Активные приёмы работы с текстом на уроке математики.Таблица как форма записи условия при решении разного вида задач. Статья.
статья по математике (3 класс)

Порошина Ольга Алексеевна

Использование таблиц на уроке математики. Таблица как форма записи условия при  решении разного вида задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активные приёмы работы с текстом на уроке математики.

     Главная особенность работы с текстом на уроке  математики в том, что  ученикам  приходится работать с нехудожественными  текстами, которые характеризуются установкой на однозначность восприятия.

     На уроках математики встречаются и сплошные тексты (статья в учебнике) и, чаще всего, несплошные. К несплошным текстам относятся таблицы, графики, схемы, диаграммы.

    Одной из самых эффективных форм подачи, систематизации и  моделирования информации являются таблицы.

Умение использовать различные способы кодирования информации в знаково-символической или графической форме – это метапредметное (познавательное) умение. Однако в курсе изучения математики в 1- 4 классах умение работать с таблицами является и предметным результатом. Данные планируемые результаты формируются при работе с информацией и решении задач (слайд )

Виды таблиц на уроках математики в начальной школе (слайды):

Информационные таблицы содержат данные, которые ученику нужно использовать при выполнении задания. Могут быть указаны площади стран, количество попаданий… и другие показатели. Дети получают задания: «найди информацию», «классифицируй», «расположи по уменьшению» (и возрастанию), «сделай вычисления», «составь вопросы по таблице» и т.д.

К информационным таблицам можно отнести таблицы, заполняемые  по результатам выполнения практической работы;
Справочные таблицы в первом классе показывают числа в пределах 20 с разных точек зрения. И далее, они помогают познакомить учеников с названиями чисел, видами вычислений, разрядами чисел и т.д.

Логические таблицы ставят перед учениками логические задачи: проанализировать данные, найти закономерности. Например: «дополни таблицу нужными элементами» (фигурами/числами), «продолжи запись», «сопоставь числа и формулы», «вставь подходящее число из предложенных и сделай вычисление» и т.д.
Вычислительные таблицы являются формой вычислительного задания, то есть ученики производят вычисления непосредственно в таблице. Так школьники повторяют компоненты действий и составы чисел, работают с множителями, делимыми, разностями, остатками и т.д.
Таблицы для решения задач подобны вычислительным таблицам, однако используются в заданиях с текстовыми задачами, сопровождаются иллюстрациями, схемами. Такие таблицы часто предусматривают работу с формулами и с пропорциями.

Традиционно в начальной школе таблицы составляют при решении задач:

-) на расчёт стоимости (цена, количество, стоимость);

-) задач, в которых рассматриваются процессы движения (скорость, время, расстояние);

-) на нахождение работы (производительность труда, время, объём работы);

-) на нахождение массы (масса 1 предмета, количество, общая масса / масса всех предметов);

-) логических задач.

Система заданий, направленных на формирование умений работы с таблицами, должна включать задания, развивающие умения извлекать и анализировать информацию, представленную в таблице (умение читать), а также умение представлять необходимую информацию в виде таблицы.

Использование табличной формы позволяет расположить данные компактно, наглядно и рационально. За счёт чего облегчается их анализ, вскрываются те или иные характерные особенности изучаемых явлений: сходство и различие, взаимосвязь признаков и т. п. Это достигается тем, что внутри таблицы сведения располагаются рядами и столбцами, что дает возможность охватить их взглядом и сравнить между собой.

Традиционно выделяют три этапа, по которым следует проводить работу учащихся с текстом на уроках математики:

1 этап – работа до чтения; 

2 этап – работа с текстом задачи непосредственно и решение;

3 этап-  работа после чтения и решения. 

Этапы обучения работе с таблицами при решении задач:

1.Начальный этап: понимание элементов таблицы и чертёж (слайд).

При работе с таблицами в начальной школе следует объяснить ученикам, что в самом простом случае таблица делится на строки и столбцы. Обычно каждый столбец имеет название, которое указывается в первой строке таблицы. До выполнения заданий, в которых информация представлена в таблице, необходимо отработать умение ее читать.

Это можно сделать при помощи вопросов:

-  какую информацию из нее можно извлечь;

- зачем таблица в задании;

- какая информация представлена в столбцах, в строках;

-назовите, сколько строк в таблице; сколько столбцов;

- что представлено в столбцах, в строка;

какое значение у ячейки…; какие данные в ней представлены и др.

2. Методика работы с текстом задачи на уроке.

1) Поиск информации и понимание прочитанного- подготовительная работа к решению задачи. 

