Технологическая карта по математике 4 класс на тему "Сложение многозначных чисел"
методическая разработка по математике (4 класс)

Каракулова Татьяна Александровна

Закрепить знания нумерации многозначных чисел

совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки

развивать память, логические мышление, речь 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Математика 4 класс105.15 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК МАТЕМАТИКИ В 4 КЛАССЕ

 

Тема урока: Действия с многозначными числами

Цель урока
– закрепить знания нумерации многозначных чисел (чтение, запись, сравнение; выражение числа в равных счётных единицах, представление его в виде разрядных слагаемых);
– совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки;
– развивать память, логическое мышление, речь.

Ход урока:

I. Орг. момент.

– Сегодня у нас много гостей, давайте поприветствуем их. Будем надеяться, что настроение у наших гостей хорошее, и они с удовольствием порадуются нашим успехам.

– Начать наш урок я хочу такими строками:
Великая радость – работа.
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счёта –
Всё счастье земли – за трудом!
– Я не случайно начала наш сегодняшний урок стихотворением Валерия Яковлевича Брюсова. Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней смогут внимательные, любознательные, трудолюбивые ребята.  Образцом трудолюбия, упорства, взаимовыручки нам будет служить известный всему миру человек Ю.А. Гагарин. В 2014 году 9 марта исполнилось 80 лет со дня рождения первого человека побывавшего в космическом пространстве.

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года. Детство крестьянского паренька Юры Гагарина прошло на Смоленщине. Был он подвижен и любознателен. С детства он любил мастерить игрушечные самолетики. В детство Юры ворвалась война. После войны семья переехала в город Гжатск, который впоследствии переименовали в Гагарин. После окончания ремесленного училища Юрий Гагарин работал в литейном цехе, но небо манило мальчика. Он оканчивает военное авиационное училище. После его окончания служил в военной авиации – летал на сверхзвуковых самолетах, оберегая северные рубежи нашей Родины.

Будущий космонавт был смелым, решительным, находчивым. Он редко злился, не любил ссор, а наоборот, шуткой и смехом всех мирил.

В 1960 году Юрий Гагарин начал готовиться к полету в космос в Центре подготовки космонавтов. Работал упорно, самозабвенно, с полной отдачей сил. Был отлично подготовлен физически, внимателен к товарищам. Помогал им, а те, в свою очередь, ему. Каждый хотел полететь в космос первым. Но выбор пал на Юрия Гагарина. И 12 апреля 1961 года в момент старта прозвучало его знаменитое «Поехали!».

IIПостановка темы урока.
– Прочитайте название  темы нашего урока. Определите  цель  урока

III. Работа в тетради.
– Откройте тетради, запишите дату.

– В ходе урока нам предстоит добыть обращение Гагарина, которое адресовано вам ребята.  Но всё будет зависеть от качества вашей работы, от умения быстро и правильно выполнять задания. Чтобы открылись первые строки обращения, проведём разминку небольшим тестом. Но, прежде чем начнём работу с тестом, познакомимся с необычным оценочным листом.

– Переверните голубые листочки, лежащие у вас на парте. Что вы видите? (Созвездие малой и большой медведицы).

Условие: кто правильно выполнит первое  задание теста, закрасит первую звёздочку созвездия Большой медведицы. Оценку 5 за тест получит тот, кто зажжёт все звёздочки Большой медведицы. Сколько звёзд у созвездия Большой медведицы?  И заданий в тесте тоже семь.

IV. Тест
1. Наибольшим числом является: 
1) 70 058                    2) 70 085                    3) 70 508                    4) 70 805

Проверка. Закрасьте красным цветом первую звездочку.

