Конспект урока по математике "Решение текстовых задач"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Малаева Анна Васильевна

Данный урок направлен на формирование функциональной (математической) грамотности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Региональный конкурс методических разработок, направленных

на формирование, развитие и оценку функциональной

грамотности обучающихся образовательных организаций

Мурманской области

«Лучшая методическая разработка урока/внеурочного мероприятия, направленного на формирование и оценку функциональной грамотности учащихся начальной школы»

Конспект урока математики в 4 класс "Решение текстовых задач"

Автор: Малаева Анна Васильевна, учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Мурманска "Средняя общеобразовательная школа № 11",  г. Мурманск

Структура методической разработки

1. Пояснительная записка.

1.1. Номинация конкурса: «Лучшая методическая разработка урока/внеурочного мероприятия, направленного на формирование и оценку функциональной грамотности учащихся начальной школы».

1.2. Вид функциональной грамотности: математическая грамотность.

1.3. Тема и обоснование её выбора (актуальность) : "Решение текстовых задач".

В программе развития УУД отмечается, что сюжетные математические задачи являются моделями жизненных ситуаций, связующим звеном между разнообразными сюжетами реального мира и строгими формами математических выражений и операций

В материал  для задач необходимо включать ситуации из повседневной жизни – расчет времени выхода в школу, чтобы вовремя приходить, стоимость экскурсионной поездки, если известна стоимость транспорта  и количество ребят, стоимость электроэнергии по показаниям счетчика и цены к/часа и т.д.

Такие задачи в жизни ребята, наверняка, не решали, ведь подобные задачи в жизни решают родители/взрослые, но ребята приобретают практический опыт, которым реально могут воспользоваться.        

Таким образом, формируя общие способы и методы решения сюжетных математических задач, мы учим детей определенным образом действовать  на основе математических знаний, в ситуациях, возникающих в повседневной жизни.

1.4. Целевая аудитория (с указанием возраста/класса): обучающиеся 4 класса, 10-11 лет.

1.5. Роль и место конкурсного мероприятия в формирования функциональной грамотности (связь с другими мероприятиями, преемственность):

Конспект урока по математике для 4 класса разработан к УМК "Школа России" и  нацелен на отработку навыка решения текстовых задач. Данный урок связан с другими в системе закрепления и отработки навыка.

1.6. Цель, задачи и планируемые результаты.

Цель: формирование математической грамотности посредством решения учебно-практических задач.

Задачи: 

I. Образовательные.

  1. Совершенствовать умение решать текстовые задачи.
  2. Продолжить работу по формированию вычислительных навыков.

II. Развивающие.

  1. Развивать умение рассуждать, делать выводы.
  2. Формировать познавательную активность.

III. Воспитательные.

  1. Воспитывать умение работать в коллективе.
  2. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
  3. Формировать умение правильно организовывать свою учебную деятельность.

Планируемые результаты: учащиеся закрепят навыки счёта; научатся решать задачи разных видов; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

Формируемые УУД:

Регулятивные: совершенствовать  умение ставить учебную задачу, контролировать, корректировать и оценивать свою работу, выбирать способы и приемы действий.

Познавательные: развивать математическую речь, внимание, память;

 - совершенствовать умение отбирать информацию, представлять ее в виде схем; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: развивать умение сотрудничать с одноклассниками.

Личностные: понимание значения математических знаний в собственной жизни; проявлять творческое отношение к процессу обучения; проявлять эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме.

1.7. Форма проведение и обоснование её выбора: групповая, фронтальная, индивидуальная.

У каждого учителя может быть свой путь и свои способы организации обучения. Одним из критериев качественного обучения является умение воспроизвести знания и применить их на практике в различных ситуациях. Для этого нужно иметь опыт учебного сотрудничества. Чтобы усилить это направление в работе, я применила на уроке групповую форму работы. Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей.

1.8. Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов.

Педагогические технологии: групповое обучение, здоровьесберегающая технология, разноуровневое обучение.

Методы: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый.

Приемы: беседа, упражнение, дидактические игры.

1.9. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения конкурсного мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.): персональный компьютер для показа презентации, принтер для печати наглядности, раздаточный материал (рабочий лист, номера столов, карточки с ребусами, карточки для организации групповой работы, разноцветные камушки (можно заменить)).

1.10. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы по формированию функциональной грамотности.

Рекомендую использовать данный урок в системе формирования математической функциональной грамотности при закреплении материала.

Так как задачи разные по уровню сложности, есть возможность создать распределить по группам каждого ребенка с учетом его способностей, создавая ситуацию успеха. Это позволит применить дифференциацию.

Также рекомендую для решения каждой задачи приготовить карточку-помощницу. Например, с краткой записью или планом решения.

2. Основная часть.

2.1. Описание подготовки.

Необходимо заранее распределить обучающихся с учетом их способностей для создания ситуации успеха на группы, определиться с ролью каждого ребенка в группе. Для проведения урока необходимо подготовить раздаточный материал: рабочие листы, карточки с номером группы, карточки с выражением для устного счета, ребусы, карточки для организации групповой работы. (См. приложения). Для рефлексии - разноцветные камушки (можно заменить).