Стратегии работы с текстом во время чтения:

-  чтение с остановками (беседа),

 - чтение про себя с пометками – выделение ключевых/опорных  слов (ставим перед учениками задачу: представьте себя авторами учебника, какие слова вы бы выделили для облегчения понимания задачи) или выделение цветом (например, зеленой ручкой подчёркиваем, что дано; красной – что надо найти).

2) Преобразование и интерпретация информации.

Стратегия моделирования — преобразование объекта в модель, где выделены существенные характеристики объекта.    

Построение  модели задачи, с последующим анализом, активизирует познавательную деятельность учащихся. Правильно составленные таблицы являются математическими моделями.

Таблица удовлетворяет главному требованию модели: она отражает как количественные отношения, так и структуру связей между данными величинами и искомыми.

Работа над любым видом задач начинается с простых задач ( в 1 действие). (слайд)

Большое внимание обычно уделяется задачам на нахождение цены/ количества/ стоимости и задачам на движение. Поэтому я буду использовать фрагменты уроков при решении задач на нахождение массы.

- Читаем задачу. Масса пакета с мукой – 2 кг. Узнай массу 4 таких пакетов.  Заносим данные в таблицу:                                                                                          (.)

Масса 1  пакета

Количество

Общая масса

2 кг

4п.

?

Устанавливаем взаимосвязь между понятиями «масса 1 пакета», «количество пакетов» и «масса всех пакетов» (общая масса). Рассуждаем и делаем вывод: чтобы найти массу всех предметов, нужно массу одного предмета умножить на количество предметов.

Стрелками обозначаю связь компонентов задачи (движение слева направо- умножаю) и выбор действия.

- Прочитаем вторую задачу. Масса 4 одинаковых пакетов с мукой – 8 кг. Узнай массу одного пакета.                (:)

Масса 1  пакета

Количество

Общая масса

?

4п.

8 кг

Сделаем вывод: чтобы найти массу одного предмета, нужно массу всех предметов разделить на количество предметов. Стрелками обозначаю связь компонентов задачи (движение справа  налево- делю) и выбор действия.

Аналогично работаем с третьей задачей.

Фрагменты уроков в 3 классе: решение составных задач на нахождение  массы. (слайды).

Я планирую решение таких задач на серии уроков с последующим усложнением работы

1 день-  первоначально в рабочем листе (экономим время на чертёж) дана готовая таблица. Учащиеся дополняют её из условия задачи. Работа с моделью позволяет ученикам яснее увидеть зависимости между данными и искомыми величинами и оценить задачу в целом. 

2 день- теперь предлагаем учащимся самостоятельно заполнить ячейки готовой  таблицы.

3 день- учащиеся самостоятельно озаглавливают и вносят данные в таблицу. Обращаем внимание учеников, если речь идёт о разных объектах, добавляем столбец наименование.

После заполнения таблицы (до решения) ученики самостоятельно проверяют заполнение таблицы по ключу. Анализируют и корректируют ошибки (в паре). Обсуждают план решения задачи и выполняют решение.

Каждый раз при решении задач с помощью таблицы обучающийся должен провести цепочку рассуждений (разбор задачи), которые приведут его к составлению плана решения задачи.

    Благодаря таблице текст превращается в информационную структуру со связями заданного вида.

3) Следующий этап-  проверка решения задачи- оценка информации.

Составление и решение обратной задачи.

При проверке решения задачи этим способом учащиеся, должны выполнить ряд действий: 1) подставить в текст задачи найденное число; 2) выбрать новое искомое; 3) сформулировать новую задачу; 4) решить составную задачу; 5) сравнить полученное число с тем данным первой задачи, которое было выбрано в качестве искомого, и на основе этого сравнения со ставить соответствующее умозаключения о правильности решения задачи.

Важно чтобы обучающиеся записывали полный ответ к задаче. Это приучает перед тем,  как написать ответ, еще раз прочитать вопрос задачи и спросить: «На все ли вопросы задачи я ответил?».

3. Организация дополнительной работы с решенной задачей. 

Также для развития читательской грамотности и умения решать текстовые задачи важно организовать дополнительную работу с решенной задачей.

Ученик научится решать задачи конкретного вида, когда пройдёт все этапы. Умение перейдёт в навык, когда ученик не только будет произвольно воспроизводить усвоенное, но и применять.  На этом этапе я провожу работу по изменению условия задачи, составление своей задачи по аналогии.  (Обучающие самостоятельно меняют условия задачи. Работа может быть организована в группах, парах или по рядам).

Данная таблица наглядно показывает, на каком этапе математическая и читательская грамотность соединяются – когда учащиеся начинают действовать.

