Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
занимательные факты по математике (2 класс)

Яйцова Яна Владимировна

***

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

       

  ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»,


класс

2

срок реализации программы

1 год

Черняховск, 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению обще-интеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Кружок «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности обучающихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от обучающихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

МЕСТО ПРОГРАММЫ

Курс изучения программы рассчитан на обучающихся 2 класса. На изучение курса отводится 36 часа (1 ч в неделю).

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

ЦЕЛЬ: развитие высших психических функций по средством математических упражнений (логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность).

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;
  • расширять математические знания в области чисел;
  • формировать умение учиться;
  • научить обучающихся решать обратные задачи, используя круговую схему.

Развивающие:

  • расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной математики;
  • содействовать развитию у обучающихся связной математической речи, мыслительных операций;
  • оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно – образного мышления, закреплению и актуализации ранее изученного материала;
  • развивать умение решать занимательные задания, связанные со счётом предметов; развивать умение решать математические ребусы и загадки;
  • развивать мелкую моторику рук и глазомер;
  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
  • развивать умение выполнять арифметические действия с числами из класса миллионов;
  • выявить и развить математические и творческие способности.

Воспитательные:

  • воспитывать умение объективно оценивать себя, товарища и работу класса в целом, воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки, чувство ответственности, дисциплины, аккуратности, добросовестного отношения к предмету, к учебе;
  • формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Проблемное обучение способствует развитию познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся.

Развивающее обучение способствует развитию личности и ее способностей.

Дифференцированное обучение способствует созданию оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей.

Игровое обучение способствует обеспечению личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений.

Обучение развитию критического мышления обеспечивает развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

Математические (логические) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, дидактические игры и упражнения (геометрический материал), конкурсы и др.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
  • Анализировать правила игры;
  • Действовать в соответствии с заданными правилами;
  • Включаться в групповую работу;
  • Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием;
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты

  • Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
  • Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи;
  • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи;
  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
  • Воспроизводить способ решения задачи;
  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием;
  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;
  • Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи;
  • Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
  • Конструировать несложные задачи;
  • Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
  • Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
  • Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
  • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
  • Составлять фигуры из частей; определять место заданной детали в конструкции;
  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
  • Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии;
  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
  • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

  • Участие обучающихся в школьном, муниципальном, зональном турах олимпиад по математике.
  • Участие обучающихся во Всероссийской викторине «Кенгуру» и др. дистанционных математических конкурсах.
  • Активное участие в «Неделе математики» в начальной школе.
  • Выпуск стенгазет.

Учебно- тематический план

Название раздела

Кол-во часов

Теоретические часы

Практические часы

1

Числовые множества

9

3

6

2

Разные задачи

9

2

7

3

Забавная геометрия

9

3

6

4

Математические развлечения

9

-

9

                                               Календарно-тематическое планирование

№ п/п

   Тема урока

Кол-во часов

Содержание занятия

Характеристика деятельности            обучающихся

Вид контроля

Дата

 

 

Числовые множества.

9

1.

1.

Угадать число.

1

Построение графических моделей чисел

Расширение знаний о науке математике, истории и записи чисел, практическом применении математических знаний.

Составление головоломок, магических квадратов, лабиринтов, приобретение способов работы с ними, работа в парах.

 Строить алгоритмы изучаемых действий с числами, использовать их для вычислений, самоконтроля и коррекции своих ошибок.

Выполнять перебор всех возможных вариантов объектов и комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям, выделять существенные и несущественные признаки объектов

викторина

2.

2.

Волшебная таблица.

1

Разгадывание  и составление ребусов.

конкурс на самый сложный ребус

3.

3.

Угадать несколько задуманных чисел.

1

Разгадывание задуманных чисел

викторина

4.

4.

Отгадать несколько задуманных чисел, если каждое из них не превышает десяти.

1

Разгадывание задуманных чисел

викторина

5.

5.

Волшебные квадраты. Нахождение периметра фигур.

1

Заполнение волшебного квадрата по его началу. Самостоятельное составление волшебного квадрата.

практическая работа

6.

6.

Числовые головоломки.

1

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично

заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка

выполненной работы.

практическая работа

7.

7.

В мире чисел. Арифметика каменного века. Бесконечность натуральных чисел. Живая счетная машина.

1

Выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»

Строить алгоритмы изучаемых действий с числами, использовать их для вычислений, самоконтроля и коррекции своих ошибок.

конкурс

8.

8.

Римские цифры. Как читать римские цифры?

1

Конструирование и изображение римских цифр с помощью палочек.

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. Применять изученные знания и способы действий в измененных условиях. Выполнять задания поискового и творческого характера. Ритмический счет до 40.

практическая работа

9.

9.

Игры с числами и предметами.

1

Конструирование и изображение римских цифр с помощью палочек.

практическая работа

 

 

Разные задачи.

9

10.

1.

Задачи – шутки.

1

Самостоятельное придумывание  и решение задач.

Решение задач на все действия в сказках, стихотворениях, играх.

Составление числовых выражений, измерение и вычисление расстояний, сравнивание длин.

Составление закономерностей, решение логических  задач.

Решение задач на развитие аналитических способностей, способностей логически мыслить, рассуждать, делать умозаключения. Выделять задачи из предложенных текстов.

Моделировать условие задачи с помощью предметов,

схематических рисунков и схем, выявлять известные и

неизвестные величины, устанавливать между величинами отношения части и целого, больше (меньше) на …», использовать понятия «часть», «целое», «больше (меньше) на …» «увеличить (уменьшить) на …» при составлении схем, записи и обосновании числовых выражений.