2.2. Описание проведения: конспект урока математики в 4 классе.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Обучающиеся разделены на 6 групп.

- Здравствуйте, дорогие ребята.

2. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

- Сегодня урок математики пройдет под девизом «Учимся не для школы, а для жизни!».

- Подпишите свой рабочий лист.

Актуализация знаний (Устный счет)

- Сейчас вам предстоит работа в группе. Вспомним основные правила работы в группах (Слайд 1).

Правила работы в группе.

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Говори только по делу.

5. Работайте дружно, помогайте друг другу.

Детям выдаются карточки.

- Найдите значение выражения.

45*10:9+90-36=  104  

(186+24):3*8:1=  560  

(64+96):4*9-62=  298    

480:4*5-50+300=850  

440*2:8-101=9

100:25*24*4-184=200

3. Определение темы урока, постановка целей.

- Поставьте числа в порядке возрастания и назовите полученной слово (Слайд 2).

104 - а

200 - д

9 - з

560 - ч

298 - а

850 - а

9

104

200

298

560

850

з

а

д

а

ч

а

(Ответ: задача)

- Итак, сформулируйте тему урока, продолжив фразу: "Решение текстовых ... (задач)". Тема урока - на доске. 

- Запишите тему в рабочий лист урока.

- Как вы понимаете значение слова «задача», подберите синонимы?

Примерные ответы обучающихся: задание, поручение.

- Как вы думаете, какая ваша задача на сегодняшнем уроке?

Примерные ответы обучающихсяучиться решать задачи, рассуждать, внимательно слушать/читать, понимать новую информацию.

- Зачем вам нужно уметь решать задачи?

Примерные ответы учащихся: учиться принимать решения в различных жизненных ситуациях.

4. Работа по теме урока.

- Верно, ребята. Сегодня на уроке мы будем отрабатывать умение решать задачи, содержащие жизненные ситуации на примере одного дня жизни из семьи Скворцовых (Слайд 3).

- Для начала узнаем, где каждому члену семьи предстоит встретится с решением задач. У каждой группы на столах лежат карточка под № 2, переверните ее и выполните задание.

Работа в группе.

1 группа: дочка Катя, ребус (Ответ: школа)

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0259/0011c920-4b2b15aa/img24.jpg

2 группа: мама Лариса, ребус (Ответ: магазин)

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/1289/000087b8-be0e096b/img28.jpg

        

3 группа: мама Лариса, ребус (ответ: ателье)

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0cee/0004eeed-c243dafd/img29.jpg

4 группа: папа Виктор, ребус (ответ: работа)

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/1289/000087b8-be0e096b/img54.jpg

5 группа: сын Сережа, ребус (ответ: валюта)

https://sun9-18.userapi.com/impg/c858432/v858432298/1421ec/sdQxbVTRGao.jpg?size=604x267&quality=96&sign=9deeaf99332bb8bb0336d322d2f14863&type=album

6 группа: семейный поход в кинотеатр, ребус (ответ: кинотеатр)

C:\Users\HOME\Desktop\загруженное.png

- Итак, 1 группа будет помогать Кате собраться в школу, 2 группа - маме в магазине, 3 группа - в ателье, 4 группа поможет папе решить рабочий вопрос, 5 группа - Сереже обменять валюту, а 6 группа поможет сходить семье в кинотеатр (Слайд 4).

- Предлагаю сначала набраться сил.

Физкульминутка.

Так проворны наши руки, 
Нет им времени для скуки. 
Руки вверх, вперёд, назад. 
С ними можно полетать. 
Мы на пояс их поставим 
И наклоны делать станем. 
Ими можно помахать, 
А, прижав, тихонько спать. 
Руки вверх поднимем выше 
И легко-легко подышим.

Работа в группе.

- Сейчас каждой группе необходимо решить задачу (1 группа - задачу под № 1, вторая группа - под № 2 и т.д.) Время на обсуждение решения и его оформление - 7 минут.

Если ребята затрудняются решить, можно выдать карточку-помошницу с краткой записью или планом решения.

- Время вышло. Хочу напомнить правила обсуждения ответов.

- Будьте внимательны. Представитель группы отвечает, а вы слушаете и…(слышите), смотрите и…(видите), думаете и…(оцениваете).  

На доске висят карточки, напоминающие данное правило (ухо, глаз, сигнальные карточки).

Каждая группа выступает с ответом, записывая решение задачи на доске. Другие группы - в рабочий лист. После ответа одной команды, другие оценивают правильность решения, показывая сигнальную карточку ("плюс" или "минус").

5. Подведение итогов урока.

- Сегодня на уроке мы закрепляли умение решать текстовые задачи.

- Важно ли уметь решать задачи? Почему?

- Закончите предложение (Слайд 5):

Сегодня на уроке я узнал…

Теперь я могу…

Было трудно…

Мне захотелось…

Мне было интересно…

6. Рефлексия.