2. Представьте число 60 074 в виде суммы разрядных слагаемых: 
1) 60 000 + 70 + 4                   2) 600+ 70+ 4            
3) 60 000 + 74                        4) 6 000 + 70 + 4

3.Число содержащее 49 тысяч и 90 единиц – это… 
1) 499             2) 4 099                3) 490 090                        4) 49 090

4.Чему равно число, содержащее 8 единиц I класса 202 единицы II класса: 
1) 208        2) 20 028              3) 20 208                    4) 202 008     

5.Укажи верную запись числа, состоящую из 5 сотен тысяч, 7 десятков тысяч, 3 сотен и 4 единиц: 
1) 573 004            2) 570 304                  3) 507 304                        4) 570 340

6. Найди число, которое состоит из 3 единиц III класса, 79 единиц II класса и 508 единиц I класса:

  1. 30 079 508                 3) 300 079 508          
  2. 3 079 508                   4) 307 958     

7. Цифра 8 в записи чисел 208 297 означает: 
1) десятки класса единиц                3) сотни класса единиц
2) единицы класса тысяч                4) десятки класса тысяч

– Встаньте те, кто зажёг на своём импровизированном небе все 7 звёзд созвездия Большой медведицы. Вы за тест получаете оценку 5, и вы зажигаете первую звезду у созвездия Малой медведицы. Оценку 5, за урок получит тот, кто зажжёт на своём импровизированном небе как можно больше звёзд у созвездия Малой медведицы.

К тому же мы выполнили первое задание и открываются первые строки обращения  Ю.А.Гагарина к вам:  «Хорошо  учитесь.  Путь…» 

V.  Минутка чистописания.
Запишите числа в порядке возрастания:
13 954 380, 1 325, 337, 1 522 488, 13 954 270, 1 385 361.

Проверка. Кто не ошибся, закрасьте вторую звезду   созвездия Малой медведицы.

VI. Математический диктант.
Запишите цифрами выделенные числа.

1. Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток» пролетел сорок одну тысячу километров 
2. Герман Титов на «Востоке – 2» – 
семьсот три тысячи сто километров 
3. Андриян Николаев на «Востоке – 3» – 
два миллиона шестьсот тридцать девять тысяч шестьсот километров.

– А сейчас поработаем в парах. Какой девиз работы в парах мы знаем? 
– Одна голова хорошо, а две лучше!                            

  1. Папа-космонавт идёт со скоростью 4км/ч. За сколько часов он пройдёт 24 км? (6ч)
  2. Космический корабль летит с одинаковой скоростью 28000км/ч. Какое расстояние он пролетит за 2 часа? (56 000 км)
  3. Увеличьте  число 4 200 на 800. (5 000)
  4. Сколько кг в 2/5 ц (40)
  5. Запиши частное чисел 108 и 9(12)
  6. Найдите площадь со стороной 30 дм  (900 дм2)

 

– Проверим ваши вычисления.

– И нам открывается продолжение обращения Ю.А.: «Хорошо  учитесь.  Путь  к  знаниям начинается  с  таблицы  умножения  и…»

– На своих оценочных листах с созвездием, закрасьте ещё одну (третью) звёздочку.

VII. Работа по теме.
– Свою работу с многозначными числами  мы продолжим по таблице. Положите перед собой таблицу разрядов и классов.

1. Запишите число, в котором:
Семьдесят единиц II класса, девятьсот единиц  I  класса.
Шесть единиц III класса, восемьсот единиц II  класса, три единицы  I  класса.
2.  Запиши число, в котором:
3 сот. тыс. 5 дес. тыс. 4 ед. тыс. 8 сот. 1 ед.
2 сот. тыс. 8 ед. тыс. 3 сот. 7 дес.
8 сот. млн. 1 дес. тыс. 3 ед.

– Читаем продолжение высказывания:  «Хорошо  учитесь.  Путь  к  знаниям начинается  с  
таблицы  умножения  и первого  диктанта.  Часто говорят,  что…»

– Встаньте те, кто в записи чисел не допустил ошибки, закрасьте ещё одну (четвёртую) звёздочку.

VIII.  Физминутка
Дотянись до звёзд.

– Встаньте все, пожалуйста. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох…
– Закройте глаза. Представьте, что над вами ночное небо, усыпанное звёздами. Посмотри на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у тебя с твоей мечтой, желанием что–либо иметь или кем-либо стать.
– Теперь откройте глаза и протяните руки к небу, чтобы дотянуться до самой звезды. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно сможете достать рукой свою звезду. Снимите её с неба и бережно положите перед собой в красивую просторную корзину…
– Опустите руки и закройте глаза. Выберите прямо у себя над головой другую сверкающую звездочку, которая напоминает каждому из вас о другой вашей мечте.
– Теперь откройте глаза, потянитесь обеими руками как можно выше и достаньте до неба. Сорвите эту звезду с неба и положите в корзинку к первой звезде…

IX. Работа по теме.

– Продолжаем работу в тетрадях. Давайте вспомним порядок сравнения многозначных чисел.

