем работу?

Дети вычисляют, записывают результат на доске (по 1 выходят)

 

Фигуры.

С повторения того, что уже знаем.

Коммуникативные УУД.

- формирование умения вступать в диалог.

Познавательные УУД.

- строить логическую цепь размышлений.

3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Посмотрите на фигуры (на доске)

На какие группы можно разделить все фигуры на доске? (Убираются фигуры без углов)

На какие три группы можно разделить оставшиеся фигуры?

Что общего у фигур каждого вида?

Сколько углов у фигур каждой группы?

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на этом уроке?

Можно ли угол назвать геометрической фигурой? Докажите свое мнение.

Дети высказывают свои предположения. (Возможно затруднение в деятельности).

Можете ли вы объяснить, что такое угол?

Теперь мы знаем причину нашего затруднения, поэтому какую цель мы поставим для себя на этом уроке?

- Как вы думаете, зачем нужно изучать угол?

Где могут пригодиться ваши знания об углах?

Люди каких профессий часто встречаются с углами?

Давайте составим план как будет проходить знакомство с углом:

  1. Узнать, что такое угол;
  2. Научиться чертить угол;
  3. Какие бывают виды углов;
  4. Как определить вид угла.

Фигуры, которые имеют угол, и фигуры, у которых нет углов.

-треугольники, четырехугольники, пятиугольники

- Количество сторон и углов

- У пятиугольников – 5, у четырехугольников – 4, у треугольников - 3

Об углах.

Дети высказывают разные предположения.

Нет, т.к. не знаем свойств данной фигуры.

Узнать, что такое угол.

Нужно знать, как правильно что-то смастерить.

В строительстве будущего дома, мебели в доме с углами.

Конструкторы, архитекторы, строители

Познавательные УУД.

- применять схемы и модели для получения информации;

- классифицировать

объекты по определенному признаку.

    Познавательные УУД:
- формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;

-давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа;


- под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов;

Предметные

- владеют умением распознавать различные геометрические фигуры  (многоугольники, овалы, круги);

Коммуникативные УУД:

-  адекватно воспринимать другое мнение и позицию

Регулятивные УУД:

- постановка учащимися цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что не известно.

 Познавательные УУД:     понимают  значение знаний для человека.

Регулятивные УУД:

- планируют этапы достижения  цели

4. «Открытие» нового знания.

Для знакомства предлагается рассмотреть несколько углов, данных на доске.

Все ли углы, которые вы видите на доске, одинаковые?

Что между ними общего?

Знакомы мы с такой фигурой, которая имеет начало в точке и не имеет конца?

Какой вывод можете сделать из этого, глядя на углы? (предположения детей)

Чем они отличаются друг от друга?

Делаем вывод: угол – это…

Давайте построим угол по алгоритму:

  • - На листе тетради отметьте точку и обозначьте её буквой О.

Точка О – вершина угла.

  • Проведите из точки О два луча, это и будут стороны угла.

На сколько частей лучи разделили плоскость? Меньшую часть заштрихуйте цветным карандашом.

-Какую фигуру вы заштриховали? (Угол).

- Каждый угол имеет своѐ имя, название.

- Догадайтесь, как называется этот угол? Верно.

Итак, вы увидели, что углы могут быть разными. Но как вы думаете, может ли среди них быть какой-то самый главный угол? (предположения детей).

 

Проверим!

Практическая работа. (Построение модели прямого угла.)

- Углы бывают разные, но сначала мы познакомимся с самым главным углом. Сейчас каждый из вас  сделает из листа бумаги, который лежит на парте, модель главного угла, который мы будем называть прямым углом.

Как это сделать, подскажет учебник.

Прочитайте задание на с.8.

Согните лист, как на рис. 1, согните ещё раз, как на рисунке 2.

У вас получилась модель прямого угла. 

Разверните лист, как на рисунке 3.