Приём «Камушек»

Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано "Переверни и ты узнаешь что-то новое”

Он долго и с огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он все же перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне "Зачем ты ищешь новые знания, если ты не обращаешь внимания на то, что уже знаешь. И зачем тебе знать, если то, что ты знаешь, ты не обращаешь в действие".

- Надеюсь, что знания, которые вы получили сегодня на занятии, помогут вам в дальнейшем, и вы сможете их применить в жизни.

Подойдите и опустите камень в один из стаканов:

В первый – если вам было интересно на уроке, вы были активны, и вы узнали новое о задачах.

Во второй стакан – вам предстоит заново изучить теорию, чтобы понять как решать задачи.

В третий стакан – если урок для вас был просто тяжелым камнем, вам было скучно и неинтересно на нём.

Поставьте себе такую отметку, какую, по вашему мнению, вы заработали сегодня на уроке.

7. Домашнее задание

-Всем большое спасибо! Вы очень хорошие и дружные ребята! Благодарю вас за помощь в проведении сегодняшнего урока математики! До свидания!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правила работы в группе 1.Умей выслушать собеседника, не перебивай. 2. Не согласен – объясни, почему. 3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо. 4. Говори только по делу. 5. Работайте дружно, помогайте друг другу.

Слайд 2

Устный счёт 104 200 9 560 298 850 а д з ч а а

Слайд 3

Гости урока – семья Скворцовых Здравствуйте, ребята!

Слайд 4

Распорядок дня Скворцовых

Слайд 5

Закончи предложение Сегодня на уроке я узнал… Теперь я могу… Было трудно… Мне захотелось… Мне было интересно…



Предварительный просмотр:

https://www.agcentrum.pl/blog/wp-content/uploads/2018/10/plus-minus.jpghttps://www.agcentrum.pl/blog/wp-content/uploads/2018/10/plus-minus.jpghttps://www.agcentrum.pl/blog/wp-content/uploads/2018/10/plus-minus.jpg

https://cdn.steemitimages.com/DQmZom8eEzhbsnj3DtzEJYbd2ZALdH1tSJQ73VRJjsF9bZx/51618_7144402_1406620_8828402c_image.jpghttps://www.agcentrum.pl/blog/wp-content/uploads/2018/10/plus-minus.jpghttps://risunci.com/wp-content/uploads/2019/02/3-71.jpg



Предварительный просмотр:

45*10:9+90-36=  

(186+24):3*8:1=  

(64+96):4*9-62=  

480:4*5-50+300=

440*2:8-101=

100:25*24*4-184=



Предварительный просмотр:

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0cee/0004eeed-c243dafd/img29.jpg

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/1289/000087b8-be0e096b/img54.jpg

https://sun9-18.userapi.com/impg/c858432/v858432298/1421ec/sdQxbVTRGao.jpg?size=604x267&quality=96&sign=9deeaf99332bb8bb0336d322d2f14863&type=album

C:\Users\HOME\Desktop\загруженное.png

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/1289/000087b8-be0e096b/img28.jpghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0259/0011c920-4b2b15aa/img24.jpghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0259/0011c920-4b2b15aa/img24.jpghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0259/0011c920-4b2b15aa/img24.jpghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0259/0011c920-4b2b15aa/img24.jpghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0259/0011c920-4b2b15aa/img24.jpghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0259/0011c920-4b2b15aa/img24.jpg


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока математики в 1 классе. Игра-путешествие "Цирковое представление зверей". Тема урока "Закрепление. Решение текстовых задач".

Открытый урок математики игра-путешествие  по  учебной программе "Школа России" был проведен во время посещения школы детьми подготовительной группы детского сада. Такие уроки помогают понят...

Конспект урока математики.Тема. Решение задач на движение. Урок-закрепление.

Цели и задачи урока: 1. образовательные1.1.Закрепить и систематизировать знания  учащихся  о  скорости, времени, расстоянии; формировать  вычислительные  навыки, навыки...

Конспект урока “Пересечение множеств. Текстовый редактор Word. Создание одинаковых фрагментов текста” (3 класс)

Тема: “Пересечение множеств. Текстовый редактор Word.Создание одинаковых фрагментов текста”Цели: познакомить с понятием пересечение множеств; научиться создавать одинаковые фрагменты текст...

Конспект урока по математике "Решение задач, раскрывающих смысл умножения и деления. Задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость".", 2 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя:знакомство с новым типом задач с величинами «цена», «количество», «стоимость»;формирование умений решать задачи с величинами «цена&r...

Конспект урока по математике. Тема: "Задача. Решение задач"

Урок построен на использовании регионального компонента....

Технологическая карта урока математики "Решение текстовых задач" (4 класс), УМК "Школа России"

Цель урока: закрепление полученных знаний, умений и навыков.Задачи урока:Дидактические:1. Закрепить вычислительные навыки, умение решать задачи изученного вида2. Устранить пробелы в знаниях о решении ...