1. Проверяем количество разрядов в обоих числах: больше то число, в котором разрядов больше.
2. Если разрядов в числах одинаковое количество, то сравниваем количество единиц поразрядно, как только найден разряд с разным количеством единиц, устанавливается знак сравнения. 
– Запиши пары чисел. Поставь нужные знаки.
12946…12945
9999…10000
163440…163578

Проверяем. Сделайте вывод о способах сравнения чисел. (Числа можно сравнить по числовому ряду; по количеству цифр; по разрядам).

– Читаем продолжение высказывания: «Хорошо  учитесь.  Путь  к  знаниям начинается  с  таблицы  умножения  и первого  диктанта.  Часто говорят,  чтокосмический  полёт  –  это  подвиг. А …»

– Закрасьте пятую звезду созвездия.

X. Работа в парах с величинами.
Давайте вспомним величины и поработаем с ними.
300 км = __________м. (Эта величина обозначает высоту полета космического корабля. С высоты 300 000 метров Юрий Гагарин видел облака и легкие тени на далекой милой земле.)

6 кг = _____________ г.      (Эта величина обозначает вес собаки–космонавта, летавшей в космос. Их было много: Белка, Стрелка, Чернушка, Звездочка, Пчелка, Мушка. Все они вернулись на Землю.)

3 год = ____________ мес. (Эта величина обозначает возраст собаки, которая летала в космос.)

108 мин. = ______ час. _______ мин. (Эта величина обозначает время, за которое космический корабль «Восток» с Юрием Гагариным на борту совершил полный оборот вокруг нашей планеты.)
384 401 км = __________ м. (Эта величина обозначает расстояние от Земли до Луны.)

–Закрасьте шестую звезду созвездия.

XI. Решение примеров.

Задача учащихся первого ряда: найти частное чисел 37 576 и 7;
задача учащихся второго ряда: найти разность чисел 7 002 311 и 3 647 805;
задача учащихся третьего ряда: найти произведение  17 924 и 6.

И вот перед нами полное обращение Ю.А. 
«Хорошо  учитесь.  Путь  к  знаниям начинается  с  таблицы  умножения  и первого  диктанта.  Часто говорят,  что космический  полёт  –  это  подвиг. А  к  подвигу  готовятся.  И на утренней зарядке,  и  за  партой,  и  в  походе».            Ю.А.Гагарин.                     

– О чём хотел сказать нам Ю. Гагарин.

–  Закрасим последнюю полярную звезду   созвездия. А знаете ли вы ребята, какое второе название у этой звезды?

– Полярную звезду ещё называют Путеводной звездой. Задолго до изобретения компаса люди уже странствовали и по морям и по пустыням, находя свой путь по солнцу и звездам. Они  заметили среди всех звезд, кружащихся в небе и совершающих один оборот каждые сутки, одну, почти совсем неподвижную. Эту звездочку, находящуюся чуть ли не точно над Северным полюсом Земли, мы теперь зовем Полярной; землепроходцы же и мореплаватели древности почтительно именовали ее Путеводной; по ней было всего надежней узнавать страны света: ведь она неизменно стояла точно на севере.

В заключение урока, я хочу пожелать Вам, как выпускникам нашей школы, чтобы у каждого из вас в мечтах, была своя путеводная звезда. Следуйте ей, не уклоняйтесь от своего пути и, вне всякого сомнения, вы добьётесь заветных целей. У Юрия Гагарина была своя мечта – это небо и его Путеводная звезда привела его нему! Желаю и вам успехов!

XII. Итог урока.
– Чему был посвящён наш урок?
–  Какие знания и умения нам помогали достичь поставленной цели?
–  Встаньте, пожалуйста, те, кто сегодня на уроке чувствовал себя уверенным, добившимся успеха?
– Встаньте те, кто зажёг на созвездии  малой медведицы все 7 звёзд. Вы получаете за урок 
оценку 5.