Анализировать задачи, определять корректность формулировок, дополнять условие задачи недостающими данными или вопросом.

Выполнять задания поискового и творческого характера.

Составлять задачи по рисункам, схемам, выражениям.

Выполнять перебор всех возможных вариантов объектов и комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям.

конкурс на лучшую загадку-шутку

11.

2.

Шуточные задачи.

1

Работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

конкурс на лучшую задачу

12.

3.

Шуточные задачи и загадки.

1

Составление загадок, требующих математического решения

конкурс

13.

4.

Комбинированные задачи с квадратами.

1

Работа в группах «Найди пару» Самостоятельное придумывание  и решение задач.

практическая работа

14.

5.

Старинные задачи.

1

Работа в группах «Найди пару» Самостоятельное придумывание  и решение задач.

конкурс на лучшую задачу

15.

6.

Сказки и старинные истории.

1

Самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

проект «Моя задача»

16.

7.

Решение задач с конца.

1

Работа в группах «Найди пару» Самостоятельное придумывание  и решение задач.

конкурс

17.

8.

Задачи на восстановление. Придумывание по аналогии. Решение задач и составление обратных задач к данным.

1

Инсценирование  и решение задач

конкурс на лучшую задачу

18.

9.

 Волшебный круг. Составление круговых диаграмм. Решение задач с использованием круговых диаграмм.

1

Самостоятельное придумывание  и решение задач. Работе в парах.

практическая работа

 

 

Забавная геометрия.

 

9

19.

1.

Упражнения со спичками.

1

Конструирование фигур из спичек.

Составление головоломок, магических квадратов, лабиринтов, приобретение способов работы с ними, работа в парах. 

Выполнять перебор всех возможных вариантов объектов и комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям.

Находить закономерности в последовательностях, составлять закономерности по заданному правилу.

Упорядочивать объекты, устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счета.

практическая работа

20.

2.

Упражнения со спичками. Греческий храм.

1

Конструирование фигур из спичек.

практическая работа

21.

3.

Упражнения со спичками. Ключ.

1

Конструирование фигур из спичек.

практическая работа

22.

4.

Фигуры, вычерчиваемые одним росчерком.

1

Конструирование фигур

практическая работа

23.

5.

Упражнения с куском бумаги.

1

Конструирование оригами

практическая работа

24.

6.

Разрежьте правильно на части.

1

Разрезание на части

практическая работа

25.

7.

Построения с препятствиями и ограничениями.

1

Составление картинки с заданным разбиением на части.

практическая работа

26.

8.

Геометрические головоломки.

1

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично

заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка

выполненной работы.

практическая работа

27.

9.

Замечательные кривые.

1

Путешествие в страну кривых линий.

практическая работа

 

 

Математические развлечения.

7

28.

1.

Арифметическая викторина.

1

Решение нестандартных заданий

Работа с играми, тренажёрами на развитие внимания.

Работа с играми на совершенствование воображения. Задание по логическому раскрашиванию. Конструирование предметов по точкам и рисование по клеточкам.

Различать способ и результат действия  принятия практической задачи;  самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи

конкурс

29.

2.

Геометрическая викторина.

1

Решение нестандартных геометрический задач

конкурс

30.

3.

Головоломный лабиринт.

1

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по

командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3

клетки).

беседа по вопросам

31.

4.

Лабиринт английского короля.

1

Решение нестандартных задач

беседа по вопросам

32.

5.

Веселые вопросы.

1

Выполнение заданий презентации «Математическое путешествие»

конкурс

33.

6.

Путешествие по числовому лучу. Координаты  на числовом луче.

1

Построение графических моделей чисел

практическая работа

34.

7.

Математическая викторина.

1

Работа в группах. Оформление математической информации.

тест

                                           

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1. Используемая литература (книгопечатная продукция)

Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2017

«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал.

2. Печатные пособия

Демонстрационные таблицы по темам.

Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: 10 п.л. формата А1 / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.

Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М.: ВАРСОН, 2010.

3. Игры и другие пособия

Кубики (игральные) с точками или цифрами.

Комплекты карточек с числами:

  • 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10);
  • 10, 20, 30, 40, … , 90;
  • 100, 200, 300, 400, … , 900.

«Математический веер» с цифрами и знаками.

Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).

Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).

Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки) для закрепления таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние:

на одной стороне — задание, на другой — ответ.

Часовой циферблат с подвижными стрелками.

Набор «Геометрические тела».

Математические настольные игры: математические пирамиды

«Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление» и др.

Палитра — основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре по темам «Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000», «Умножение и деление» и д

Список используемой литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Минобрнауки от 6октября 2009 года, №373.

  1. Примерные программы начального общего образования. Просвещение.2010г.

  1. Программа по математике А.Л.Чекина, Р.Г.Чураковой. М.: Академкнига/Учебник, 2011 год.

  1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика.

Волгоград: «Учитель», 2007

      5.  Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и  

           упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

      6..  Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и

          великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

  1.  http://www.pedlib.ru - Педагогическая библиотека.

  1. http://suhin.narod.ru - Сайт «Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат».

  1. http://www.pspu.as.ru - Игротека математического кружка Е.А. Дышинского


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 3 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" является программой общеинтеллектуальной направленности....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных"

ДЛя реализации программного содержания можно исполдьзовать учебник О.А. Холодовой "Юным умниикам и умницам"...

Рабочая программа внеурочной деятельности Математика и конструирование 4 класс 2016-2017 учебный год

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика и конструирование» 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика и конструирование» 1 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных"

Рабочая прогрмма внеурочной деятельности по математике...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика и конструирование»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика и конструирование»  составлена по программе Волковой С.И....