  Обведите линии сгиба простым карандашом. На сколько частей прямые линии разделили плоскость? (На четыре).

- Сколько углов получилось? (Четыре).

- Это и есть прямые углы.

- На пересечении линий сгиба поставьте точку..

Покажите стороны прямого угла и их вершину.

Закрасьте каждый прямой угол карандашами разного цвета.

 

Поднимите руки те, кто выполнил задание без ошибок.

Молодцы!

-Но не всегда удобно определять прямой угол на глаз или с помощью модели угла. Для этого используют линейку-угольник. Чтобы определить прямой угол или нет, нужно совместить вершину и одну сторону угла с вершиной и стороной прямого угла на линейке-угольнике.

Учитель показывает.

 - С помощью угольника удобно не только определять прямые углы, но главное – строить их. Построим прямой угол, каждый сам назовѐт его одной буквой. Учитель на доске, а дети в тетрадях строят прямой угол. Выполняется взаимопроверка в парах. (Самооценка)

- А как же называются остальные углы?

А  ответить нам на этот вопрос поможет ..(учебник)

Откройте учебник на стр. 8 и прочитайте правило.

-Непрямые углы делятся на: тупые и острые.   Угол, величина которого меньше величины прямого – острый, а, если величина угла больше величины прямого – тупой.

Итак, мы узнали, какие бывают углы.

На доску вывешиваются карточки:

             острый     тупой      прямой

                      Физкультминутка.

Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись, давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

Нет.

Все состоят из прямых линий, которые выходят из одной точки.

Это луч.

Угол образуется из двух лучей, которые выходят из одной точки.

Расстояние между концами лучей может быть разным, поэтому и углы могут выглядеть по – разному.

Геометрическая фигура, которая состоит из двух лучей, выходящих из одной точки.

Выполняют построение угла по алгоритму

это угол  О.

Да.

Дети выполняют практическую работу по изготовлению прямого угла (по алгоритму)

Дети закрашивают цветными карандашами прямые углы.

Дети сравнивают углы с моделью.

Регулятивные УУД.

- сравнение объектов;

Познавательные УУД:

-Сравнивают объекты;

Познавательные УУД:

- строят небольшие математические высказывания в устной форме;

Предметные:

-научатся чертить угол

Предметные:

-получат представления  о различных видах углов;  

Познавательные УУД:

- формируют умение добывать информацию из текста; работают по алгоритму, данному в учебнике.

ПознавательныеУУД:

- под руководством учителя обобщают, делают выводы;

Познавательные УУД.

-высказывают собственные предположения.

- сравнение способа действия и его результата с эталоном

- извлекают информацию из текста

Предметные:

-дети получат представления  о различных видах углов;  

 

Личностные УУД:

-осознают важность сохранения и укрепления здоровья

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

 игра “Кто лишний?”

У каждого индивидуальная карточка с разными углами под номерами. Каждый ряд выполняет свое задание.

1 ряд — Назвать номера прямых углов.                                 (2)

2 ряд — Назвать номера тупых углов. (1)

3 ряд — Назвать номера острых углов. (3 ,4, 5)

Молодцы, ребята! Вы все хорошо справились с работой.

Сейчас мы попробуем определить виды углов, которые представлены в геометрических фигурах на стр. 9 учебника №1.

Рассмотрим треугольник все вместе.

Запишем в тетрадь №1:

 П — 2, 4, 7.      

 Т — 6, 9, 11.              

 О – 1, 3, 5.

Дальше вторую  фигуру определяем аналогично в парах!

С помощью модели прямого угла или с помощью угольника определяют вид угла и записывают результат в тетрадь.

Проверяем.

Может ли быть фигура, в которой все углы  одного вида?

Дети определяют с помощью учителя виды углов.

Работа в парах по определению видов углов.

да

Познавательные УУД:
- под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов;

   

 Коммуникативные УУД:
- умение общаться и работать в парах;
- выражать свою точку зрения;
- адекватно воспринимать другое мнение и позицию;

- умение вступать в диалог.

Регулятивные УУД -оценивание своей работы и работы других.

6. Самостоятельная работа c самопроверкой по эталону

 

Сейчас предлагаю выполнить задание на индивидуальных карточках. Определить виды углов и подписать их.

Аналогичная карточка увеличенного варианта находится на доске с обратной стороны. После выполнения работы подойдите к доске и проверьте правильность выполнения задания.

Выполнение задания.

Работают с моделью прямого угла или с угольником.

Познавательные УУД

- выполнение заданий на сравнение прямого угла и остальных фигур.

- сравнение  результата действия с эталоном

Регулятивные УУД

- оценивание своей работы

 

- сравнение  способа действия и его результата  с эталоном

Предметные:

- определяют виды углов - острый, тупой, прямой;

 

Познавательные УУД:

- формирование  умения осуществлять анализ, сравнение (с прямым углом) объекта;

      7. Включение в систему        знаний и повторение.

Сначала потренируемся.

– Прочитайте задачи в заданиях 5 и 6.

– Выберите схему краткой записи к первой задаче; ко второй.

– Обоснуйте ваш выбор.

Решите задачи самостоятельно:

вариант I – задачу 5;

вариант II – задачу 6.

– По одному ученику от каждого варианта будут выполнять работу на закрытой доске. Затем проведите самопроверку с доски.

(К доке выходят по два ученика, решают по два примера и выполняют проверку.) №2 с.9

 

Познавательные УУД: - выполняют задания творческого и поискового характера;

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

– Какую цель вы ставили перед собой на уроке?

– Достигли цели? Докажите.

Оцените свою работу на уроке. В тетради на полях начертите угол:

Красным карандашом – доволен собой, всё понял.

Зеленым карандашом – допускал неточность, не уверен в знаниях.

Синим карандашом – надо постараться и успех придёт.

А сейчас домашнее задание:

- начертить в тетради домик, с различными углами, подписать их названия.

- с.9 №4

Молодцы! Спасибо за работу!

Оценки за урок...

-Урок закончен.

Узнать, что такое угол, его признаки.

Угол - это геометрическая фигура, образуемая двумя лучами, имеющими общее начало.

Оценивание 5-6чел

Личностные УУД:

-формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД.

- оценивание своей деятельности и ее результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики во 2 классе на тему: "Угол. Виды углов и треугольников."

Путь к разгадкам тайн загадочной страны Геометрии не прост. Но всегда на помощь придёт игра: в начале урока - математическая разминка "Истинное-ложное", при актуализации знаний "напоминалочкой" послуж...

Фрагмент урока математики во 2 классе на тему: "Угол. Виды углов. Углы многоугольника."

Вашему вниманию представлен фрагмент урока математики во 2 классе по программе "Перспективная начальная школа" по теме "Угол.Виды углов. Углы многоугольника". В данном фрагменте показан этап работы на...

Конспект урока по математике во 2 классе по теме "Угол. Виды углов".

Урок разработан по программе УМК "Школа России"  по ФГОС с применением современного учебно-лабораторного оборудования....

презентация к уроку математики в 3 классе по теме: "Угол. Виды углов. Сравнение углов"

Презентация составлена в соответствии с требованиями ФГОС и системы Л.В.Занкова...

Урок математики в 4 классе по теме: Угол. Виды углов.

Обучающиеся знакомятся с понятиями: угол, вершина угла, стороны угла, тупой угол, острый угол, прямой угол....

Конспект урока по математике 2 класс на тему "Угол. Виды углов"

Конспект открытого  урока по математике на тему "Угол.Виды углов". 2 класс...

Урок математики 2 класс, Школа России. Угол. Виды углов.

Разработка конспекта урока, презентации, технологической карты урока математики. УМК "ШКОЛА РОССИИ"....