Прием смыслового чтения

(читательская грамотность)

Этап решения задач

(математическая грамотность)

Умения учащихся

(читательская грамотность)

Действия учащихся

(читательская и математическая грамотность)

Поиск информации и

понимание прочитанного

Анализ содержания

задачи.

 Поиск пути решения

задачи и составление

плана ее решения

Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, находить в тексте требуемую информацию.

Читают задачу.

Находят и подчеркивают ключевые слова. По ключевым словам, пересказывают текст задачи.

Преобразование и

интерпретация

Осуществление плана

решения задачи.

Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации.

Составляют краткую запись в виде таблицы и решают задачу.

Оценка информации

Проверка решения

задачи.

Подвергать сомнению достоверность получаемой информации, обнаруживать её.

Подставляют полученный результат в текст вопроса.

Сделаю вывод: Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. На уроках математики активным приёмом работы с текстом является таблица. Она как модель помогает анализировать текст задачи, определить ход мыслительного процесса (верно выбрать действие) и, соответственно, решить задачу. Таблица будет помогать в обучении, если соблюдены основные принципы работы с ней.

  1. Таблица  должна быть «живой», действенной моделью, создаваться самим учеником (совместно с учителем).
  2. Принцип единообразия.  Величины, занесенные в первый и третий столбики таблицы, должны находиться в прямопропорциональной зависимости.
  3. Таблица должна помогать анализу данных, не обременять решение.
  4. Принцип преемственности. Обучение составлению таблиц должно начинаться в период обучения решению арифметических задач в начальных классах и продолжаться в 5 - 6 классах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Активные приёмы работы с текстом на уроке математики Порошина Ольга Алексеевна – учитель начальных классов

Слайд 2

Главная особенность работы с текстом на уроке математики в том, что ученикам приходится работать с нехудожественными текстами , которые характеризуются установкой на однозначность восприятия. На уроках математики встречаются и сплошные тексты (статья в учебнике) и, чаще всего, несплошные. К несплошным текстам относятся таблицы, графики, схемы, диаграммы. Одной из самых эффективных форм подачи, систематизации и моделирования информации являются таблицы.

Слайд 3

Планируемые результаты обучения по курсу «Математика». Предметные результаты. 1 класс РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ Учащийся получит возможность научиться: — читать простейшие готовые схемы, таблицы; — выявлять простейшие закономерности, работать с табличными данными. 2 класс РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ Учащийся научится: — читать несложные готовые таблицы; — заполнять таблицы с пропусками на нахождение неизвестного компонента действия; — составлять простейшие таблицы по результатам выполнения практической работы; 3 класс РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ Учащийся научится: — выполнять краткую запись задачи, используя различные формы: таблицу, чертёж, схему и т. д.; — составлять задачу по её краткой записи, представленной в различных формах (таблица, схема, чертёж и т. д.); Учащийся научится: — устанавливать закономерность по данным таблицы; — заполнять таблицу в соответствии с выявленной закономерностью; Учащийся получит возможность научиться: — составлять простейшие таблицы, диаграммы по результатам выполнения практической работы; 4 класс РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ Учащийся получит возможность научиться: — сравнивать и обобщать информацию, представленную в виде таблицы или диаграммы;

Слайд 4

Виды таблиц на уроках математики в начальной школе: 1. Информационные таблицы содержат данные, которые ученику нужно использовать при выполнении задания.

Слайд 5

К информационным таблицам можно отнести таблицы, заполняемые по результатам выполнения практической работы ;

Слайд 6

2. Справочные таблицы- они помогают познакомить учеников с названиями чисел, видами вычислений, разрядами чисел и т.д. Таблица умножения Пифагора Римские цифры

Слайд 7

3. Логические таблицы ставят перед учениками логические задачи: проанализировать данные, найти закономерности.

Слайд 8

4. Вычислительные таблицы являются формой вычислительного задания, то есть ученики производят вычисления непосредственно в таблице.

Слайд 9

5. Таблицы для решения задач подобны вычислительным таблицам, однако используются в заданиях с текстовыми задачами, могут сопровождаться иллюстрациями, схемами. Традиционно таблицы составляют при решении задач: -) на расчёт стоимости (цена, количество, стоимость); -) задач в которых рассматриваются процессы движения (скорость, время, расстояние); -) на нахождение работы (производительность труда, время, объём работы); -) на нахождение массы (масса 1 предмета, количество, общая масса / масса всех предметов); -) логических задач.

Слайд 10

Этапы обучения работе с таблицами при решении задач: 1. Начальный этап : понимание элементов таблицы и чертёж .