Рефлексия. 
– Я довольна вашей работой на уроке. Всем спасибо за работу

XIII. Домашнее задание. 
– По окончании 4 класса вам предстоит ВПР. И вашим домашним заданием будет тест из части А. Я уверена, что вы справитесь.

Таблица разрядов и классов.

http://evenkia-school.ru/fest_pi/otkryt_urok/Babeshkina_OG/pic1.jpg

Отсутствие единиц какого–либо разряда обозначается цифрой 0.

1. Запиши число, в котором:
Семьдесят единиц II класса, девятьсот единиц  I  класса.
Шесть единиц III класса, восемьсот единиц II  класса, три единицы  I  класса.

2.  Запиши  число, в котором:
3 сот. тыс. 5 дес. тыс. 4 ед. тыс. 8 сот. 1 ед.
2 сот. тыс. 8 ед. тыс. 3 сот. 7 дес.
8 сот. млн. 1 дес. тыс. 3 ед.

Тест
1. Наибольшим числом является: 
1) 70 058                    2) 70 085                    3) 70 508                    4) 70 805

2.Представьчисло 60 074 в виде суммы разрядных слагаемых: 
1) 60 000 + 70 + 4                   2) 600+ 70+ 4            
3) 60 000 + 74                        4) 6 000 + 70 + 4

3.Число содержащее 49 тысяч и 90 единиц– это… 
1) 499             2) 4 099                3) 490 090                        4) 49 090

4.Чему равно число, содержащее 8 единиц I класса 202 единицы II класса: 
1) 208        2) 20 028              3) 20 208                    4)202 008      

5.Укажи  верную запись числа, состоящую из 5 сотен тысяч, 7 десятков тысяч, 3 сотен и 4 единиц: 
1) 573 004            2) 570 304                  3) 507 304                        4) 570 340

6. Найди число, которое состоит из 3 единиц III класса, 79 единиц II класса и 508 единиц I класса:

  1. 30 079 508                 3) 300 079 508          
  2. 3 079 508                   4) 307 958     

7. Цифра 8 в записи чисел 208 297 означает: 
1) десятки класса единиц                3) сотни класса единиц
2) единицы класса тысяч                4) десятки класса тысяч

Работа в парах.

300 км = __________ м
6 кг = _____________ г
3 год = ____________ мес. 
108 мин. = ______ час _______ мин. 
384 401 км = __________ м

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к технологической карте по математике на тему "Умножение многозначного числа на однозначное"

Презентация составлена к технологической карте по математике на тему "Умножение многозначного числа на однозначное"УМК "Начальная школа ХХI века", 3 класс...

Технологическая карта урока математики "Сложение и вычитание многозначных чисел"

Технологическая карта урока математики "Сложение и вычитание многозначных чисел" в 4 классе...

Технологическая карта урока математики по теме ""Сравнение многозначных чисел в разных системах счисления" (система Эльконина–Давыдова)

Цель урока: «Открыть» способ сравнения для многозначных чисел в разных системах счисления.Задачи:Образовательные:1) повторить способы сравнения многозначных чисел в одинаковых система...

Технологическая карта урока математики. Тема урока: "Сложение многозначных чисел", 4 класс

Технологическая карта урока математики в 4 классе, УМК "Начальная школа 21 века",тема урока: "Сложение многозначных чисел"....

Технологическая карта урока математики "Арифметические действия с многозначными числами" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Задачи урокаДидактические:1. обобщить и систематизировать знания о порядке выполнения арифметических действий;2. формировать умение определять порядок выполнения арифметических действий.Развивающие:1....

Технологическая карта урока математики "Алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное число" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель урока: закрепление алгоритма письменного умножения многозначного числа на однозначное числоЗадачи урокаДидактические:повторить табличное умножение, нумерацию многозначных чисел;улучшить навык умн...

Технологическая карта урока математики по теме "Умножение многозначного числа на однозначное" (УМК "Начальная школа XXI века" 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование умения умножать трехзначные числа на однозначные.Задачи урокаДидактические:1. Познакомить обучающихся с правилами умн...