Слайд 11

2. Методика работы с текстом задачи на уроке . 1) Поиск информации и понимание прочитанного- п одготовительная работа к решению задачи. Стратегии работы с текстом во время чтения. - чтение с остановками (беседа), - чтение про себя с пометками – выделение ключевых слов или выделение цветом (зеленой ручкой подчёркиваем, что дано; красной – что надо найти).

Слайд 12

2) Преобразование и интерпретация информации . Стратегия моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта. Построение модели задачи, с последующим анализом, активизирует познавательную деятельность учащихся. Таблица удовлетворяет главному требованию модели: она отражает как количественные отношения, так и структуру связей между данными величинами и искомыми.

Слайд 13

Работа над любым видом задач начинается с простых задач. - Читаем задачу. Масса пакета с мукой – 2 кг. Узнай массу 4 таких пакетов. Заносим данные в таблицу: Устанавливаем взаимосвязь между понятиями «масса 1 пакета», «количество пакетов» и «масса всех пакетов» (общая масса). Рассуждаем и делаем вывод: чтобы найти массу всех предметов, нужно массу одного предмета умножить на количество предметов . Прочитаем вторую задачу. Масса 4 одинаковых пакетов с мукой – 8 кг. Узнай массу одного пакета. Сделаем вывод: чтобы найти массу одного предмета, нужно массу всех предметов разделить на количество предметов . Аналогично работаем с третьей задачей. . = = :

Слайд 14

Фрагменты уроков в 3 классе: решение составных задач на нахождение массы. 1 день Первоначально в рабочем листе (экономим время на чертёж) дана готовая таблица. Учащиеся дополняют её из условия задачи. Работа с моделью позволяет ученикам яснее увидеть зависимости между данными и искомыми величинами и оценить задачу в целом. 2 день Затем предлагаем учащимся самостоятельно заполнить ячейки таблицы.

Слайд 15

3 день Обращаем внимание учеников, если речь идёт о разных объектах, добавляем столбец наименование. Учащиеся самостоятельно озаглавливают и вносят данные в таблицу. Самостоятельно проверяют заполнение таблицы по ключу.

Слайд 16

Каждый раз при решении задач с помощью таблицы обучающийся должен провести цепочку рассуждений (разбор задачи), которые приведут его к составлению плана решения задачи . Благодаря таблице текст превращается в информационную структуру со связями заданного вида.

Слайд 17

3) Следующий этап в методической литературе называют проверка решения задачи- оценка информации. Составление и решение обратной задачи. Важно чтобы обучающиеся записывали полный ответ к задаче. Это приучает перед тем как написать ответ, еще раз прочитать вопрос задачи и спросить: «На все ли вопросы задачи ответил ?». 4) Организация дополнительной работы с решенной задачей Также для развития читательской грамотности и умения решать текстовые задачи важно организовать дополнительную работу с решенной задачей. Изменение условия задачи. (Обучающие самостоятельно меняют условия задачи. Работа может быть организованна в группах, парах или по рядам)

Слайд 18

Основные принципы работы с таблицей: 1.Таблица должна быть «живой», действенной моделью, создаваться самим учеником (на начальных этапах совместно с учителем). 2. Принцип единообразия. Величины, занесенные в первый и третий столбики таблицы, должны находиться в прямопропорциональной зависимости. 3. Таблица должна помогать анализу данных, не обременять решение. 4. Принцип системности и преемственности. Обучение составлению таблиц должно начинаться в период обучения решению арифметических задач с 1 класса на протяжении 4 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные технологические приёмы работы с текстом на уроке

Современная стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновления образования должны быть положены «ключевые компетентности». Новое качество обучения требует разрабо...

Приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения

В новых образовательных стандартах среди планируемых результатов освоения учебных программ,  особое внимание уделяется умениям смыслового чтения и работе с текстом по классам. Работа с инф...

Статья " Приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения".

Поэтапные виды работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО....

Нестандартные формы и приёмы работы с текстом на уроках ОРКСЭ

В своей статье я описала нестандартные формы и приемы работы с текстом на уроках ОРКСЭ. Данные формы и приемы способствуют глубокому пониманию и усвоению материала. Игровой материал сделает урок ярким...

"Формы, методы и приёмы работы с текстом на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах"

Формы, методы и приёмы работы с текстом  на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах...

Активные приёмы работы с текстом на уроке математики.

Выступление на семинаре по формированию читательской грамотности. Одной из самых эффективных форм подачи, систематизации и  моделирования информации являются таблицы. Работа с таблицами на уроках...

Интерактивные методы, формы и приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения, как способ повышения мотивации и познавательной активности младших школьников.

Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны...